К созданию мужчины и женщины по Библии Бог приступил на шестой день к венцу своего творения, говоря: “сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Библия, Бытие 1.26).
Множественное число » Мы » указывает на то, что Бог существует во множестве лиц, Отца, Сына и Святого Духа. Так человек в своем духовном аспекте сотворен по образу Святой Троицы. В Книге Бытия 2 мы читаем, что в то время как тело человека состоит из земли и воды (слово “Адам” означает “земля”), его душа вдыхается в него самим Духом Божьим. Поэтому по своей природе он и материален, и духовен.
Версии Богословов
Анастасий Синаит
Святой игумен (конец VI/начало VII века) Анастасий Синаит указывает, что до упоминания о сотворении человека в Книге Бытия Бог упоминается только одним словом — “Бог”, тогда как после этого он имеет двойное имя — “Господь Бог”.
Это тонкое пророчество, что Бог приобретет вторую природу, когда он станет человеком в Иисусе Христе! Поэтому уже с самого начала Бог знал, что ради спасения своего величайшего творения он примет человеческую природу, став, как говорили святые апостолы Фома в день Воскресения, “Господом моим” (в своей человечности) и “Богом Моим” (в своей божественности) (Иоанн 20.28).
Образ Божий в человеке был по-разному истолкован святыми отцами, но общее согласие состоит в том, что он относится к тому, что отличает человека от животных – его свободной воле, его рациональности и его вечности.
По словам святого христианского богослова Григория Нисского, человек создан по образу Божию, потому что он создан по образу Господа Иисуса Христа, Второго Лица Святой Троицы и Богочеловека. Подобно художнику и его модели, Бог взял воплощенного Христа в качестве своего образца в творении человека.
Василий Великий
Про создание мужчины и женщины, святитель Василий Великий (ок. 330—379) пишет: “Мы обладаем одним творением, мы приобретаем другое свободной волей. Другими словами, мы используем нашу свободную волю, чтобы направить нашу сотворенную природу, которая имеет возможность приобрести подобие Бога, к фактическому обладанию этим подобием.
Подобие Божие в человеке есть обожение, святость, полное обитание Святого Духа. Адам был свят и подобен Богу в начале, но он потерял эту святость в падении.
Владимир Лосский
Современный французский богослов Парижской школы Владимир Лосский (1903-1958) пишет: «образ нельзя объективировать, можно сказать, «натурализовать», приписав его той или иной части человеческого существа.
Быть по образу Божию, утверждают отцы, в конечном счете означает быть личностным существом, то есть свободным, ответственным существом. Почему, спрашивается, Бог сделал человека свободным и ответственным? Именно потому, что он хотел призвать его к высшему призванию: обожению, то есть стать по благодати, в движении столь же безграничном, как Бог, тем, чем Бог является по природе. И этот призыв требует свободного ответа; Бог желает, чтобы это движение было движением любви…
Григорий Нисский
«Личное существо способно любить кого-то больше, чем его собственная природа, больше, чем его собственная жизнь. Человек, то есть образ Божий в человеке, есть тогда свобода человека по отношению к своей природе, «факт освобождения от необходимости и не подчинения господству природы, но способность свободно определять себя» (Св.Григорий Нисский).
Сотворение мужчины
Ева также приняла участие в Богоподобии Адама; и единство, и различие полов заключены в словах: “по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину” (Бытие 1.27).
Но в самом начале был только самец рода, Адам, чье тело было создано из праха, смешанного с водой, и его душа из “вдыхания” Духа Божьего (Бытие 2.7).
В некоторых текстах говорится, что человек состоит из духа, души и тела. “Дух” — это высшая часть души, с которой человек вступает в молитвенное общение с Богом. Кроме того, как указывает преподобный Серафим Саровский, можно сказать, что Дух был частью первоначального состава человека – до того, как он потерял его после грехопадения.
