Спасо-Преображенский монастырь – культурно-исторический центр Ярославля


Спасо-Преображенский монастырь является одним из самых древних мужских монастырей, его история началась во второй половине XII века. К сожалению, строения того времени не сохранились, но дошедший до нас архитектурный ансамбль с сооружениями XVI–XIX веков удивляет своей красотой, величием и стоит того, чтобы его посетить.

В настоящее время Спасо-Преображенский монастырь входит в состав Ярославского музея-заповедника. Его экспозиции расскажут о природе и истории Ярославля, также здесь Вы увидите уникальное собрание икон и сокровищ.

Если повезет с погодой, обязательно поднимитесь на звонницу, с которой открывается великолепная панорама Ярославля, реки Которосль и окрестностей города.

Кроме архитектурных достопримечательностей Ярославля, в обители имеются памятники, построенные в наше время — часовня Казанской иконы Божией Матери, памятник Копейке 1602 года и монумент в честь Дмитрия Пожарского. Здесь Вы увидите и живой символ Ярославля — медведицу Машу.

История Спасо-Преображенского монастыря с XII по XVII века

Точная дата основания обители не известна. Но предполагают, что это произошло в конце XII века.

Монастырские стены стали частью хорошо спланированной оборонительной линии вокруг Ярославля, защищая его западные рубежи. Это была едва ли самая укрепленная часть города, поскольку ярославский кремль никогда не был окружен собственными каменными стенами.

Новый монастырь рос и развивался стремительно. В самом начале XIII века в нем открыли духовное училище, где готовили православных священнослужителей – Григорьевский притвор. Он был первым учебным религиозным заведением в Северо-Западной Руси. Спустя время, его перевели ближе к митрополиту — в Ростов.

Слева направо: Церковь Ярославских Чудотворцев, звонница

Почти сразу же в обители стали собирать библиотеку и занимались перепиской книг. В честь важного события — создания Ярославского княжества, в монастыре во времена царствования Василия III возвели из камня Спасо-Преображенский собор.

Обитель пользовалась благоволением не только ярославских, но и московских князей. Здесь любил бывать Иоанн Грозный.

Каждый раз, приезжая в Ярославль, царь оставлял обители жалованные грамоты. Монастырские владения ширились, и богатства росли. Обитель превратилась в крупного феодала и владела 6 селами и 239 деревнями. Ей принадлежали места для ловли рыбы и доходные соляные варницы. Кроме того, монастырь был освобожден от денежных и хозяйственных повинностей, принятых в Ярославле, имел судебный иммунитет, а на его территории издавна хоронили представителей правящей элиты Ярославских земель.

Слева направо: Звонница, церковь Ярославских Чудотворцев, Спасо-Преображенский собор

Такие привилегии он получил от государя за то, что здесь супруга Иоанна Грозного вылечилась от тяжелой болезни. Постоянную поддержку оказывал монастырю и Федор — сын Иоанна IV.

Когда пришли непростые для России Смутные времена, Ярославль был разорен польско-литовскими войсками. Только Спасо-Преображенской обители, выдержавшей месячную осаду, удалось не покориться. И отрядам неприятеля пришлось уйти ни с чем. Примечательно, что именно от стен этой обители направилось на Москву второе земское ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, которое и спасло Россию от вторжения. А весной 1613 года в монастыре гостил Михаил Романов, который подписал здесь грамоту, где обозначил свое согласие на престол. Позже первый государь из династии Романовых также отправлял в монастырь богатые дары.

После Смутных времен монастырь значительно укрепили. Периметр его мощных трехметровых стен превышал 800 м, а их высота достигала десяти с половиной. Для обороны на каменных стенах и башнях разместили пищали, карабины и бочки с порохом. В Ярославле, вдоль дороги, ведущей к Угличу, выросло несколько принадлежащих монастырю слобод. Экономическое и политическое влияние обители в те времена не уступало Ярославскому посаду.

Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы

История

Обитель была построена в конце XII века на окраине Ярославля, у переправы через реку Которосль и служила защитой города от вражеских нашествий с запада. В то время все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным строением стал собор Спаса Преображения, построенный в начале XIII века, еще при правлении Ростовского князя Константина (до отделения Ярославского княжества).

На территории монастыря открылось первое духовное училище, так называемый Григорьевский затвор, в библиотеке которого граф Алексей Мусин-Пушкин обнаружил рукопись поэмы «Слово о полку Игореве» (это общепринятая версия и объяснение самого коллекционера). Вместе с тем, последние исследования показали, что рукопись принадлежала библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, а удачливый собиратель древностей, скорее всего, присвоил ее.

В 1501 году в Ярославле случился пожар, уничтоживший большинство зданий, разрушился и Спасо-Преображенский собор. Через четыре года начинается возведение нового храма, причем для его строительства был использован старый фундамент.

Князья, а затем цари всегда почитали обитель. Особенно любил здесь бывать Иван Грозный. Кроме денег, правители предоставляли Спасо-Преображенскому монастырю различные льготы, например, освобождали его от ряда пошлин, дарили огромные земли, села, деревни и рыболовные промыслы. Период XVI–XVII веков был временем расцвета обители.

В 1608 году Ярославль был осажден польско-литовским войском и только благодаря стойкости обители город не был покорен. Именно у стен монастыря в 1612 году собралось ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, отсюда русское войско отправилось в поход за освобождение Москвы от польских оккупантов.

В связи с проведением церковной реформы в 1778 году монастырь был упразднен. В советское время ансамбль Спасо-Преображенского монастыря вошел в состав Ярославского музея-заповедника.

История Спасо-Преображенского монастыря в XVIII-XX веках

В середине XVIII века, по решению ростовского митрополита Арсения (Мацеевича), в монастыре начались занятия в духовной славяно-латинской семинарии — одной из первых российских семинарий. Спустя три десятка лет в ней обучалось около трех сотен студентов. В монастыре эта семинария размещалась вплоть до 1875 года.

В 1787 году, согласно решению российской императрицы Екатерины II, кафедра ростовского митрополита переехала в Ярославль, и монастырь преобразовали в архиерейский дом. Спустя несколько лет, в 90-е годы XVIII века, среди большой библиотеки, где хранилось очень много старинных книг и рукописей, А. И. Мусин-Пушкин сделал выдающееся в истории русской литературы открытие. В Трепезной палате монастыря, среди древних манускриптов им была обнаружена уникальная рукопись «Слова о полку Игореве», датированная XII веком.

Это историческая находка и в особенности публикация текста «Слова…» принесли российскому историографу и коллекционеру известность во всем мире.

В XIX веке на территории бывшего монастыря появилось несколько новых каменных построек – корпус для семинаристов, Смоленская часовня и храм, посвященный Ярославским Чудотворцам. Кроме того, в это время произошла реставрация Святых ворот и монастырских стен.

Церковь Воскресения Христова (крестовая)

В годы советской власти в монастырских строениях размещались различные учреждения и ведомства – военкомат, тюрьма, керосиновая лавка и учебные заведения. В XX веке дважды проводили реставрацию этого архитектурного комплекса. В 1918 году стены и храмы пострадали в результате белогвардейского восстания в Ярославле. Последствия разрушений ликвидировали в течение пяти лет – до 1923 года. Вторая реставрация прошла в монастыре в 1957-1958 годах. После нее территория бывшей обители была отдана городскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, который размещается здесь и поныне.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции

  • Коллекция денежных кладов — 54 монетных, 3 вещевых, 4 клада бумажных денежных знаков
  • Коллекция русского художественного серебра Ярославля и Москвы XIII — нач. XX вв. Большая часть из 2 тыс. произведений — предметы православного обряда — кресты, оклады икон, венцы, цаты, ковчеги, кадила и т. п. Изделия ярославских серебрянников являются не только уникальными историческими памятниками, но и высокохудожественными произведениями, выделяются ярким своеобразным стилем и высокой техникой исполнения
  • Коллекция редкой книги (рукописные, пергаментные и старопечатные книги к. XII — н. XX в.) — 12000 предметов, многие — национального и мирового уровня
  • Коллекция шелковых художественных тканей. Восток, Западная Европа, Россия (XVI—XX вв.) — около 800 предметов
  • Коллекция Ярославского провинциального портрета — 130 предметов
  • Мемориальная коллекция Н. В. Кузнецова (1902—1958) — более 800 предметов
  • Коллекция иконописи XVI—XIX веков. В составе собрания уникальные комплексы иконостасов Ярославских храмов
  • Коллекция лицевого и орнаментального шитья XV—XIX веков, в том числе работы знаменитых строгановских мастерских и местных монастырей. Около 300 единиц

Архитектурные памятники на территории Спасо-Преображенского монастыря

Главным архитектурным памятником обители по праву считается Спасо-Преображенский собор.

Самый первый собор из камня был возведен в мужской обители еще в 1216-1224 годах. Этим строительством ярославцы отметили образование своего княжества. Однако, в самом начале XVI века произошел большой пожар, храм был сильно поврежден, и его пришлось возводить заново. Красивый храм, похожий на главные соборы Кремля в Москве, освятили в 1516 году. Считается, что этим строением были заложены основы традиций ярославской архитектурной школы.

Часовня Трифона

Спустя полвека собор расписали фресками. К счастью, они частично сохранились и сегодня являются древнейшими фресками Ярославля. Настенная живопись со времен Иоанна Грозного сохранилась всего только в двух храмах России. Кроме Ярославля, подобные фрески можно увидеть в Богородицко-Успенском монастыре, который находится в городе Свияжск в Татарстане. В Спасо-Преображенском соборе чудом сохранилось также 16 икон, написанных для храмового иконостаса московскими и ярославскими изографами.

Архитектурный облик собора за несколько веков сильно изменился. Первоначальный вид имеет только восточная (алтарная) часть фасада с характерными полукруглыми абсидами. Трехглавый храм увенчан низкими шлемовидными куполами.

В 60-е годы XVI века на монастырской стене возвели первую сделанную из камня башню — красивые Святые ворота. В это же время деревянные стены заменили на каменные и построили Трапезную палату и храм Рождества Христова (или Крестовую церковь). Позже, в начале XIX века, этот храм переосвятили в Воскресенский.

Богоявленская башня

За годы, когда монастырь отстраивался и восстанавливался после польско-литовской интервенции, было возведено несколько каменных башен, из которых Угличскую и Богородицкую мы можем увидеть и сегодня. Две другие башни – Михайловскую и Богоявленскую построили в обители в самом начале XIX века.

В конце XVII века в монастыре возвели Келейный корпус. Сейчас в этом двухэтажном здании размещены музейные коллекции, в которых можно увидеть драгоценные царские вклады и сокровища из православных храмов Ярославской области.

Бок о бок со Спасо-Преображенским собором стоит храм Ярославских Чудотворцев, построенный в 30-е годы XIX века. Он узнаваем издалека по портику с белыми колонами. Церковь эту заложили на фундаменте более древнего храма — Входоиерусалимской церкви, которая существовала здесь с начала XVII века.

Звонница – самое высокое здание на монастырской территории. Эту колокольню построили в XVI в. и дополнительно надстроили в XIX в. С ее высокой смотровой площадки открываются чудесные вида на устье Коротосли, Волгу и сам город.

Михайловская башня

Несколько лет назад на территории монастыря установили памятную стелу «Клятва князя Пожарского», декоративные ульи для пчел, сделанные в виде архитектурных памятников – храма, терема и деревянной избы, а также памятник «Копейке 1612 года».

Строительство и обзаведение

Современный собор — результат многовекового строительства. Первый — Константинов — собор простоял до пожара 1501 года. Хоть и был он из камня, но в «большом огне» кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы.

Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506 – 1516 годах, будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее «открытого гульбища».

По внутренней архитектуре Спасский собор — четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных (по-московски) барабанах, окружённые (уже по-ярославски) кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары.

О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, — сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас.

В 1563 – 1564 годах собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, — самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности: только в двух российских монастырях — в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI века в полном цикле.

Тогда же возвели для собора первую башню из камня — Святые ворота — и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина (икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова), храмовый образ и 3 иконы местного ряда (местночтимых святых).

В XVI веке выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х годов XVI века от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные ловли-угодья. Более того: Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде.

Продолжил традицию дарения и сын Грозного — Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением.

Современное состояние и режим посещения Спасо-Преображенского монастыря

Сегодня в стенах древнего монастыря расположены основные коллекции Ярославского музея-заповедника.

В этом культурном центре города экспонируются ярославские иконы, написанные с XVI по XIX век, а также уникальные художественные изделия из драгоценных металлов. В музее существуют также экспозиции, рассказывающее о природе Ярославского края, о «Слове о полку Игореве» и истории монастыря. А для групп взрослых посетителей и старшеклассников проходит несколько интерактивных программ и мастер-классы на офортном станке. Вход на территорию и посещение музейных экспозиций – платные.

