СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КЛИМЕНТ, ПАПА РИМСКИЙ


Климент V

Климент V

(5 июня 1305 г. – 20 апреля 1314 г.) – папа римский, преемник Бенедикта XI, до папства называвшийся Бертран де-Го, гасконец по происхождению, принадлежал к знаменитой фамилии Перигор и Арманьяк. Родившись в 1264 году, он получил образование в Тулузе, а затем – в Орлеане и Болонье. Он сравнительно быстро сделал карьеру, начав ее в должности каноника в Бордо; затем был генеральным викарием в Лионе, архиепископом в том же городе, папским капелланом и, наконец, архиепископом бордосским. На конклаве в Перуджио Бертран был избран в папы десятью голосами из 15-ти не без давления со стороны Филиппа Красивого, который считал его самым подходящим кандидатом на папский престол, надеясь удержать и даже усилить французское влияние на папство. И король не ошибся в своих расчетах; новый папа, принявший имя Климента V (23 июля 1305 г.), был человек по натуре добрый, благородный, но эти качества переходили у него в слабость. Если политика (то предшественника Бенедикта XI отличалась излишнею уступчивостью по отношению к Филиппу Красивому, то у Климента V она получила характер прямого попустительства и даже раболепства. Не надеясь утвердиться в Италии и восстановить там порядок и спокойствие, новый папа вел сначала странствующую жизнь, останавливаясь на более или менее продолжительное время в разных городах – Клюни, Невере, Бурже, Бордо, Пуатье и др., пока не утвердился в Авиньоне – городе, который принадлежал графу Прованса, но, вместе с тем, был включен в графство Венессен, собственность святого престола. Климент V прибыл в Авиньон весною 1309 г. и поселившись там, оказался вполне во власти французского короля. Этим начался один из самых печальных периодов в истории папства („вавилонское пленение») – период глубокого упадка папства и авторитета церкви, эпоха их унизительного положения как в нравственном, так и в политическом отношении, подготовившего путь к реформации. Пользуясь, тем, что Климент V в Авиньоне находился в полной политической зависимости от французского короля, Филипп Красивый принудил слабохарактерного папу отказаться от многих привилегий римского престола в отношении к Франции. Так, Климент V признал отмену буллы Сlericis laicos во всем том, что она вводила нового в церковное право, и издал декларацию, что булла Cham sanctam не влечет нового подчинения французского короля и его королевства римской церкви. Папа согласился также на всякого рода денежные вычеты в пользу французской церкви под предлогом крестового похода. Под давлением короля состоялось также назначение девяти французских кардиналов в священную коллегию; много королевских креатур получили епископские кафедры. Но особенно поразительно бессилие папства и его раболепство пред королем проявились в отношении к тамплиерам (храмовникам), которыми папа, – вопреки правде, своим убеждениям и даже интересам, – пожертвовал политическим видам и алчности короля. Филипп Красивый имел основания враждебно и завистливо относиться к могуществу и богатству этого ордена, основанного после 1-го крестового похода для защиты Святой Земли. Судебный процесс против тамплиеров, начатый королем, был веден в высшей степени пристрастно и жестоко: заблуждения отдельных членов ордена были поставлены в вину всему ордену (который, между прочим, был обвинен в отрицании Христа, в постыдных нравах, в идолопоклонстве, в ереси), и посредством пытки рыцари были принуждаемы к самым нелепым признаниям. Папа не нашел в себе авторитета и сил, чтобы отстоять орден и, после разных колебаний и уверток, отнесся к ордену отрицательно и закрыл его во всех христианских странах (буллою Vох in ехсеlso – 22 марта 1312 г. Затем на втором заседании вьеннского собора – с 16 октября 1311 г. по 6 мая 1312 г. и, наконец официальною буллой от 12 мая 1312 г.). После вьеннского собора папа возвратился в Авиньон, где он короновал короля Роберта неаполитанского, сына Карла II, и послал в Рим пять кардиналов, чтобы короновать императора Генриха VII. По смерти Генриха VII (24 августа 1313 г.) папа опубликовал две декреталии, тон которых противоречил унизительному положению папы по отношению к французскому королю. В этих документах папа отстаивал мысль о папском верховенстве над императорским престолом, так что папа, в случае вакантности императорского престола, должен управлять империей. По просьбе Филиппа Красивого Климент V канонизовал папу Целестина V. Папа Климент V собрал в одну книгу декреталии, которые он опубликовал на вьеннском соборе и ранее. Этот сборник – „Климентины“, который в Соrpus juris canonici помещен вслед за Liber sextus Бонифация VІІІ, был уже приготовлен к опубликованию, когда папа скончался в Рокморе на Роне, 20 апреля 1314 года, – незадолго до смерти и Филиппа Красивого (29 ноября 1314 г.).