Пару слов о Библии
Как бы не относиться к библейскому тексту, важно знать, что для христиан именно он задает основы понимания человека, семьи и смысла жизни. При этом библейское повествование очень далеко от философского научно-популярного подхода, к которому мы привыкли в рассуждениях на серьезные темы. Первые книги Библии писалась за долго до рождества Христова. Тогда многие народы не имели ни развитой культуры, ни даже письменности. То было время, когда на земле царствовал миф. О мифе я как-то писал чуть более подробно. Насколько я понимаю, миф – это собранная в метафорах и образах, представленная в рассказах коллективная и безымянная традиция осмысления человеческой жизни. Миф отличается от философии и науки тем, что он в виде повествования дает целостную мировоззренческую картину. Миф снимает грань между миром реальным, физическим и миром целей и смыслов. Он может ничего не объяснять, но всегда являет в образах само мировоззрение. В древних мифах может не быть исторической правды, но в них есть правда педагогическая и религиозная.
В древности не существовало другого языка, кроме мифологического, другой культуры свидетельства о важных бытийных вопросах — тех, что сейчас именуются философскими или религиозными. Для Библии важно было донести до людей не терминологию и логику, а опыт общения человека и Личного и Живого Бога. Поэтому, библейское повествование в некоторых своих частях по стилю и языку очень близко к мифическому; главная задача этих частей помочь людям обрести правильное мировоззрение, приобщиться к опыту жизни и опыту богообщения прошлых поколений. Речь именно о правде педагогической и религиозной, а не событийно-исторической. Не имеет смысла рассуждать о библейских текстах в категориях, что мол человечество давно переросло их, мол сколько можно пропагандировать антинаучные сказки и.т. Известно, что опыт личных отношений трудно выразить как то иначе, чем повествовательно и поэтически, — именно так это сделано в Библии. Ни кому не приходит в голову упрекать в отсталости «Илиаду» или «Ромео и Джульетту» или «Капитанскую дочку». каждая из книг говорит об опыте, живом человеческом опыте. Библия в свою очередь говорит об опыте древнего израильского народа и опыте учеников христовых. Может быть в наше время кто-то выразил бы библейские истины лучше. Не знаю. Но в Библии все важное изложено достаточно ясно и очень практично.
Добавлю, что Библия — полемическая книга, одна из главных ее тем — свидетельство о монотеизме, свидетельство о Едином Живом Личном Боге, избирая которого человек теряет необходимость в какой бы то ни было религиозности, ибо Бог Библии как Отец для людей, Он Сам лицом к лицу вступает в общение с человеком.
Сотворение женщины
Однако, рассудив, что Адам не должен быть одинок и нуждается в “подобном ему помощнике” (Бытие 2.18, 20). Господь Бог навел на человека глубокий сон ["экстаз” в греческом тексте Септуагинты], и пока он спал, взял одно из его ребер и закрыл его место плотью; и ребро, которое Господь Бог взял у человека, которого он превратил в женщину, и привел ее к мужчине.» Еврейское слово, переводимое здесь как “глубокий сон”, тардема, на самом деле означает “визионерский транс”, что близко к “экстазу” Септуагинты.
Современные Богословы пишут: “описание женщины, сделанное из мужского ребра», привело к ошибочному выводу, что женщины уступают мужчинам, потому что они происходят из одной небольшой части мужской анатомии.
Тем не менее, Бог сказал Моисею сделать четыре золотых кольца для Ковчега Завета: “два кольца на одной стороне его и два кольца на другой стороне его”. Точно так же, когда Бог берет от мужчины, чтобы сделать женщину, Ева исходит из всей стороны тела Адама, а не из одного ребра.
«Собственные слова Адама проясняют, что Ева исходит от одной из его сторон, когда он заявляет о своей жене: «наконец, это кость от моей кости и плоть от моей плоти!(Бытие 2: 23). Если бы Ева была сотворена только из ребра этого человека, Адам мог бы только сказать, что она была «костью от его кости». «Как кость и плоть Адама, женщина — это вторая половина мужчины». «Когда мужчина и женщина прилепляются друг к другу и возвращаются к тому, чтобы быть «одной плотью», две равные половины человечества объединяются.
Создание мужчины и женщины как изначальная пара в Книге Бытия представляет Божье видение равенства и взаимодополняемости между полами.
Невеста Христа, из крови и воды, которые текли с его стороны во сне смерти на кресте. ”Не без значения, — пишет святой Амвросий, — что женщина была сделана из ребра Адама. Она не была сделана из той же земли, что и он, чтобы показать, что создание мужчины и женщины и физическая природа идентичны и что вместе они были одним источником для размножения человеческого рода.
Таким образом, ни мужчина не был создан с женщиной, ни двое мужчин, ни две женщины не были созданы в начале, но сначала мужчина, а затем женщина.
Бог желает, чтобы человеческая природа была установлена как единое целое. Поэтому с самого начала нашей расы он исключил возможность возникновения различных натур.
Бог создал все творения функционально зрелыми, а не с видимыми признаками возраста
Джонатан Сарфати
Адаптированная выдержка из выдающейся книги Джонатана Сарфати 2015 года «Повествование книги Бытия: теологические, исторические и научные комментарии по 1-11 главам книги Бытия».1
Одной из удивительных характеристик описания действия Божьего творения в 1 главе книги Бытия является то, что сотворенные объекты были полностью готовы к выполнению назначенных для них функций. В третий день сотворения Бог создал растения зрелыми, уже несущими семена.
Позднее, в пятый и шестой дни, Он создал животных — уже взрослых особей, способных размножаться. И, наконец, он создал Адама и Еву в виде взрослых людей, способных разговаривать и размножаться. Из неживых объектов, на четвертый день Бог сотворил Солнце и звезды, и они уже были способны выполнять свою функцию.
Все это – творение, обладающее функциональной зрелостью.
В то же время существует одна ошибочная концепция «сотворения с видимыми признаками возраста». Один из очевидных ее дефектов – это то, что у возраста нет видимых признаков! Скорее, мы судим о возрасте, основываясь на видимых признаках внешности, сделав определенные предположения о процессах, меняющихся со временем, а также об изначальных условиях.2
Я попытаюсь объяснить эту мысль далее, приведя несколько примеров из Писания, а также несколько ошибочных, но, зачастую, неправильно понятых идей Филипа Госсе.
Объект наблюдения
Гипотетический современный наблюдатель, который вернулся в прошлое, чтобы увидеть Адама и Еву в конце шестого дня сотворения, мог бы предположить, что это взрослые люди, примерно 20 лет от роду, хотя, на самом деле, их возраст составлял менее одного дня. Однако они были зрелыми взрослыми людьми. Кроме того, на момент их сотворения, кровь в их артериях уже была наполнена кислородом, чтобы снабжать всем необходимым клетки тела. Сегодня кислород в кровь попадает из воздуха через легкие.
Однако одной из замечательных особенностей, отличающей их от всех их потомков, должно было быть отсутствие у них пупка. Ведь пупок – это шрам от пуповины, соединявшей нас с матерью посредством плаценты.
Это также место утоньшения абдоминальных мышц, в результате чего возникает потенциальная подверженность грыжам. Адам и Ева были сотворены непосредственно Богом, поэтому у них не было пупка.
Пупок у любого из них не выполнял бы никакой функции, а был бы лишь свидетельством о том, чего никогда не происходило.
Точно так же и деревья, сотворенные в третий день, были уже зрелыми, и наблюдатель, попавший в прошлое, мог бы предположить, что их возраст составляет сотни лет. Но если бы он это дерево срубил, то был бы ошарашен, не увидев на его стволе колец роста. На сегодняшний день кольца роста, в основном, отображают сезонные изменение в скорости роста древесины, и не всегда ежегодные.3
Подобным образом Бог, вероятно, создал Солнце, с достаточным содержанием гелия. И это содержание гелия кажется элементом замысла, чтобы сделать Солнце достаточно горячим. А причины для этого следующие.
Ядро гелия (альфа частица) занимает меньше места, чем четыре ядра водорода (протоны). Это заставляет ядро сжиматься, а более высокая температура и давление увеличивают скорость ядерного синтеза, и, следовательно, и выделение энергии.
Возможно, именно этот процесс отвечает за исключительную стабильность Солнца.4
Если раскручивать ситуацию обратно к прошлому, Солнце, состоящее только лишь из водорода, было бы намного более холодным. Это называется парадоксом слабого молодого Солнца.
5 Эволюционисты и приверженцы теории о древнем возрасте вселенной считают, что жизнь на Земле появилась примерно 3,8 миллиардов лет назад. Но если бы это было действительно так, то выходит, что Солнце сегодня на 25% ярче, чем было тогда.
А это означает, что Земля должна была находиться в замерзшем состоянии при средней температуре –3°C. Однако большинство палеонтологов считают, что в прошлом Земля была теплее.6
Неужели «зрелое творение» делает Бога обманщиком?
Ни в коем случае! Поскольку восприятие возраста – это выводы, сделанные на неких предположениях, нет никакого обмана в том, что люди делают неправильные предположения об изначальных условиях.
И в самом деле, как Бог мог обмануть нас, если Он четко и ясно рассказал нам о том, когда Он что творил. Скорее, люди, отрицающие Его слово, обманывают самих себя.
Обвинение в обмане можно было бы выдвигать, если бы творение было сотворено с видимостью ложного прошлого и это было совершенно не нужно для функциональной зрелости.
Данная концепция четко проиллюстрирована в притче о свече, которую настоятельно рекомендую для понимания, почему зрелость не является обманом.7
Ссылки и примечания
- Издательство Creation Book Publishers, Паудер Спрингс, Джорджия. Вернуться к тексту.
- Виленд К. Земля: На какой возраст она выгляди? Издание Creation 23(1):8–13, 2000; creation.com/earth-look. Вернуться к тексту.
- Баттен Д. Трехкольцевое датирование (дендрохронология), creation.com/tree-rings, 2001. Вернуться к тексту.
- Сарфати Д. Возраст Солнца. creation.com/sun-age, 13 ноября 2011. Вернуться к тексту.
- Сарфати Д. Наше постоянное Солнце: проблема для миллиардов лет. Издание Creation 26(3):52–53, 2004; creation.com/faint-sun. Вернуться к тексту.
- Фолкнер Д. Парадокс молодого слабого Солнца и возраст Солнечной Системы. Издание J.Creation 15(2):3–4, 2001. Вернуться к тексту.
- Вибе, Гарт. Притча о свече. creation.com/candle. Вернуться к тексту.
- Statham, D., Darwin, Lyell and Origin of Species, creation.com/darwin-and-lyell, 5 November 2009. Вернуться к тексту.
- Reed, J., St Hutton’s Hagiography, J. Creation 22(2):121–127, 2008; creation.com/hutton2. Вернуться к тексту.
- Mortenson, T., The origin of old-earth geology and its ramifications for life in the 21st century, J. Creation 18(1):22–26, 2004; creation.com/oldearth. Вернуться к тексту.
- E.g. philosopher Alvin Plantinga (1932– ) wrote that biblical (‘young earth’) creationists “often suggest that when God created the world 6,000–10,000 years ago, he created it in a ‘mature state’, complete with crumbling mountains, fossils, and light apparently travelling from stars millions of light years distant.” (Where The Conflict Really Lies: Science, Religion, & Naturalism, p. 10, Oxford University Press; see review by Kay, M., J. Creation 28(2): 29–34). Of course, even a modicum of research would have shown that creationists believe that fossils are the result of rapid burial, mostly during Noah’s Flood, and that today’s mountains were uplifted after the Flood. Вернуться к тексту.
- Zivkovic, B. (aka ‘Coturnix’), Why teaching evolution is dangerous, scienceblogs.com, 25 August 2008. See also Sarfati, J., Evolutionist: it’s OK to deceive students to believe evolution; creation.com/deceive, 24 September 2008. Вернуться к тексту.
- Sarfati, J., (1) Why does science work at all? Creation 31(3):12–14, 2009; creation.com/whyscience; and (2) The biblical roots of modern science, Creation 32(4), 2010; creation.com/roots. Вернуться к тексту.
- Thwaites, Ann, Glimpses of the Wonderful: The Life of Philip Henry Gosse, 1810–1888, 2002. Вернуться к тексту.
Различия мужчин и женщин
И все же есть различия мужчин и женщин. Эти различия ради полового размножения – но не только для этого…
Таким образом » Адам сказал: ”Это теперь кость от моей кости и плоть от моей плоти; она будет называться женщиной, потому что она была взята из мужчины. Посему оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут они в одной плоти”. Таким образом, Адам, — пишет святой Ефрем, — был, один в том, что он был человеком, два в том, что он был сотворен мужчиной и женщиной”. Опять же: “он почитал [[Еву], пишет св. Иоанн Златоуст, “и сделал их едиными, еще до своего сотворения». Но «мудрый совет Божий вначале разделил одно на два; и желая показать, что даже после разделения оно все еще остается одним, он не допустил, чтобы продолжение рода было возможно только через одного человека….»Итак, — заключает Святой Отец, — можно видеть, что они едины, ибо она сотворена с его стороны, а они как бы две половинки.”
Духовная интерпретация полов
Более духовная интерпретация дифференциации полов состоит в том, что через нее Бог привил природе каждого из нас интуитивное понимание отношений между Богом и его творением, причем Бог занимает мужскую, активную роль спасителя и защитника, в то время как человек по отношению к Богу принимает женскую, пассивную роль. Многие библейские отрывки изображают Бога как жениха человеческой души…
Современные сторонники идеологии утверждают, что половые различия не важны и поэтому могут быть “пересмотрены”, что мужчины могут стать женщинами, а женщины — мужчинами. Однако, согласно Священному Писанию, различие — и притяжение между мужчиной и женщиной существовало с самого начала, еще до грехопадения. Когда Ева была сотворена из стороны Адама, он сказал о ней: “это теперь кость от кости моей и плоть от плоти моей; и она будет называться женщиной [[Иша по-еврейски]потому что она была взята из человека [[Иша].
Адам признает, что они одной плоти – другими словами, что они женаты – физически женаты.
Эти слова, как пишет епископ Николай Велимирович, являются «основанием и причиной таинственного притяжения и союза между мужчиной и женщиной”. Они ”стали, — пишет святой Астерий Амасейский, — общим признанием, обращенным от имени всех мужчин ко всем женщинам, ко всему женскому полу. Эти слова связывают все остальное. Ибо то, что происходило в начале в этих первозданных, перешло в природу их потомков”.
”Таково происхождение, — пишет протоиерей Лев Лебедев, — непреодолимого влечения мужчины к своей «жене» (женщине) как к самому необходимому дополнению его собственной природы. Союз в любви с женщиной может быть заменен только Союзом в любви с Богом, который неизмеримо глубже. Именно на таком единении с Богом основано монашество, поэтому оно не приводит к психологическим комплексам. Но монашество не для всех, это удел особых людей, «которые могут вместить» это состояние. Но для большинства женщина остается одним из самых необходимых условий нормального существования.
Адам продолжает: знаменитые слова, которые Господь Иисус Христос, вслед за апостолом Павлом, рассматривал как основополагающий документ брака: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут они в одной плоти».
Половой акт в духовном аспекте
Христианский богослов Григорий Нисский (около 335—394) утверждает, что весь аппарат половых анатомических различий и полового размножения, будучи аспектами “одежд из кожи”, данных Адаму и Еве после их грехопадения, возник только после грехопадения.
Если это так, то половой акт имел место, как указывает Святой Иоанн Лествичник, только после падения.
Но факт остается фактом, что Адам был мужчиной, а Ева женщиной уже в раю, до грехопадения, что они были женаты и одной плоти уже в Раю. У них было физическое влечение и они были привлечены друг к другу естественным, но безгрешным, непогрешимым образом.
Так, святой Кирилл Александрийский пишет о теле Адама до грехопадения, что оно “не было полностью свободно от вожделения плоти”. Ибо хотя она и была вне порчи, у нее действительно были врожденные аппетиты, аппетиты к пище и размножению. Но самым поразительным было то, что его ум был свежим. Ибо он свободно делал то, что хотел, видя, что его плоть еще не была подвержена страстям, вытекающим из тления.
Грехопадение. Что говорит Библия?
Приведу слова Библии:
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.