Притча о сеятеле. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Обычно, желая подчеркнуть важность чего-либо, мы повторяем это несколько раз. Так же и в Слове Божьем: если что-то повторяется несколько раз, значит, это особенно важно и следует уделить этому особое внимание. Одним из таких отрывков, который неоднократно повторяется, является притча о сеятеле. И действительно, из всех четырех жизнеописаний Иисуса Христа, данная притча встречается трижды. Поэтому давайте исследуем ее и посмотрим, чему особенно важному Господь хочет научить нас в этой притче.

Притча

Притча о сеятеле записана в Матфея 13:1-8, Марка 4:1-9, и в Луки 8:4-8. Возьмем за основу повествование от Луки, где мы читаем:

Луки 8:4-8 «Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Момент, в который Иисус решил рассказать эту притчу, был выбран им не случайно. Действительно, как сказано в четвертом стихе: «Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он [увидев, что к нему идет множество народа – прим. авт.] начал говорить притчею…». Иисус говорил эту притчу, когда много людей пришло к Нему послушать Слово Божье. Как мы увидим, притча будет о слушании Слова Божьего. Поэтому Иисус, говоря эту притчу, хотел, чтобы все, приходящие к Нему послушать Слово, осознавали, какая возможность выбора будет им предоставлена.

Почему семя веры прорастает не в каждой душе

Несмотря на то, что семечко, несущее в себе Слово Божье, всегда наполнено скрытой Божественной силой, оно способно прорасти не в каждой почве. Почва, необходимая для того, чтобы вера закрепилась в человеке — его собственное сердце.

Насколько разнородной может быть почва, настолько разнохарактерными являются люди, которые от проповедника получают крупицы знаний о Господе и Вечной Жизни. Казалось бы, странно применять для живого человека законы агрономии. Тем не менее, они позволяют нам лучше понять те дивные образы и символы, которыми наполнена притча о сеятеле.

Когда фермер готовится возделывать землю, он в первую очередь обращает внимание на состав почвы, чтобы подобрать оптимальный вариант обработки. Одна почва требует питательной подкормки, другая — щелочных удобрений, третья — сама по себе богата и плодородна, поэтому нуждается в минимальной обработке. Такой же принцип можно и применить к духовной жизни.

Важно! Прежде чем приступить к посеву, следует определить — что именно может помешать семени веры прорасти и давать плоды. Устранив причину грешных помыслов и страстей, человек подготовится к приходу Сеятеля.

«При дороге»

Посмотрев на вышеприведенный отрывок из Евангелия от Луки, мы можем сказать, что эта притча о семени, которое попадает в четыре разных вида почвы, первый из которых был «при дороге». Как сказано в Луки 8:5:

Луки 8:5 «…вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его».

Одно из посеянных семян упало «ПРИ дороге» и потому не взошло и не принесло никакого плода, но было потоптано и съедено птицами.

Толкование этой части притчи приводится несколькими стихами ниже. Итак, в Луки 8:11-12 говорится:

Луки 8:11-12 «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись».

Также в Матфея 13:19, в толковании той же самой части притчи, говорится: «…ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его—вот кого означает посеянное при дороге».

Согласно вышеприведенным отрывкам, семя, которое сеется, это СЛОВО БОЖЬЕ, или «слово о Царствии». Однако это Слово не везде дает одинаковый результат, так как его плодоносность зависит от земли, в которую оно падает. Один из возможных видов почвы — это земля «у дороги», которая, согласно толкованию притчи, обозначает людей, хотя и слушающих Слово Божье, но не разумеющих его. Что имеется в виду под словами «не разумеют» — об этом мы узнаем из контекста притчи. Так, греческое слово, переводимое в приведенном выше отрывке как «разумеющий», — производное от глагола «suniemi», которое в Евангелии от Матфея 13 главе используется шесть раз, пять из которых – в отношении нашей притчи. Так, в Матфея 13:13-15 сказано:

Матфея 13:13-15 «…Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют [греч.: «suniemi» — прим. авт.], и сбывается над ними [над тем, кто видя не видит и слыша не понимает – прим. авт.] пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите—и не уразумеете [греч.: «suniemi» — прим. авт.], и глазами смотреть будете—и не увидите, ИБО [по этой причине они, хотя и слышат, но не понимают. – прим. авт.] огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют [греч.: «suniemi» — прим. авт.] сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Такой человек, хоть и слышит Слово, сердцем своим (духом своего ума) он его не разумеет. Здесь, в притче о сеятеле, имеется в виду не простое умственное понимание Слова. Скорее, это понимание, принятие Слова всем свои сердцем, духом ума. Поэтому-то результат, который принесет семя Слова, и будет зависеть от почвы, от сердец слушающих Слово. Одно и то же семя, попадая в разную почву, т.е. в разные в качественном отношении сердца, дает разный результат. Если сердце огрубело, тогда семя Слова Божьего будет подобно семени, падающему при дороге. Оно не взойдет и, конечно же, совсем не принесет плода. Как сказано во 2 Послании к Коринфянам 4:3-4 и Ефесянам 4:17-19:

2 Коринфянам 4:3-4 «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».

И в Ефесянам 4:17-19 «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью».

Есть люди, для которых Слово Божье «закрыто» и которые не могут «уразуметь» его, не потому что Слово Божье трудно для понимания, но потому что их сердца огрубели, стали жесткими, не позволяя семени Божьего Слова прорастать.

Также, греческое слово, переведенное в отрывке из Ефесянам как «помрачены», — это слово «porosis», что означает «бесчувственность». То же самое слово используется в Марка 3:5 для описания сердец характерной группы людей, которые так сильно преследовали Иисуса — фарисеев:

Марка 3:5 «И, [Иисус] воззрев на них [то есть, на фарисеев (см. Марка 2:24) – прим. авт.] с гневом, скорбя об ожесточении сердец их [греч.: «porosis» — «бесчувственность» – прим. авт.]…»

Рядом с фарисеями был Сам Сын Божий Иисус Христос!!! Они слышали и видели величайшего Учителя, величайшего из когда-либо живущих на земле. И все-таки они в Него не верили. Почему? Потому что сердца их огрубели, т.е. были очень жесткими и неподходящими для принятия и роста семени Слова. Не семя – Слово Божье — было тому виной, а ЗЕМЛЯ, их жесткие сердца.

Что символизирует семя и поле

В притче маленькое семечко символизирует Слово Божье, которому предстоит попасть в человеческую душу и прорасти там. Христиане верят, что тот человек, который взрастил в своем сердце ростки веры и добра, будет удостоен Вечной Жизни, и всегда будет пребывать рядом с Господом.

Так же как семя носит в себе жизнь будущего растения, евангельское слово носит в себе ростки жизни — в этом случае имеется в виду истинная, духовная жизнь. Именно поэтому, поле в этой притче обозначает все человечество, всех людей, когда-либо живших на Земле.

При благоприятных условиях, зачаток веры, попавший в душу человека, вскоре принесет свои плоды. Такой человек вечно носит в душе живую силу Божьего Слова и может поделиться ею с другими.

«Иное упало на места каменистые»

Рассмотрев первый вид почвы, в которую падает семя Слова Божьего, давайте теперь перейдем ко второму. О нем в Матфея 13:5-6 сказано:

Матфея 13:5-6 «…иное [семя] упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло»

Семя может прорастать в разных видах почвы. Но не во всех из них оно выживет и будет приносить плод. Одна из почв – это та, в которой семя, которое, хотя и взошло первоначально, в конечном итоге не смогло прижиться, находясь в каменистой земле. Причина, по которой семя не прижилось — в том, что камни не позволяют ему пускать глубоко корни, что необходимо для поиска влаги. Поэтому, как только подует ветер, оно засыхает.

Обращаясь к Евангелию от Марка для толкования этой части притчи, читаем:

Марка 4:16-17 «Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются».

Как видим, каменистую почву представляют собой люди, слушающие Слово Божье и сразу же принимающие его, даже с радостью. Однако это ненадолго, ибо, когда возникают скорби и гонения, такие люди так же быстро отпадают. Очевидно, что проблема, которая, в конечном итоге, и является причиной их отпадения, в том, что они очень слабы в скорбях и гонениях. Поэтому, когда дьявол выстраивает подобные события против них, они тут же отпадают. Причина их отпадения не в том, что скорбь для них слишком невыносима, ибо во 2 Коринфянам 4:17, 1 Коринфянам 10:12-13 и 1 Петра 5:10 говорится, что при искушении нам будет дано и облегчение, так чтобы мы могли перенести (1 Коринфянам 10:12-13). Причина в том, что они не хотят оказывать даже малейшее сопротивление дьяволу (как говорится в этом отрывке: они «тотчас соблазняются»). В Иакова 4:7 сказано:

Иакова 4:7 «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и [в результате вашего противостояния – прим. авт.] убежит от вас».

Также в 1 Петра 5:8-9 говорится: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

Если мы не противостанем дьяволу, он от нас не убежит. Другими словами, он поглощает тех, кто ему не противостоит. К категории потенциальной мишени для дьявола относятся также люди с ожесточенным сердцем. Когда приходит дьявол и приносит скорби, они тотчас же становятся для него легкой добычей. Они хорошо начинают, но, к сожалению, плохо заканчивают.

Четыре вида почвы и человеческих душ

В притче Господь приводит в пример четыре вида душевных условий: проезжую дорогу, каменистую местность, заросли терна и хорошую землю. Это и есть четыре вида устройства души.

Дорога

Первый тип ассоциируется с дорогой. Сама дорога символизирует что-то мимолетное, несерьезное. Попадая на проезжую дорогу, семя не попадает в землю, а остается на поверхности, становясь легкой добычей для любой птицы.

Часто к этой категории слушателей относятся грубые люди, с жестоким складом характера. Таких людей в психологии относят к психопатическому и нарциссическому складу личности. У таких людей практически нет склонности к эмпатии — они не способны сострадать и сопереживать ближним, поэтому христианство не приживается в их душах.

Также к этой категории можно отнести людей поверхностных и несерьезных. Такие люди живут сиюминутными эмоциями, быстро вспыхивают и быстро перегорают, не стремятся к чему-то более глубокому, осознанному. Такие слушатели не способны адекватно воспринять евангельское слово.

Еще сюда можно отнести людей несобранных, неспособных к системному мышлению. В обществе таких представителей называют «людьми без стержня». Такие люди рассеяны, легко меняют свои идеалы, так как этому благоволят их разбросанные мысли. Пытаться донести таким людям Слово Божье практически бесполезно, так как все их увлечения мимолетны и непостоянны.

Важно! Семя Божье в души всех этих типов людей не проникает, не радует и не волнует душу человека. Оно остается на поверхности и в скором времени погибает.

Камни

Тип людей, души которых подобны каменистой почве, достаточно распространен и многим знаком. У людей такого типа есть стремление к добру и свету — услышав Слово Божье такие люди увлекаются, но это чувство не настолько сильное, чтобы ради него человек решился изменить свою жизнь и начать борьбу с разрушающими душу страстями.

В моменты возбуждения и увлечения такой человек способен на любой христианский подвиг, но этот период быстро проходит, и позже человек может даже сожалеть о своих поступках. Такие люди с удовольствием читают о жизни Святых, представляют себя на их месте, мечтают о том, как они будут совершать такие подвиги. Но сами они не способны трудиться для достижения цели.

Усилия воли, необходимые для достижения святости и восшествия в Царствие Небесное, пугают их. Они ничего не имеют против нравственности и добродетели, но сами не способны на длительный духовный труд.

Важно! Каменистый пласт, лежащий под тонким слоем плодородной почвы, не дает семенам прорасти глубоко.

В третьем случае семена упали на почву, на которой уже произрастал тёрн. Так говорят о людях, которые бывают слишком заняты мирскими проблемами. Мирские заботы, увлечения, пристрастия занимают все место в душах таких людей, а для духовного развития просто не остается времени и сил.

Если семя символизирует мысли о Царствии Небесном, сорняки говорят о царствии земном.

Важно! Люди такого склада характера могут стремиться к чему-то большему, но эти попытки даются им тяжело. Человек стремится к привычному, земному комфорту, стараясь не задумываться о будущей жизни.

Благодатная почва

К четвертой категории людей относятся люди цельные, воспринимающие Слово Божье, старающиеся жить по заветам Господа. У таких натур слова не расходятся с делом, они адекватно оценивают свои возможности и выбирают себе ношу по силам.

Такие люди не боятся духовного труда, стойко переносят трудности, стремятся к высокой цели. Сердца их добры и искренни, полны сочувствия и сострадания к ближним.

Важно! Таких людей немного, но именно в их сердцах слово Спасения находит добрую почву и прорастает.

Все люди на протяжении своей жизни получают свою долю семян. Каждому христианину несомненно хотелось бы, чтобы почва его души была плодородной и приносила миру стократный урожай любви, добра и христианского смирения.

На деле же, даже у людей, позиционирующих себя верующими, ростки веры бывают вялыми и немногочисленными, перемешанными с разными сорняками. Человеку приходится пройти трудный путь, прежде чем в его сердце заколосится пшеница веры и любви к Господу.

Источник

Третья категория

Рассмотрев две первые категории людей, слышащих Слово, перейдем теперь к третьей. В Марка 4:7 говорится:

Марка 4:7 «Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода».

Третий вид почвы, в которую падает семя, — это тернистая земля. Зерно, падая в такую почву, заглушается терниями и, следовательно, не приносит плода. Для понимания того, что имеется в виду в этой части притчи, перейдем к Марка 4:18-19, где написано:

«Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода».

К сожалению, эта третья категория людей тоже не благополучна. Проблема этих людей в том, что Слово Божье сосуществует в их сердцах вместе с заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями». В конечном итоге, все это становится терниями, препятствующими росту Слова Божьего, заглушающими его и делающими его неплодоносным. В противоположность тому, как поступают люди этой категории, Иисус сказал:

Матфея 6:25-34 «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы».

Прежде всего – дела Царства Божьего, а потом – все остальное. Если мы применяем этот принцип, то все остальное нам будет прилагаться. Однако, если мы его не применяем и на первое место ставим заботы и все остальное, что представляется нам важным, это приведет к тому, что Слово не сможет вырасти и принести плод.

Череда забот этого мира, обольщение богатством и другие пожелания – это очень серьезно. В статье Притча о сеятеле: «посеянное в тернии…» этот вопрос рассматривается отдельно.

Игры и мероприятия

Постройте пугало

Вы можете построить пугало и поставить его дома или снаружи. Найдите старую одежду в вашем доме. Наполните ее старой бумагой или соломой. Для лица можно использовать бумажную тарелку, надувной шарик или чучело. Поговорите о том, как птицы поклевали семена на дороге.

Садоводство

Один из лучших способов, который поможет детям понять эту притчу, это посадка семян в землю. Садоводство с детьми вовлекает все их чувства и является отличным инструментом обучения и понимания. Также вы помогаете ребенку полюбить здоровое питание. Для объяснения данного урока, посадите семена, найдите и вырвите сорняки, поговорите о том, почему некоторые растения растут в определенных местах.

Растение в хорошей почве

Отметьте четыре квадрата на земле. Проименуйте каждый квадрат соответственно почвам, указанным в притче. Дайте каждому ребенку мешок с семенами и попросите их посеять их в хорошую почву. Оцените только тогда, когда семя попадает в хорошую почву.

Источник

«Иное упало на добрую землю»

Подходя к этому моменту, мы уже рассмотрели три вида почвы, куда упало семя Слова Божьего. К сожалению, ни в одной из почв оно не смогло принести плода. Так, первая почва, которая была «у дороги», была настолько твердой, что семя даже не смогло взойти. Вторая тоже была каменистой, в которой семени невозможно пустить глубокие корни. И, наконец, третья была тернистой, заглушающей семя, так что оно не могло приносить плод. Теперь, когда мы рассмотрели три эти категории, не приносящие плод, пришло время для нас взглянуть на ДОБРУЮ почву, приносящую плод. В Матфея 13:8 о ней говорится:

Матфея 13:8 «иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

И здесь же, в Матфея 13:23, приводится толкование: «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего [греч.: «suniemi» — прим. авт.], который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

В этот раз семя упало не при дороге, не на каменистую землю и не в тернии, а на добрую землю, в сердца людей, слушающих Слово и разумеющих [греч.: «suniemi»] его. Луки 8:15 дает объяснение, кто такие «разумеющие его»:

Луки 8:15 «а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении…».

Как мы, возможно, помним, люди из первой категории не могли «разуметь», принять Слово, так как сердца их огрубели, стали жесткими. Люди же, принадлежащие четвертой категории, наоборот, разумеют Слово, помещая его в свои добрые и чистые сердца. У людей этой категории есть все, чего нет у остальных трех категорий, не приносящих плод. Если у людей в первой категории сердца были грубыми и жесткими, то здесь сердца добрые и чистые. Люди из второй категории были неспособны переносить трудности и при первых скорбях тотчас же отпадали, люди же этой категории — терпеливы (они «приносят плод в терпении», как говорится в этом отрывке) и не сдаются. Наконец, если в третьей категории Слово Божье было заглушаемо различными заботами и пожеланиями, которые становились на первое место в жизни, то здесь Слово ХРАНИТСЯ в сердцах людей, продолжая оставаться главным приоритетом. Эта категория приносит плод. Как сказал Христос в Иоанна 15 главе:

Иоанна 15:1-2, 4-5, 8, 16 «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой—виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками… Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».

Бог очищает каждую ветвь, приносящую плод, чтобы она могла принести больше плода. Чем больше плода она приносит, тем более прославляется Господь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]