Злопамятность — это грех, потому что в нём нет Бога
Бог — это любовь, как гласит известная христианская формула. И Священное Писание призывает христиан всё делать с любовью или хотя бы стремиться к этому. В случае обиды любящий человек прощает. И вовсе неправильно и даже разрушительно для души будет двигаться в противоположном направлении — не прощать и помнить причинённое зло.
Святитель Игнатий Брянчанинов очень широко осветил эту тему. Среди прочего он пишет:
«Бог любовь есть, следовательно, отвержение любви или памятозлобие есть отречение от Бога»
Необходимые перемены
Бороться с негативными чувствами можно и нужно. Приложив некоторые усилия, человек научится видеть ситуацию под другим углом, избавляться от своей сверхчувствительности и планов отмщения.
- Позитивное отношение. Не стоит воспринимать всерьез поступки окружающих по отношению к себе. У каждого человека есть личные мотивы или ошибки в отношениях с людьми. Нужно воспринимать обидчиков как неопытных детей, которым свойственно поступать глупо.
- Акцент на положительные моменты. Наблюдая за неправильными действиями других людей, следует поддавать анализу их мотив, выискивая для себя что-то хорошее.
- Конструктивное отношение. Спокойно наблюдая за безуспешными попытками обидчика нанести боль, уверенная в себе личность вызывает у него чувство досады и раздражения, в то время оберегая собственное здоровье и внутреннее равновесие. Не достигая своей цели, противник рано или поздно перестает наносит «моральные удары», испытывая в дальнейшем уважение к столь сильному, владеющему собой человеку.
- Безразличие к мнению окружающих. Сплетни и критика не нанесут никакой моральной травмы человеку, равнодушному к общественным высказываниям.
Памятозлобие имеет в своём корне гордость
Злопамятность не возникает сама по себе. Человек, который легко ко всему относится, не испытывает проблем в общении с другими людьми. Он легко прощает им их недостатки. А вот слишком серьёзное отношение к себе — вот что подталкивает человека к злопамятности.
Что значит слишком серьёзное? Это когда ситуация выходит из-под контроля, превращается в болезненное состояние. Оно называется гордостью.
Отсюда главный вывод: если человек проявляет злопамятность, значит, это симптом гордости. То есть вместо одного греха мы сразу имеем целых два.
Святитель Игнатий Брянчанинов много рассуждал о злопамятности. Он предостерегал, что это качество уводит человека от Господа
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:
«Памятозлобие основывается на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатию избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием».
Преподобный Амвросий разделял эту точку зрения:
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
Злопамятность это хорошо или плохо
Негативные стороны злопамятности, как ведущей личностной черты в потере личности, человек начинает жить только обидами и прошлыми событиями, переставая развиваться. Ко всему этому основными эмоциональными переживаниями становится негативный спектр, что приводит к исчезновению внутреннего ресурса и возможности найти другие позитивные стратегии. На более глобальном уровне именно злопамятность способна вогнать всё человечество в спираль постоянного насилия и агрессии, когда вместо того, чтобы понять другого, раскаяться самому, упростить ситуацию, люди только нагнетают, культивируя негативистичные эмоции, распаляя взаимную ненависть.
Это не просто плохие переживания, это реальная нагрузка на нервную систему, а вследствие и на кровеносную, сердечную, пищеварительную. Даже проводились исследования, подтверждающие, что язвенные эрозии, проблемы с сердечной мышцей и ранняя смертность характерны людям злопамятного типа. Ведь вместо того, чтобы отпустить переживания и как-то трансформировать эмоции во внешнем мире, люди раскручивают их в себе, устраивая стрессы из прошлого, когда нет необходимости в настоящем.
Плохо отражается такая личностная черта как злопамятность на самом человеке, лишая его возможности духовного роста и реализации, постоянно терзая изнутри. Со временем такой индивид теряет все социальные связи, ведь построение подобных отношений является токсичным и сами окружающие перестают контактировать с тем, кто долго помнит любые обиды. Возможны разрывы отношений и с теми, кто способен терпеть подобное в свой адрес – обычно тут инициатором является сам злопамятный, поскольку пока ему позволяют это поведение, сам он всё больше накручивает ситуацию, представляя обидчика уже чуть ли чертом, и решая прекратить всяческие контакты.
