Апологетика — это… Апологетика и патристика

Период средневековой философии в Европе охватывает десять веков (с V по XV). Эпоху средних веков в философии принято разделять еще на три последовательных этапа: это апологетика, патристика, схоластика.

Главной чертой средневековой философии являлся теоцентризм, а сама она основывалась на библейских догматах. По мнению многих людей, эпоха Средневековья ассоциируется с «темным временем», когда европейская наука практически остановилась в своем развитии. Однако так ли было на самом деле? Статья рассказывает о таких периодах Средневековья, как патристика и апологетика, а также об их самых известных представителях.

Апологетика и патристика

Философию Средневековья иногда весьма удачно называют «философией текста», ведь философы того времени в основном занимались трактовкой религиозных писаний. Сам период начинается в V веке, и ученые связывают его начало с крахом могущественной Римской империи. Апологетика и патристика – это как раз первые периоды в философии Средних Веков, следующие друг за другом. Именно об этих периодах пойдет речь в данной статье.

Апологетика – это первое течение средневековой философии, возникшее с целью защиты идей христианства от господствующих на то время идей языческих. Апологеты видели в основе философии учение христианства.

Позже возникает патристика – учение так называемых «Отцов церкви», которые изложили ключевые положения христианской философии и богословия. В это время были разработаны комплексные религиозно-спекулятивные системы.

Древнехристианские апологеты

Явление апологии в истории христианства означало для христианства обретение дара общепонятной речи, способности к внешнему диалогу и самовыражению; постепенное угадывание в слове невысказанных харизматических свойств и их пристальное объяснение. Это была попытка преодолеть активное отчуждение со стороны многообразного исторически сложившегося (в том числе интеллектуального) контекста времени первых веков. Апология проторила еще один – по преимуществу рассудочный – путь для успешной проповеди Благой Вести. Наконец, это явление было проявлением простой и естественной воли к жизни в условиях столь же естественных жестоких гонений за непонятную гонителям веру.

Апологеты — (от греч. apologeormai — защищаю), собирательное название раннехристианских писателей II–III вв, защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов (иудеев и язычников).

Христианство пришло в мир как «соблазн для иудеев» и как «безумие для эллинов» (1 Кор.1:23). Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. Само христианство оказалось в положении «недозволенной религии», общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний», а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников.

Миссия апологетов

Христианство рассматривалось исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний. Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон — гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. п.

Во-первых, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом.

Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что

сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, многие раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство — как откровение того, что философия лишь предчувствовала.

Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. И наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христианское понимание Священного Писания, при этом о — иудейства.

Сама апологетическая тематика присутствует в Новом Завете (см. напр. Деян 14. 15–17; 17. 22–31; Рим 1. 18–32) и в творениях мужей апостольских. Однако в отличие от мужей апостольских, которые обращались преимущественно к христианам, раннехристианские апологеты. адресовали свои творения языческой аудитории, а это наложило отпечаток на круг рассматриваемых ими проблем.

Главным предметом апологетики являются основные истины христианства — истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного Откровения, поскольку именно эти положения составляют основу христианской религии. Апологетика исторически явилась одной из первых форм христианского богословия. Задачей первых христиан была защита христианства перед лицом античной, прежде всего греческой, мудрости, и перед иудаизмом.

Иустин Философ

Самый известный из греческих раннехристианских апологетов II в.— мч. Иустин Философ († 165-166г.). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ.

Основной целью его произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя», а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных римских властителей. Он также излагает христианское вероучение и описывает таинства Крещения и Евхаристии в древней Церкви.

В его первой апологии против иудаизма «Диалог с Трифоном Иудеем», представляющей собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном, выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличии от вечных и непреходящих заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христианских народов.

Апологетические аргументы против греческой мудрости сводились, во-первых, к тому, чтобы показать, что христианство не отрицает достижений греческого мира, а включает их в себя, но при этом, во-вторых, христианство как религия неизмеримо превосходит греческое и римское язычество, что особенно проявляется в области нравственности.

Иустин осознавал христиан наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире:

«Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам».

Св. Иустин Философ в «Первой апологии» не отрицает за языческой философией права называться мудростью, но считает ее мудростью низшего порядка по сравнению с христианством, поскольку язычество не универсально, говорит сложным языком, разделено на многие философские школы и есть творение людей, а христианство открыто всем, изложено просто и понятно, как истинная мудрость едина и дана нам Самим Богом в Священном Писании. К тому же библейская мудрость древнее языческой, так что даже некоторые греки заимствовали библейские положения для своих философских учений, как,например, Платон заимствовал у Моисея свое космологическое учение.

Что означает слово «апологетика»

В переводе с греческого языка «apologia» означает «защиту». Апологетика — это защита раннего христианства от язычества. Самым известным апологетом был Юстиниан Мученик.

Слово «апологетика» в философии появилось совсем не случайно. Дело в том, что сочинения защитников христианства назывались именно апологиями. Позже этим названием стали именовать и весь исторический период.

Литература

  • Апология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Апологеты и апология // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
: неверное или отсутствующее изображениеДля улучшения этой статьи желательно:
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
  • Добавить иллюстрации.К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан)

Главные задачи ранних апологетов

Защита христианских общин и отстаивание права на исповедование новой религии – вот первоочередные задачи, которые ставила перед собой апологетика. Это выражалось в написании трудов, которые были адресованы в первую очередь представителям власти – императорам и наместникам. В своих сочинениях апологеты пытались убедить правителей в лояльности поклонников своей новой религии. Большую часть своих трудов они как раз направляли властным мужам, дабы те их прочли.

В условиях постоянных притеснений апологеты всеми силами пытались добиться признания своей религии. Обращались они и к своим поклонникам, к ранним христианам. При этом они всячески внушали им идею исключительности и избранности и поощряли мученичество.

Первые апологеты и их отношение к философии

Как относилась христианская апологетика и её представители к философии как таковой? Это тоже весьма важный вопрос, в котором стоит разобраться. В целом стоит отметить, апологеты относились к философии скорее с опасением и некой враждой. Господствующую языческую философию они противопоставляли Божьей мудрости. В то же время апологеты не исключали возможности, что некоторые язычники «просветлялись» именно благодаря философии и переходили к христианству.

Многие исследователи считают, что апологеты по сути своей и не были философами как таковыми. Они, скорее, риторы. Дискутируя с образованными и подкованными язычниками, они поднимали вопрос о Христе с целью доказать, что все хорошее и разумное в язычестве было не чем иным, как проявлением Христа-логоса.

Труды ранних апологетов начали появляться еще со второго века. Среди самых известных апологетов – Юстин Мученик, Аристид, Татиан Ассирийский, Афинагор, Квинт Тертуллиан и другие богословы-философы.

Апологеты в раннем христианстве

Любой из христианских писателей, главным образом —III веков, защищавших христианство от критики и, в свою очередь, критикующих греко-римскую культуру. Многие из их сочинений были адресованы римским императорам и часто напоминали по форме короткие служебные письма, составленные с целью защитить христианство от обвинений, выдвигаемых против него во II веке. Произведения апологетов только частично отражают полную картину раннего этапа христианства, так как они были написаны в ответ на конкретные обвинения их противников.

Среди греческих апологетов следует отметить Юстина Мученика, Татиана, Аристида, Аполлинара, Феофила, Теофина и Климента Александрийского. Латинскими апологетами II века являлись Минуций Феликс и Тертуллиан.

Марциан Аристид из Афин

Первая апология, которая дошла до наших дней, датирована учеными 125 годом нашей эры. Это труд Марциана Аристида из Афин, который был адресован римскому императору Адриану (или Антонину Пию).

В тексте апологии Аристид говорит о том, что мир приводит в движение некая посторонняя сила, которая и есть Бог. Сам же Бог – совершенный, недосягаемый и недвижимый. При этом Аристид считает неправильным почитать, как настоящего Бога, различные божества эллинов, ведь они имеют человеческие недостатки, а потому – несовершенны. Именно из-за неправильных представлений о Боге, по мнению философа, имеют место междоусобицы и войны между людьми. Аристид уверяет, что только христиане имеют правильное представление о Боге и призывает почитать его все народы.

