После сотворения мира, Бог создал первых людей — Адама и Еву
После сотворения мира, Бог создал первых людей — Адама и Еву. Они жили в раю, Бог разрешил им жить, как они хотят, есть, пить, жить в спокойствии и мире.
Но был лишь один запрет, Бог запретил им вкушать плоды лишь с одного дерева.
Однажды Еву искусил дьявол, и она ослушалась повелений Бога и вкусила плод, с того самого дерева, с которого нельзя было есть плоды. После чего дала этот плод Адаму, и он тоже вкусил.
Адам и Ева в раю. Со временем у них родилось двое сыновей — Каин и Авель
Тогда и произошло первое грехопадение людей. Бог изгнал из рая Адаму и Еву, за то, что они ослушались Его повелений.
Он изгнал их из рая, и Адам и Ева стали жить на земле. Возделывали землю, занимались животноводством и другим трудом, надеясь, что Бог простит их и вновь вернет в Небесное Царство.
После грехопадения, Бог изгнал из рая Адаму и Еву и они стали жить на земле
Со временем у них родилось двое сыновей — Каин и Авель. Авель с братом Каином также как и родители, пытались во всем угождать Богу, жили по заповедям Божиим.
Авель занимался скотоводством, а Каин — выращивал растения. Они очень часто приносили свои жертвы Богу, пытаясь задобрить и получить милость.
Каин разжёг костер, кинув в него свежие колосья, вобранные из своего урожая, а Авель принес в жертву Богу ягненка. Господь увидел, что Авель принес искреннюю жертву, а Каин нет.
Поэтому Бог принял искреннюю жертву, а жертву Каина оставил без внимания.
Каин и Авель приносит жертву Богу. Каин разжёг костер, кинув в него свежие колосья, вобранные из своего урожая, а Авель принес в жертву Богу ягненка
Тогда Каин очень сильно разозлился на брата. С каждым днем он все больше ненавидел Авеля, злоба все больше и больше росла в его сердце.
Тогда Каин убил Авеля, позвав его с собой в поле.
Когда Господь увидел это, он спросил у Каина, где же его брат. А тот ему ответил, что он не знает. Любое убийство — это грех, а пролить кровь родного человека — кровь вдвойне.
Настолько Каин потерял рассудок, что в голове его зародилась мысль об убийстве своего родного человека, своего брата.
Последствия Греха [↑]
После греха Всевышний уменьшил рост Адама до ста амот
(около 50 метров) (
Санхедрин 38б; Бава батра 75а; Берешит раба 12:6
). По другой версии, согласно которой Адам был просто высоким человеком, но не гигантом, — из-за греха была «уменьшена» его мудрость (
Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а
).
Вследствие греха, совершенного первым человеком, была упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» (Берешит раба 24:5; Седер адорот
). Но если бы Адам устоял в испытании с Древом Познания, мир сразу бы достиг конечной точки развития: и он, и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (
Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79
).
На двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б
). Ведь, поскольку первый человек по-прежнему не раскаялся в совершенном грехе, он мог «протянуть руку и к Древу Жизни» (
Берешит 3:22
), плоды которого наделяют бессмертием, и тогда смертный приговор оказался бы неисполнимым (
Берешит раба 21:6; Рамбан, Берешит 3:22
).
Но уже наступал первый Шабат Вселенной, и изгнание было отложено на одни сутки. И всю субботнюю ночь небо над садом Эдена было озарено первозданным светом, который сиял лишь в первые семь дней Вселенной (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 12:6
).
На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23—24
). При этом Всевышний заменил световую оболочку тела Адама и его жены покровом кожи (
Зоар 3, 261б
), исчезло также сияние, окружающее лицо Адама (
Берешит раба 12:6, 16:1, Эц Йосеф
). Они были изгнаны на гору
Мория
, так как врата сада Эдена расположены вблизи нее (
Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92
).
Когда Адам увидел, что наступает полная тьма, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил!». Он еще не знал, что таков порядок, установленный на земле. Но затем он нашел два камня-кремня и, ударяя один о другой, сумел разжечь огонь. Адам произнес благословение: «…Борэ меорей аэш
(Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка Вселенной, создавший свет огня» (
Авода зара 8а; Берешит раба 11:2, 12:6; Шохер тов 92
), — и к этому восходит обычай благословлять на свет огня в знак отделения Шабата от будней (
Йерушалми, Брахот 8:5
).
Всю ночь Адам и его жена постились и плакали. А утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория
жертвенник, принес Ему быка в жертву (
Авода зара 8а
). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние. И был прощен (
Пиркей дераби Элиэзер 20
). В дни покаяния Адам подобрал для себя погребальную пещеру у самого входа в сад Эдена, к югу от горы Мория (ныне район Хеврона) и углубил ее (
Пиркей дераби Элиэзер 20; Зоар 1, 57б
).
И в дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б
). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (
Михтав меЭлияу 2, стр. 85
).
В Сирии находится знаменитая могила Авеля и других ветхозаветных людей
Господь за этот грех изгнал Каина в чужую землю, где он и прожил остаток своих дней.
Существует на земле такой город — Хеврон, в Сирии, где захоронены ветхозаветные люди. В Библии нет упоминания о том, где же были захоронены Адам и Ева, Авель — сын Адама и Евы и многие другие.
1599
в этом году построена могила Авеля
В Сирии находится знаменитая могила Авеля. Находится она в шиитской мусульманской мечети Наби-Хабиль.
Была построена она в 1599 году и расположена в районе Эз-Забадани, это примерно 50 километров от Дамаска. В самой мечети стоит могила с саркофагом, в котором по преданию находится ветхозаветный Авель, убитый своим братом.
Удивительно то, что длина могилы Авеля составляет около 7 метров.
Длина могилы Авеля составляет около 7 метров
А само надгробие сделано из гранитного сооружения длиной 5 метров. Но по писанию, Авель был еще юношей, а возможно и ребенком.
А по подсчетам ученых, рост Авеля на момент смерти составлял 5 метров, при массе тела 1,5 тонны. Адам — отец Авеля был ростом 11 метров, и массой тела 3,5 тонн.
На фото можно увидеть, какая большая гробница Авеля
Многие спрашивают, действительно ли на этих местах захоронены первые люди, и действительно ли они были такими гигантскими?
Ответ совсем прост, никто не сможет доказать это, пока могила не будет вскрыта. Но власти Сирии просто не разрешат этого делать, потому что считают эти места святыми.
Город Дамаск переводится как «Кровь брата», возможно, предположить, что именно там и был убит Авель своим братом Каином.
На боковой стене надгробия Авеля есть несколько отверстий, из которых исходит удивительный благоухающий аромат. Считается, что это запах благодати Божией.
На боковой стене надгробия Авеля есть несколько отверстий, из которых исходит удивительный благоухающий аромат
О необычном росте Авеля и о великанах, живших в ветхозаветные времена, рассказывает следующая передача.
На Земле существуют 2 могилы брата Авеля — Каина
А существует ли могила Каина, брата Авеля? Напомним, что Каин был раздавлен камнями, когда на него обрушился его собственный дом.
Но у Святого Дмитрия Ростовского есть иная версия произошедшего с Каином. Его история гласит о том, что Каина убил его же правнук Ламех.
Когда Каин спокойно и мирно спал в кустах, его правнук охотился. Ламех был немного слеп, и увидел, что в кустах что-то шевелится. С ним был мальчик, который помогал ему в охоте, он и нацелил Ламеха на тот самый дрожащий куст, где спал Каин.
В итоге Каин и был убит Ламехом. Увидев же это, Ламех разозлился и убил мальчика-слугу. Так вот на земле, оказывается, есть две могилы Каина.
Одна из могил Каина находится в городе Шамсан, а другая в Кабуле.
Двумя могилами Каина владеют именно мусульмане.
У Адама и Евы, по Библии был и третий сын — Сиф. Арабы верят, что этот персонаж из Библии похоронен в Саудовской Аравии, на горе Абу-Кубейс. Рядом с ней находится еще одна гора, на которой похоронены первые люди Адам и Ева, и их сын — Сиф.
А есть ли могилы самых первых людей, Адама Евы? У Евы — первой женщины на земле, также есть две могилы. Считалось, что Ева пережила Адама на 10 лет, хотя этот факт нигде не указан.
Ее могила имеет длину 130 метров, в голове поставлена мраморная плита с арабскими надписями, и растет на ней финиковая пальма, а в ногах растут какие-то кустарники. Так уверяют те, кто бывал в этих местах.
Над серединой могилы построено два помещения. В одном построена мечеть, а в другом гробница, куда паломники и съезжаются для поклонения. Говорят, что могилу Евы окружает кладбище.
Могила Евы — матери Авеля — находится в районе города Джидда Саудовской Аравии
Однажды один человек, шериф Мекки в 1882 году пытался снести гробницу Евы, сказав, что люди сошли с ума, и что человек, хоть и живший очень давно на этой земле не мог иметь рост 130 метров.
Много шума из ничего
— А вообще часто ли у библейских археологов случаются ошибки?
— Ошибки в научной деятельности неизбежны, и более того — стратегически они даже полезны, так как их обнаружение приводит не только к пересмотру каких-то конкретных взглядов, но и к более глубокому пониманию проблемы.
Ошибки можно разделить на две группы. Во-первых, это ошибки, связанные с неправильной интерпретацией текста Священного Писания, и во-вторых — ошибки археологического порядка: неправильные описания артефактов, неправильные датировки найденного и так далее.
Священники на раскопках — иерей Александр Тимофеев (справа), протоиерей Георгий Урбанович, ректор Смоленской семинарии (слева), и игумен Моисей (Пилатц), настоятель монастыря в Алапаевске (вверху)
Вот пример ошибки одновременно первого и второго типа. Известный израильский археолог Игаль Ядин вел многолетние раскопки в Мегиддо, Хацоре и Гезере и везде нашел остатки многокамерных ворот. До него считалось, что в Гезере, например, это не ворота, а остатки башни. Ядин доказал, что это входные городские ворота и однозначно соотнес их с упомянутыми в 3-й книге Царств царскими городами, которые построил Соломон. Он предположил, что все эти ворота относятся к Х веку до Р. Х. Но дальнейшие исследования показали, что все эти ворота были поставлены в разное время. В Хацоре, действительно X век, в остальных — позже. Научные противники Ядина даже заявили, что вообще не было никакого единого царства Давида и Соломона. Ошибка Ядина была в том, что он столь однозначно связал найденные им ворота с воротами, упомянутыми в книге Царств. Но в Священном Писании вовсе не говорится, что именно эти ворота Соломон сделал царскими. Они могли быть построены позже, могли быть многократно перестроены. Ошибка Ядина происходит из недостаточно точной интерпретации текста Священного Писания и недостаточных (а это вполне естественно для его времени) возможностей точной датировки.
— Приведенный Вами пример — это все-таки частность. А были ли столь серьезные, «системные» ошибки, что впору усомниться в достоверности результатов библейской археологии и подлинности библейского повествования?
— Таких ошибок не было. Наоборот — целый ряд открытий убеждает нас в подлинности Священного Писания. В безнадежное прошлое ушла библейская критика образца XIX века, когда считалось, что Евангелия написаны в конце II века людьми, которые не могли видеть Иисуса. Или то что история Ветхого Завета была записана после плена в эллинистический период. Сейчас любой ученый-археолог, независимо от личного отношения к религии, подтвердит, что Евангелие — это продукт эпохи первого века, что первые Евангелия (от Матфея, Марка, Луки) написаны еще до разрушения Иерусалимского храма в 70-м году по Р. Х., что авторы действительно жили в Иерусалиме. Это следует из множества деталей, иногода даже оговорок в тексте.
— Приходится ли библейским археологам сталкиваться с подделками артефактов?
— Да, время от времени приходится. Подделки начались еще на заре библейской археологии, в XIX веке. Наиболее известный фальсификатор того времени — Мозес Шапиро. Он изготавливал и продавал даже не отдельные подделки, а целый комплекс артефактов. Эти артефакты скупали знаменитые музеи мира — сегодня изделия рук Шапиро можно найти в Британском музее, в Лувре, в Эрмитаже. Мне самому приходилось держать в руках эти подделки. Например, он отрезал часть от древнего свитка и наносил на нее новые надписи. В итоге Шапиро был разоблачен известным ученым Ш. Клермоном-Ганно, ему грозило судебное расследование и он покончил жизнь самоубийством.
Но не всегда удается однозначно определить подделку. Например, в 1997 году один израильский коллекционер представил научной общественности оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Оссуарий — это ящичек, куда складывали кости после того, как тело истлевало. Сам оссуарий несомненно подлинный, а вот насчет надписи ведется спор. Разгорелся шум, было колоссальное судебное разбирательство. В итоге было вынесено решение: суд не располагает данными ни за, ни против подписи. Поэтому обвиняемые свободны. А вопрос о подлинности до сих пор остается открытым.
Иерусалим разрушали несколько раз. И поэтому существуют исторические затруднения для реконструкции домов и зданий времен Христа. Первое разрушение произошло в 70 году, когда римляне буквально не оставили камня на камне. После этого последовало еще несколько катаклизмов: возведение римского города Элия Капитолина, захват персами в 614 году, затем перестройки арабами и крестоносцами…
— А как вообще обычным людям, не специалистам, воспринимать регулярные сенсации на тему археологических находок, якобы переворачивающих все наши представления о Библии?
— Относиться нужно предельно осторожно. Прежде всего, нужно понимать, что журналисты, как правило, люди не очень образованные и потому могут искренне заблуждаться, считая нечто сенсацией. Вот пример — недавняя находка, наделавшая много шума, «евангелие» Иуды. Это не подделка, это действительно древний текст — но текст, созданный гностиками во II веке по Р. Х. Причем Церкви этот текст давно известен, о нем упоминает священномученик Ириней Лионский, когда описывает разные гностические секты. Находка «евангелия» Иуды даже принесла пользу науке: стало понятно, что гностики разрабатывали свою религию, совершенно непохожую ни на иудаизм, ни на христианство. От христианства там была только терминология. Словом, ничего этот текст не перевернул, он был известен, но когда гностики вымерли, он был забыт.
Но бывают и явные фальшивки, их создатели стремятся только к славе и деньгам. Пресса же такие фальшивки начинает раскручивать.
Вот что еще нужно понимать: ни один серьезный исследователь никогда не обратится в желтую прессу. Даже если он находится в конфликте с официальной наукой, даже если считает, что его затирают, не признают его открытия, — он все равно не будет связываться с таблоидами. Поэтому если вы читаете в желтой прессе про сенсационное открытие и видите ссылки на ученых, якобы подтверждающих это — не верьте. Наверняка тут какая-то подтасовка.
Кроме того, учитывайте и то обстоятельство, что археология — наука медленная. От находки до ее правильной интерпретации чаще всего проходят долгие годы, а то и десятки лет. Поэтому если вам говорят, что вот только что отрыли нечто, и это нечто является тем-то и тем-то (например, кольцом царя Соломона или Евангелием от Понтия Пилата, или черепом Адама) — усомнитесь. Столь быстрая интерпретация попросту невозможна.
В пещере Патриархов в Хевроне находится могила Авраама, его жены и сыновей
Другая могила Евы находится и в Хевроне в пещере Патриархов. Согласно Библии (Быт. 23, 49:29-32, 50:13) в этом месте есть могилы Авраама, Исаака, Иакова, а также их жены. Авраам — родоначальник многих народов, Исаак и Иаков — его дети.
У Авраама не было детей до 75 лет, но затем Господь послал к нему трех Ангелов, которые известили его о том, что у него родится сын.
В пещере Патриархов в Херсоне находится могилы Авраама и его жены Сарры. Здесь же находится и вторая могила Евы
Места, где захоронены Адам и Ева и многие другие, почитаются не только мусульманами, но и христианами. Также утверждают, что мечеть в Ираке построена на могиле Адама и праведного Ноя.
Христиане имеют свою легенду о могиле Адама. По преданию, он умер на 930 году, после них уже люди так долго не жили. Ева прожила на 10 лет больше, то есть 940 лет.
Адам умер мирно, спокойно, перед смертью со всеми простился. Всем своим внукам и детям заповедовал молиться Богу.
Умер он по преданию в пятницу в шестом часу дня. Все люди сильно оплакивали его смерть. Хоронили его согласно европейской легенде в Израиле, в Хевроне. На этом месте вырос огромный дуб, на котором позднее Аврааму и явились три Ангела, известившим его о рождении ребенка.
Сотворение первого человека [↑]
Как уже было указано выше, Адам и его жена Хава (Ева) созданы Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана — первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а
).
И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7
), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (
Санхедрин 38б; Седер адорот
). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (
Берешит 2:7; Санхедрин 38б
).
Тело Адама было «изготовлено» из тех же природных элементов, что и тела животных. Поэтому он подобен им по строению органов. Но высшая душа (нешама
), благодаря которой человек обрел мышление и речь, сродни обитателям высших миров, не имеющим материального тела и не подверженным смерти (Рамбан
, Берешит 1:26
). В высшей душе заключалась основная суть человека, и именно к ней относится слово «сотворил» (
бара
) и выражение «по Своему образу» (
Берешит 1:27
). Но тело называется лишь «плотью человека», а не самим «человеком» (Виленский Гаон
, Адерет Элияу 1:27
).
Адам был сотворен на горе Мория
, на месте, где впоследствии был возведен Иерусалимский Храм (
Пиркей дераби Элиэзер 11:20
). Он появился на свет взрослым (как двадцатилетний) (
Берешит раба 14:7
) и обрезанным (
Авот дераби Натан 2:5
). Его кожные покровы состояли из «тонкой материи», подобной свету, и его лицо излучало сияние (Зоар
1, 36б, 3:261б; Эц Йосеф, Берешит раба 8:10
).
Тело первого человека было огромным: когда он лежал, его голова находилась далеко на востоке земли, а ноги достигали крайнего запада (Санхедрин 38б, Раши
). Некоторые комментаторы полагают, что указания Талмуда на то, что Адам был ростом «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (
Хагига 12а
), являются лишь образными сравнениями, подобно тому, как в Торе сказано: «Города большие и крепости до небес» (
Дварим 1:28
). Просто он был очень высокого по человеческим меркам роста (
Яд рама, Санхедрин 38б
). А есть толкователи, относящие указания Талмуда вообще не к росту, а к мудрости, которой наделил Адама Творец: постижение первого человека охватывало все «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (
Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а
).
Сотворив Адама, Всевышний показал ему всех людей, которым еще предстоит прийти в мир до эпохи воскрешения мертвых: «каждое поколение и его вождей, каждое поколение и его мудрецов, каждое поколение и его пророков» (Берешит раба 24:2, Эц Йосеф; Шохер тов 139
). Адам особенно обрадовался, когда дошел до времени раби Акивы: его восхитили мудрость и праведность этого человека. Но затем он был поражен его мученической смертью (
Санхедрин 38б
).
На пятый час дня Адам «встал на ноги» — и его голова уходила высоко в небеса (Санхедрин 38б
, Раши). Когда все прочие создания увидели человека, сотворенного «по образу Б-га» (
Берешит 1:27
), они решили, что это и есть их Творец, и склонились перед ним в трепете. И тогда Адам указал им на истинного Владыку Вселенной, которому, действительно, следует поклоняться (
Пиркей дераби Элиэзер 11
).
На шестой час Всевышний провел перед Адамом всех созданных животных и птиц, и Адам «нарек им имена» (Берешит 2:19—20
): одно из животных он назвал
шор
(бык), другое —
хамор
(осел), третье —
сус
(конь), четвертое —
гамаль
(верблюд) и т.д. (
Берешит раба 17:4
). Каждое живое существо он назвал в соответствии с его природой, разделил их по видам, внутри которых возможно размножение (
Рамбан, Берешит 2:20
). И имя, данное им на святом языке, точно соответствовало духовному корню каждого из живых существ. Поэтому-то в Торе сказано: «И как Адам назовет каждое живое существо — таково его имя» (
Берешит 2:19
) — т.е. «таково его подлинное имя, отражающее его духовный источник в высших мирах» (
Эц Йосеф, Берешит раба 17:4
).
Когда ангелы-служители впервые увидели человека, они тоже впали в заблуждение, решив, что перед ними — Шехина (проявление Творца в сотворенном мире), и они стали прославлять его как Творца: «Кадош, кадош, кадош!»
. Чтобы указать ангелам на их ошибку, Всевышний «навел на человека глубокий сон» (
Берешит 2:21
), и обитатели небес сразу поняли, что увидели всего лишь Адама (
Берешит раба 8:10, Раши
).
Предок Адама — праведный Ной выкопал из земли мощи его и взял с собой в ковчег
Затем предок Адама — Ной выкопал из земли мощи его и взял с собой в ковчег. Ведь именно Ной строил ковчег, который повелел ему Господь. Он взял туда свою семью и каждой твари по паре.
После наводнения мощи Адама Ной раздал каждому из своих сыновей. Но все это произошло, если верить многочисленным легендам, возможно, многое из этого просто придумано.
Основание гробницы пророка Ноя относят к 1539 году согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона. Ереван
Существует и могила Ноя. Одна из них находится в месте, где лежит тело Адама и Евы, другая могила находится в Мекке. Могилу Ноя обнаружили и на земле Азербайджана.
В настоящее время могила выглядит в виде мавзолея с 2006 года. Гробница состоит из двух этажей, на нижним находится бывший храм.
В настоящее время могила Ноя выглядит как мавзолей
В склеп спускаются по лестнице. Посередине всего склепа стоит каменный столп, по преданию именно над этим столпом и находятся мощи Ноя.
Все эти места собирают огромное количество паломников, все хотят увидеть и приложиться к могилам ветхозаветных людей.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение