Осел-Христос, магические распятия и старообрядческие шифровки: история христианского креста в пяти главах

В христианской религии изображение креста имеет глубокое философско-нравственное значение. Он стало символом великой искупительной жертвы, принесённой Богом во избавление людей от вечной смерти, являвшейся следствием первородного греха, совершённого нашими прародителями – Адамом и Евой. Его изображения весьма разнообразны, и каждое имеет особый смысловой оттенок. Одно из них, а именно Голгофский Крест, является темой этой статьи.

Крест – картина великого события

Его очертания знакомы каждому, кто так или иначе встречался с православной символикой, и увидеть их можно на облачении монахов, предметах церковной утвари, а также в атрибутах, связанных с освящением жилищ и транспорта. Голгофский Крест представляет собой стилизованную картину события, происшедшего более двух тысяч лет назад в Палестине, коренным образом изменившего весь ход мировой истории.

В его композицию включены изображения Креста – орудия мучения Спасителя нашего Иисуса Христа, горы Голгофы, на вершине которой произошло это событие, головы Адама, покоящейся в её недрах, традиционно изображаемой у подножия Креста. Кроме того, сюда включены надписи, имеющие как пояснительный, так и сугубо сакральный характер.

Иное понимание слова «Голгофа»

Существует выражение:«каждый взойдёт на Голгофу». На просторах отечественных стран это выражение претерпело небольшие изменения и поэтому звучит следующим образом:«каждый несёт свой крест». Хотя это два разных предложения, смысл один и тот же.

Следует помнить, что Иисус пожертвовал собой ради спасения человечества. Он проповедовал любовь и взаимопонимание, однако его отец — владыка небесный или Бог разозлился на людей, поэтому все мы по жизни несём собственный крест, восходим на свою Голгофу. В данном контексте «Голгофа» и «крест» олицетворяют проблемы, жизненные неурядицы, личностные страдания и другие препятствия, которые мешают продвигаться по жизни.

Многие теологи трактуют подобное суждение иначе. По их мнению, тот, кто способен взойти на Голгофу, достоин прощения и жизненного успеха. Другими словами, преодолевая трудности, мы повторяем подвиг Иисуса, испытываем его страдания. Каждый взойдёт на Голгофу, потому что все люди являются божьими созданиями, такими же как и сам Иисус. В новейшей истории слово «Голгофа» используется в других значениях, например, для обозначения места, где человеку приходится уж очень несладко.

Сияние в римском небе

Центром композиции является сам Крест. Известно, что его изображение как магический символ и даже как изображение божества встречалось ещё у представителей древнейших, дохристианских культур. Лишь в Римской империи он превратился в орудие позорной и мучительной казни, которой подвергались, главным образом, рабы и особо опасные преступники. Его символы появились на стенах катакомб, где во II и III веках первые христиане совершали тайные богослужения. Они представляли собой изображения пальмовой ветви, плети и аббревиатуры имени Христа.

В обычном, «незашифрованном виде», Крест впервые появился в IV веке, когда христианство получило в Риме статус государственной религии. Согласно Священному преданию, императору Константину в ночном видении явился Спаситель и повелел украсить изображением Креста знамя, под которым его воинство готовилось вступить в бой с врагом. Утром в небе над Римом появилось сияние в виде креста, рассеявшее его последние сомнения. Исполнив повеление Иисуса Христа, Константин вскоре разгромил врагов.

Норильская Голгофа

Очень часто термин «Голгофа» используется для характеристики мест, где человека подвергают нечеловеческим пыткам или кидают в совершенно непригодные для жизни условия. В истории СССР существует достаточно неприятная страничка, повествующая о каторжной работе арестантов в местах лишения свободы системы ГУЛАГ. «Норильская Голгофа» — это выдуманное название исправительного комбината, находящегося на севере современной России, за полярным кругом. Место интересно тем, что его строительство происходило стремительно, а что самое главное — руками тех самых арестантов, которые там отбывали наказание. Особая смертность людей обуславливалась тем фактом, что заключённые работали день и ночь ради наращивания нормы выработки. Этот факт обуславливает дурную славу Норильского горнодобывающего комбината как одного из самых ужасных мест заключения системы НКВД.

Три памятных креста

Римский историк Евсевий Памфил описывает это знамя с изображением Креста в виде копья с поперечной перекладиной и начертанного сверху буквенного сокращения имени Иисуса Христа. Несомненно, что Голгофский Крест, фото которого представлено в статье, стал результатом последующих видоизменений символа, украшавшего боевое знамя римского императора.

После победы, одержанной Константином, в знак благодарности Спасителю он приказал установить три памятных Креста и нанести на них надпись «Иисус Христос победитель». По-гречески она выглядит так: IC.XP.NIKA. Такую же надпись, но по-славянски, содержат все православные Голгофские Кресты.

В 313 году свершилось великое событие: на основании Миланского эдикта, принятого по инициативе императора Константина, в Римской империи была установлена свобода вероисповедания. Христианство после трёх веков гонений получило, наконец, официальный государственный статус, и его символике был дан мощный импульс для дальнейшего развития.

Четырехконечная форма креста

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев».

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «„Византийский“ четырехконечный крест на самом деле есть крест „русский“, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

Основные элементы Креста

Несмотря на то что главный христианский символ имеет различные начертания, православные Голгофские Кресты принято изображать трёхсоставными, то есть восьмиконечными. Они представляют собой сочетание вертикального столба и большой перекладины, расположенной, как правило, на уровне, составляющем две трети от их высоты. Это, собственно, и есть само орудие мучения, на котором был распят Спаситель.

Над большой горизонтальной перекладиной изображается параллельная ей малая, символизирующая дощечку, прибитую к кресту перед казнью. На ней были слова, написанные самим Понтием Пилатом: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эти же слова, но в славянском начертании, содержат все православные Голгофские Кресты.

LiveInternetLiveInternet

И.Д. Шабалина

Каталог

В основе исследуемой группы памятников – Крест Господень на Голгофе (иногда семиконечный наряду с чаще встречающимся восьмиконечным) – (рис. 1, 2).
Крест трехсоставный: имеет большую перекладину, вверху – короткую, внизу – косую. Это канон, который тщательно соблюдается в резных рельефах. Каноничны и изображения орудий страстей: трости и копия, которые располагаются вертикально вдоль креста или отходят под углом основания, или пересекаются за Крестом (рис. 3 – 6). Крест резан плоскорельефно, на уровне других изображений. Трость и копие могут быть представлены в укороченном виде (рис. 7).

Голгофа изображается по-разному: в виде треугольника, полукруга, трапеции, двух – или трехступенчатого подножия, в виде горок – (рис. 8 – 15). Нижняя часть Креста иногда занята геометрическими выемками.

В средокрестии Креста могут быть размещены венец или цата (рис. 16,17).

ПОЯСНЕНИЯ К КАТАЛОГУ

В каталоге памятники с изображением Голгофского Креста сгруппированы по тематическому принципу в два раздела: «Иконы» и «Кресты». Нумерация принята единая, cквозная. Каждое каталожное описание содержит: — название; — номер по Книге поступлений, инвентарный номер; — размеры (указываются в см): первая цифра означает высоту, вторая — ширину, третья — толщину; — материал и техника изготовления; — поступление в музей (закупка или дар, год приобретения); — иконографические пояснения с воспроизведением надписей (сохранены некоторые грамматические особенности написания текстов, в частности, буква «ъ» ,знаком «/» текст разделен на строчки); — отмечены особенности резьбы или окраски; — значительные утраты указываются; — если сведения о памятниках неполные, некоторые графы каталожного описания могут опускаться.

Полная версия представлена в сборнике.

КРИПТОГРАММЫ

ЦРЬ СЛ, ЦРЬ СЛВЫ, ЦРЬ СЛАВЫ Царь Славы IНЦИ, ИN, ИНЦИ Иисус Назорей Царь Иудейский БГЪ Бог IС ХС , IИС ХС, IИ Х, ИС ХС, ИСЪ ХСЪ Иисус Христос К, КП, КОПIЕ, КОПИЕ Копие Т, ТР, ТРО, ТРОСТЬ Трость СНЪ БЖИ, СНЪ БЖIЙ Сын Божий НИ КА Победитель МЛ Место Лобное РБ Рай бысть ГГ Гора Голгофа ГА Глава Адама (старослав. Глава Адамля) КХВВ Крест – хранитель всея Вселенныя ККЦ Крест – красота церкве КВУ Крест – верных утверждение КЦД Крест – царем держава КАС Крест – ангелом слава КБЯ Крест – бесом язва КТПВ Кресту твоему поклоняемся, владыко ААК ? АААА ? ББББ Бич божий бьет бесов ББББВ ? ВВАА ? ВВВВ Всем верным возвращение в рай, Всей Вселенной возвещает веру. ВВВВВ ? ДДДД Древу добро, досада дъяволу, Древо дарует древнее достояние. ИВТС И Воскресение Твое славим НВПС ?
1. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ Икона. ХVII в. КП 13662, Д 618. 17,5 х 12,6 х 2 Дерево, резьба. Куплена в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие. В центре- восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа треугольной формы с черепом Адама. Вокруг Креста надписи с титлами: / / К, Т / / НИ КА/ МЛ, РБ / ГГ, ГА.[/td]

2. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ Икона. Кон. ХVIII в. КП 13060, Д 523. 14,3 х 10,9 х 2,1 Дерево, резьба . Куплена в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие. В центре — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа ступенчатой формы с черепом Адама. Вокруг Креста надписи с титлами: / / К, Т / / НИ КА / МЛ, РБ / ГГ, ГА.
3. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ (СРЕДИ СТЕН иеРУСАЛИМА) Икона. ХVIII в. КП 30260, С 142. 26 х 19,2 х 2 Дерево, резьба, темперная роспись. Куплена в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова. Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие. В центре — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Вокруг Креста надписи с титлами: / / К, Т / НИ КА / МЛ, ГА, РБ. Крупными геометрическими порезками изображена Иерусалимская стена. Полная утрата красочного слоя.
4. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ (В КРУГЕ) Икона. ХVIII в. КП 30259, С 141. 33,7 х 24,6 х 1,8 Дерево, резьба, левкас, темперная живопись. Куплена в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова. Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие.В ковчеге в круге — восьмиконечный Крест на Голгофе ступенчатой формы. По кругу размещен текст молитвы: «КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ». Вверху и внизу по полю иконы молитва: «ДА ВОСКРЕСНЕТ БОГЪ И РА / СТОЧАТСЯ ВРАЗИ ЕГО И…» Распятие,тексты «IНЦИ», «Копие», «Трость», а также стены Иерусалима живописные. Буквы окрашены коричневой краской.
5. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ (В КРУГЕ) Икона. ХIХ в. КП 30263, C 145. 24,5 х 21,2 х 2,2 Дерево, резьба, темперная окраска. Куплена в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова. Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие. В центре — круг, где представлен Крест с орудиями страстей: тростью и копием. На поле круга — надписи с титлами: / / К, Т / / НИ КА / МЛ, РБ / ГГ, ГА. Слева от круга криптограммы: ББББВ / ВВАА / ААК / ННН / ООП /ПППП / РРРРСС. Справа от круга: ВВВВВ / ДДДД / ККК / НОО / ППП / СССС / CCХХХХ. Вверху и внизу по полю иконы – текст старообрядческой молитвы с криптограммами: «ДА ВОСКРЕСНЕТ БОГЪ И РАЗЫД / УТСЯ ВРАЗИ ЕГО И ДА БЕЖАТ ОТ Л / ИЦА ЕГО НЕНАВИДЯЩИИ ЕГО ЯК / О ИСЧЕЗАЕТ ДЫМ ДА ИСЧЕЗН / УТ ЯКО ТАЕТ ВОСК ОТ ЛИ / ЦА ОГНЯ ТАКО ДА ПОГИБНУТ / Ъ БЕСИ ОТ ЛИЦА ЛЮБЯЩИХ БОГА / И ЗНАМЕНУЮЩИХСЯ КРЕСТНЫМ/ ЗДРРКГПБСНПГНИХВСИСДИК / СЪНРСwИКГПМСГБИСНСВНИ-НВВА.» Буквы покрыты темперой оранжевого цвета.
6. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ (В КРУГЕ) Икона. Кон. ХVIII — нач . ХIХ вв. КП 30262, C 144. 27 х 18,2 х 2,4. Дерево, резьба, темперная окраска. Куплена в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова. Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие. В ковчеге — круг с восьмиконечным Крестом на Голгофе ступенчатой формы с пещерой и главой Адама. В круге квадратные клейма с надписями: / / / / НИ КА / . Вверху рельефом выполнен текст молитвы: «КРЕСТЪ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОI К / РЕСТ КРАСОТА ЦЕРЬКОВНАЯ КРЕСТЪ….» Внизу:» КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛА / КО I СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНIЕ ТВОЕ СЛА….» Поверхность иконы покрыта темперой коричневого цвета.
7. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ (СРЕДИ НАДПИСЕЙ) Икона. ХVIII в. КП 30261, С 143. 32,7 х 22 х 3 Дерево, резьба. Куплена в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова. Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие, узкие. Утрачена правая часть иконы. В центре — восьмиконечный Крест с орудиями страстей : тростью и копием. Голгофа ступенчатой формы. На поле иконы — в 16 строк рельефом выполнен текст молитвы «Да воскреснет Бог…» (в старообрядческом варианте).
8. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ПОД СЕНЬЮ ХРАМА Икона. ХVIII в. КП 30258, C 140. 30,3 х 23,7 х 3,3 Дерево, резьба, темперная роспись. Куплена в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова. Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие. В нижней части иконы — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием под сенью пятикупольного храма. Вокруг Креста — криптограммы: IНЦИ / / / К, Т / / НИ КА / МЛ, РБ / ГГ, ГА. В свободном пространстве храма криптограммы. Слева: ББББ / ВВВВ / ДДДД / НННН. Справа: ВВВВ / ДДДД / КККК / ОООО. Вверху по полю иконы: КХВВ, ККЦ, КЦД, КАС / КВУ, КБЯ / КТПВ, ИВТС. Белые и черные точки по кругу, широкие и узкие цветные полосы на обрамлении иконы.
9. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ПОД СЕНЬЮ ХРАМА Икона. ХVIII в. КП 30257, С 139. 31,5 х 26,3 х 3,5 Дерево, резьба, темперная роспись. Куплена в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова. Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие. В нижней части иконы — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием под сенью семикупольного храма. Вокруг креста — криптограммы: IНЦИ / / / К, Т / НИ КА / МЛ, РБ / ГГ, ГА. В свободном пространстве храма — криптограммы. Слева: КТПВ / ББББ / ВВВВ / ДДДД / ПППП. Справа: ИВТС / ВВВВ / ДДДД / КККК / ПППП. Вверху: КХВВ, ККЦ, КЦД, КВУ/КАС, КБЯ. Оранжевые и белые точки по кругу, цветная раскраска букв.
10. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ПОД СЕНЬЮ ХРАМА Икона. ХVIII в. КП 30256, С 138. 33 х 25 х 3,5 Дерево, резьба, темперная роспись. Куплена в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова. Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие. В нижней части — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием под сенью семикупольного храма. Вокруг Креста надписи с титлами: IНЦИ / / / К, Т / НИ КА / / МЛ, РБ / ГГ, ГА. Под куполами в свободном пространстве храма — криптограммы. Слева: КТПВ / ББББ / ВВВВ / ППППТ. Справа : ИВТС / ППППГ / КККК / ППППЕ. Вверху: КХВВ, ККЦ, КЦД, КАС / КВУ, КБЯ. Белые и оранжевые точки по кругу, цветные полосы по обрамлению, цветная раскраска букв.
11. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ПОД СЕНЬЮ ХРАМА Икона. Кон. ХVIII в. КП 13062, Д-524. 40 х 35 х 6 Дерево, резьба, темперная роспись. Куплена в 1889 году в Санкт — Петербурге у А Кириллова. Прямоугольная, плоскорельефная. Поля гладкие. В нижней части иконы — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием под сенью семикупольного храма. Вокруг Креста — криптограммы: / / К, Т / / НИ КА / МЛ, РБ / ГГ, ГА. Под куполами в свободном пространстве храма — криптограммы. Слева: КТПВ / ББББ / ВВВВ / ППППТ. Справа: ИВТС / ВВВВ / КККК / ППППЕ. Вверху: КХВВ, ККЦ, КЦД, КАС / КВУ, КБЯ. Белые, черные и красные точки по кругу, широкие и узкие полосы по обрамлению иконы.
12. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХIХ в. КП 9378, Д 136. 18,2 х 12,5 х 2,7 Дерево, резьба. Куплен в 1891 году у М.В. Семенова. Четырехконечный, плоскорельефный. Поля гладкие. В центре — семиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа треугольной формы с черепом Адама. На ветвях Креста рельефные надписи с титлами: / IНЦИ / / КОПИЕ, ТРw / МЛ, РБ.
13. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХIХ в. КП 9778, Д 205. 5,2 х 2,2 х 1 Дерево, резьба. Куплен в 1910 году в Ростове у А.А. Молодцыгина. Четырехконечный, плоскорельефный. Двухсторонний. Поля гладкие. На лицевой стороне — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа с черепом Адама. На ветвях Креста надписи с титлами: / / К, Т / / НИ КА, ГА. На оборотной стороне креста надпись: «ДА В / ОСК / РЕСНЕТ / Ъ БГЪ.И РАЗЫДУТ / СЯ В / РАЗ / И ЕГ / О И Б». Имеет ушко для подвешивания.
14. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХIХ в. КП 11974, Д 385. 21,3 х 10 х 1,7 Дерево, резьба. Куплен в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова. Четырехконечный, плоскорельефный, с расширенными верхним и нижним ветвями. Поля гладкие. В центре — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа полукруглой формы. На ветвях креста надписи с титлами: / / К, Т / НИ КА / МЛ, ГГ. На обороте в средокрестии надпись: КРЕСТZЖN.
15. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХVII в. КП 12003, Д 404. 21,3 х 11,8 х 2 ,7 Дерево, резьба. Куплен в 1898 году в Ростове у В. М. Селезнева. Четырехконечный, плоскорельефный, с расширенными верхним и нижним ветвями. Поля гладкие. В центре — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа полукруглой формы с черепом Адама. На ветвях Креста рельефные надписи с титлами: / / / , /,.
16. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХIХ в. КП 9748, Д 190. 7 х 4,2 х 1,2 Дерево, резьба. Куплен в 1889 году в Санкт-Петербурге у А. Кириллова. Четырехконечный, средне- рельефный, со слегка расширенными верхним и нижним ветвями. Двухсторонний. По лицевой стороне, на полях, рельефом выполнен рисунок «бегунка». В центре восьмиконечный Крест с перекрещивающимися орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа изображена в виде груды камней. В верхней ветви креста — треугольник с исходящими по нижней стороне лучами и надписью: БГЪ. На боковых ветвях надписи с титлами: / НИ КА. На оборотной стороне поля гладкие. В центре — сердце с монограммой Богоматери. В верхней ветви креста – рельефом выполнен потир, в нижней — гроб. От них исходят лучи. Над гробом — молоток и клещи. В левой ветви креста — столп, в правой — лестница. Имеет ушко для подвешивания.
17. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХVIII в. КП 9395, Д 142. 30,7 х 14,5 х 2 Дерево, резьба, левкас, позолота, темпера. Дар Соколова (инициалы неизвестны). Поступил в музей в 1886 г. Четырехконечный, плоскорельефный. Правая ветвь креста утрачена. Поля гладкие. В центре — восьмиконечный Крест на Голгофе полукруглой формы. Внизу в квадратном углублении — надпись: «АFА КРЕСТЪ / ЦАРЕМЪ ДЕР / УЖАВА КР / СТЪ ВЕРНЫ / МЪ УТВЕРЖ…» Позолочен, на поле креста живописные изображения Распятия и святых, потемневшие от времени. Имеет кольцо для подвешивания.
18. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ Кон. ХIХ в. КП 9750, Д 192. 15,5 х 5,4 х 1,5 Дерево, резьба Куплен в 1891 году у М.В. Семенова. Восьмиконечный, плоскорельефный. Поля гладкие. В центре — семиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа треугольной формы с черепом Адама. На ветвях креста надписи с титлами: / / / К, Т / НИ КА / МЛ, РБ. Криптограммы на левой ветви креста не прорезаны. Имеет ушко для подвешивания.
19. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХVIII — ХIХ вв. КП 12139, Д 442. 20,5 х 10,5 х 1,5 Дерево (сосна), резьба. Куплен 18 марта 1926 года в Москве у С. М. Попова. Принадлежал собранию Б.Н. Эдинга. Восьмиконечный, плоскорельефный, со слегка расширенной нижней ветвью. Поля гладкие. В верхней ветви креста резцом выполнены зубцы и рисунок «бегунка». В центре — семиконечный Крест. Под основной перекладиной — укороченные изображения орудий страстей: трости и копия. Голгофа полукруглой формы с черепом Адама. Свободные поля заполнены надписями с титлами: / / НИ КА / КПОЕТР / ОТЫ МЛ / РБ АГ. Имеет кольцо для подвешивания.
20. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХIХ в. КП 11975, Д 386. 18,2 х 8,7 х 1,1 Дерево, резьба. Куплен в 1897 году у Василия Степановича Захарова. Четырехконечный, плоскорельефный. Правая ветвь креста утрачена. Поля гладкие. В центре — семиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа треугольной формы. На Кресте — венец. На поле креста — рельефные надписи с титлами: / / / НИ / МЛ, РБ. Геометрическими порезками изображена Иерусалимская стена.
21. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХVI — ХIХ вв. КП 11972, Д 383. 32,6 х 13 х 2 Дерево, резьба. Куплен 18 марта 1926 года в Москве у С.М. Попова. Принадлежал собранию Бориса Николаевича Эдинга. Четырехконечный, плоскорельефный, с расширенными верхней и нжней ветвями. Поля гладкие. В центре — семиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. На Кресте — цата. На ветвях креста размещены надписи с титлами: /КРЕСТЪ БЕСО / МЪ ЯЗВА / / НИ КА / МЛ ГГ. Геометрическими порезками изображены Иерусалимская стена.
22. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХIХ в. КП 12141, Д 440. 16,5 х 8 х 1,7 Дерево (липа), резьба. Куплен в 1898 году в Ростове у В. М. Селезнева. Восьмиконечный, плоскорельефный. Поля гладкие. В центре — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа треугольной формы с выемками геометрического типа. На Кресте — венец. На ветвях креста — рельефные надписи с титлами: / / / НИ КА / МЛ, РБ.
23. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХVIII в. КП 12138, Д 444. 16,5 х 10 х 2,5 Дерево (кипарис), резьба, темперная окраска. Год поступления неизвестен. Дар В. Н. Киселева. Четырехконечный, в среднем рельефе, с прямоугольным оглавием. Торцы боковых и нижней ветвей имеют лукообразный вид. В средокрестии — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа прямугольной формы. Вокруг Креста — криптограммы: ИСЪ ХСЪ / МЛ / РБ / ГА. Вдоль вертикальной перекладины Креста – рельефные надписи, выполненные в зеркальном отражении: ТРОСТЬ / КОПИЕ. На ветвях креста рельефом же выполнен тропарь на праздник Воздвижения Креста. Текст размещен в трехярусных глубоких киотцах, разделенных орнаментированным бегунком. На верхней ветви креста : ИN / ЦРЬ С / ЛАВЫ / КРЕС / ТУ ТВОЕМ / ПОКЛОНЯ / ЕМСЯ ВЛА / ДЫКО И С / ВЯТОЕ В / СКРЕСЕНИ / Е ТВОЕ СЛ ; на левой ветви креста: ВИМЪ СП / СИГОСП / ДИ ЛЮДИ С / ВОЯ И БЛА / ГОСЛОВ / ДОСТОЯ; на правой ветви креста: НИЕ СВОЛО / БЕДЫ БЛА / ГОВЕ РНО / МУ ЦРЮ НА / ШЕМУ НАС / ПРОТИВН; на нижней ветви креста: Я ДАРУ И СВО / Я СОХРАНЯ / Я КРЕСТО ЛЮ…. Поле креста окрашено темперой коричневато-красного цвета.
24. КРЕСТ ГОЛГОФСКИЙ ХIХ в. КП 12001, Д 402. 19,3 х 9 х 1,5 Дерево, резьба. Куплен в 1889 году в Санкт-Петербурге у А.Кириллова. Восьмиконечный, плоскорельефный. Поля гладкие. В центре — восьмиконечный Крест с орудиями страстей: тростью и копием. Голгофа в виде трапеции с геометрическим орнаментом. На Кресте — венец. На ветвях креста надписи с титлами: / / / , . Часть рельефа слева стерта.

Символическое мерило греховности

В нижней части вертикального столба помещается небольшая наклонная перекладина – символическое подножие, укреплённое уже после того как Спасителя пригвоздили ко Кресту. Голгофский Крест, как и вообще все православные кресты, изображается с перекладиной, у которой правый край выше левого.

Эта традиция восходит к библейскому тексту, повествующему о том, что по обеим сторонам от Спасителя были распяты два разбойника, причём тот, что справа, покаялся, обрёл жизнь вечную, а тот, что слева, хулил Господа и обрёк себя на вечную смерть. Таким образом, наклонная перекладина играет роль символического мерила человеческой греховности.

Национальные кресты: от Африки до Страны Басков

Если в первые века нашей эры кресты или их прототипы изредка появлялись на фресках в катакомбах, саркофагах, мозаиках и некоторых монетах или золоченых донцах, в поздней Античности они стали частью литургии и неотъемлемой — и важнейшей — частью христианской иконографии. Неудивительно, что возникло огромное количество форм креста. Самыми первыми из них были:

crux quadrata

, или греческий крест;

crux immissa

, или латинский крест;

Его вариации — перевернутый крест святого Петра , а также архиепископальный крест — и папский крест —, используемые в католической литургии. Папский крест, тройной, как и папская тиара, является символом Троицы и выделяет папу среди прочих клириков. Соответственно, архиепископальный крест демонстрирует, что архиепископ ниже рангом на одну ступень.

crux commissa

, или Тау-крест;

crux decussata

, или Андреевский крест.

Большинство богословов считали, что Христос был распят на латинском кресте, хотя некоторые предполагал, что это был всё же Тау-крест. О разнообразии мнений свидетельствуют и различные предположения о том, что Спаситель был повешен, а не распят на кресте. К примеру, в гимне Венанция Фортуната «Знамена близятся царя» (VI век) при описании распятия Христа вместо слова «распят» стоит слово «подвешен»:

Знамена близятся царя, И там просияет таинство Креста, Где во плоти тот, кто нас создал, Врагами был подвешен.

Четыре основных формы креста использовались в литургии, оформлении храмов и в геральдике. Вследствие активного использования символа по всему христианскому миру многие художники пытались создавать всё более и более замысловатые формы, таким образом выделяя свои кресты среди прочих.

Так крест приобрел бесчисленное множество «национальных» вариантов. В III веке среди коптов, живущих на территории современного Египта, распространился крест, восходящий формой к древнеегипетскому анкху.

В Армении, первой стране, принявшей христианство (301 год), крест стал фигурным.

Именно с такими украшениями по краям распятие изображали скульпторы на каменных крестах-хачкарах. Вероятно, они означали прорастающие из мертвого древа креста живые листья, намекающие на воскресение Спасителя. В Грузии христианство было принято в 326 году, по легенде убедила царя крестить страну святая Нина. Грузинская вариация креста связана с преданием о том, что святой Нине явилась Богоматерь и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.

Это объясняет его необычную форму и в то же время роднит с армянским крестом с выраженными растительными мотивами. В соседней с Арменией Кавказской Албании, где жили христиане-удины (в этой стране приняли христианство вслед за Арменией — в 330-е годы), крест тоже был похож на армянский.

На современных распятиях удинов также находятся символы Луны и Солнца (часто присутствующие и на православных иконах или католических алтарных панелях).

Вторая волна крещений европейских стран породила новые «национальные» формы креста. В раннем Средневековье, в VIII–IX веках среди кельтских народов (крещены в V веке) и в Британии (христианизация в VII веке) распространяется кельтский крест, то есть распятие, заключенное в круг.

Теорий о происхождении формы кельтского креста несколько. Одни ученые считают, что это изображение деревянных подпорок, которые поддерживали перекладину креста.

Другие склоняются к тому, что кельтский крест — всего лишь вариация кольцевых крестов, распространенных по всему христианскому миру, и кольцо в нем символизирует небесную сферу. Похожие кресты с «нимбами» встречались и в других странах — Франции, России (Новгород), Галисии и т. д., — впрочем, там они не стали распространенными символами.

Свой крест в XI веке возникает в Северной Македонии.

Эта оригинальная форма позаимствована из национальных орнаментов, до того появлявшихся в церковных книгах, украшениях храмов и т. д. Она в большой степени укоренена в народной традиции и связана с природными формами. В XIII веке уникальная форма креста появляется и в соседней Сербии.

Крест святого Саввы, представляющий собой равностороннее греческое распятие, украшен четырьмя огнивами, стилизованными как С-образные символы. Этот паттерн позаимствован у византийского креста VI века, в котором вместо букв С были буквы В, отсылающие к фразе «Царь (базилевс) царей царствует над царями». В сербском варианте она превратилась в «Святой Савва — сербская слава».

Новый всплеск моды на кресты разнообразных форм возник во время Крестовых походов, когда христианская символика начала срастаться с ранней геральдической традицией. Распятие крестоносцев, появившееся в XI веке, после взятия Иерусалима, представляло собой четыре небольших креста, расположенных вокруг главного, греческого равностороннего креста.

Считалось, что центральный крест символизировал Христа, а расположенные по краям — четырех евангелистов; или же пять крестов обозначали пять ран Спасителя — в ногах, руках и в боку; также существовала интерпретация маленьких крестов как гвоздей, расположенных вокруг распятия. В XIII веке этот крест стал официальным символом Иерусалимского королевства.

Галисийские рыцари в XII веке основали Великий военный орден меча святого Иакова Компостельского и использовали в качестве эмблемы крест-меч, отсылающий к казни апостола Иакова, а также к их намерению огнем и мечом изгнать мусульман из Святой земли.

Рыцари-тамплиеры в XII веке могли пользоваться лапчатым крестом, появившимся еще в раннем Средневековье.

Он изображался на униформе тамплиеров и всегда был ярко-красного цвета, демонстрируя желание храмовников принять мученическую смерть за веру. В XIV веке Мальтийский орден стал использовать крест похожей формы, с четырьмя острыми углами на концах, напоминающими наконечники стрелы.

Восьмиконечный мальтийский крест символизировал, по одной из версий, восемь лангов

рыцарей-госпитальеров, то есть восемь национальностей, участвующих в ордене. В другой интерпретации восемь концов обозначают восемь заповедей блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Многие народы, крестившиеся еще на заре христианства, долгое время не имели своих «национальных» крестов, однако в позднем Средневековье и в Новое время, в эпоху бурного формирования национальных идентичностей, стали использовать традиционные мотивы для создания распятий государственного значения. В 333 году христианство приняло Аксумское царство, ядро которого находилось на территории сегодняшней Эфиопии.

Как минимум к XIII веку в Эфиопии появились кресты замысловатой формы, с массивным основанием, называющимся «рукой Адама», и с массивной дугой сверху, украшенной двенадцатью лучами.

Этот элемент на так называемом кресте Лалибелы трактуется как двенадцать апостолов, окружающих Христа.

В Эфиопии сегодня существует три основных стиля крестов, связанных с регионами изготовления. Кроме креста Лалибелы есть кресты Гондэра и Аксума, с XIV века развивающие орнаментально-геометрические мотивы с множеством переплетений, узлов и повторяющихся паттернов. Такие кресты обладают квадратными, ромбическими или круглыми ореолами или лопастями.

На территории современной области Испании, в Стране Басков, в XVI столетии зародилось особое изображение баскского креста, восходящее к доисторическим орнаментам. Четыре лепестка, вращающиеся по часовой стрелке, напоминают формой одновременно и крест, и Солнце.

Этот знак, называемый лаубуру

, становится символом национального освобождения, и многие баски считают, что четыре его лепестка означают четыре провинции их страны.

Символ Лобного места

Голгофский Крест всегда изображается на некоем постаменте, олицетворяющем гору Голгофу, название которой переводится с древнееврейского языка как «череп». Это послужило основанием для другого названия, упомянутого в славянском и русском переводах Евангелия, – «Лобное место». Известно, что в древние времена оно служило местом казней особо опасных преступников. Есть свидетельства, что состоящая из серого известняка гора действительно внешне напоминала череп.

Как правило, Голгофа изображается в нескольких вариантах. Это может быть полусфера, а также пирамида с ровными или ступенчатыми краями. В последнем случае эти ступени называют «ступенями духовного восхождения», и каждая из них имеет определённое название: нижняя – Вера, средняя – Любовь, высшая – Милосердие. С обеих сторон горы, на которой изображён Голгофский Крест, помещаются две буквы — «ГГ», что значит «Гора Голгофа». Их начертание является обязательным.

Историческое расположение места

Если говорить о Голгофе как о «лобном месте», на котором встретил свою судьбу Иисус Христос, то оно должно иметь реальные географические координаты. Учитывая традиции I века нашей эры, царящие тогда в Иерусалиме, Голгофа находилась за стенами города. Это делалось для того, чтобы не осквернять нечестивым действом (казнью), священные границы города. Поэтому в I веке Голгофа находилась на северо-западе от города. В наше время на этом месте расположен Храм Гроба Господня, находящийся в районе старого квартала Иерусалима.

На данный момент это, по сути, обычное здание, в котором расположены три христианских святыни: Гроб Господня, Голгофа, плита Помазанья. Существуют и другие версии исторического расположения Голгофы. Некоторые учёные уверены, что это место располагалось на севере Иерусалима в непосредственной близости к Дамасским воротам. Существует легенда, что Голгофа — это место захоронения самого Адама, однако подтверждающих фактов этому не было найдено.

Трость, копьё и череп

Кроме всего вышеперечисленного, Голгофский Крест, значение которого, прежде всего, — в олицетворении жертвенности и искупления человечества через страдания Христа, как правило, изображается с атрибутами палачей, упомянутыми в Евангелии. Это трость, на конце которой — губка с уксусом, и копьё, пронзившее тело Спасителя. Обычно они помечаются соответствующими буквами — «Т» и «К».

Важное место в общей композиции занимает и череп, изображённый внутри Голгофы. Это символическая голова прародителя нашего Адама, о чем свидетельствуют начертанные возле неё буквы «Г» и «А». Принято считать, что жертвенная кровь Христа, проникнув сквозь толщу горы, омыла её от первородного греха. По поводу того, каким образом голова Адама оказалась в недрах этой горы, существует несколько версий. Одна из них утверждает, что тело прародителя было принесено сюда ангелами, согласно другой, его захоронил тут потомок Адама Сиф, а по наиболее распространённой версии, тело принесли воды Всемирного потопа.

Прочие надписи

Согласно установившейся традиции, есть и иные символические начертания, сопровождающие Голгофский Крест. Значение надписей (выполненных всегда по-славянски) в полной мере сообразуется с евангельским сюжетом о страстях Господних. В верхней части креста обычно пишется «Сын Божий». В некоторых случаях её заменяет надпись «Царь Славы». Над большой горизонтальной перекладиной помещается надпись «IC XP» – «Иисус Христос», а внизу, как уже было упомянуто, «НИКА» – «Победа». Место свершившегося события и его главный итог обозначаются буквами «МЛ» – «Место лобное», и «РБ» – «Раю быть».

Частица Божьей Благодати

Схематическое изображение места распятия Христа – Голгофский Крест, нательный, наперстный и напрестольный – прочно вошло в число наиболее почитаемых православных символов. В наши дни оно является не только атрибутом монастырской аскезы, но и святыней, бережно хранимой благочестивыми мирянами.

Большинство россиян, иногда даже те из них, которые не причисляют себя к верующим людям, придерживаются, тем не менее, старинных традиций и носят на груди символы христианства, в том числе и Голгофский Крест. Серебро ли пошло на его изготовление, золото, или выполнен он из иных металлов, освящённый в церкви Христовой, он всегда несёт в себе частицу Божественной Благодати, столь необходимой в жизни каждого из нас.

Освящение нательного крестика

Еще один очень важный вопрос — это освящение нательного крестика. Если крест приобретен в храмовой лавке, то он, как правило, освящен. Если крест куплен в другом месте или имеет неизвестное происхождение, то его надо отнести в церковь, попросить кого-то из служителей храма или работницу за свечным ящиком передать крест в алтарь. После осмотра креста и при соответствии его православным канонам священник отслужит положенное в этом случае чинопоследование. Обычно священник освящает кресты во время утреннего водосвятного молебна. Если речь идет о крестильном крестике для младенца, то возможно освящение и во время самого Таинства Крещения.

При освящении креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов и от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

В завершение, хочется отметить, Крест нужно почитать своим правильным, православным к нему отношением. Это не просто символ, атрибут веры, но и действенная защита христианина от сатанинских сил. Крест нужно почитать и поступками, и своим смирением, и посильным, насколько это возможно для ограниченного человека, подражанием подвигу Спасителя. В чинопоследовании монашеского пострига сказано, что монах всегда должен иметь перед глазами страдания Христовы — ничто так не заставляет человека собраться, ничто так ясно не показывает необходимость смирения, как это спасительное воспоминание. Неплохо и нам бы к этому стремиться. Именно тогда в нас через изображение крестного знамения на самом деле будет действовать благодать Божия. Если мы будем совершать его с верой, то воистину почувствуем Божию силу и познаем Божию премудрость.

Материал подготовила Игнатова Наталья

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]