Васнецов Виктор Михайлович. Росписи во Владимирском соборе Киева.


Киевские соборы

Как известно, первые каменные храмы на Руси появились после десятого столетия. До этого времени все сооружения были деревянными. Время, войны, восстания разрушили их, поэтому посетить эти объекты в наши дни не удастся. Зато памятники каменного зодчества, а также кирпичного являются излюбленными местами в любой экскурсии. В Киеве находится невообразимо много строений религиозного назначения. Какие из них самые популярные?

  • Кирилловская церковь – это храм, который был построен в 12 веке. Он получил большую известность благодаря росписям, украшающим его стены.
  • Киево-Печерская лавра представлена комплексом соборов и церквей. Все они обладают богатой историей, многие из них внесены в список наследия ЮНЕСКО.
  • Михайловский собор – один из самых известных храмов, входящих в состав Киево-Печерской лавры. В 30-х годах предыдущего столетия его варварски разрушили, однако совсем недавно он был восстановлен. До того как его уничтожили, ряд фресок и икон были изъяты из него. После реставрации они вновь вернулись на свое место.
  • Софийский собор. Во времена Киевской Руси он выполнял функции основного, самого главного храма во всем государстве.
  • Свято-Владимирский собор в Киеве – одно из самых посещаемых мест. В народе его называют просто: Владимирский собор. Он обладает богатой историей, которая насчитывает несколько веков. Кроме того, многие талантливые мастера расписывали его.

Европа » Украина » Владимирский собор

Свято-Владимирский собор — главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата, построенный в честь князя Владимира Великого к празднованию 900-летия Крещения Киевской Руси.

Мифы и факты

Когда в 1853 году в Киеве на крутом берегу Днепра установили огромный памятник Владимиру Великому, люди говорили: «Князь Владимир сбросил идолов, чтобы самому стать одним из них». Поэтому патриархат начал собирать деньги для будущего Свято-Владимирского собора.

Разработку проекта поручили петербуржскому архитектору Ивану Штром, который построил дом кадетов в Киеве. Он решил оформить храм в старом византийский стиле, как и все древние киевские церкви, с 13 золотыми куполами. Но проект оказался слишком дорогим для реализации. Несмотря на то, что удалось собрать более 100 000 рублей пожертвований в разных регионах, а Киево-Печерская Лавра выделила миллион кирпичей для строительства, средств не хватало.

Архитектору Киевской епархии Павлу Спарро поручили как-то согласовать смету с реалиями, и он с 13 предложенных куполов оставил 7. Киевский митрополит Арсений был расстроен: слишком невзрачным казался ему будущий храм.

Духовное руководство обратилось за помощью к зодчему Александру Беретти. Тот предложил за те же деньги увеличить линейный масштаб сооружения в полтора раза, благодаря чему объем вырос втрое. Его авторитету поверили и в 1862 году, на праздник Владимира, состоялась закладка будущего собора.

Первое время строительство продвигалось успешно. Но осенью 1864 года некоторые арки не выдержали веса верхнего яруса и раздвинулись. Архитектор обвинил во всем подрядчиков. На всякий случай решили уменьшить высоту куполов. Но в 1866 году трещины в арках увеличились. Беретти отчаянно отбивался от критики, но спасти репутацию ему не удалось — для выявления причин аварии в Киев послали… Ивана Штрома.

Беретти отстранили от строительства. Работы прекратились, поскольку никто не хотел брать на себя ответственность за их продолжение. А стены уже едва держались и их пришлось защитить от падения металлическими конструкциями. Эта печальная волокита прекратилась лишь в 1875 году, когда император Александр II увидел руины недостроенного собора. Тут же нашлись дополнительные средства и в Киев приехал специалист с мировым именем: ученый-строитель из Петербурга Рудольф Бернгард, чьи расчеты и легли в основу сооружения. Стены здания укрепили особыми пристройками — контрфорсами. В качестве руководителя проекта Бернгард рекомендовал своего ученика, 28-летнего Владимира Николаева, который занял должность киевского епархиального архитектора. Молодой зодчий прекрасно справился со сложными обязанностями и к 1882 году строительство было завершено. Оставалось украсить интерьер собора.

Искусствовед и археолог профессор Адриан Прахов проникся мечтой превратить храм Владимира в казну современной религиозной живописи. Он пригласил лучших художников: Васнецова, Нестерова, Врубеля, братьев Сведомских, Котарбинского, украинских мастеров Пиманенко и Костенко. Несмотря на дефицит средств, нарекания из-за чрезмерной смелости творчества и длительный срок росписи (целых 11 лет!), замысел Прахова был осуществлен. Живопись собора благодаря высокому мастерству исполнения, чрезвычайного эмоционального накала и точного исторического антуража стала выдающимся произведением монументального искусства конца XIX века.

20 августа (1 сентября) 1896 года тяжелые двери храма распахнулись. Во время торжественной церемонии люди не знали, куда смотреть: на митрополита Ионникия, проводившего освящение, царя Николая II, присутствовавшего при этом, или на удивительные росписи, что невольно притягивали взгляд… (по материалам «Нариси з історії Києва»)

В советский период Владимирский собор чудом избежал сноса. В 1929 году он был преобразован в музей религии и атеизма. Затем стал хранилищем архивов органов власти, а позже книгохранилищем педагогического института. Открытый в период оккупации во время Второй мировой войны, храм остался действующим и после освобождения Киева.

С тех пор Свято-Владимирский собор остается постоянно открытым и регулярно проводит богослужения на украинском языке.

Что посмотреть

Здание представляет собой шестистолпный храм с тремя апсидами и семью куполами. Высота до креста главного купола составляет 49 м. Фасад украшают мозаики работы Фролова. На входной двери висит бронзовый рельеф княгини Ольги и князя Владимира на голубом фоне.

Главная достопримечательность красочного интерьера — уникальные росписи на стенах и куполах храма, которые сразу бросаются в глаза. Живопись знаменитейших художников того времени (Васнецова, Нестерова, Врубеля и др.) представляет грандиозные композиции на библейские темы и символичное изложение истории православия. Главный неф расписал Васнецов: «Крещение князя Владимира», «Крещение киевлян», его кисти также принадлежат портреты Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги и центральная композиция «Богоматерь с Младенцем».

Богослужения сопровождаются красивым пением соборного хора, а на религиозные праздники часто приглашаются оперные певцы.

В Киеве на правом берегу Днепра вы найдете древний действующий монастырь. Рекомендую также посетить самый высокий собор в Харькове и знаменитые крымские монастыри Космо-Дамиановский и Свято-Успенский.

Свято-Владимирский собор открыт с 9.00 до 18.00. Находится возле станции метро Университет. Официальный сайт: katedral.org.ua/ (укр.)

Краткая характеристика

Владимирский собор в Киеве, фото которого представлено в данной статье, является одним из важнейших действующих киевских храмов. Его история берет начало с 1852 года.

Интересно, что собор получил свое название в честь Владимира-крестителя, князя Красно Солнышко. Храм является безупречным образцом архитектуры 19 столетия. Интерьер собора сделал его знаменитым, ведь над ним работали известные художники.

Описание

Владимирский собор, который мы можем видеть сейчас, – это храм с шестью столпами и тремя апсидами. Он увенчан семью куполами.

Если рассказать о соборе в цифрах, то его длина составляет чуть больше пяти десятков метров, а точнее – 55. Ширина достигает 30 метров. Высота храма вместе с крестом составляет 49 метров.

Собор богато украшен. Его фасад расписан художником Фроловым. Главный портал и массивные двери из бронзы украшены литыми рельефами, на которых изображена княгиня Ольга и князь Владимир Святой.

Убранство храма

Ширина сооружения около 30 метров, а в длину он достигает 55 м. максимальная высота составляет 49 м. фасад украшен мозаикой, а на центральных дверях находятся отлитые из бронзы статуи Владимира и княгини Ольги. Пол в храме выполнен из мрамора, привезенного из разных стран, в мозаичном стиле.

Внутреннее убранство характеризует религиозная мощь и покой. Делают святыню богатой и добавляют некий особый колорит украшенные позолотой иконостас и алтарь, церковные приборы, иконы. Все это было сделано в ювелирной мастерской И. Хлебникова.

Центральной фигурой храма считают «Богоматерь с младенцем». Также тут можно увидеть другие большие религиозные фрески:

  • «Крещение киевлян»,
  • «Крещение князя Владимира»,
  • «Воскресение»,
  • «Рождество»,
  • «Христос перед Пилатом»,
  • «Распятие» и прочие.

Лучшая статья для Вас, переходите: Морской Никольский собор Кронштадт

Ежедневно в храме проводят службы, совершаются ранние и вечерние литургии.

К основным святыням храма относят:

  • икону Пресвятой Богородицы «Нечаянная радость»,
  • мощи святой Варвары,
  • лик Николая Чудотворца с частью мощей,
  • икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и прочие.

Идея

Известно, что строительство собора было приурочено к годовщине Крещения Киева. Кто же стал инициатором? Кто подал такую идею? Это был митрополит Киевский и Галицкий Филарет. Он написал Николаю 1, российскому императору, польскому царю и финляндскому князю, письмо, в котором говорил о том, что необходимо возвести в Киеве храм. Предполагалось посвятить его крестителю Руси и Киева – князю по имени Владимир Святославович.

Средства, которые ушли на строительство собора, были собраны силами народа. В течение десяти лет шел сбор денег, и лишь в 1862 году был заложен фундамент. Впоследствии оказалось, что собранных средств не хватит для воплощения задумки. Владимирский собор (Киев) оказался слишком дорогим проектом. Еще десять лет многие архитекторы пытались переделать его таким образом, чтобы избежать лишних затрат. В конечном итоге собор был построен в 1882 году.

Архитекторы

Многие архитекторы брались за работу над собором. Однако было очень сложно прийти к единому мнению и спасти проект, поэтому строительство велось так долго.

Самый первый архитектор, который решился взяться за Владимирский собор в Киеве – Иван Штром. Его задумка заключалась в том, чтобы построить храм с тринадцатью куполами. Он должен был напоминать Софийский по внешнему виду. Поскольку денег на воплощение его идеи в реальность не хватало, на помощь пришел архитектор по имени Павел Спарро. Он предложил уменьшить количество куполов в два раза. Однако не учел того, что в этом случае храм получился бы не таким масштабным, как задумывалось. Идея Павла не рассматривалась.

Другой архитектор, Александр Беретти, решил достроить Владимирский собор (Киев). Он сократил количество куполов, так что их получилось всего семь. А размеры храма, наоборот, увеличил в полтора раза. Однако под конец строительства стены стали трескаться, ведь их вес был очень большим.

На протяжении следующего десятилетия многие архитекторы вели дискуссии о том, как же спасти храм. В итоге поддержали проект Рудольфа Бернгарда. Его идею воплотил в жизнь его ученик – Владимир Николаев. Он завершил строительство храма в 1882 году.

Интерьер

В первоначальном варианте Владимирский кафедральный собор в Киеве должен был напоминать те храмы, которые строили во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

Собор расписан мастерами своего дела, например Васнецовым и Врубелем. Они создавали как композиции, так и отдельные детали интерьера. Иконостас храма выполнен из каррарского мрамора дымчато-серого цвета. Мраморы различных оттенков были завезены из Испании, России, Бельгии, Франции, Италии. Пол собора, который представляет собой мозаику, также сделан из этого материала.

Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, была сделана известной ювелирной фирмой Хлебникова.

Внутреннее убранство и роспись

К росписи главного храма Киева были привлечены знаменитые художники:

  • В.Васнецов;
  • М.Врубель;
  • М.Нестеров;
  • С.Костенко и другие.

Для изготовления основания иконостаса использовали мрамор, им же, только в разноцветном варианте, произвели иконостасную отделку и мозаику пола.


Мраморный иконостас Владимирского собора

Мраморные глыбы везли из стран Европы, венецианские мастера были задействованы в выкладывании мозаики, а поставкой серебряной утвари занималась ювелирная компания Хлебникова, работающая в разных стилях.

Росписи

Кто расписывал Владимирский собор в Киеве? Группу художников, которые работали над украшением храма, объединил Адриан Прахов. Он когда-то работал в Киеве и вдохновился идеей строительства Владимирского собора. Объект считался памятником российскому православию. В то время Адриан занимался реставрацией фресок, которые украшали Кирилловскую церковь. Он сразу выстроил свой замысел, для воплощения которого в реальность ему понадобились помощники. Сам Адриан Прахов работал над несколькими деталями интерьера храма. Например, входные двери из бронзы были созданы именно им.

Так, художник Виктор Михайлович Васнецов проделал важнейшую работу над росписью главного нефа. Ему принадлежат такие композиции, как «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Обе они очень масштабны. Кроме того, Васнецов написал портреты нескольких царей Руси. Его рукой были созданы такие шедевры, как «Богоматерь с ребенком» и «Царица Небесная». Интересно, что В. М. Васнецов подписал контракт, согласно которому, он должен был выполнить свою работу в течение двух лет. Однако это заняло десятилетие и один год. Художник не отличался крепким здоровьем. В соборе постоянно было холодно, а еще он часто падал с лесов. Все это замедлило темпы работы, но не остановило мастера. Он создал 15 композиций, а также 30 отдельных фигур.

Существует даже легенда, которая объясняет появление нескольких композиций. Согласно ей, однажды В. М. Васнецов и другой художник, Прахов, вошли в собор. Они увидели на стене очертания образа Божьей Матери и младенца. Виктор Михайлович сразу же схватился за кисти и обвел образ красками. Благодаря этому появилось главное его детище, а именно – изображение Божьей Матери с Младенцем, а также ряд других известных композиций.

Другой художник – Врубель – занимался росписью правого нефа. Он работал вместе с такими мастерами, как В. А. Котарбинский, П. А. Сведомский и М. В. Нестеров. Художник Фролов создал мозаики, которые украшают фасад здания.

Собор св. Владимира в Киеве

Картины М. Нестерова во Владимирском соборе светлые, нарядные, с нежными тонами и ласкающими глаз красками, как бы говорят о лучшей жизни в другом, идеальном мiре. Но не одним сочетанием красок и нежных тонов стремится художник подействовать на религиозное чувство. Чтобы придать еще больше идейности и высокого полета изображениям лиц св. писания, он в изобилии усыпает все свои картины цветами таких же нежных колеров, как символами духовной красоты. Это уже дань новейшему символизму, сообщающая произведениям г. Нестерова значительную долю условности. Насколько удачным оказывается у г. Нестерова применение символических красок в общем колорите картин, настолько иногда неуместным является, в смысле вычурной эффектности, пристрастие его к символическим цветам, и еще менее уместным – пользование такими уже прямо грубыми символическими украшениями, как светло-яркие круги, идущие со всех сторон фигуры Спасителя на изображении Воскресения Христова, или соединение яркого хвоста вифлеемской звезды с нимбом Богоматери на изображении Рождества Христова, Однако, в увлечениях художника эффектами символизма не тонет его симпатичный талант. Он прорывается наружу из-за символических условностей и прежде всего заявляет о себе в способности художника придать изображаемым лицам, при явном отпечатке на них аскетизма, выражение высокого лиризма, в нежном сочетании с трогательным элегическим настроением невольно, увлекающего зрителя и вызывающего его на религиозные размышления. Когда смотришь на «Рождество» г. Heстерова, помещенное на алтарной стене южного придела на хорах, забываешь и о красующихся здесь в пещере символических цветах, и о хвосте вифлеемской звезды, не замечаешь вифлеемских пастырей, стоящих у колыбели новорожденного Христа, хотя их лица и фигуры написаны характерно и интересно. Все внимание сосредоточивается на лике Пресвятой Богородицы, полном чистоты и непорочности, полном материнского счастья, доброты и неземного смирения. И не хочется оторвать взоров от этого чудного лица.

To же, хотя в значительно меньшей степени, приходится испытывать в алтаре северного придела на хорах Владимирского собора, при изучении другой большой картины г. Нестерова – «Воскресение». Христос, одетый в белые одежды, стоит здесь озаренный ярко светлыми кругами, с крестом в правой, руке. Путь Христа усыпан цветами, цветы виднеются и впереди Его. На спокойном лике Христа – отпечаток величавой торжественности. С левой стороны от Спасителя, несколько поодаль, стоит ангел – вестник святого Христова Воскресения. Кроме этих двух изображений, г. Нестеровым написано еще «Крещение», вставленное в раму и помещенное в соборной крестильне, а также иконы для иконостасов в приделах св. Ольги и св. Бориса и Глеба. Для иконостаса южного придела внизу написаны иконы Филарета Милостивого, Николая Мирликийского, Варвары великомученицы и Арсения Великого; для иконостаса северного придела – Константина, Елены, Кирилла и Мефодия; для верхнего южного иконостаса – Спасителя, Богоматери, св. Ольги, митрополита Михаила; для верхнего северного – Спасителя, Богоматери, Бориса и Глеба. Все эти иконы украшены цветами.

П. А. Сведомский и В. А. Котарбинский символических цветов не пишут, символизмом не увлекаются. Это художники реалисты. Оба они до приглашения работать во Владимирском соборе долго жили за границей, преимущественно в Риме, там же получили художественное образование, г. Сведомский (род. в Пермской губ., в 1849 г.) – сначала в дюссельдорфской академии, потом у Гебгарта и у знаменитого Мункаччи, г. Котарбинский (род. в Петроковской губ., въ 1851 г.) – в римской академии св. Луки, под руководством Подсети. Ни г. Сведомский, ни г. Котарбинский церковной живописью не занимались раньше, не чувствуя влечения к ней. Их картины, ныне находящиеся здесь, справедливо признаются картинами крупных мастеров, но менее, чем картины гг. Васнецова и Нестерова говорят религиозному чувству.

Произведениями гг. Сведомского и Котарбинского украшены боковые приделы собора внизу и на хорах. Четыре больших картины написаны ими в сотрудничестве, представляющем столь редкий пример в истории живописи, – «Распятие», «Суд Пилата», «Вход в Иepyсалим» и «Тайная Вечеря». В первой и во второй картине г. Сведомскому принадлежат композиция, эскизы и меньшая часть живописи, остальное сделано г. Котарбинским; в третьей – г. Сведомскому принадлежат композиция, эскиз и часть живописи; в четвертой – композиция.

«Распятие» помещено на западной стене северного наоса. На картине воспроизведен момент смерти распятого Христа. Темные тучи нависли над Головой, только вдали, низко над землею виднеется отблеск потухающей вечерней зари, и на этом светлом куске небосклона обрисовываются силуэты полуразрушенных крестов. Направо от креста Спасителя стоит крест с умершим разбойником, налево виднеется часть креста другого разбойника. У креста Спасителя собралась группа близких ему лиц. Пресвятая Дева с безутешными рыданиями простирает руки к умершему Сыну, св. Иоанн поддерживает ее. Некоторые из свидетелей кончины Богочеловека в отчаянии и скорби опустились на землю. Вправо от этой группы стоит массивная фигура воина с задумавшимся, но бесстрастным лицом, с опущенным в руке копьем; с противоположной стороны помещена весьма характерная фигура рыжего Иудея, с озлобленным лицом, в ужасе кутающегося в плащ и поспешно удаляющегося с места казни невинного Страдальца. Другая из названных картин, «Суд Пилата», написана над северным входом. Пилат сидит на курульном стуле, поставленном на середине мраморного возвышения, обнесенного мраморным барьером. За Пилатом два ликтора, держащие в руках символические связки прутьев со вложенными в них секирами. Ниже Пилата, на скамеечке помещен художниками писец, отмечающий на свитке ход судебного заседания. Вправо от Пилата стоит Спаситель со связанными на спине руками. На Его бледном лице – ясный отпечаток перенесенных физических страданий. Внизу – волнующаяся толпа народа, требующая казни. Христа. Некоторые из толпы порываются пробраться на судейскую трибуну, но стоящие с обеих ее сторон римские воины, окидывающие толпу взглядом презрения, останавливают их.

В южном наосе на соответствующем месте – «Вход Господень в Иерусалим». Здесь изображена иерусалимская улица, мощеная каменными плитами. По обеим сторонам ее высокие каменные дома. На первом плане картины – Христос, едущий на осляти. Со всех сторон окружает Его толпа ликующего народа. Одни из толпы держат в руках пальмовые ветви, другие одеждами устилают путь Спасителя, две женщины стоят на коленях, одна из них целует землю. Два голубя парят над толпою. Задумчиво глядит Христос на эту ликующую толпу, которая через несколько дней с такой же настойчивостью, с какою выражает теперь приветствие, потребует Его казни. За Христом спокойно следуют Его ученики.

Четвертая картина, написанная гг. Сведомским и Котарбинским в сотрудничестве, «Тайная Вечеря», находится на алтарной стене того же южного наоса, над иконостасом. На картине передан тот момент, когда Спаситель уже сказал Иуде: «Что делаешь, делай скорее!». Иуда встал и удаляется. Смущение, стыд и злоба борются на его лице. Остальные апостолы в недоумении

перешептываются друг с другом, образуя оживленные группы, а Христос спокойно смотрит вслед удаляющемуся предателю.

На соответствующем месте в северном приделе написана г. Сведомским картина «Моление о чаше». Она изображает Спасителя молящимся Отцу в пустынном Гефсиманском саду в коленопреклоненной позе. Лицо Христа, измученное душевными страданиями, полуопущено. Вокруг Спасителя камни, несколько деревьев, высоко поднявших свои вершины, да стебельки колючих растений. Из сада виднеются иерусалимские стены. Все это освещается восходящей луной.

На западной стене северного придела находится другая картина г. Сведомского – «Воскрешение Лазаря». Она написана на текст: «Христос воззвал громким голосом: Лазарь, иди вон! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком». На картине внутренность грота, в который ведут каменные ступени. Христос стоит в гроте с приподнятой десницей. Лицо его спокойно. Перед ним зияющее отверстие на дне грота, из которого поднимается мертвец, весь закутанный в полотно. Одна из сестер Лазаря, стоя на коленях рядом с Христом, с обнаженными, поднятыми и несколько откинутыми назад руками, остановила радостный и недоумевающий взор свой на выходящем из могилы брате. Другая упала ниц к ногам Христа. Сзади Спасителя две мужских фигуры. Очень характерна фигура старика с лицом, на котором светится непоколебимая вера в Божественную силу Чудотворца Сознание этой силы, благоговение и невольный страх дают свои отпечатки на этом лице. Выше, на ступенях грота стоят мужчина и женщина, в ужасе прижавшиеся к стене входа. Светильник, стоящий на дне пещеры, позади Лазаря, освещает фигуру иудея, также в ужасе прижавшегося к углу пещеры и конвульсивно схватывающего себя за грудь руками. Отблески того же светильника дают красивые рефлексы на одежде Христа и на фигурах сестер Лазаря.

Г. Сведомский, кроме этих картин, написал еще дни сотворения мира «День второй», «День третий», и «Св. Дух, носящийся над водою», помещенные на потолках южного придела, и «Вознесете», написанное на потолке северного придела на хорах. «День четвертый» и «День пятый» сотворения мира и «Господь, почивший от дел своих», помещающиеся на потолках северного придела внизу, принадлежат г. Котарбинскому; ему также принадлежит «Преображение», помещенное на потолке южного придела на хорах. Частью г. Сведомским, частью г. Котарбинским написаны изображения святителей, помещающиеся на столбах боковых приделов внизу и на хорах, – в северном приделе внизу: Никола Святоша, преп. Авраамий Смоленский написаны г. Котарбинским; в южном: кн. Евфросиния Суздальская, кн. Давмонт Псковской, кн. Феврония Муромская, кн. Петр Муромский – написаны г. Сведомским. В северном верхнем приделе на столбах помещаются изображения преп. Михаила Новгородского, преп. Феодора Острожского, Нифонта епископа Новгородского, кн. Феодора Черного, чудотворца Смоленского, Варлаама и Никиты Столпника; в южно-верхнем приделе – св. Гурий архиепископ Казанский, св. Иннокентий Ирбитский, Митрофан Воронежский, Иосиф Полоцкий, св. Пафнутий, Филипп митрополит Московский. Изображения свв. Гурия, Иннокентия, Иосифа и Митрофана написаны г. Сведомским, остальные г. Котарбинским.

Кроме гг. Васнецова, Нестерова, Сведомского и Котарбинского, в отделке собора принимали участие гг. Пимоненко и Мамонтов, но им принадлежит очень немногое. Г. Пимоненко написал для киотов иконы Царицы Александры и Николая Мирликийского, г. Мамонтов сделал орнаментику в куполах северного наоса.

Все части стен собора, незанятые картинами, все потолки, пилястры и карнизы убраны разнообразными орнаментами в византийском стиле. Цветы, листья, даже целые растения, чередуясь и причудливо сплетаясь между собою и с разнообразными геометрическими фигурами, увивают стены собора. Мотивы всех этих орнаментов взяты из стенных украшений собора св. Марка в Венеции, раввенских, римских и других древне-христианских храмов Западной Европы, а также из стенных украшений некоторых древне-русских храмов. Заимствованные образцы орнаментики непосредственно переработаны, им дана новая группировка, при большом разнообразии гармонических сочетаний. Орнаменты написаны частью по проектам проф. А. В. Прахова, частью по его ближайшим указаниям и под его руководством проф. М. В. Врубелем, художником А. С. Мамонтовым и Е. И. Давиденко, в настоящее время ученицей Академии Художеств.

Всюду среди орнаментов блестит золото. Его даже слишком много в соборе, но золото – всегда золото.

V. Мраморные и бронзовые работы. Ризница. Стоимость сооружения собора. Общее впечатление.

Особенность Владимирского собора составляет отсутствие традиционного высокого иконостаса. Как в древних византийских храмах, сооруженных до падения Византийской империи как в древне-русских храмах домонгольского периода, во Владимирском соборе алтарная преграда всего в 5 аршин. Другая особенность иконостаса главного алтаря во Владимирском соборе та, что он имеет только Царские Врата, а южных и северных не имеет. Южные и северные двери главного иконостаса заменяются Царскими Вратами боковых иконостасов, которые в свою очередь также не имеют ни северных, ни южных дверей. В нижних боковых приделах собора нет престолов. В алтаре северного придела помещается жертвенник, имеющий значение пещеры, в которой родился Христос, и Голгофы, места страданий и смерти Спасителя, так как во время проскомидии, совершаемой на жертвеннике, вспоминаются оба эти события; в алтаре южного придела помещается диаконник. В нынешних храмах жертвенник ставится внутри алтаря, не вдалеке от престола. В древних церквах жертвенник помещался в особом отделении, пристроенном в алтарной части с левой стороны. В это отделение народ приносил все необходимое для богослужения. С противоположной стороны алтаря, также в особой пристройке помещался диаконник, т. е. отделение алтаря, в котором хранились священные сосуды, богослужебные книги, облачения, и в котором дозволялось сидеть диаконам, которым запрещалось сидеть на сопрестолии, предназначенном для епископов и священников. Так все сделано и во Владимирском соборе.

Все пять иконостасов Владимирского собора – мраморные. Ряд колонн из светло-серого мрамора с такими же базами составляют основную часть алтарной преграды главного алтаря; капители и арки, связывающие колонны, белый, с прекрасными резными украшениями. По аркам сплошной лентой идет красивая мозаичная инкрустация. Сзади колонн – невысокая перегородка из мрамора темно-зеленого и темно-красного. Над нею стоят наместные иконы, прикрепленные к сплошной бронзовой стене. Поверх иконостасной арки идет бронзовый кокошник, составленный из крестов и листьев, а над Царскими Вратами возвышается крест, убранный крупными искусственными камнями фиолетового цвета, красиво тонирующими с мрамором и бронзой. Также сделаны и иконостасы боковых приделов. Иконостасы на хорах состоят из цоколя черного мрамора с золотистыми жилками, из двойных колонн из серого мрамора, связанных гордиевым узлом, с белыми резными капителями. Над колоннами – прекрасно резанные массивные арки из белого мрамора с инкрустацией в виде широкого пояса из красноватого мрамора. Иконостасы

верхних приделов, в отличие от главного иконостаса, имеют и северные, и южные двери. Нижняя часть стены главного алтаря облицована плитами темно-зеленого мрамора с окружающей их каймою из красного мрамора. Между плитами в алтарном полукружии двенадцать плоских колонн из золотистого мрамора. Здесь же устроено из белого мрамора мраморное сопрестолие о трех ступенях, т. е. седалище для священнослужителей, идущее вокруг алтарного полукружия. В центре сопрестолия еще на две ступени возвышается епископское место, имеющее вид трона.

Все стены собора имеют панель из мраморов темных колеров. Все входы имеют также мраморные облицовки. Вход на хоры облицован белым мрамором в виде трех арок, опирающихся на мраморные столбы с капителями и украшенных тонкой резьбой. Главная арка возвышается над входом на хоры, боковые над бронзовыми досками с эмалированными надписями о времени сооружения собора. Вход в крестильню, помещающейся против входа на хоры, облицован серым мрамором с белыми жилами, по обеим сторонам его рамы из такого же мрамора, в который вставлены черные мраморные доски с перечнем лиц, участвовавших в сооружении собора, вырезанным позолоченными буквами. Разнообразие в облицовке этих двух входов вносит некоторую дисгармонию в строгую симметричность внутреннего убранства собора. В крестильне помещается массивная мраморная сень, предназначавшаяся для алтарного кивория, по толкованию патриарха константинопольского Германа, имеющего значение гроба Господня и, таким образом, указывающего на смерть Спасителя. Киворий перенесен в крестильню из главного алтаря в виду ограниченности размеров алтаря. Состоит киворий из четырех монолитных лабрадоровых колонн, каждая весом до 800 пуд.; колонны поставлены на четыре громадных гранитных глыбы, положенных в землю. Высечены колонны в Каменном Броде (Киевской губ.) и там же отшлифованы. Бронзовые базы охватывают нижние части колонн из белого мрамора. Четыре резных арки из белого мрамора, украшенных мозаичной инкрустацией, связывают верхи лабрадоровых колонн. Съисподу киворий представляется в виде беломраморного купола, покоящегося на четырех столбах. Чтобы судить о массивности кивория, достаточно сказать, что перенесение его ив алтаря в крестильню обошлось в 1900 руб.

На хоры ведет мраморная висячая лестница, устроенная по проекту В. Н. Николаева. Эта лестница не имеет ни массивных каменных сводов, ни опорных столбов. Концы мраморных досок, составляющих ступеньки, заделаны в стену, а самые доски так сильно краями прижимаются одна к другой, что не только поддерживают друг друга, но могут выдержать большую тяжесть. Хоры со стороны центральной части храма обнесены оградой из белого мрамора в виде плит с колонками, украшенных резьбой красивого рисунка. Только против главного алтаря в ограде хор поставлено несколько мраморных колоннок, вместо плит. Кроме того, в соборе еще имеется шесть мраморных клиросов, два внизу и четыре на хорах. Пол внизу также мраморный, на хорах паркетный.

На мраморные работы употреблялся ценный мрамор. Иконостасы сделаны из каррарского мрамора, панели из бельгического, другие предметы из французского и пиринейского мрамора. Мраморные изделия изготовлены частью заграничными мастерами, частью русскими. Наприм., иконостасные арки сделаны в Италии, там же сделаны колонны верхних иконостасов; колонны нижних иконостасов вместе с капителями сделаны в Киеве, ограда для хор – в Одессе. Все мраморные работы выполнены, по заказу комитета, товариществом Тузини и Росси и обошлись до 100.000 руб.

Главный престол во Владимирском соборе сделан из мрамора, а облачение на него выполнено фабрикой Хлебникова из кованного серебра на средства, пожертвованные Н. А. Терещенко и супругой его. Облачение стоит 11.000 руб. С западной стороны престольного облачения помещено сделанное рельефом изображение Тайной Вечери. Южная сторона двумя арками разделяется на три части. В центре ее рельефное изображение крещения Владимира, являющееся близкой копией картины В. М. Васнецова, помещающейся на южной стене при входе в собор. По сторонам золотым рельефом сделаны изображения двух архангелов. Северная сторона облачения также разделяется на три части. В центре ее – Крещение Руси по картине В. М. Васнецова. В центре восточной стороны облачения находятся рельефные изображения патронов Августейших Особ: Александра Невского и Марии Магдалины, Николая Мирликийского и Царицы Александры, справа – преподобного Иоанникия Великого, Алексия митрополита и мученицы Софии, слева – изображения патронов жертвователей – преподобной Пелагеи и преподобного Николы Святоши. Облачение покрыто позолотой и имеет эмалевые украшения, что придает тонкой чеканной работе особое изящество.

Жертвенник сделан из бронзы, с рельефными украшениями и с украшениями из эмали. Здесь такая же прекрасная работа, выполненная фабрикой Постникова с большим вкусом. Со всех сторон – жертвенника повторяется один и тот же рисунок. В центре стоит крест – уготование трона. На кресте изображен трон, на троне лежит Евангелие, над Евангелием – крест с терновым венком, копие и губка, а в сияньи Дух Святый. По сторонам два поклоняющихся архангела. Над главным крестом начертано: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Архангелы находятся только на лицевой стороне, с прочих же сторон их место занято эмалированными орнаментами. Облачение престола и жертвенник выполнены по рисункам проф. А. В. Прахова. По его же рисункам сделаны на фабрике Постникова прекрасные в византийском стиле четыре бронзовых киота, 15 бронзовых паникадил в древне-русском стиле, 34 разной величины бронзовых подсвечников оригинального древне-русского рисунка, 5 бронзовых аналоев, 19 иконостасных лампад. Все это выполнено превосходно, покрыто золотом и эмалями. Паникадила развешаны в два яруса у центральной части храма. 4 из них весят по 80 пудов и вмещают по 116 свечей. 8 – по 26 пудов и вмещают по 80 свечей, главное весит 50 пуд., вмещает 90 свечей. Особенно красиво паникадило в византийском стиле, повешенное над хорами против главного алтаря. Оно было изготовлено для Всероссийской выставки 1883 года, а затем приобретено у г. Постникова известным адвокатом Ф. Н. Плевако и пожертвовано им Киевскому собору. Фабрикой г. Постникова, по рисункам проф. А. В. Прахова, также сделаны из золоченой бронзы Царские врата во все иконостасы, надъиконостасные кокошники, очень красивая бронзовая золоченая и украшенная эмалевыми буквами решетка для солеи, тянущаяся перед иконостасами в нижней части храма. За все эти работы, а также за наружные двери, фабрикой Постникова получено до 120.000 руб., в том числе за западные наружные двери 14.800 руб., за паникадила и подсвечники 43.000 руб.

Облачения для священнослужителей, богослужебные книги и священные сосуды приобретены для Владимирского собора на средства, отпущенный Св. Синодом. В ризнице собора всего имеется 87 облачений для священнослужителей, в том числе одно архиерейское облачение, и соответствующие им по материалам и цветам воздухи, пелены, одежды для аналоев и столиков. Облачения частью сделаны из золотой, серебряной и красной парчи, частью из золотого муаре, бархата и других дорогих материй разных цветов и рисунков. Церковные одежды изготовлены в Москве, общая их стоимость около 10.000 руб.

