I. ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА. 3. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен запретил своим указом в служении протоиерея Владимира Головина за:

«… непослушание архиерею и деятельность, вносящую соблазн в деятельность Церкви».

Протоиерей не раскаялся и исполнил распоряжения епископа и теперь его ожидает церковный суд, который на основе положений церковного права примет решение об отрешении его от сана. Его примут на основании норм церковного права, ведь Русская Православная Церковь живёт, управляется и взаимодействует с государством в соответствии с церковным правом.

Нормами, содержащимися в церковном праве, Церковь оберегает свой богосозданный строй

Учёные определяют церковное право как совокупность правовых норм, сложившуюся в течение истории христианской Церкви, регулирующих её внутреннюю дисциплинарную (каноническую) жизнь, а также отношения Церкви с государством или же государствами.

Церковь представляет собой Царство Божие на Земле и поэтому с самого своего создания проявляет свою Богочеловеческую природу. Именно поэтому она отличается от всех других человеческих сообществ.


Церковный суд в России XVII века. Д.Ф.Полознев. 1800-е годы. Церковь как Божественное учреждение не подчиняется земным законам, но подчиняется тем порядкам, которые установлены на земле. Поэтому существует церковное право и церковный суд

Церковь ― это Божественное учреждение и в нём Святой Дух подаёт людям благодать для своего спасения и духовного возрождения. Несмотря на то обстоятельство, что Церковь Христова — это Царство не от мира сего (Ин. 18:36), она явно присутствует в видимом мире.

С бытовой точки зрения она представляет собой человеческое сообщество, объединённое единой верой, Божиим законом и Святыми Таинствами.

Церковь не подлежит земным законам, но условиям порядка установленного на земле подчиняется.

Именно поэтому Церковь никаким земным законам не подлежит, но подчиняется при этом общим условиям земного порядка. Особенно ярко это проявляется во взаимоотношениях Церкви и государства. Этого вполне достаточно чтобы ввести её в область права.

При этом правовое регулирование касается не только названных отношений, но и охватывают и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.


Нагорная проповедь, Карл Генрих Блох. 1877 год. В Новом Завете Церковь Христова представляет собой Иисуса Христа и тех, кто следует за Ним. Во время Нагорной проповеди Христос дал своим ученикам правило и догматы веры, основав тем самым Церковь

Так как христианская Церковь учреждена Создателем и её Глава Иисус Христос дал ей Свой закон, а именно: правило веры и догматы веры (нравственный закон), то церковное управление происходит по особым правилам.

Эти правила, часть которых издала сама Церковь той властью, которую Христос вручил ей, и формируют корпус церковного права. Его нормами Церковь оберегает свой богозданный строй.

Первоначально церковь подчинялась светским законам

В древней церкви церковное законодательство отсутствовало. Дело в том, что вся организация в ней состояла в самоуправлении духовных общин. Только с III века такие общины стали формировать клир, то есть совокупность наделенных особыми религиозными и священными правами служителей церкви.

Тогда же руководители христианских общин — епископы, стали профессиональными церковнослужителями.


Флавий Валерий Аврелий Константин. Римский император Константин I Великий. Император Константин признал христианство. После этого начала складываться церковная иерархия и формироваться церковное право

Представители клира в результате Таинств получали особые права на совершение богослужения и исполнение обрядов по отношению к мирянам. Кроме того, сама структура Церкви усложнилась, ведь в ней появились различные церковные чины.

После того как византийский император Константин в начале IV века признал христианство, стала формироваться строгая иерархия христианской религии.

IV век

начало формирования церковного права

Епископы заменили пророков и стали возглавлять округ, состоящий из несколько христианских общин. Здесь они имели как религиозную, так и судебную власть. Кроме того, они обладали правом «истолковывать» вопросы Писания и церковных обрядов.

Собрания епископов стали именоваться синодами, появились крупные объединения общин — патриархии и митрополии. В это же время римские епископы получили особый статус наместника самого Бога, обладающего и светской и церковной властью — статус папы.


Первый Никейский собор. Икона. После первого Никейского собора началось разделение христианской Церкви на западную и восточную. В результате православное и католическое церковное право отличаются друг от друга

В этот период церковной власти от власти светской делегированы права быть арбитром не только в церковных, но и моральных и этических делах. Именно с этого момента можно говорить о возникновении церковного права, ведь раньше Церковь жила по светским законам Римской и, позже, Византийской империи.

При этом стоит отметить, что после Никейского собора 325 года началось догматическое и административное обособление восточной (греческой) церкви. Произошло это из-за нежелания её представителей признавать верховенство римских пап и догмата об их непогрешимости.

В наше время католическое и православное церковное право значительно отличается

Процесс разделения христианской Церкви на западную (католическую) и восточную (православную) завершился к середине XI века.

В эпоху средневековья на Западе церковное право уже практически сформировалось, так как христианские правила стали распространять своё действие не только на священнослужителей и работников церкви, но и на всех верующих.


Смутьян из Лангедока. Жан-Поль Лоран. 1887 год. В средние века монастыри и епископы приобрели полномочия сеньориального суда. Их юрисдикция распространялась на вассалов и подвластное население

С утверждением феодальных отношений в Европе церковь, монастыри и епископы приобрели полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения и зависимых сословий.

В дальнейшем каноническое право стало играть основную роль в правовой системе Западной Европы. Оно регулировало практически все сферы не только церковной жизни, но и светского общества.

Что же касается православия, то восточная ветвь христианства никогда не претендовала на первенство перед властью государственной. Именно поэтому правовые нормы православных Церквей отличаются от католических.

Православные Церкви имеют свои церковные суды.

Так православные Церкви имеют свои церковные суды, но они не вмешиваются в светское судопроизводство и светское право. Стоит отметить, что нормы Церковного права применялись не только кдуховным служителям, но и к светским лицам (мирянам).

Церковный суд рассматривал обширный круг дел (гражданских, брачно-семейных, споры о наследстве и др.), но не подменял собой светский.

Краткий перечень отличий католического и православного права состоит в следующем:

  1. Римский Папа считается непогрешимым, поэтому решения католической церкви главенствуют над решениями светских судов. Православные Патриархи непогрешимыми не считаются и поэтому не ставят себя выше светской власти.
  2. Церковные суды Православных Церквей в светскую жизнь не вмешиваются. Суды католической Церкви рассматривают широкий круг дел относящихся к юрисдикции светских судов, например, дела, касающиеся брачно-семейных отношений.
  3. В некоторых католических странах Церковь — это часть государства и поэтому выполняет государственные функции. В России Церковь от государства отделена.


Папа Пий IX (1846—1878), во время понтификата которого доктрина о безошибочности Папы Римского была принята на Первом Ватиканском соборе. Догмат о непогрешимости Папы Римского — одна из причин различий между католическим и православным церковным правом
Естественно, что государство, особенно в средние века, часто заимствовало нормы церковного права и допускало их использование. Так, например, для регулирования семейных или брачных отношений применялись правила установленные Церковью.

При этом первенство всегда было за государством, ведь в восточной ветви христианство отсутствовал институт непогрешимости Патриархов. Эта традиция идёт из Константинополя, где власть императора в светских делах всегда ставилась выше власти патриарха.

I. Источники церковного права

Поскольку новые правила, издаваемые Поместными Соборами, уже не вошли в канонический свод, а, в связи с постоянно меняющимися обстоятельствами церковно-политической жизни, необходимость в церковном правотворчестве не отпала, особенно важное значение приобретают толкования канонов. Даже постановления соборов этой эпохи приобретают иногда характер толкований древних правил. Толкования канонов и законов греческие юристы называли схолиями, а латинские – глоссами.

Первоначально схолии писали на полях рукописей, содержавших тексты правил; они носили характер замечаний и пояснений, касающихся отдельных слов или мест канона либо всего текста. Но со временем некоторые из древнейших схолий были приписаны к тексту правил или даже сами становились самостоятельными правилами. Например, 60-е правило Лаодикийского Собора – по происхождению своему не соборное правило, а позднейшая схолия на 59-е правило. Правила 60-го нет в древнейших списках Лаодикийского Собора. Правило 12-е святого Григория Неокесарийского – это тоже, по сути дела, позднейшая схолия, составленная из 56-го и 75-го правил святителя Василия Великого. Что касается древности схолий, то немецкий католический учёный Гергенретер обнаружил следующее: в одной из рукописей мюнхенской библиотеки находится схолия, принадлежащая Патриарху Фотию118.

Древними схолиями пользовались в своих толкованиях великие канонисты XII века Аристин, Зонара, Вальсамон.

Относительно хронологической последовательности появления их толкований в науке нет единого мнения. Последним, безусловно, появился труд Вальсамона: в толкованиях на «Номоканон» он прямо называет своих предшественников Зонару и Аристина. Но трудным представляется вопрос о том, кто написал толкования раньше: Зонара или Аристин. До XIX века преобладало мнение, что труд Зонары предшествовал труду Аристина. Беверегий относит время деятельности Зонары к царствованию Алексия Комнина119. Архимандрит Иоанн (Соколов) указывает 1120 год, как приблизительное время написания Зонарой толкований на «Синтагму»120. Предшественником Аристина считал Зонару и профессор Московской Духовной академии А. Ф. Лавров, впоследствии – архиепископ Виленский Алексий121. Однако, во второй половине XIX века большинство учёных стало склоняться к тому, что Аристин писал толкования на «Синопсис» раньше труда Зонары. Этой точки зрения придерживаются Цахариэ фон Лингенталь, А. С. Павлов, Н. С. Суворов, М. Е. Красножен122.

Алексий Аристин – уроженец Эллады. Он получил юридическое образование и занимал высокую гражданскую должность, когда был вызван в столицу императором Иоанном Комнином. В Константантинополе Аристин в диаконском сане занимал высшие государственные должности номофилакса, орфанотрофа и, наконец, церковную должность великого эконома Патриаршей Церкви. Скончался он после 1166 года. В деяниях Константинопольского Собора 1166 года в числе присутствовавших на соборе упоминается эконом Алексий.

По поручению императора Иоанна Аристин составил толкование на канонический «Синопсис» (около 1130 года). Вследствие краткости изложения правил в «Синопсисе» в нём было много неясностей и неточностей. Есть ошибки и в передаче содержания канонов. Но из-за краткости «Синопсис» удобен в употреблении и поэтому получил самое широкое распространение. Данным обстоятельством и объясняется выбор именно этого канонического сборника для комментирования.

В толкованиях на «Синопсис» Аристин пользовался полным текстом правил и вносил в свои комментарии выдержки из них. Пользовался он и древними схолиями на каноны. Изредка он делает ссылки и на гражданские законы по церковным делам. В своих толкованиях Аристин изъясняет буквальный смысл правил, не вдаваясь в казуистические тонкости.

По словам профессора М. Е. Красножена, Аристин «держится метода строго догматического: в большинстве случаев он изъясняет только буквальный смысл правил, указывая при этом, как должны быть понимаемы некоторые неточные и неясные слова и выражения, встречающиеся в «Синопсисе» правила»123.

Если об одном и том же предмете говориться в разных правилах, Аристин даёт на них общее толкование. Лишь изредка он выходит за рамки изъяснения буквального смысла канонов и делает замечания относительно причин, побудивших к изданию некоторых правил, или по поводу употребления тех или иных канонов не как общецерковных правовых норм, а лишь в отдельных Поместных Церквях. Обращает он внимание и на те правила, которые вышли из употребления. В тех случаях, когда текст «Синопсиса» ясен, Аристин делает замечание: «σαφης» (ясно), в «Кормчей» – «се разумно».

В руках Аристина был список «Синопсиса», в котором излагалась не вся «Синтагма» Фотиева «Номоканона»: недоставало правил Константинопольских Соборов 861 и 879 годов, а из правил святых отцов помещено было лишь три «Канонических послания» святого Василия Великого. В некоторых списках Аристина приведены, однако, без толкований и изложения те правила, которые не вошли в «Синопсис». По мнению А. С. Павлова, дополнения были сделаны самим Аристином124.

Для истории русского церковного права «Синопсис» с толкованиями Аристина имеет особое значение, потому что именно он составил основу нашей «Кормчей».

Другой знаменитый византийский канонист Иоанн Зонара при императорах Алексии и Иоанне занимал должность великого друнгария виллы, то есть начальника дворцовой стражи, первого секретаря империи и вице-председателя Императорского трибунала, председателем которого был сам василевс.

Удручённый горем о смерти жены и детей, наскучив придворными интригами, он принял постриг. Местом, где Иоанн Зонара спасался, был, по одним сведениям, Афон, а по другим – монастырь святой Гликерии. Здесь он, вдали от суеты, предался литературным трудам. Иоанн Зонара написал толкование на воскресные каноны святого Иоанна Дамаскина, канон Пресвятой Богородицы, слово на крестопоклонение, житие святого Сильвестра, трактат по брачному праву, трактат о непроизвольном осквернении и два особенно значительных труда: «Хронику от сотворения мира до 1118 года» и «Толкования на полную «Синтагму» Фотиева «Номоканона».

