Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе


Храмы города Пушкина являются настоящим историческим наследием и достоянием мировой культуры. Раньше, религия играла куда большую роль чем сегодня. Посещение служб было ежедневным будничным событием и на строительство храмов тратились огромные средства. А для императорской резиденции приглашались лучшие архитекторы, мастера-живописцы и скульпторы. В Царском Селе строились соборы для посещения царствующих особ, общественные храмы и полковые церкви.

Здесь вы можете проследить всю историю церковной архитектуры с конца XVIII до начала XX века. В облике крупных соборов нашла отражение и политическая мысль: многие храмы стилизованы под Византийские, а один из соборов носит даже имя Софийский. Тут нашла отражение вековая мечта об отвоевании у османов Константинополя и возвращении его в лоно православия.

В облике храмов можно отследить псевдовизантийский, северно-русский, классический архитектурные стили. При дворе служили люди самого разного вероисповедания и помимо православных храмов в Пушкине можно увидеть лютеранские и католические церкви. Эти храмы привнесли в облик города традиции западноевропейской архитектуры.

Знаменская церковь

Самым первым храмом, построенным в Царском Селе является Знаменская церковь. Ее возведение начали еще в 1710 вместе с первыми постройками Екатерининского дворца, когда Сарская мыза (тогдашнее название поселения) была подарена императором своей жене Екатерине. В 1714, вместе с ростом числа прихожан, было решено возвести отдельный храм. А к 1724 произвели новое расширение здания.

Сначала храм был деревянным, однако пожар 1728 уничтожил строение. Чтобы этого не повторилось, восстанавливать церковь решили уже из камня. Строительство нового здания затянулось на 13 лет. К этому времени на престол взошла Елизавета, велевшая именовать новую церковь Знаменской, в честь почитаемой ею иконы, перенесенной в этот храм.

Знаменская церковь считается самым старым зданием в Пушкине и первым, возведенным из камня.

История Знаменского храма

Спустя полтора столетия, в 1890-е годы, в пору правления императора-миротворца Александра III, Знаменскую церковь в Пушкине значительно перестроили под управлением архитектора итальянского происхождения Сильвио Амвросиевича Данини. В память о чудесном спасении августейшей семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года у станции Борки в России было построено немало церквей и часовен.

Приступив к работе над Знаменским храмом, Данини в 1891 году первым делом убрал из-за малых размеров два боковых придела храма. К основному объему храма пристроили особое боковое помещение с отдельным входом — «покой высочайших особ». В результате храм без былых приделов приобрел в плане прямоугольную форму, а внутри его облицевали искусственным мрамором. В храме установили электрическое освещение.

Двадцатый век, в особенности его начало, стали временем относительного покоя для Знаменской церкви.

Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце

В самом дворце же в 1740 построили еще одну домовую церковь. На открытии присутствовала царствующая императрица, наследник престола и его жена (будущая Екатерина II). Церковь была возведена согласно плану реконструкции Екатерининского дворца.

Новый храм прилегает к дворцу. В него можно попасть через парадные покои. Фасад церкви, отделанный знаменитым Растрелли украшен двойной колоннадой: массивными колонами до второго этажа и облегченными на уровне 3-4. Церковь украшают ангелы и херувимы. Венчает все это крыша с пятью куполами.

Внутри храм отделан в стиле рококо, с обилием художественных элементов. Синие стены сильно контрастируют с золотом икон и алтарем. В алтаре располагалась надпрестольная сень на восьми колоннах и шестиярусный иконостас.

После революции здесь был музей. Здание сильно пострадало в ходе Великой Отечественной. Храм был разграблен оккупантами, а крыша разрушена снарядом. Частичную реставрацию провели в 1963, вновь отстроив купол, однако внутреннее убранство и отделка по-прежнему нуждаются в восстановлении.

Казанская церковь

При Екатерине II в Царском Селе была построена еще одна выдающаяся церковь — Казанской иконы Божией Матери. Небольшое здание было построено в классическом стиле. Его колокольня является копией колокольни в Ломелло (Италия). Этот храм расположен на одноименном кладбище. Само кладбище тоже довольно интересно – на многих могилах построены небольшие часовни и великолепные памятники. В самом храме находится усыпальница графа Ланского – фаворита Екатерины и его родственники.