Всех священных сосудов для собора приобретено 57, кроме того, четыре серебряных полных прибора церковной утвари. Из 57 сосудов – 31 серебряный, с позолотой, а некоторые и с эмалевыми украшениями, 26 бронзовых, в том числе несколько золоченых. Евангелий для собора приобретено 7 в серебряных вызолоченных досках. Общий вес серебряной утвари, считая и серебряные доски на Евангелиях, около 3-х пудов. Общая стоимость всех этих предметов – около 8.800 руб., за бронзовые вещи уплачено около 1.400 руб. На приобретение всех облачений, богослужебных книг и священных сосудов израсходовано около 21.000 руб. Среди сосудов особенно ценными оказываются: серебряное вызолоченное с эмалевыми украшениями блюдо для всенощной, стоющее 500 р., венчальные серебряные вызолоченные венцы, с образами на перламутре, в 450 руб., три дарохранительницы по 400 руб. каждая, полный прибор св. сосудов в 900 руб., крест напрестольный серебряный вызолоченый, с эмалевыми украшениями, с Распятием, написанным на эмали, весящий около трех фунтов и стоющий 800 руб., другой такой же крест с Распятием, написанным на перламутре, в 250 руб. Ив семи Евангелий самым ценным является Евангелие 12-вершковой величины, с серебряными вызолоченными досками чеканной работы, с эмалевыми украшениями, с образами, писанными на перламутре. Оно стоит 1000 руб. Другое Евангелие в 400 руб. имеет серебряные вызолоченные доски, весящие 71/2 ф. Самое дешевое Евангелие в 100 руб. Среди бронзовых вещей особое внимание обращает запрестольный крест в 400 р. и Богоявленская золоченая чаша в 850 руб.

Дочерью профессора А. В. Прахова, Е. А. Праховой, по рисунку В. М. Васнецова, вышита шелками Плащаница для собора. Рисунок сделанный В. М. Васнецовым, очень красив, в характерном византийском стиле. Кроме фигуры Христа, мирно покоющегося на смертном одре, на Плащанице изображены фигуры Богоматери, Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Иосифа Аримафейского, Никодима и евангелистов. Над всей этой группой – вифлеемская звезда, померкшее солнце, Голгофа. Вся эта картина заключена в раму из очень простых, но и очень изящных орнаментов, превосходно тонирующих с цветами ее красок. Работа выполненная Е. А. Праховой, требовала необыкновенно кропотливого труда, обусловливаемого трудностью подбора оттенков на шелках при вышивании человеческих фигур, раз мастерица стремится в точности придать им тο же выражение какое видит она на эскизе художника. Эту трудную задачу Е. А. Прахова выполнила с большим мастерством и в ее работе Владимирский собор имеет высоко-художественный образчик женского рукоделии. Комитет по сооружению собора заплатил за Плащаницу 2.500 руб.

Другою интересною рукодельною работою, принесенною собору в дар, является ковер, вышитый шелками и шерстью киевскими дамами по эскизу А. В. Прахова. Ковер вышит в доме киевского генерал-губернатора. Над ним работали Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Александра Петровна, супруга киевского генерал-губернатора графиня С. П. Игнатьева и более ста киевских дам. Рисунок ковра сделан в византийском стиле. Ковер – темно-синего цвета. Длина его 62 арш. 8 вер., ширина 1 аршина 14 вер. В торжественные дни его кладут вдоль всего главного наоса от престола до паперти. Под ковром положена серебряная плитка, сделанная на фабрике Маршака, на которой вырезаны имена, отчества и фамилии всех участвовавших в работе ковра.

Иконостасной мастерской А. И. Мурашко сделаны для собора два очень красивых в византийском стиле киота, помещенных в верхних приделах храма. Сделаны киоты из дуба и ореха, украшены нежной резьбой, колоннами, капителями и позолотой. Из дуба и ореха с такими же украшениями изготовлена тою же мастерской вся мебель для собора – два прекрасных шкафа для хранения облачений и священных сосудов, поставленных в диаконнике, комоды для продажи свечей, аналои, клиросные столы и проч. За все уплачено г. Мурашко 6.899 руб.

Пока нет подробного и точного отчета о сооружении и отделке собора, и потому, говоря о стоимости сооружения Владимирского собора, приходится ограничиваться приблизительно верными цифрами. Все расходы по сооружению собора исчисляются в сумме до 900.000 рублей. На достройку собора израсходовано 282.188 р., на внутреннюю отделку до 400.000 руб. Г. Васнецов за свои работы получил 51.000 руб., в том числе за написание картин в главном куполе «(Христос, благословляющий мiр», «Преддверие Рая)» – 12.000 р., за исполнение картин «Крещение Владимира». «Крещение Руси» и «Страшный Суд» – 20,000 руб. Гг. Сведомский и Катарбинский значительную часть своих работ исполнили по совместному контракту. Они получили вдвоем 59.500 руб. Между прочим, за работы на 8 нижних потолках (дни творения), за «Преображение» и «Вознесение» на потолках верхних приделов ими получено 28.000 р. Г. Нестеров получил за свои работы 11.700 р., в том числе за «Рождество» и «Воскресение» 2.400 р. Мастерская А. И. Мурашко за подготовительные работы для живописи на стенах, за позолоту стен, за исполнение некоторых орнаментов и проч. получила 84.452 руб.

Колокола для собора приобретены на известном заводе Финляндского. Всех колоколов 10, общий вес их 1185 п., вес главного колокола – 680 пуд. Стоимость колоколов 22.000 р. Купола собора позолочены на средства, пожертвованные Н. А. Терещенко.

Фотографические снимки всех художественных работ в соборе по предложению Комитета по сооружению собора сделаны фотографией Г. Г. Лазовского. По контракту с комитетом г. Лазовский имеет право на частную продажу этих снимков. Им выпущены прекрасные альбомы разной ценности, и в скором времени будет выпущен новый альбом фототипий сделанных за границей. Альбом этот займет 75 листов и представит полную коллекцию художественных работ в соборе.

Общее впечатление, получаемое посетителем при посещении собора св. Владимира, по истине грандиозно. Религиозная идея русской старины, говорит наш известный писатель г. Евгений Марков в мартовской книжке «Русского Вестника» за текущий год, церковные предания Руси нашли в храме св. Владимира свое художественное воплощение, усиленные всем мастерством современной техники, облагороженные в красках, очищенные от всего случайного и от грубых крайностей. Новое художество только освободило старинные образцы от анатомических уродливостей и неправильностей, от того невольного бессилия в осуществлении, которые были роковым образом свойственны древнему церковному искусству, вследствие младенчества его.

Высокие круглые своды не заслоняют здесь света солнца, как заслоняют они в Софийском храме Киева, в древних соборах Москвы и Новгорода. Лучи солнца, голубой свет дня льются здесь свободно черев целый венец больших окон, опоясывающих собою барабан центрального купола, и золото стен, огни свечей тонут в золоте и огне лучей солнечных. Я слышал потом суждение, говорит далее г. Марков, будто такое обилие света, такая высота сводов не в духе византийского и древне-русского храма, что храмы эти должны быть низки и темны. Но кто говорит это, пусть поедет в Канстантинополь и посмотрит на славный Византийский храм св. Премудрости Божией, – обращенный теперь в магометанскую мечеть Айя-София. Он сразу переменит свое мнение.

В храме св. Владимира, прежде всего, поражает невыразимая прелесть и цельность общего впечатления. Вы чувствуете себя во власти одного ясного, определенного и глубокого настроения, царящего здесь надо всем и во воем. Умилительная религиозная поэзия разлита здесь в каждом уголке, на каждой иконе. Создание верующей художественной мысли, переживавшей сердцем

всякую подробность, изобретаемую опытной рукой, говорит тут за себя без слов. Но тут не только религия, поэзия искренность. Тут еще глубоко русское, глубоко историческое чувство, все собою одушевляющее, все проникающее собою, от малейшего орнамента карнизов до формы аналоев и паникадил, до изображения святых ликов. Вы в настоящей древней великокняжеской Руси, среди ее неумело-наивных и вместе трогательно выразительных религиозных представлений, возведенных в перл искусства всем мастерством современной художественной техники. Храм первого апостола христианства на Руси и должен быть проникнут этим первичным теплом растроганной и уверовавшей русской души, должен был вылиться не в какие иные формы, как в те младенчески искренние черты, которыми детское искусство древней Руси пыталось выразить свою смиренную веру в Спаса Милостивого, свою бесхитростную любовь к Нему и соратникам Его.

Художнику нужно было постигнуть сердцем, полюбить, оценить своим художественным чутьем, пережить собственною душой ту далекую эпоху христианского младенчества России, когда вырабатывались все эти наивно-мистические символы, все эти незыблемые предания иконописи, вся эта своеобразная поэзия церковной красоты. Без этого усвоения их всем искренним жаром души своей, никакие археологические познания, никакой холодный искусственный замысел художника не были бы в силах создать то дышащее жизнью создание, которым я наслаждаюсь теперь… Его мог создать художник глубоко русской души, твердо стоящий на народно-исторической почве, глубоко православный и вместе тонко чувствующий, способный до того сродниться с художественно-религиозными идеалами своего народа, что он вполне законно может вплетать в неразрывную вереницу усвоенных им образов – свои собственные фантазии и замыслы, трудно отличимые по характеру от унаследованных, с древности, иначе сказать, может продолжать и развивать далее, не сходя никуда в сторону, многовековой процесс народного творчества…

Экскурсии

Поскольку Киев – достаточно популярный у туристов город, то в нем часто проводятся всевозможные экскурсии. Маршрут некоторых из них пролегает черед места боевой славы, в то время как другие помогают получше узнать историю города или изучить искусство. Так, существует большое количество экскурсий, которые позволяют поближе рассмотреть памятники архитектуры, а также посетить их.

Например, можно принять участие в экскурсии в храмы и соборы. После посещения этих мест человек узнает много фактов о том, как создавались те или иные архитектурные памятники. Не исключение и Владимирский собор. И у гостей, и даже у жителей Киева есть возможность из уст искусствоведов узнать историю его создания, а также рассмотреть внутреннее убранство храма. Иконы Владимирского собора (Киев), его фрески поистине уникальны и поражают своей красотой.

Как добраться?

Свято-Владимирский собор следует искать по адресу: Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20. До него можно добраться несколькими способами. Конечно же, никто не отменяет такси и личные автомобили. Однако чаще всего люди пользуются общественным транспортом, чтобы попасть во Владимирский собор (Киев).

Как доехать до этого сооружения? Сделать это можно, сев на автобус, например, № 24 или № 114А. Другой способ – это отправиться в метро, сесть в поезд и выйти на станции «Университет». Дальше следует идти пешком.

Служба

Владимирский собор Киева – это известный храм-музей. Посетив его, люди могут расширить свои знания об истории архитектуры и искусства в целом. Кроме того, они имеют возможность увидеть святыни, которые хранятся в стенах этого сооружения. Это мощи Великомученицы Варвары, а также Преподобного Макария.

Если повезет, можно увидеть, как здесь проходит служба, или даже принять в ней участие. Несмотря на то что Свято-Владимирский собор является популярным местом среди туристов, здесь регулярно проходят богослужения. Утренняя служба начинается в 9:00, а вечерняя литургия — в 17:00. По воскресеньям и праздникам проводятся Божественные богослужения в 7:00 (ранняя литургия) и в 10:00 (поздняя литургия). По вторникам в 8 утра отпевается акафист возле мощей Святой Великомученицы Варвары. Таинство Исповеди проводится каждый день перед божественной литургией. Более подробную информацию (анонсы служб, часы проведения чина Таинства крещения или обряда венчания) узнать, посмотреть церковный календарь можно на официальном сайте Свято-Владимирского кафедрального патриаршего собора в Киеве.

Святыни кафедрального храма

Ежедневные богослужения проходят параллельно с проведением экскурсий, во время которых можно узнать полную историю строительства украинской православной жемчужины и побывать около храмовых святынь.

  • Мощи святой великомученицы Варвары привлекают паломников и желающих помолиться святой, акафист которой читается на утренней службе, по вторникам.
  • Чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость» является одной из святынь храма.
  • Много молящихся и перед святым ликом Николая Угодника с ковчегом частиц его мощей.
  • Одной из основных помощниц верующих является святой образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]