Древнеримский некрополь под Ватиканом и могила Святого Петра

День памяти: 31 декабря (13 января)

Будущий святитель Петр (Могила) родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции – Мовилэ), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600–1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году – господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.

Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах – в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете.

Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование.

С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.

В 1627 году, по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение «Апологии» Мелетия (Смотрицкого).

Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит,» был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения – по мнению некоторых историков, враждебные. Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище.

Архимандрит Петр положил много сил и на основание нового высшего духовного училища при Лавре – первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство.

К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований. Когда пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой было на государственном уровне торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий. Одним из условий легализации Православной Церкви было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Тогда же на сейме митрополит Исаия был объявлен лишенным сана и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу), с сохранением за ним лаврского архимандритства. Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы. Кроме того архимандрит Петр поставил на вид православным делегатам сейма то что борьба с униатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополит Исаия не сможет вести ее достаточно энергично.

Тут же на сейме, уже как избранный митрополит, Петр начал ходатайствовать о преобразовании устроенной им Братско-Богоявленской школы в академию. Римо-католическое и униатское духовенство, а также некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра дал ему привилегию, где вместо академии училище было названо коллегий с пространным курсом богословия и философии.

Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию. Однако, среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Петр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове. Здесь на Фоминой неделе 28 апреля 1633 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого, а прежний митрополит Исаия был «деградован.» Рукоположение возглавил Львовский епископ, пользуясь полномочиями экзарха Константинопольского патриарха. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками – от лаврской братии и братской школы. По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

По вступлении на митрополичий престол приступил к устроению Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Она была вполне устроена и обеспечена, хотя и претерпевала притеснения киевского воеводы. Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостать современной римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южно-русской православной среде. Впоследствии митрополит завел еще и низшее училище в Виннице.

Вернул и восстановил ряд древних киевских святынь. Он возвратил захваченные ранее униатами Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Восстановил и устроил храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей – последний отдал Братскому мастырю. В 1635 году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви , под развалинами которой обрели мощи равноапостольного князя Владимира. Близ руин митрополит Петр в том же году посадил липу. Средства для восстановления церквей и монастырей поступали из лавры, из личного имущества митрополита, из пожертвований благочестивых людей, из пожалований Московского царя.

Большое внимание обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, пополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Божественные службы при митрополите стали совершаться особо торжественно и благолепно. Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако, в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых – великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник. При этом

При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.

Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского «Исповедания веры» под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника «Λίθος, или Камень», а также в подготовке вероисповедного трактата – т.н. «Исповедания Петра Могилы» (см. подробнее).

В 1640 году митрополит Петр собрал в Поместный Собор в Киеве на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Исповедания» в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.

Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим. Жизнь вёл строго аскетическую. Благоговел перед Киево-Печерской Лаврой и считал ее местом особенного присутствия Божьего.

Перед смертью завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Скончался 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год. Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры, под левым клиросом в средней части храма.

Тело митрополита Петра почивало на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великую лаврскую церковь взорвали, причем взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.

Происхождение и семья

В семье молдавских бояр Мовиле 21 декабря 1596 года родился сын Петру, имя ему дали в честь московского митрополита Петра.

  • 1596 год — год принятия Брестской унии, по которой западно-украинская часть православия отходила под владычество римо-католиков.
  • 1596 год — время вступления на молдавский престол Симеона Мовиле или Могилы.
  • Боярин Симеон, отец будущего митрополита Киевского в начале 17 столетия семь лет правил Валахией, а затем в 1607 году стал господарем Молдовы.
  • В 1612 году Кантемир Мурза завоевал Молдову, бояре Мовиле бежали к родственникам в Речь Посполитую, под опеку Михаила Вишневецкого, правителя левобережной Украины.


Святитель Петр Могила

Петр окончил Львовскую братскую школу, в которой преподавали основы православия, для продолжения образования уехал заграницу, посещая различные университеты, изучил латинский язык, в результате выбрал военную карьеру.

Был участником Хотинской битвы между поляками и османами. Для красавца, богача, воина и интеллектуала 1624 год стал переломным. Он отказывается от мира и становится насельником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, где вместе с монахами переживает все гонения от польских властей.

Святитель Пётр Могила

За несколько дней до Рождества Христова (по старому стилю), 21 декабря 1596 года, в благочестивом семействе молдавских бояр Мовиле родился мальчик. Надежда знаменитого рода, третий сын, на которого годы спустя будут смотреть как на достойного наследника Молдавского престола.

Его назвали Петром (Петру) — в честь Московского митрополита Петра, поскольку день рождения первого совпал с днем памяти второго. Вряд ли тогда кто-то подозревал, что новокрещенный младенец и сам станет впоследствии митрополитом Киевским.

Весьма символично, что будущий святитель родился в трагический для Церкви 1596 год. В этом году была принята Брестская уния, согласно которой часть Западно-Русской Православной Церкви на территории, находившейся под польским владычеством, отпала от Матери Церкви и насильственно присоединилась к Римо-Католичеству. И в этом же году фамилия Мовиле официально вступила на молдавский престол, на котором она смогла удержаться с перерывами не многим более 15 лет.

Сохранилось две легенды о том, как возникла фамилия Мовиле. Согласно одной из них, сохранившейся в молдавских хрониках, возвышение фамилии относится к XV веку — ко времени княжения Штефана IV, которого современники и потомки назвали Великим, как основателя Молдавского княжества. Однако великий господарь был маленького роста. Во время одной из битв с венгерцами (по другой версии с турками) в 1486 году под Штефаном была убита лошадь. Воин Герольд Пуриг, находившийся рядом со своим воеводой, отдал ему своего коня и, опустившись на колено, сказал: «Позвольте, господарь, служить мне вам вместо горки». Господарь с помощью Пурига вскочил на его коня и ответил: «Из горки я сделаю тебя холмом (по-молдавски Мовиле, русский вариант — Могила)». Так по легенде возникла знаменитая молдавская фамилия.

* * *

Не удивительно, что личность видного церковного деятеля первой половины XVII века, митрополита Киевского и Галицкого свт. Петра Могилы привлекает к себе внимание на протяжении вот уже трех с половиной веков. С его именем связывается появление этапных для славянского православия Катехизиса («Православного исповедания веры») (1643, 1649, 1662, 1696), «Требника» (1646) и «Служебника» (1629, 1639). Факсимильное переиздание в нескольких томах «Требника», осуществленное Киево-Печерской лаврой в 1999 году, предназначалось вовсе не для историков-медиевистов и археографов, а для служащих священников, что говорит об истинной нетленности духовно-писательской работы Петра Могилы. Основанная им Киевская коллегия, преобразованная в начале XVIII века в Киево-Могилянскую академию (первое высшее учебное заведение на восточнославянских землях!), позволили социально легализовать Православие, ввести его в общеевропейский культурный контекст, бороться за него на культурном языке своих конфессиональных противников (униатов и католиков).

Святитель Петр благоговел перед Киево-Печерской Лаврой. Он считал ее избранным сосудом Божественной благодати, местом особенного присутствия Божьего, находящимся, к тому же, под особенным покровительством Царицы Небесной. Владыка именовался ее Великим Архимандритом и сполна оправдал этот высокий титул. Лавра при нем была не только благоустроена внешне и внутренне. По его благословению и все Божественные службы стали совершаться особо торжественно и благолепно. Была введена и новая традиция — в каждом Великом посту совершать Пассии, с чтением Евангелия о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и Акафиста Страстям Христовым, что исполняется в Церкви и доныне.

И не случайно, что именно при Владыке Петре была прославлена Иулиания, княжна Ольшанская, чьи мощи ныне покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Впоследствии святитель Петр сделал попытку добиться общецерковного прославления Собора Киево-Печерских Преподобных, которые до его времени почитались лишь как местночтимые Святые. Его предшественник Захария Копыстенский самовольно включил имена некоторых из них в праздничную Минею наряду с именами общецерковных Святых. Но Владыка хотел добиться соборного признания Константинопольской Церкви.

Когда Петр Могила стал Киевским митрополитом, был составлен (около 1643 г.) Канон Преподобным Печерским, автором которого считается константинопольский иеромонах и патриарший экзарх грек Мелетий Сириг. Канон существовал в двух вариантах — на церковнославянском и греческом языках. Впервые был опубликован в Лаврском изданий Следованной Псалтири в 1643–1644 годах. Позднее Святитель заказал на Афоне «Синаксарий» («Месяцеслов») преп. Симеона Метафраста, в котором помещались краткие Жития Святых и толкования праздников. Свт. Петр хотел перевести его, дополнить Житиями Русских и Печерских Святых и издать на церковно-славянском языке, но не успел. Этот титанический труд впоследствии осуществил воспитанник Киево-Могилянской академии, святитель Димитрий Ростовский.

Святитель Пётр Могила

Но и «Собственноручные записки» Владыки Петра — это уникальный памятник церковной истории и литературы. «Тщательно собирая сведения о благодатных явлениях в Киево-Печерской обители, — писал С. Голубев, — Петр Могила с неменьшей ревностью собирал и заносил в свою книгу рассказы (а иногда и личные наблюдения) вообще о всех, наиболее замечательных чудесах и событиях в церкви Православной (южно-русской, молдо-влахийской и отчасти греческой), преимущественно обращая внимание на те из них, которые ясно показывали превосходство Православия над другими вероисповеданиями и притом изобличали несостоятельность последних».

Есть у святителя в дневнике запись о событии, показавшем безблагодатность униатской Церкви. Святитель Петр записал, что однажды, во время службы, совершаемой униатским митрополитом Ипатием Поцеем, вино, вместо того, чтобы претвориться в Кровь Христову, превратилось в обычную воду.

Позднее Владыка вступил в религиозную полемику и борьбу с противниками отеческой веры и Православной Церкви. Он написал и издал несколько религиозно-полемических книг, которые долго созревали и вынашивались. Есть основание предположить, что их появлению, как и созданию других трудов, способствовало и голосеевское уединение — маленький скит, построенный Святителем в окрестностях Киева, спустя четыре года после возведения в сан Печерского архимандрита (Голосеевская пустынь).

Однако деятельность Петра Могилы всегда вызывала много вопросов и неоднозначных толкований: с одной стороны, он социально легализовал Православие на Украине и в Белоруссии, с другой — многие его нововведения рассматриваются как результат влияния Римо-Католической Церкви и западной культуры. С одной стороны, Петр Могила, кажется, был готов идти на уступки, но с другой — был непреклонен в области сохранения православного обряда и развития церковной «инфраструктуры» (его усилиями был перестроен Софийский собор в Киеве, многие храмы Киево-Печерской лавры, восстановлена Десятинная церковь).

Московский митрополит Макарий Булгаков в «Истории Русской Церкви» писал: «Имя Петра Могилы — одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, — превосходил своим просвещением, еще более — своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей православной Восточной Церкви — тем, что заботился составить «Православное Исповедание», принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою».

* * *

Почти 300 лет тело Киевского архипастыря покоилось в склепе под левым клиросом Успенского собора. Но во время Второй мировой войны, в ноябре 1941 года, когда Киев, столица Украины, был оккупирован гитлеровскими войсками, Великую Лаврскую церковь взорвали. Взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя Петра, поэтому гроб с останками Святителя был полностью уничтожен. Остались только серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова. На руинах Успенского собора археологи установили место захоронения Святителя, определили, из чего был сделан гроб и чем выложен саркофаг… Насколько же пророческими оказались слова митрополита Лазаря Барановича: «Могила скрыла от нас Могилу!».

Но остались его труды! А возле руин Десятинной церкви, взорванной в советское время, до сих пор растет (и цветет в свое время!) липа, посаженная Святителем Петром в 1635 году. По молитвам святителя Петра, в 1993 году началось возрождение его любимого скита — Голосеевской пустыни, упраздненной и разрушенной в советское время. И первую Литургию в ней отслужили в день памяти святого великомученика Иоанна Сочавского (небесного покровителя рода Мовиле), в честь которого Владыка Петр построил в Голосеево первую церковь.

А спустя 55 лет после страшного взрыва Успенского собора, в декабре 1996 года священный Синод Украинской Православной Церкви причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику местночтимых святых.

Принятие духовного сана

Личное общение с киевским митрополитом Иовом Борецким повлияло на дальнейшую судьбу Петра Могилы, решившего посвятить свою жизнь православной церкви, приняв духовный сан.

Будучи архимандритом Киево-Печерской лавры с 1627 года, он подчиняется Патриарху Константинопольскому и носит титул великого архимандрита. После смерти владыки Иова является душеприказчиком всего духовного наследства владыки, в том числе богатейшей библиотеки.

Новый архиепископ решил основать в Киеве новый просветительский православный центр, чем вызвал противостояние Исайи Копинского, оберегающего первенство Киевского братского училища. В 1632 году умирает польский король Сигизмунд ІІІ, архиепископа Могилу приглашают в составе делегации от Киева на собрание Сейма для избрания нового короля, им стал Владислав Четвертый.


Икона Петра Могилы, митрополита Киевского

Отец Петр оправдал доверенную ему миссию, он сумел убедить нового короля признать легитимными православные епархии и митрополии, прекратить все запреты и притеснения против православных верующих, получив диплом, согласно которого разрешалось:

  • свободно исповедовать православную веру;
  • совершать Таинства;
  • проводить реставрацию храмов и возводить новые церкви;
  • создавать братства;
  • открывать школы и училища;
  • устраивать богадельни.

Православный народ и духовенство получили право избирать митрополита, в ведение которого были переданы все монастыри и храмы.

Важно! 1 ноября 1632 года благодаря княжьему воспитанию и тонкому дипломатическому дару Петра Могилы вышел официальный указ, утверждающий независимость православия в Украине.

В 1633 году священник рукополагается в митрополиты, собирая вокруг себя всех неравнодушных к судьбе православия в Украине.

В 1635 году по благословению отца Могилы было начато восстановление Десятинной церкви, реорганизация школы Киево-Печерской лавры, строительство учебного заведения в Виннице.

В 1634 году было основана московская школа, в которой преподавали монахи киевской лавры. Благодаря стараниям митрополита Петра Иулиания, княжна Ольшанская была прославлена в лике праведников, он прилагал огромные усилия, чтобы увековечить имена Печерских святых в созданном Патерике Печерском.

Читайте о православных святых:

  • Григорий Синаит
  • Вонифатий Тарсийский
  • Закхей Праведный

Смерть и почитание

1 января 1647 года в полном расцвете сил святитель Могила внезапно отошел к Господу, был похоронен в Киево-Печерской лавре, 22 марта было решено перенести останки святителя в Софийской обители. За три месяца мощи митрополита остались нетленными, местом его захоронения стала Великая Печерская соборная церковь, место, указанное в завещании святителя.


Митрополит Петр Могила причислен к лику Местночтимых святых

В ноябре 1941 года Киев был захвачен немцами, которые взорвали Великую лаврскую церковь, а вместе с ней была взорвана и могила святого.

В 1982 году при раскопках были найдены пластины из серебра, но которых изображен родовой герб семейства Мовиле и эпитафия.

Святые Отцы, святители, своим жизненным примером являются проводниками оставшихся на земле православных христиан в Небеса. Размышляя над событиями сегодняшнего времени, понимаешь, что история развивается витками, на каждом из них сердца людей являются полем битвы дьявола с Творцом.

8 декабря 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил 13 января, как день почитания памяти святителя Петра Могилы, вставшего на защиту православия в 17 столетии, когда православную Украину зажали мусульманская Порта и католическая Речь Посполитая.

ПЁТР МОГИ́ЛА

Митрополит Пётр (Могила). Неизвестный художник. 17 в. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник.

ПЁТР МОГИ́ЛА (молд. Petru Movilă) [21(31).12.1596, Су­ча­ва (Мол­дав­ское кня­же­ст­во, ны­не в Ру­мы­нии) – 1.1.1647, Ки­ев], цер­ков­ный дея­тель Ре­чи По­спо­ли­той, ми­тро­по­лит Ки­ев­ский, Га­лиц­кий и всея Ру­си (с 1633).

Из древ­не­го молд. бо­яр­ско­го ро­да, сын Си­ме­о­на Мо­ги­лы, гос­по­да­ря Ва­ла­хии (1600–01, 1601–02) и Мол­до­вы (1606–07). Пе­ре­ехав по­сле смер­ти от­ца (1607) в Речь По­спо­ли­ту, П. М. учил­ся во Львов­ской пра­во­слав­ной брат­ской шко­ле и, воз­мож­но, так­же в За­мой­ской ака­де­мии (в г. За­мосць) или в од­ной из кол­ле­гий ие­зуи­тов. По­сту­пив на во­ен. служ­бу (ок. 1617), слу­жил при дво­ре сво­его опе­ку­на, гет­ма­на С. Жол­кев­ско­го, уча­ст­во­вал в бит­вах с ос­ма­на­ми под Це­цо­рой (1620), под Хо­ти­ном (1621).

Ду­хов­ный сан мог при­нять под влия­ни­ем митр. Ки­ев­ско­го Ио­ва (Бо­рец­ко­го), на­зна­чив­ше­го П. М. сво­им ду­ше­при­каз­чи­ком. Из­бран ар­хи­ман­д­ри­том (16.9.1627) Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. (бу­ду­щая Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра), по не­ко­то­рым дан­ным, ещё до при­ня­тия мо­на­ше­ско­го по­стри­га (1625 или 1627). На вар­шав­ском кон­во­ка­ци­он­ном Сей­ме (1632), со­зван­ном по­сле смер­ти польск. ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III, пра­во­слав­ны­ми шлях­ти­ча­ми П. М. был из­бран ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским (3.11.1632); по­лу­чил при­ви­лей на ми­тро­по­лию (март 1633) от но­вого ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва IV, а так­же бла­го­сло­ве­ние и ти­тул «эк­зар­ха свя­то­го апо­столь­ско­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пре­сто­ла» (нач. апр. 1633) от пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ки­рил­ла Лу­ка­ри­са. Ру­ко­по­ло­жен во Льво­ве (28.4.1633) ещё при жиз­ни пра­вя­ще­го митр. Ки­ев­ско­го Ко­пин­ско­го Иса­ии, ко­то­ро­го П. М. вре­мен­но за­клю­чил в Кие­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре.

В цер­ков­ной по­ли­ти­ке П. М. опи­рал­ся на под­держ­ку пра­во­слав­ной шлях­ты Ре­чи По­спо­ли­той, одоб­ряя в то же вре­мя дей­ст­вия шлях­ти­чей про­тив вол­не­ний ка­за­че­ст­ва на Ук­раи­не. Ис­поль­зуя опыт Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, П. М. осу­ще­ст­вил мас­штаб­ные ре­фор­мы, на­прав­лен­ные на цен­тра­ли­за­цию управ­ле­ния ми­тро­по­ли­ей. Был соз­дан выс­ший цер­ков­ный суд – «кон­си­сто­рия», ре­ше­ния ко­то­ро­го долж­ны бы­ли ут­вер­ждать­ся ми­тро­по­ли­том; П. М. под­чи­не­ны ра­нее срав­ни­тель­но са­мо­сто­ят. пра­во­слав­ные брат­ст­ва; при­ня­ты ме­ры для под­го­тов­ки и вос­пи­та­ния при­ход­ско­го ду­хо­вен­ст­ва, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го еже­год­но съез­жа­лись на цер­ков­ные со­бо­ры для ре­ше­ния разл. во­про­сов и от­чё­та пе­ред П. М.; кни­ги на тер­ри­то­рии ми­тро­по­лии пе­ча­та­лись толь­ко по­сле их одоб­ре­ния ми­тро­по­ли­том.

В 1631 П. М. соз­дал при Кие­во-Пе­чер­ском мон. учи­ли­ще по об­раз­цу кол­ле­гий ие­зуи­тов. В сент. 1632 оно бы­ло объ­еди­не­но с дей­ст­во­вав­шей в Кие­ве с 1615 брат­ской шко­лой гре­ко-слав. про­фи­ля. С 1633 объ­е­ди­нён­ное учи­ли­ще ста­ло име­но­вать­ся Кие­во-Мо­ги­лян­ской кол­ле­ги­ей (см. Кие­во-Мо­ги­лян­ская ака­де­мия); П. М. от­крыл её фи­лиа­лы в Вин­ни­це (1638) и Яс­сах (1640). П. М. ос­но­вал шко­лу при пра­во­слав­ном брат­ст­ве в Кре­мен­це (1636), оп­ла­тил обу­че­ние за гра­ни­цей ря­да ду­хов­ных лиц – бу­ду­щих пре­по­да­ва­те­лей кол­ле­гии. В 1640 про­сил ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча от­крыть в Мо­ск­ве мо­на­стырь для ки­ев­ских мо­на­хов, ко­то­рые пре­по­да­ва­ли бы там слав. и греч. гра­мо­ту. В 1646 П. М. за­ве­щал кол­ле­гии свою б-ку и ряд зе­мель­ных вла­де­ний.

П. М. уни­фи­ци­ро­вал ли­тур­гию и об­ряд­ность, из­дав Треб­ник (1646, т. н. Треб­ник Пет­ра Мо­ги­лы), со­став­лен­ный на ос­но­ве слав., греч. и лат. ис­точ­ни­ков. Для учеб­ных це­лей со­ста­вил на лат. яз. «Пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры ка­фо­ли­че­ской и апо­столь­ской Церк­ви Вос­точ­ной» (об­су­ж­да­лось в 1640 на со­бо­ре в Кие­ве, ут­вер­жде­но с ис­прав­ле­ния­ми в 1642 на со­бо­ре в Яс­сах), дол­гое вре­мя счи­тав­шее­ся наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ным из­ло­же­ни­ем ос­нов пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния. Его крат­кая вер­сия – «Ка­те­хи­зис» – без ис­прав­ле­ний, сде­лан­ных в Яс­сах, из­да­на в 1645 в Кие­ве сна­ча­ла на польск. яз., за­тем на ста­ро­ук­ра­ин­ском яз., в 1646 во Льво­ве, в 1649 с ис­прав­ле­ния­ми в Мо­ск­ве на цер­ков­но­слав. язы­ке. Пред­став­лен­ные в «Ка­те­хи­зи­се» не­ко­то­рые взгля­ды П. М., под­вер­жен­ные влия­нию ка­то­ли­циз­ма (напр., на вре­мя пре­су­ще­ст­в­ле­ние Свя­тых Да­ров на ли­тур­гии, о чис­ти­ли­ще), бы­ли осу­ж­де­ны со­бо­ром в Мо­ск­ве в 1690. П. М. был авто­ром ря­да пре­ди­сло­вий и по­свя­ще­ний; от­ре­дак­ти­ро­вал (или сам пе­ре­вёл с греч. яз.) «По­уче­ние» диа­ко­на Ага­пита имп. Юс­ти­ниа­ну I. Для уче­ни­ков кол­ле­гии П. М. со­ста­вил мо­раль­но-ди­дак­тич. по­уче­ние «Антологiа». Ему при­пи­сы­ва­ют соч. «Lithos» на польск. яз. в за­щи­ту пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния, ли­тур­гии и об­ряд­но­сти и ре­дак­цию мо­раль­но-ас­ке­тич. соч. «Кни­га ду­ши, на­ри­цае­мая зо­ло­то». Нереа­ли­зо­ван­ны­ми ока­за­лись про­ек­ты П. М. по ис­прав­ле­нию тек­ста слав. Биб­лии и но­вый пе­ревод жи­тия св. Си­ме­о­на Ме­таф­ра­ста. П. М. опе­кал ти­по­гра­фию Кие­во-Пе­чер­ско­го мон., ос­но­вал ти­по­гра­фии в Ва­ла­хии (Ким­по­лунг, 1635; Яс­сы, 1641).

В 1643 П. М. со­вер­шил ка­но­ни­за­цию всех пе­чер­ских под­виж­ни­ков, по­коя­щих­ся в Ближ­них и Даль­них пе­ще­рах Кие­во-Пе­чер­ско­го мон., и из­дал текст мо­леб­на с их по­ми­на­ния­ми.

При П. М. бы­ли от­рес­тав­ри­ро­ва­ны в Кие­ве ряд свя­тынь кня­же­ско­го пе­рио­да: Со­фий­ский со­бор, церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Бе­ре­сто­ве, Трёх свя­ти­те­лей, Ми­хай­лов­ская ц. Вы­ду­бец­ко­го мон.; рас­чи­ще­ны руи­ны Де­ся­тин­ной церк­ви (при этом об­ре­те­ны ос­тан­ки, ото­жде­ст­в­лён­ные П. М. с мо­ща­ми св. рав­но­ап. кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча). Об­нов­лён Ус­пен­ский со­бор Кие­во-Пе­чер­ской мон., ряд мо­на­сты­рей в Кие­ве.

П. М. не ли­шён был вла­сто­лю­би­вых ам­би­ций; вы­сту­пал за про­ект при­ми­ре­ния пра­во­слав­ной и уни­ат­ской (см. Бре­ст­ская уния 1596) церк­вей (за т. н. но­вую унию) пу­тём соз­да­ния Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та с опо­сре­до­ван­ной за­ви­си­мо­стью от Ри­ма. Та­кая по­зи­ция вы­зы­ва­ла не­од­но­знач­ную оцен­ку сре­ди пра­во­слав­ных ие­рар­хов, часть из ко­то­рых ви­де­ла в этом же­ла­ние П. М. дей­ст­во­вать в уго­ду польск. вла­стям.

П. М. был по­хо­ро­нен в Ус­пен­ском со­бо­ре Кие­во-Пе­чер­ско­го мон., его мо­ги­ла унич­то­же­на при взры­ве со­бо­ра во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны. Фи­гу­ра П. М. по­ме­ще­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции па­мят­ни­ка «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» (1862, ав­тор про­ек­та М. О. Ми­ке­шин). П. М. ка­но­ни­зи­ро­ван в 1996 Укр. пра­во­слав­ной цер­ко­вью Моск. пат­ри­ар­ха­та как ме­ст­ноч­ти­мый свя­той; 8.12.2005 – Рус. пра­во­слав­ной цер­ко­вью как об­ще­рус­ский свя­той. День па­мя­ти по ка­лен­да­рю РПЦ – 31 дек. (13 ян­ва­ря).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]