Юстин Мученик из Самарии

Без учения Юстина Мученика очень сложно представить себе такой период философии, как апологетика. Это путешествующий философ-богослов, живший в 110-167 годах. Погиб мученической смертью в Риме.

От него сохранилось три труда: «Первая апология», «Вторая апология», а также «Диалог с Трифоном-иудеем». Философия, по мнению Юстина, как раз и является той дорожкой, которая ведет нас к Богу. По рассказам самого Юстина, судьбоносной для него стала встреча с одним стариком, с которым он завел беседу о Боге и душе. Старик поведал Юстину, что обо всех истинах можно прочитать в старом и новом Завете. Именно после этого разговора, по признанию Юстина, он и стал философом.

Отрывок, характеризующий Апологет

– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала. Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.

Татиан Ассириец и его труд

Средневековая апологетика подарила миру еще одного выдающегося мудреца: это Татиан Ассириец, который жил примерно в 120-175 годах нашей эры. Он много путешествовал, а когда прибыл в Рим, то стал учеником Юстина Мученика (незадолго до его смерти).

Главный труд Татиана – «Речь против эллинов», написанная в 166-171 году. В своем труде философ противопоставляет античной философии христианское учение, называя его «нашей философией». К своим оппонентам Татиан относится крайне презрительно, считая, что они «плетут всё, что им вздумается». Именно по этой причине, по мнению мудреца, античные философы очень много спорят друг с другом. Татиан отрицает, что греки изобрели философии, называя «нашу философию» таковой, которая древнее самого письма. Многие философы, по мнению Татиана, просто-напросто переделали писания и учения Моисея и других подобных ему мудрецов.

Новосибирск

(до 1926 года —
Новониколаевск
) — это город в России, имеет статус городского округа, административный центр Новосибирской области и Сибирского федерального округа, научный, культурный, промышленный, транспортный, торговый и деловой центр Сибири.

Новосибирск расположен в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины на Приобском плато, примыкающем к долине реки Обь, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС, на пересечении лесной и лесостепной природных зон. Левобережная часть города имеет плоский рельеф, правобережная характеризуется множеством балок, грив и оврагов, поскольку здесь начинается переход к горному рельефу Салаирского кряжа. К городу примыкают Заельцовский и Кудряшовский боры, Новосибирское водохранилище.

Численность населения Новосибирска (по данным Росстата на 1 января 2011 г.) 1 485 267 человек

в границах города (3-е место в России — после Москвы и Санкт-Петербурга) и около 1,9 млн. (на 2011 год) в агломерации (7-е место). Город занимает
площадь 506,67 км2
(30-е место в России).

День города

Год основания: 1893 год

. В Новосибирске день города отмечают в
последнее воскресенье июня
:

  • в 2011 году эта дата — 26 июня (118 лет);
  • в 2012 — 24 июня (119 лет);
  • в 2013 — 30 июня (120 лет);
  • в 2014 — 29 июня (121 год);
  • в 2015 — 28 июня (122 года);
  • в 2021 — 26 июня (123 года);
  • в 2021 — 25 июня (124 года);
  • в 2021 — 24 июня (125 лет);
  • в 2021 — 30 июня (126 лет);
  • в 2021 — 28 июня (127 лет);
  • в 2021 — 27 июня (128 лет);
  • в 2022 — 26 июня (129 лет);
  • в 2023 — 25 июня (130 лет).

История

На земле есть города-крепости, города-курорты, города-музеи, города, чей возраст измеряется тысячелетиями, чья история писалась на бересте и пергаменте, города, славные своим историческим прошлым или архитектурным обликом, крупными художественными галереями, прекрасными садами и парками или священной красотой храмов. Новосибирску чудес особых от природы не досталось, в нем нет и примет седой старины, отзвуков прошлых веков. Но у него есть свои достоинства, созданные творчеством современников. Он отличается не романтическим налетом старины, а молодостью, масштабом, сибирским размахом, стремительностью роста.

Возникновение первого русского поселения на территории современного Новосибирска датируется последним десятилетием XVII века — начало петровского правления.

Погост (придорожная гостиница в комплекте с часовенкой и торговым лабазом) был назван в честь Святого Николая и, по крайней мере, до 1712 года, выполняла функции пограничного торгового пункта между русскими и теленгутами, которые были хозяевами земель по другую сторону Оби. После падения Телеутской Межи (так называлась русско-теленгутская граница) Никольский Погост утратил свое значение, и разросшаяся
деревня стала зваться Кривощековской
— по кличке Кривощек, какую имел организатор строительства поселения томский служилый человек
Федор Креницын
.

Правый берег Оби не был популярным у русских колонистов, так как там и после ухода теленгутов продолжала стоять крепость одного из подчинявшихся им племен. Руины этого сооружения были описаны еще в начале прошлого века — «Справочник по городу Новониколаевску», Н.П. Литвинов, 1912. Видимо, представители этого племени (русские их звали «чатами») не были дружелюбными, поэтому пионеры русской колонизации предпочитали обживать левый берег, где и сложился конгломерат из двух десятков прижавшихся друг к другу сел и деревень. Во всяком случае, к концу XVIII века территория современного новосибирского Левобережья была полностью заселена.

История правого берега будущей столицы Сибири получила развитие 30 апреля 1893 года

, когда сюда прибыла первая партия мостостроителей. Этот момент принято считать официальной датой рождения Новосибирска. Рабочий поселок вырос неподалеку от останков чатской крепости, рядом с устьем речки Каменки. Это место пользовалось дурной славой и звалось «Чертово Городище», но рабочие все равно строили свои бараки, к северу от которых возводилась железнодорожная станция «Обь» и поселок при ней. Вскоре оба поселения соединились.

Уже в первый год его существования в российской печати появилось сообщение о том, что в районе строительства железнодорожного моста через р. Обь вырос, с невероятной быстротой, населенный пункт, который, по-видимому, должен иметь солидное будущее как крупный торговый . Омск, 1894. том XXXV, стр. 18). Не прошло и двух лет, поселок получил имя императора Александра III. Его назвали Александровским, а на третьем году нарекли в честь нового царя Новониколаевским.

Естественно, этого не могла не заметить столица, и в первое пятилетие в центральном российском журнале «Нива» (1898 год, № 31) появился очерк «Новониколаевский поселок», написанный учителем А.Е. Трубиным.
В 1902 году появились первые открытки с видами поселка
на русском и французском языках, выпущенные московской фонотипией Шерера и Набгольца, а
в 1904 году подготовлен первый альбом видов города.
К десятой годовщине Новониколаевску удается получить права безуездного города в упрощенном виде.
Так, 28 декабря 1903 года
в рескрипте № 747-47 государь император Николай II издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Новониколаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень. Подлинник документа был подписан исполняющим должность управляющего кабинетом его величества генерал-майором Рыдзевским.

Через пять лет (в 1908 году), Новониколаевск добиться полного городового положения.

В эти годы в городе появляются отделения крупнейших российских банков — государственного, русско-азиатского, имевшего отделения не только в России, но и в Париже, Пекине, Тянь-Цзине, Иокогаме и Нагасаки, русского для внешней торговли банка, сибирского и др. Открывается главная сибирская контора «Международной компании жатвенных машин», созданной Морганом (США).

В 1912 году

власти Новониколаевска официально вводят всеобщее начальное образование (к тому времени всеобщее начальное образование было введено только в Ярославле). В этом же году происходит еще более громкое событие. Дело в том, что судьба Новониколаевска могла бы стать похожей на судьбы десятков российских городов, которые таким же образом выросли из станционных поселков на пересечении больших рек и Транссибирской железнодорожной магистрали, но вмешался случай. В Санкт-Петербурге было принято решение связать железной дорогой Сибирь с Алтаем.

Существовали разные варианты отправного пункта, но Владимир Жернаков, городской голова Новониколаевска

, в течение трех лет всеми средствами пытался убедить имперскую Комиссию по железным дорогам в том, что прокладывать дорогу на Семипалатинск (конечный пункт алтайской ветки) нужно именно от станционного городка Новониколаевска. В итоге
3 июня 1912 года
состоялось главное для будущего Новосибирска событие: жернаковский вариант прошел Высочайшее утверждение, и Новониколаевск в одночасье стал крупнейшим в России мультимодальным узлом — южный транспортный луч автоматически изменил статус всех остальных, они превратились в транснациональные.

С этого времени в Новониколаевске начался невиданный по темпам экономический бум: в 1915 году, когда строительство железной дороги Новониколаевск—Семипалатинск еще только подходило к концу, в городе при 70 тысячах населения уже работало 7 банков. Символом того времени стала часовня святого Николая, которая была торжественно открыта в 1914 году на главной улице как точный географический центр страны. Совпадением это было или нет, но место сретения России оказалось в центре города, носившего имя правящего монарха.

До 1917 года город оставался исключительно торгово-промышленным пунктом.

В нем развивалась в основном обрабатывающая промышленность, ведущей отраслью которой была мукомольная. В 1910 году здесь насчитывалось десять мельниц с общей производительностью в 12 млн. пудов в год. Самым крупным промышленным предприятием был (600 кв. м), основанный в 1904 году. Здесь выпускались запасные части к механизмам мельниц, маслозаводов и несложных сельскохозяйственных машин. В 1917 году ряд сибирских кооперативных организаций (Закупсбыт, Сибкредсоюз и др.) избирают Новониколаевск резиденцией для своих краевых центров, таким образом молодой город становится «кооперативной столицей» обширной территории.

17 апреля 1917 года

Новониколаевск стал уездным городом Томской губернии. В это время в нем насчитывалось 107129 жителей (женщин — 58987, мужчин — 48142), из них потомственных дворян — 152, лиц духовного звания — 141.
В 1917 году, 23 декабря,
в городе и уезде устанавливается власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

26 мая 1918 года

при поддержке офицерского антибольшевистского подполья одно из подразделений чехословацкого легиона во главе с капитаном Гайдой освободили Новониколаевск.
28 мая
прибывший в Новониколаевск полковник А.Н. Гришин-Алмазов объявил о вступлении в командование войсками Западно-Сибирского военного округа республики Автономная Сибирь. Таким образом, фактической столицей новообразованного государства первые месяцы его существования был Новониколаевск.

30 июня 1918 года

Западно-Сибирский комиссариат передал свои властные полномочия Временному сибирскому правительству во главе с П.В. Вологодским и перебрался в Томск, потому что Новониколаевск продолжал оставаться во власти чешских легионеров. В
конце 1919 года
в результате Новониколаевской операции в городе вновь была установлена власть Советов.

23 декабря 1919 года

Новониколаевск получает статус центра Томской губернии, подчинив себе город Томск. Но пребывает в этом качестве всего около трех месяцев.
17 марта 1920 года
губернским центром вновь становится Томск.

В апреле 1920 года

в Новониколаевске проводятся выборы городского Совета рабочих и крестьянских депутатов, утверждается власть Советов.

После Гражданской войны в Новониколаевске не работали почти все государственные учреждения, включая железную дорогу. Царил голод. Чтобы восстановить важнейший транспортный узел, руководство ВЦИК РСФСР 13 июня 1921 года

сначала превращает Новониколаевск в центр Новониколаевской губернии, куда из Омска переводятся все губернские структуры, включая редакцию газеты «Советская Сибирь», а затем,
25 мая 1925 года
, — всей Сибири, создав для этой цели новую административную структуру — Сибирский край, которая на 10 лет вберет в себя Омскую, Новониколаевскую, Алтайскую, Томскую, Енисейскую губернии, а также автономную область Ойротии.

Постановлением ЦИК СССР утверждено постановление Новониколаевского окружного съезда Советов от 17 ноября 1925 года о переименовании города Новониколаевска в город Новосибирск

. В ранге административного центра крупнейшей в мире административно-территориальной единицы Новосибирск снова начинает развиваться. Возможно, не случайно именно тогда, в январе 1929 года, в Новосибирске выходит книга «Завоевание межпланетных пространств», в которой впервые представлены расчеты той самой трассы, по которой через 40 лет американские астронавты долетят до Луны. Книга была напечатана в типографии Сибкрайсоюза тиражом 2 тыс. экземпляров. Ее издал на свои средства, полученные за изобретения и рационализацию, Александр Шаргей, который жил в доме № 24 по улице Советской под именем Юрия Васильевича Кондратюка (сюда в 1970 году специально приезжал Нил Армстронг, первый человек, ступивший на поверхность Луны, чтобы взять у стен дома, где жил Шаргей-Кондратюк, горсть земли).

Также в 1925 году

было положено начало развитию научного потенциала. Создано общество изучения Сибири и ее производительных сил (ОИС), а в 1928 году организовано Сибирское краевое отделение Всесоюзной ассоциации работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО). В декабре 1926 года состоялся первый сибирский краевой научно-исследовательский съезд. На нем присутствовало 326 делегатов, выступило около 100 человек. В тридцатые годы в городе были созданы десятки научных лабораторий, ряд научно-исследовательских и проектных институтов.
24 января 1930 года прошел первый съезд научных работников Западной Сибири.
С 30 июля 1930 года

, в связи с разделением Сибирского края, Новосибирск становится центром Западно-Сибирского края. В годы первой пятилетки в городе ведется реконструкция действующих и строительство новых предприятий — первенцев крупного машиностроения — (впоследствии — ПО «Сибсельмаш») и горного оборудования (впоследствии — Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова). Большой толчок экономическому росту города дало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, начатое в 1927 году и законченное в январе 1931 года. С постройкой железнодорожной линии Новосибирск—Ленинск-Кузнецкий в 1934 году и паровозоремонтного завода город превратился в крупнейший транспортный узел азиатской России.

В 1934 году на строительстве Дворца науки и культуры (ныне театр оперы и балета) завершилось сооружение купола, разработанного московским инженером Б.Ф. Матэри. Лежащий на опорном железобетонном кольце, которое в свою очередь опирается на стоящие по кругу колонны, этот купол был создан как уникальная монолитная железобетонная конструкция диаметром 55,5 метра, с толщиной стенок 8 сантиметров. Отношение толщины скорлупы куриного яйца к его диаметру составляет 1/250, а у детища Матэри этот показатель составил 1/750. Здание Оперного театра становится символом современного Новосибирска.

В 1936 году

самое крупное тогда предприятие Новосибирска , где выпускались льнотрепалки и насосы типа «Комсомолец», сменило профиль, директора и название. Оно было преобразовано в «предприятие авиационной промышленности № 153», став, таким образом, первым в мире заводом по выпуску истребительной авиации. Дело в том, что завод создавался для массового производства только одной модели конструктора Николая Поликарпова — И-16, который сегодня считается первым в мире истребителем, так как впервые совместил в себе моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси.

Завод, получивший в 1939 году

право называться именем Валерия Чкалова (И-16 называли «самолётом Чкалова» за то, что Чкалов его сам испытывал и сам отстаивал перед Сталиным как родоначальника нового вида боевой авиации), в годы Великой Отечественной войны стал одним из основных поставщиков истребительной авиации. В
1944 году
из Новосибирска на фронт уходило по 17 истребителей в сутки, хотя более половины работавших на Чкаловском заводе составляли 12—14-летние подростки из пригородных деревень. Они трудились в условиях жесточайшей дисциплины за 700 граммов хлеба в день — такова цена девиза «Полк в сутки», с которым Новосибирск вошёл в историю Второй мировой войны. С 1941 по 1945 годы дети Новосибирска поставили на фронт 550 полков боевых самолетов, тем самым обеспечив знаменитый перевес в воздухе над гитлеровской Германией.

28 сентября 1937

года ЦИК СССР утвердил Постановление ВЦИК о разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область с центром в Новосибирске и Алтайский край с центром в Барнауле. Впоследствии из Новосибирской области были выделены Кемеровская (26 января 1943 года) и Томская (13 августа 1944 года).

Многие предприятия города начинали свою трудовую биографию в годы войны: Олово, металлургический, электровакуумный, строительных машин, химический, химико-фармацевтический, а также мелькомбинат № 5, ТЭЦ № 3 и 4, шоколадная фабрика. Были задействованы 50 предприятий, эвакуированных из Европейской части страны.

Создание в городе крупного военно-промышленного комплекса сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны: город превратился в «…опорный край державы». Он поставил фронту 125 млн. снарядов и мин, почти 27 % всех снарядов, израсходованных действующей армией, 15797 самолетов, 6 бронепоездов, около 4 млн. комплектов летнего и зимнего обмундирования.

