Мiръ
Греция периферия Южные Эгейские острова Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:37.3091639000000014902980183251202106475830078125,»lon»:26.54757860000000135869413497857749462127685546875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%B0%D0%BF._%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%9F%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81)\» title=\»\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0430\u043f. \u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u0430 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 (\u041f\u0430\u0442\u043c\u043e\u0441)\»\u003E\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0430\u043f. \u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u0430 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 (\u041f\u0430\u0442\u043c\u043e\u0441)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u0430 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0430»’ \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u043d\u0430 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0433\u0434\u0435, \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0441\u044c \u0432 \u0441\u0441\u044b\u043b\u043a\u0435, \u043f\u0440\u043e\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043b \u0430\u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u043b \u0438 \u0433\u0434\u0435 \u043e\u043d \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b \u00ab\u041e\u0442\u043a\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u0435\u00bb»,»title»:»\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0430\u043f. \u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u0430 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 (\u041f\u0430\u0442\u043c\u043e\u0441)»,»link»:»»,»lat»:37.3091639000000014902980183251202106475830078125,»lon»:26.54757860000000135869413497857749462127685546875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
37.327198; 26.5618
Греция, периферия Южные Эгейские острова, остров Патмос
периферия Южные Эгейские острова
Греция
Монастырь Иоанна Богослова
основан на месте где, находясь в ссылке, проповедовал апостол и где он получил «Откровение». Монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческое название — Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου.
История[править]
Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.
Местом постройки монастыря был выбран холм с руинами храма Артемиды. Один из блоков её храма был использован в качестве престола для монастырского кафоликона во имя апостола Иоанна, украшенного фресками (самыми ранние датированы XII веком). Христодул стал первым игуменом основанного им монастыря и начал его строительство, продолжавшиеся 19 лет. Монастырь построен как крепость с бастионами и башнями. Вокруг него за годы строительство образовался небольшой посёлок с пастбищами, положивший начало городу Хора. Монастырь регулярно подвергался пиратским набегам. Христодул покинул его и вернулся на Кос, где скончался около 1111 года. Несмотря на это монастырь продолжил своё существование, позднее в него перенесли мощи Христодула, хранящиеся в часовне его имени. В период своего рассвета монастырь имел владения вне Патмоса — на Крите, Косе, Наксосе, в Смирне, на Закинфе. В XIII веке остров Патмос перешёл под власть Никейской империи, но уже императоры Феодор II Ласкарис и Михаил VIII Палеолог подтвердили все имущественные права права монастыря на Патмос (хрисовул Михаила VIII сохранился в монастырской библиотеке).
После 1453 года Патмос, как и другие греческие острова, попал под власть турок и выплачивал дань турецкому султану. В этот период монастырь продолжал действовать. В 1647 году монахи посетили Россию и преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу «дивный и чудный камень с изображением Богородицы, выпавший из рук ангела в то время, когда евангелист Иоанн писал своё Евангелие». Данная реликвия вместе с частицей мощей святого Лазаря была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1770—1774 годы остров Патмос был занят русским флотом под руководством адмиралов Алексея и Фёдора Орловых. Кинжал одного из них хранится в монастырском музее.
Как добраться?
Патмос, Греция, довольно уединенный остров. Чтобы добраться туда, надо приложить усилия. Наверное, поэтому, пляжный отдых там развит не так, как на популярных греческих островах. Своего аэропорта на Патмосе нет, поэтому остается только один путь – по воде. Можно прилететь в Афины (и осмотреть достопримечательности), а оттуда сесть на паром на Патмос. Здесь нужно учитывать, что мест на пароме может не хватить, поэтому лучше забронировать себе билет заранее.
До Патмоса можно добраться и от соседних островов. Например, из острова Кос. Оттуда ежедневно отправляются катамараны, и дорога займет пару часов. Транспорт ходит и от плодородного острова Самос. Там есть кораблик Flying Dolphin, который и отвезет к пункту назначения. Путешествие займет около часа. Цены и расписание движения водного транспорта смотрите на сайте www.aegeanflyingdolphins.gr.
