Житие Кирилла Александрийского и в чем помогает икона святителя, молитвы

Дни памяти: 18(31) января , 9(22) июня

Кирилл Александрийский родился и вырос в Александрии, будучи представителем знаменитой епископской династии. Его дядей был Феофил Александрийский, после которого он и стал предстоятелем в 412 году.

Один из первых обличил ересь Нестория, был организатором и основным действующим лицом III Вселенского Собора в Эфесе. Ему принадлежат многочисленные полемические работы, опровергающие несторианское учение о Христе. Св. Кирилл первым формулирует учение о единстве ипостаси Спасителя, что было истолковано будущими монофизитами, как утверждение и единства Его сущности. Ему принадлежат и толкования на Священное Писание, объяснения учения о Троице, ряд писем богословского содержания.

Помимо церковной деятельности, он обладал большим влиянием и на светскую власть Александрии. Поэтому, его имя связывается с эпизодами многочисленных конфликтов язычников и христиан. Среди городского населения и монашествующих пользовался непререкаемым авторитетом, а после кончины доброй памятью.

Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков.

Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений. Особенно следует отметить Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания апостола Павла к Коринфянам и Евреям, а также апологию в защиту христианства против императора Юлиана Отступника (361–363). Огромное значение имеют пять книг против Нестория, труд о Пресвятой Троице, под названием «Сокровище», написанный против Ария и Евномия, и два догматических сочинения о Пресвятой Троице, отличающиеся точностью изложения Православного учения о Исхождении Святого Духа. Сочинение против антропоморфизма написано святителем Кириллом для некоторых египтян, которые по неведению представляли Бога в человеческом образе. В числе творений святителя Кирилла имеются и «Беседы», среди которых особенно трогательно и назидательно «Слово об исходе души», помещенное в славянской «Следованной Псалтири».

ТВОРЕНИЯ

Экзегетические

Несмотря на то, что св. Кириллу приходилось много писать против своих врагов, основная часть его наследия представляет собой не полемические, а экзегетические трактаты. Св. Кирилл был блестящим комментатором Библии и в своих толкованиях следовал аллегорическому методу, что ставит его в один ряд с Оригеном и другими александрийцами. Однако в отличие от Оригена он считал не все детали ветхозаветной истории имеющими духовное значение. Он обращал мало внимания на исторический и филологический анализ текста, зато в его толкованиях всегда присутствует полемика с еретиками.

17 книг О поклонении и служении в Духе и истине, написанных в форме диалогов между св. Кириллом и Палладием, представляют собой аллегорическое объяснение отдельных мест Пятикнижия, избранных не в том порядке, в каком они находятся в Библии, а в том, который наиболее удобен автору для подтверждения его основной идеи. Св. Кирилл доказывает, что буква закона отменена, а дух — нет, и потому толкование ветхозаветных текстов должно быть не буквальным, а аллегорическим. В 1-й книге св. Кирилл говорит об избавлении человека от рабства греху и диаволу, во 2-й и 3-й — об оправдании через Христа, в 4 -5 — о человеческой воле, в 6 -8 — о любви к Богу и ближнему, в 9-13 — о Церкви и священстве, в 14-16 — о духовном поклонении христиан, и в 17-й — об иудейских праздниках, в особенности о Пасхе. Трактат написан после епископской хиротонии св. Кирилла, но до начала антинесторианской полемики (412 — 429).

13 книг Искусных толкований («Глафира») написаны в тот же период жизни святителя и также содержат изъяснение избранных мест из Пятикнижия, однако в порядке их нахождения в Библии. В кн. 1-7 обсуждается книга Бытия, в 8-10 — Исход, в 11-й — Левит, в 12-й — Числа, в 13-й — Второзаконие.

Толкование на пророка Исаию написано, вероятнее всего, после экзегетических трудов на Пятикнижие, но до 429 г. и состоит из пяти книг. Св. Кирилл предлагает читателю «двойное» толкование, включающее «историю», т. е. буквальный смысл текста, и «теорию» — его аллегорическое объяснение.

Толкование на двенадцать пророков состоит из 12 частей, разделенных на тома. После обширного вступления, в котором св. Кирилл указывает на предшествующих экзегетов, следует его собственное толкование, причем каждой книге предпослано свое предисловие.

В Катенах на Ветхий Завет сохранились фрагменты из других толкований св. Кирилла: на книги Царств, Псалмы и библейские песни, Притчи, Песнь Песней, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Фрагменты толкований св. Кирилла на Иезекииля сохранились в армянской рукописи, хранящейся в Оксфордском университете (Bodleian Library). О комментариях св. Кирилла на псалмы упоминает патриарх Фотий («Библиотека», № 229). В литературе встречаются упоминания и о других библейских работах св. Кирилла, которые до нас не дошли. Из Толкования на Евангелие от Матфея, написанного св. Кириллом после 428 г. , сохранились только немногие фрагменты. Это толкование было известно Леонтию Византийскому, Ефрему Антиохийскому и Факунду Ермианскому.

Собрание Бесед на Луку-евангелиста сохранилось в сирийской версии VI -VII вв. , включающей 156 бесед, тогда как на греческом языке дошли целиком только три беседы и некоторые фрагменты. Беседы содержат ярко выраженную противонесторианскую полемику, и ссылка на анафематизмы показывает, что эти беседы были произнесены около 430 г.

Из 12 книг Толкований на Иоанна-евангелиста 10 книг (1-6, 9 — 12) сохранились целиком, а две (7 и 8) — во фрагментах, подлинность которых сомнительна. Комментарий св. Кирилла носит догматико-полемический характер, на что автор указывает во введении. Св. Кирилл находит в Евангелии от Иоанна доказательства единосущия Сына Отцу, опровергая учения ариан и евномиан, а также христологию антиохийской школы. Имя Нестория, а также термин «Богородица» отсутствуют в толковании, поэтому предполагается, что оно составлено до 429 г.

Догматико-полемические и апологетические

Ранние догматико-полемические работы св. Кирилла направлены против ариан. Трактат Сокровище, о Святой и Единосущной Троице написан предположительно в начале епископства св. Кирилла, не позднее 425 г. Трактат состоит из 35 глав. В триадологии св. Кирилл следует своему предшественнику св. Афанасию. Часть трактата является воспроизведением 3-й книги св. Афанасия «Против ариан». В качестве одного из источников св. Кирилл использует книгу Дидима «Против Евномия».

Трактат О Святой и Животворящей Троице написан вскоре после «Сокровища» и является переработкой последнего. Трактат посвящен «брату» Немесию и состоит из семи диалогов автора с другом Ермием: в шести диалогах речь идет о Сыне, в седьмом — о Святом Духе. Первый антинесторианский трактат — Пять книг против Нестория — написан около 430 г. Он представляет собой критический разбор сборника проповедей, опубликованных Несторием в предыдущем году. Имя Нестория не упоминается в тексте, однако приводятся цитаты из его работ. В первой книге св. Кирилл разбирает места, в которых Несторий высказывается против того, чтобы называть Марию Богородицей; четыре другие книги посвящены двум природам Христа.

Трактат О правой вере, написанный в 430 г., состоит из трех посланий, отправленных св. Кириллом в императорский дворец по поводу несторианской ереси. Первое адресовано царю Феодосию, два других — царицам (без указания имен). По утверждению Иоанна Кесарийского (VI в. ), второе послание адресовано младшим сестрам императора — Аркадии и Марине, а третье — старшей сестре Пульхерии и жене императора Евдокии.

Двенадцать анафематизмов против Нестория написаны в том же 430 г. от лица Собора в Александрии. Св. Кирилл был вынужден защищать свои анафематизмы в трех апологиях. Первая называется Защищение двенадцати глав против восточных епископов и направлена против Андрея Самосатского, обвинившего св. Кирилла в аполлинарианстве и монофизитстве. От обвинений Феодорита Кирского св. Кирилл защищается в Письме к Евоптию, епископу Птолемаиды Ливийской, от которого он получил текст сочинения Феодорита против анафематизмов. Оба трактата написаны до III Вселенского Собора. Третий трактат в защиту анафематизмов под названием Объяснение двенадцати глав написан в ефесской тюрьме, где св. Кирилл находился в августе — сентябре 431 г. после III Вселенского Собора.

Защитительное слово к царю Феодосию был написан св. Кириллом немедленно после его возвращения из Ефеса в Александрию. В Слове он защищает свои действия до Ефесского Собора и во время его проведения.