Толкования на «Синтагму» Фотиева «Номоканона» были составлены, вероятно, в первые годы царствования Мануила Комнина (1142 – 1181 гг.). Перед соборными правилами Зонара поместил краткие исторические справки о Соборах. Зонара изъяснял смысл канонов с трёх точек зрения: исторической, догматической и практической. По словам А. С. Павлова, «так как в «Синтагме» содержался канонический материал, образовавшийся в продолжение многих столетий, то здесь было много уже непонятно для греков XII века или получило на практике уже совсем другой смысл. Таким образом, толкователю нужно было изъяснить первоначальный, исторический смысл правил тех или других канонических терминов и указывать обстоятельства, вызвавшие данное правило. Конечная цель толкований Зонары состояла в том, чтобы чрез снесение правил, относящихся к одному и тому же предмету, извлечь из них общее положение, как каноническую догму»125.

Сталкиваясь с мнимыми или действительными противоречиями в правилах, Зонара стремился примирить и согласовать их. При этом он, как отмечал М. Е. Красножен, исходит «из того предположения, что правила, содержащиеся в одном кодексе, основанные на одних и тех же религиозно-нравственных принципах, не могут стоять в противоречии друг другу»126. В толковании на 14-е Апостольское правило Зонара пишет: «Не должно думать, что каноны дают противоречивые определения». По его мнению, в большинстве случаев мысль о противоречии между канонами возникает у читателя вследствие неточности формулировок.

В случае же действительно неустранимого расхождения в правилах Зонара, при решении вопроса о предпочтении нормы одного из несогласующихся канонов, на первое место ставит Апостольские правила; правилам Вселенских Соборов он отдаёт предпочтение перед правилами Поместных, а те, в свою очередь, ставит выше святоотеческих канонов. Кроме того, Зонара исходит из юридического принципа «lex poterior derogat priori» (последующий закон отменяет предыдущий). Он также склонен отдавать предпочтение тому правилу, которое «более человеколюбиво», то есть содержит более мягкую санкцию.

Установив каноническую догму, Зонара входит в разъяснение казусов церковно-канонической практики, сообщает исторические подробности. Так, в толковании на 13-е правило святого Василия Великого он писал: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн». Зонара приводит случай из истории: «Когда император Никифор Фока стал требовать, чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам и, подобно им, были чтимы и прославляемы, тогдашние архиереи представляли со своей стороны, что такое чествование было бы несправедливо, и не быв выслушаны, воспользовались, наконец, словами Василия Великого, как правилом, говоря: «Каким образом мы можем причислить к мученикам павших на войне, когда Василий Великий отлучает их на трёхлетие от Таинства, как имеющих нечистые руки?»

Иоанн Зонара составил толкования только на «Синтагму», а не на первую часть «Номоканона», в которой помещены гражданские законы о церкви. Поэтому им подробно не рассматривается вопрос об отношении канонов к законам. Но общий характер его церковно-правовых воззрений ясен: он, безусловно, ставит каноны выше законов.

В своих суждениях о современной жизни Зонара проявляет редкое бесстрашие. В изъяснении 28-го правила Халкидонского Собора он пишет: «Царская власть перешла в тиранию, а сенат стеснён и потерял своё значение». В толковании на 7-е правило Неокесарийского Собора, воспрещающего пресвитеру пиршествовать на браке двоеженца, Зонара замечает: «Но так на письме, а мы видим и патриарха, и различных митрополитов, пиршествовавших с царём, вступившим во второй брак».

Высокой оценки заслуживает научная щепетильность Зонары. В выводах он всегда осторожен, и там, где разрешение вопроса из-за недостаточности материала, которым он располагал, превышает его возможности, он откровенно признаётся в этом.

По характеристике М. Е. Красножена, «язык, которым написаны толкования (толкования Зонары. – В. Ц.), отличается ясностью и простотой, но эта простота не мешает… речи Зонары быть весьма красивой и образной. Иногда Зонара начинает толкование словами, которые служат к нему как бы эпиграфом, любит прибегать к сравнениям и сопоставлениям, пользуется случаем привести общеизвестные истины нравственного характера, заимствуя их иногда у поэтов и мудрецов и, особенно часто, ищет доказательства справедливости своих слов в Священном Писании»127.

Последним по времени, но, вероятно, самым авторитетным канонистом XII века был Феодор Вальсамон. Он родился в Константинополе, в столице и начал своё служение Церкви. При императоре Мануиле он уже занимал должности патриаршего номофилакса и хартофилакса. Вальсамон прославился как знаток церковного и светского права, и эта его слава способствовала его возведению на Антиохийский Патриарший престол в 1193 году при императоре Исааке Ангеле. Но Вальсамон не покинул Константинополь, ибо Антиохия была тогда занята крестоносцами.

По рассказу Никиты Хониата, император Исаак Ангел, желая возвести на столичную кафедру Иерусалимского Патриарха Досифея, который некогда предсказал Исааку императорскую порфиру, обратился к Феодору Вальсамону со словами, что он хотел бы перевести его с Антиохийской кафедры на Константинопольскую, но, к сожалению, этого не дозволяют каноны. А вот если бы он, знаток канонов, смог доказать, что такое перемещение законно, император бы немедленно распорядился о его переводе. Феодор Вальсамон нашёл, что вопрос этот можно уладить. Когда же его разъяснения были представлены собору епископов, последовало императорское определение о переводе Иерусалимского Патриарха Досифея на столичную кафедру, а Феодор Вальсамон остался Антиохийским Патриархом.

Поручение составить толкования на весь «Номоканон в XIV титулах», а не на одну «Синтагму», Вальсамон получил ещё до патриаршества от императора Мануила. Главным побуждением к этому труду было несоответствие между законами Юстиниана, вошедшими в «Номоканон», и действовавшим тогда в Византии законодательством, основанном на «Василиках».

Прямым поводом к этой работе послужил такой случай. Константинопольский Патриарх Михаил без согласия митрополита Амасийского Льва, который в течение целого года не замещал одну епископскую кафедру в своей митрополии, поставил на неё епископа, ссылаясь при этом на 1-ю главу 123-й новеллы Юстиниана, вошедшую в 1-й титул «Номоканона». Патриарху возразили: новелла утратила силу, потому что не включена в «Василики», а Патриарх настаивал, что «Номоканон» – священная книга и поэтому не может утратить силы. Император и сенат высказались против Патриарха.

И вот, в толкованиях на «Номоканон» Вальсамон должен был ответить на вопрос о юридической силе законов, вошедших в «Номоканон», но не включённых в «Василики». И Вальсамон признал их утратившими силу. Поэтому в толкованиях он должен был чётко отличать, какой из канонов Юстиниана принят в «Василики», а какой не принят.

В изъяснении «Синтагмы» Вальсамон опирался в основном на Зонару. Часто он дословно повторял его толкования. Но, по словам А. С. Павлова, Вальсамон «становится вполне оригинальным в тех случаях, когда нужно было установить отношение церковных канонов к государственным законам и примирять встречающиеся несогласия между теми и другими или разрешить какой-нибудь казуистический вопрос, возникавший в современной церковной практике»128.

Вальсамон исходит в своих комментариях из принципа, согласно которому законы должны уступать канонам, но его аргументация при этом отличается особой деликатностью по отношению к законодательной власти государства. Он ставит каноны выше законов, так как первые имеют двойную санкцию: от Церковных Соборов и от самих императоров, а последние – только от императоров, тем самым освобождая себя от необходимости настаивать на приоритете церковной власти самой по себе перед императорской.

В противоположность Зонаре, который всегда опирается на каноны и критикует отступления от них в современной церковной практике, Вальсамон везде пытается доказать, что современная ему церковная практика не противоречит святым канонам. Он безусловно оправдывает все действия императоров в делах церковного управления. Вальсамон также энергично защищает преимущества Константинопольского Патриарха в сравнении с другими Патриархами (толкования на 31-е правило св. Апостолов, 10-е правило VII Вселенского собора, 1-е правило I Вселенского Собора), часто прибегая к натяжкам.

Апологетическое отношение Вальсамона к действующему церковному праву Византии упрочило его авторитет. Уже в конце XIV века патриарх Филофей называл его искуснейшим канонистом, голос которого решает самые запутанные вопросы. Авторитет этот также основан на поразительной учёности Вальсамона, на его превосходной осведомлённости в церковном и светском праве, на редком искусстве в согласовании противоречивых правовых норм.

Помимо толкований на «Номоканон в XIV титулах», Феодор Вальсамон составил 66 канонических ответов на вопросы Александрсийского Патриарха Марка, которые вошли в «Афинскую Синтагму».

Толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, авторизованные высшей церковной властью, слились с каноническим кодексом Православной Церкви. Уже в XIII веке некомментированные списки «Номоканона» были признаны устаревшими и стали выходить из употребления.

Отличия между церковным и светским правом

Основная задача светского права — регулирование общественных отношений путём принятия в установленном порядке общеобязательных норм и правил. Именно поэтому государство реализует через право две свои важнейших функции: принуждение и наказное.

Если человек отказывается соблюдать установленные правила поведения (законы), государство принуждает его это делать, а нарушителей их наказывает.


Группа заключенных под конвоем на доставке грузов в тюрьму. Восточная Сибирь, начало ХХ века. Церковное право, в отличие от права светского, основано на тех догмах, которые даровал Церкви Христос. Именно поэтому цели наказания в Церкви и государстве различны

Право церкви же основывается на тех правила и положениях, которые дарованы Спасителем. Поэтому в нём реализуется такие методы правового регулирования как акривия и икономия. Акривия — это способ решения спорных вопросов на основе позиций строгого следования началам христианского учения.

Он используется при разрешении споров по поводу основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства.

Икономия же представляет собой такой метод правового регулирования, который допускает снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера.

В РФ Церковь отделена от государства на основании ст. 14 Конституции.

В наше время в православии церковное право регулирует исключительно внутрицерковные вопросы. Это: проблемы церковного устройства, соответствия или несооотвествия церковным канононам поведения священнослужителей, взаимоотношения Поместных Церквей, взаимоотношения Церкви и Государства и т.д.

При этом необходимо помнить о том, что в России Церковь отделена от Государства в соответствии со статьёй 14 Конституции Российской Федерации.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент Российской Федерации Владимир Путин. Несмотря на то, что православие в России признано одной из традиционных религий, Церковь от государства отделена на основании соответствующих положений Конституции

Церковь рассматривается Государством как одна из форм общественных объединений. Именно поэтому в хозяйственной деятельности она руководствуется светскими законами. Кроме того, Церковь в России платит налоги и исполняет иные обязанности, возложенные на неё российскими законами.

При этом несомненно влияние церковных институтов и христианских догм на светское право, что проявляется, например, в институте помилования или амнистии.

Кратко отличия светского и церковного права можно отобразить так:

  1. Светское право направленно на то, чтобы заставить граждан соблюдать принятые через нормативно-правововые акты правила поведения. Цель церковного права — побудить человека провести духовную работу над собой, чтобы приблизиться к Богу.
  2. Светское право основывается на тех положениях, которые приняли органы государственной власти, церковное — на догмах, дарованных Богом.
  3. Светское право, в том числе, регулирует взаимоотношения Церкви, как общественной организации, с другими субъектами права. Церковное право имеет в качестве сферы регулирования узкий спектр вопросов, касающихся внутрицкерковной жизни, и иные сферы правового регулирования не затрагивает.

Каноническое право

Раздел V. ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ.

  1. Природа церковной власти и её отличия от власти мирской.
  2. Виды церковной власти.
  3. Власть учения:
  • Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения.
  • Проповедь.

Учебное пособие:

Протоиерей Владислав Цыпин, Каноническое право. – 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 864 с.

Материалы:

Епископская присяга

Символ Григория Неоскессарийского

Символ Афанасия Великого

Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.)

8 мая 2021 г.

Тема: Церковь и государство.

  1. Православное учение о государстве С. 754
  2. Модели взаимоотношений Церкви и государства с. 768.
  3. Взаимоотношения Церкви и государства в России. С. 791

Учебное пособие:

Протоиерей Владислав Цыпин, Каноническое право. – 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 864 с.

Материалы:

Платон. «Государство»

Задание:

Подготовить рассуждение на одну из заданных тем (2-3 листа а4):

  • Модели церковно-государственных отношений.
  • Византийское учение о симфонии.
  • Государственное законодательство о религиозных объединениях советской эпохи.

Готовые задания присылать на e-mail c пометкой темы «Каноническое право» до 11 мая 2021 г.

12 мая 2021 г.

Тема: Церковь и государство.

  1. Взаимоотношения Церкви и государства в советскую эпоху. С. 799
  2. Конституционный статус Русской Православной Церкви. С. 808.
  3. Статус Русской Православной Церкви в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединения с. 810»

Учебное пособие:

Протоиерей Владислав Цыпин, Каноническое право. – 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 864 с.

Материалы:

Закон о свободе совести и религиозных объединениях

Задание:

  1. Прочитать материал.
  2. Знать Закон о свободе совести и религиозных объединениях, уметь беседовать.

15 мая 2021 г.

Тема: Церковь и государство.

  1. Законодательные акты, регламентирующие церковную жизнь (С. 815).
  2. Перспективы развития российского законодательства о статусе религиозных общин (с. 816).

Учебное пособие:

Протоиерей Владислав Цыпин, Каноническое право. – 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 864 с.

Задание:

  1. Прочитать материал.

========================================================================

19 мая 2021 г.

Тема: Основные принципы взаимоотношения Церкви и Государства.

  1. Канонические нормы взаимоотношений Церкви и Государства. С. 817
  2. Взаимоотношения клириков и государственной власти. С. 822.