Кроме этого, до Патмоса можно добраться с острова Родос. Правда, Родос находится дальше. На катамаране придется плыть четыре часа. Он ходит ежедневно, кроме понедельника. Правда, если у вас бывает морская болезнь, такое длительное путешествие может выбить вас из колеи. Но если вы задались целью посетить эту жемчужину христианства, испытания дорогой не собьют вас с пути!
Современное состояние[править]
В 1999 году монастырь был включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время в монастыре проживает около 40 монахов, богослужение совершается раз в сутки с 3 до 6 часов утра.
Пещера Апокалипсиса[править]
Рядом с монастырём расположена пещера, почитаемая как место где апостол Иоанн Богослов около 67 года получил своё «Откровение», записанное его учеником Прохором. Ряд следов на её стенах связывают с пребыванием в ней апостола: углубление куда он клал свою голову, каменный аналой за которым писал Прохор и т. п. В пещере устроена церковь с двумя приделами: один сама пещера Откровения, а второй просторный придел во имя святой Анны. Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.
Библиотека монастыря[править]
Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.
В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.
Патмос. Пещера Апокалипсиса
Икона Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Монастырь Иоанна Богослова, остров Патмос, Греция. |
Многие из нас стараются отложить эту книгу когда-нибудь на потом. Пока молод и свеж, в нее, наверное, и не стоит заглядывать. Зато уж когда придет время, когда поредеют волосы и серебром окрасится борода, не захочешь читать каких-то других книг, кроме этой. Наверное, вы догадались уже, что я говорю об Апокалипсисе.
Патмос и Апокалипсис — синонимы. Одна только строчка в Откровении: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр.1,9), — решила судьбу этого острова на вечные времена. Это остров Апокалипсиса.
Сейчас уже я и сам не пойму, зачем поехал сюда. Зачем выстроил свой греческий отпуск так, чтобы непременно оказаться в этой пещере. Ведь все здешнее не добавит и буквы к этой великой Книге. В ней и так есть всё — и не в Патмосе вовсе там дело. Ее можно читать где угодно и когда угодно. Вовсе не зная по-гречески, вовсе не побывав в этой самой пещере.
Но все случилось именно на Патмосе. И смутная надежда манила: вдруг да там мне станет больше понятно написанное? Хотелось взглянуть на то место, где все и случилось. Где Евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Христов, возлегавший на вечере Ему на перси, — вдруг не узнал явившегося здесь ему своего Учителя и в страхе упал на холодный каменный пол пещеры…
Патмос — точка на карте, островок в Эгейском море, не самый большой и не самый маленький в Додеканесе (так называют греческие острова). Но Патмос — это еще и целая вселенная, огромный духовный магнит для всего человечества. И звучит имя этого острова для верующего сердца так же, как звучат для нас — помимо даже смысла — святые и дорогие слова Оптина пустынь или Дивеево.
Готовясь к поездке, я несколько раз перечел Апокалипсис и вот до сих пор читаю его — не могу остановиться. Эта книга берет в плен и уже не отпускает из него. Так постепенно захотелось и мне хотя бы немного «потолковать» эту пророческую книгу. Ведь не зря же старец Паисий Афонский писал уже в наши времена, что сегодня некоторые пророчества Апокалипсиса открываются нам просто при чтении газет…
Итак, я дерзнул, и вот что получилось. «Острый с обеих сторон меч» (Откр. 1, 16), выходящий из уст Христовых — возможно, означает всецелую власть Христа Вседержителя как над земной жизнью, так и над жизнью вечной, открывающейся за гробом…
Монастырь Апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, Греция. |
«Большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (Откр. 12, 3). Да ведь это же советская власть! А семь диадим (корон) — это наши давние и недавние генсеки, от Ленина и до Горбачева включительно (их было — «коронованных» соввластью — как раз семь, а фактически, с троцкими-булганиными-маленковыми — десять). Все сходится! Идем дальше.
Ангел брызнул из чаши на Солнце, и оно стало жечь людей нестерпимым жаром… Да ведь прошлым летом мы все ощутили на себе этот жар! Пересохли колодцы в моей деревне. Картошка не уродилась совсем… Люди в городах мучились от зноя, но вместо соборной молитвы запасались кондиционерами и ругались на жару… Все опять сходится… Можно идти дальше и дальше. Но я сказал себе: хватит!
Вспомнил единственного знакомого мне «толкователя Апокалипсиса» (тот создал даже специальный сайт в интернете), и до чего он, бедный, дофантазировался в своем стремлении все понять и объяснить… Нет уж, лучше буду просто читать эту книгу, не претендуя на какое-то толкование. Тем более, в ней сказано, что надо не столько толковать, сколько исполнять написанное («Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1, 3).
Хотя и нельзя не видеть, что многие реалии наших дней — от Чернобыля и Евросоюза до штрихкодов и природных катаклизмов — не просто предсказаны, но даже изображены в этой книге. При желании можно за образами Апокалипсиса увидеть и «события 11 сентября», и усиление Китая… Хотя и до конца не ясно — идет ли речь о самих этих событиях и явлениях, указанных в Книге, или только еще об их подобиях, способных повториться более четко в дальнейшем… Но, думаю, уже настолько приблизились времена и сроки, что имеет смысл говорить в первую очередь о еще не исполненных пророчествах, а не о тех, которые уже исполнились на наших глазах…
Попал я на Патмос 1 августа, в свой 46-й день рождения. Просто так вот совпало, что в другие дни поездки срывались (и даже экскурсию почему-то перенесли именно на этот день). Значит, это и есть подарок от Господа, решил я и отправился в путь. Все, как и положено, началось с искушения — автобус до порта острова Кос почему-то опоздал на сорок минут. Закончилось тоже искушением — в последние минуты перед отплытием с Патмоса в прибрежных магазинчиках вдруг «растворились» мои жена и дочь. И я бегал в отчаянии по береговой линии великого острова и молил Бога «задержать время» до отплытия суденышка… Чем не иллюстрация к малому «апокалипсису»? В последние минуты жена и дочь как ни в чем не бывало появились у причала. Оказалось, они просто купили две банки оливок греческих, вовсе не понимая, что в эти минуты творилось со мной. Сейчас уже я полагаю, что это верный признак удавшегося паломничества — искушения в пути.
…Зато возле порта успел сделать характерный кадр. На придорожном столбе увидел необычный указатель: «Апокалипсис — 2.2 км». Как, оказывается, уже близко!
Собственно, писать о Патмосе — занятие странное. Смысл этого острова в том, чтобы подвести людей к прочтению написанной на нем Книги (не говорю о понимании — это в полной мере вряд ли кому-то дано). Вот почему такой ажиотаж вокруг Патмоса. Корабли со всего мира везут сюда туристов. Кого только не увидишь в этой пещере Откровения. На нескольких языках — включая русский — монахи и экскурсоводы рассказывают о том, что здесь когда-то происходило. И люди слушают… Хотя бы вот так вот внешне, хотя бы сиюминутно прикоснуться к Тайне. Чтобы потом она проросла в душе и быть может принесла плоды… Заинтересовать этой Книгой. Это и есть миссия Патмоса.
Патмос совсем не далеко от России. Духовно не далеко. В монастырском храме Иоанна Богослова в иконостасе — иконы Спасителя и Божией Матери, присланные из России. Их подарила монастырю русская Императрица Екатерина II. В музее монастыря Иоанна Богослова показывают грамоту Петра Первого, который даровал патмосским монахам важные привилегии в России — право «безвизово» посещать Империю, собирать пожертвования на монастырь… А кортик адмирала графа Орлова-Чесменского, неизвестно какими судьбами попавший на остров в этот монастырский музей, — символ того, что именно русский флот в случае необходимости придет на помощь монастырю. Это — видимые нити. А сколько невидимых, незримых?
Пещера Апокалипсиса, о. Патмос. Здесь Апостол Иоанн получил Откровение. |
За несколько дней до моей поездки вернулась из паломничества по Алтаю завуч самарской Православной школы № 54 Тамара Павловна Самсонова. Она и рассказала мне (знала, куда я собираюсь ехать), что можно поехать на Патмос вовсе не в Грецию. У нас в Горном Алтае тоже есть остров Патмос — и на нем как раз она только что побывала. Там где-то в горах, у озера, есть скит в честь Апостола Иоанна Богослова и мостик на остров, который так и назвали Патмосом. Вот уж воистину — не в Греции, а в России есть всё… Даже свой Патмос имеется. Как и Новый Иерусалим в Подмосковье. И Новый Афон в Абхазии.
Почему так много говорят и пишут о Нострадамусе — французском предсказателе XVI века? Там почти нет, как ни странно, мистики. Нет философии истории, почти нет ее духовного смысла. Там есть лишь только пунктир будущих событий (к тому же под этот пунктир задним числом можно подвести все что угодно). Говорится о трех антихристах, которые будут сотрясать человечество. Первые два уже были (Наполеон и Гитлер). Третьему, самому страшному, еще надлежит прийти. Но этот ясный в общем-то смысл затуманен множеством никому не нужных деталей. Вот характерный пример его «пророческого стиля».
Столь великий голод от чумной волны,
От долгого дождя над северным полюсом.
Самаробрен в 100 лье от полушария
Будут жить без закона, избавленные от политики
(катрен VI-5).
Если две первые строки исследователи-нострадамоведы относят к Чернобылю, хотя и бездоказательно, то третья строка — о чем она? «В французском языке такого слова Самаробрен нет, — пишет А. Пензенский («Нострадамус и его пророчества»), — зато есть латинское слово samara — семечко-крылатка и brin — побег, травинка. Значит, мы на правильном пути. Нечто легкое, ажурное, крылатое, может, это Спейсшаттл? Нострадамус увидел картину освоения космоса в XX веке?» — глубокомысленно предполагает современный исследователь. Но можно добавить к его домыслам и нечто более осязательное. Ведь именно Самара стала центром российской космической промышленности во второй половине прошлого века. И не об этом ли написал на своем шифрованном языке («самаробрен») предсказатель?
Так что у Нострадамуса, если хорошо покопаться, даже про Самару можно найти, про то, что в ней будет развиваться космическая промышленность. Лично я как-то не очень готов верить таким вот туманным «пророчествам». Хотя и не сомневаюсь в том, что Нострадамус обладал пророческим даром (предсказание с точностью до недель, например, прихода к вершинам власти нашего известнейшего политического деятеля — июль 1999 года — говорит само за себя, а есть и другие поразительные примеры). Несмотря астрологическую заумь, во многом обусловленные временем, а также отчасти непонятные нам в силу нашей удаленности от «источников жизни», — ведь и небо с его светилами созданы для знамений (См. Быт. 1, 14), — не сомневаюсь я в том, что взгляды Нострадамуса на историю все-таки в основе своей Христианские. Но его пророчества чисто событийные. И чем ближе к Франции происходящее в мире, тем точнее и детальнее его предсказания… Он удивляет, но не объясняет. Он предсказывает, но не исправляет. Смысл его пророчеств в том, чтобы показать — все мировые события происходят под Божьим водительством. А еще подготовить французов (ну и других европейцев заодно) к тому, что будущие времена не будут сладкими. И людей ждут кровавые революции и мировые войны… Это пророчество о мире, но не о Церкви. И потому их так легко, с таким удовлетворением принял и превознес мир. Хотя, конечно же, можно подивиться его дальнозоркости, которой нельзя обладать без помощи Свыше. Но предсказания Мишеля Нострадамуса не способны ничему научить. Это подстрочный комментарий к Апокалипсису, который не имеет никакой самостоятельной ценности без начальной Книги.
Редактор Православной газеты «Благовест» Антон Жоголев на острове Патмос. |
Иеромонах Серафим (Роуз) произнес: «Сейчас уже позже, чем кажется». Режиссер Андрей Тарковский на конференции, посвященной Откровению Иоанна Богослова, признал: «Апокалипсис уже начался». Мудрейший из наших современников, схимонах Паисий Афонский, писал: «За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста».«А нельзя ли перенести Конец Света на август, чтобы предстать на Суд загорелыми и отдохнувшими!?» — глумился недавно диктор одного из самарских радиоканалов на привычную тему о «светопреставлении». Сейчас уже давно и надежно превратили в какой-то балаган и анекдот тему конца времен. Не помню, когда уже началась эта похабная свистопляска. Секта «белое братство» назначала конкретные сроки. Потом еще какие-то фанатики то называли, то отменяли даты конца времен. А СМИ улюлюкали и подогревали. И делалось это, к сожалению, вполне осознанно. Чтобы не было даже самой возможности открыто и честно, всерьез обсуждать эту тему конца времен. Называются произвольные даты, вываливаются в масс-медиа пророчества каких-то дикарей-каннибалов, обсмеиваются грозные апокалиптические явления последних лет… Лишь бы образы Откровения не тревожили современное расслабленное человечество. Лишь бы люди не огляделись по сторонам и не поняли, что земля из-за нас давно обанкротилась. И скоро всем нам придется платить по счетам.
Но слушают не их, а слушают анекдоты про загар на Страшном Суде. Называют очередные даты и сами же со смехом их отменяют. (Боюсь, что скоро нам всем станет уже не до смеха). Теперь на повестке дня новое шоу — «2012 год». Уже и фильм соответствующий сняли. Уже и роли расписаны. Кому-то очень нужно из Апокалипсиса создать подобие карнавала. А тем временем «тайна беззакония» не просто действует — она в общем-то перестала быть уже и тайной. Все делается открыто, быстро и нагло. Биометрические документы (всего шаг до микрочипа под кожу), пластиковые карты, мировые суперденьги Евросоюза и прочая, прочая… К 2012 году, конечно, еще не управиться, но в ближайшие годы мы по-новому прочтем эти строки Откровения: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя или число имени его» (Откр. 13, 16,17).
Почему Откровение было дано в Пещере? Ведь , и столько на нем прекрасных мест, с которых открывается превосходная панорама. Вот уж где простор для видения «всех царств мира» в единицу времени! Но нет, Христос явился Тайнозрителю именно в пещере. Наверное, в этом есть какая-то связь с тем, что начало Новой Эры — Рождество Христово — тоже произошло в пещере. Начало истории Христианства и рассказ о самом конце истории человечества — даны в одинаковых условиях, под землей… Наверное, это еще и знак того, что Откровение Свыше можно получить, лишь отрешившись от всех мирских прелестей и красот. Духовное зрение начинается там, где заканчивается зрение плотское, земное.
Пишу я эти строки в хорошем, со «звездочками», отеле на берегу моря. В таких местах все продумано для того, чтобы расслабленное человечество пребывало в гармонии со своей падшей природой. Вместо монастырей — отели со множеством «звезд». Вместо святынь — пляжи и бассейны. Вместо постов — пресловутое «всё включено» с браслетиками, дарующими весьма кратковременное — на неделю, на две — «блаженство» (пародия на райские удовольствия, не иначе). Какая усмешка дьявола над людьми! Когда-то монастыри привлекали людей. Там искали они отдохновения и решения своих внутренних проблем. Сейчас едут «за-моря» в звездочные отели. Отлеживаются на пляжах и объедаются в ресторанах. А в соседние монастыри забредают наездами, на час или два, чтобы потом обратно вернуться в свои уютные, обжитые отели. «Обители» для расслабленного человечества забиты до отказа. Такое уж время на дворе. И потому многим требуется именно такой отдых. И я, хочу заметить, вовсе не исключение… И потому далек от мысли кого-то осуждать. Хорошо хоть, места отдыха и места паломничества часто соседствуют, и одно все-таки не обходится без другого.
Зато в даже известных на весь мир греческих монастырях — по несколько монахов всего. На Нисиросе, в монастыре Панагия Спилиани, и вовсе только один монах, он же и настоятель. На Патмосе, этом вселенском центре Православия, где полтора века назад было сто пятьдесят монахов, сейчас всего пятнадцать монахов (правда, все они как на подбор — ).
Но люди идут и идут в эту Пещеру. Экскурсоводы на нескольких языках объясняют им, что вот тут вот Дух пробил камень в пещере(по своему сложению этот камень троичен, как символ Пресвятой Троицы). Многие паломники к тому проему в Пещере, который образовался во время Откровения Иоанну Богослову. Вот . Вот здесь он отдыхал, припав в измождении спиной к стене пещеры. А здесь его ученик Прохор записывал открывавшиеся ему видения… Эта не обязательная, в общем, детализация как-то приближает к нам то великое явление. Соединяет нас с ним.
И всюду на острове видишь , на которой изображено начало Откровения. Эта икона первой встречает паломников в пещере. Когда среди семи светильников и вместе с семью Ангелами Иоанну явился Сам Господь Иисус Христос — «Альфа и Омега, Первый и Последний»… Но явился не таким, каким Его знал Иоанн. Каким видел Его во время призвания «ловить человеков» (см. Лк. 5, 10) на Галилейском море, каким зрел Его на Кресте… Даже не таким, каким видела Его Воскресшим Мария Магдалина, сначала принявшая Его за садовника.
Ушли «слишком человеческие» черты из Его облика. «Не прикасайся ко Мне, — таинственно сказал Воскресший Христос Марии из Магдалы. — Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17). И вот Иоанн видит Его пришедшим уже от Отца. И падает в безмолвном ужасе на землю. Пока Тот Сам не поднимает его, чтобы открыть тайны прошедшего и будущего.
Церковной общественностью пока по-настоящему не осмыслено это странное явление рубежа веков — споры об ИНН. Кто-то увидит эту аббревиатуру и сразу скривится: ну, так и думали!.. Сейчас все сведет к шестеркам… Но я как активный участник этих не столь уж далеких от нас событий скажу вот так. Споры те, страсти те — не были случайны и поверхностны. Это не был всплеск дремучего суеверия (хотя, конечно же, и суеверия там хватало — причем, с обеих сторон). И спор шел не о шестерках только лишь, а о гораздо большем. Встал выбор: идти ли вслед за «миром сим» по широкой дороге Апокалипсиса (куда она приведет в конечном итоге — объяснять не надо) или же сделать попытку остановиться на этом пути. И остановить всеобщее движение к концу. Встать стеной на пути гибельного «прогресса». Не удалось. И уже, по-видимому, не удастся. Сейчас, когда техническая база для воцарения Антихриста уже подготовлена, а люди в массе своей готовы на все, так как просто не ведают или не хотят ведать смысла происходящих процессов — дело за малым. Сломить волю конкретных людей. Но это будет сделать весьма непросто.
И еще на Патмосе я попытался представить себе Антихриста. Но уже не как легендарного персонажа из «прошлого» (Наполеон — чем не анаграмма на «Апполлион» из Апокалипсиса?). А как реальное лицо, как политика уже нашего времени. Общественного деятеля и «гуманиста». Каким он будет? Однажды он мне приснился; при странных обстоятельствах, перед операцией — тогда он привиделся мне молодым, двадцатилетним, в довольно-таки средневековых декорациях, этаким «князем», в котором сосредоточились многовековые ветхозаветные чаяния тех, кто когда-то отверг Христа. Тогда, в 1998-м, в том давнем сне, он только еще начинал выезжать через широко распахнутые ворота замка — в мир, к людям… Но было это давно, сон помню смутно… И вот теперь тщетно тасовал я в уме различные медийные образы уже сегодняшнего дня. И всегда чего-то недоставало, некоего штриха. Ну, разве этот (всплывает медиа-образ импозантного французского Николя) годится на такую зловещую роль? Нет, конечно же, хотя по некоторым критериям вроде бы подходит. А этот? Тоже не то… И этот… Все немного не «попадают в образ». Но тут вдруг всплыли очертания подзабытого «натовского интеллигента» Хавьера. Самого обаятельного из тех, кто возглавлял и оправдывал уничтожение Сербии. Кто пытался «обелить» варварские бомбардировки Православных городов. Ему не откажешь ни в уме, ни в природном обаянии, ни в интеллекте. Ни даже в аристократизме. Разве вот он хоть немного соответствует? Так обаятельно говорить о кровавых и совсем не обаятельных событиях… Наверное, он ближе всех, так как действительно может нравиться. Естественно, ни о каком конкретном Хавьере как кандидате в антихристы я и не помышляю. Речь идет всего лишь о типаже, о «кастинге» на эту роль. Не более. Почему-то именно Хавьер пришел мне в голову на Патмосе. Уж не знаю, насколько я окажусь прав. Но в антихристе, наверное, не будет на вид ничего брутального. Демагог и демократ, хотя при этом аристократ. «Самый человечный человек» (помните такого?!) с хорошими манерами и широкими взглядами. Кстати, недавно какой-то известный раввин заявил, что «мессия» не будет вовсе чудотворцем, а только политическим лидером объединившегося человечества.
Что-то давно не видать на телеэкранах Хавьера. Кажется, это про него наш Примаков тогда сказал: «Он очень обаятельный человек. Но его обаяние я не склонен переносить на возглавляемую им организацию» (тогда он возглавлял НАТО). Мудрые слова мудрого человека.
Несмотря на всю таинственность этой Книги, многие выражения из Апокалипсиса стали расхожими. Живут с нами, влияют на нас. Как отдельные листики, оторвались они от пышного древа, оторвались от древа Откровения и стали жить своей какой-то отдельной жизнью. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19), «О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15, 16) «Се, стою у двери и стучу…» (Откр. 3, 20), «Глубины сатанинские» (Откр. 2, 24), «Оставил первую любовь твою»… (Откр. 2, 4) А мы и не замечаем, что все это — из той самой Книги!
Дорожный указатель на Патмосе: до Апокалипсиса — 2,2 км. Очень близко!.. |
Иоанн Богослов был на этом острове в ссылке — всего полтора года или около трех лет (мнения исследователей в этом расходятся). Но все равно сравнительно немного. И, тем не менее, Патмос стал навсегда его островом. Ведь на нем совершил он одно из величайших своих деяний. Оставил нам Книгу, которая начинаясь здесь, на земле, уводит в Небо. Теперь все тут напоминает об Апостоле Любви, Иоанне! Как важно побывать в гостях у святого! И как хорошо, что есть на земле такие места, где молитва святого, его присутствие особенно ощутимы. Кто бывал в Дивеево, тот, наверное, не раз ловил себя на чувстве, что здесь он в гостях у Батюшки Серафима (помню, как в монастырской гостинице монахиня изумленно посмотрела на меня — когда во время «бюрократического» допроса при вселении вдруг выяснилось, что у меня день рождения как раз в день памяти Преподобного Серафима!). А преподобный Амвросий не для того ли и создавал Шамординский монастырь, чтобы мы там могли побывать в гостях у великого Оптинского старца? И вот этот остров, весь он — стал для меня местом, где с любовью принимает паломников сам Иоанн Богослов.
Монастырь Иоанна Богослова на Патмосе был основан в одиннадцатом веке трудами преподобного Христодула по указу византийского Императора Алексея Комнина. Император подарил монастырю икону Иоанна Богослова, которая до сих пор встречает всех паломников у входа в монастырский храм. Кстати, храм необычен — построен он на месте языческого храма в честь «богини» Артемиды. Колонны в нем еще прежние, артемидины… Монастырь собрал в себе несметные Христианские реликвии. Здесь хранится честная глава Апостола Фомы, мощи Антипы Пергамского, который в Откровении назван «свидетелем верным». Цепи Иоанна Богослова тоже здесь. Только вот все это спрятано от взглядов туристов. Слишком их много здесь, туристов, и слишком они все разные, не только по языку, но и по вере. А греки ревниво охраняют от «внешних» свои святыни.
Когда-то монастырь этот был для всего острова неприступной твердыней. За его высокими стенами патмосцы не раз спасались от неприятеля. Монастырь этот штурмовали не раз, но так и не захватили. Даже турецкий султан предпочитал обложить монастырь данью, но не испытывать твердость его стен. Откупались, это бывало, но никогда не открывали свои ворота врагу. Хранит свою обитель Иоанн Богослов!
До сих пор дома возле монастыря баснословно дорого стоят. 4-5 миллионов евро! Их покупают самые богатые люди в Греции. Не всегда живут в них, но даже иметь дом возле такого великого монастыря считается знаком благоволения Божия. Не зря ведь столько веков эти святые стены даровали защиту всему острову.
В музее монастыря все-таки кое-что оставили для туристов. Икона Христа — «Се, человек!..» — кисти легендарного Эль Греко… С налетом итальянской манеры письма, но все равно впечатление оставляет сильное. Замечательный портрет . Лик его на иконе до того , до того выписана в нем каждая деталь, что создается ощущение, будто Архангел сам являлся и позировал иконописцу… В деснице его копье, которое . Безсилие зла перед могуществом Архангела Михаила, а значит, перед всемогуществом Божиим — здесь, на иконе, весьма наглядно отражено. В Апокалипсисе содержатся ведь не только предсказания будущего, но и не менее важные для нас «предсказания прошлого», и одно из них, самое яркое, как раз об Архангеле Михаиле. «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр. 12, 7, 8). И вот — словно иллюстрация к этой строке Апокалипсиса!
Теперь, когда буду слышать частые разговоры о том, что «бес силен» и подобное, всегда будет всплывать это зрелище на иконе: Архангел словно на вертел нанизал маленького беса на своё копье… Да, бесы сильны и могущественны, но лишь по сравнению с нами. А вот перед Божьей ратью они безсильны.
В туристической суете забываешь о главном. О том, зачем приехал на этот остров. Узнаёшь много не слишком нужного, случайного. Видишь немало интересного, но не обязательного. А нужно-то ведь совсем другое. Надо, не обращая ни на кого внимания — попробовать молиться, несмотря ни на что. Молиться! Это непросто сделать среди мельтешения народа, среди фотовспышек и разноязыкой толпы. Но без этого все теряет смысл. Постараться отключиться от окружающего и вознестись сердцем к Тому, Кто дал здесь людям Свое Откровение. Меня «накрыло» не в Пещере, а в монастыре Иоанна Богослова. Под куполом храма, где . Храм уже закрывали от туристов, и пожилой монах начал подметать пол. Но меня выпроваживать почему-то не стал. Видно, увидел паломника, не туриста. Только там я и ощутил благодатную близость всех тех событий. Меня тянули в автобус (эта вечная игра с опозданиями куда-то!), меня хватали за руки и хотели увести в другие залы. Но я устоял. И на острове Патмос молился Тому, Который отовсюду близко. Значит, не зря я ехал на этот остров. Пусть мне и так же, как раньше, многое непонятно в той Книге. Пусть так же, как все, не знаю я ни времен, ни сроков. Пусть все еще полон суетных и тщеславных надежд на «лучшее будущее». Но Бог все же слышал мою патмосскую молитву. Я все-таки сумел прорваться к Нему. И значит, мой греческий отпуск был ненапрасным. А дальше уж будь что будет. Со мной, с этим островом. Со всеми нами.
Антон Жоголев о. Патмос — о. Кос, Греция — г. Самара. Фото автора.
Святыни[править]
- цепи ап. Иоанна Богослова
- часть главы ап. от 70-и Филиппа
- часть главы ап. Фомы
- глава сщмч. Антипы Пергамского
- мощи прп. Христодула Никейского
- мощи прп. Макария Патмосского
- мощи прмч. Пахомия Русского
- 3 креста с частицами Честного Древа
- частица мощей бесср. Космы
- частица мощей вмч. Феодора Стратилата,
- частица мощей вмч. Пантелеимона
- частица мощей вмч. Иакова Персянина
- частица мощей прмч. Стефана Нового
- обувь прп. Христодула