Схолии о Воплощении Единородного написаны после 431 г.: в них св. Кирилл дает объяснение имен Христос, Эммануил и Иисус, после чего защищает ипостасное единство природ, опровергая мнения о «смешении» и «связи» между ними. Сочинение против аполлинаристов. Полный текст сохранился в латинской, сирийской и армянской версиях; из греческого оригинала сохранилась лишь часть.

В диалоге О том, что един Христос св. Кирилл опровергает учение о том, что Слово Божие не стало плотью, но соединилось с человеком Иисусом, так что честь Первого не принадлежит Второму. Св. Кирилл ссылается на свою раннюю полемику с Несторием и демонстрирует такую зрелость мысли, что диалог, высоко оцененный в древности, представляется одной из поздних работ св. Кирилла.

Небольшая Книга против не хотящих признавать Святую Деву Богородицей продолжает антинесторианскую полемику. На этот трактат как на подлинное сочинение св. Кирилла в 542 г. ссылался император Юстиниан в своем «Слове против монофизитов».

В трактате Против Диодора и Феодора св. Кирилл опровергает доктрину учителей Нестория — Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского. Трактат состоит из трех книг: 1-я посвящена Диодору, 2-я и 3-я — Феодору. Трактат написан около 438 г. Сохранились фрагменты в греческой и латинской версиях. Также во фрагментах сохранился трактат Против антропоморфитов.

Трактат Против синусиастов, т. е. против крайних аполлинариан («синусия» — сосуществование двух природ) написан в поздний период жизни святителя и сохранился в отрывках на греческом и сирийском языках.

Монументальное апологетическое сочинение О святой религии христианской против безбожного Юлиана написано в период между 433 и 441 гг, т. е. после примирения с Иоанном Антиохийским, но до смерти последнего, поскольку из 83-го письма бл. Феодорита явствует, что св. Кирилл послал это сочинение Иоанну. Оно посвящено императору Феодосию II и содержит опровержение трактатов Юлиана Отступника «Против галилеян». Юлиан в 363 г. опубликовал три трактата под этим заглавием. Предисловие св. Кирилла показывает, что язычество в его времена было еще сильно и трактаты Юлиана с обвинениями против христиан пользовались популярностью. Сохранились только первые десять книг св. Кирилла, где он разбирает 1-й трактат Юлиана и говорит о связях между христианством, иудейством и язычеством. Фрагменты из 11-й и 20-й книг, дошедшие в греческой и сирийской версиях, показывают, что в книгах 11-20 речь шла о втором трактате Юлиана. Дж. Ньюман предполагает, что в последующих книгах св. Кирилл опровергал 3-й трактат Юлиана и всего в его сочинении было около 30 книг. Однако из предполагаемых книг 21-30 ничего не сохранилось: возможно, что св. Кирилл и не имел в виду опровергать все трактаты Юлиана, а ограничился лишь первыми двумя (Quasten J. , р. 129-130).

Пасхальные послания

Подобно своим предшественникам — ев. Афанасию, Петру и Феофилу Александрийским, св. Кирилл ежегодно обращался к своей пастве с посланием относительно даты празднования Пасхи. Издатели сочинений св. Кирилла собрали 29 посланий под общим названием Пасхальные беседы. Они написаны между 414 и 442 гг. и посвящены по преимуществу нравственно-аскетическим темам: посту и воздержанию, бдению и молитве, делам благотворительности и милосердия. Обсуждаются также догматические вопросы: в Беседах 5, 8, 17 и 27 св. Кирилл защищает учение о Воплощении против ариан и других еретиков, отрицающих вечность Сына; в Беседе 12 речь идет о Святой Троице. Во многих беседах содержится полемика с иудеями и язычниками.

Беседы

Из проповедей, произнесенных св. Кириллом в период его епископского служения в Александрии, сохранилось не более 22, среди которых некоторые дошли во фрагментах. Издатели назвали их Другими беседами в отличие от Пасхальных бесед (посланий). Первые восемь бесед произнесены в Ефесе во время работы III Вселенского Собора. Из них 1-я произнесена в начале работы Собора, 2-я — в день памяти апостола Иоанна Богослова, 5-я — после осуждения Нестория, 6-я — после разрыва с Иоанном Антиохийским, 7-я — перед арестом. 4-я беседа, Похвальная Святой Марии-Богородице, произнесенная между 23 и 27 июня 431 г. в храме Пресвятой Богородицы в Ефесе, является самой знаменитой в древности проповедью, посвященной Пресвятой Деве Марии: св. Кирилл называет Ее «неугасимой лампадой», «венцом девства», «скипетром Православия», «нерушимым храмом», «вместилищем Невместимого» — некоторые из этих выражений впоследствии вошли в Акафист Пресвятой Богородице. В Беседах 3, 15, 16 и 20 речь идет о Воплощении Сына Божия. Беседа 10-я, О Тайной Вечере, принадлежит, вероятно, Феофилу Александрийскому; 11-я представляет собой не что иное, как 4-ю беседу, расширенную и дополненную в VII -IX вв. 13-я, В Неделю ваий, восходит к Евлогию Александрийскому. Знаменитая 14-я беседа, Об исходе души из тела и о Втором Пришествии Христовом, пользовавшаяся особой популярностью в Средние века (она помещалась в славянской Следованной Псалтири), является произведением сомнительной подлинности: в «Апофтегмах отцов» она упоминается как сочинение Феофила Александрийского. Беседы 8-я, На Преображение Господне, и 12-я, На Сретение Господне, принадлежат к корпусу Бесед на Евангелие от Луки (см. выше).

Письма

Собрание писем св. Кирилла, напечатанное в Патрологии Миня, включает 88 писем, из которых 17 являются письмами других, адресованными ему, и некоторые подложны. Большинство писем св. Кирилла датируются временем после Ефесского Собора. Для истории взаимоотношений Востока и Запада представляет интерес переписка св. Кирилла с папами Целестином и Сикстом. На письма св. Кирилла впоследствии ссылались Вселенские Соборы: письмо 4, второе к Несторию, зачитывалось на III, IV и V Вселенских Соборах. Письмо 17, третье к Несторию, содержит описание деяний Александрийского Собора 430 г. В письме 39, к Иоанну Антиохийскому, св. Кирилл выражает радость по поводу состоявшегося примирения: оно начинается словами «Да возрадуются небеса». Три указанных письма (4, 17, 39) в силу своей догматической значимости получили наименование «вселенских». Письмо 76 содержит отказ св. Кирилла вписать имя Иоанна Златоуста в диптихи. Письмо 80, Ипатии к Кириллу, является подложным, так же как и 86 — Кирилла к папе Леонтию.

Литургия св. Кирилла Александрийского

Именем св. Кирилла названа одна из литургий, употребляемых в Коптской Церкви. Греческий текст этой литургии неизвестен, а, поскольку св. Кирилл не писал по-коптски, ее принадлежность этому святителю исключена. Литургия состоит из анафоры, сходной по содержанию с так называемой анафорой апостола Марка. Высказывались предположения, что Коптская литургия св. Кирилла есть не что иное, как коптский вариант анафоры апостола Марка. Но вопрос о происхождении литургии св. Кирилла Александрийского до конца не исследован (см. : Архим. Киприан Керн. Евхаристия. Париж. С. 99 — 100).

Житие святителя Кирилла Александрийского

Кирилл – архиепископ Александрийский. Он заслужил память о себе у христиан тем, что с уверенностью и упорством отстаивал церковные интересы на протяжении своей жизни. Борец за справедливость, он ставил выгоду духовенства выше собственной выгоды.

Происхождение и ранние годы

О происхождении святителя известно немного. Исследователи утверждают, что годом его рождения был 376 год. Он воспитывался матерью и дядей, которые проживали на северо-востоке Египта. Мальчик получил основное христианское образование: изучал риторику, грамматику, теологию и богословие.

Служение Богу

В роду Кирилла были епископы и архиепископы. Он начал служение Господу с рукоположения в начальный сан. Постепенно будущий святитель продвигался по карьерной лестнице, одновременно создавая многочисленные труды, в которых выражал мысли по поводу смысла христианства.

Кончина святого

Святитель скончался на службе в своей епархии. До последних дней он успешно руководил вверенными ему приходами, составлял записки, делал пометки для потомков. Кончину он предвидел неоднократно, был готов к ней и ежедневно молился за здравие воспитанников.

Обычаи и традиции 22 июня на Кириллов день

Считается, что 22 июня Солнце всю свою силу отдает земле! Люди тоже старались как можно больше впитать в себя солнечной энергии, поэтому проводили весь день на природе, отправлялись на реку или в лес.

Согласно народным поверьям, в Кириллов день солнце особенно жаркое, наши предки боялись, что оно спалит посевы. Поэтому с утра пораньше обращались к светилу с просьбой не быть сильно горячим. И обязательно благодарили солнышко за подаренное тепло и свет.

Сегодня благоприятный день для сбора растений и проведения обрядов на защиту от нечисти, исполнение желаний, на привлечение достатка и удачи.

Иконография

Архиепископа традиционно изображают на греческих иконах в золотом облачении. Он исполнен в полный рост так, как будто совершает одно из богослужений. Руки святителя заняты свитками, на которых написаны части текстов из Священного Писания.

Второй тип иконического изображения предполагает явление архиепископа попоясно. Этот вариант более распространен. Святитель предстает опытным старцем, держит в руках Священное Писание. Одной рукой он изображает благословляющий жест. Чаще всего иконы Кирилла написаны в известном византийском стиле, к которому относятся все работы этого типа, с тонкими ликами, узкими частыми тела.

Из-за периода иконоборчества, которое охватило страны, многие древние полотна были утеряны. Списки, сделанные с давних изображений, повторяют основную линию оригиналов.

Существует уникальное полотно, которое изображает Кирилла рядом с предшественником, представителем богословской Александрийской школы, Афанасием. Оба архиепископа стоят плечом к плечу со свитками в руках. Они благословляют верующих соответствующими жестами.

День памяти святителя Кирилла, архиепископа Александрийского

Свя­ти­тель Ки­рилл,

ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, вы­да­ю­щий­ся бо­рец за пра­во­сла­вие и ве­ли­кий учи­тель Церк­ви, про­ис­хо­дил из знат­ной и бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мьи. Он изу­чил свет­ские на­у­ки, в том чис­ле и фило­со­фию, но боль­ше все­го стре­мил­ся при­об­ре­сти зна­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ис­тин хри­сти­ан­ской ве­ры. В юно­сти свя­той Ки­рилл по­сту­пил в скит свя­то­го Ма­ка­рия в Нит­рий­ских го­рах, где про­был шесть лет. Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил (385–412) по­свя­тил его в сан диа­ко­на, при­чис­лил к кли­ру и, ви­дя его ода­рен­ность, по­ру­чил про­из­но­сить про­по­ве­ди.

По смер­ти Пат­ри­ар­ха Фе­о­фи­ла свя­той Ки­рилл еди­но­душ­но был из­бран на Пат­ри­ар­ший пре­стол Алек­сан­дрий­ской Церк­ви и воз­гла­вил борь­бу с рас­про­стра­нив­шей­ся в Алек­сан­дрии ере­сью Но­ва­ци­а­на, ко­то­рый учил, что хри­сти­ане, от­пав­шие во вре­мя го­не­ний от Церк­ви, не мо­гут быть вновь при­ня­ты ею.

Свя­ти­тель Ки­рилл, ви­дя без­ре­зуль­тат­ность уве­ща­ния ере­ти­ков, до­бил­ся их из­гна­ния из Алек­сан­дрии. Бо­лее опас­ны­ми для Церк­ви яв­ля­лись иудеи, неод­но­крат­но про­из­во­див­шие воз­му­ще­ния, со­про­вож­дав­ши­е­ся звер­ски­ми убий­ства­ми хри­сти­ан. Свя­ти­те­лю при­шлось дол­го бо­роть­ся с этим. Чтобы по­кон­чить и с остат­ка­ми язы­че­ства, свя­ти­тель из­гнал бе­сов из древ­не­го язы­че­ско­го ка­пи­ща и устро­ил на том ме­сте храм. В него бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Ки­ра и Иоан­на. Еще бо­лее труд­ная борь­ба пред­сто­я­ла свя­ти­те­лю с воз­ник­шей несто­ри­ан­ской ере­сью.

Несто­рий, пре­сви­тер Ан­тио­хий­ской Церк­ви, в 428 го­ду был из­бран на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру и по­лу­чил воз­мож­ность ши­ро­ко рас­про­стра­нять свое ере­ти­че­ское уче­ние, на­прав­лен­ное про­тив дог­ма­та о нес­лит­ном со­еди­не­нии двух естеств в Ли­це Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Несто­рий на­зы­вал Ма­терь Бо­жию не Бо­го­ро­ди­цей, а Хри­сто­ро­ди­цей, под­ра­зу­ме­вая, что она ро­ди­ла не Бо­га, а че­ло­ве­ка Хри­ста. Свя­той Пат­ри­арх Ки­рилл неод­но­крат­но пи­сал Несто­рию и разъ­яс­нял его за­блуж­де­ния, но тот про­дол­жал упор­ство­вать. То­гда свя­ти­тель на­пра­вил кли­ру Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви по­сла­ния про­тив несто­ри­ан­ства, а свя­то­му бла­го­вер­но­му ца­рю Фе­о­до­сию Млад­ше­му (408–450) – два трак­та­та с об­ли­че­ни­ем ере­си. Пи­сал свя­ти­тель Ки­рилл и дру­гим Церк­вам – Па­пе Це­ле­сти­ну и дру­гим Пат­ри­ар­хам, а так­же ино­кам неко­то­рых мо­на­сты­рей, пре­ду­пре­ждая о воз­ник­но­ве­нии опас­ной ере­си.

Несто­рий на­чал от­кры­тое го­не­ние на пра­во­слав­ных. В его при­сут­ствии один из его при­вер­жен­цев, епи­скоп До­ро­фей, с цер­ков­ной ка­фед­ры про­воз­гла­сил ана­фе­му тем, кто име­ну­ет Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию Бо­го­ро­ди­цей.

Несто­рий нена­ви­дел свя­ти­те­ля Ки­рил­ла и в сво­их до­но­сах воз­во­дил на него вся­кие кле­ве­ты и из­мыш­ле­ния, на­зы­вая ере­ти­ком. Свя­ти­тель все­ми си­ла­ми про­дол­жал за­щи­щать пра­во­сла­вие. По­ло­же­ние обост­ри­лось на­столь­ко, что воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в со­зы­ве Все­лен­ско­го Со­бо­ра, ко­то­рый от­крыл­ся в 431 го­ду в го­ро­де Ефе­се. На Со­бор при­бы­ло 200 епи­ско­пов от всех хри­сти­ан­ских Церк­вей. Несто­рий, ожи­дая при­бы­тия епи­ско­па Ан­тио­хий­ско­го Иоан­на и дру­гих си­рий­ских епи­ско­пов, не со­гла­шал­ся на от­кры­тие Со­бо­ра. Но от­цы Со­бо­ра на­ча­ли за­се­да­ние. Пред­се­да­тель­ство­вал Алек­сан­дрий­ский Пат­ри­арх, свя­ти­тель Ки­рилл. Рас­смот­рев уче­ние Несто­рия, Со­бор осу­дил его как ересь. Несто­рий не под­чи­нил­ся Со­бо­ру, а при­быв­ший епи­скоп Иоанн от­крыл без­за­кон­ный со­бор, ко­то­рый про­воз­гла­сил свя­ти­те­ля Ки­рил­ла ере­ти­ком. Сму­та уве­ли­чи­ва­лась. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра ар­хи­епи­ско­пы Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский и Мем­нон Ефес­ский бы­ли за­клю­че­ны в тюрь­му. Этой же ме­ре под­верг­ся и Несто­рий.

Вско­ре свя­ти­те­ли Ки­рилл и Мем­нон бы­ли осво­бож­де­ны, и за­се­да­ния Со­бо­ра про­дол­жа­лись. Несто­рий, не под­чи­нив­ший­ся опре­де­ле­нию Со­бо­ра, был ли­шен са­на и по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра со­слан в от­да­лен­ное ме­сто Са­сим, в Ли­вий­ской пу­стыне, где он скон­чал­ся в тя­же­лых му­че­ни­ях: его язык, ху­лив­ший Ма­терь Бо­жию, по­стиг­ла ка­ра – в нем за­ве­лись чер­ви. Опре­де­ле­ние Ефес­ско­го Со­бо­ра под­пи­са­ли так­же епи­скоп Иоанн Ан­тио­хий­ский и осталь­ные си­рий­ские епи­ско­пы.

Свя­ти­тель Ки­рилл управ­лял Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью 32 го­да: к кон­цу его пло­до­твор­ной де­я­тель­но­сти паства бы­ла очи­ще­на от ере­ти­ков. Мяг­ко и осто­рож­но свя­ти­тель Ки­рилл под­хо­дил к тем, кто по сво­ей про­сто­те и неве­де­нию впа­дал в лож­ное муд­ро­ва­ние. К од­но­му стар­цу, по­движ­ни­ку вы­со­кой жиз­ни, непра­виль­но мыс­лив­ше­му о вет­хо­за­вет­ном пра­вед­ни­ке ар­хи­ерее Мел­хи­се­де­ке как о Сыне Бо­жи­ем, свя­ти­тель об­ра­тил­ся с прось­бой по­мо­лить­ся Гос­по­ду, чтобы Он от­крыл, как пра­виль­но мыс­лить об этом пра­вед­ни­ке. Через три дня ста­рец при­шел к свя­ти­те­лю Ки­рил­лу и ска­зал, что Гос­подь от­крыл ему, что Мел­хи­се­дек был ар­хи­ере­ем и обык­но­вен­ным че­ло­ве­ком.

Свя­ти­тель Ки­рилл су­мел пре­одо­леть предубеж­де­ние к па­мя­ти ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста († 407; па­мять 13 но­яб­ря). Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил, род­ной дя­дя свя­ти­те­ля, был про­тив­ни­ком свя­ти­те­ля Иоан­на и пред­се­да­тель­ство­вал на осу­див­шем его Со­бо­ре. Свя­ти­тель Ки­рилл с мо­ло­дых лет на­хо­дил­ся в окру­же­нии про­тив­ни­ков Иоан­на Зла­то­уста и неволь­но при­об­рел про­тив него предубеж­де­ние. Пре­по­доб­ный Ис­и­дор Пе­лу­сиот († ок. 436–440; па­мять 4 фев­ра­ля) неод­но­крат­но пи­сал свя­ти­те­лю Ки­рил­лу и по­буж­дал его вне­сти имя ве­ли­ко­го от­ца Церк­ви в ди­птих свя­тых, но свя­ти­тель Ки­рилл не со­гла­шал­ся. Но од­на­жды он уви­дел во сне див­ный храм, в ко­то­ром на­хо­ди­лась Бо­жия Ма­терь, окру­жен­ная сон­мом Ан­ге­лов и свя­тых, в чис­ле ко­то­рых сто­ял и свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Ко­гда свя­ти­тель Ки­рилл хо­тел при­бли­зить­ся к Пре­свя­той Вла­ды­чи­це и воз­дать Ей по­кло­не­ние, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст не до­пу­стил его. Ма­терь Бо­жия про­си­ла свя­ти­те­ля Иоан­на про­стить свя­то­го Ки­рил­ла, со­гре­шив­ше­го про­тив него по неве­де­нию. Уви­дев, что свя­той Иоанн мед­лит, Ма­терь Бо­жия ска­за­ла: «Про­сти его для Ме­ня, ибо он мно­го по­тру­дил­ся для Мо­ей че­сти, про­сла­вил Ме­ня сре­ди лю­дей и на­име­но­вал Бо­го­ро­ди­цей». Свя­ти­тель Иоанн от­ве­чал: «По Тво­е­му, Вла­ды­чи­це, хо­да­тай­ству про­щаю его», – и за­тем с лю­бо­вью об­нял и об­ло­бы­зал свя­ти­те­ля Ки­рил­ла.

Свя­ти­тель Ки­рилл рас­ка­ял­ся в том, что дер­жал гнев про­тив ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жия. Со­звав всех еги­пет­ских епи­ско­пов, он со­вер­шил тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние в честь свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста.

Скон­чал­ся свя­ти­тель Ки­рилл в 444 го­ду, оста­вив мно­го тво­ре­ний. Осо­бен­но сле­ду­ет от­ме­тить тол­ко­ва­ния на Еван­ге­лия от Лу­ки, от Иоан­на, По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла к Ко­рин­фя­нам и Ев­ре­ям, а так­же апо­ло­гию в за­щи­ту хри­сти­ан­ства про­тив им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363). Огром­ное зна­че­ние име­ют пять книг про­тив Несто­рия, труд о Пре­свя­той Тро­и­це под на­зва­ни­ем «Со­кро­ви­ще», на­пи­сан­ный про­тив Ария и Ев­но­мия, и два дог­ма­ти­че­ских со­чи­не­ния о Пре­свя­той Тро­и­це, от­ли­ча­ю­щи­е­ся точ­но­стью из­ло­же­ния пра­во­слав­но­го уче­ния о Ис­хож­де­нии Свя­то­го Ду­ха. Со­чи­не­ние про­тив ан­тро­по­мор­физ­ма на­пи­са­но свя­ти­те­лем Ки­рил­лом для неко­то­рых егип­тян, ко­то­рые по неве­де­нию пред­став­ля­ли Бо­га в че­ло­ве­че­ском об­ра­зе. В чис­ле тво­ре­ний свя­ти­те­ля Ки­рил­ла име­ют­ся и «Бе­се­ды», сре­ди ко­то­рых осо­бен­но тро­га­тель­но и на­зи­да­тель­но «Сло­во об ис­хо­де ду­ши», по­ме­щен­ное в сла­вян­ской «Сле­до­ван­ной Псал­ти­ри».

Свя­ти­те­лям Афа­на­сию и Ки­рил­лу, ар­хи­епи­ско­пам Алек­сан­дрий­ским, уста­нов­ле­но сов­мест­ное празд­но­ва­ние в знак глу­бо­кой бла­го­дар­но­сти Свя­той Церк­ви за мно­го­лет­ние неустан­ные тру­ды в утвер­жде­нии дог­ма­тов Пра­во­слав­ной ве­ры и рев­ност­ной за­щи­ты их от ере­ти­че­ских уче­ний.

Тропарь святителю Кириллу Александрийскому, глас 8

Творческое наследие

Обширное творческое наследие святителя до сих пор не до конца изучено. Его перу принадлежит более 100 трудов на тему теологии, более 400 работ на тему богословия. Особенно популярны послания, которые сделаны архиепископом во время его борьбы с Нестором.

Серьезным проектом Кирилла было создание комментариев к Ветхому Завету. Он трудился над ними на протяжении 30 лет, одновременно переводил различные богословские работы и делал записи к будущим трудам по теологии.

Основной мыслью Кирилла было признание единого толкования ветхозаветных книг, отрицание вольного понимания канонических основ. Над этим Кирилл трудился на протяжении всей жизни, за это был почитаем до кончины и получил звание одного из отцов церкви.

Обряды в Кириллов день

В день летнего солнцестояния зажгите свечу, всмотритесь в пламя и произнесите слова заговора:

«Огнем очищающим дом освещаю, в углы самые темные заглядываю. Несу разрушение негативу, мною накопленному, чужаками принесенному. Свеча восковая на скатерть слезы льет, мою нищету оплакивает, воском новую судьбу мне рисует, к богатству дорогу показывает. Как догорит пламя жаркое, так и богатство придет ко мне долгожданное».

И прямо с этого момента — думайте о том, какой вы хотите видеть и чувствовать свою жизнь. Помните, что в этот период ваши мысли особенно мощно влияют на вашу жизнь.

Перед рассветом зажгите свечку, поприветствуйте этим восходящее светило. Если есть возможность (вы не на работе), то весь день постарайтесь провести на природе. В уединенном месте вы лучше прочувствуете энергетику нашего светила, насытите ею свою ауру. Во время захода солнца в западной стороне жилища снова поставьте свечку – проститесь со светилом.

Избегайте агрессии и не произносите бранных слов. Говорите только жизнеутверждающие фразы.

Вечером за ужином не зажигайте электрический свет — отдайте предпочтение восковой свече. Пусть она станет «солнцем вашего стола».

К 22 июня, как правило, поспевает земляника. У наших предков существовала традиция – скушать в этот день хотя бы одну ягодку и загадать желание, оно обязательно сбудется.

Есть такая красивая легенда. Раньше земляничные кустики не имели плодов. Но однажды Иисус Христос, будучи малышом, прогуливался по лесу и поцеловал куст земляники. После этого растение стало давать вкусные, сочные и сладкие ягоды.

У земляники действительно особенный аромат и вкус, попробовав ее один раз, влюбляешься в эту ягоду навсегда. Но не все знают, что растение помимо прекрасных вкусовых качеств и пользы, обладает еще и мощной магической силой.

Во все времена знахари ценили ее ягоды, корни, листья и цветки, а незамужние девушки обращались к растению за помощью в поисках суженого.

Это растение обладает доброй и светлой энергетикой. Наши предки 22 июня срывали несколько листьев земляники, клали в карман и носили, не вынимая, в качестве материального талисмана.

Попробуйте и вы, этот нехитрый способ поможет в скором времени получить материальную прибыль или повышение по службе, а то и вовсе удачно сменить место работы.

Сделайте земляничный оберег для дома, он обязательно притянет везение ко всем членам семьи. Засушите несколько листьев земляники, свяжите их в пучок с помощью розовой нити и повесьте на входную дверь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]