Updated: 13.02.2020
Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения — шедевры, где самый легкий мазок пронизан внутренним светом и глубочайшим смыслом. Благодарить за это следует «когорту» талантливейших русских иконописцев, каждый из которых, начиная с Андрея Рублева и заканчивая Симоном Ушаковым, внес лепту в развитие этого направления. Немало авторов-иконописцев осталось анонимными, однако их наследие бережно хранится и передается из поколения в поколение.
Если брать период 16-18 вв., то его можно назвать весьма плодотворным. Это расцвет иконописи, давший миру немало знаменитых иконописцев, чьими творениями мы любуемся и сегодня. Именно в это время стираются границы между работой иконописцев и живописцев — первые начали воспринимать и использовать в иконах приемы и технику, заимствованную у художников-иноземцев. Иконы во многих случаях приближены к жизни, привычные некогда каноны уже перестают быть такими обязательными. Изменения эти постепенны, духовенство еще сильно противится новым веяниям, однако они упорно наступают. Главенствующую роль в этом сыграла фигура Симона Ушакова.
Биография Андрея Рублёва загадочна
Великий древнерусский иконописец оставил о себе мало сведений. Например, до сих пор ведутся споры о том, где он родился.
Часть исследователей считает, что это Великий Новгород. Общепринятая же версия говорит о том, что это произошло в Московском княжестве.
Андрей Рублев расписывает Спасский собор. 15 век. Биографии Андрея Рублёва недостоверна и загадочна. Все изображения его символические и не претендуют на достоверность
Дата рождения Рублёва также спорна, поэтому обычно сообщается, что родился он в конце 1340-х годов. Родители преподобного неизвестны.
Так как он имел прозвище «Рублёв», что значит «рубель» или инструмент, предназначенный для накатки кожи, считается, что он мог происходить из семьи ремесленники.
На одной из икон, приписываемых Рублёву, имеется надпись: «Андрей Иванов сын Рублёв». Из этого факта некоторые искусствоведы делают вывод о том, что его отца звали Иван.
Прозвище «Рублёв» означает рубель — инструмент для накатки кожи.
Противники этой версии утверждают, что надпись поддельная, так как иконы авторства Рублёва стали высоко цениться только после реставрации в 1904 году главной святыни Троице-Сергиевой Лавры иконы Святой Троицы.
Доверять таким надписям нельзя, но принимать их к сведению необходимо.
Сергий Радонежский и Андрей Рублев, Илья Глазунов. 1992 год. Андрей Рублёв был послушником у преподобного Никона Радонежского
Кроме того, также существует версия о том, что Андрей родился в городе Радонеж, который находится близ Лавры. В её пользу говорит то обстоятельство, что позже он постригся в монахи именно в Лавре.
Кроме того, в житии Сергия Радонежского, которое составлено его учеником Епифанием, Рублёв упоминается три раза.
Это говорит в пользу той версии, что он был знаком со святым. Учёные утверждают, что иконописец был послушником преподобного Никона Радонежского.
Потом же стал иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Первое имя его не известно, хотя оно может совпадать с монашеским.
Иконописное искусство времён татаро-монгольского ига
Нашествие на Русь хана Батыя, положившее начало периоду татаро-монгольского ига, коренным образом повлияло на уклад всей жизни государства. Не избежала его влияния и русская иконопись. Большинство, сформировавшихся ранее художественных центров были захвачены и разорены ордынцами, а те, которых минула общая участь, переживали трудные времена, что не могло не отразиться на общем художественном уровне создаваемых в них произведений.
Тем не менее даже в этот тяжёлый период русские иконописцы сумели создать собственную школу живописи, занявшую достойное место в истории мировой культуры. Особым её подъёмом отмечена вторая половина XIV и практически весь XV век. В этот период на Руси трудилась целая плеяда выдающихся мастеров, наиболее известным представителем которой был Андрей Рублёв, родившийся в Московском княжестве около 1360 года.
Во времена Куликовской битвы Андрей Рублёв был членом княжеской артели мастеров
Косвенные сведения из разных источников говорят о том, что будущий знаменитый иконописец уже во времена Куликовской битвы в 1380 году был членом княжеской артели мастеров.
Эта артель занималась строительством и украшением храмов и монастырей. Она не жила постоянно на одном месте, а переходила из города в город.
Благовещенский собор Московского Кремля. Андрей Рублёв. Икона «Преображение», 15 век. Первое упоминание об Андрее Рублёве в русской летописи относиться к 1405 году
К сожалению, древние русские художники свои иконы не подписывали и не датировали их. Поэтому жизненный путь Рублёва можно проследить только по скудным сведениями, сохранившимся в летописях. При этом такие сведения противоречат друг другу.