Окружающим, если они не умеют абстрагироваться, чужая злопамятность также несёт только негативные моменты. Вы можете жить, не подозревая, что обидели человека (эта черта часто связана со скрытостью и накоплением обиды), и в какой-то момент получить резкий ответ, припоминание своих проступков или откровенную месть за ситуацию, прошедшую больше года назад. Обычно с такими людьми невозможно договориться, им мало одного извинения за проступок – это манипуляция, где окружающие будут вечно ходить по кругу реабилитации своего проступка и никогда не смогут его загладить.
Но совершенно жить без такой черты, как злопамятность также невозможно, если не запоминать, что кто-то постоянно делает плохо, то можно общаться с негативными людьми. Это будет мазохистический тип жизни, где снова и снова вы будете возвращаться туда, где плохо или больно, где недостойное обращение. Изначально ведь закрепление памяти именно на негатив обусловлено программой выживания, а значит помнить, где живёт змея важнее, чем где найти вкусную шелковицу. Так же и в социальном мире – важнее помнить, кто вас предаёт и делает больно, разрушает эго и самооценку, чем где вас угощают и рассказывают какой вы молодец.
Злопамятный человек сам себе причиняет страдания
Заставлять кого-то страдать — последнее дело. И нет большой разницы в том, друга ты обижаешь, родителя или себя самого. Злопамятный человек этим своим качеством вредит в первую очередь самому себе.
Так об этом рассказывает Святитель Иоанн Златоуст:
Иоанн Златоуст
Святитель
«Есть и другой вид неистовства, еще худший (ярости). Какой? Тот, когда не хотят оставить гнева, но питают в себе памятозлобие, как какого домашнего палача. Самих же их первых мучит памятозлобие еще и здесь, не говоря о будущем.
Подумай, какое терпит мучение человек, возмущенной душою, каждый день помышляя о том, как бы отомстить врагу? Прежде всего, он мучит сам себя и томится, раздражаясь, досадуя на самого себя, разгорячаясь. Точно огонь постоянно горит в тебе, и, когда горячка усиливается до такой степени, ты не ослабляешь ее, думаешь, как бы причинить какое зло другому; а между тем терзаешь самого себя, постоянно нося в себе сильный пламень, не давая успокоиться душе своей, постоянно свирепея и содержа ум свой в тревоге и смятении.
Что хуже этого неистовства — всегда мучиться, раздражаться и воспламеняться? А таковы души злопамятных. Они, как скоро увидят того, кому хотят отомстить, тотчас же выходят из себя; услышат ли голос его, падают и дрожат; лежат ли на постели, придумывают тысячи мучений, как бы поразить и растерзать своего врага; а если при этом увидят его благоденствующим, о, какое для них наказание! Прости же другому проступок его и избавь себя от мучения… Для чего причиняешь самому себе изнурительную болезнь?
По словам Иоанна Златоуста, гнев впрыскивает яд в сердце человека. Затрагивал святитель и тему гнева:
«Гнев, как бы какая тля и моль, подъедает корень нашей души. Для чего удерживаешь внутри себя этого дикого зверя? Лучше положить змия или ехидну на сердце, нежели гнев и памятозлобие; от тех скоро можно было бы нам освободиться, а этот остается постоянно, вонзая свои зубы, впуская свой яд, возбуждая злые помыслы».
Затаённый гнев превращается в злопамятность
Сам собой гнев не проходит. Он трансформируется в новую форму. Так об этом говорит преподобный авва Дорофей:
«Как горящее уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польет его водою, оно не подвергается гниению; так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольет крови своей».
Сохраняться это состояние может ещё очень долго, пока не назреет подходящий момент для выплеска. Так об этом говорит святитель. Василий Великий:
«Верблюд, если давно когда-нибудь ударен, долгое время таив гнев, как скоро улучает удобный случай, отмщает за обиду. Слышите, жестокосердые, старающиеся укоренить в себе, как добродетель, памятозлобие, кому вы подобны, когда огорчение на ближнего, как искру, сокрытую в пепле, храните в себе до тех пор, как, получив предлог, подобно пламени, распаляете гнев».
«Потомок графа Монте-Кристо»
Злопамятный человек — это личность, которая в подробностях помнит обстоятельства, связанные с обидными фактами по отношению к нему. Человек, утаивающий злость и чувства огорчения долгое время в своей душе и памяти. Ему трудно забыть и тем более простить нанесенные оскорбления, даже если событие приключилось несколько лет назад. Есть такой анекдот:» Я не злопамятный, я просто злой, и память у меня хорошая!»
Большинство таких людей мечтают расквитаться с теми, кто, по их мнению, является виновником их горечи.
Злопамятный человек — это портрет несчастного субъекта. Личность, живущая прошлыми обидами, не прощающая обидчиков, горькие чувства которой разъедают ее изнутри.
Довольно часто глобальные обиды и оскорбления, угнетающие человека годами, при разумном анализе оказываются мелкими, не стоящими внимания ситуациями.
Злопамятной личности проблема видится в черном свете. Человек живет в постоянной скованности обиженных чувств и самоедства. Жизнь злопамятного человека омрачена плохими воспоминаниями, которым уделяется большое значение.
Гнев уводит человека от Бога
Гнев — это сам по себе страшный грех, который не имеет ничего общего с христианской любовью. Но самое страшное, что он уводит человека всё дальше от любящего Господа. Так об этом рассказывает святитель Игнатий Брянчанинов:
«Если попустишь сердцу твоему ожесточиться памятозлобием и оправдаешь гнев гордостью твоею, то отвратится от тебя Господь Бог твой и предан будешь в поприще под ноги сатане»
Исаак-монах рассказывает мистическую историю о встрече с дьяволом. К самому рассказу никто не призывает относиться с полным доверием. Монах вполне мог и приукрасить эту историю, тем более что он не относится к числу авторитетных христианских авторов. Но даже если его рассказ — не документирование реальных событий, в нём всё равно содержатся очень интересные рассуждения о том, как гнев влияет на человека:
Злопамятность
это проявление в человеке греха, ибо в корне гнев и гордость
«Однажды, я поссорился с братом и начал гневаться на него. Между тем, сидя как-то за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, движимый страхом ответственности перед Богом, думал, что мне делать. В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив как следовало крестного знамения, сказал: «Ты согрешил и тревожишься, доверься мне и будешь спокоен».
Я же, поняв, что это диавол, отвечал: ”Уйди, ибо ты не от Бога”. Он же говорит: ”Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой”. ”Нет, — говорю, — не твой я, диавол, а Божий”. Он сказал: ”Гнев держащих и зло помнящих Бог передал нам. Ты же три недели гневаешься на своего брата». Я отвечал: ”Лжешь”. А он: ”Ты зло имеешь на него, а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты — мой”.
Услышав это, я тотчас же пошел к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что диавол, не потерпев моего примирения, из злобы сжег мое рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился»
Гнев может быть праведным, но он не должен преследовать эгоистичные мотивы:
(Иаков 1:20)
«ибо гнев человека не творит правды Божией»
Памятозлобие
Мучительная страсть
Памятозлобие (злопамятность) – мучительная страсть. Человек верующий знает, что Господь заповедал прощать обидящих и ненавидящих нас, и пытается простить. Но изгладить из сердца пережитую боль оказывается очень трудно. Мучают навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде, о том зле, которое нам причинили. Преследует желание отомстить, наказать, взять реванш. Это в нас говорит наш ветхий человек, который ослеплен жаждой мести и помнит только: «око за око, зуб за зуб».
Оптинские старцы учили бороться с памятозлобием.
Не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности
Преподобный Лев учил не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности, потому как победить страсти – дело совершенных, «художество из художеств и хитрость хитростей»:
«Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь, и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучась и не претерпев вражиих нападений и не познав своей немощи и смирившись. Просто сказать: ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем; или: вступя на службу нижним чином, сделаться сейчас генералом; и начав учиться азбуке – вдруг читать все книги. Не многими ли трудами, подвигами и временем дошли до сего святые? Художество художеств и хитрость хитростей есть дело спасения, а не просто: как захотел, так и сделал».
Никто не может сотворить нам зла или оскорбления без воли Божией
Преподобный Макарий учил принимать обиду как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры и помнить, что никто не может нанести нам обиды или причинить зла без воли Божией. Старец писал в письме к духовному чаду:
«Ежели мы веруем в Господа, то веруем и учению Его и Промыслу Его всеблагому, всепремудрому и вездесущему, а Он заповедал нам, чтобы любить не только любящих нас, а и самых врагов, и что никто не может нам сотворить никакого зла или оскорбления без воли Его; удостоверил, что Он имеет о всём промысл, что даже и птица не падет без воли Его (Мф. 10: 29), и влас главы
нашея
не погибнет
(Лк. 21: 18) – аще Он не попустит; и ежели кто нас оскорбляет, то явно, что попущением Его, к наказанию нашему или искусу нашей веры, – и заповедал любить оскорбляющих (Мф. 5: 44)».
Преподобный напоминал, что наши обидчики суть оружие Божие, через них действует в нашей жизни Божий Промысл:
«Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие».
Злопамятный и ропотливый увеличивает свои скорби
Преподобный Макарий объяснял, что по духовному закону злопамятный и ропотливый человек увеличивает свои скорби:
«Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби; а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих».
Как бороться со страстью злопамятности
Преподобный Лев советовал для сопротивления страсти смиряться, не надеясь на свои дела, свои силы и свой разум, а уповая на милость Божию:
«Святые отцы, деятельно прошедшие путь сей и стяжавшие богатство благости чрез делание заповедей Христовых, оставили нам пример в учениях своих, чтобы чрез оное познавали в себе страсти, сопротивлялись им, а в уклонении к ним навершали смирением, самоукорением и покаянием; отнюдь не надеялись на свои дела или на свои силы и на свой разум – и только помалу очищались бы от страстей и приближались к Богу. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный… Прошу Вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь Вас сохранить».
Преподобный Макарий, отвечая на письмо чада, которая жаловалась, что ее хотят несправедливо очернить, советовал для избавления от скорби и обиды винить во всём себя:
«Что ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, – пусть будет правда: они делают неправду; а между тем неправда их соделывает в нас Божию правду… Кратко скажу: когда виним себя, то скорби избавляемся; а если виним других, то умножаются и продолжаются».
Старец Макарий также учил при появлении чувства обиды внутренне зазреть и укорить себя за проявление страсти:
«Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невозможно, надобно соблюдать: “смятохся и не глаголах” (Пс. 76: 5), а внутренне зазреть и укорить себя за подвижение страсти. При таком делании мало-помалу получишь исцеление от страстей и дойдешь до того: “уготовихся и не смутихся” (Пс. 118: 60)».
Преподобный призывал строго наблюдать за своим устроением и помнить, что только самоукорение и смирение «есть победа на все страсти»:
«Помни, что самоукорение и смирение на все страсти есть победа, и враг ничтоже успеет».
Преподобный Варсонофий советовал искать силы для борьбы со страстью злопамятности и обидчивости в молитве:
«Милость мы окажем, пожалуй даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношения да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве».
Не обольщаться временным отсутствием брани
Преподобный Макарий наставлял не обольщаться, если кажется, что страсть затихла, потому что это чаще бывает от временного отсутствия брани, а не от того, что человек достиг бесстрастия:
«Вы обе теперь находитесь вне поприща и брани, то и спокойны, пока рать противного не сделала приступу. У вас направлена врагом брань не против кого другого, а друг против друга – то и надобно готовить оружие против врага: самоукорение, смирение и любовь. А какое в тебе является самооправдание и обольщение спокойною жизнью, не поведет ни к чему доброму. Итак, советую тебе держаться правил смиренномудрия, которое умерщвляет страсти, а не мнимого покоя, токмо усыпляющего оные».
«Отпустите мало, отпустится вам много»
Преподобный Иосиф о памятозлобии писал:
«Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: “Отпустите мало, отпустится вам много” (Лк. 6: 37; 1 Кор. 13: 1–8, 13)».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Святые учили молиться и каяться, когда возникают гнев, обида или злопамятность
Мы не роботы и от проявлений всевозможных негативных чувств не застрахованы. Но пускать ситуацию на самотёк не стоит. Святые отцы дают нам рекомендации, что можно сделать, чтобы справиться с этими проявлениями греха. Есть два метода:
Молиться по совету преподобного Максима Исповедника:
«Если злопамятствуешь на кого, молись о нем и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смирен и живи с ним в добре, и избавишь его от страсти»
2 средства
борьбы со злопамятностью, гневом и обидчивостью: молитва и покаяние
Каяться, как призывает преподобный Иоанн Лествичник:
«Когда после многого подвига ты не можешь исторгнуть сие терние, тогда кайся и смиряйся, по крайней мере на словах, перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его, будучи жегом совестью как огнем»
Детские обиды
Злопамятный человек — это чувственная личность с раненой самооценкой, которой свойственно видеть неблагоприятное отношение в свою сторону от окружающих. Чаще всего злопамятными людьми становятся дети, наблюдающие пример непрощения от жестких родителей. Просить прощения у ребенка, относиться к нему как к полноценной личности, считаться с его чувствами не принято у большинства мам и пап. Детей воспринимают как роботов, обязанных проявлять эмоции и желания, только когда это удобно взрослым. Редкое проявление похвалы и поощрительных знаков, максимальное количество упреков и претензий, нежелание принимать родительскую вину перед ребенком и акцентирование внимания на плохих качествах в будущем воспитает озлобленную личность.
Психология злопамятного человека говорит о линии поведения, скопированной в детском возрасте от близких родственников, которые жили и находились рядом. Они вели себя именно так.
Негативные эмоции — это вызов, который позволят вырасти духовно
Не стоит мнить себя жутким грешником, если случилось проявить злопамятность или разгневаться. Это случается с каждым из нас. И это не следует рассматривать как крах. Напротив, так жизнь даёт нм отличный стимул стать лучше, преодолеть ещё одну слабость на пути к совершенству.
Иосиф Исихаст писал об этом так:
«Приобретает не умный, благородный, красноречивый или богатый, а тот, кого оскорбляют и он долготерпит, кого обижают и он прощает, на кого клевещут и он терпит. Он очищается и просветляется более других. Он достигает высокой меры. Он еще здесь — внутри рая».
Раздражение и гневливость иногда требуют вмешательства психотерапевта
Негативные реакции — это не всегда то, что можно решить при помощи духовных средств. Бывают болезненные психические состояния. Например, белая горячка, когда человек становится нервным и агрессивным.
Пускать всё на самотёк и искать решение в церкви — не лучшее решение. Такие состояния способны усугубляться, так что иногда стоит попросить помощи специалиста. В противном случае они могут повлечь непоправимые последствия для психики человека и безопасности окружающих.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Что такое злопамятность
Рассматривает злопамятность психология, как ряд навязчивых поведенческих паттернов, где проявляется склонность к навязчивому поведению (постоянные рассказы об обидчике) или воспоминанию (прокручивание в мысленном пространстве негативной ситуации). В итоге такое практически болезненное состояние может быть усилено чувством беспомощности, ведь чем меньше человек способен отреагировать в пространство, тем большее ощущение невозможности повлиять на свою жизнь. Если на обиду не реагировать агрессией, отстаивая собственные права, то в итоге вырабатывается не только злопамятность, но и беспомощность, как выученный паттерн поведения.
Данная личностная черта постепенно разрушает самого человека, отбирая у него великодушие, способность простить и тем самым облегчить собственные переживания, а также приводит к постоянному напряжению в ожидании удобного момента для мести. Может даже сложиться, что месть никогда не случится, так как в постоянных рассуждениях человек теряет способность именно активно менять действительность или же вторым вариантом будет неадекватное по силе воздействие, шокирующее всех окружающих – это следствие излишней аффектации из-за того, что длительное время ситуация накручивалась во внутреннем мире до непереносимой.
Проявляется злопамятность как в политическом мире (никто из диктаторов не прощал своих врагов, жестоко наказывали несогласных и надолго запоминали тех, кто осмеливался перечить), искусстве (известные личности не прощают успеха друг друга и пытаются оклеветать или напрямую подставить с аппаратурой во время концерта), так и в обыденной жизни.
Злопамятность на поступки мужа является наиболее распространённым жизненным примером, причём вошедшим во многие анекдоты и смешные истории каждой семьи. Вот тут стоит задуматься и научиться отличать такую индивидуальную черту от простого желания, чтобы человек выполнял данные обещания. Главное различие находится в глубинных причинах возникновения поведения – так для злопамятности характерен высокий уровень гордыни и тогда любое чужое замечание сразу бьет по наиболее больным местам, нет защиты и понимания, что другие люди имеют право на отличное мнение или альтернативные способы взаимодействия. Ущемленное эго всегда начинает гневаться и искать справедливости, которая не является объективной, а только хочет восстановить свою уникальность и опустить ниже тех, кто до этого блистал и показывал собственные недостатки.
Несмотря на то, что социум обычно негативно отзывается о данной индивидуальной особенности, окончательно исключать пользу нельзя, поскольку основная причина возникновения злопамятности – биологическая. Все неосознаваемые механизмы и закреплённые психо-биологические программы настроены, чтобы улучшить выживаемость, для чего необходимо быстро и крепко запоминать опасные и негативные места, так закрепилась инстинктивная реакция на длительное хранение любого негатива, исключительно в целях обеспечения хорошей жизни.