Учебное пособие:

Протоиерей Владислав Цыпин, Каноническое право. – 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 864 с.

Задание:

  1. Прочитать материал.
  1. Уметь ориентироваться в принципах взаимоотношений Церкви и Государства.

========================================================================

22 мая 2021 г.

Тема: Основные принципы взаимоотношения Церкви и Государства.

  1. Православная Церковь в современном мире (с. 825).

Учебное пособие:

Протоиерей Владислав Цыпин, Каноническое право. – 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 864 с.

Задание:

  1. Прочитать материал.

========================================================================

26 мая 2021 г.

Тема: Источники права католической и протестантских церквей.

  1. Особенности законодательства и источники права Католической Церкви (с. 826).
  2. Средневековые католические сборники канонического права (с. 831).
  3. Кодексы Католической церкви (с. 835).
  4. Правовые источники Протестантских церквей (с. 839).

Учебное пособие:

Протоиерей Владислав Цыпин, Каноническое право. – 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 864 с.

Задание:

Прочитать материал, уметь ориентироваться.

========================================================================

29 мая 2021 г.

Тема: Высшее управление римско-католической церковью (с. 840 – 846).

Прочитать материал.

Церковное право основывается на обширном своде правовых источников

Источники церковного права весьма разнообразны, но основа их — Священное Писание. Основной свод их относиться ко временам эпохи Вселенских соборов, когда сформировались основные церковные каноны. В наше время иерархия права действующего в Русской Православной Церкви следующая:

  1. Канонический кодекс Вселенской Православной Церкви — Правила Святых апостолов, Соборов и Отцов. Они включены «Пидалион», «Афинскую Синтагму» и, в переводе на славяно-российский язык, в нашу «Книгу правил».
  2. «Устав Русской Православной Церкви», принятый на Соборе 1988 году, заменивший «Положение о Русской Православной Церкви,» изданное Собором 1945 года.
  3. Определения Собора 1917-1918 гг. сохранившие законную силу в той их части, которая не отменена формально, не заменена новыми нормами «Устава» и не противоречит существующим условиям церковной жизни.
  4. Определения Священного Синода и Указы Святейших Патриархов, Патриарших Местоблюстителей и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в том случае, когда они не отменены и не устарели.


Первый Вселенский Собор. Эскиз к росписи храма Христа Спасителя в Москве. 1876 г. Художник В. И. Суриков. На первом Вселенском соборе приняли многие документы, ставшие основными источниками церковного права
При этом необходимо помнить, что новых государственно-правовых условиях внешнее положение Церкви в государстве определяется современным государственным законодательством.

Таким образом, всё церковное законодательство синодальной и досинодальной эпохи сохранило свою силу настолько, насколько оно не отменено, не изменено и не устарело, а так же, если оно не противоречит действующему законодательству РФ.

Современной церковное право РПЦ признаёт в качестве своего источника части «Кормчей книги».

Отдельного рассмотрения достоин тот разнородный материал, который ранее включался в «Кормчую книгу» (Номоканон). Дело в том, что некоторые из законов византийских императоров вошли через неё в русское право.

Именно поэтому они сохранили свою силу вне зависимости от действующей на Руси и в России государственной власти.


«Номоканон» Патриарха Константинопольского Фотия I. В России это произведение носило название «Кормчая книга». Некоторые её разделы до сих пор используются в современном церковном праве

В больше мере это касается церковного брачного права, которое весьма мало регламентировано церковными канонами. Так среди практически всех Поместных Церквей принято такое определение брака, сформулированное римским юристом Модестином (III в.) и помещённое в «Номоканоне» Патриарха Константинопольского Фотия I «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве».

Кроме того, в «Кормчей книге» приведены и используются в наше время правовые нормы, определяющие высшее управление в РПЦ, так как канонические устройства вселенской Церкви незыблемы во все времена.

Изучение церковного права в России и на Балканах.

На Руси церковное право в древности изучалось исключительно с практической целью. Первые опыты его научного изучения восходят к началу XIX века. Лишь в конце XVIII столетия введено было преподавание церковного права в Московской Духовной Академии. В инструкции, составленной митрополитом Платоном, рекомендовалось читать и толковать «Кормчую Книгу, сопоставляя славянский перевод с подлинным текстом канонов. В 1798 г. Св. Синод повелел преподавать «Кормчую» во всех Духовных академиях. После реформы духовной школы 1808 г. в академиях введено было преподавание курса канонического права. На преподавателей возлагалась обязанность не только систематизировать канонический материал, но и научно обрабатывать его. С 1835 г. каноническое право стало читаться и на юридических факультетах университетов.

Митрополит Филарет (Дроздов) не оставил сочинений, специально посвященных каноническому праву, но его отзывы и суждения по разным вопросам церковной и государственной жизни, тщательно собранные и изданные после кончины святителя, имеют неоценимое значение для всякого канониста. Митрополит Филарет превосходно знал и тонко понимал церковные правила и опирался на них как в архипастырском служении, так и в своих богословских воззрениях.

Автором первого русского учебника по нашей дисциплине является протоиерей И. Скворцов, который читал каноническое право в Киевском университете св. Владимира.

Первая серьезная попытка не компилятивного, а научного изложения системы церковного права принадлежит знаменитому проповеднику, канонисту и богослову епископу Иоанну (Соколову). Его труд, вышедший в 1851 г., озаглавлен «Опыт курса церковного законоведения.» Епископ Далматинский Никодим (Милаш) называет его «отцом новой науки православного церковного права.» Курс епископа Иоанна отличается ясностью изложения, богословской глубиной интерпретации древних канонов, проницательным историзмом в оценке источников. По словам протоиерея Г. Флоровского, в его «Опыте» «в первый раз по-русски были предложены древние и основополагающие каноны церковные с обстоятельным и интересным комментарием.» Епископу Иоанну принадлежит ряд статей по отдельным каноническим вопросам, в том числе трактат «О монашестве епископов.» В нем он подчеркивает необходимость для епископа не только формального монашества, но и внутреннего аскетического отречения от мира.

В 1874-1875 гг. вышел курс профессора Московского университета Н. К. Соколова «Из лекций по церковному праву.» Эти лекции, по характеристике А. С. Павлова, «отличались замечательной ясностью изложения и достаточно твердою юридической постановкою предмета.»

Самый полный из учебников церковного права принадлежит профессору Казанской Академии и университета И. С. Бердникову. Он вышел в 1888 г. и озаглавлен странным образом — «Краткий курс церковного права.» По оценке А. С. Павлова, учебник И. С. Бердникова «не совсем удачен по своей системе и отличается более богословским, чем юридическим характером.» Но ориентация на богословское истолкование канонов, не совсем обычная для русских руководств по канонике, составляет не недостаток, а скорее его достоинство.

Широкой известностью пользуется «Курс церковного права» профессора Ярославского юридического лицея Н. С. Суворова, впервые изданный в 1888-1890 гг., впоследствии переработанный в «Учебник церковного права,» многократно переиздававшийся. Н. С. Суворов — квалифицированный юрист, превосходно знавший источники канонического права и историю церковных институтов, особенно западных.

Вместе с тем его работа страдает существенными теоретическими и методическими изъянами. Убежденный апологет синодальной системы, Н. С. Суворов строит свой курс не столько на канонах, сколько на законах и распоряжениях Российского правительства по Ведомству Православного Исповедания. Такой подход связан с его убеждением в том, что суверенным главой Церкви является монарх. Перенося свои порожденные протестантскими теориями государственного права представления на древнюю Церковь, Н. С. Суворов пишет: «Для Церкви, как Церкви католической (sic, не кафолической. — В. Д.), всеобщей, обнимающей всю совокупность христианских общин и совпадающей, хотя и не буквально, с пределами Римской империи, точно так же должен был существовать известный видимый к которому бы направлялись важнейшие церковные распоряжения, как не могла обойтись без центральной власти сама Римская империя. Этим центром стала императорская власть.» Цезарепапизм, который инославные полемисты неосновательно приписывают Православию, Н. С. Суворов считает нормой взаимоотношений между государственной властью и Церковью. Вызывает недоумение и то, что право Православной Церкви излагается у него наравне с правом Католической и Протестантской церквей.

Наиболее удачным русским руководством по канонике является «Курс церковного права» А. С. Павлова, посмертно изданный по студенческим записям его лекций в Московском университете в 1902 г. Он написан хорошим, живым языком, не особенно свойственным юридической литературе, и отличается продуманной системой изложения, а главное, строго православной позицией автора, которая сочетается с основательной юридической компетенцией.

Это не значит, конечно, что «Курс» А. С. Павлова лишен недостатков. Вызывает возражение следующее обстоятельство: Вселенский Собор он рассматривает лишь как один из органов взаимоотношений между поместными Церквами. В этом проявилась тенденция, характерная для каноники нового времени, в центре внимания которой стоит не Вселенская, а поместная Церковь. «Курс» А. С. Павлова имеет и другой недостаток, характерный почти для всех русских руководств по церковному праву — древние каноны в них не составляют главного предмета изложения, отодвинутые на второй план позднейшим законодательством. В результате правила Святых Отцов и Соборов о покаянной дисциплине, занимающие столь важное место в каноническом своде, в учебных руководствах синодальной эпохи рассматриваются вскользь, в основном через призму предписаний Духовного регламента.

Из отдельных отраслей церковного права в русской науке особенно много удачных исследований относится к источниковедению. Первый серьезный труд в этой области принадлежит митрополиту Евгению (Болховитинову), который составил «Историческое обозрение российского законоположения» (1825 г.)

В 1839 г. посмертно вышло второе издание исследования петербургского юриста Г, А. Розенкампфа «О Кормчей книге.» Розенкампф тщательно исследовал и разделил на разряды и фамилии все доступные ему списки «Кормчей.»

Известный археограф и источниковед Н. В. Качалов в 1850 г. выпустил работу «О значении Кормчей в системе древнего русского права.» Изучение «Кормчей» он включил в общий контекст церковного права допетровской Руси, указав цель исследования — «определить в кратком обзоре юридическое значение духовенства в России и отношение его к светской власти в период до Петра Великого: это пояснит нам характер и содержание, а вместе с тем и практическое значение «Кормчих,» писанных в нашем отечестве.»

Во второй половине XIX века вышел ряд источниковедческих трудов А. С. Павлова: «Первоначальный славяно-русский номоканон» (1869 г.), «Книги законные» (1885 г.), «Номоканон при Большом Требнике» (1872 г.). Опираясь на свои археографические и текстологические изыскания, А. С. Павлов пришел к выводу, что «Номоканон XIV титулов» был переведен на славянский язык позже славянского перевода «Номоканона» Иоанна Схоластика. Такой перевод был известен на Руси уже в XI-XII вв.

Текстологическое исследование древних пергаментных списков «Кормчей» связано с именем крупного палеографа и филолога И. И. Срезневского, опубликовавшего ряд статей о сербских и русских рецензиях «Кормчей» в 1870-1890 гг. В 1891 г. в Москве вышла обзорная источниковедческая работа Н. А. Заозерского «Историческое обозрение источников права Православной Церкви.»

Самые блестящие достижения отечественного источниковедения церковного права связаны с трудами канониста XX века В. Н. Бенешевича (1874-1943 гг.). Ему принадлежат безукоризненные в текстологическом отношении публикации важнейших памятников церковного права: «Синагоги в 50 титулах» Иоанна Схоластика и «Синтагмы в XIV титулах.» Ученый поставил своей целью выяснить, чем объяснить почти полное отсутствие императорских новелл по церковным делам в этих памятниках: утратой источников или тем, что новеллы не признавались Церковью как обязательные для нее законы. Скрупулезное исследование рукописных источников привело его к убеждению, что, в отличие от «Кодекса» Юстиниана, ни один императорский закон иконоборческой эпохи (VII-IX вв.) не был признан как общецерковная норма. Эти выводы он изложил в книге «Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 г» (1905 г.). Большой заслугой В. Н. Бенешевича является издание текста славянской «Кормчей» в XIV титулах параллельно с греческими источниками.

Свои исследования В. Н. Бенешевич продолжал в 20-е и 30-е годы. В софийском сборнике «Известия на Болгарския археологически институт» (1935 г.) он опубликовал статью «Corpus scriptоrum juris graeco-romani tarn canonici quam civilis» (Корпус памятников греко-римского права, как канонического, так и гражданского), где писал о том, что изучение древних «Кормчих» «вскроет новые и важные факты в истории культурного развития в отношении Византии, юга славянства и древней Руси.» Некоторые работы этого автора остались неопубликованными и хранятся в архивах.

Крупным специалистом по источникам древнерусского церковного права был С. В. Юшков (1888-1952 гг.). Заслуживают внимания также источниковедческие труды современного ученого Я. Н. Щапова, посвященные изучению славянских и русских редакций «Кормчей,» а также княжеским уставам и уставным грамотам Церкви.

Среди работ, посвященных частным вопросам каноники, большой интерес представляют монографии Н. С. Бердникова «Государственное положение религии в Римско-византийской империи» (1881 г.), труд Н. А. Заозерского «Церковный суд в первые три века христианства» (1878 г.), статья А. П. Лебедева «Значение канонов,» церковно-канонические труды М. В. Зызыкина, профессора кафедры церковного права Варшавского университета.

Наряду с В. Н. Бенешевичем, одним из самых крупных канонистов нашего столетия был С. В. Троицкий, первые работы которого появились в начале века, а последние опубликованы в 60-е гг. Его исследования посвящены вопросам автокефалии, критике папистических тенденций в церковной политике Константинопольского Патриархата, проблеме расколов, брачному праву, истории канонических источников.

Серьезным исследованием по устройству Древней Церкви является написанная в 20-е годы и опубликованная в наше время монография архиепископа Лоллия (Юрьевского) «Александрия и Египет.»

Большим вкладом в развитие церковного правосознания являются статьи Патриарха Сергия; как те, что написаны им в начале столетия, так и помещенные в церковных изданиях в 30-40-е гг., а также его переписка с русскими архиереями, относящаяся к 30-м годам. Предметом особого интереса Патриарха Сергия были вопросы устройства высшего церковного управления. Ряд статей он посвятил проблемам взаимоотношений Православной Церкви с инославными обществами. В разработке этой экклезиологической темы он опирался на церковные каноны, давая им глубокое богословское толкование.

Из числа сербских канонистов самое крупное имя — епископ Далматинский Никодим (Милаш). «Каноны Православной Церкви» с продуманными, обширными комментариями, изданные им в 1895-1899 гг., явились результатом тщательных изысканий. До сих пор канонисты пользуются этим трудом, не утратившим своей научной и практической ценности, хотя, конечно, отдельные толкования епископа Никодима нуждаются в пересмотре. Его труд «Православное церковное право,» переведенный вскоре после выхода на русский и немецкий языки, отличается строго церковной интерпретацией канонического наследия. Он включает в себя подробные сведения об устройстве автокефальных Церквей по состоянию на конец XIX века.

Заслуживают упоминания также имена известных румынских канонистов XIX столетия — епископа Андрея (Шагуны), К. Поповича, болгарского канониста и богослова нашего века — К. Цанкова.

Систематически изучать церковной право в России начали в 17 веке

Как наука церковное право изучает достаточно сложные вопросы. К примеру, до сих пор спорным предметом признаётся разделение его на собственно церковное право (jus ecclesiasticum) и каноническое право (jus canonicum).

Некоторые богословы первое производят от Церкви в эпоху Вселенских Соборов на Востоке и до конца средневековья на Западе, независимо от того, касается оно церковных или гражданских дел. Другие же утверждают, что каноническое право — это право, касающееся Церкви, независимо от законодателя.


Император всероссийский Александр I. Г. Даве. 1826 год. При императоре Александре I церковное право как богословскую науку стали систематически читать в духовных академиях

В России систематически церковное право стали изучать в 17 веке. Так в 1789 году появился Указ Святейшего Синода, согласно которому во всех духовных академиях вводилось чтение и объяснение Кормчих книг и Книги о должностях приходского священника, а также такая новая наука, как каноническое право.

При Александре I церковное право вошло в курс богословских наук и его стали читать в духовных академиях в систематическом виде

Изучение церковного права в Византии и Греции.

В древности право изучалось в высших школах энциклопедического характера: в Афинах, Александрии, Антиохии, Бейруте, Риме, позже в Константинополе. В этих своеобразных университетах, где и после издания Миланского эдикта преобладали профессора язычники, получили хорошее юридическое образование Тертуллиан, святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский. В 534 г. Юстиниан запретил язычникам вести преподавание, часть прежних школ после этого закрылась. Университеты остались лишь в Риме, Константинополе и Бейруте. В 634 г. закрылась и Бейрутская школа.

Правоведы Константинопольской школы в эпоху Македонской династии участвовали в издании законодательных сборников: «Прохирон,» «Эпанагога» и «Василики.» Светское и каноническое право в Византии в ту эпоху не отделяли одно от другого. Канонисты были одновременно и знатоками гражданского права.

Первая специальная юридическая школа была открыта в константинопольском монастыре св. Георгия в XI веке. Возглавляющий ее носил титул номофилакса (хранителя законов), и у него экзаменовались все кандидаты на судебные должности. С Константинопольской школой связаны труды авторитетных греческих канонистов: Алексия Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Димитрия Хоматина. Аристин и Вальсамон в свое время возглавляли ее, имея титулы номофилаксов.

Изучение канонов в Византии носило по преимуществу практический, а не теоретический и исследовательский характер. Составлялись систематизированные своды правил и законов, разрабатывалась предметная классификация правовых норм с выделением рубрик и подведением под них различных законодательных актов. Затем к тексту правил стали приписывать объяснительные заметки — схолии, в которых истолковывались неясные выражения.

Аристин, Зонара и Вальсамон составили обширные экзегетические толкования на полный состав канонического корпуса. Из-за завоевания Константинополя крестоносцами юридическая школа была переведена в Никею, а оттуда в Ефес; в столицу она вернулась лишь после ее освобождения. В XIV веке в Византии была составлена знаменитая «Синтагма» иеромонаха Матфея Властаря и «Шестокнижие» («Экзавивлос») фессалоникийского номофилакса Константина Арменопула.

Падение Константинополя положило конец успехам церковного правоведения на греческом Востоке. Лишь на рубеже XVIII-XIX вв. появляется новый канонический сборник с толкованиями — «Пидалион» («Кормчая»), составленный святым Никодимом Святогорцем и иеромонахом Агапием. За подлинным текстом каждого правила в «Пидалионе» следует его изложение на новогреческом языке и комментарии, основанные на классических толкованиях Аристина, Зонары и Вальсамона. В многочисленных примечаниях обсуждаются трудные вопросы канонического права. Для священнослужителей представляют большой интерес помещенные здесь богослужебные указания и пасторологические советы. Некоторые канонисты считают «Пидалион» самым совершенным и авторитетным сводом православного церковного права.

В 1852-1859 гг. под редакцией Ралли и Потли в Афинах вышла 6-томная «Синтагма Божественных и святых Канонов.» В «Синтагму,» наряду с каноническим корпусом, включая «Номоканон в 14 титулах,» «Синтагму» Матфея Властаря и толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, вошли также позднейшие законодательные акты Константинопольской Патриархии и законы о Церкви, изданные в Греческом королевстве. Из трудов греческих ученых нового времени заслуживают внимания «Руководство по церковному праву» К. Ралли, монографии Аливизатоса, исследования Конидариса по устройству Древней Церкви, канонические работы одного из крупнейших богословов XX века Григория Папамихаилу, труды церковного историка и канониста нашего времени митрополита Сардикийского Максима (Христополуса).

Современный учебник церковного права написал протоиерей Владислав Ципин

Определением Святейшего Синода от 10 мая 1840 года церковные законы введены в духовных академиях и семинариях как самостоятельный предмет.

Преподавали церковное право и в вузах. В советское время из-за гонений и отделения Церкви от государства церковное право практически не применялось.


Протоиерей Владислав Цыпин на первом этаже Сретенской духовной семинарии. Отец Владислав ― автор современного учебника церковного права.

В наши дни наблюдается возрождения интереса к этому предмету. При этом необходимо помнить го том, что все споры внутри той или иной епархии разрешает епархиальное управление. Именно при нём функционируют церковные суды.

Это те институты, где в наше время сосредоточена правовая деятельность Церкви. Само же церковное право в России постепенно возрождается благодаря трудам, в том числе таких его знатоков, как протоиерей Владислав Цыпин, написавший современный учебник по этому предмету.

Учебник церковного права В.Цыпина на сайте «Азбука.Ру».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Изучение церковного права на Западе.

Колыбелью канонической науки на католическом Западе была юридическая школа Болонского университета, сложившаяся в XI веке. Эта школа занималась комментированием и кодификацией римского права по «Корпусу» св. Юстиниана. Из-за тесной связи цивильного права с каноническим болонские юристы обратились к изучению древних канонов и папских декреталов.

В XII веке в Болонье монах Грациан по образцу Юстиниановых «Институций» составил каноническую компиляцию «Concordantia discordantum canonum» (Согласование несогласованных законов), впоследствии названную кратко «Декретом.» «Декрет» лег в основу «Corpus juris canonici» («Корпуса канонического права») — официального свода католического церковного права.

«Декрет» послужил болонским правоведам основой для ученой деятельности, подобной той, которую они вели в связи с «Корпусом» Юстиниана, Правоведы писали комментарии — глоссы на каноны и декреталы, которые вносились на полях (маргиналы) или между строк (интерлинеарные глоссы) источников. По методу болонских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах, особенно в Монпелье и Париже.

В XV веке предпринимаются первые попытки критической оценки источников римского церковного права. Результатом явилось обнаружение подлогов, которыми переполнен сборник «Лже-Исидоровых декреталов,» вошедший в «Корпус канонического права.»

Особенно серьезный удар по средневековому католическому праву нанесла Реформация. Лютер язвительно нападал в своих проповедях и сочинениях на папские декреталы; вместе со студентами богословского факультета Виттенбергского университета он торжественно сжег «Corpus juris canonici.» В лютеранских университетах каноническое право изучалось главным образом с целью ведения полемики, направленной против католических доктрин, особенно против учения о вселенской папской юрисдикции.

Критическое отношение к средневековым канонистам обнаружилось впоследствии и у католических ученых: у приверженцев галликанизма в XVII веке, в немецком фебронианизме XVIII столетия и, наконец, у старокатоликов.

В послетридентийскую эпоху изучение церковного права было перенесено из богословских и юридических факультетов в семинарии. В связи с этим оно приобрело по преимуществу практический, а не научно-теоретический характер. Церковное право изучалось в тесной связи с нравственным богословием, что повлекло за собой перенесение юридического метода формальной интерпретации текстов в область нравственного богословия.

В XVIII столетии для отдельных национальных школ католической каноники характерны были разные направления исследований. В Германии преобладало комментирование «Корпуса канонического права;» в Италии — казуистика, тщательный анализ трудных вопросов церковного права; французские ученые по преимуществу занимались изучением истории канонических источников и церковных институтов.

Серьезным вкладом в нашу науку явились предпринятые в новое время на Западе критические издания древних источников. В конце XVI столетия немецкий ученый Левенклав (по латыни — Леунклавий) издал источники византийского гражданского и церковного права «Jus graeco-romanum» (Греко-римское право). В 1661 г, французы Вёлль и Жюстель (Voellus et Justellus) выполнили критическое издание древних канонических сборников, греческих и латинских — «Bibliotheca juris canonici veteris» (Библиотека древнего канонического права).

В 1672 г. англиканский пастор Беверидж (Beveregius), впоследствии епископ, издал в Оксфорде в двух фолиантах «Σινοδικοη» (Синодикон) — свод греческих источников канонического права. В 1-м томе он поместил Правила Вселенских и Поместных Соборов с толкованиями Аристина, Зонары и Вальсамона, во 2-м — «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря. Этим изданием пользовались не только на Западе, но и на православном Востоке. По благословению архиереев их читали и переписывали. Издание Бевериджа легло в основу греческих «Пидалиона» и «Синтагмы.»

В 1860-е гг. в Риме вышло двухтомное издание свода канонического права, выполненное кардиналом Питрой: «Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta» (История и памятники церковного права греков). Тексты канонов Питра снабдил обширными комментариями; многосторонняя ученость комментатора уживается с откровенной тенденциозностью. Его главная цель — доказать, что на Востоке до разделения церквей папу признавали главой Вселенской Церкви. В текстологическом отношении издание кардинала Питры превосходит все более ранние издания. Питра пользовался лучшими рукописями европейских библиотек, в том числе Москвы и Петербурга.

Появившиеся на Западе критические издания свода канонического права Древней Церкви позволили поставить канонику на высокий научный уровень. Главными центрами науки вновь, как в средневековье и эпоху Реформации, становятся богословские и юридические факультеты. Лучшие системы и учебники церковного права в XIX веке написаны немецкими учеными Вальтером, Рихтером, Хиншиусом, Р. Зомом. К числу самых значительных западных канонистов XX столетия принадлежат: Крузель, Февр, Мартимор, Фурнье-ле-Брас, Штиклер, Лёнинг, Куртшейд, Стаффа, Фюрст.

Для нас особый интерес представляют те труды западных ученых нового времени, которые посвящены исследованию источников канонического права Православной Церкви. В середине XVIII века братья Баллерини написали двухтомный труд на латинском языке, посвященный истории источников права Древней Церкви до появления «Лже-Исидоровых декреталов». Это исследование отличается тонким критическим анализом текстов, оно и до сих пор не утратило своей научной ценности. Истории источников древнего церковного права посвящены работы ученых XIX столетия: У. Брайта, Бинера, Мортрёля, Цахариэ фон Лингенталя, И. Чижмана.

В наше время одним из самых компетентных знатоков древних канонов является П. П. Жоанну. Однако его исследования страдают тенденциозностью. Усилия Жоанну доказать, что в Древней Церкви главенство папы было не претензией Рима, а реальностью, признаваемой Соборами и Святыми Отцами, несостоятельны, несмотря на всю изощренность его аргументации.

Серьезным вкладом в каноническую науку являются работы православного французского ученого архиепископа Петра Л’Юилье: многочисленные статьи, часть которых напечатана в «Вестнике Западно-Европейского Экзархата,» и диссертация «Дисциплинарные труды первых четырех Вселенских Соборов», посвященная текстологическому и экзегетическому комментированию Правил Вселенских Соборов — от Никейского до Халкидонского.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]