Первый раз в летописи имя Андрея Рублёва появилось в 1405 году.
Первый раз в летописи имя Андрея Рублёва появляется в 1405 году. Запись говорит о том, что он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем.
При этом Андрей в тексте летописи назван чернецом. Исследователи утверждают, что в это время иконописцем была написана одна из лучших его икон — «Преображение».
Апостол Иоанн Богослов со своим учеником Прохором. Андрей Рублёв (?), Евангелие Хитрово, 1392-е
К этому же времени относится его работа над таким памятником русского книжного искусства как «Евангелие Хитрово». Ученые утверждают, что буквицы и миниатюры евангелия принадлежат перу преподобного.
Считается, что заказчиком шедевра мог быть или великий князь, или сам митрополит.
Заказчиком «Евангелия Хитрово» мог быть сам Московский митрополит.
Второй раз летопись говорит о Рублёве в 1408 году. Тогда святого отправили на роспись Успенского собора во Владимире. Роспись Андрей делал вместе с мастером Даниилом Черным.
Иконописцы по велению Великого князя Васили Дмитриевича выполняли работы по замене утраченных частей фресок собора.
Андрей Рублёв занимался восстановлением фрагмента грандиозной фрески «Страшный суд», которая занимала западную стену храма.
Творчество Феодора Зубова
И наконец, рассказывая об иконописи XVII века, нельзя не упомянуть имя ещё одного выдающегося мастера – это Феодор Зубов (1646-1689). Родившись в Смоленске, он в начале 1650 годов, ещё совсем подростком переехал в Великий Устюг, где для одной из церквей написал икону «Спас Нерукотворный», сразу создавшую ему репутацию зрелого художника.
Со временем его слава столь широко разошлась по России, что художник был вызван в Москву, и зачислен в штат иконописцев Оружейной палаты, где прослужил затем более сорока лет. После смерти Симона Ушакова, долгие годы возглавлявшего собранных там мастеров, Феодор Зубов занял его место. Среди прочих работ мастера особую известность получила икона «Апостольское служение», фото которой завершает статью. Достойный вклад в развитие российского искусства внесли и сыновья Зубова – Иван и Алексей, ставшие в Петровскую эпоху одними из лучших отечественных гравёров.
В Москве работает музей Андрея Рублёва
Третье упоминание святого в летописях относится к 1420-м годам. Тогда Андрей Рублёв работал над росписями Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря, восстанавливал его иконостас. За несколько лет до этого обитель сожгли татары, которые, не сумев взять Москову, напали на Владимир.
Во время работы в монастыре преподобный создал свой шедевр — «Святую Троицу». Это единственная достоверно известная иконописная работа Рублёва. Произошло это в период с 1425 по 1427 годы.
«Троица», икона. Андрей Рублёв. 1411 или 1425 — 1427 годы. Во время работы в Троице-Сергиевой Лавре Андрей Рублёв создал свой самый знаменитый шедевр «Троица»
После того как работы в монастыре были завершены, скончался Дании Чёрный, который долгие годы был напарником Андрея.
После его смерти святой вернулся в Андроников монастырь и весной 1428 года выполнил свою последнюю работу. Епифаний Премудрый в своей летописи говорит о том, что иконописец принимал участи в возведении в монастыре церкви Спаса.
29 января 1430
в это день умер преподобный Андрей Рублев
Преподобный Андрей Рублёв упокоился 29 января 1430 года во время морового поветрия (холера). Похоронили его рядом с колокольней Андроникова монастыря (Спасский собор).
В 1993 году на территории обители шли археологические раскопки. В их ходе археологи обнаружили престол собора и мощи неизвестного происхождения. Ряд исследователей их приписали Рублёву.
В настоящее время на этом месте расположен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.
Памятный знак установлен в память преподобного Андрея Рублева великого русского иконописца погребенного в Спасо-Андрониковом монастыре
Имя иконописца Андрея всегда почиталось среди верующих. Именно поэтому в 1988 году, в честь тысячелетнего юбилея крещения Руси, Русская православная церковь причислила его к лику святых. Рублёв стал первым в истории христианской церкви, который был ею канонизирован.
Выдающийся мастер фресковой живописи
Вторая половина XVII века отмечена творчеством ещё одного выдающегося мастера – Гурия Никитина. Родившийся в Костроме, предположительно в начале 1620 годов, он с юных лет занимался живописью. Однако серьёзный опыт начинающий мастер приобрёл в Москве, где в 1653 году вместе с артелью своих земляков занимался росписью ряда столичных храмов.
Гурий Никитин, работы которого с каждым годом отличались всё большим совершенством, стал известен прежде всего, как мастер фресковой живописи. До наших дней сохранились многие росписи, выполненные в монастырях и отдельных храмах Москвы, Ярославля, Костромы, Переславля-Залесского и Суздаля.
Характерной особенностью фресок, выполненных мастером на библейские сюжеты, является их праздничный цветовой колорит и богатство символики, за что при жизни художника нередко упрекали в обмирщении искусства, то есть переориентации его на проблемы тленного мира. Кроме того, результатом его творческих поисков стал особый художественный приём, позволявший мастеру создавать в своих композициях необычайный пространственный эффект. В историю искусства он вошёл под названием «формулы Гурия Никитина». Скончался прославленный иконописец в 1691 году.
Учителем Андрея Рублёва был Феофан Грек
Летописи говорят о том, что Андрей Рублёв работал с такими мастерами, как Прохор-старец и Даниил Чёрный, который был его напарником в странствиях. Однако учитель Андрея Рублёва — Феофан Грек.
Именно от него иконописец получил навыки византийского письма и с его помощью познакомился с византийской изобразительной культурой.
Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества (миниатюра Лицевого летописного свода, 16 век). Феофан Грек прибыл на Русь из Византии
Величайший византийский и древнерусский иконописец, мастер фресковых росписей и миниатюр Феофан грек родился в 1340 году и умер в 1410 году. Родился он в Византии. Именно поэтому он получил на Руси прозвище «Грек».
До приглашения на Русь он жил и работал в Константинополе и других византийских городах. Непосредственно перед прибытием он долгое время жил в Кафе. Это ныне крымская Феодосия. Историки утверждают, что на Русь он приехал вместе с митрополитом Киприаном.
Первоначально он поселился в Новгороде. Это произошло в 1370 году. Здесь он расписывал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан оказал огромное влияние на развитие всего искусства Великого Новгорода. Это касается как роспись фресок, так иконописи.
Дальнейшие сведения о деятельности Феофана Грека туманны. По некоторым данным, он продолжил свою работу в Нижнем Новгороде, а также посетил Коломну и Серпухов. В начале 1390 года он приехал в Москву. Здесь он расписывала храмы, частные дома, писал иконы и миниатюры для книг.
Видеоролик: Иконописная школа: Феофан Грек, Рублев, Дионисий. На 3.20 минуте автор говорит о том, что Андрей Рублёв, в отличие от Феофана Грека и других иконописцев пишет икону как молитву, как созерцание красоты Божьей.
Андрей Рублёв совместно с Феофаном Греком работал в 1405 году над росписью Благовещенского собора Московского Кремля.
1405
в этом году Рублев работает над росписью Благовещенского собора Московского Кремля
К этому периоду его жизни относится знакомство с византийским иконописцем и обучение у него.
Искусствоведы указывают, что Феофан познакомил Андрея с византийской традицией в изобразительном искусстве. Работая с ним, преподобный отточил технику письма.
Это серьёзно отразилось на формировании стиля Рублёва, который стал приближаться к каноническому византийскому письму.
В дальнейшем преподобный работал самостоятельно или же с русскими мастерами в соавторстве. У него выработался собственный художественный стиль, впитавший в себя лучшие образцы византийского искусства, но не копировавший его.
Для него характерно спокойствие и умиротворенность. Кроме того, все работы Рублёва отличаются идеальной гармонией цвета, пропорции и красоты.
Иконопись домонгольского периода
Известно, что вместе с православием Русь позаимствовала у Византии и достижения её культуры, получившие в Киевском княжестве своё дальнейшее развитие. Если роспись первого возведённого в Киеве Десятинного храма выполняли приглашённые князем Владимиром заморские мастера, то очень скоро русские иконописцы появились в Переяславле, Чернигове, Смоленске и в самой столице, именовавшейся Матерью городов русских. Отличить их работы от икон, написанных византийскими учителями, довольно сложно, поскольку в домонгольский период ещё не утвердилась в полной мере самобытность национальной школы.
До наших дней дошло крайне мало произведений, выполненных в тот период, но даже и среди них имеются подлинные шедевры. Наиболее ярким из них является двусторонняя новгородская икона «Спас Нерукотворный», написанная неизвестным мастером в конце XII века, на обороте которой изображена сцена «Поклонение Кресту». Уже более восьми столетий она поражает зрителя точностью рисунка и его плавной моделировкой. В настоящее время икона находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Фото этой иконы открывает статью.
Другое, не менее известное произведение домонгольского периода, экспонирующееся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга – это также новгородская икона, известная под названием «Ангел Златые власы». Лик ангела, преисполненный тонкой эмоциональности и глубокой лиричности, производит на зрителя впечатление спокойствия и ясности. Умение передать подобные чувства русские иконописцы во всей полноте унаследовали от своих византийских учителей.
Многие работы, приписываемые Рублёву, ему не принадлежат
«Открытие» Андрея Рублёва произошло в 19 веке, когда начался рост русского национального самосознания в преддверии Первой мировой войны. При этом, так как сведений об иконописце сохранилось мало, многие работы, приписываемые ему, оказались поддельными или же не его авторства.
Связано это так же с тем, что рублёвские иконы русской православной церковью признавались эталонными и поэтому в больших количествах копировались. Особенно часто «под Рублёва» изображался Апостол Павел и Архангел Михаил.
Видеоролик: Левон Нерсесян об Андрее Рублеве. На первой минуте автор говорит о том, что единственной работой, которая стопроцентно принадлежит Андрею Рублёву, считается икона «Троица», так как о ней есть упоминания в рукописных источниках.
Искусствоведы установили, что на сегодняшний день иметься всего лишь семь произведений искусства, о которых достоверно известно, что их автором был Андрей Рублёв. Это как фрески, так и иконы. Ещё 15 работ спорны, но всё-таки по манере письма их относят к рублёвским.
Кроме того, существует множество различных копий и подражаний. В наше же время иконы-фото Андрея Рублёва часто продаются в качестве сувениров в культурных и религиозных центрах страны.
Сегодня известно 7 работ, для которых авторство Андрея Рублёва достоверно установлено.
Искусствоведы же наиболее часто рассказывают об иконах «Троица», «Спас Нерукотворный», «Благовещение», «Богоматерь Владимирская», «Преображение Господне». Это образец «рублёвского стиля».
Многие современные иконописцы, возрождая традиции русской иконопись, утраченные в советский период, берут за образец именно эти работы преподобного Андрея.
Достойный приемник мастеров прошлого
Продолжателем художественных традиций, заложенных Андреем Рублёвым и его современниками, стал Дионисий – иконописец, иконы которого, выполненные для соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы Иосифо-Волоколамского монастыря, а также фрески и иконостас Ферапонтового монастыря, навсегда вошли в сокровищницу российской культуры.
Известно, что Дионисий, в отличие от большинства отечественных иконописцев, не был монахом. Большинство заказов он выполнял вместе со своими сыновьями Владимиром и Феодосием. До наших дней сохранилось довольно много произведений, выполненных либо самим художником, либо возглавляемой им артелью. Наиболее известными из них являются иконы – «Крещение Господне», «Богоматерь Одигитрия» (следующее фото), «Сошествие во ад», а также ряд других работ.
Годы его жизни точно не установлены, известно лишь, что родился мастер около 1444 года, а датой смерти называют приблизительно 1502-1508 год. Но его вклад не только в российскую, но и в мировую культуру столь велик, что решением ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Дионисия.
В Москве работает музей Андрея Рублёва
Работы выдающегося древнерусского иконописца хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Например, в Третьяковской галерее Рублёву посвящён целый зал.
Здесь выставлен знаменитый Спас Андрея Рублёва. Фото иконы помещены во многие учебники искусствоведческие сборники, а также научную литературу.
Музей Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. Экспозиция древнерусских икон
В Москве, на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, с 1947 года работает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Цель его деятельности — сохранение древнерусского культурного наследия. В первую очередь это сохранение древнерусских икон.
XVI
в этом веке появились первые иконы Андрея Рублева
К сожалению, никаких материальных свидетельств, кроме его работ, о жизни Андрея Рублёва не сохранилось.
Именно поэтому современные молодые люди, желающие увидеть «фото иконописца», могут обратиться к иконе преподобного. Первые его иконы появились в 16 веке.
Преподобный Андрей Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428). Храм Святых Новомученников и Исповедников Российских в Бруклине
Дни почитания святого — 26 июня и 17 июля. Списки с иконы преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре и Спасо-Адрониковом монастыре в Москве.
Также стоит отметить, что многие творческие люди посвятили образу Андрея Рублёва свои произведения. Например, Андрей Тарковский снял в 1966 году он нём одноимённый фильм, ставший шедевром мирового кинематографа.
Молитва преподобному Андрею Рублёву
В наше время святому молятся о раскрытии таланта и помощи в работе.
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Андрее! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу:
помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю:
не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу,
ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.
Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом,
сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.
Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики,
с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща,
тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние,
да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся,
и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу:
Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем,
и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение