Когда в Вифлееме родился младенец Христос, никто не знал, где же это произошло. Царь Ирод, боявшийся что родившийся «царь мира» сместит его с престола, направил разыскать его волхвов, прибывших в Иудею, что бы поклониться ему.
Волхвы нашли Божественного младенца и принесли ему в дар золото (как символ царственности), ладан — символ божественности и святости, а также смирну, символизирующую страдания и смерть. Несмотря на приказание царя Ирода, воздав Христу почести, они не вернулись к царю и тайно покинули Иудею, отправившись в свои страны рассказать об увиденным ими.
Православные день трех царей не празднуют
Католики отмечают поклонение волхвов 6 января, в день праздника Богоявления. В некоторых странах его ещё называют праздник трёх царей. Особенно активно и пышно он празднуется в испаноязычных странах. До сих пор в честь праздника устраивается массовое пышное шествие. Оно начинается ещё 5 января и называется la festividad de los Reyes Magos или кавалькада царей-волхвов, в процессе которого инсценируется прибытие трех волхвов в Иерусалим.
Кавалькада царей-волхвов, Богота, Колумбия. Во многих католических странах в честь праздника трёх царей проводиться праздничное шествие, называемое «кавалькада трёх царей»
Православные говорят о том, что это событие случилось через 12 дней после Рождества Христова, при этом в православии не принято отмечать день поклонения волхвов. Православная версия этого события отражена в древнем предании восточной церкви. Согласно ему поклонение волхвов произошло после Сретения. В Евангелии от Псевдо-Матфея утверждается, что в Иерусалим волхвы прибыли лишь спустя два года после рождения Иисуса. Их память католики отмечают 23 июля.
По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой, и приняли мученичество в восточных странах. По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были сначала в Константинополе. В V веке мощи волхвов были перенесены оттуда в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где и хранятся в Кёльнском соборе в золочёной тройной раке.
Святыня трех волхвов за алтарем Кельнского собора. Рака с мощами трех волхвов храниться в Кельнском соборе
Священное писание кроме трёх волхвов упоминает и о других волхвах. Так известен Валаам, исполнившийся вместо проклятия Израилю, Духом Божиим и благословил его (Чис.24). Кроме того, рассказывается о Симоне Волхве, обратившемуся ко Христу и просившегося ко Христу и просившегося в апостолы чтобы получить благодать исцелений, предлагая за это деньги (Деян. 8:9-24).
Иконография
Рождество Христово с поклонением волхвов. Икона |
Изображения волхвов, основанные на евангельском повествовании (Мф 2, 1-12), а также на апокрифических текстах («Протоевангелие Иакова», Евангелие Псевдо-Матфея), известны с III в. как в живописи катакомб, так и в рельефах саркофагов. Они, как правило, включены в композиции Рождественского цикла и не встречаются в качестве единоличных образов. Наиболее распространённые сюжеты с волхвами: поклонение Богородице и Младенцу, путешествие за звездой, беседа с Иродом, возвращение в свои страны. Волхвы изображаются в коротких туниках, штанах и фригийских шапках, иногда одежды орнаментированы, что подчеркивает восточное происхождение волхвов (например, в церкви Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100). В сцене поклонения волхвы с сосудами в руках представлены рядом с сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем либо с одной стороны (например, катакомбы Каллиста, сер. III в., латеранский саркофаг, в.), либо с двух сторон (два волхва изображены в катакомбах Петра и Марцеллина, кон. III в.; в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432 г. — на триумфальной арке, рядом с престолом, на котором сидит Младенец Христос, беседующими с Иродом; волхвы в обтягивающих расшитых жемчугом нарядах и фригийских шапках). В церкви Сант-Аполлинаре Нуово ( в.) сцена поклонения волхвов находится на северной стене перед вереницей мучениц, подходящих к Богоматери. В образах волхвов можно отметить новые черты, характерные для византийской иконографии: если до сих пор они изображались безбородыми, то здесь и в последующих памятниках Гаспар представлен в виде старца с седой бородой, Вальтазар — средовеком, Мельхиор — юношей. В церкви Сант-Аполлинаре Нуово иллюстрируется путешествие волхвов на конях и Акафист.
Почитание волхвов в средневековье было связано с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (1164). В пространном сказании о «Трёх святых царях» Иоанна Хильдесхаймского наряду с изложением легендарной истории волхвов и повествованием об обретении и перенесения их мощей содержится возвышенная похвала Кёльну. Заключительная 46-я глава «О прославлении трёх святых царей, о том, как надлежит их хвалить» свидетельствует о значении их почитания для Церкви. Особенности местного кёльнского празднования и рождественские мистерии оказали влияние на русскую иконографию. Так, на псковской иконе «Собор Богоматери» (Государственная Третьяковскоя галерея, нач. в.) волхвы изображены подносящими дары (в своих обычных одеждах) и поющими рождественскую стихиру (в диаконских стихарях).
В Библии о волхвах рассказывается немного
Необходимо отметить, что в Библии о волхвах рассказывается немного. Священное Писание не говорит о том кто такие волхвы, откуда пришли они, чем занимались и как одевались. Постол Матфей рассказывает о том, что волхвы жили где-то на востоке.
Возможно, что это Персия (в наше время Иран), а волхвы — жрецы иранской религии зороастризма. Она, как и христианство, содержит идею о пришествии в мир Спасителя. Они увидели в небе звезду и как астрономы и астрологи поняли, что это знамение.
Комету Галлея использовал Джотто как модель для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» в капелле Скровеньи. Начало XIV века. Учёные считают, что Вифлеемской звездой, за которой шли волхвы, могла быть комета Галлея
Двигаясь за Вифлеемской звездой, волхвы пересекли территорию нескольких государств и прибыли в Иерусалим. Здесь они обратились к правителю Иудеи царю Ироду с вопросом. Они хотели увидеть только что родившегося Царя Иудейского, которому они пришли поклониться. Волхвы думали, что это его сын или иной родственник.
Ирод испугался, услышав такие вести, так как новый претендент мог свергнуть его. Он вежливо проводил волхвов. Перед этим царь попросил их в том случае, когда они найдут Царя Иудейского, сообщить ему об этом. Ирод, якобы, хотел пойти и поклониться ему. Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.
«Избиение младенцев», Маттео ди Джованни, 1488 год. Не дождавшись волхвов с вестями о Христе, царь Ирод приказал устроить избиение младенцев в Вифлееме, чтобы уничтожить возможную угрозу своей власти
Библия об этом говорит так:
«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Мф. 2:9—11
После этого волхвам во сне было Божественное откровение о том, что сообщать царю Ироду об успехе их предприятия не стоит. Именно поэтому волхвы отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их возвращения, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев для того, чтобы уничтожить угрозу своей власти.
Где жили и чем они занимались?
Уважение к ведунам на Руси было огромным – к их мнению могли прислушиваться сильнее, чем к княжескому слову. Несмотря на такую всенародную любовь и почтение, селиться славянские чародеи предпочитали вдали от селений, в лесах, неподалеку от алтарей и капищ. Некоторые волхвы жили в деревнях – тогда они выбирали себе жилище на окраине.
С приходом на Русь христианства образ волхвов старались очернить, как противоречащий православному учению, поэтому со временем крестьяне начали ведунов бояться, однако уважение к ним никуда не пропало – еще очень много лет в избы на отшибе приходили, чтобы получить помощь, вылечиться и получить мудрый совет.
Круг обязанностей славянских волхвов в дохристианские времена был очень обширным:
- уход за капищами, поддержание в порядке идолов и алтарей;
- наречение имен новорожденным;
- участие в обрядах на свадьбах, похоронах, новоселье;
- гадание и предсказания;
- врачевание, составление лекарств;
- создание календарей;
- защита поселений от нечистой силы и негативных влияний извне.
Поклонение волхвов указывает на стремление язычников принять Иисуса Христа как Царя Царей
Сюжет рассказа о том, что три волхва пришли поклониться Божественному младенцу Иисусу, имеет символическое значение. Кроме того, это произошло в исполнении многих пророчеств.
Поклонение волхвов Христу говорит о готовности язычников, совместно с иудеями признать Иисуса Христа как Царя царей. Принятие же даров волхвов символически говорит о том, что Сам Бог желает принять в число участников Нового Завета язычников и всех людей вообще.
Поклонение волхвов. Византийская икона. Символическое принятие даров волхвов говорит о том, что Бог готов принять в Царство Небесное всех людей, а не только иудеев
Согласно преданию Римско-католической церкви, которое называет волхвов царями, при этом имена трех волхвов — Мельхиор, Каспар, Валтасар. Сам сюжет о них получил широкую популярность благодаря сборнику итальянца Иакова Ворагинского «Золотая легенда», составленному около 1260 года. Этим объясняются различные его нестыковки.
Так, например, в раннехристианской литературе имена волхвов варьируются: у Оригена это Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции это Гормизд, Язгерд, Пероз и др. Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин).
От 3 до 12
варьируется количество волхвов
Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.
Количество волхвов также варьируется от 3-х до 12-ти. Общепринятая же версия останавливается на трёх волхвах, при этом являлись представителями трех возрастов и трех родоначальников послепотопного человечества.
Первый из них — Мельхиор описывается в виде старца, потомка Иафета, второй — юноша Каспар, потомок Хама, а третий — это Валтасар, возмужалый, потомок Иафета. Таким образом, они символизируют всё человечество, пришедшее поклониться Спасителя и принять Божию волю.
«Три философа» — мудрецы у входа в грот. Картина Джорджоне. Поклонение волхвов изобличает тех из иудеев, которые не пришли первыми поклониться Христу
При этом поклонение волхвов изобличает тех из иудеев, которые должны были признать Спасителя одним из первых, но не сделали это. Так, во времена Ветхого Завета на еврейский народ была возложена особая миссия быть хранителем веры в Единого Бога: им было «вверено слово Божие» (Рим.3:2).
Проповедь ветхозаветных пророков содержала указания на время (Дан.9:24-27) и место (Мф.5:2) рождения Христа, на некоторые обстоятельства Его служения, на Его смерть и Воскресение (Ос.6:1-2). Таким образом, иудеи и, особенно книжники и священники из них, должны были первыми признать Мессию. Они не сделали этого, но подсказав Ироду, где должен родиться Христу, не пошли и не поклонились Ему, как и сам Ирод, направивший, затем, в Вифлеем палачей для убийства местных младенцев (Мф.2:16).
Литература
- Гадательные книги / Белова О. В., Турилов А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 486–491. — ISBN 5-7133-0704-2.
- Колдун / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка). — С. 528–534. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Волхвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Духи места Банник • Болотник • Водяной • Дворовой • Домовой • Леший • Морской царь • Овинник • Полевик • Хозяйка медной горы • Шубин Заложные покойники Вила • Дрекавац • Кикимора • Мавка • Русалка • Упырь • Шуликуны Мифические существа Алконост • Асилки • Баба Марта • Баба-яга • Бабай • Берегиня • Бес • Блуд • Бука • Ведьмак • Верлиока • Вечорка • Вий • Волколак • Гамаюн • Дабог • Денница • Доля • Заря • Злыдни • Змей Горыныч • Иван-да-марья • Караконджул • Клобук • Коргоруши • Коровья смерть • Кощей • Лихо • Лихорадка • Мороз • Неделя (воскресенье) • Ночница • Огненный змей • Полудница • Пятница • Рарог • Рожаницы • Сирин • Соловей-разбойник • Судженицы • Чёрт • Чугайстер • Чудо-юдо • Шишига • Юда Ритуальные персонажи Божич • Герман • Додола • Коляда • Кострома • Кострубонька • Купала • Марена • Масленица • Ярила Мифические места Алатырь • Беловодье • Буян • Ирий • Калинов мост • Китеж • Лукоморье • Лысая гора • Смородина Река • Тридевятое царство См. также Славянское язычество • Языческие святилища древних славян • Литература по славянской мифологии Примечания: 1 историчность божества спорна; 2 божественный статус спорен.
Поклонение волхвов свидетельствовали: сам Иисус, Пресвятая Богородица, а также Иосиф Обручник
В сюжете о поклонении волхвов присутствует сам Божественный младенец Иисус, Дева Мария, а также Иосиф Обручник. В католических странах они в обязательном порядке участвуют в рождественских преставлениях (вертепах). В православных странах такие представления имеют иную трактовку, и не все персонажи могут в них присутствовать.
Пророк Исаия. Уголино ди Нерио, нач. XIV в., Лондон, Национальная галерея. Пророк предсказал, что волхвы придут на верблюдах из восточных стран и принесут дары Христу
Стоит также упомянуть и верблюдов волхвов, на которых они прибыли ко Христу. Дело в том, что об этом было пророчество Исайи о посещение Иерусалима язычниками. Вот его текст:
«Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева».
Ис. 30:6—14
Благодаря этому пророчеству, эпизод об ошибочном визите волхвов сначала в Иерусалим, стал обоснованием для отожествления волхвов с царями.
Дары волхвов сейчас хранятся на Афоне
Во время своего младенцу Христу дары: золото, ладан и смирну (миро). Это исполнение ещё одного ветхозаветного пророчества. Вот его текст:
«…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…»
Пс. 71:10—11
Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской как событию-прообразу принесения даров Христу.
Дары волхвов. В наше время дары волхвов Христу хранятся в монастыре Святого Павла на Афоне
Волхвы заложили традицию дарить подарки на Рождество. Пресвятая Богородица хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской церкви. Здесь они находились до 400 года. После этого дары в константинопольский храм Святой Софии перенёс византийский император Аркадий. В наше время золотой ларец с дарами волхвов храниться в монастыре Святого Павла на Афоне.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение