День памяти Иоанна Богослова: почему святого называют «апостолом любви»


Иоанн Богослов – апостол любви.

Апостол и евангелист Иоанн, названный Богословом, был сыном галилейского рыбака Заведея и Саломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Родители его были люди благочестивые, жившие ожиданием Мессии, еще в отрочестве они обучили Иоанна Моисееву закону. Святой Иоанн с детства помогал отцу в его трудах по рыболовству и торговле. Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества. Мать Иоанна, Саломия, согласно преданию – дочь святого Обручника Иосифа, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Товарищами и единомышленниками Иоанна были жители той же Вифсаиды, святые братья Петр и Андрей, впоследствии также святые Апостолы. Они вместе слушали проповедь Иоанна Крестителя и стали его учениками, хотя не оставляли еще ни своего дома, ни своих занятий. Услышав свидетельство Иоанна Крестителя о Христе, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, Иоанн Богослов вместе с Андреем Первозванным последовал за Спасителем (Ин. 1:35-40). Однако, постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом (Мф.4:21; Мк.1:19). Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира (Мк.5:37; Лк.9:51), видел преображение Господа (Мф.17:1; Мк.9:2; Лк.9:28), слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы (Мк.14:33). Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса (Ин. 13:25). Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус». «Грудь» по-церковнославянски – «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, в последствие это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

Апостолу Иоанну Богослову были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был успокаивать их, как несогласные с духом нового учения: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 54 – 56) Апостол Иоанн Богослов был одним из первых свидетелей Воскресения Спасителя. А после Вознесения Господня мы часто видим апостола Иоанна вместе с апостолом Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви (Гал. 2:9) и большую часть времени пребывает в Иерусалиме. Верный завещанию Господа, он заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын, и только после Ее Успения начинает проповедовать в других странах. Согласно преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все участники плавания кроме Иоанна Богослова через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым. Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём. Шли годы, все апостолы из двенадцати уже приняли мученическую смерть за свою веру, только апостол Иоанн оставался в живых и продолжал проповедовать. При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, по словам Христа перед Вознесением: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных. Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно, по сравнению с первыми тремя, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры – о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово» (Ин. 1:1). Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). Главная мысль в его посланиях – христианам надо научиться любить: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8). Являясь для окружающих примером любви, апостол Иоанн заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви – так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. Любовь является главной особенностью духовного облика апостола Иоанна Богослова. Весь жизненный путь апостола – служение Любви. В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните». Апостол Иоанн Богослов пережил всех своих собратьев апостолов и скончался уже в начале 2 века, предположительно в возрасте ста пяти лет. До последних дней своей жизни он собирал вокруг себя учеников и передавал им основы учения Христова. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны. По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!» Когда остальные ученики услышали эту историю, и решили раскопать место захоронения учителя, могила оказалась пустой. Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Поводом же к возникновению такого предположения послужили слова, сказанные Спасителем незадолго до Его вознесения. На вопрос апостола Петра, что будет с апостолом Иоанном, Господь ответил: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду (второй раз), что тебе до того, ты иди за Мной». Апостол Иоанн замечает в своем Евангелии по этому поводу: «И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет» (Иоан. 21:22-23).

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

9 октября Святая Православная Церковь светло празднует кончину одного из первых и любимых учеников Христовых. Его наперсника, апостола и евангелиста – Иоанна Богослова не случайно называют Апостолом любви.

Святой Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея. Его мать звали Саломией. До своего обращения ко Христу он был учеником святого Иоанна Предтечи. После обращения ко Христу святой Иоанн уже больше никогда не отходил от Господа. Потому что полюбил Его своим чистым сердцем больше всего на свете.

Во время земной жизни Господа Иоанн в числе трех любимых учеников Господа удостоился быть свидетелем явления божественной славы на горе Фавор.

Был при воскрешении дочери Иаира. На Тайной вечере ему Господь открыл Иуду – предателя.

