Пасха, Светлое Христово Воскресение — самый важный христианский праздник. Для верующих людей это победа жизни над смертью или добра над злом.
День Пасхи — переходящее событие, в 2022 году православные отмечают 24 апреля, а католики празднуют 17 апреля. Торжество установлено в честь воскресения из мертвых Иисуса Христа после распятия. Событие является центром библейской истории и основой христианства.
Согласно апостолу Павлу, 1-е послание к Коринфянам. 15:14
а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
Почему Пасха в разные дни каждый год
Дата Пасхи определяется по лунно-солнечному календарю и каждый год празднуется в разное время. Методику расчета называют Пасхалия, где общее правило гласит.
Пасха отмечается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, наступившего не раннее дня весеннего равноденствия.
Обе Пасхалии: александрийская (православная) по юлианскому календарю и григорианская (католическая) по григорианскому календарю основаны на этом принципе.
Под полнолунием и равноденствием имеются в виду не астрономические явления, а расчетные даты. Пасхальное полнолуние (день 14-й Луны) берется из расписания лунных фаз, рассчитанного на основе Метонова цикла. Весеннее равноденствие, заложенное в пасхалию, для северного полушария — 21 марта.
У православных, торжество выпадает в период с 4 апреля по 8 мая. В последний раз самая ранняя Пасха отмечалась в 2010, а самая поздняя в 1983 году.
У католиков и большинства протестантов дата Пасхи меняется с 25 марта (последний раз в 1951 г.) по 25 апреля (1943 г.).
Периодически все конфессии празднуют «Торжество из торжеств» вместе, как это было в 2021 г., и следующий раз будет в 2025 г.
Почему дата праздника каждый год разная?
Многих волнует следующий вопрос, из-за чего из года в год празднование Пасхи переносится на разные дни? Ведь есть исторически закреплённая дата данного события. А произошло это по причине невозможности договориться между собой представителями различных церквей. Одни праздновали по календарю утверждённого Юлием – юлианскому, другие Папой Григорием – григорианскому.
Этим и объясняется, почему у приверженцев католицизма и последователей христианства Пасхальные даты не сходятся и почти никогда не пересекаются. Католическая Пасха в сорока пяти процентах случаев отмечается раньше на 7 дней, чем христианская. Но при этом между ними никогда не бывает разрыва в 3 и две недели. Возможность такого совпадения всего в 2% случаев в две недели и 20% пять недель.
Празднование Пасхи
Даты Пасхи по годам с 2007 по 2028
Год | Католическая Пасха | Православная Пасха |
2007 | 8 апреля | 8 апреля |
2008 | 23 марта | 27 апреля |
2009 | 12 апреля | 19 апреля |
2010 | 4 апреля | 4 апреля |
2011 | 24 апреля | 24 апреля |
2012 | 8 апреля | 15 апреля |
2013 | 31 марта | 5 мая |
2014 | 20 апреля | 20 апреля |
2015 | 5 апреля | 12 апреля |
2016 | 27 марта | 1 мая |
2017 | 16 апреля | 16 апреля |
2018 | 1 апреля | 8 апреля |
2019 | 21 апреля | 28 апреля |
2020 | 12 апреля | 19 апреля |
2021 | 4 апреля | 2 мая |
2022 | 17 апреля | 24 апреля |
2023 | 9 апреля | 16 апреля |
2024 | 31 марта | 5 мая |
2025 | 20 апреля | 20 апреля |
2026 | 5 апреля | 12 апреля |
2027 | 28 марта | 2 мая |
2028 | 16 апреля | 16 апреля |
Церковные праздники в 2004 году
Даты даны по новому стилю, в скобках — по старому стилю:
- 11 апреля (29 марта) — СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ
- 4 апреля (22 марта) — Вербное воскресенье — ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ.
- 20 мая (7 мая), четверг — ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
- 30 мая (17 мая), воскресенье — ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
ДВУНАДЕСЯТЫЕ НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ
- 7 января (25 декабря), среда — РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
- 19 января (6 января), понедельник — КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
- 15 февраля (2 февраля), воскресенье — СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
- 7 апреля (25 марта), среда — БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
- 19 августа (6 августа), четверг — ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
- 28 августа (15 августа), суббота — УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
- 21 сентября (8 сентября), вторник — РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
- 27 сентября (14 сентября), понедельник — ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
- 4 декабря (21 ноября), суббота — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ
- 14 января (1 января), среда — ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ.
- 7 июля (24 июня), среда — РОЖДЕСТВО ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.
- 12 июля (29 июня), понедельник — СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.
- 11 сентября (29 августа), суббота — УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.
- 14 октября (1 октября), четверг — ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
ПАМЯТНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ В 2004 ГОДУ (по новому стилю)
- 24 января — день кончины митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия (24.01.1999)
- 23 февраля — 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (23.02.1929). (По решению Священного Синода празднование совмещено с днем интронизации Его Святейшества 10 июня 2004 года)
- 25 февраля — день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II. (По благословению Святейшего Патриарха Алексия празднование Дня тезоименитства Его Святейшества в 2004 году переносится на воскресенье 29 февраля)
- 7 мая — день тезоименитства архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина
- 10 июня — день интронизации Святейшего Патриарха Алексия II (10.06.1990)
ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ
- Вселенская родительская (мясопустная) суббота — 14 февраля
- Суббота 2-й седмицы Великого поста — 6 марта
- Суббота 3-й седмицы Великого поста — 13 марта
- Суббота 4-й седмицы Великого поста — 20 марта
- Радоница — 20 апреля
- Поминовение усопших воинов — 9 мая
- Троицкая родительская суббота — 29 мая
- Димитриевская родительская суббота — 6 ноября
О ПОСТАХ И ТРАПЕЗЕ (даты по новому стилю) Многодневные посты
- Великий пост — с 23 февраля по 10 апреля
- Петров пост — с 7 июня по 11 июля
- Успенский пост — с 14 августа по 27 августа
- Рождественский (Филиппов) пост — с 28 ноября по 6 января 2005 года
Однодневные посты
- Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
- Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) — 18 января
- Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября
- Воздвижение Креста Господня — 27 сентября
- Сплошные седмицы (недели без постных дней)
- Святки — с 7 января до 18 января
- Мытаря и фарисея — с 2 февраля по 7 февраля
- Сырная (масленица) — с 16 февраля по 22 февраля
- Пасхальная (Светлая) — с 11 апреля по 17 апреля
- Троицкая — с 31 мая по 6 июня
О трапезе в праздники По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. БРАКОВЕНЧАНИЕ НЕ СОВЕРШАЕТСЯ:
- накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников;
- в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского;
- в продолжение Святок (с 7 января по 19 января);
- в Неделю мясопустную (15 февраля),
- в течение сырной седмицы (масленицы) (с 16 февраля по 21 февраля) и в Неделю сыропустную (22 февраля);
- в течение Пасхальной (Светлой) седмицы (с 11 апреля по 17 апреля);
- в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).
ИЗБРАННЫЕ ПРАЗДНИКИ И ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ В КАЛЕНДАРНОМ ПОРЯДКЕ (даты по новому стилю) Праздники двунадесятые выделены полужирным шрифтом красного цвета. Тем же цветом обозначены дни памяти великих святых и воскресные дни. Арабские цифры после имени святого обозначают год кончины святого или обретения его мощей. Римские цифры указывают век, в котором жил святой.
- 2 января. Пятница 29-ой седмицы по Пятидесятнице. Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908)
- 7 января. Среда 30-ой седмицы по Пятидесятнице. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- 14 января. Среда 31-ой седмицы по Пятидесятнице. Обрезание Господне
- 15 января. Четверг 31-ой седмицы по Пятидесятнице. Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима, Саровского чудотворца
- 19 января. Понедельник 32-ой седмицы по Пятидесятнице. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- 24 января. Суббота 32-ой седмицы по Пятидесятнице, по Богоявлении. День кончины митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия (24.01.1999)
- 25 января. Неделя 32-я по Пятидесятнице, о Закхее, по Богоявлении. Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235).
- 6 февраля. Пятница седмицы о мытаре и фарисее. Блж. Ксении Петербургской (XIX).
- 8 февраля. Неделя о блудном сыне. Собор новомучеников и исповедников Российских. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
- 14 февраля. Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отцев и братий наших.
- 15 февраля. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Сретение Господа нашего Иисуса Христа
- 23 февраля. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Начало Великого поста. День рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. (По решению Священного Синода празднование 75-летнего юбилея Святейшего Патриарха Алексия совмещено с днем интронизации Его Святейшества 10 июня 2004 года)
- 25 февраля. Среда 1-ой седмицы Великого поста. Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. (По благословению Святейшего Патриарха Алексия празднование Дня тезоименитства Его Святейшества в 2004 году переносится на воскресенье 29 февраля)
- 6 марта. Суббота 2-ой седмицы Великого поста. Поминовение усопших.
- 13 марта. Суббота 3-ей седмицы Великого поста. Поминовение усопших.
- 20 марта. Суббота 4-ой седмицы Великого поста. Поминовение усопших.
- 27 марта. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).
- 4 апреля. Неделя Страстной седмицы, Вербное воскресенье (Неделя ваий, цветоносная). Вход Господень в Иерусалим
- 5 апреля. Страстная седмица. Великий понедельник. Сщмч. Макария Оренбургского (1931).
- 7 апреля. Великая среда. Благовещение Пресвятой Богородицы
- 8 апреля. Великий четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Собор Архангела Гавриила.
- 9 апреля. Великий пяток. Воспомининие Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
- 11 апреля. Светлое Воскресенье. Светлое Христово Воскресение. Пасха.
- 20 апреля. Вторник 2-ой седмицы по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших.
- 6 мая. Четверг 4-ой седмицы по Пасхе. Вмч. Георгия Победоносца (303).
- 7 мая. Пятница 4-ой седмицы по Пасхе. Мчч. Пасикрата и Валентина (228). День тезоименитства архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина
- 9 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Поминовение вождей и воинов, на поле брани за веру и отечество живот свой положивших и страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.
- 20 мая. Четверг 6-ой седмицы по Пасхе. Вознесение Господне
- 21 мая. Пятница 6-ой седмицы по Пасхе. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).
- 22 мая. Суббота 6-ой седмицы по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087).
- 24 мая. Понедельник 7-ой седмицы по Пасхе. Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских.
- 29 мая. Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших.
- 30 мая. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница
- 31 мая. Понедельник 1-ой седмицы по Пятидесятнице. День Святого Духа
- 7 июня. Понедельник 2-ой седмицы по Пятидесятнице. Начало Петрова поста.
- 10 июня. Четверг 2-ой седмицы по Пятидесятнице. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
- 11 июня. Пятница 2-ой седмицы по Пятидесятнице. Табынской иконы Божией Матери.
- 7 июля. Среда 6-ой седмицы по Пятидесятнице. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
- 12 июля. Понедельник 7-ой седмицы по Пятидесятнице. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 67).
- 17 июля. Суббота 7-ой седмицы по Пятидесятнице. Прп. Андрея Рублева, иконописца (XV). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (1918)
- 18 июля. Неделя 7-я по Пятидесятнице. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422).
- 1 августа. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903).
- 9 августа. Понедельник 11-ой седмицы по Пятидесятнице. Вмч. и целителя Пантелеимона (305).
- 14 августа. Суббота 11-ой седмицы по Пятидесятнице. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста.
- 19 августа. Четверг 12-ой седмицы по Пятидесятнице. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- 28 августа. Суббота 13-ой седмицы по Пятидесятнице. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- 11 сентября. Суббота 15-ой седмицы по Пятидесятнице. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
- 14 сентября (1 сентября по ст. ст.). Вторник 16-ой седмицы по Пятидесятнице. Начало индикта — церковное новолетие.
- 21 сентября. Вторник 17-ой седмицы по Пятидесятнице. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- 27 сентября. Понедельник 18-ой седмицы по Пятидесятнице. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
- 9 октября. Суббота 19-ой седмицы по Пятидесятнице. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II).
- 14 октября. Четверг 20-ой седмицы по Пятидесятнице. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- 6 ноября. Димитриевския родительская суббота. Поминовение усопших воинов.
- 8 ноября. Понедельник 24-ой седмицы по Пятидесятнице. Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).
- 21 ноября. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
- 28 ноября. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста.
- 4 декабря. Суббота 27-ой седмицы по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- 13 декабря. Понедельник 29-ой седмицы по Пятидесятнице. Апостола Андрея Первозванного (62).
- 19 декабря. Неделя 29-я по Пятидесятнице. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (ок. 345).
Более полная информация о православных праздниках размещена в «Православном церковном календаре за 2004 год», который можно приобрести в иконных лавках православных храмов или в иконных лавках, расположенных по адресам: пер. Матросский, 9, ул. Горького, 44. Электронная версия Православного церковного календаря с житием святых и другой информацией размещена на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви
Пасхальные традиции
Большинство пасхальных традиций возникло в богослужении.
Богослужение
С давних времен, в Церкви ночью, в главный праздник церковного года происходит богослужение с Литургией. В некоторых странах (Сербии) его совершают с рассветом — ранним утром.
Приветствие
Начиная с пасхальной ночи и на протяжение следующих сорока дней принято «христосоваться» словами «Христос воскресе!». Отвечают на это приветствие «Воистину воскресе!».
Благодатный огонь
Пасхальный или Благодатный огонь играет важную роль в богослужении и символизирует «Свет Божий, просвещающий все народы». В храмах крупных городов его ждут от Храма Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).
В случае прибытия благодатного огня, священники разносят его по храмам города, а христиане зажигают от него свои свечи.
У католиков, перед началом богослужения, зажигают особую пасхальную свечу — Пасхал. Огонь от неё раздают всем христианам.
Трапеза
В Страстную субботу освещаются куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу.
Пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень. Снаружи оно выглядит мертвым, но внутри новая жизнь.
Обычай дарить яйца связан с приданием, согласно которому Мария Магдалина нашла способ явиться к императору Тиберию и подарить ему окрашенное в красный цвет яйцо со словами «Христос Воскрес!».
В другом варианте изложения говорится, что сначала оно было обычным и император усомнился об известии о воскресении. Он сказал, как яйцо не может из белого стать красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо покраснело на его глазах.
Несмотря на то, что яйца красят в разные цвета, именно красный — традиционный, символизирующий кровь распятого Христа.
Крестный ход
Перед Пасхой верующие собираются в храме, затем в полночь вокруг него или к дверям другого идет крестный ход с большим крестом, иконами и пением стихиры (молитвенные песнопения) праздника. Когда шествие подходит к дверям храма, начинается богослужение.
Пасхальный звон
На Страстной седмице (предшествующей Пасхе неделе) колокольный звон слышен до Великой пятницы (пятницы Страстной недели) включительно. На вечернем богослужении, когда служат утреню Страстной субботы тоже звонят. После размещения Плащаницы в храме раздается трезвон. Затем колокола молчат до полунощницы (одной из служб богослужебного круга) Великой субботы (до благовеста к пасхальной службе).
В других странах (во Франции) тоже есть традиция молчания колоколов со дня Великой пятницы до торжества празднования Воскресения Спасителя.
Исторические корни Пасхального Воскресения
Сперва обратимся к этимологии слова – Пасха. Оно берёт своё начало с древнееврейского языка и звучит как «Пэсах». Переводится как исход, прохождение мимо по одной версии и по другой как глагол «страдать». «Пэсах» отмечался как дата ухода иудейского народа из Египта и ожидание мессии.
Это событие произошло в 14 веке до н.э. Позже его значение немного изменилось: исход иудеев, то есть освобождение от рабства, стало освобождением от греха и смерти, а ожидание мессии – это смерть и воскресение Иисуса. Изначально в эпоху раннего христианства этот праздник отмечался еженедельно. И только ко II в., его начали праздновать каждый год. По поводу даты и традиций проведения между различными конфессиями ещё долго не существовало единого мнения.
Подготовка к празднованию Православной Пасхи
Что означает слово «Пасха»? Как переводится слово «Пасха»?
Пасха. Воскресение Иисуса.
Пасха — свое начало праздник Пасха берет из еврейского, а точнее иудейского праздника Песах.
Само слово «пасха» трансформировалось из древнееврейскоого слова пе́сах (паса́х).
Песах в буквальном переводе означает «миновал», «прошёл мимо», имеется ввиду прошедший мимо Ангел Смерти.
Праздник Пе́сах посвящен событиям, описанном в Библии, в книге «Исход».
Тогда по велению Бога-отца в одну ночь Ангел Господен убил всех первенцев (старших мальчиков) египтян, при этом обойдя стороной дома евреев, поскольку накануне этого события Бог через Моисея предупредил евреев о готовящемся массовом убийстве детей и предупрежденные евреи, смазав ворота своих домов кровью ягненка смогли отвадить от своих домов Ангела Смерти.
В христианской традиции еврейский Песах трансформировался в христианскую Пасху – в новый, другой праздник, наполненный новым смыслом и отмечаемый в другие даты.
Если еврейский Песах символизирует исход евреев из Египта, то христианская Пасха символизирует победу жизни над смертью, кою явил собой Иисус сначала умерев, затем воскреснув и, наконец, вознесшись на небо к вечной жизни.
В дальнейшем, разойдясь не только по смыслу, но и по времени празднования, христианская Пасха и еврейский Песах стали двумя совершенно разными праздниками посвященные разным событиям и наполненные различными смыслами.
Традиции празднования католической Пасхи
Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме
Главный атрибут праздничного дня у католиков — огонь, который олицетворяет собой победу над тьмой, перерождение и очищение.
Католики перед вратами храмов разжигают большие костры, от которых сначала священнослужители, а потом и прихожане зажигают пасхал (большую толстую свечу). После этого у католиков начинается пасхальный крестный поход вокруг храма с пением священного гимна.
Иудейская Пасха. В честь какого события отмечается иудейская Пасха?
Ангел Господень прошел по Египту и умертвил всех египетских первенцев
Иудеи, как и христиане, тоже празднуют Пасху, но только у них она называется Песах и имеет гораздо более древние корни, чем христианская, — Песах старше Пасхи более чем на три тысячелетия.
Завет праздновать Песах прямо прописан Богом отцом в «Ветхом завете» в книге «Исход».
Иудейская Пасха празднуется в память об исходе евреев из Египта, обретении свободы и освобождении евреев из египетского рабства.
Главным днем иудейской Пасхи, является первый день, посвященный 10-ой казне Бога Отца над египтянами.
В этот день, а точнее ночь, Ангел Господень прошел по Египту и умертвил всех египетских первенцев (старших сыновей), при этом, согласно договора евреев с Богом, оставил в живых первенцев евреев.
В эту ночь Ангел Господень обошел стороной — «прошел мимо» еврейских домов.
На древнееврейском «прошел мимо» звучит как Песах, что дало название всей праздничной недели.
Каждый день Песаха подчинен различным событиям еврейского исхода из египетского рабства.
Поэтому иудейская Пасха имеет различные названия и значения:
— первое название Песах («прошедший мимо ангел смерти»);
— второе название – Хаг а-Мацот (праздник мацы). Это название возникло благодаря тому, что в момент исхода из Египта евреи не успели заквасить хлеб и были вынуждены есть пресный хлеб — мацу;
— третье название – Хаг а-Авив (праздник весны). Это название посвящено весне и возрождению природы;
— четвертое название — Хаг а-Херут (праздник свободы). Этому названию праздник обязан исходу иудеев из Египта и освобождению из египетского рабства;
— в Торе праздник Песах именуется «праздником опресноков» в честь того, что согласно заповеди евреи во время праздника Песах должны употреблять в пищу только пресный хлеб (мацу) и ни под какм предлогом не иметь в своем доме квасное (хамец).