21 августа 1943 году

Новосибирск выделяется из состава области в самостоятельную административную единицу республиканского подчинения.
21 сентября 1943 года
по Постановлению СНК СССР в городе открывается Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР. Руководил филиалом академик А.А. Скочинский, специалист в области горной промышленности.

В послевоенный период в городе реконструированы и расширены действующие заводы и построены новые: Сибэлектротяжмаш, Сиблитмаш, Сибэлектротерм, Экран, заводы им. Коминтерна, радиодеталей, конденсаторов и другие, введены в строй крупные тепло- и электроэнергетические объекты, предприятия транспорта, связи, легкой и пищевой промышленности. Была заложена мощная база стройиндустрии, позволившая резко увеличить темпы строительства жилья и объектов социально-культурного назначения.

Победу 1945 года

город Новосибирск встретил сильно изменившимся — будучи в начале войны 400-тысячным тыловым городом, он принял 128 тысяч коренных жителей блокадного Ленинграда. Одновременно на берегу Оби получили прописку 50 ленинградских предприятий и учреждений. Став на четверть Ленинградом, сибирский город авиастроителей перенял многие культурные и эстетические традиции Северной Пальмиры.

25 сентября 1948 года

на северной окраине Новосибирска основан секретный завод по выпуску урановой продукции, который назывался предприятие № 80 или завод химконцентратов. Примыкавший к нему район называли по тогдашней терминологии Соцгородком за особый режим снабжения и особое отношение к нему со стороны властей (курировал проект Л. Берия). В
1951 году
на 80-м «ящике» начался выпуск урана, который на первых порах выплавлялся открытым способом.

18 мая 1957 года

Совет Министров СССР принимает Постановление об организации в Новосибирске Сибирского отделения Академии наук СССР. Председателем СО АН СССР избирается выдающийся ученый, академик М.А. Лаврентьев. С
18 января 1959 года
в Сибирское отделение включены научные подразделения Западно-Сибирского филиала АН СССР. С
3 июля 1958 года
Новосибирск вновь переходит в областное подчинение. В 60—70-е гг. в основном завершилось формирование промышленного потенциала города.

Эвакуированное население повлияло не только на развитие науки и искусства, но и на общую демографическую ситуацию — 2 сентября 1962 года в Новосибирске был официально зарегистрирован миллионный житель.

В 1969 году

в Новосибирске организуется аграрный научно-исследовательский комплекс — Сибирское отделение ВАСХНИЛ. Первым его председателем избирается академик И.И. Синягин.
8 мая 1970 года
создается Сибирский филиал АМН СССР, преобразованный в
1979 году
в Сибирское отделение Академии медицинских наук СССР. Его возглавил академик В.П. Казначеев.

В августе 1972 года

в Новосибирске побывал с визитом Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. В разговоре с ним Первому секретарю Новосибиркого обкома партии Фёдору Горячеву удалось доказать необходимость скорейшего строительства Новосибирского метрополитена — первого в Сибири. Во время проектирования будущего сооружения главный инженер проекта С.В. Цыганков и инженер К.П. Виноградов предложили мостовой переход через Обь на 14 опорах — так состоялось рождение самого длинного метромоста в мире.
Официальный пуск Новосибирского метрополитена состоялся 28 декабря 1985 года.
28 апреля 1982 года

опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о награждении Новосибирска орденом Ленина, а
в феврале 1990 года
Новосибирску присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири.

В 2000 году

указом Президента РФ Владимира Путина был образован Сибирский федеральный округ, центром которого был назначен Новосибирск.

Основные даты становления и развития города (до 1918 года по старому стилю):

  • 1893 год — «Кривощековский выселок» или Новая деревня;
  • лето 1893 года — образование вокзального поселка у станции Обь;
  • май—июнь 1894 года — возникновение Нового поселка у реки Каменки;
  • лето 1894 года — объединенный поселок (в печати 18 ноября 1894 году назван Обским);
  • ноябрь 1894 года — поселок назван Александровским;
  • 17 февраля 1898 года — поселок переименован в Новониколаевский (впервые это название упоминается 3 декабря 1895 года);
  • 28 декабря 1903 года — поселок возведен в степень безуездного города;
  • 11 декабря 1908 года — город получил права городового положения в полном объеме;
  • 17 апреля 1917 года—15 августа 1925 года — центр Новониколаевского уезда;
  • 14 декабря 1919 года—9 января 1920 года — центр Новониколаевского Ревкома;
  • 23 декабря 1919 года—14 марта 1920 года — центр Томской губернии;
  • 26 декабря 1919 года—27 апреля 1920 года — центр Губревкома;
  • 13 июня 1921 года—25 мая 1925 года — центр Новониколаевской губернии;
  • 23 июня 1921 года—9 декабря 1925 года — центр Сибревкома;
  • 25 мая 1925 года—30 июля 1930 года — центр Сибирского края;
  • 8 декабря 1925 года — город переименован в Новосибирск (12 февраля 1926 года это решение утвердил ЦИК СССР);
  • 25 мая 1925 года—12 февраля 1926 года — центр Новониколаевского округа;
  • 12 февраля 1926 года—23 июля 1930 года — центр Новосибирского округа;
  • 30 июля 1930 года—28 сентября 1937 года — центр Западно-Сибирского края;
  • 28 сентября 1937 года — центр Новосибирской области;
  • 22 ноября 1937 года—3 ноября 1943 года — город отнесен к режимной местности;
  • 3 ноября 1943 года—май 1945 года — город отнесен к режимной местности первой категории;
  • 21 августа 1943 года—3 июня 1958 года — город отнесен к республиканскому подчинению;
  • 3 июня 1958 года — город переведен в областное подчинение;
  • 13 мая 2000 года — центр Сибирского Федерального округа.

Фотографии города Новосибирска:

  • nskstreets.narod.ru — фотографии улиц Новосибирска;
  • novosibirsk.vsedomarossii.ru — Новосибирск: фотографии зданий и сооружений;
  • vkph.com — фотографии Новосибирска;
  • personalguide.ru — фотогалерея Новосибирска;
  • nskphoto.novo-sibirsk.ru — фотогалерея Новосибирска;
  • etoretro.ru — старые фотографии Новосибирска;
  • eugenekhan.ru — фотографии старого Новосибирска;
  • gorod-nsk.narod.ru — уникальные фотографии старого Новосибирска первой половины XX века;
  • transphoto.ru — исторические фотографии городского электротранспорта города Новосибирска;
  • tchaykovsky.com — спутниковые снимки городов России: Новосибирск;

Источники информации:

  • ru.wikipedia.org — Википедия: Новосибирск;
  • calend.ru — Новосибирск: история и символика;
  • novo-sibirsk.ru — официальный сайт города Новосибирска: историческое обозрение развития города.

Дополнительно на Геноне:

  • Об истории возникновения каких городов можно узнать на Геноне?
  • Сколько насчитывается городов в России?

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан из Карфагена

Христианская апологетика невозможна без этого имени. Фраза «Верую, ибо абсурдно» («credo quia absurdum») является пересказом фрагмента его труда. Тертуллиан внес в католическую церковь множество латинизированных понятий.

Тертуллиан жестко критикует языческую философию, противопоставляя ей концепцию чистой веры, без претензий на интеллектуализм. Он известен как автор парадоксов, в которых вера ставится выше, чем разум, а нелогичность какого-либо факта должна лишь усиливать веру человека. «Верю, ибо абсурдно…».

Августин Блаженный и его учение

Ярчайшим представителем патристики является Августин Блаженный, оказавший значительное влияние на всю средневековую философию. В своем учении ему удалось удачно соединить неоплатонизм и постулаты христианства. На этой основе он трактует зло как недостаток добра.

«Верую, чтобы понимать», — вот основной девиз теории познания Августина. Не отказываясь от рационального познания, он утверждает безоговорочное доминирование веры. Единственное спасение человека, по убеждению Августина Блаженного, находится в принадлежности к христианской церкви. Более совершенной богослов считает душу человека, а потому настаивает на том, чтобы уделять больше внимания именно ей, подавляя при этом чувственные наслаждения и порывы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]