Угличская башня, вид с территории монастыря

С октября по апрель территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 18.00 (кассы закрываются на полчаса раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.30 (кассы закрываются на час раньше). С мая по сентябрь территория открыта ежедневно с 8.00 до 20.00 (кассы закрываются на час раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.45 (кассы работают до 17.00). Выходной день – понедельник.

В Спасо-Преображенский собор можно попасть в теплое время года — с мая по сентябрь с 10.00 до 18.00. Его закрывают по средам и по рекомендации реставраторов — в дождливые дни.

Деятельность прихода

Обитель сегодня недействующая. Здесь туристам могут рассказать об истории русских храмов, продемонстрировать образцы резьбы по дереву и древнерусского искусства.

Отдельного внимания заслуживает копия «Слова о полку Игореве», которую сделали монахи еще в XIII веке. Также сохранились фрески эпохи Ивана Грозного. Периодически на базе музея проводятся тематические выставки.

Святыни

До упразднения святынями монастыря были мощи святых Ярославских Чудотворцев, Спасское Евангелие, иконы Пресвятой Девы Марии «Ярославская Оранта» и Печерская.

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

Монастырь расположен по адресу: Богоявленская площадь, 25, в Кировском районе города, рядом с Московским мостом через Коротосль, неподалеку от ее устья.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Территория монастыря расположена справа, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.

Спасо-Преображенский собор

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Спасо-Преображенского монастыря составляет 2,5 км. Их можно пройти пешком или проехать на маршрутном такси.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 5.00 [4 Голоса (ов)]

Набережная и Церковь Богоявления

И было утро, и было жарко, а город звал и манил неизведанными улочками, речными просторами и старинными церквями. И это чувство внутри – предвкушение открытия, слегка щекочущее нос и растягивающее в улыбке губы.

Выхожу на Которосльную набережную, впереди уже виднеется башенка Кремля и Американский мост, считающийся самым старым мостом Ярославля. Уже давно перестроена конструкция, давшее название «Американский» и представляющая собой крытый железный каркас, однако имя прижилось.

Перед мостиком поворачиваю к церкви Богоявления – одной из древних и выдающихся святынь земли ярославской. Годом основания считается 1684. До нее здесь располагался деревянный храм XVI века.

Отличается церковь особой росписью, показывающей историю земного служения Иисуса Христа и необычным для Ярославля архитектурным решением. Впрочем, вы всё сможете осмотреть сами. Вход в храм свободный.

Для меня такие места, пропитанные вековой историей, притягательны. Входя внутрь, как будто погружаешься в другое пространство/время, и это ощущается всем существом. Хочется побыть подольше, продлевая то чувство соприкосновения веков.

Отмечу еще одну интересную деталь – с обратной стороны храма (вид от Кремля) на стене сквозь краску проявилось лицо. Что и кто это для меня загадка:


Лицо над рыжеватым пятном

А это вид на храм сверху, с колокольни, расположенной в Кремле, куда я и отправляюсь.

Богоявленская площадь и по центру – Ярослав Мудрый. И вот тут ну нельзя не достать из кошелька тысячу рублей и сравнить.

Ярослав Мудрый является основателем города, памятник ему был воздвигнут в 1993 году. Лицом скульптура обращена к въезжающим со стороны Москвы, символизируя тесные связи со столицей.

На одном из заборчиков площади обнаружена выдра и информация о том, что данные зверьки здесь были не редкостью. Табличка гласит, что у выдры 10 жизней, и если ее погладить, то она поделиться своей жизненной энергией. Заяц Пипус, конечно же, познакомился с сим обитателем ярославской земли.

Здесь же расположен вход в Кремль, всего их несколько. Однако сначала определимся с терминологией, а Кремль ли это? В народе называют данное место Кремлем, хотя на самом деле это Спасо-Преображенский монастырь, или историко-архитектурный заповедник. Кремль когда-то существовал в Ярославле на месте основания города, месте слияния Волги и Которосли, но он был деревянным и давно сгорел.

Для простоты изъяснения, продолжу называть данный заповедник за каменными стенами Кремлем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]