После революции храм был отдан под склад. Часть утвари и плиты передали в музеи. Сегодня, храм частично восстановлен и в нем проводятся службы.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе

Начальная история

С.-Петербург. Знаменская церковь. Фото 1900-х гг с сайта Санкт-Петербургской митрополии

К югу от Санкт-Петербурга расположен небольшой город Пушкин, который до 1918 года назывался Царским Селом, и именно с этим названием связаны самые яркие страницы его истории. До ΧVI века эти земли принадлежали Великому Новгороду, потом ими стали владеть шведы. На месте будущих императорских резиденций находилась Сарская мыза, или по-фински Saari-mojs, что значит «возвышенная или верхняя мыза». Название вполне соответствует действительности: местность расположена намного выше Петербурга.

В 1710 году Петр I подарил мызу вместе с окружающими ее землями своей жене Екатерине Алексеевне. Для императрицы выстроили сначала деревянный двухэтажный дворец, в котором помещалась «походная, или крестовая», церковь, а в 1717 году начали строить каменный дворец. Еще раньше, в 1714 году, рядом с дворцом, «по северную сторону так называемых Больших берез, в нескольких саженях на восток от нынешней Знаменской церкви», как пишет М.И. Пыляев, для населения мызы была выстроена первая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тот же Пыляев о.

С 1725 года село стало носить название Царское, хотя можно встретить документы, в которых его именуют также Благовещенским. Это второе название связано с постройкой нового храма.

Население села постепенно росло, и уже в 1717 году было дано высочайшее распоряжение перестроить тесную Успенскую церковь. В 1724 году была возведена новая церковь – Благовещения Пресвятой Богородицы. Она была деревянная на каменном фундаменте. В ее торжественном освящении 6 августа того же года участвовали два архимандрита и несколько священников, пели придворные певчие, торжество сопровождалось пушечной пальбой. Благовещенская церковь простояла недолго, она сгорела от удара молнии 24 июня 1728 года.

Знаменская церковь

Екатерина I завещала Царское Село своей дочери цесаревне Елизавете. Елизавета Петровна любила эту резиденцию. «В молодые свои годы, – пишет Пыляев, – цесаревна… ежедневно слушала заутреню, обедню и вечерню в церкви, дома занималась чтением духовных книг, иногда выезжала в поле забавляться соколиною охотой». Любовь ее к Царскому была огромной. Едва взойдя на престол, она поручла архитектору Михаилу Земцову составить проект увеличения и перестройки старого Екатерининского дворца. Для постройки новой церкви на месте старой, сгоревшей еще в бытность Елизаветы цесаревной, был приглашен архитектор И.Я. Бланк. Строительство храма велось с 1734 по 1747 год.

До наших дней церковь сохранила черты раннего, «петровского», барокко. Западный ее фасад украшен небольшим четырехколонным портиком с балконом. Невысокий купол и ажурная колокольня со шпилем придают церкви легкость и изящество.

Освящение храма проходило очень торжественно. Из Петербурга крестным ходом, в котором участвовали Святейший Синод, весь двор и сама императрица, была доставлена древняя родовая икона дома Романовых. Императрица всю дорогу шла пешком и даже помогала нести ее.

Чудотворная икона Божией матери «Знамение» Царскосельская

Подлинная фотография чудотворной Царскосельской иконы Божией Матери «Знамение». Фото 1910-х гг. с сайта Санкт-Петербургской митрополии

Об истории этого образа до XVII века известно мало. Он был подарен, скорее всего, Афанасием Пателарием, патриархом Константинопольским, царю Алексею Михайловичу. Петр I перенес образ в Петербург и дорожил им не меньше, чем Казанской иконой Божией Матери. По наследству образ «Знамения» перешел к императрице Елизавете Петровне, которая его особенно почитала. В ночь перед переворотом, возведшим ее на престол, царевна усердно молилась перед ним.

Указ о восшествии на престол Елизаветы Петровны был обнародован 27 ноября 1741 года – в день празднования иконы «Знамение».

Елизавета Петровна имела особое благоговение к святыне и, желая выразить ей свое почтение, закончив постройку церкви в Царском Селе, велела именовать ее Знаменской.

Икона была поставлена в иконостасе поверх изображения Тайной вечери, над царскими вратами. Елизавета украсила ее золотой ризой и каменьями, велела приписать на полях иконы святых праведных Захарию и Елисавету, святого Алексия, человека Божия, и апостола Петра. Позже, в 1859 году, на полях дописали лики святителя Николая и мученицы Александры – в память Николая I и Александры Федоровны.

В 1745 году в церковь был доставлен иконостас из Троицкого собора Петроградской стороны.

С годами скромная мыза превратилась в блестящую загородную резиденцию русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы. Драгоценным украшением этого места была Знаменская церковь. И императрица Елизавета Петровна, и супруга ее племянника, будущая императрица Екатерина II, часто молились в ней и много жертвовали на нее.

Почти весь 1761 год, последний год своего царствования, Елизавета Петровна провела в Царском Селе. Каждый день пешком она ходила из дворца в приходскую Знаменскую церковь. 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время службы она почувствовала себя дурно, вышла на улицу и упала без чувств на траву. Ее привели в сознание и отнесли во дворец. У императрицы отнялся язык, несколько дней она не могла говорить. В декабре Елизавета Петровна скончалась.

Правнук ее, император Александр I, отдал ближайший к церкви флигель дворца новому высшему учебному заведению ─ Царскосельскому лицею, в котором должны были воспитываться отпрыски лучших русских дворянских фамилий. В лицей было зачислено 30 учеников, его открытие состоялось в 1811 году.

Известно, что лицеисты ходили по праздникам и в воскресные дни в Знаменскую церковь (по будням они посещали дворцовую Воскресенскую церковь).

Некоторые пушкинисты считают, что именно о Царскосельской иконе «Знамение» говорится в стихотворении А.С. Пушкина 1830 года «В начале жизни школу помню я…» – самом глубоком из всех его поэтических воспоминаний о лицее.

Настоятель придворной церкви в Царском Селе магистр Иоанн Цвиев так писал об иконе в 1865 году: «Многие утверждают, и мы сами замечали, что лицо Богородицы в одно время производит на молящихся разные впечатления: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг “темнеет” и принимает строгий вид, хотя бы вы стояли в том же месте». Изображению свойственны «ангельская доброта во взорах и вместе как бы строгость, простота форм и в то же время красота их и изящество».

Икона «Знамение» находилась над царскими вратами до 1831 года. Только однажды она была снята и вынесена из церкви – именно 12 мая 1820 года. В тот день в Царскосельском дворце вспыхнул пожар, угрожавший соседним зданиям и церкви. Рассказывают, что когда икону вынесли из храма и обратили ликом к месту пожара, император Александр I воскликнул вслух:

— Матерь Божия, спаси мой дом!

Мгновенно ветер, направлявший пламя на церковь и на соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменилcя, и пожар быстро угас.

В 1831 году почти по всей России свирепствовала холера, не обошедшая стороной и Петербург. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма и отслужили перед ней торжественный молебен. Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами. Холера миновала Царское Село. В память этого благодеяния Богоматери жители испросили высочайшее соизволение на перенесение иконы из иконостаса во внутрь церкви – ее поместили в правом пределе. Был учрежден и ежегодный крестный ход – 5 июля.

В 1848 году еще одна эпидемия холеры прокатилась по России, но Царское Село вновь избежало этого бедствия. В благодарность в 1849 году икону покрыли драгоценной шитой ризой с множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов и опалов. Из камней, не уместившихся на ризе, составили драгоценный венец. Ризу вышила благочестивая девица, жительница Царского Села Мария Давыдова, которой во сне явилась Богородица и указала, что именно и как ей делать. Случалось, что у Давыдовой не доставало подходящих каменьев, и тогда неожиданно появлялись жертвователи с нужными драгоценностями. Самым крупным камнем на окладе был большой сердцеобразный топаз, на ребрах которого вырезаны даты 1831 и 1848 – годы чудесного избавления Царского Села от холеры. Внизу иконы, на сердцевидной золотой дощечке, выгравировали слова: «За спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».

Драгоценная риза была утрачена при национализации церковных ценностей в первые годы после революции.

Нельзя обойти молчанием и другое событие, в котором проявилась спасительная сила святой иконы и отразилась глубокая вера царствующего рода в чудотворность сей святыни. 16 июня 1863 года в 2 часа пополудни в Царскосельском дворце начался сильный пожар, который прежде всех заметил император Александр II. Несмотря на все принятые меры, пламя быстро распространялось, истребляя на пути все, что могло служить ему пищей. Спалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь него. Тогда государь Александр II и императрица Мария Александровна пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, икону обнесли вокруг горевшего дворца, и пожар почти мгновенно прекратился.

Царский архитектор

Сильвио (Валентин Амвросиевич) Данини с женой

Знаменскую церковь несколько раз реставрировали и перестраивали. При Екатерине с западной стороны был пристроен балкон и устроены четыре крыльца, в 1784 году церковь обнесли железными решетками с каменными столбами, были выстроены теплые деревянные приделы. Перед революцией храм отреставрировал архитектор Сильвио Данини.

Род Данини происходит из Мантуи, что в Северной Италии. Сильвио, сын великого певца и виртуоза, поэта и литератора Амброджо Данини, родился в Харькове в 1867 году. В 1892 году он закончил Академию художеств со званием «классный художник 1-й степени». Вскоре его пригласили помощником к известному архитектору Александру Красовскому, которому было поручено перестроить северо-западное крыло Зимнего дворца для будущего императора Николая II. Этот первый заказ и успешное его выполнение открыли Данини путь к блестящей карьере. Он поступил в личное распоряжение императора Николая II. Ему и поручили перестроить Знаменскую церковь, находящуюся неподалеку от Екатерининского дворца.

В Царском Селе Данини построил еще немало: дворцы, школы, особняки, церкви, электростанции, больницы, приюты… Для его построек характерно соединение неоромантизма и модерна с мотивами средневековой архитектуры.

Умер Сильвио Данини в Ленинграде 11 января 1942 года, во время блокады. Его потомки служат сейчас в одном из храмов Санкт-Петербурга.

История храма в XX
веке
Перед началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь оставалась единственной действующей в г. Пушкине, даже во время оккупации в ней происходили богослужения. Перед отступлением фашисты похитили из храма большую часть икон и церковной утвари, но церковь, к счастью, в целом не пострадала, внутри даже сохранился иконостас, правда, без икон.

В августе 1942 года церковь перестала быть действующей. Опустевшая, разграбленная, использовалась она то как склад, то как реставрационные мастерские.

Фашисты вывезли Знаменскую икону вместе с другими музейными ценностями Екатерининского дворца. Но чудотворный образ вернулся в Россию и с 1946 года находится в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ. В Знаменском храме г. Пушкина сейчас находится список с чудотворной иконы.

В 1960–1962 годах церковь была отреставрирована. При восстановлении использовались архивные материалы, планы и сохранившиеся чертежи архитектора В.И. Неелова. Был воссоздан первоначальный архитектурный облик храма, удалены все позднейшие пристройки, шпилю колокольни и куполу приданы прежние очертания. Вплоть до 1990-х годов в церкви размещалась контора мастерской объединения «Реставратор», находившаяся в ведении Екатерининского дворца-музея.

В 1991 году здание храма было возвращено верующим, и 10 декабря 1991 года, в день иконы Божией Матери «Знамение», церковь была открыта для богослужений. Церковь приписана к Софийскому собору г. Пушкина.

Инженерное обследование 1992 года показало, что здание находится в аварийном состоянии. В стенах были страшные трещины шириной до 20 см. Церковь стояла буквально на земле, и надо было укреплять фундамент, спасая здание от губительной сырости. Пострадала внутренняя отделка, был поврежден купол, утрачены печи, паркетные полы, иконостас.

Сегодня восстановление старинной царскосельской церкви завершено. Реставрация проводилась на государственные средства. Здание находится на балансе КГИОП, который следил за точным восстановлением всех деталей убранства и декора. Были отремонтированы кровля, снова позолочен шпиль и флюгер на шпиле. К 300-летнему юбилею Петербурга был воссоздан фарфоровый иконостас. Сейчас в храме множество новых икон. С недавних пор здесь очень почитается икона царственных мучеников. В 2003 году обновленный храм вновь засиял, как во времена Пушкина и Карамзина, и сегодня колокольный звон Знаменской церкви ежечасно возвещает о возрожденной царскосельской святыне.

Софийский собор

Пожалуй главным храмом Пушкина является Софийский собор. Он был построен в правление Екатерины II которая, как уже говорилось, мечтала о завоевании Константинополя. Это было не просто желание, к предстоящей войне уже отлили медали, а внук Екатерины Константин должен был стать правителем новой империи. Присоединенным в тот период городам давались греческие названия (Севастополь, Симферополь). В честь будущего завоевания императрица велела построить в Царском Селе достойный собор.

Строительство началось летом 1782 года под руководством Камерона. Возведение каменного храма заняло шесть лет. Задачей архитектора быцло придать строению черты знаменитого балканского прототипа. Первое, что бросается в глаза при взгляде на храм – это его парящий в центре купол. Сходство подчеркивают и античные колонны в черно-красных тонах. Однако есть и отличия от оригинала. В Пушкинском соборе явно чувствуется влияние русского классицизма.

Завоевание Константинополя так и не состоялось, однако собор так и остался военным символом — в 1817 он стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка. Вскоре, в собор добавили еще один престол в честь Великомученицы Екатерины. В 1832 году здесь проводились службы и для кирасирского полка (у которых еще не было своей церкви).

В 1849 провели новую перестройку, в ходе которой второй придел был переосвящен в честь Константина и Елены. Также построили дополнительный придел, посвященный в честь Александра Невского. В саду около храма построили часовню Серафима Саровского.

После революции, церковное использование собора прекратилось. По некоторой иронии, военный собор был отдан под военные нужды — в 1934 здесь разместили военный склад. Но и такое использование собора было недолгим, в 1960 здесь разместили гаражный кооператив. Службы здесь возобновились только в 1989. А на следующий год, радом установили бюст Александра Невского. Внутреннее убранство храма так и не вернулось в исторический вид. Внутри все довольно аскетично (хотя тут и раньше было просто). Восстановлены алтари и иконостасы. Собор вернул и свое военно-религиозное значение: здесь и сегодня принимают присягу и устраивают молебны для военных.

Практика строительства полковых церквей была широко распространена в России XVIII-XX веков. Каждый гарнизон, училище или корпус создавали себе свой храм. Для служб в таких храмах существовало особое Военное и морское духовенство (глава которого мог повышать и увольнять своих подчиненных не спрашивая Синод). В Пушкине есть несколько полковых соборов.

Современное состояние[править]

Церковная община была образована в 1988 году. После чего митрополит Алексий (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора. 13 марта 1988 года решение о передаче храма было принято.

8 июня 1989 года, в престольный праздник Вознесения Господня, протоиереем Геннадием Зверевым была отслужена первая литургия. Восстановление собора было начато с его колокольни, которую отреставрировали к апрелю 1991 года.

20 марта 1995 года Софийский собор был включён в список памятников архитектуры федерального значения.

В мае 1998 года были «Вятскими кустарными мастерскими» изготовлены и установлены новые иконостасы, являющиеся копией дореволюционных. После выдержки иконостасов в храме, все резные детали были позолочены.

17 мая 1999 года состоялось полное освящение храма.

12 сентября 1990 года был освящён установленный к северу от собора памятник святому Александру Невскому

работы скульптора В. Г. Козенюка. Памятник установлен к 750-летию Невской битвы 1240 года, по инициативе и при участии Колпинского художественно-проектного кооператива «Зодчий».

Памятник представляет собой часть проекта конной статуи, представленного скульптором на конкурс памятника великому князю в 1990 году и получившего вторую премию. Это бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым воздвигнута металлическая арка-сень. На кольце в арке литыми знаками написано «1240—1990»; на бюсте — «Александр Невский». Высота бюста — 0,8 м, высота постамента — 3,8 м.

В 2003 году с юга был установлен и 10 июня освящён памятный знак о лейб-гвардии Гусарском его величества полке

. Установлен в соответствии с программой Министерства обороны РФ «Санкт-Петербург — военно-научный и военно-промышленный центр страны» при поддержке администрации Санкт-Петербурга.

Проект знака был разработан архитекторами архитектурной мастерской «Дарси» совместно с военными специалистами архитектуры из Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета (В. Н. Филиппов, В. В. Смолин, В. Н. Головкин, Е. Е. Лаврушин, В. И. Мухин). Изготовлен «Балтийской строительной компанией».

29 сентября 2015 года был торжественно открыт и освящён памятник погибшему в 1914 году князю императорской крови Олегу Константиновичу

, служившему в рядах лейб-гвардии Гусарского его величества полка. Установка памятника состоялась по инициативе Фонда Людвига Нобеля. Памятник был изготовлен под руководством члена Московского Союза художников Ярослава Бородин по модели, созданной в 1915 году скульптором, академиком В.В. Лишевым.

Фёдоровский Государев Собор

Выдающимся примером таких храмов является Федоровский Государев собор. Он был возведен для Сводного полка охраны и Конвоя царствующей семьи. Собор стоит в Федоровском городке – казармах рядом с Александровским дворцом.

У полка охраны долго не было своего храма, о чем регулярно сообщалось царю. Кроме того, в резиденции царя не было своего храма, что создавало некоторые неудобства и для самой венценосной семьи. В начале XX века монарх внял просьбам своих солдат.

Строительство собора началось в 1909 году под началом архитектора Покровскорго. За образец был взят Благовещенский собор в Москве. Это стилизованный под традиционные русские храмы собор с одним куполом вокруг которого расположены галереи. Внешний вид храма довольно прост и аскетичен, что придает церкви строгий и серьезный вид. Внутреннее же убранство сразу поражало своей роскошью: большим и богатым иконостасом, великолепной росписью стен и купола. Изначально здесь должно было быть два придела, однако затем добавили подземный храм (пещерная церковь), освященный в честь Серафима Саровского.

Собор имели право посещать только представители дома Романовых и охрана царя с семьями. На крупные празднества лицам, которым благоволил царь, высылались приглашения в собор (как знак особой чести). Пещерная церковь использовалась только для семьи императора.

Церковь преподобного Сергия Радонежского

Другим храмом, построенным для нужд военных является Храм Сергия Радонежского. Этот святой в свое время благословил на битву Дмитрия Донского и особо почитается воинами. Храм был построен для 2-го стрелкового батальона. Первый храм был возведен в 1557 из дерева. Затем здание церкви перешло в пользование лейб-гвардии. Здесь хранились почитаемые военными иконы, сопровождавшие их в походах. Для полевых служб использовали складной иконостас.

2-му батальону было построено новое здание на Софийском плацу, также названная в честь Сергия Радонежского. В начале прошлого века в церкви был достроен алтарь и колокольня.

После революции храм был закрыт и долгое время не использовался. Здание церкви серьезно пострадало во время войны. От него остались только руины. В 1972 во вновь отстроенном корпусе разместили водительские курсы. Так храм использовался до 2009 года, когда был поднят вопрос о возвращении здания церкви. Ныне храм восстановлен и вновь освящен. Здесь проводятся церковные службы.

Интересные факты

В стенах Софийского собора гусары Лейб-гвардии не только молились, но и сберегали штандарты, а также множественные награды за боевые подвиги. Имена геройски погибших в боях офицеров были высечены там же – на мраморных досках.

Однажды в храме была обнаружена интереснейшая находка: во время обустройства там подвалов (в них хотели разместить печи) копатели нашли серебряные с позолотой лопатку и молоточек. На тех красовались вензель Императрицы Екатерины и надпись «Чарльз Камерон – архитектор».

В советское время Софийскому собору судилось побывать не только в роли склада: служил он и местом для утилизации отходов производства, и гаражным кооперативом, и даже заболоченной помойкой.

Иулиановская церковь

В Царском Селе долгое время базировался кирасирский полк. Он прибыл сюда в 1832 году. Это был превый подобный полк, ведущий свою историю со времен Петра I. С тех пор кирасиры участвовали во всех крупных войнах империи и не раз прославили свое имя на полях сражений. В свое время в рядах этого полка служил Николай I.

Свои религиозные потребности служащие полка долго удовлетворяли в одном из приделов Софийского собора. Однако это приводило к тесноте и создавало лишнюю толчею по праздникам. В конце XIX века было принято решение построить полку отдельную церковь. Строительство храма приурочили к вступлению Николая II в брак с Александрой Федоровной. Освящение места провели в 1899.

Здесь имеется два придела, один из которых – под землей. Особенностью храма, отличающей его от других церквей является игра света. Здесь главным его источником является алтарь. Иконостас стоит перед большим арочным окном. Сам иконостас предельно прозрачен, что делает возможность свету проходить внутрь церкви. Для еще большей освещенности храм экспозиционно ориентирован на юг.

В церкви на вечном хранении находились регалии полка: его знамена, награды, трофеи, документы павших офицеров, шефские мундиры и кираса Николая I. В 2006 году началась комплексная реставрация церкви, которая продолжается до сих пор.

Достопримечательности

В северной части собора посетителей встретит бронзово-гранитный Александр Невский. Инициаторами появления памятника святому выступили колпинские архитекторы: они восславили победу русских в Невской битве в аккурат к ее 750-летию. Во исполнение одной из программ Министерства обороны Российской Федерации на территории Софийского собора установили и освятили памятный знак, напоминающий о том, что храм был местом богослужений для лейб-гвардии гусаров полка Его Величества. Одной из соборных достопримечательностей является церковно-приходская школа, а также церковный и малый церковный дома (в последнем расположилась приемная настоятеля собора). Неподалеку от приемной возвели павильон: в его здании часто проводятся лекции, благотворительные акции, концерты. С 1996 года в Софийском соборе служил протоиерей Алексий Махонин. После смерти местом его последнего пристанища стала могила в восточной части территории храма.

Скорбященская церковь

Военная служба женщин была не принята в Российской империи, однако все желающие могли помочь Родине как сестры милосердия. Женские гражданские организации также имели свои храмы. В том же году что и Иулиановская церковь в Царском Селе был создан женский комитет Красного Креста. Сначала они снимали особняк на Гегелевской, но в 1905 их под свое крыло взяла царица. В 1905 году, когда императорская семья переехала в Царское Село, императрица взяла сестер милосердия под свою опеку. Через три года комитет получил в свое распоряжение новый корпус, где разместилась больница и общежитие для сестер. В 1912 построили новое каменное здание при котором разместили церковь Всех Скорбящих. Старое здание полностью отдали под больницу. В новом храме было размещено много священных старинных икон. Стены расписывались Пашковым по эскизам Васнецова.

К началу Первой мировой здесь разместился госпиталь для раненых солдат. Здесь же проводилось обучение всех желающих женщин медицинским специальностям. Императрица и ее дочери тоже прошли подготовку и работали здесь.

Пантелеймоновская церковь

На территории городской больнице можно обнаружить еще один правосланый храм. Это Пантелеймоновская церковь. Это небольшое одноэтажное здание с одним куполом, возвышающимся над желтыми стенами. Храм является наследником госпитальной церкви, работавшей при городской больнице в Софии (соседнем городке). С вхождением этого города в состав Царского Села местную церковь перевели сюда.

Изначально этот храм находился за пределами города у дороги в Павловск, однако затем город вырос в этом направлении. Церковь построили еще в 1782. Церковь святого великомуученика Пантелеимона Целителя — православный храм в городе Пушкине на территории Городской больницы № 38 имени Н. А. Семашко.

Екатерининский собор

Одним из основных храмов в Пушкине является Екатерининский собор. Это самый крупный храм в Царском Селе. Он должен был быть главным городским храмом города. Одновременно здесь могут поместиться до 2 тысяч прихожан.

Он был построен в 1840 году по личному указу Николая I. Это был каменный храм. Здание собора построено в стиле старых русских церквей. Здесь явно заметны византийские нотки в архитектуре. Здание достигает 50-метровой высоты. Вершину храма украшает пять куполов с темно-золотым покрытием, подчеркивающим размещенные на них кресты. Основным элементом стен собора являются арки, украшенные изображением ангелов. На восточной стене присутствует большое изображение святой Екатерины. Для внутренней отделки приглашались лучшие мастера и художники. Жертвенник был подобным престолу. Иконостас резной, золоченый, в 5 ярусов.

Вокруг собора, сразу после его возведения был разбит небольшой парк с двенадцатью дорожками. Уже через три года после его открытия здесь были высажены две сотни голландских тополей. При соборе действовала школа.

После революции богослужения в храме продолжались до 1938 года, хотя и не собирали такого количества прихожан. На следующий год храм был уничтожен. На месте храма поставили памятник Ленину.

В 2006 году было принято решение о восстановлении храма. Для воссоздания достоверного вида собора Институтом истории материальной культуры РАН были проведены раскопки, обнаружившие фундамент и некоторую церковную утварь. Возведение нового здание заняло два с половиной года (с февраля 2007 по август 2009). Освящение храма состоялось в 2010 году. В подвале действует музей Царскосельского благочиния, посвященный церквям Пушкина.

Евангелическо-лютеранская церковь

В связи с открытием в городе лицея, где многие преподаватели были лютеранами, возникла нужда в появлении соответствующего прихода. Для нужд верующих этой конфессии в 1818 году была построена первая лютеранская церковь в Царском Селе.

Сначала был возведен небольшой храм из дерева. На выделенном под церковь участке строились школы для детей из немецких семей и выходцев из Прибалтики. Рядом находилось протестантское кладбище.

Однако храм не мог вместить всех желающих. В связи с ростом числа прихожан в 1865 была построена новая церковь из камня, дошедшая и до нас. Церковь построена в английском стиле. Во всей форме чувствуется стремление ввысь. Явно видны контрфорсы по углам храма. Присутствуют типичные стрельчатые арки, а крыша заканчивается длинным шпилем. Стены сложены из непокрытого ничем красного кирпича. Интерьер контрастирует с внешним видом церкви: входящий попадает в просторный белый арочный зал с минимумом деталей.

После революции богослужения здесь продолжались до 1931 года, когда храм закрыли и передали под общежитие. НА втором этаже был красный уголок местного ремонтного завода. После войны стране нужны были водители и здание отдали под автошколу. В 1977 церковь была передана финской общине и заново освящена.

Римско-католическая церковь Cвятого Иоанна Крестителя

В резиденции императоров служили люди со всей Европы и, соответственно, они придерживались разных вероисповеданий. Вместе с открытием лютеранского прихода в Царском Селе была основана и католическая церковь.

Сначала богослужения велись в частном доме О.О. Мезоняева. Однако с ростом количества прихожан было принято решение о расширении прихода. По личному указанию царя под приход был выделен участок на Госпитальной улице. ТАкже, монарх удвоил сумму пожертвований.

Строительство здания началось в 1825 году и длилось год. Здание построено в стиле классицизма. Главный вход представляет собой «античный» портик с колоннадой. Изящные белые стены без излишних элементов венчает высокий вытянутый купол. Изначально это был костел с одним приделом. Затем добавили еще два. В костеле хранился металлический крест с частицами Креста Господня.

После революции храм действовал до 1938 года. Здание отдали под спортивный комплекс, а захоронение под собором ликвидировали. В ходе войны храм сильно пострадал от снарядов и был восстановлен только в 60-е. Летом 2006 костел передали Католической церкви.

Знаменский храм внутри

После возвращения храма верующим в 1991 году решено было восстанавливать интерьеры здания такими, как они выглядели в период царствования императора Александра III. Именно тогда некоторые стены храма изнутри были отделаны искусственным мрамором.

Сегодня интерьер Знаменской церкви имеет бледно-зеленый или, скорее, нежнобирюзовый колер, местами с окантовкой белого цвета. Он органично сочетается со светло-коричневыми тонами паркетных полов храма.

Внутреннее строение храма Знамения Пресвятой Богоматери представляет собой три нефа: центральный и два боковых, которые значительно ниже середины, поскольку имеют один этаж.

Двухъярусный центральный неф достаточно просторный и довольно светлый, поскольку освещается окнами, прорубленными в продольных стенах. Нынешний иконостас Знаменской церкви выполнен в традициях русского барокко и является точной копией первоначального.

Иконостас в виде перегородки-ширмы шириной в 6,4 метра щедро украшен искусной резьбой. Важными иконописными атрибутами резного убранства иконостаса являются четыре праздничных образа, заключенные в округлые золоченые рамы: «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Введение во храм», «Преображение Господне» и «Сошествие Святого Духа».

Единственное паникадило храма висит под сводами его центрального нефа. У него традиционно для православных церквей богатый вид, который был обновлен уже в ходе современных реставраций.

Оригинальная деталь внутреннего пространства — чугунная лестница, установленная в притворе левее главного входного портала церкви. Она поставлена еще в 1878 году и ведет на хоры, где вплоть до 1865 года располагался алтарь Никольского придела. Оттуда можно подняться и на колокольню.

В храме тепло и зимой благодаря установленному центральному отоплению и двум мощным печам, восстановленным в наше время.

Ныне Знаменский храм бывшего Царского Села приписан к собору Святой Великомученицы Екатерины Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Церковь Благоверного князя Игоря Черниговского

В Пушкине есть и недавно построенные храмы. Самый заметный из которых это Церковь-часовня Благоверного князя Игоря Черниговского. Она была построена в 1988 в память о жертвах фашистов (на месте где проводились массовые убийства). Изначально хотели просто поставить памятник, однако, по предложению церкви, решили поставить часовню. Деньги на постройку собирались добровольно.

Службы в новом храме начались только в 2001 году. Здание представляет собой крестообразный храм с одним куполом. Здесь находится книга с поименным списком жертв фашистских палачей. Все они поминаются на службах. Ежегодно в память об оккупации города к храму возлагают цветы.

Новый храм был назван в честь Игоря Черниговского – Киевского князя, насильно постриженного в монахи. Этот князь отошел от политики и жил скромным иноком в монастыре. Однако политика не отошла от него. Восставшие киевляне схватили бывшего князя и жестоко расправились с ним. Считается, что своей смертью этот святой искупил грех междоусобицы.

После революции

В суровые годы советской власти храм уцелел, однако был закрыт 10 октября 1934-го года. В истории храма начался долголетний период забвения. Здание решено было передать 32-й механизированной бригаде, и военные очень скоро превратили его в склад, а бывшую соборную площадь стали использовать в качестве полигона для учений боевой техники.

В годы Великой Отечественной войны Софийский храм уцелел, однако был существенно поврежден. А после освобождения Пушкина городские власти вместо ремонта не нашли ничего лучшего, как устроить у храма Софии обширную свалку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]