Православные старцы исцеляющие от болезней в наши дни

Старцы в православии занимают особое место. Это, как правило, священнослужители, монахи, которых выбрал сам Господь для того, чтобы они наставляли грешников на путь истинный, давали ценный совет, делились мудростью, исцеляли от различных болезней и помогали нуждающимся людям.

Ещё с давних времён о них слагались легенды. Люди верили, что они способны совершать чудеса, провидеть и общаться с самим Господом. А есть ли старцы, живущие в наше времени, сейчас, в 2019 году?

Житие старцев нашего времени

Старцы в православии занимают особое место

Краткое житие некоторых старцев

К сожалению, некоторые старцы уже покинули наш мир. Священнослужитель Наум, который работал в Сергиево-Троицкой лавре (Сергиев посад, Московская область) и Кирилл Павлов – отец, служащий в Калужской области, в Боровском монастыре. Они также были известны своими прозорливыми способностями, добрыми поступками и любовью к людям.

Житие старцев нашего времени

Священнослужитель Наум

Стоит отметить, что в наше время можно встретить людей, которые называют себя «младостарцами». Это, к сожалению, чистой воды обманщики, никоим образом несвязанные с духовенством и Православной Церковью.

Можно встретить множество молодых и неопытных священников, которые позволяют себе называться избранными старцами. Это также чистой воды шарлатанство. Некоторые из них создают даже секты, в которых ничего, кроме извращений, запугивания, разрушения психики и вытягивания денег не происходит.

Новое в блогах

В настоящее время в Санкт Петербурге служит «духовный брат» Николая Гурьянова митрофорный протоиерей Иоанн Миронов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на территории завода АТИ.

В Пскове в Снетогорском монастыре служит старец отец Гермоген (Муртазов).

В Заяньи в Никольской обители игуменом служит «духовное чадо» Николая Гурьянова — прозорливый отец Роман (Загребнев). Он, как и ранее Николай Гурьянов, находится в положении гонимого властью за свои откровенные пророчества. Однако, если вам удастся с ним встретиться, вы, вероятно, сможете поговорить с ним наедине.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. 1919) братский духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, духовник патриархов Пимена и Алексия II

Отец Пётр, прозорливый, духовник — Лукино, Нижегородская область. Лучше приезжать на несколько дней.

Архимандрит Дионисий — Москва, храм св. Николая Чудотворца в Покровском (Бакунинская, 100). Обладает редкой силой молитвы и даром пастырства.

Отец схиархимандрит Илий — Теперь живет в Переделкино являясь духовником патриарха Кирилла, почти не принимает.

Схиархимандрит Иоанн — Иоанновский мужской монастырь под Саранском. Проводит отчитку.

Отец Николай — настоятель Покрово-Эннатского монастыря в Башкирии.

Архимандрит Адриан (Кирсанов) — Псково-Печерский монастырь, Псковская область. Почти не принимает… Протоиерей Валериан (Кречетов) — Покровская церковь, с. Акулово Одинцовского района. Духовник многих московских священнослужителей. Владыка Алипий — Украина, Донецкая обл., г. Красный Лиман. Отец Серафим — Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, Святогорская лавра Архимандрит Митрофан, Жировицкая лавра, Белоруссия (г. Слоним Гродненской обл.). Почти не принимает. Надо приезжать на несколько дней. Несколько прозорливых монахов есть в Почаевской лавре на Западной Украине (г. Почаев, Тернопольская обл.). Там нетрудно без записи и ожидания можно побеседовать со старцами.

Епископ Фома: «Семена наставлений старцев прорастут, если сердце будет гореть любовью к Богу»

Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома

В 2021 году Свято-Троицкая Сергиева лавра празднует 75-летнюю годовщину возобновления совершения богослужений. На вопросы портала «Монастырский вестник» отвечает наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома.

Владыка, возрождение Троице-Сергиевой лавры началось сразу после Великой Отечественной войны, о чем имеются воспоминания людей, ставших свидетелями того поистине удивительного явления, настоящего чуда, происходившего в советские годы на глазах тогда еще огромной страны. Что из тех воспоминаний, какие описанные (или услышанные от кого-то) факты запали Вам в память, в память многих из братии и продолжают вызывать теплые чувства и сегодня?

В первую очередь самым настоящим чудом считаю то, что, несмотря на всю враждебность и нетерпимость советской власти к Церкви и ее святыням, у нас к 1946 году сохранились мощи преподобного Сергия. Лавра была закрыта на протяжении 26 лет. Четверть века духовного запустения и безобразия… Сброс крестов и колоколов, общественные бани и столовые вместо храмов, изгнание насельников, расстрел братии на Бутовском полигоне… Страшные годы! И поразительно, что мощи Преподобного уцелели.

Сейчас, конечно, многие приезжают из отдаленных областей нашей страны, чтобы увидеть древние храмы Лавры, приобщиться к истории, напитаться духом Троицкого собора, но величайшим сокровищем всегда были и будут оставаться именно мощи Преподобного. Он наш игумен. Игумен земли Русской. А мы его чада. И после каждого братского молебна насельники обители явственно ощущают на себе эту отеческую заботу и попечение.

Еще к вопросу о воспоминаниях. Подвизаясь в Лавре, Вы, наверное, застали лаврских старцев, которые открыли многим молодым людям мир монашества и духовно окормляли их. На данном этапе что Вам, как наместнику обители, хочется сделать для того, чтобы не только память о тех великих старцах была жива, но и их наставления, примеры их жертвенного служения помогали монашествующим нынешнего времени духовно возрастать, как возрастали те поколения?

Начну с того, что личной святости невозможно научить. Ее нельзя преподать, как некий урок, нельзя передать, как какую-либо вещь. Ее необходимо достигать самостоятельно на протяжении жизни. Конечно, святые, в земле Радонежской просиявшие, и наши знаменитые старцы указали путь, шествуя которым возможно скорее приблизиться к монашескому совершенству.

Преподобный Сергий — «правило веры и образ кротости»

, как об этом говорится в акафисте. Преподобный Никон явил пример послушания. А преподобный Михей, по чистоте своего сердца, сподобился быть свидетелем явления Пречистой Богородицы. Русская земля знает целый сонм учеников преподобного Сергия, которые просияли самыми разными добродетелями и достигли святости. Задаешься вопросом: почему? Потому ли, что сподоблялись жительства со святыми? Но, скорее, потому, что своей главной, вожделенной целью ставили Царство Небесное.

К сожалению, никакие наставления не помогут брату, если его сердце не будет гореть любовью к Богу. В этом главный секрет святых и старцев. Чтобы быть, как они, необходимо так же возлюбить Бога «всем сердцем твоим и всею душою и всем разумением»

(Мф. 22:37). Важно понимать, что единственным Подателем и Источником истинной добродетели является Сам Господь. Лишь тогда наставления старцев станут действенны, когда почва нашего сердца будет удобрена и пригодна для взращивания добродетели. Поэтому мне, как наместнику обители, всегда в первую очередь хочется призвать новоначальных монахов устремиться всею душою к Богу и возделывать землю своего сердца. И тогда семена наставлений старцев прорастут с новой силой.

Владыка, сколько братии подвизается в Троице-Сергиевой лавре? Приходят ли сейчас сюда молодые, которые увидели, что монашеский путь – это их путь?

Сегодня число насельников Лавры, включая все скиты и подворья, – около 300 человек. Конечно, молодые люди поступают в обитель. В частности, некоторые из них приходят из числа студентов или выпускников Московской духовной академии. В этом Великом посту в Лавре три послушника приняли монашеский постриг и четверо – иноческий.

Ваше Преосвященство, став наместником Лавры не очень давно, успели ли Вы уже ощутить, что Духовный Собор Лавры – это опора для руководителя обители? В чем его помощь проявляется?

Безусловно, Духовный Собор – это опора и поддержка для наместника. Лаврские старцы и опытные монахи, которые в него входят, помогают разбираться в сложных ситуациях, как дисциплинарных, так и административных, дают советы, помогают принять решения. Сила и важность этой поддержки очень ощутима.

Скиты и подворья – что они значат для Лавры, для монашествующих и для Вас, как наместника? Каково их предназначение, какие задачи там решаются?

Лавра своими скитами, подворьями охватывает и решает много задач – как духовных, так и практических. В первую очередь у монашествующих есть возможность удалиться от суеты, сосредоточиться на молитве и духовном подвиге. В некоторых скитах совершаются богослужения по особому, более строгому уставу. Например, недалеко от Сергиева Посада есть Сергиевский скит, где братия молится на длинных ночных богослужениях. На некоторых подворьях развито огородное хозяйство – монахи трудятся на земле. Некоторые расположены в значимых для истории Лавры местах. Как, например, Варницкое подворье в городе Ростове Великом – месте, где родился преподобный Сергий Радонежский. Более того, сейчас там находится Варницкая мужская гимназия, после окончания которой многие выпускники поступают в Московскую духовную академию. Или, например, подворье Гремячий ключ. Оно расположено у источника, обретенного преподобным Сергием. Вместе с тем очень хорошо, что такие значимые места доступны для паломников, там идет церковная жизнь.

Нам невозможно представить Лавру без паломников и туристов, которые едут сюда из разных уголков земли. Их понять можно! Побывать в духовном сердце России – крупнейшем центре Православия, приложиться к раке с мощами преподобного Сергия! Для верующего человека это великое счастье. Но для братии важны тишина и спокойная монашеская жизнь. Удается ли как-то решать эту задачу – ограждать монашествующих от неизбежного шума при таком потоке паломников, или это остается острой проблемой?

Да, действительно, поток людей в Лавру не оскудевает. Каждый год Троице-Сергиеву лавру посещает около 1,5 миллионов туристов и паломников. Конечно, в прошлом году, когда весь мир парализовала пандемия, людей стало приезжать значительно меньше. В монастыре соблюдали ограничения, на протяжении некоторого времени он был закрыт. Сейчас паломничество возобновилось, но не в прежних масштабах. Очень надеемся, что милостью Божией в скором времени все стабилизируется, пандемия будет позади и каждый сможет снова приехать в обитель Игумена земли Русской.

Лавра с самого ее основания преподобным Сергием не была закрытым монастырем. Из жития Преподобного мы знаем, что к нему неоднократно обращались за молитвенной помощью как простые крестьяне, так и великие князи. И он никому не отказывал и ни от кого не скрывался. Он поистине являлся светом мира и солью земли. И наш долг, насколько это возможно, сохранять его заветы: принимать странствующих, утешать скорбящих, помогать несчастным, давать духовные советы.

Конечно, чтобы оградить братию от лишних забот и суеты, многие послушания и работы, где это уместно, в монастыре выполняют мирские люди. Например, трудятся экскурсоводами в Паломническом центре, волонтерами Социальной службы, сотрудниками пресс-службы, Келарской службы и так далее.

Что Вы в целом можете сказать о паломничестве в Лавру? Можете сравнить паломников того времени, когда Вы сюда пришли в молодые годы, поступили в духовную семинарию, а позже были зачислены в число братии, – и сегодняшних паломников? Отличаются ли они в чем-то?

Как тогда, так и сейчас люди несут к Преподобному свои скорби и радости, возлагают надежды на его помощь и выражают благодарность за оказанные милости. Однако сейчас в Лавру приезжают не только паломники, но и большое количество туристов, в том числе и из-за рубежа. С одной стороны, это хорошо: ведь находясь в столь святом месте, спящая душа может, наконец, проснуться, сердца коснется Божественная благодать, и человек уйдет иным, преображенным. В этом есть доля проповеди и миссионерства. Но, к сожалению, есть и такие, кто в архитектурном ансамбле Лавры усматривает только лишь исторический и туристический объект. И это не может не печалить.

Владыка, скажите, как предполагается праздновать 75-летие возрождения Троице-Сергиевой лавры?

Эту знаменательную дату мы отмечаем богослужениями, благодарственной молитвой Господу и преподобному Сергию Радонежскому за сохранение обители, святынь и, конечно же, за возможность нам всем пребывать здесь. Также к этому событию было приурочено Великое освящение Успенского собора, в котором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установили новый белокаменный Престол. Освящение состоялось 5 мая.

Источник:

Монастырский вестник

1 июня 2021

Духовная связь со старцами не теряется

Сочинская епархия относится к числу новообразованных. В конце 2018 года она была выделена из состава Екатеринодарской и Кубанской епархии и включена в состав Кубанской митрополии. Две действующие обители – мужской монастырь «Крестовая Пустынь» в поселке Солохаул и Троице-Георгиевский женский монастырь в селе Лесное – развиваются, становятся духовным форпостом в этом крае. Какого рода трудности возникают перед монашествующими и что помогает их преодолевать – это стало одной из основных тем беседы с ответственным за епархиальные монастыри в Сочинской епархии настоятелем мужского монастыря «Крестовая Пустынь» игуменом Львом (Грызуном).

Руководство обителью находится в руках Божией Матери

Батюшка, надо ли говорить, что у многих людей город Сочи и его окрестности прежде всего ассоциируются с солнцем, морем, живописной природой и курортами? А в духовном плане что Вы можете сказать о том регионе, где Господь Вам судил подвизаться?

В духовном отношении регион наш сложный. По соседству находится Абхазия, где положение Православия на сегодняшний день, как мы знаем, непростое. С другой стороны от нас располагается Республика Адыгея, где проживает много мусульман. А в Сочи, можно сказать, смешение наций. По официальной статистике здесь насчитывается более 100 национальностей – русские, украинцы, армяне, грузины, греки, адыги (или черкесы) и т.д. Это создает своеобразный колорит, но, хочется отметить, что большинство представителей разных национальностей к вере относится с уважением, доброжелательно. Мы это ценим и осознаем, насколько сильными должны быть наши молитвы, чтобы традиция мирного сосуществования и далее укреплялась.

Отче, а Вы давно в этом монастыре и как восприняли свое игуменство?

Летом 2012 года митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор направил братию в числе трех человек (включая меня) из Свято-Духова монастыря города Тимашевска в монастырь «Крестовая Пустынь». Дела здесь были несколько запущены – и в духовной жизни, и в хозяйственной. Монастырь не имел документов, земли, в нем не была устроена духовная жизнь. Прежний игумен в основном занимался людьми, которые пострадали от пьянства или наркомании, а вот монашеского духа как такового в обители не чувствовалась. Проживало в ней на тот момент человек 30, но то были разные люди, не монашествующие. Некоторые из них сразу ушли после нашего приезда, иные – в течение последующих полутора лет.

Сейчас братии немного – около 12 человек. Однако Господь говорил: «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12:32). Действительно, лучше пусть будет несколько человек одного духа, чем множество людей, непонятно для каких целей собравшихся. Когда человек другого духа, это рано или поздно вскроется, так как руководство обителью находится в руках Божией Матери. У нас есть чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Троеручица» из сербского монастыря на Святой Горе Афон, где издавна сложилась традиция, что настоятель там номинальная фигура, а Игумения – Матерь Божия. Этой же традиции придерживаемся и мы. Я как бы номинально, юридически возглавляю монастырь, а так всем здесь управляет Матерь Божия. И если человека одолевают какие-то страсти, скрываемые им от других, то рано или поздно они выходят наружу. Ведь как порою бывает: кто-то ищет каких-то особых молитв, особых состояний, особых прозрений, еще чего-то, не желая понять, что есть определенные этапы духовного роста. Иными словами, коль ты не будешь подниматься ввысь по «ступеням» добродетелей, о чем писал преподобный Иоанн Лествичник и другие святые отцы, то никакого преуспеяния в духовной жизни ждать не приходится. Готов пришедший в монастырь выразить любовь к Богу делом – проявляет он жертвенность, мужество и смирение – значит, наверняка останется в нашей обители. Не готов – уйдет…

В свое время уезжать мне из большого и духовно устроенного Тимашевского монастыря, где число братии доходило до 100 человек, совсем не хотелось. Почти 20 лет монастырь развивался под духовным руководством старца – наместника и основателя обители архимандрита Георгия (Саввы), к которому можно было зайти в келью с множеством вопросов, но вот старец тебя благословил и всё – вопросов больше нет! А почему их нет? Да потому, что дух злобы со своими вопросами и сомнениями остался за стенами кельи. Ты вошел сюда один! Покидать родную обитель было тяжело, и игуменство в другом монастыре я принял не без внутреннего ропота. Вера-то наша слабая, нет у нас веры в Промысл Божий – всё приходит с годами, с опытом. Но после того, как я побывал на Афоне и услышал от духовников-афонитов, что игуменство – это просто послушание, я внутренне успокоился и теперь отношусь к нему, как и к другим послушаниям, исполнение которых является главной добродетелью в монашеской жизни.

Эти старцы были отражением славы Христовой

Воспоминания о старце – отце Георгии (Савве) помогают Вам исполнять столь ответственное послушание игумена обители?

Не просто воспоминания, а живая молитвенная связь с ним! Отца Георгия похоронили на монастырском подворье, что на хуторе Некрасово Тимашевского района, у храма святого великомученика Георгия Победоносца, как он завещал. Буквально через год после его кончины началось строительство – над могилой была возведена и освящена часовня. Мы ездим к батюшке на могилку, служим панихиды, просим помощи и получаем эту помощь по его молитвам. Да, конечно, мы не можем его увидеть, услышать его голос, но духовная связь не теряется. Это милость Божия, что нам посчастливилось встретить такого человека, который был отражением славы Христовой и на которого хотелось равняться в своей жизни. Иначе не понесли бы мы те труды, что пришлось понести в монастыре «Крестовая Пустынь», не будь у нас фундамента, заложенного батюшкой. Хорошо помню свою первую встречу с ним. Меня и моего духовного собрата (ныне это скитоначальник иеромонах Мелетий (Попадыч)) схиархимандрит Власий из Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря благословил держаться вместе и ехать в монастырь к отцу Георгию на Кубань. Отец Георгий мне показался строгим (он действительно был строгим). Но глаза как у ребенка – чистые и озорные! Находясь рядом с ним, ты невольно чувствовал, какая духовная сила от него исходит! Я бы даже сказал так: это был человек – гранит духа. Он был такого духа, как преподобный Савва Освященный, преподобный Сергий Радонежский, великомученик Георгий Победоносец – его Небесный покровитель. Батюшка, кроме Бога, не боялся никого. Он смело защищал Православие – от еретиков, колдунов. И благодаря его активной позиции в этом вопросе митрополит Исидор отлучил в свое время от церковного общения двух «журналисток-ясновидящих», издававших газету и книги оккультного содержания.

Помню, в первую нашу встречу отец Георгий мне стал говорить такие вещи, которые я тогда не понимал, а сегодня осознаю, что батюшка многое видел наперед, о многих опасностях, меня подстерегающих, предупреждал. Вообще его наставления были краткими. Батюшка всё объяснял просто, опираясь на советы и учения святых отцов Церкви, а также тех старцев, которые его окормляли в монастырях с 12-летнего возраста. В нашем понимании старец – это человек, наделенный благодатью и дарами Духа Святого. Какие это дары? Исповедь помыслов, духовное руководство. Умение подсказать и найти мудрый выход в какой-то ситуации. Любовь к богослужению и молитве, врачевство – духовное и телесное, прозорливость и чудотворения. Если монашествующие или духовные чада из мирян имеют послушание, старец может такими людьми руководить и вести их в Царствие Божие. Отца Георгия вели в Царство Божие его духовные наставники, а он нас взял на свои плечи…

Отец Лев, Вы сказали, что старцы окормляли батюшку в монастыре практически с детства. Он рассказывал братии о том времени, на которое пришлось его духовное становление?

Рассказывал. По его рассказам можно было представить, насколько тяжело приходилось в советское время – особенно в годы хрущевских гонений – монашествующим. Отец Георгий родился в Закарпатье в верующей семье. Его учителями стали уже прославленные во святых схиархимандрит Алексий (Кабалюк) – преподобный Алексий Карпаторусский (в Закарпатье его называют Карпатским, потому что в среде нынешних националистов слова «Русь», «русин» не должны звучать) и настоятель первого монастыря, куда батюшка попал 12-летним отроком, архимандрит Иов (Кундря) – преподобный Иов Угольский. Также схиигумения Мария (Рыбарь) – настоятельница Чумалевского монастыря и ее брат – иеросхимонах Иларион и другие. Апостольское служение преподобного Алексия Карпаторусского, настоящего вождя русин, можно сравнить с деятельностью святого равноапостольного Николая Японского по просвещению японцев. Немало тому подтверждений имеется, но главное – Закарпатье тогда находилось в унии, в католичестве, а сегодня на этой земле десятки православных храмов, с этой земли вышло множество священства, и многие молодые люди идут учиться в православные духовные учебные заведения… Второй старец, архимандрит Иов, как и схиархимандрит Алексий, получил благословение на Святой Горе Афон, в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре. Его там одарили частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского и направили в родное Закарпатье проповедовать слово Божие. И он основал мужской скит с афонским уставом в Городилове. Известно, что отец Иов переписывался с преподобным Силуаном (Афонским) – одним из самых чтимых Православной Церковью святых XX века.

Не могу не назвать еще одного батюшкиного учителя – схиархимандрита Боголепа (Церковника). Он был не только мудрым духовным наставником, но и врачевателем телесных недугов с помощью лекарственных трав. Отец Боголеп общался со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), святитель Лука его очень уважал. Наш батюшка тоже бывал у святителя. Старец, отец Боголеп, хорошо знал лекарственные травы и собирал их. От общества «Красного Креста» он имел разрешение оказывать медицинскую помощь. Медицинскому деланию отец Георгий научился у отца Боголепа. Послушник-отрок бегал к нему в монастырь, ходил с ним по горам, тот показывал ему разные виды трав и учил, как делать мази, настойки. Как раз те, какими мы сейчас пользуемся. В настоящее время широко известен монастырский противораковый сбор отца Георгия из 16 трав. На самом деле схиархимандрит Боголеп этот сбор составил и научил батюшку лечить онкологию и другие заболевания. А батюшка потом и нас стал учить. И хотя я сейчас этим особо не занимаюсь, однако если приходит человек с онкологией или еще с чем-то таким серьезным, стараюсь помочь. Конечно, мы за болящего в монастыре молимся – но, помимо этого, стараемся и телесно помочь. Я обязательно передаю всем наставление батюшки: очистить душу истинным покаянием, без чего невозможно выздоровление.

