Как называется литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия


Как называется литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия

ПОТИР — (греч. poter). Чаша, в которой на литургии вино смешивается с водою из которой причащаются. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОТИР (или чаша) церковный сосуд, употребляемый при литургии и освящении… … Словарь иностранных слов русского языка
Потир — боярыни А.И. Морозовой. Золото, драгоценные камни, эмаль. 1664. Государственные музеи Московского Кремля. ПОТИР (греческое poter чаша, кубок), литургический сосуд для освящения вина или принятия причастия чаша на высокой ножке, часто из… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Потир — (от греч. poter чаша, кубок), литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней. Потир. Мрамор, золотая оправа. 1449. Мастер Иван Фомин. Загорский… … Художественная энциклопедия

потир — сосуд, остензорий Словарь русских синонимов. потир сущ., кол во синонимов: 3 • остензорий (1) • сосуд … Словарь синонимов

ПОТИР — (греч. poter) литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней … Большой Энциклопедический словарь

ПОТИР — ПОТИР, потира, муж. (греч. poter) (церк.). Большая чаша, употр. в христианском культовом обряде. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОТИР — муж., греч. чаша с поддоном, в коей, во время литургии, возносятся Святые Дары. Потирная чаша. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Потир — (pothr) греческое название чаши, из которой православныехристиане причащаются тела и крови Христовых. Она употребляется вевхаристии по примеру самого И. Христа и апостолов (1 Кор. X, 16) и, посвидетельству отцов церкви, употреблялась непрерывно.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Потир — литургич. сосуд в форме чаши на высокой ножке. Во время литургии в П. наливается вино и опускаются частицы хлеба из просфор для причастия. П. изготавливаются из полудраг. и драг. (золота, серебра) металлов, украшаются полудраг. и драг. камнями,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Потир — (от греч. poter чаша, кубок) литургический сосуд для освящения вина (и принятия причастия) в виде чаши на высокой ножке. П., известные со 2 в. н. э., изготовлялись из золота, серебра, бронзы, поделочных камней, украшались драгоценными… … Большая советская энциклопедия

Источник статьи: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/109987

Церковный сосуд для принятия причастия

Последняя бука буква “р”

Ответ на вопрос “Церковный сосуд для принятия причастия “, 5 букв: потир

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова потир

м. греч. чаша с поддоном, в коей, во время литургии, возносятся Святые Дары. Потирная чаша

Драгоценная чаша для причастия

Кубок для причастия

Древнегреческий сосуд для освящения вина

Символизирует чашу Грааля

Сосуд для принятия причастия, чаша на высокой ножке

Чаша для освящения вина

Определение слова потир в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г. ПОТИР (греч. poter) литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия – чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней.

Церковный сосуд

Последняя бука буква “р”

Ответ на вопрос “Церковный сосуд “, 5 букв: потир

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова потир

Сосуд для освящения вина и принятия причастия

Сосуд для принятия причастия, чаша на высокой ножке

Церковная высокая чаша

Чаша для религиозных обрядов

Чаша на высокой ножке для красного вина

Литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия

Примеры употребления слова потир в литературе.

Причт Аахенского собора внял настойчивым доводам Флори и бутурлинским дублонам, и когда после молебствия тяжелая медная доска поддалась усилиям церковных сторожей, перед собравшимися открылся пустой гроб, наполненный рукописными книгами, старинными потирами и дарохранительницами, среди которых виднелась зеленоватая стеклянная бутыль.

Отложив рипиду, диакон приподымает святой дискос и Святой Потир – олтарь уже не горница Тайныя Вечери, престол не трапеза: он уже теперь жертвенник, на котором приносится страшная жертва за весь мир – Голгофа, на которой совершилось заколенье Божественной Жертвы.

Внесены потиры, дискосы, звездицы, рипиды, подносы, кадильницы и ладанницы, кресты большие и малые, все из золота и серебра, украшенные самоцветами и эмалью, внесены также вышитые золотом хоругви, плащаницы, серебряные ризы, дарованные князем, землями русскими, боярами и воеводами церковные порты и паволоки для ризницы, Евангелия в дорогих окладах, молитвенники-менологии, украшенные рисунками, псалтыри, писанные на телячьей коже благороднейшей, внесено много книг светских, собранных князем Ярославом и подаренных теперь для храма – для первого на Руси собрания книг.

Сосед его беспрестанно подливал в высокий инкрустированный бокал, должно быть, древний потир.

Если амфоры и сосуды из золота и малые позолоченные чаши по воле Господней и по предречению пророков использовались для сбора крови коз, тельцов и телок в Соломоновом храме, – тем скорее золотые узорные потиры, усыпанные честными каменьями, вместе с прочими, наиболее ценными из сотворенных человеком вещей, обязаны служить, с величайшим благоговением и с истинною верою, для приема крови Христовой!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник статьи: https://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/crossword/1781527

Чаша из церкви из 5 букв

[На главную] П

О

Т

И

Р

  • П — первая буква
  • О — вторая буква
  • Т — третья буква
  • И — четвёртая буква
  • Р — пятая буква

Из-за кого Ивану Тургеневу так и не удалось свить «семейное гнёздышко» 6 букв
В чём соус к столу подают 5 букв

потир

Чаша, употребляемая в христианском культовом обряде.

потир

(греч. poter); церк. Сосуд для освящения вина и принятия причастия в виде чаши на высокой ножке (обычно из благородных металлов, поделочных камней, украшен драгоценными камнями)

чаша

I ж. 1) Старинный большой пиршественный сосуд для вина с широким верхом в форме полушария и узким низом, непосредственно соединяемым с подставкой. отт. Количество жидкости, вмещающееся в такой сосуд. 2) Любой сосуд округлой формы. отт. Количество жидкости, вмещающееся в такой сосуд. 3) То, что имеет форму такого сосуда (котлован, водохранилище и т.п.). II ж. Употребляется как символ меры чего-либо испытываемого, переживаемого. III ж. Употребляется как символ участи, судьбы (обычно тяжёлой, несчастной).

чаша

1) а) Старинный большой сосуд с широким верхом и узким низом, лишённый ножки, с туловом, которое непосредственно соединяется с подставкой; обычно для питья вина и хмельных напитков. Наполнить чашу. Поставить чаши на стол. б) отт.; трад.-поэт. Любой сосуд для вина. Чокаться чашами. Поднять чашу с вином. Налить полные чаши. в) отт. Количество жидкости, равное объёму такого сосуда. Выпить чашу до дна. 2) Любой сосуд, вместилище округлой формы. Чаша весов. Чаша фонтана. Чаша бетономешалки. 3) публиц. О чём-л., имеющем форму такого сосуда. Чаша котлована. Чаша водохранилища. Чаша купола собора. 4) книжн. О большом количестве чего-л. (чувств, переживаний и т.п.), выпавших на чью-л. долю. Испить (до дна) чашу любви, страданий, радости, горя (испытать, изведать в полной мере что-л.) Осушить чашу страданий (пережить много страданий) Пить чашу радости, наслаждения (радоваться, наслаждаться) 5) спец. = чашка 4) — испить полную чашу — пить мёртвую чашу — переполнить чашу — чаша переполнилась — бросить на чашу весов — сия чаша минует

церковь

I ж. Религиозная организация духовенства и верующих со сложной иерархической системой, осуществляющая сохранение и передачу основ вероучения, богослужения, совершения таинств; Божий дом. II ж. Здание, в котором происходит христианское богослужение; православный храм.

церковь

-кви; мн. — церкви, церквей, церквам и церквям; ж. см. тж. церквушка, церковка 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединённая общностью верований и обрядности; религия, проповедуемая такой организацией. Православная церковь. Католическая церковь. Отцы церкви (толкователи христианского вероучения) 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение. Белокаменная церковь. Деревянная церковь. Трёхглавая церковь. Венчаться, отпевать кого-л. в церкви. Ходить в церковь. (также: быть верующим) Евангелическая церковь. Баптистская церковь. Лютеранская церковь.

Литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия

Последняя бука буква “р”

Ответ на вопрос “Литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия “, 5 букв: потир

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова потир

В какой чаше превращают церковное вино в “кровь Христа”

Чаша с поддоном, в коей, во время литургии, возносятся Святые Дары

Драгоценная чаша для причастия

Литургический сосуд для освящения вина

Кубок для причастия

Определение слова потир в словарях

Примеры употребления слова потир в литературе.

Причт Аахенского собора внял настойчивым доводам Флори и бутурлинским дублонам, и когда после молебствия тяжелая медная доска поддалась усилиям церковных сторожей, перед собравшимися открылся пустой гроб, наполненный рукописными книгами, старинными потирами и дарохранительницами, среди которых виднелась зеленоватая стеклянная бутыль.

Отложив рипиду, диакон приподымает святой дискос и Святой Потир – олтарь уже не горница Тайныя Вечери, престол не трапеза: он уже теперь жертвенник, на котором приносится страшная жертва за весь мир – Голгофа, на которой совершилось заколенье Божественной Жертвы.

Внесены потиры, дискосы, звездицы, рипиды, подносы, кадильницы и ладанницы, кресты большие и малые, все из золота и серебра, украшенные самоцветами и эмалью, внесены также вышитые золотом хоругви, плащаницы, серебряные ризы, дарованные князем, землями русскими, боярами и воеводами церковные порты и паволоки для ризницы, Евангелия в дорогих окладах, молитвенники-менологии, украшенные рисунками, псалтыри, писанные на телячьей коже благороднейшей, внесено много книг светских, собранных князем Ярославом и подаренных теперь для храма – для первого на Руси собрания книг.

Сосед его беспрестанно подливал в высокий инкрустированный бокал, должно быть, древний потир.

Если амфоры и сосуды из золота и малые позолоченные чаши по воле Господней и по предречению пророков использовались для сбора крови коз, тельцов и телок в Соломоновом храме, – тем скорее золотые узорные потиры, усыпанные честными каменьями, вместе с прочими, наиболее ценными из сотворенных человеком вещей, обязаны служить, с величайшим благоговением и с истинною верою, для приема крови Христовой!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник статьи: https://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/crossword/1402811

Чаша для причастия

Последняя бука буква “р”
Ответ на вопрос “Чаша для причастия “, 5 букв: потир

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова потир

Сосуд для богослужения

Церковный сосуд для принятия причастия

м. греч. чаша с поддоном, в коей, во время литургии, возносятся Святые Дары. Потирная чаша

Чаша для освящения вина

Церковная высокая чаша

Определение слова потир в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г. ПОТИР (греч. poter) литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия – чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней.

Примеры употребления слова потир в литературе.

Причт Аахенского собора внял настойчивым доводам Флори и бутурлинским дублонам, и когда после молебствия тяжелая медная доска поддалась усилиям церковных сторожей, перед собравшимися открылся пустой гроб, наполненный рукописными книгами, старинными потирами и дарохранительницами, среди которых виднелась зеленоватая стеклянная бутыль.

Отложив рипиду, диакон приподымает святой дискос и Святой Потир – олтарь уже не горница Тайныя Вечери, престол не трапеза: он уже теперь жертвенник, на котором приносится страшная жертва за весь мир – Голгофа, на которой совершилось заколенье Божественной Жертвы.

Внесены потиры, дискосы, звездицы, рипиды, подносы, кадильницы и ладанницы, кресты большие и малые, все из золота и серебра, украшенные самоцветами и эмалью, внесены также вышитые золотом хоругви, плащаницы, серебряные ризы, дарованные князем, землями русскими, боярами и воеводами церковные порты и паволоки для ризницы, Евангелия в дорогих окладах, молитвенники-менологии, украшенные рисунками, псалтыри, писанные на телячьей коже благороднейшей, внесено много книг светских, собранных князем Ярославом и подаренных теперь для храма – для первого на Руси собрания книг.

Сосед его беспрестанно подливал в высокий инкрустированный бокал, должно быть, древний потир.

Если амфоры и сосуды из золота и малые позолоченные чаши по воле Господней и по предречению пророков использовались для сбора крови коз, тельцов и телок в Соломоновом храме, – тем скорее золотые узорные потиры, усыпанные честными каменьями, вместе с прочими, наиболее ценными из сотворенных человеком вещей, обязаны служить, с величайшим благоговением и с истинною верою, для приема крови Христовой!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник статьи: https://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/crossword/1951112

Сосуд для освящения вина и принятия причастия

Последняя бука буква “р”

Ответ на вопрос “Сосуд для освящения вина и принятия причастия “, 5 букв: потир

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова потир

Символизирует чашу Грааля

Литургический сосуд для освящения вина

Сосуд для освящения вина

Чаша на высокой ножке для красного вина

Кубок для причастия

Сосуд для принятия причастия, чаша на высокой ножке

Определение слова потир в словарях

Примеры употребления слова потир в литературе.

Причт Аахенского собора внял настойчивым доводам Флори и бутурлинским дублонам, и когда после молебствия тяжелая медная доска поддалась усилиям церковных сторожей, перед собравшимися открылся пустой гроб, наполненный рукописными книгами, старинными потирами и дарохранительницами, среди которых виднелась зеленоватая стеклянная бутыль.

Отложив рипиду, диакон приподымает святой дискос и Святой Потир – олтарь уже не горница Тайныя Вечери, престол не трапеза: он уже теперь жертвенник, на котором приносится страшная жертва за весь мир – Голгофа, на которой совершилось заколенье Божественной Жертвы.

Внесены потиры, дискосы, звездицы, рипиды, подносы, кадильницы и ладанницы, кресты большие и малые, все из золота и серебра, украшенные самоцветами и эмалью, внесены также вышитые золотом хоругви, плащаницы, серебряные ризы, дарованные князем, землями русскими, боярами и воеводами церковные порты и паволоки для ризницы, Евангелия в дорогих окладах, молитвенники-менологии, украшенные рисунками, псалтыри, писанные на телячьей коже благороднейшей, внесено много книг светских, собранных князем Ярославом и подаренных теперь для храма – для первого на Руси собрания книг.

Сосед его беспрестанно подливал в высокий инкрустированный бокал, должно быть, древний потир.

Если амфоры и сосуды из золота и малые позолоченные чаши по воле Господней и по предречению пророков использовались для сбора крови коз, тельцов и телок в Соломоновом храме, – тем скорее золотые узорные потиры, усыпанные честными каменьями, вместе с прочими, наиболее ценными из сотворенных человеком вещей, обязаны служить, с величайшим благоговением и с истинною верою, для приема крови Христовой!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник статьи: https://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/crossword/1781522

Сосуд для принятия причастия

Последняя бука буква “р”
Ответ на вопрос “Сосуд для принятия причастия “, 5 букв: потир

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова потир

Сосуд для принятия причастия, чаша на высокой ножке

Чаша для религиозных обрядов

Литургический сосуд для освящения вина

м. греч. чаша с поддоном, в коей, во время литургии, возносятся Святые Дары. Потирная чаша

Чаша на высокой ножке для красного вина

Определение слова потир в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г. ПОТИР (греч. poter) литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия – чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней.

Википедия Значение слова в словаре Википедия Поти́р (от , « чаша , кубок ») — сосуд для христианского богослужения , применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия . Как правило, потир — глубокая чаша с длинной ножкой и круглым основанием, большим по диаметру, иногда сделанная из ценных.

Примеры употребления слова потир в литературе.

Причт Аахенского собора внял настойчивым доводам Флори и бутурлинским дублонам, и когда после молебствия тяжелая медная доска поддалась усилиям церковных сторожей, перед собравшимися открылся пустой гроб, наполненный рукописными книгами, старинными потирами и дарохранительницами, среди которых виднелась зеленоватая стеклянная бутыль.

Отложив рипиду, диакон приподымает святой дискос и Святой Потир – олтарь уже не горница Тайныя Вечери, престол не трапеза: он уже теперь жертвенник, на котором приносится страшная жертва за весь мир – Голгофа, на которой совершилось заколенье Божественной Жертвы.

Внесены потиры, дискосы, звездицы, рипиды, подносы, кадильницы и ладанницы, кресты большие и малые, все из золота и серебра, украшенные самоцветами и эмалью, внесены также вышитые золотом хоругви, плащаницы, серебряные ризы, дарованные князем, землями русскими, боярами и воеводами церковные порты и паволоки для ризницы, Евангелия в дорогих окладах, молитвенники-менологии, украшенные рисунками, псалтыри, писанные на телячьей коже благороднейшей, внесено много книг светских, собранных князем Ярославом и подаренных теперь для храма – для первого на Руси собрания книг.

Чаша Тайной Вечери: священная или мифическая?

С рыцарских времен стало популярным привозить в огромном количестве в Европу реликвии. Они, к сожалению, стали не только привозиться, но и фальсифицироваться. И это позже стало ставить Церковь в сложное положение: народное благочестие требовало почитания предъявленной святыни, а епископат избегал официально признавать реликвии подлинными. И в большинстве случаев епископы были правы.

Именно в то время возникла коллизия: появилось несколько чаш, которые назывались «Чаша Тайной Вечери».

Эти чаши стали ассоциироваться с легендарным Граалем, который из кельтских мифов перекочевал на Круглый стол мифического короля Британского острова — Артура. Позже появилась легенда о том, что праведный Иосиф Аримафейский принес эту чашу, которую держал в Своих руках Спаситель на Тайной Вечере, в английский город Гланстонбери, где она находится на дне какого-то колодца. Ко всему прочему, появилось поверие, что в эту же чашу Иосиф Аримафейский собирал и кровь Распятого.

Можно рассматривать еще множество легенд по поводу Грааля. Но вопрос о чаше Тайной Вечери возник в связи с тем, что чашу стали реконструировать и использовать в качестве литургического потира.

Как выглядела чаша Христа на последней Пасхальной Вечере?

Итак, знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Конечно же, нет! Ведь в ту эпоху чаши уже имели довольно разнообразные формы и изготавливались из различных материалов.

Бедняки пользовались, в основном, керамической посудой. И для некоторых стало искушением думать, что у Христа в руках должна была быть чаша именно из глины, поскольку он был бедным проповедником.

Но давайте вспомним, что Спаситель вошел в дом человека, который устроил им трапезу в горнице, на горе Сион.

Сион в Иерусалиме был кварталом самых богатых людей, там жили иудейские вельможи. И Сионская горница расположена по соседству с дворцами Ирода Великого и Первосвященника.

А в доме богатого человека, наверняка, была богатая посуда. Это могло быть и цветное стекло, могло быть и серебро, столь любимое израильтянами того времени. Но могла быть и каменная посуда. Да, да, именно каменная. Дело в том, что у евреев считается: подлинно кошерная пища — только в каменных сосудах, которые могли позволить себе исключительно богатые религиозные люди.

При некоторых серьезных реконструкциях Тайной Вечери, при участии авторитетных археологов, предполагалось, что кувшин для вина был каменным, а ритуальная чаша – серебряная, глубокая, на невысокой круглой подставке. При этом вовсе необязательно, чтобы хлеб клали на какой-то поднос — скорее всего, он лежал стопкой прямо на столе среди других, ритуальных для пасхальной трапезы, блюд.

Какими были литургические сосуды во время первых христиан?

У нас весьма смутные представления о том, на каких сосудах совершались евхаристические приношения во время Вечерь Любви первыми христианами, но на катакомбных фресках присутствует изображение посуды, похожей на глиняную. Угадать же, есть ли на этих изображениях священных симпозиумов литургические сосуды, сегодня трудно.

Агапа. Рим. Катакомбы Домициллы. III век

Вообще-то установившееся название евхаристической чаши «потир» говорит нам не столько о чаше, сколько о предмете для питья. Именно так доподлинно переводят с древнегреческого это слово. И потому допускает любую углубленную форму, из которой можно испить.

Однако историки не исключают, что еще в катакомбные времена христиане пользовались для служения Евхаристии сосудами из драгоценных металлов или изготовленных из почитаемых римлянами камней (оникса, агата, алебастра, порфира и мрамора).

Можно говорить, что к IV в. форма литургической чаши уже сформировалась и стала популярной: кубок на высокой ножке. Со времен первохристианских собраний стал использоваться и дискос (тарелка) для Хлебопреломления. По всей видимости, он изготавливался также из дорогих материалов, наравне с чашей.

Это были священные предметы, которые покупались в складчину и могли служить не одному поколению христиан. За ними часто охотились доносчики в периоды гонений на последователей Назаритянина — как за единственной достоверной драгоценностью общины.

Христиане мало задумывались над Тайной Вечерей как об историческом событии. У них не было потребности реконструировать произошедшее во времени. Христос и Его Евхаристия были всегда для них современным событием, в котором они участвовали — не просто в воспоминании, а в ожидании подлинной встречи с Учителем. Потому христианам по-настоящему дороги были не сосуды, а содержимое их: Тело и Кровь Христа. Они не задавались вопросом исторической правды, а переживали радость реального Приобщения Тайной Вечере.

Какие евхаристические сосуды и дискосы использовали после эдикта царя Константина?

Евхаристическая чаша. Конец V века

После эдикта Константина Великого, позволившего христианам быть наравне с язычниками, христианские общины стали открыто совершать богослужения и строить свои храмы. Стала формироваться литургическая жизнь, а с ней и литургические предметы. Провинциальные префекты и сам император щедрой рукой дарили церквям дорогие евхаристические сосуды. Это отразилось в Житии святителя Николая Мирликийского.

Чаши имели вид императорских кубков и часто были конической формы. Дискосы напоминали обычные тарели. Это было понятно, поскольку почти всегда покупались у ювелиров обычные чаши и тарели, которые могли бы быть в использовании у богатых людей при застольях.

С увеличением паствы в провинции стал появляться обычай причащать Кровью Христовой из Евхаристического кувшина.

Евхаристический кувшин. VIII век

Исследователи-литургисты полагают, что кувшины стали использовать из-за неимения чаш бедными общинами. И то вино, которое приносили христиане в кувшинах, в кувшинах же, как полноту приношения, и использовали во время Евхаристического служения.

Позже такой кувшин стали изготавливать или из полудрагоценных камней искусной работы с изображением христианских символов, или из драгоценных металлов, реже — из золоченной через огонь меди. Эта традиция стала популярной в монастырях, поскольку часто после Литургии диакон разносил Причастие отшельникам, и кувшин оказался для этого весьма практичным предметом, тогда как священный Хлеб заматывали просто в чистый плат.

Надо оговориться, что по традиции, почти до Х века верные испивали Кровь Христову прямо из литургической чаши или из упомянутого кувшина. Тогда как Пречистое Тело подавалось им в руки, а позже — в платы на руках, и они самостоятельно его принимали с благоговением прежде касаясь им глаз, чела, а потом потребляя внутрь.

В Церквях Восточных с VII века стала распространятся традиция причащать из лжицы. Однако подавали в ложечке только Кровь Христову (такой обычай сохранился теперь у коптов). С Х века стали погружать Хлеб в чашу с Кровью и подавать напитанные части Тела лжицей.

Католики в спорах с православными критиковали обмакивание освященного хлеба в чашу. Кардинал Гумберт в трактате «Против греческих злоупотреблений» писал: «Иисус не клал хлеб в чашу и не говорил апостолам: «Примите и ядите ложкой, сие есть тело мое». Обмакнутого хлеба Господь не предложил никому из учеников, кроме Иуды предателя, чтобы показать, кто предаст его». Т.е. латины стали увлекаться историзмом события Тайной Вечери.

Когда и почему возникла традиция причащать лжицей?

Традиция причащения лжицей, видимо, не была связано с появлением каких-то новых представлений о личной гигиене. Напротив: так проявлялось развитие более почтительного отношения к Евхаристии и создавало удобство при большом наплыве желающих Причаститься. Ведь теперь уже не было нужды дважды подходить за Причастием, а подавалось все единожды полноценно.

Ко всему прочему, в отличие от латинской традиции, которая заостряла внимание на страданиях и смерти Христовой, и потому во время Причастия подавался Хлеб пресный, т.е. хлеб скорби, символ мертвого Тела, Восточная Церковь сформировала свое отношение к веществам Литургии через богословие. Для Церквей Востока Литургия стала явлением Пасхи Воскресения, и Хлеб литургический был «живой» — сквашенный, хлеб радости. Логично, что с таким богословием Тело должно для верных видимым образом соединяться с Кровью в знак восстановления жизни — Воскресения. Потому Тело стало погружаться в Чашу и подаваться оттуда ложечкой.

Сама ложечка для Причастия называлась не «ложка», «кохлеар», а «лабуда», «клещи» — в напоминание о раскалённом угле, который клещами был вложен в уста пророку Исаие (Ис. 6,7).

Интересно, что первые формы таких лжиц напоминали настоящие ложки, довольно большого размера. Вплоть до XVIII века, даже когда лжицы стали меньшими, они оставались довольно глубокими, чтобы подавать причастникам достаточно Вина с Хлебом.

В середине XII века, когда обычай ещё считался нововведением, наряду со лжицей стала появляться другая традиция: испивать из Чаши посредством специальной серебряной трубочки. Особенно быстро распространился этот обычай в Африке и в Испании. Но он не прижился и такие трубочки превратились в музейную редкость уже в XIV столетии.

Встречал мнение, что такие причастные трубочки появились значительно раньше и предполагают, что они могли быть даже в VI веке. В частности, в Западной Церкви.

Мало кто знает, но в IV веке считалось литургическим предметом также и ситечко для вина. Его тоже изготавливали из серебра или другого ценного материала и пользовались для наливания вина в Евхаристическую чашу.

Клад Сионского монастыря: потиры, кадильницы, дарохранительница, на переднем плане ситечко для вина

Дело в том, что раньше к Литургии христиане приносили и свое вино, и испеченный ими хлеб. И вино часто было не самого высокого качества, а значит и чистоты. Потому ситечко было необходимо, чтобы в чаше вино оказывалось очищенным от примесей.

Наряду с чашей для евхаристического служения использовали кувшин вплоть до XIV века, а фреска Евхаристии в афонском монастыре Ставроникита, дает нам понять, что и в XVI веке на Афоне могли использовать кувшин для Причащения.

Таким образом, лжица вовсе не был повсеместно распространенный предмет, и использование кувшина предполагает причащение под двумя видами: Хлеба и Вина отдельно.

Русская Православная Церковь

Статья председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии» (№ 9, сентябрь 2011), посвящена анализу практики совершения Божественной литургии с использованием чаши большого объема.

В конце XX века в богослужебной практике Русской Православной Церкви произошла важнейшая перемена: почти повсеместно установилось значительно более частое, чем это было принято раньше, причащение мирян.

Большинство мирян и даже священнослужителей, в особенности те, кто пришли в Церковь в последние двадцать лет назад, уже не помнят, что не так давно нормой считалось причащение несколько раз в год: один-два раза в Великом посту (обычно на первой и Страстной седмицах) и один-два раза — в остальное время года (как правило, в день ангела; иногда еще и в Рождественский или Успенский посты). Такова была практика дореволюционной Русской Церкви, отраженная в «Катехизисе» святителя Филарета Московского: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых ревнующим о благоговейном житии — четырежды в год или каждый месяц, а всем — непременно однажды в год» (1). В наши дни причащение раз в месяц, о котором святитель Филарет говорит как об особом подвиге «немногих», фактически стало нормой для воцерковленных людей, а многие из них приступают ко святому причащению в каждый праздничный и воскресный день.

Еще одна важная перемена состоит в значительном увеличении количества соборных служб. После многих лет гонений Церковь обрела свободу, и это привело к резкому росту числа клириков и, следовательно, увеличению числа причастников в священном сане за соборными службами.

Настоящая статья посвящена не оценке этих явлений в целом, а анализу одного из их частных последствий, а именно практики совершения Божественной литургии с использованием чаши большого объема.

В наши дни на архиерейской Литургии, особенно при большом стечении молящихся, нередко за богослужением употребляется потир (чаша) весьма внушительного размера, высотой едва ли не в половину человеческого роста и объемом в три, пять, а то и девять литров. Евхаристические чаши объемом свыше литра употребляются и в приходском богослужении — особенно в многоштатных приходах в большие праздники. При использовании многолитровых чаш во время проскомидии, как правило, в потир вливается лишь часть приготовленного к освящению вина с водой, а основной объем доливается после великого входа, поскольку нести многокилограммовый сосуд на великом входе нелегко. Затем, по завершении евхаристической молитвы и по возгласе «Святая святым», пречистая Кровь Христова разливается из большого потира по чашам обычного размера, то есть объемом 0,5-0,75 литра. Таким образом, основной объем евхаристического вина — и затем Святой Крови — находится в главной чаше не в течение всей Литургии, а лишь на протяжении ее «освятительной» части, от великого входа и до причащения духовенства.

По мнению многих священнослужителей, ситуация многолюдной службы с большим числом причастников не предусматривает иного выхода, кроме как использование огромной чаши с доливанием в нее вина и последующим разливанием из нее Святой Крови на несколько чаш. И на вопрос о том, можно ли до освящения Святых Даров ставить на престол не одну огромную чашу, а несколько чаш обычного размера, отвечают: нельзя. При этом еще приводят «богословский» аргумент: ведь мы все причащаемся «от единаго хлеба и от единой чаши», как же можно ставить на престол несколько чаш? Это, мол, нарушает евхаристический символизм.

Что же предписывала в аналогичной ситуации традиция Древней Церкви, в которой одновременное причащение множества причастников в огромных храмах (вспомним базилики, построенные св. императором Константином Великим или константинопольский храм Святой Софии Премудрости Божией) отнюдь не было редкостью?

Особое значение среди древних церковных свидетельств имеют данные о богослужении в Константинополе и Византии вообще, поскольку наша богослужебная традиция является наследницей и прямым продолжением византийской. Археологические данные свидетельствуют о том, что даже самые большие византийские потиры не превосходили объем 0,75-1 литра (2). Очевидно, что одной такой чаши для богослужения в храме Святой Софии было бы явно недостаточно. Что же делали византийцы? Святоотеческие и литургические источники дают однозначный ответ: они совершали Евхаристию одновременно на многих сосудах (3). Кстати, и дискосов с лежащими на них Агнцами могло быть несколько.

Впервые о многих потирах за Божественной литургией упоминают «Апостольские постановления» (VIII. 12. 3) — сборник раннехристианских документов, окончательно отредактированный около 380 года в Антиохии (4). Применительно к Константинополю о множестве дискосов и чаш в чине Божественной литургии свидетельствует «Пасхальная хроника» VII века (5). Эти данные подтверждает преподобный Максим Исповедник, который дополнительно дает символическое толкование тому, почему на Литургии должно быть обязательно нечетное количество чаш (6). В целом ряде византийских сборников богослужебных текстов, начиная с «Барбериновского евхология», древнейшей сохранившейся рукописи византийского Служебника и Требника (Vat. Barb. gr. 336, кон. VIII в.), а в особенности — в списках, предназначенных для архиерейского богослужения, в рубриках чина Божественной литургии, говорится не о «чаше», а о «чашах» (7). Указания на многие чаши за Литургией содержатся в византийском чинопоследовании Патриаршей и архиерейской Литургии XIV века, составленном Димитрием Гемистосом (8). Наконец, иконография великого входа в византийских и балканских фресках XIV-XVI веков тоже представляет множество чаш.

Помимо простого упоминания многих чаш на Литургии, некоторые византийские источники содержат и уставные указания о том, как следует совершать Евхаристию, если чаш несколько. Святитель Симеон Солунский пишет, что слова проскомидии не меняются, «даже если чаш бывает много» (9). В описанном Димитрием Гемистосом чине Литургии говорится, что по великом входе Патриарх ставит дискос на престол, а чаши попарно расставляет с обеих сторон дискоса (10). В написанном в конце XI века письме Константинопольского Патриарха Николая III Грамматика (11) епископу Галлипольскому Павлу подробно говорится о том, что дискосы ставятся в форме креста, а чаши — между плечами этого креста.

Итак, совершение Божественной литургии на многих чашах и многих дискосах — это не просто некий казус, но совершенно обычная византийская практика, которая, более того, при архиерейском богослужении была даже нормативной. Почему же она исчезла в поствизантийскую эпоху? Очевидно, ее исчезновение связано с установлением практики редкого причащения и общей тенденцией к уменьшению размеров храмов (12). В небольших храмах при немногих причащающихся потребность в использовании значительных объемов евхаристического вина отпала — а вместе с ней отпала и необходимость совершения Литургии на многих сосудах.

При этом в течение некоторого времени практика совершать великий вход с перенесением в процессии многих чаш еще сохранялась — но чаши, кроме одной главной чаши с вином, стали носить пустыми. Уже святитель Симеон Солунский описывает такую практику и, более того, дает ей объяснение, утверждая, что перенесение пустых чаш на великом входе происходит «в знак почитания честных Даров» (13). Аналогичная практика была известна и в дониконовской Руси: в богослужении крупнейших древнерусских соборов в праздники на великий вход переносили не только дискос и чашу с евхаристическими хлебом и вином, но и другие пустые сосуды, в том числе — сионы, то есть дарохранительницы (14). Обычай переносить во время великого входа, помимо дискоса и чаши, также и дарохранительницу доныне сохраняется в Русской Церкви в чине Патриаршей интронизации (15).

Возвращаясь к современной церковной ситуации, можно поставить вопрос: что мешает в наши дни вернуться к византийской практике совершения Литургии на многих чашах? Для ответа на этот вопрос следует оценить положительные и отрицательные стороны совершения Литургии на одном многолитровом потире. Первой положительной стороной является то, что одна большая чаша наглядно символизирует единство Церкви в Евхаристии и как бы иллюстрирует слова из анафоры святителя Василия Великого: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг со другом во единаго Духа Святаго причастие». Вторая положительная сторона — торжественность и величие, которые можно усмотреть в совершении Литургии на огромных сосудах.

Но те же аргументы можно повернуть и в другую сторону. Во-первых, кому-то неестественно большие дискос и чаша могут показаться гротескными и неэстетичными. Во-вторых, даже при использовании огромного потира Святая Кровь из него все равно в конце концов разливается на много чаш, из которых причащаются верующие: следовательно, к моменту причащения на престоле так или иначе уже стоит не одна чаша, а много чаш. Кроме того, при служении на одной огромной чаше литургический символизм тоже нарушается, только иным образом. Ведь в потир обязательно доливается после великого входа вино, но это доливаемое вино, в отличие от уже находящегося в чаше, не было влито на проскомидии с произнесением положенных слов и не участвовало в процессии великого входа. А эта процессия также нагружена различной символикой.

Кроме того, сам аргумент в пользу «единой чаши» как якобы символизирующей единство Евхаристии может быть оспорен. Во-первых, византийцы прекрасно знали слова своей собственной анафоры, что не мешало им совершать Литургию на многих чашах. Во-вторых же, — и это главное, — в анафоре Василия Великого речь идет не о чаше на той или иной конкретной Литургии, а о Христовой Чаше как таковой — о Чаше пролитой Им за весь мир пречистой Крови. Эта Чаша — одна и та же во всех храмах по всему миру, сколько бы потиров ни стояло на престоле. Как множество потиров во множестве храмов суть одна и та же единая Чаша Христова, так и множество чаш, стоящих на престоле одного храма во время Божественной литургии, суть одна и та же Чаша.

Впрочем, написать эту статью побудили нас соображения не богословского или церковно-исторического, а практического характера. Они связаны прежде всего с необходимостью при служении на одном большом потире переливать Святую Кровь из него в обычные потиры меньших размеров. Уже сам объем такого потира значительно осложняет любые манипуляции с ним — а тем более, когда они касаются Святой Крови, ни одна капля которой не должна быть утрачена в процессе разливания по чашам. Автору этих строк неоднократно приходилось быть свидетелем весьма прискорбных сцен: когда, разливая Святую Кровь из огромной чаши, священник проливал значительные ее объемы на антиминс, престол, собственное облачение, даже на пол. Ведь иной раз потир бывает столь велик, что священник, стоя у престола, даже не видит его содержимое и разливает Святую Кровь «на ощупь». Наглядным свидетельством таких сцен являются и залитые Святой Кровью антиминсы, лежащие на престолах многих наших храмов.

Другая практическая сложность связана с потреблением оставшихся после причащения Святых Даров, поскольку при использовании большой чаши бывает трудно заранее правильно определить необходимое количество евхаристического вина, да и замывание большой чаши — не всегда простая задача. Наконец, использование больших потиров недостаточно оправдано экономически — например, на приходах архиерейские и многолюдные праздничные службы случаются не так уж часто, но ради них приходским общинам приходится тратить большие средства на приобретение дорогих объемных чаш, используемых затем лишь от случая к случаю.

На наш взгляд, описанные трудности при использовании многолитровых потиров должны заставить нас вспомнить о византийской практике совершения Божественной литургии на многих чашах обычных размеров, многократно и однозначно засвидетельствованной в целом ряде источников. В соответствии с этой практикой, несколько чаш должно оказываться на престоле не после освящения Святых Даров, а до их освящения — с тем, чтобы к моменту преложения вина в Кровь Христову на престоле стояли все чаши, из которых затем будут причащаться верующие. При этом, если буквально руководствоваться византийской традицией, то следовало бы ставить необходимое количество чаш на жертвенник уже на проскомидии, а затем выносить их все на великий вход. Можно, впрочем, предложить и менее радикальный, но более практичный вариант: чаши с вином ставятся на престол рядом с главной чашей после великого входа, например при начале пения Символа веры. И в том и в другом случае исчезнет риск пролития Святой Крови при разливании ее из одной чаши на многие. Отпадет и необходимость в огромных потирах, употребление которых за Литургией порождает столько практических неудобств.

Примечания

  1. Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви (любое изд.). Ч. 1. § 340.
  2. Taft R.F. The Communion, Thanksgiving, and Concluding Rites. R., 2008. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom; Vol. 6). (Orientalia Christiana Periodica; 281). P. 256-257.
  3. Taft R.F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1978. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom; Vol. 2). (Orientalia Christiana Periodica; 200). P. 208-213.
  4. SC. 336. P. 178.
  5. PG. 92. Col. 1001.
  6. PG. 90. Col. 820.
  7. Taft R.F. The Precommunion Rites. R., 2000. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom; Vol. 5). (Orientalia Christiana Periodica; 261). P. 366.
  8. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T. 2. К., 1901. С. 310.
  9. PG. 155. Col. 288.
  10. Дмитриевский А.А. Описание… Т. 2. С. 206.
  11. Возможно, автором письма был не Николай III Грамматик, а один из двух других Константинопольских Патриархов того времени — Косьма I или Евстратий (Taft R.F. The Precommunion… P. 367-368).
  12. Эта тенденция была вызвана как внешними обстоятельствами — упадком и затем падением Византии (а на Руси — татаро-монгольским игом), так и внутренними процессами: в поздневизантийское время постройка серии небольших храмов стала считаться предпочтительнее постройки одного крупного.
  13. PG. 155. Col. 728.
  14. Голубцов А.П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907. С. 217-220.
  15. Желтов М., свящ. Интронизация // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 124-131.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

О преломлении и разрезании Хлеба, или Почему возник нож?

Ножик для разрезания и разделения Хлеба стали использовать довольно давно. В Константинополе им пользовались уже с начала VIII века. До этого времени Хлеб только преломляли. Потому его при испечении сверху глубоко надрезали крестообразно, чтобы потом было удобно разламывать на первичные четыре части.

А поскольку Проскомидия (Протесис) оформилась довольно поздно, то ножик (копие) там стал употребляться сразу с обычаем использовать просфору не полностью, а для вырезывания Агнца изнутри. Древнейшим упоминанием об антидоре, а значит о вырезывании Агнца из круглого хлеба, можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку ХI века.

На Охридской фреске ХI века в Софиевском соборе в сцене служения святителя Василия Великого можно видеть, что на дискосе лежит еще круглый хлеб. Но на мозаике Киево-Софиевского собора хорошо заметно изображение в сцене Евхаристии на святой трапезе нож!

Евхаристия. Мозаика Софии Киевской. XI век

А на мозаике Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря (ХII век) мы можем видеть и нож, и лжицу, и звездицу. Впрочем, звездица видна и на Киево-Софиевской мозаике.

На фреске Кирилловской церкви в Киеве (ХIII век) в Евхаристии заметна также кисточка для пометания крошек с трапезы и дискоса.

Коль упомянута звездица, то следует заметить, что этот литургический предмет был точно известен в V века и обнаружен в кладе Сионского монастыря (VI век) с другими сосудами. Интересно, что звездицу тогда часто крепили непосредственно на дискос и делали несъемной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]