Проникнутый любовью к своему Господу и Небесному Учителю, Иоанн, единственный из учеников, стоял у Креста во время страданий Господних. И ему, как чистому девственнику, Господь со Креста поручил в свои предсмертные минуты заботу о Своей Пречистой Матери.

До успения Божией Матери он жил в Иерусалиме. А после Ее успения в городе Ефесе, где и проповедовал Евангелие Христово.

За проповедь Евангелия он был сослан сперва в Рим, где его подвергали пыткам. И когда яд и кипящее масло не повредили ему, то император Домициан сослал его на остров Патмос.

Там он и написал книгу – Апокалипсис, в которой изложена будущая судьба христианского мира.

При добром преемнике Домициана, Нерве, святой Иоанн был освобожден и снова возвратился в Ефес. Там Иоанн и скончался мирно, единственный из всех апостолов. Кроме Апокалипсиса, им написано Евангелие и три соборных послания.

Апостола Иоанна Богослова, говорит архимандрит Кирилл (Павлов) духовник Троице-Сергиевой Лавры, обычно именуют Апостолом любви. Потому что он преимущественно проповедовал любовь взаимную друг к другу.

Святой Иоанн был проникнут глубокой любовью к жившим при нем христианам и вообще ко всем христианам. Желанием, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть. Он придавал любви высокое значение и считал, что исполнения одной заповеди о любви достаточно для спасения.

Предание говорит, что когда он глубоко состарился и не мог ходить по разным странам с проповедью Евангелия, то, сидя в своем доме, постоянно повторял приходящим к нему:

– Дети, любите друг друга! Когда его спрашивали, почему он так часто повторяет эти слова, то он отвечал:

– Кто исполнит заповедь о любви, тот исполнит все заповеди. И в Посланиях своих к христианам, дошедших до нас, он часто повторяет:

– Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1Ин. 4.19, 8). Кто любит Бога, тот должен любить и ближнего своего, потому что, кто не любит брата своего, тот этим показывает, что не любит и Бога.

Как Христос положил за нас жизнь, так и мы должны полагать души свои за братьев. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме (1Ин. 3. 16; 2. 10-11). Равно и в Евангелии апостол Иоанн обращает внимание главным образом на те случаи из жизни Спасителя, в которых по преимуществу выражалась Его любовь к людям и которые по преимуществу возбуждают любовь ко Христу Спасителю.

Какие причины побуждают нас, чтобы мы любили друг друга? Прежде всего, по своей природе мы братья. Потому что все произошли от одного прародителя Адама. А на небе у нас общий Отец – Бог. Значит, все мы составляем одно великое семейство и потому должны любить друг друга, как единокровные. Кроме того, составляя одно семейство, как люди, все мы по званию христиан находимся в еще более близком родстве между собою. Потому что, по учению апостола Павла, мы составляем одно духовное тело, у коего глава – Христос (Кол.1. 18).

Но в каком отношении находятся члены друг ко другу в одном естественном теле? Враждуют ли они между собою? Вооружается ли, например, рука против ноги или глаз против уха? Нет, они между собою действуют согласно. Взаимно друг другу содействуют и находятся в таком содружестве, что если один страдает член, то с ним страждут и другие.

Если же так действуют неразумные члены, то тем более должны так поступать мы, разумные члены духовного Тела, коего глава – Христос. Он желает, чтобы мы жили в мире и согласии между собою.

Господь Иисус Христос больше всего заповедует, чтобы мы любили друг друга.

Вспомните, о чем Он молил и что внушал апостолам пред страданиями Своими:

– Отче Святый, – взывал Он к Отцу Своему Небесному, – соблюди их от неприязни, да будут едины они, как и Мы (Ин. 17.11).

– Дети Мои, – говорил Он апостолам, – заповедую вам, да любите друг друга (Ин.13.34). Видите, как сильно желал Иисус Христос, чтобы мы жили во взаимной любви?

Иисус Христос не только заповедал нам любить других людей, но и представил в Себе Самом образец любви к нам. Для чего Он, будучи Богом, сошел с небес на землю и принял на Себя бренную плоть нашу? По любви к нам, людям. Почему Он, невинный, подвергался тяжким страданиям и распят на Кресте, как беззаконник? По той же любви к нам.

Почему Он долготерпит нашим грехам и не только милует нас, но еще посылает нам разные дары благодати? По любви к нам. Мы должны любить друг друга потому еще более, что любовь к ближним имеет высокое нравственное достоинство, составляет великое совершенство христианина. Она уподобляет нас Богу, потому что Бог есть любовь (1Ин. 4. 8).

Бог во всем действует по любви к Своим творениям, в особенности к нам – человекам, которых Он так любит, что Сына Своего Единородного послал в мир, да живы будем Им.

Любовь есть источник и совокупность всех добродетелей, и потому она выше всех других добродетелей.

– Ныне, – говорит апостол Павел, – пребывают вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1Кор. 13.13). Без любви все наши знания, подвиги и самая вера не имеют нравственной цены.

Архимандрит Кирилл (Павлов) не только рассказывал об Иоанне Богослове и о том, что такое любовь, но и своей жизнью показал пример ее. Каждый, кто встречал батюшку, запомнит это навсегда.

Молитва Иоанну Богослову об умножении любви

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
«Величия твоя, девственниче, кто повесть? точиши бо чудеса, и изливаеши исцления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов»

(Кондак).

Такими словами Святая Церковь прославляет сегодня память возлюбленного ученика Христова, наперсника и девственника, святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Всех Апостолов, конечно, любил Господь наш Иисус Христос, но к самому молодому из них Иоанну Он, как мы знаем это из Евангелия, питал какую-то особенную трогательную любовь. И сам св. Иоанн чувствовал это. «Ученик, егоже любляше Иисус»

– так неоднократно говорит он о себе в своем Евангелии, умалчивая по смирению о своем имени. Очевидно, по некоему сродству душ, Апостол Иоанн был особенно близок Богочеловеческой душе Господа. Поэтому и на Тайной Вечери, последней вечери Господа с Его учениками, на которой произошло столько важного и знаменательного, он находился в такой большой близости к Господу Иисусу, что, по выражению Евангелия, как бы
«возлежал на персех
(то есть: на груди)
Его»,
отчего и произошло его наименование «наперсника», с тех пор вошедшее в общее употребление, когда говорят о человеке, весьма близком к другому. «Он – его наперсник» – так обычно выражаются в подобных случаях.»

За что же так любил Господь Иисус Христос Иоанна?

Без сомнения, – за особо-возвышенное настроение его души, за его девственную чистоту – за то, что он был истинный девственник

и телом и душою. Ибо только сердце девственника, ничем не привязанное к земле, способно легко воспарять к небу; только сердце девственника, не опутанное земными привязанностями и страстями, способно, без особого тяжелого труда и борений с собою, всецело и безраздельно предать себя Богу. Поэтому девственнику легко открываются такие возвышенные и непостижимые тайны Божии, о которых трудно и помышлять другим людям, не сохранившим своей девственной чистоты. По этой же причине сердце девственника легко и глубоко воспринимает в себя самую высокую и самую святую из всех тайн –
тайну любви Божественной
.

И мы, действительно, знаем, что Апостолу Иоанну было открыто много такого, чего не удостоились другие Апостолы. Самое его Евангелие исполнено таких необыкновенно-возвышенных истин, что не даром еще с древних времен оно, по преимуществу, именовалось «духовным»

, а сам Евангелист Иоанн уподоблялся орлу, высоко парящему в небесах. А его дивный, непостижимый Апокалипсис, до сих пор полностью не истолкованный и не поддающийся всестороннему раскрытию всех содержащихся в нем дивных и страшных видений о последних судьбах Церкви и всего мира!

«Зритель неизреченных откровений и сказатель вышних Божиих таин»

– такими словами умиленно славит Святая Церковь дивного тайновидца Иоанна, и ему одному из всех священных писателей присваивает высокое и почетное наименование
«Богослова»
.

Апостолу Иоанну Богослову принадлежит также и другое почетное наименование: его называют обыкновенно «Апостолом любви»

, ибо никто другой из священных писателей не раскрыл так полно и глубоко, так трогательно и убедительно возвышенного учения Господня о любви.

Любовь! – это самое высокое и святое из всего, что существует на свете. Нет ничего величественнее и прекраснее любви, ибо любовь, это – живое творческое начало, которым все созидается и движется в мире. Любовь, это – самое святое, ибо она есть не что иное, как одно из главных, основных свойств Бога-Творца, одно из имен Божиих, в котором наиболее понятным для нас образом выражается сущность непостижимого для нас Божеского естества.

«Бог есть Любовь»,

– учить нас св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов:
«И пребывающий в Любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает»
(1 Ин.4,16).

Любовь – самое высокое и святое, что есть в мире, а между тем нет другого такого понятия, которое было бы так опошлено в наше время, так унижено и обезценено современным человеком. Что касается правильного понимания любви и, особенно, подлинной христианской любви, духовной

, то его все труднее и труднее можно встретить в наши дни в современном обезбоженном расцерковленном человеческом мире. От этого-то и происходят все бедствия современного человечества, грозящие разразиться страшной мировой катастрофой. Современный мир погибает от отсутствия в нем подлинной христианской любви и братского единения всех истинно-верующих во Христа на возвышенных основах этой любви. Одни красивые слова о любви и единении всех тут не помогут, ибо подлинная христианская Любовь неразлучна с Истиной и,
где нет Истины, там не может быть и настоящей любви
, а только одно лицемерие. И совсем наивно думают многие спасать мир, лечить больное человечество какими-то чисто внешними мерами и средствами, – путем всевозможных организаций и реорганизаций государственной и общественной жизни людей и тому подобными «переживаниями из пустого в порожнее».

Все это ни к чему!

Никакие внешние меры, никакие «реформы» не помогут, не спасут человечество от страшной гибели, которая так явно и очевидно на него надвигается, особенно со времени крушения нашей Православной России.

Переделайте на новый лад душу человека, отступившего от Бога, от Христа, от Церкви, от возвышенного закона евангельского, – вложите ему в сердце любовь

, чтобы она стала основным двигателем его жизни!

Только в этом и единственно в этом – наше спасение!

Именно об этом и учит нас так трогательно и убедительно «Апостол Любви» св. Иоанн Богослов, как в своем чудном «духовном» Евангелии, где он один из всех евангелистов излагает наиболее возвышенные слова Христовы о любви, так и в своих трех соборных посланиях. Истинная любовь, по изложенному им учению, есть только

та, которая духовно соединяет человека с Богом и духовно же объединяет людей между собой во Имя Божие.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе (друг друга)!»

– приводит он слова Христовы, сказанные на Тайной Вечери:
«о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою»
(Ин.13,34-35).

«Аще любите Мя, заповеди Мои соблюдите!»

(Ин.14,15).

«Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам»

(Ин.14,21).

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»

(Ин.15,12-13).

«Cиe заповедую вам, да любите друг друга»

(Ин.15,17).

«И сказах им Имя Твое»,

– так молился Господь Иисус Христос в своей первосвященнической молитве Богу Отцу:
«и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них»
(Ин.17,26).

Bсе эти замечательные речи Господа Иисуса Христа о любви, так сильно и ярко выраженные, мы находим только в четвертом Евангелии возлюбленного ученика Христова.

Замечательны и его собственные наставления о любви в его соборных посланиях.

«Бог есть Любовь»,

– так учит св. Иоанн:
«в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга»
(1 Ин.4,10-11).

«Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец»

(1 Ин.4,20).

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев»

(1 Ин.3,16).

Возлюбленный ученик Христов, его наперсник, девственник и Апостол Любви, св. Иоанн Богослов удостоился особой чести: ему, как девственнику, Господь, вися на кресте, поручил Пресвятую Деву – Матерь Свою, сказав Ей: «Жено, се сын Твой»,

а ему:
«Се Мати твоя. И от того часа поят ю ученик во своя си»
(Ин.19,26-27).

И вся дальнейшая судьба его была совершенно отлична от судьбы других Апостолов Христовых. В то время как все они окончили свою земную жизнь мученическою смертью за Христа, св. Иоанн Богослов пережил их всех, дожив до глубокой старости, и умер единственный из Апостолов, своей естественной, но притом весьма загадочной смертью. Если только умер?… Древнее предание говорит, что тела его, через несколько дней после погребения, не оказалось в могиле, и что он живет и будет жить до Второго Пришествия Христова, что он при всех, в лицо, обличит явившегося антихриста. Это верование отчасти запечатлено и в наших церковных песнопениях.

Каков же главный завет, который оставил нам этот возлюбленный ученик Христов?

В последние годы своей жизни он от старости уже не мог ходить сам. Ученики на руках приносили его в собрание христиан, и изможденный годами старец, с трудом поднимая для благословения свои трепещущие руки, повторял все время одни и те же слова: «Детки! любите друг друга!»

Однажды ученики спросили Апостола:
«Учитель! почему ты повторяешь нам все одни и те же слова?»
А благостный старец отвечал им:
«Это – главная заповедь Господня. Кто ее исполнит, тот весь закон Христов исполнит».
Как много и в нынешнее время мы слышим красивых слов о любви, но, по большей части, о любви без Христа, или от тех людей, которые только в своих корыстных видах упоминают Имя Христа, не веруя в Него и не любя Его по-настоящему, но все это – только одни пустые слова, которые не могут спасти погибающий мир. Для нас же, если мы истинные христиане, нет другого пути, как твердо помнить и в жизни своей стараться проводить великий завет, оставленный нам величайшим наперсником Христовым и Апостолом Любви св. Иоанном Богословом:

«Дети мои! станем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною»

(1 Ин.3,18). Аминь.

Православная Жизнь

«Возлюбленные, будем любить друг друга, потому что любовь – от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7).


Думали, будем вспоминать Апокалипсис? Это ведь самая частая ассоциация с «сыном грома», как прозвал Иоанна Богослова Спаситель. Но на фоне грозных предсказаний как-то совсем забывается, что благочестивого мужа прозвали… апостолом любви. Об этом высшем свойстве человеческой души говорит Иоанн в своем послании.

Антихристу, воплощению абсолютного зла, надлежит прийти, но это ли должно занимать сердце христианина? Нет, сердце верующего в Господа человека должен занимать Христос, в Его же честь мы и прозваны. Бога Иоанн называет светом, противопоставляя Его, словно яркое и теплое солнце, кромешной тьме, мешающей человеку жить, видеть, радоваться, и скрывающей угрозу. Чтобы душу озарял свет Христов, нужно избавляться от грехов. Кажется, что это невозможно, но лишь потому, что мы надеемся на свои силы, понимая их ограниченность. Но у нас есть Спаситель, избавляющий Своей благодатью нас от тьмы греха: «и Сам Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2).

Что такое грех? Это уничтожение человека изнутри, потеря связи со счастьем. Потому что связанный с Богом человек счастлив от состояния любви, которое ему открывается в полноте только с Господом. «Не любите мира, ни того, что в мире. Если кто любит мир, в том нет любви Отца» (1 Ин. 2:15), призывает Иоанн, показывая нам, что истинная ценность для человека находится за гранью видимого мира. Христос для того и пришел, чтобы нам это видение подарить. Подарить и видение, и то, что откроется за этой способностью ощущать духовную материю – «жизнь вечную» (1 Ин. 2:25).

Спаситель буквально усыновил нас, дав возможность делающим правду, то есть, поступающим по закону любви, называться детьми Божьими. Не рабами – детьми. И это настоящий акт любви Бога по отношению к человечеству. А поскольку обожение предполагает восхождение к уподоблению Божию, то любовь как нравственная категория становится центральным мотивом жизни христианина. Апостол предупреждает, что мы должны любить друг друга всем сердцем, подобно положившего за нас душу Христу. В то же время человек, в котором нет любви, «пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14). Соблюдайте заповеди Господа, говорит апостол, и тогда Бог будет пребывать в нас. И вспоминая, на каких же заповедях зиждется весь христианский закон, мы вновь возвращаемся к этой вершине всего и вся – любви.

Тот, кто не любит – попросту не видит Бога. Именно поэтому мир так часто бунтует против христианских истин, потому что его содержание на поверку оказывается богоборческим. В центре жизни – человек. Но такая постановка ценностных ориентиров превращает в центр каждую отдельную личность, заставляя заниматься неким духовным сепаратизмом и взращивать лишь любовь к себе. Любовь к Богу как к центру жизни по-настоящему объединяет людей и, как ни странно, учит их любить друг друга. «Не любящий не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Бог есть Дух, и Дух Его – Любовь. Любя Бога, мы перенимаем главное Его свойство, любовь, которое и определяет наше отношение к ближним. Представляете себе, каким мог бы быть мир, полный любви? И он реален, но вне нашего времени. Но «мы имеем эту заповедь от Него, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21), потому что «кто скажет: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, он лжец, ибо не любящий брата своего, которого он видел, не может любить Бога, Которого не видел» (1 Ин. 4:20).

Но как достичь этой совершенной любви? Апостол призывает исполнять заповеди Бога и молиться. Молитва – это ведь разговор с Отцом Небесным. Он потому и Отец, что не оставит Своих детей без помощи. У нас не получается самостоятельно стать вместилищем Духа Любви. Но «если мы чего просим согласно воле Его, Он слышит нас» (1 Ин. 5:14).

Господь есть наш Спаситель, Истина, Путь и Любовь. Найти Его и стать Его верными последователями нас и призывает апостол Иоанн. И главный критерий жизни верующего человека, о котором предупреждает Иоанн Богослов – есть Любовь. Ее бы нам в этом жестоком и сложном мире да побольше.

Владимир Басенков

Свет

Главное свидетельство святого апостола Иоанна, которое он сам называет благовестием (то есть Евангелием), — Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5). О Боге как о свете неоднократно говорится и в Иоанновом Евангелии: Бог-Слово есть истинный Свет, который во тьме светит и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 5, 9). Христос говорит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Свет и тьма — две противоположности, означающие пребывание с Богом и без Него, истинную жизнь и жизнь греховную. Но свет и тьма не равны друг другу — это не два равносильных начала. Потому что существует только одно освящающее и просвещающее начало — Слово, и тьма не может объять Его (см.: Ин. 1, 5). Для апостола Иоанна тьма есть отсутствие света, жизнь без Бога. Во тьме таится опасность, находясь во тьме, человек не может найти правильного пути.

Но если Бог просвещает каждого, как говорит об этом Евангелие, то почему же существует тьма? Потому что мы сами выбираем тьму вместо света: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине (1 Ин. 1, 6). В Евангелии эта мысль выражена иначе: Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3, 19–20). Тьма становится препятствием, которое сам человек воздвигает между собой и Богом. Греховное помрачение и просвещенность Божественным светом невозможно сочетать. Поэтому нельзя находиться где-то между светом и тьмой. Если человек не желает приблизиться к свету, то он остается во тьме неведения. Но именно в этом заключается самая большая опасность — считать себя просвещенным, но на самом деле пребывать вне Бога.Свет, который в тебе, не есть ли тьма? (Лк. 11, 35). Божественное просвещение так необходимо, чтобы мы могли видеть истину и не обманываться. Поэтому древний псалмопевец воскликнул: Яви нам свет лица Твоего, Господи! (Пс. 4, 7)

Те, кто ходит во свете, подобно как Христос во свете, имеют общение друг с другом и очищены Кровью Иисуса Христа от всякого греха (см.: 1 Ин. 1, 7). Быть в свете — значит быть в истинной жизни. Чтобы видеть свет, нужно очистить себя. Поэтому началом пути к свету является покаяние: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1, 8–9).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]