С. Зарин

Процесс тамплиеров

Климент стал первым папой, короновавшимся тройной короной — тиарой.

В начале 1306 года Климент V фактически отменил буллу Бонифация VIII Unam Sanctam, утверждавшую папский примат над светскими правителями и угрожавшую политическим планам Филиппа. Климент, похоже, на посту понтификата был лишь инструментом французской монархии, что знаменовало собой радикальное изменение в папской политике[2].


В пятницу 13 октября 1307 года сотни рыцарей-тамплиеров были арестованы во Франции по приказу короля Филиппа IV. Последовавший за этим процесс над тамплиерами по обвинению в ереси, содомии и безнравственности, бросил тень не только на короля, но и на Климента[3]. В 1312 году дал согласие на разгром тамплиеров (булла Faciens misericordiam).

Между тем, адвокаты Филиппа IV попытались возобновить обвинения Гийома де Ногаре против покойного Бонифация VIII. Клименту V пришлось уступить давлению короля и принять участие в этом процессе, начатом 2 февраля 1309 года в Авиньоне. Климент V выражал свою личную убежденность в невиновности Бонифация VIII. Наконец, в феврале 1311 года Филипп IV написал Клименту V письмо, уведомив, что прекращает процесс. Со своей стороны, Климент V освободил всех участников похищения Бонифация в Ананьи[3].

Отношения с монголами

Климент поддерживал связи с Монгольской империей на предмет создания франко-монгольского альянса против мусульман. В апреле 1305 года монгольский ильхан Олджейту принял посольство во главе с Бускарелло Гизольфи от Климента, Филиппа IV и Эдуарда I. В 1307 году посольство монголов во главе с Томмазо Уги ди Сиена достигло дворов европейских монархов. Тем не менее, военные действия так и не были согласованы, и надежды на союз заглохли в течение нескольких лет.

4 апреля 1312 года папа объявил Крестовый поход. Его гонцы были отправлены к Олджейту, к Эдуарду II и Филиппу IV[5].

Ссылка

В ссылку совместно со святым Климентом добровольно отправилось несколько человек из его паствы и между ними два ближайших ученика: Фив и Корнелий.

Прибыв на место, Климент обнаружил среди ссыльных около двух тысяч Христиан. В основном все они были осуждены, как и он, за твёрдость убеждений. Как епископ он взял их под свое окормление.

Братиям приходилось трудиться в Инкерманских каменоломнях. Помимо физических перегрузок и унижений они испытывали трудности от жары, изнывали от недостачи питьевой воды. Тогда Римский епископ предложил обратиться к Богу в соборной молитве, чтобы Господь явил им источник. Во время молитвы пред святителем предстал Агнец. Святитель, приняв это видение за Божье знамение, ударил в то место, на которое было указано Агнцем, и из камня пробился поток свежей, прохладной воды. Это чудо привлекло внимание многих и способствовало массовому обращению язычников ко Христу.

После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма. В этом помещении братия стали устраивать богослужения (со временем на том месте образовался Православный монастырь).

Примеру епископа следовали и другие христиане. По некоторым свидетельствам, во время пребывания Климента Римского в Херсонесе, там было организовано более 70 церквей.

Конечно, эти древние храмы имели ограниченную площадь и вмещали небольшое количество людей, но и в этом усматривалось торжество Правды Божьей над злом. Климент Римский поставлял пресвитеров, и они помогали ему в распространении веры.

Весть о развернутой в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до ушей императора Траяна. И он не оставил её без внимания. В соответствии с его тайным распоряжением, святого Климента вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжёлый морской якорь. Так он увенчался славой мученика. Это событие произошло в 101 году.

Литература

  • Климент, римские папы и антипапы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Davidson, Basil, The African Slave Trade revised ed., 1961, Boston : Brown Little
  • Chamberlain, E. R., The Bad Popes. NY: Barnes & Noble, 1993. ISBN 978-0-88029-116-3
  • Howarth, Stephen. The Knights Templar. New York: Barnes and Noble, 1982. ISBN 978-0-88029-663-2
  • Menache, Sophia. Clement V. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. ISBN 0-521-52198-X
  • Richard, Jean, Histoire des croisades, Fayard, 1996. ISBN 2-213-59787-1

Примечания

  1. Chamberlain, pp. 122, 123, 131
  2. 123
    Menache, pp. 1, 2, 16, 23, 178, 255
  3. 12
    Howarth, pp. 11-14, 261, 323
  4. Davidson, p. 40.
  5. 12
    Jean Richard, «Histoire des Croisades», p.485
II век Александр I • Сикст I • Телесфор • Гигин • Пий I • Аникет • Сотер • Елевферий • Виктор I • Зефирин
III век Каликст I • Урбан I • Понтиан • Антер • Фабиан • Корнелий • Луций I • Стефан I • Сикст II • Дионисий • Феликс I • Евтихий • Гай • Марцеллин
IV век Марцелл I • Евсевий • Мильтиад • Сильвестр I • Марк • Юлий I • Либерий • Дамасий I • Сириций • Анастасий I
V век Иннокентий I • Зосима • Бонифаций I • Целестин I • Сикст III • Лев I • Гиларий • Симплиций • Феликс III (II) • Геласий I • Анастасий II • Симмах
VI век Гормизд • Иоанн I • Феликс IV (III) • Бонифаций II • Иоанн II • Агапит I • Сильверий • Вигилий • Пелагий I • Иоанн III • Бенедикт I • Пелагий II • Григорий I
VII век Сабиниан • Бонифаций III • Бонифаций IV • Адеодат I • Бонифаций V • Гонорий I • Северин • Иоанн IV • Теодор I • Мартин I • Евгений I • Виталий • Адеодат II • Домн • Агафон • Лев II • Бенедикт II • Иоанн V • Конон • Сергий I
VIII век Иоанн VI • Иоанн VII • Сизинний • Константин • Григорий II • Григорий III • Захарий • Стефан II

• Стефан II (III) • Павел I • Стефан III (IV) • Адриан I • Лев III

IX век Стефан IV (V) • Пасхалий I • Евгений II • Валентин • Григорий IV • Сергий II • Лев IV • Бенедикт III • Николай I • Адриан II • Иоанн VIII • Марин I • Адриан III • Стефан V (VI) • Формоз • Бонифаций VI • Стефан VI (VII) • Роман • Теодор II • Иоанн IX • Бенедикт IV
X век Лев V • Сергий III • Анастасий III • Ландон • Иоанн X • Лев VI • Стефан VII (VIII) • Иоанн XI • Лев VII • Стефан VIII (IX) • Марин II • Агапит II • Иоанн XII • Лев VIII • Бенедикт V • Иоанн XIII • Бенедикт VI • Бенедикт VII • Иоанн XIV • Иоанн XV • Григорий V • Сильвестр II
XI век Иоанн XVII • Иоанн XVIII • Сергий IV • Бенедикт VIII • Иоанн XIX • Бенедикт IX • Сильвестр III • Бенедикт IX • Григорий VI • Климент II • Бенедикт IX • Дамасий II • Лев IX • Виктор II • Стефан IX (X) • Николай II • Александр II • Григорий VII • Виктор III • Урбан II • Пасхалий II
XII век Геласий II • Каликст II • Гонорий II • Иннокентий II • Целестин II • Луций II • Евгений III • Анастасий IV • Адриан IV • Александр III • Луций III • Урбан III • Григорий VIII • Климент III • Целестин III • Иннокентий III
XIII век Гонорий III • Григорий IX • Целестин IV • Иннокентий IV • Александр IV • Урбан IV • Климент IV • Григорий X • Иннокентий V • Адриан V • Иоанн XXI • Николай III • Мартин IV • Гонорий IV • Николай IV • Целестин V • Бонифаций VIII
XIV век Бенедикт XI • Климент V • Иоанн XXII • Бенедикт XII • Климент VI • Иннокентий VI • Урбан V • Григорий XI • Урбан VI • Бонифаций IX
XV век Иннокентий VII • Григорий XII • Мартин V • Евгений IV • Николай V • Каликст III • Пий II • Павел II • Сикст IV • Иннокентий VIII • Александр VI
XVI век Пий III • Юлий II • Лев X • Адриан VI • Климент VII • Павел III • Юлий III • Марцелл II • Павел IV • Пий IV • Пий V • Григорий XIII • Сикст V • Урбан VII • Григорий XIV • Иннокентий IX • Климент VIII
XVII век Лев XI • Павел V • Григорий XV • Урбан VIII • Иннокентий X • Александр VII • Климент IX • Климент X • Иннокентий XI • Александр VIII • Иннокентий XII • Климент XI
XVIII век Иннокентий XIII • Бенедикт XIII • Климент XII • Бенедикт XIV • Климент XIII • Климент XIV • Пий VI • Пий VII
XIX век Лев XII • Пий VIII • Григорий XVI • Пий IX • Лев XIII
XX век Пий X • Бенедикт XV • Пий XI • Пий XII • Иоанн XXIII • Павел VI • Иоанн Павел I • Иоанн Павел II
XXI век Бенедикт XVI • Франциск
Список разбит по векам исходя из даты начала понтификата
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]