В биографии схиархимандрита Георгия, с которой можно познакомиться на православных сайтах, обращает на себя внимание такой факт: батюшка в разное время был награжден церковными наградами, а вот орден преподобного Серафима Саровского II степени, как указывается в скобках, ему не был ему вручен…

По молитвам Господь всё обустраивает, и все вопросы решаются

Отче, теперь вернемся к монастырям Сочинской епархии. На том же Ютубе немало видеосюжетов, им посвященных. Смотришь и восхищаешься красотой мест в предгорьях Кавказа и красотой храмов, монастырских построек, возведенных в этих обителях уже в наше время. Но позвольте процитировать архимандрита Иоанна (Крестьянкина), предостерегавшего в одном из писем молодое иноческое братство: «Не ушла бы вся наша энергия в суету внешнего обустройства. А как трудно обретать основные духовные навыки в послушании, молитве, терпении. Эти делания на бегу да на скаку не приживаются». Из Вашего рассказа стало ясно, что ситуация в мужском монастыре изменилась. А какова ситуация в женском монастыре?

До недавних пор она была непростой. Ведь руководителем монастыря должен быть подвижник, подающий пример братии или сестрам. В конце прошлого года на своем последнем заседании Священный Синод Русской Православной Церкви принял постановление назначить игуменией обители монахиню Дросиду (Сорокопуд). 28 декабря 2021 года наш правящий архиерей епископ Сочинский и Туапсинский Герман совершил Божественную литургию в этой обители и на Малом входе возвел монахиню Дросиду в сан игумении, возложив на нее наперсный крест и вручив игуменский посох. Владыка Герман тепло назвал ее горлицей, вылетевшей из гнезда женского монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в станице Роговской Тимашевского района Краснодарского края. Этот монастырь тоже самыми прочными узами связан с именем нашего старца, схиархимандрита Георгия. Под его руководством там был построен храм, организовано подсобное хозяйство. До последних дней своей земной жизни батюшка окормлял сестер, являясь духовником обители. А в женском монастыре села Лесное Адлерского района после назначения новой игуменьи монашеская жизнь стала настраиваться. И богослужения теперь, слава Богу, совершаются постоянно.

У нашего монастыря «Крестовая Пустынь» по благословению епископа Сочинского и Туапсинского Германа появился женский монашеский скит иконы Божией Матери «Скоропослушница» – такой исихастирий, где несколько сестер непрестанно трудятся в молитве. Чувствуя великую силу молитвы, мы понимаем, что нужно усердно молиться, чтобы Господь Сам всё устраивал. И явно видим: если есть Промысл Божий на то или иное дело, есть благословение Божие и заступничество Матери Божией, Покровительницы всех монашествующих, тогда всё наладится. У нас, например, были проблемы с документами на землю – казалось, неразрешимые. В 2021 году мы их с помощью Божией разрешили. Хотя земля в Сочи очень дорогая, монастырь теперь имеет в своем пользовании около гектара. Не будь молитвы, не было бы у нас и земли. Мы и сами молились, и просили святых молитв нашего духовника архимандрита Иоанна (Коновалова) из Свято-Духова монастыря, архимандрита Германа (Чеснокова) из Троице-Сергиевой лавры и других молитвенников. С Божией помощью будем на этой земле строить большой – в византийском стиле – храм в честь Успения Божией Матери. На 300-400 человек.

Батюшка, не могу не задать на прощание вопросы, которые мы стараемся задавать многим руководителям обителей, приезжающим в Москву на монашеские собрания и конференции из разных епархий. Скажите, что для Вас значат такие сборы монашествующих? И где Вы любите бывать в столице?

Отвечая на первый вопрос, не стану скрывать, что поначалу меня одолевал помысел: тут делами обители надо заниматься, а нас опять собирают – опять куда-то нужно ехать! Но потом я увидел в этих поездках большую пользу для себя. В чем она? Во-первых, в непосредственном общении с участниками этих форумов. Во-вторых, в пришедшем ко мне понимании, что такие искушения, как у нас, такие же проблемы, радости и печали есть и в других монастырях. В-третьих, каждый раз появляется чувство, что ты не один, мы все – большая семья. Вспомним слова пророка Давида: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132). Собираясь вместе, вкупе, мы чувствуем единство нашей Церкви и еще больше духовно укрепляемся. А в Москве я люблю бывать в Покровском женском ставропигиальном монастыре, где находятся мощи блаженной Матроны Московской, потому что мы с братией чувствуем особую связь со святой. Люблю бывать в Троице-Сергиевой лавре, а еще – в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Назову и другие места, которые всегда посещаю: это Афонское подворье и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, в котором под спудом находятся мощи преподобных Пересвета и Осляби – иноков-воинов, героев Куликовской битвы. Москва очень богата святынями. Я думаю, что благодаря этому она и держится, потому что дух здесь тяжелый, молиться в шумном суетном мегаполисе сложно, но великие святыни и усердные молитвы, по моему разумению, спасают столицу.

Снимки Владимира Ходакова и из архива монастырей Сочинской епархии

Духовные ГОСТы лаврского старца: Светлой памяти архимандрита Наума (Байбородина)

13 октября – первая годовщина упокоения духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Наума (Байбородина). Царьград вспоминает старца Наума и ту определяющую роль, которую он сыграл в жизни многих людей

«Поминайте наставников ваших,

которые проповедовали вам слово Божие,

и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…»

(Евр. 13, 7)

Духовный отец. Наставник. Старец. Или просто «батюшка» и даже «дедушка». У каждого, кто знал духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Наума, осталась о нем своя память. Исполнив завет первоверховного апостола Павла, для всех он «сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых».

По словам же иной мудрости, восточной, в него летело и немало камней – не имевших ничего общего с действительностью слухов и сплетен. Но только потому, что плоды старца были обильны. Отец Наум стал одним из тех пастырей Русской Церкви, о ком будут помнить вечно. Его ученики, духовные чада и многие поколения тех, кому эта светлая память будет передана.

«Путь старца»: светлой памяти архимандрита Наума (Байбородина)

В нашем небольшом очерке мы не претендуем на подробный рассказ о духовном пути и наследии этого удивительного человека, человека Церкви. Наша задача – показать образ отца Наума тем, кто не знал о нем в годы его земной жизни, завершившейся совсем недавно – 13 октября 2021 года. Жизни временной, ушедшей в Вечность, туда, где этот светлый старец ждет своих духовных чад. И молится обо всех нас.

Так, в одной из своих проповедей, чудесным образом сохранившихся на любительской видеосъемке, отец Наум сказал, с одной стороны, простые, но вместе с тем очень глубокие и важные для каждого христианина слова:

«Мы дети и братья перед Богом. Надо любить Бога, любить ближних, родителей своих. У нас один враг – диавол. Давайте, братья и сестры, просить Бога, просить Его угодников, чтобы Господь укрепил нас в вере, чтобы мы шли правым путем и наследовали Жизнь Вечную. Аминь».

Путь к старчеству

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке Игуменом Земли Русской, преподобным Сергием Радонежским, вот уже семь столетий является одним из ключевых символов Русского Православия. Именно здесь на протяжении трех столетий действуют московские духовные школы – семинария и академия – подготовившие многие тысячи православных священнослужителей.

Архимандрит Наум (Байбородин). Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры

В их числе – архимандрит Наум, пришедший в эти святые стены в далеком 1957 году. Чтобы остаться здесь навсегда. Будущий старец прибыл сюда из далекого города Фрунзе, столицы Советской Киргизии, 30-летним молодым человеком, незадолго до этого демобилизовавшимся из Советской армии, в которой служил со времен Великой Отечественной войны. Так, автор книги воспоминаний об отце Науме «Он от нас не ушел», настоятельница Никольского монастыря города Приволжска игумения Анатолия (Баршай) рассказала Телеканалу «Царьград»:

Батюшка 1927 года рождения. Набор этот был особо отмечен Сталиным как будущие кадры. Они, собственно, не были в сражениях войны. Потому что в отношении этих ребят было распоряжение их приберечь. Это должны были быть будущие специалисты и в гражданских профессиях, и кадровые военные. И поэтому их очень хорошо обучали в армии. Он же прослужил, батюшка, восемь лет в армии.

После армии будущий старец учился в светском вузе – на физико-математическом факультете Фрунзенского политехнического института. Но уже тогда избрал духовный путь. Вот, как об этом рассказывает жизнеописательница батюшки игумения Анатолия:

Он ходил в храм, во Фрунзе, и там ему давали читать «Апостол». Он был студентом, но читал «Апостол», видимо, делая очень много ошибок. И там была какая-то монахиня-псаломщица, она очень сердилась. А настоятель говорил: пускай Коля (мирское имя будущего старца – ред.) все равно читает, он еще лучше тебя всё будет знать. Ну, конечно, кто бы мог предположить, что он и семинарию, и академию окончит, и станет архимандритом. А тогда был еще совсем молодым юношей. Однажды ему в руки попался Журнал Московской Патриархии. И он для себя сделал открытие, что, оказывается, есть учебное заведение, где можно получить духовное образование.

А годы были непростые: самое начало хрущевских антицерковных гонений. Годы, когда не то, что семинаристы, но и священнослужители порой предавали православную веру. А отец Наум, в конце 1950-х принявший монашеский постриг и священнический сан, а затем окончивший духовную академию со степенью кандидата богословия, к вере приводил. Более полувека. Тысячи и тысячи людей. В том числе – весьма далеких от Церкви. Подобно тому, как в веке XIX старцы Оптиной пустыни врачевали западнические недуги интеллигенции того времени. С любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.

Архимандрит Наум (Байбородин). Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры

В стенах маленькой лаврской монашеской кельи отец архимандрит Наум принимал сотни, тысячи людей, которые приходили к нему за словами наставления, утешения, молитвы. И каждому он находил слово, находил, как достучаться до его души, каждому находил послушание по его силам. Это были простые люди из глубинки, вечные труженики, это были люди из столичных городов, а особенно много было людей из академического сообщества. Профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Валерий Саврей впервые оказался у отца Наума в далеком 1979-м. Именно ему было суждено привести в келью батюшки многих представителей отечественной науки. Вот, как Валерий Яковлевич рассказал об этом Телеканалу «Царьград»:

Для старца Наума чрезвычайно важно было просветить Светом Христовым всю академическую науку, и прежде всего наиболее выдающихся ее представителей, наших современников. У старца Наума были очень многие выдающиеся ученые, академики. На самую последнюю исповедь приходил к нему основатель отечественной теоретической политологии Александр Сергеевич Панарин, а также директор Института механики МГУ академик Самвел Самвелович Григорян. Бывал у него и ныне здравствующий выдающийся гоголевед Владимир Алексеевич Воропаев, издавший по благословению старца 20-томное издание Николая Гоголя, и многие другие.

Со временем вокруг отца Наума сложился большой круг молодых ученых, студентов и аспирантов. Многие из них и сегодня в своей научной и просветительской деятельности следуют благословениям, полученным от батюшки, исполняя его послушания. Один из участников этого «кружка», кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения МГУ имени М. В. Ломоносова Илья Вевюрко также поделился с Телеканалом «Царьград» своими воспоминаниями:

«Еще когда мы были студентами, старец часто говорил нам, что все, что вы делаете, вы должны делать, прежде всего, стремясь к точности всех данных, которые вы используете. Никаких подтасовок не должно быть, никаких натяжек. Потому что это подобно строительству какого-то технического агрегата, например, самолета, где должны быть четко соблюдены ГОСТы, батюшка любил использовать именно эту метафору, иначе будет катастрофа».

Архимандрит Наум (Байбородин). Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры

Своего рода «духовным ГОСТом» для православных людей является Священное Предание нашей Церкви. И отец Наум всегда и всех наставлял в строгом следовании догматической и канонической истине. Жестко обличая любые либеральные соблазны, в том числе и в жизни политической, которой никогда не чуждался. Батюшка живо интересовался и внешней политикой, и мировой экономикой, прямо называя источники мировых бед в лице всевозможных «ротшильдов» и «рокфеллеров». Так, сохранились следующие «политические» размышления архимандрита Наума:

Темные силы не отказались от своих планов насчет нашей страны… Народу сегодня нужны добрые правители, только они смогут темные силы упразднить. Старых мудрых людей надо привлекать, советоваться, чтобы через бестолковых правителей не хулилось Имя Божие. Надо, чтобы сами люди, чувствуя в жизни во всем Божие устроение, стали добрыми. Господь в каждого вложил определенные таланты. И все должны соблюдать заповеди. Они даны для всех.

Но главным послушанием самого отца Наума было духовничество в Троице-Сергиевой лавре. Он постоянно напоминал, что именно монастыри – подлинные оплоты православной веры, собственным образом являя пример молодым монахам. Так, в беседе с Телеканалом «Царьград» один из духовных чад батюшки, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры с 2012 года монах Прохор (Злобин) в числе прочего рассказал и о важности духовника для всей монашеской братии:

«Отец Наум был за каждой братской трапезой, за каждым братским молебном, за каждым богослужением он всегда стоял, всегда был впереди братии, всегда шел в первых рядах. Духовник Лавры, это, в первую очередь, пример».

Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры

Многие духовные чада отца Наума стали архипастырями Русской Православной Церкви. В их числе – наместник московского Новоспасского монастыря епископ Домодедовский Иоанн. Владыка прекрасно помнит свое самое первое посещение кельи батюшки в середине 1990-х. И те впечатления, которыми он делится, удивительно близки чувствам многих, кому довелось общаться с отцом Наумом. Вот одно из таких впечатлений, которым поделился с Телеканалом «Царьград» наместник московского Новоспасского монастыря епископ Домодедовский Иоанн (Руденко):

Батюшка сидит в кресле, я, как все, еще мирянин, встаю к нему на коленочки, и начинаем беседовать. И у меня было ощущение, что передо мной не просто человек, не просто современный священник или даже известный старец, а будто передо мной сидит Пророк Божий. Буквально, как древний, ветхозаветный Пророк. Как Илия, Аарон, Моисей. Ощущение вневременное, вне контекста нашей окружающей жизни…

И это ощущение владыки Иоанна неслучайно. Ведь отец Наум был одним из тех, кто здесь, среди нас, долгие годы сочленял миры Горний и дольний, Небо и землю. Пока не ушел туда, где нет времени. Но только Вечность и Любовь.

Покой, Господи, душу раба Твоего приснопоминаемого архимандрита Наума, и святыми его молитвами помилуй всех нас.

Русская Православная Церковь

В 2021 году Свято-Троицкая Сергиева лавра празднует 75-летнюю годовщину возобновления богослужений в обители. На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома.

— Владыка, возрождение Троице-Сергиевой лавры началось сразу после Великой Отечественной войны, о чем имеются воспоминания людей, ставших свидетелями того поистине удивительного явления, настоящего чуда, происходившего в советские годы на глазах тогда еще огромной страны. Что из тех воспоминаний, какие описанные (или услышанные от кого-то) факты запали Вам в память, в память многих из братии и продолжают вызывать теплые чувства и сегодня?

— В первую очередь самым настоящим чудом считаю то, что, несмотря на всю враждебность и нетерпимость советской власти к Церкви и ее святыням, у нас к 1946 году сохранились мощи преподобного Сергия. Лавра была закрыта на протяжении 26 лет. Четверть века духовного запустения и безобразия… Сброс крестов и колоколов, общественные бани и столовые вместо храмов, изгнание насельников, расстрел братии на Бутовском полигоне… Страшные годы! И поразительно, что мощи Преподобного уцелели.

Сейчас, конечно, многие приезжают из отдаленных областей нашей страны, чтобы увидеть древние храмы Лавры, приобщиться к истории, напитаться духом Троицкого собора, но величайшим сокровищем всегда были и будут оставаться именно мощи Преподобного. Он наш игумен. Игумен земли Русской. А мы его чада. И после каждого братского молебна насельники обители явственно ощущают на себе эту отеческую заботу и попечение.

— Еще к вопросу о воспоминаниях. Подвизаясь в Лавре, Вы, наверное, застали лаврских старцев, которые открыли многим молодым людям мир монашества и духовно окормляли их. На данном этапе что Вам как наместнику обители хочется сделать для того, чтобы не только память о тех великих старцах была жива, но и их наставления, примеры их жертвенного служения помогали монашествующим нынешнего времени духовно возрастать, как возрастали те поколения?

— Начну с того, что личной святости невозможно научить. Ее нельзя преподать, как некий урок, нельзя передать, как какую-либо вещь. Ее необходимо достигать самостоятельно на протяжении жизни. Конечно, святые, в земле Радонежской просиявшие, и наши знаменитые старцы указали путь, шествуя которым возможно скорее приблизиться к монашескому совершенству.

Преподобный Сергий — «правило веры и образ кротости», как об этом говорится в акафисте. Преподобный Никон явил пример послушания. А преподобный Михей, по чистоте своего сердца, сподобился быть свидетелем явления Пречистой Богородицы. Русская земля знает целый сонм учеников преподобного Сергия, которые просияли самыми разными добродетелями и достигли святости. Задаешься вопросом: почему? Потому ли, что сподоблялись жительства со святыми? Но скорее, потому, что своей главной, вожделенной целью ставили Царство Небесное.

К сожалению, никакие наставления не помогут брату, если его сердце не будет гореть любовью к Богу. В этом главный секрет святых и старцев. Чтобы быть, как они, необходимо так же возлюбить Бога «всем сердцем твоим и всею душою и всем разумением» (Мф. 22:37). Важно понимать, что единственным Подателем и Источником истинной добродетели является Сам Господь. Лишь тогда наставления старцев станут действенны, когда почва нашего сердца будет удобрена и пригодна для взращивания добродетели. Поэтому мне как наместнику обители всегда в первую очередь хочется призвать новоначальных монахов устремиться всею душою к Богу и возделывать землю своего сердца. И тогда семена наставлений старцев прорастут с новой силой.

— Владыка, сколько братии подвизается в Троице-Сергиевой лавре? Приходят ли сейчас сюда молодые, которые увидели, что монашеский путь — это их путь?

— Сегодня число насельников Лавры, включая все скиты и подворья, — около 300 человек. Конечно, молодые люди поступают в обитель. В частности, некоторые из них приходят из числа студентов или выпускников Московской духовной академии. В этот Великий пост в Лавре три послушника приняли монашеский постриг и четверо — иноческий.

— Ваше Преосвященство, став наместником Лавры не очень давно, успели ли Вы уже ощутить, что Духовный собор Лавры — это опора для руководителя обители? В чем его помощь проявляется?

— Безусловно, Духовный собор — это опора и поддержка для наместника. Лаврские старцы и опытные монахи, которые в него входят, помогают разбираться в сложных ситуациях, как дисциплинарных, так и административных, дают советы, помогают принять решения. Сила и важность этой поддержки очень ощутима.

— Скиты и подворья — что они значат для Лавры, для монашествующих и для Вас как наместника? Каково их предназначение, какие задачи там решаются?

— Лавра своими скитами, подворьями охватывает и решает много задач — как духовных, так и практических. В первую очередь у монашествующих есть возможность удалиться от суеты, сосредоточиться на молитве и духовном подвиге. В некоторых скитах совершаются богослужения по особому, более строгому уставу. Например, недалеко от Сергиева Посада есть Сергиевский скит, где братия молится на длинных ночных богослужениях. На некоторых подворьях развито огородное хозяйство — монахи трудятся на земле. Некоторые расположены в значимых для истории Лавры местах. Как, например, Варницкое подворье в городе Ростове Великом — месте, где родился преподобный Сергий Радонежский. Более того, сейчас там находится Варницкая мужская гимназия, после окончания которой многие выпускники поступают в Московскую духовную академию. Или, например, подворье Гремячий ключ. Оно расположено у источника, обретенного преподобным Сергием. Вместе с тем очень хорошо, что такие значимые места доступны для паломников, там идет церковная жизнь.

— Нам невозможно представить Лавру без паломников и туристов, которые едут сюда из разных уголков земли. Их понять можно! Побывать в духовном сердце России — крупнейшем центре Православия, приложиться к раке с мощами преподобного Сергия! Для верующего человека это великое счастье. Но для братии важны тишина и спокойная монашеская жизнь. Удается ли как-то решать эту задачу — ограждать монашествующих от неизбежного шума при таком потоке паломников, или это остается острой проблемой?

— Да, действительно, поток людей в Лавру не оскудевает. Каждый год Троице-Сергиеву лавру посещает около 1,5 миллионов туристов и паломников. Конечно, в прошлом году, когда весь мир парализовала пандемия, людей стало приезжать значительно меньше. В монастыре соблюдали ограничения, на протяжении некоторого времени он был закрыт. Сейчас паломничество возобновилось, но не в прежних масштабах. Очень надеемся, что милостью Божией в скором времени все стабилизируется, пандемия будет позади и каждый сможет снова приехать в обитель Игумена земли Русской.

Лавра с самого ее основания преподобным Сергием не была закрытым монастырем. Из жития Преподобного мы знаем, что к нему неоднократно обращались за молитвенной помощью как простые крестьяне, так и великие князи. И он никому не отказывал и ни от кого не скрывался. Он поистине являлся светом мира и солью земли. И наш долг, насколько это возможно, сохранять его заветы: принимать странствующих, утешать скорбящих, помогать несчастным, давать духовные советы.

Конечно, чтобы оградить братию от лишних забот и суеты, многие послушания и работы, где это уместно, в монастыре выполняют мирские люди. Например, трудятся экскурсоводами в паломническом центре, волонтерами социальной службы, сотрудниками пресс-службы, келарской службы и так далее.

— Что Вы в целом можете сказать о паломничестве в Лавру? Можете сравнить паломников того времени, когда Вы сюда пришли в молодые годы, поступили в духовную семинарию, а позже были зачислены в число братии, — и сегодняшних паломников? Отличаются ли они в чем-то?

— Как тогда, так и сейчас люди несут к Преподобному свои скорби и радости, возлагают надежды на его помощь и выражают благодарность за оказанные милости. Однако сейчас в Лавру приезжают не только паломники, но и большое количество туристов, в том числе и из-за рубежа. С одной стороны, это хорошо: ведь находясь в столь святом месте, спящая душа может, наконец, проснуться, сердца коснется Божественная благодать, и человек уйдет иным, преображенным. В этом есть доля проповеди и миссионерства. Но, к сожалению, есть и такие, кто в архитектурном ансамбле Лавры усматривает только лишь исторический и туристический объект. И это не может не печалить.

— Владыка, скажите, как предполагается праздновать 75-летие возрождения Троице-Сергиевой лавры?

— Эту знаменательную дату мы отмечаем богослужениями, благодарственной молитвой Господу и преподобному Сергию Радонежскому за сохранение обители, святынь и, конечно же, за возможность нам всем пребывать здесь. Также к этому событию было приурочено Великое освящение Успенского собора, в котором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установили новый белокаменный Престол. Освящение состоялось 5 мая.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: