Житие и подвиги Блаженной Марии Дивеевской (Фединой).

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Марфа и фамилией Милюкова.

Марфа Дивеевская
Имя в мируМария Семёновна Милюкова
Родилась10 февраля 1810(1810-02-10) д. Погиблово (ныне Малиновка) Ардатовского уезда Нижегородской губернии, Российская империя
Умерла21 августа 1829(1829-08-21) (19 лет) Серафимо-Дивеевский монастырь
Монашеское имяМарфа
Почитаетсяв Русской Православной Церкви
В ликепреподобных
Главная святынямощи в Дивеевском монастыре
День памяти21 августа (3 сентября), в Соборе Дивеевских святых и в Соборе Нижегородских святых
Трудыстроительство церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы[1]
Подвижничествопослушание, непрестанная молитва

Ма́рфа Диве́евская

(в миру —
Мария Семёновна Милюкова
; 10 февраля 1810, д. Погиблово, Нижегородская губерния — 21 августа 1829, Дивеевский монастырь) — схимонахиня, шесть из девятнадцати лет своей жизни провела в Дивеевской обители. Преподобный Серафим Саровский почитал её и говорил, что она начальница над дивеевскими сиротами в Царствии Небесном[1]. Прославлена Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2004 году в лике преподобных.

Память совершается 21 августа (3 сентября), а также в Соборе Дивеевских святых и в Соборе Нижегородских святых.

Биография[ | ]

Детство[ | ]

Преподобная Марфа (в миру Мария Семеновна Милюкова) родилась 10 февраля 1810 года в семье крестьян Нижегородской губернии Ардатовского уезда, деревни Погиблово. Деревня расположена недалеко от села Дивеево[2] и в настоящее время носит название Малиновка.

Семья Милюковых вела праведную и богоугодную жизнь, была близка к старцу Серафиму Саровскому. У Марии были старшие сестра Прасковья Семеновна и брат Иван Семенович.

По благословению преподобного Серафима, старшая сестра — Прасковья Семёновна первой поступила в Дивеевскую общину и стала вести жизнь, оцениваемую согласно критериям православной веры как высоуховную.[3]

Иван Семёнович часто ходил к батюшке Серафиму на работу, а после смерти супруги поступил в Саровскую пустынь монахом.[4]

Поступление в Дивеевскую Казанскую общину[ | ]

21 ноября 1823 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы тринадцатилетняя Мария впервые пришла к батюшке Серафиму вместе с сестрой Прасковьей. Старец, «провидя её избранным сосудом благодати Божией»

[3], не позволил ей возвратиться домой, приказав оставаться в Дивеевской общине при Казанской церкви.

Отроковица с ранних лет начала подвизаться, отличаясь строгостью жизни и суровостью подвига, превосходящего подвиги сестер общины.[3] Постоянно совершала молитву. Отвечала с кротостью и только на необходимые вопросы. Была почти молчальницей. Старец Серафим посвящал её во все свои откровения, будущую славу обители и другие духовные тайны.[5]

Начало Мельничной общины[ | ]

Вскоре после этого произошло новое явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму с повелением создать рядом с Казанской общиной новую общину, девичью. Она и явилась началом обители, обещанной Богородицей матушке Александре.

Через две недели после явления Божией Матери, а именно 9 декабря 1825 года, Мария вместе с одной сестрой пришли к преподобному Серафиму. Старец повёл их в дальнюю пустынь, взяв с собой восковые свечи, елей, сухари. Придя туда и став перед висевшим на стене Распятием Спасителя, батюшка подал сёстрам по одной зажжённой свече каждой, велев стать Марии с правой стороны Распятия, а Прасковье Степановне — с левой. Сам стал посредине. Так они стояли дольше часа с горящими свечами, а старец Серафим всё это время молился. Помолившись, он приложился к Распятию, велев сделать то же и сёстрам.

Это моление перед началом основания новой общины преподобный совершил с сёстрами, избранными Матерью Божией на особое служение Ей и обители.

Церковь Рождества Христова. В основании — церковь Рождества Богородицы. Виден купол Казанской церкви

После этого ещё четыре года подвизалась Мария, помогая создавать новую общину. Заготовляла столбы и лес для мельницы. Эту мельницу благословила построить на месте основания новой общины Царица Небесная. Поэтому и новая девичья община получила название Мельничной. Носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Молола муку и совершала другие послушания, всегда при этом храня сердечную молитву.

В последний год жизни Марии новой общине были пожертвованы три десятины земли.[6] Как только сошел снег, они были опаханы по одной борозде три раза и началось строительство Святой канавки с внутренним валом.[6] Ко времени смерти Марии канавка уже была хорошо заметна.[6]

Окончание подвига[ | ]

Мария прожила в обители всего шесть лет. Умерла 21 августа 1829 года в девятнадцатилетнем возрасте. Незадолго до кончины приняв схимнический постриг.[2]

Отец Серафим так говорил об её кончине: «Когда в Дивееве строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камешков-то и с молитвой на устах, молча возносила свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!»

.[1]

Провидя духом её смерть батюшка Серафим жалел и плакал о ней, говоря соседу по келии отцу Павлу, что она сподобилась предстоянию у Престола Божия близ Царицы Небесной со святыми девами. И что он постриг её в схиму с именем Марфа.

Отец Серафим вызвал к себе церковницу сестру Ксению Васильевну Путкову, которая записывала разные имена для поминовения, и сказал ей поминать Марию как схимонахиню Марфу. Марфа была похоронена в гробу, собственноручно выдолбленном преподобным, в схиме и мантии и камилавке, которые он ей дал.[1]

Мария Семёновна была высокого роста и привлекательной наружности. У неё были продолговатое, белое и свежее лицо, голубые глаза, густые, светлорусые брови и такие же волосы.

Святые частички мощей св. жен Дивеевских

Преп. Александра Дивеевская

Александра Дивеевская (Мельгунова Агафия Семеновна; + 13.06.1789г) первоначальница Дивеевского Серафимова монастыря. Родом из нижегородских дворян Белоопытовых, владела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание внешности: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг. Некоторое время жила в Флоровском киевском монастыре. Сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвертого удела Богородице на земле. По совету старцев она скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около 1760 года по пути в Саровскую пустынь Александра остановилась в с. Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться Воле Божией. Александра поселилась в деревне Осиновке, через три года заболела и умерла ее 10-летняя дочь. Она отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева, и с 4 послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.

В 1767 году заботами Александры было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772г.). Александра ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей – в Киев, за колоколом – в Москву. При освящении всех трех приделов храма Александра решила устроить общину. В1788 г. получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с Александрой жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками были строитель обители иеромонах Пахомий и казначей иеромонах Исаия. Незадолго до кончины Александру посетили саровские старцы и преп. Серафим Саровский, в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители. Почитатели свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы. 27 сентября 2000 года были обретены мощи схим. Александры, схим. Марфы и мон. Елены, в декабре того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. К лику общецерковных святых преп. Александра причислена определением Архиерейского Собора 2004 года.

Частицы мощей святых жен Дивеевских были переданы настоятельницей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевкого женского монастыря Игуменией Сергией.

Тропарь, глас 5

Образ Христова смирения являющи, великая и святая жжено/ преподобная мати наша Александро,/ слез источник непрестальный соделался еси,/ молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную/ и изобилие благодати Божия стяжал еси/ благословение Царицы Небесныя/ об основании Четвертаго Ея Жребия во Вселенней исполнивши,/ восхваляем Тя с преподобным Серафимом,/ емуже и попечение об обители сей заповедала еси,/ и, лобызающее стопы твоя, смиренно молим тя:// помяни нас у Престола Божия.

Кондак, глас 3

Воспоем днесь Пресвятую Деву,/ явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во Вселенней/ преподобную мати нашу Александру,/ да ея молитвами/ Господь подаст нам грехов прощение.

Величание

Ублажаем вас,/ преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего.

Преподобная Марфа Дивеевская

«Равноангельное житие стяжавшая, «дивная отроковице» и собеседнице Преподобного Серафима, Госпоже и мати наша Марфо, ныне в нетленных мощах почиваеши и у Престола Божия предстоиши, моли о нас Милостивого Бога Небеснаго, Дивеева начальнице».

Преподобная Марфо Дивеевская, в миру – Мария Семеновна Милюкова. Поступила в общину в 1823 году. Происходила она из бедной крестьянской семьи. Милюковы отличались особой набожностью и богобоязненностью. Старшая сестра Марии Прасковья первая поступила в Дивеевскую обитель. Однажды, когда Просковья собралась посетить в Сарове преподобного Серафима, попечителя Дивеевской общины, тринадцатилетняя Мария упросила сестру взять ее с собой. Великому старцу открылось предназначение Марии, и он благословил ее остаться жить в Казанской общине.

Своим послушанием Марфа превосходила многих сестер общины. Беспрестанно возносила она молитвы и была почти молчальницей: смиренно отвечала лишь на самые необходимые вопросы. Проникшись заповедями преподобного Серафима Саровского, даже платок она повязывала так, чтобы не видеть ничего по сторонам, а только путь под ногами – дабы не соблазняться и не развлекаться мыслями.

Батюшка Серафим очень любил кроткую Марию, посвящая во все духовные тайны и откровения Царицы Небесной о будущей славе обители. Она удостоилась присутствовать при молении Старца о создании по повелению Божией Матери Мельничной обители. Видя ее суть – «избранный сосуд благодати Божией», он самолично тайно постриг ее в схиму – высшую степень монашества.

Рассказы сестер Дивеевской общины сохранили для нас словесный портрет Марии Семеновны: была она высокого роста и привлекательной наружности – с продолговатым, белым и свежим лицом, светло-русыми волосами и голубыми глазами.

В течение четырех лет трудилась Мария, помогая преподобному Серафиму и сестрам в устроении новой Мельничной общины. Вместе с ним и другими сестрами заготавливала столбы и лес для мельницы, молола муку и выполняла другие послушания, носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Серафим Саровский так описывал труды Марии: «Когда в Дивеево строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камушков-то и с молитвой на устах, молча, возносила свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!».

Скончалась Мария Семеновна, схимонахиня Марфа, 21 августа 1829 года, ей было тогда девятнадцать лет. Во время отпевания ее старшей сестре, старице Прасковье Семеновне, было видение: увидела она в царских дверях Богородицу и Марию Семеновну, стоявших на воздухе. Преподобный Серафим объяснил это видение так: мол, Господь и Царица Небесная захотели прославить Марию: «А если бы я, убогий Серафим, был бы на погребении ее, то от духа ее было бы многим исцеление!» А Ивану, брату преставившейся, святой чудотворец заповедал, что Мария теперь за весь род Милюковых перед Господом заступница, и, проходя мимо ее могилы, следует поклониться и молвить: «Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола во Царствии Небесном!». Так же Серафим сказал, что со временем мощи схимонахини Марфы будут почивать открыто в обители, ибо она так угодила Господу, что удостоилась нетления. В 2000 году схимонахиня Марфа причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии и ныне ее мощи почивают в храме Рождества Богородицы в Серафимо-Дивеевском монастыре. Определением Архиерейского Собора, состоявшегося в октябре 2004 года, преподобная Марфа Дивеевская причислена к лику общецерковных святых.

Тропарь, глас 2

Равноангельное житие стяжавшая, дивная отроковице/ и собеседнице прподобного Серафима,/ госпоже и мати наша Марфо,/ ныне в мощах почиваеши,/ моли о нас Милостиваго Бога, Небесного Дивеева начальнице.

Кондак, глас 8

Небесною кротостию, молчанием и неземною радостию исполнилася еси,/ юная и невиданная доселе в Дивееве отроковице,/ преподобная мати наша Марфо,/ в великую схиму от преподобного Серафима облеченная,/ темже водворилася еси с мудрыми девами в небеснем чертозе/ и со ангелы Всецарю непрестанно предстоиши.

Величание

Ублажаем вас,/ преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего.

Преподобная Елена Дивеевская

Преподобная Елена Дивеевкая, в миру – Елена Васильевна Мантурова. Происходила из старинного дворянского рода и жила со своим братом (Михаилом Васильевичем) в родовом селе Нуча Нижегородской губернии.

В 17 лет девушка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее. Девушка взмолилась: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змей тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молилась. Она жаждала выполнить свое обещание. Вскоре Елена Васильевна поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Но только через три года преподобный благословил Елену поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Необыкновенно добрая от природы преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освящения храмов пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор. Так прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Через несколько дней болезни, 28 мая 1832 года накануне Святой Троицы она тихо скончалась. Провидя это духом, святой старец послал всех в Дивеево: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» в сороковой день по ее кончине отец Серафим предсказал, что «со временем ее мощи будут почивать открыто в обители».

На могилке Елены Васильевны не раз творились чудеса исцеления. В обители до ее закрытия в 1927 году хранились церковные книги, где эти случаи были подробно описаны, но до нас они не дошли. 26 сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеевской, которые вместе с мощами схимонахини Александры (Мельгуновой) и схимонахини Марфы (Мелюковой), согласно пророчеству отца Серафима, были торжественно помещены в храм Рождества Богородицы. 22 декабря 2000 года состоялось ее прославление как местночтимой святой Нижегородской епархии. Православные верующие вспоминают новоявленную святую Земли Русской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празднования Собора святых жен Дивеевских.

Тропарь, глас 1

Добродетельми кротости, смирения и воздеожания просиявшая,/ таинственная начальнице Мельничныя общины в Девееве явилася еси,/ преподобная мати наша Елено,/ даже до смерти в совершеннем послушании старцу Серафиму пребыла еси,/ и Господа лицезрети сподобилася еси,/ испроси и нам дерзновение Ему Единому служити/ во спасение душ наших.

Кондак, глас 5

Вмонашестве благочестно поживши/ и в юных летех путь свой скончавши,/ послушанием, постом и молитвою вечно-неразлучною/ к сретению Жениха себе предуготовившая,/ богомудрая Елено, молим тя:/ от бед избави нас твоими молитвами, блаженная.

Величание

Ублажаем вас,/ преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего.

Святая блаженная Пелагия Ивановна Серебренникова

Родилась Пелагия Ивановна в 1809 году в Арзамасе, росла в доме сурового отчима. По рассказам матери, она с детства отличалась странностями, и мать поскорее постаралась выдать замуж «дурочку». Два сына и дочь Пелагии Ивановны умерли в младенчестве. Когда молодые супруги побывали у преп. Серафима в Сарове, он долго беседовал с Пелагией, дал ей четки и сказал: «Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру». После этого она с каждым днем как будто все стала терять рассудок: стала бегать по улицам Арзамаса, безобразно крича, а ночью молилась на паперти церкви. Муж не понимал ее подвига, бил ее и издевался, приковывал ее на цепь. Однажды по его просьбе городничий жестко наказал Пелагию Ивановну, мать рассказала: «Клочьями висело ее тело, кровь залила всю комнату, а она хотя бы охнула». После этого городничий увидел во сне котел со страшным огнем, уготованный для него за истязание избранной рабы Христовой.

После многих ее страданий родственники наконец отпустили блаженную в Дивеево. Здесь она в первое время продолжала безумствовать: бегала по монастырю, бросала камни, била окна в кельях, вызывала всех на оскорбления себя и побои. Становилась ногами на гвозди, прокалывая их насквозь, и всячески истязала свое тело. Питалась только хлебом и водой. Много лет, до старости, ходила она «на свою работу» — кидала кирпичи в яму с грязной водой. Все перекидает, потом лезет вытаскивать и снова кидает.

Во время смуты в обители блаженная по-своему воевала за правду – что ни попадалось под руку, все била да колотила, и даже, обличив архиерея, ударила его по щеке. После окончания смуты блаженная переменилась, полюбила цветы и стала заниматься ими. Игумения Мария ничего не предпринимала без ее совета. Всех в обители Пелагия Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью. Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости. Прожив 45 лет в обители, блаженная скончалась 30 января/ 11 февраля 1884 года. Девять дней ее тело стояло в душном храме без малейшего изменения при большом стечении народа. Хотя была зима, она с ног до головы была осыпана живыми цветами, которые непрестанно разбирались и заменялись новыми.

31 июля 2004 года блаженная старица Пелагия Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. В октябре 2004 года Архиерейским Собором было принято решение о ее общецерковном почитании. Святые мощи блаженной Пелагии, обретенные в сентябре 2004 года, положены для поклонения в Казанскую церковь Серафимо-Дивеевского монастыря.

Тропарь, глас 2

Блаженных матерей Твоих Параскевы, Пелагии и Марии память, Господи, празднующи,/ теми Тя молим:/ спаси души наша.

Кондак, глас 2

Телеса своя постом изнурившее,/ и неусыпными молитвами молящее Зиждителя о гресех своих,/ яко да приимете совершенное прощение,/ и приясте божественное оставление/ и царствие небесное,// молите Христа Бога о всех нас.

Величание

Ублажаем вас,/ блаженные матери Параскева, Пелагия и Мария,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Святая блаженная схимонахиня Параскева (Паша Саровская)

За год до кончины Пелагии Ивановны в обители поселилась блаженная Паша Саровская. В миру она носила имя Ирина Ивановна. Родилась в начале XIX века в с. Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина. После смерти мужа Ирину взяли в помещичий дом кухаркой, потом экономкой. Вскоре прислуга оклеветала ее перед господами в краже, и они отдали ее на истязание солдатам, не выдержав несправедливости, Ирина ушла в Киев, где прозорливые старцы благословили ее на путь юродства и тайно постригли в схиму с именем Параскевы, после чего она стала называть себя Пашей. Через полтора года по заявлению помещика полиция разыскала ее и отправила по этапу к господам. Через год она снова бежала, и снова по розыску ее возвратили обратно. Однако помещики ее уже не приняли, и с гневом выгнали на улицу. 30 лет блаженная прожила в Саровском лесу в пещерах. Рассказывали, что вид у нее в те годы был как у Марии Египетской: худая, высокая, почерневшая от солнца, она наводила страх на всех не знавших ее. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться за советами и молитвой, и замечали, что она не лишена дара прозорливости.

Поселилась Прасковья Ивановна в Дивееве в 1884 году сначала у клиросных, потом в домике у монастырских ворот. Она стало очень чистоплотной и полюбила порядок. Одевалась, как дитя, в яркие сарафаны. Своеобразно у нее проявлялась любовь к Царице Небесной и святым: то начинала угощать иконы, то украшала их цветами, ласково разговаривая с ними. Если упрекала людей за поступки, говорила: «Зачем обижаешь Маменьку!», т.е. Царицу Небесную. Всю ночь до утра она молилась. После обедни работала: вязала чулки или жала серпом траву, — под видом этих занятий творила непрестанно Иисусову молитву и клала поклоны Христу и Богородице. С утра до вечера блаженная принимала приходивших к ней людей, кого-то обличая в тайных грехах, кому-то в точности предсказывая будущее. Когда Леонид Михайлович Чичагов, еще будучи блестящим полковником, впервые приехал в Дивеево, блаженная Паша предсказала ему, что он скоро станет священником, заметив: «Рукава-то поповские». После рукоположения он стал часто бывать в Девеево и всегда заходил к блаженной. Прасковья Ивановна настойчиво говорила ему: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открыли». Чичагов отвечал, что он не может быть принят Государем по такому вопросу – его сочтут сумасшедшим. Но потом решил собрать материал о святой жизни старца Серафима, о сложном пути становления Серафимо-Дивневского монастыря. Так возникла книга «Летопись Серафимо-Дивневского монастыря». Л.М. Чичагов преподнес ее Государю Николаю II. Впоследствии архимандрит Серафим (Чичагов), в будущем митрополит, ныне прославленный как священ мученик, был главным организатором торжеств прославления преп. Серафима.

В 1903 году, после торжеств прославления преп. Серафима, Николай II посетил Девеево и был с Государыней в келье у Паши Саровской. Перед приходом гостей она велела вынести все стулья и усадила Царскую Чету на ковер. Прасковья Ивановна предсказала надвигавшуюся на Россию катастрофу: гибель династии, разгон Церкви и море крови. Предсказала и рождение Наследника, и после его рождения ее словам пришлось поверить. После этого Государь не раз отправлял в Дивеево гонцов к Паше по важным вопросам. Перед концом жизни она молилась на портрет Царя, приговаривая: «Не знай, преподобный, не знай, мученик…».

Тропарь, глас 2

Блаженных матерей Твоих Параскевы, Пелагии и Марии память, Господи, празднующи,/ теми Тя молим:/ спаси души наша.

Кондак, глас 2

Телеса своя постом изнурившее,/ и неусыпными молитвами молящее Зиждителя о гресех своих,/ яко да приимете совершенное прощение,/ и приясте божественное оставление/ и царствие небесное,// молите Христа Бога о всех нас.

Величание

Ублажаем вас,/ блаженные матери Параскева, Пелагия и Мария,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Святая блаженная Мария Дивеевская (Мария Захаровна Федина)

Мария Захаровна Федина родилась около 1870 года с селе Голеткове Елатемского уезда Тамбовской губернии. В последствии она называла себя Ивановной, и когда ее спрашивали почему, то отвечала: «Мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече». Тринадцати лет она осиротела. Однажды с попутчицами Мария пошла в Саров, да так и осталась странствовать между Саровом, Дивеевым и Ардатовом. В любую погоду она ходила босиком, во всем рваном и грязном, искусанная собаками. За то, что она, как бы ругаясь, обличала людей в тайных грехах, многие ее не любили и не раз избивали. При этом никто никогда не слышал от нее жалоб на свою жизнь и над людскую несправедливость, и уже в молодости стали замечать в ней дар прозорливости. Мария Ивановна приходила советоваться к дивеевской блаженной Прасковье Ивановне, которая перед своей кончиной говорила: «Я еще сижу за станом, а другая уже снует, она еще ходит, а потом сядет». А Марии Ивановне, благословив ее остаться в монастыре, сказала: «Только в мое кресло не садись». В день смерти Прасковьи Ивановны, 22 сентября/ 5 октября 1915 года, монахини прогнали Марию Ивановну из обители за ее странности. Она молча ушла, а вскоре приехал один крестьянин и говорит: «Какую рабу Божию прогнали вы из монастыря! Она мне сейчас всю мою жизнь сказала и все мои грехи. Верните ее в монастырь, иначе потеряете навсегда».

Тотчас за Марией Ивановной послали, и с тех пор она окончательно поселилась в Дивеевском монастыре. Блаженная с удивительным терпением переносила многие тяжкие болезни. Из-за сильнейшего ревматизма она вскоре перестала ходить. После 1917 года блаженная часто ругалась и при том очень грубо.

Сестры не выдерживали и спрашивали: «Мария Ивановна, что ты так ругаешься? Мамашенька (Прасковья Ивановна) так не ругалась». Она отвечала: «Хорошо было ей блажить при Николае. А ты поблажи-ка при советской власти!».

В 1920-е годы со всех концов России люди тянулись к ней за советом и духовной поддержкой. Представители советской власти увидели опасность «пропаганды» и пригрозили игумении арестом их обеих, если хоть один человек появиться у блаженной. Марию Ивановну перевели в богадельню рядом с канавкой, где она под замком жила до закрытия монастыря, обращаться к ней можно было только тайно через записки. Известно множество случаев исцелений по молитвам блаженной, а прозорливость ее простиралась до наших дней. Многим девеевским сестрам она предсказала и лагеря, и ссылки, а когда одна из сестер как-то сказала: «Не будет монастыря!» — «Будет! Будет! Будет!» — и блаженная застучала изо всех сил по столу.

После закрытия монастыря (сентябрь1927 г.) Марию Ивановну перевозили из одного села в другое. В 1931 году она была арестована, но вскоре ее отпустили. Скончалась 8 сентября 1931 года и была похоронена на кладбище села Большое Череватово. В дни ее памяти духовенство и сестры Серафимо-Дивеевского монастыря служили панихиды на ее могиле. 31 июля 2004 года блаженная была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а с октября 2004 года началось ее общецерковное почитание. Ее святые мощи были обретены 14 сентября 2004 года и ныне почивают в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.

Тропарь, глас 2

Блаженных матерей Твоих Параскевы, Пелагии и Марии память, Господи, празднующи,/ теми Тя молим:/ спаси души наша.

Кондак, глас 2

Телеса своя постом изнурившее,/ и неусыпными молитвами молящее Зиждителя о гресех своих,/ яко да приимете совершенное прощение,/ и приясте божественное оставление/ и царствие небесное,// молите Христа Бога о всех нас.

Величание

Ублажаем вас,/ блаженные матери Параскева, Пелагия и Мария,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Преподобномученица Марфа (Тестова)

В мире Тестова Марфа Тимофеевна, родилась в 1883 году в деревне Аргатемниковкого уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина. В 1914 году она поступила в Серафимо-Девеевский монастырь Нижегородской губернии, где подвизалась ее младшая сестра Пелагия (Тестова). В конце лета1919 г. монастырю было предложено послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших женам красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут. Сестра Марфы, инокиня Пелагия были членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря» отказалась выполнить требования представителя власти, за что сестры были арестованы. Они были обвинены в «конртрреволюционной деятельности» и приговорены к трехлетнему заключению. Однако для расследования «контрреволюционности» монастыря в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность монахинь. Сестры были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах. Монастырь еще несколько лет существовал под видом трудовой артели. В1927 г. началась кампания по полной ликвидации монастыря и аресты по спискам ОГПУ.

Инокиня Марфа вместе с одной из монастырских сестер поселилась в селе Развилье Борского района Нижегородской области, где стала трудиться при храме, проживала в церковной сторожке. 17 ноября 1937 года она была арестована по обвинению «конртрреволюционной деятельности среди верующих» и заключена в нижегородскую тюрьму. Допрошенные лжесвидетели показали, что инокиня Марфа среди верующих крестьян села Развилье систематически ведет контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию советского правительства и коммунистической партии, призывает женщин ходить в церковь и в религиозные праздники не работать; ходя по деревням под видом сбора милостыни, призывает крестьян защищать от коммунистов Божьи храмы, которые повсюду закрывают, а духовенство сажают в тюрьмы. «Подобная агитация на крестьян очень влияет, и крестьяне смотрят на советскую власть с недоверием».

— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, которую вы вели среди верующих села Развилье, клеветали на политику советского правительства, вели контрреволюционную агитацию пораженческого характера, называя коммунистов антихристами. Признете себя в этом виновной? – спросил следователь инокиню Марфу.

— В предъявленном обвинении виновной себя не признаю. Контрреволюционной деятельностью я среди верующих и вообще не занималась.

Следователь зачитал отрывки из показаний лжесвидетелей и потребовал, чтобы инокиня их подтвердила, на что та заявила, что ничего подобного она не говорила.

— Что еще можете дополнить к следствию? – задал следователь последний вопрос.

— Дополнить ничего не могу.

13 декабря 1937 года тройкой НКВД приговорена к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 3 мая 1938 года она прибыла в одно из отделений Карагандинского лагеря (Карлаг) и была отправлена на общие работы. В лагере, несмотря на тяжелые заболевания, она использовалась на общих работах. Несмотря на изнуряющий каторжный труд при тяжких болезнях, трудилась добросовестно. Из характеристики заключенной: «Работает добросовестно…К инструменту относится бережно…». Лагерные условия и тяжелая работа оказались для нее непосильными, медицинская комиссия признала ее инвалидом, и она была отправлена в больницу при Спасском отделении Карлага. Скончалась 26 апреля 1941 года в лагерной больнице и в тот же день была погребена на лагерном кладбище близ селения Спасское. 7 октября 2002 года постановлением Священного Синода была причислена к лику святых новомученников Российских для общецерковного почитания.

Тропарь, глас 5

Христа Господа Иисуса верная ученице,/ Церкви Российския избранная агнице,/ преподобная страстотерпице Марфо,/ легкое иго и язвы Его любовию носящи,/ лествицею мучений/ к Нему, яко Небесному Жениху, востекла еси,/ Егоже моли сохранити в благочестии люди Российския// и спасти души.

Кондак, глас 4

Яко крин багряновидный,/ посреде терний безбожия/ в земенем отечестве твоем прцвела еси,/ преподобномученице Марфо честная,/ подвиги воздержания страданием украсившим,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,// иже увенча тя красотою славы нетленныя.

Величание

Величаем тя,/ страстотерпице преподобная мати Марфо,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ в утверждение на Руси Православия// претерпела еси.

Преподобная исповедница Матрона (Власова)

Родилась в 1889 году в селе Пузо (ныне с. Суворово) Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Шести лет от роду она осталось сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Девеевский монастырь. У девочки обнаружились способности к рисованию, и живопись стала ее послушанием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого ее закрытия в 1927 году.

Инокиня матрона вместе с тремя девеевскими сестрами поселилась в селе Кутязове Ардатовского района. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывая рукоделием, вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти. Их арестовали в апреле 1933 года по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в Дмитровском лагере Московской области.

После отбытия срока заключения она устроилась при церкви в селе Веригине Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. 10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз, обвинили в принадлежности к «конртрреволюционной церковно-фашисткой организации» и приговорили к десяти годам заключения в Карлаг, где она работала в больнице уборщицей. Начальство отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение. После освобождения инокиня Матрона поселилась в селе Выездном близ Арзамаса. Главным занятием ее по-прежнему было служение в церкви.

19 октября 1949 года инокиню Матрону вновь арестовали по материалам старого дела 1937 года. Ее обвинили в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священника церкви с. Веригина. Но усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М.Г., в следственном деле не имеется». Матушку отправили в ссылку в с. Каменка Луговского района Джамбульской области Казахской ССР. Ее брат Андрей в 1945 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата в родном с. Пузо.

Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм был закрыт, и службы девеевским сестрам «правились» по домам, несмотря на многие запреты и представления. Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Ее похоронили слева от могил мучениц Евдокии, Дарии и Марии Пузовских. 6 октября 2001 года решением Священного Синода инокиня Матрона (Власова) была причислена к лику святых. Мощи были обретены 5 сентября 2007 года. Теперь они покоятся в домовой церкви равноап. Марии Магдалины Серафимо-Девеевского монастыря.

Тропарь, глас 3

Скорби, гонения, болезни многия/ в годину лютых испытаний претерпевшая/ и верою твердою первым мучеником христианским уподобившися,/ преподобноисповеднице Матроно,/ молися ко Господу// о спасении душ наших.

Кондак, глас 6

Днесь пророчество преподобного Серафима исполнися:/ множество новомучиник Престолу Божию со Ангелы предстоит,/ с ними же и преподобная исповедница Матрона/ в Дивееве Небеснем молится непрестанно о земном Отечестве своем.

Величание

Ублажаем тя,/ преподобная мати Матроно,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.

Почитание и прославление[ | ]

Внешние изображения
Преподобные жены Дивеевские

Почитание схимонахини Марфы началось ещё при жизни самого преподобного Серафима Саровского. Он сам почитал её и других учил. С тех пор преподобная Марфа, как и другие преподобные жены Дивеевские, почитается православными.[7]

В праздник Воздвижения Честного и Животворящаго Креста Господня, 27 сентября 2000 года, состоялось обретение святых мощей первоначальницы схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.[8] Работы начались 26 сентября после Литургии и молебна в церкви Рождества Богородицы и литии на могилках.[9] Когда начались раскопки, стало известно, что рано утром один из приезжих священников видел три столпа: два над могилками матушки Александры и Елены, а другой — правее могилки Марфы.[9] Действительно оказалось, что Марфа была похоронена правее того места, где стоял крест.[9]

22 декабря 2000 года преподобные жены — первоначальницы обители были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. Три дня перед прославлением в монастыре был особый распорядок жизни. Вечером в трех храмах служили заупокойные службы, утром — во всех храмах обители заупокойные Литургии, и почти непрерывно — панихиды в храме Рождества Христова о упокоении схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.[9] Главные торжества проходили в Троицком соборе, где поздняя литургия совершалась архиерейским чином в сослужении более 150 священнослужителей.[9] На малом входе было прочитано Деяние о канонизации дивеевских подвижниц и митрополит Николай осенил народ иконой с мощами преподобных Александры, Марфы и Елены.[9] Вечером после службы мощи пронесли крестным ходом по Святой канавке с пением параклиса, а затем на два дня поставили для поклонения в Преображенском соборе.[9]

24 декабря раки с мощами первоначальниц обители перенесли в предназначенный им преподобным Серафимом храм Рождества Богородицы.[9]

6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви вместе с двумя другими дивеевскими подвижницами, Александрой (Мельгуновой) и Еленой (Мантуровой), определил причислить к лику общецерковных святых преподобную Марфу.[8]

В апреле 2008 года был установлен новый праздник — Собор Дивеевских святых. Среди других святых в этот день почитается память и Марфы Дивеевской.

В честь святых жен дивеевских Марфы, Елены и Александры 21 августа 2008 года владыкой Георгием был освящен придел в Казанской церкви.[10] День обретения мощей — 26 августа[11] — отмечается как совместный день памяти и престольный праздник в приделе освященном в их честь.[12]

Биография

Детство

Преподобная Марфа (в миру Мария Семеновна Милюкова) родилась 10 февраля 1810 года в семье крестьян Нижегородской губернии Ардатовского уезда, деревни Погиблово. Деревня расположена недалеко от села Дивеево[2] и в настоящее время носит название Малиновка.

Семья Милюковых вела праведную и богоугодную жизнь, была близка к старцу Серафиму Саровскому. У Марии были старшие сестра Прасковья Семеновна и брат Иван Семенович.

По благословению преподобного Серафима, старшая сестра — Прасковья Семёновна первой поступила в Дивеевскую общину и стала вести жизнь, оцениваемую согласно критериям православной веры как высокодуховную.[3]

Иван Семёнович часто ходил к батюшке Серафиму на работу, а после смерти супруги поступил в Саровскую пустынь монахом.[4]

Поступление в Дивеевскую Казанскую общину

21 ноября 1823 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы тринадцатилетняя Мария впервые пришла к батюшке Серафиму вместе с сестрой Прасковьей. Старец, «провидя её избранным сосудом благодати Божией»

[3], не позволил ей возвратиться домой, приказав оставаться в Дивеевской общине при Казанской церкви.

Отроковица с ранних лет начала подвизаться, отличаясь строгостью жизни и суровостью подвига, превосходящего подвиги сестер общины.[3] Постоянно совершала молитву. Отвечала с кротостью и только на необходимые вопросы. Была почти молчальницей. Старец Серафим посвящал её во все свои откровения, будущую славу обители и другие духовные тайны.[5]

Начало Мельничной общины

Вскоре после этого произошло новое явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму с повелением создать рядом с Казанской общиной новую общину, девичью. Она и явилась началом обители, обещанной Богородицей матушке Александре.

Через две недели после явления Божией Матери, а именно 9 декабря 1825 года, Мария вместе с одной сестрой пришли к преподобному Серафиму. Старец повёл их в дальнюю пустынь, взяв с собой восковые свечи, елей, сухари. Придя туда и став перед висевшим на стене Распятием Спасителя, батюшка подал сёстрам по одной зажжённой свече каждой, велев стать Марии с правой стороны Распятия, а Прасковье Степановне — с левой. Сам стал посредине. Так они стояли дольше часа с горящими свечами, а старец Серафим всё это время молился. Помолившись, он приложился к Распятию, велев сделать то же и сёстрам.

Это моление перед началом основания новой общины преподобный совершил с сёстрами, избранными Матерью Божией на особое служение Ей и обители.

Церковь Рождества Христова. В основании — церковь Рождества Богородицы. Виден купол Казанской церкви

После этого ещё четыре года подвизалась Мария, помогая создавать новую общину. Заготовляла столбы и лес для мельницы. Эту мельницу благословила построить на месте основания новой общины Царица Небесная. Поэтому и новая девичья община получила название Мельничной. Носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Молола муку и совершала другие послушания, всегда при этом храня сердечную молитву.

В последний год жизни Марии новой общине были пожертвованы три десятины земли.[6] Как только сошел снег, они были опаханы по одной борозде три раза и началось строительство Святой канавки с внутренним валом.[6] Ко времени смерти Марии канавка уже была хорошо заметна.[6]

Окончание подвига

Мария прожила в обители всего шесть лет. Умерла 21 августа 1829 года в девятнадцатилетнем возрасте. Незадолго до кончины приняв схимнический постриг.[2]

Отец Серафим так говорил об её кончине: «Когда в Дивееве строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камешков-то и с молитвой на устах, молча возносила свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!»

.[1]

Провидя духом её смерть батюшка Серафим жалел и плакал о ней, говоря соседу по келии отцу Павлу, что она сподобилась предстоянию у Престола Божия близ Царицы Небесной со святыми девами. И что он постриг её в схиму с именем Марфа.

Отец Серафим вызвал к себе церковницу сестру Ксению Васильевну Путкову, которая записывала разные имена для поминовения, и сказал ей поминать Марию как схимонахиню Марфу. Марфа была похоронена в гробу, собственноручно выдолбленном преподобным, в схиме и мантии и камилавке, которые он ей дал.[1]

Мария Семёновна была высокого роста и привлекательной наружности. У неё были продолговатое, белое и свежее лицо, голубые глаза, густые, светлорусые брови и такие же волосы.

Примечания[ | ]

  1. 1234
    Преподобная Марфа Дивеевская (Милюкова)
    (неопр.)
    .
    Святые покровители Нижегородской земли
    . Нижегородская митрополия. Дата обращения: 15 декабря 2014.
  2. 12
    День рождения преподобной Марфы
    (неопр.)
    .
    Жизнь обители
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (23 февраля 2011). Дата обращения: 17 декабря 2014.
  3. 123Архимандрит Серафим (Чичагов)
    . Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. М., «Паломникъ». 2002.— 868 с.
  4. Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский. Глава 15. Дивное Дивеево (неопр.)
    .
    Библиотека
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Дата обращения: 14 января 2015.
  5. Протоиерей Сергий Ильин
    . Учение прп. Серафима Саровского о Святом Духе.— М.: Лествица, 2003.— 256 с. с.116
  6. 123
    Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре
    (неопр.)
    .
    Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая. 1903-1927 гг
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Дата обращения: 18 декабря 2014.
  7. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной комиссии по канонизации святых
  8. 12
    Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
  9. 12345678
    Прославление
    (неопр.)
    .
    Святые
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Дата обращения: 17 декабря 2014.
  10. Анастасия Шохина.
    Архиепископ Георгий освятил очередной придел Казанского храма Серафимо-Дивеевского монастыря
    (неопр.)
    . Нижегородская епархия (17 января 2009). Дата обращения: 17 декабря 2014. Архивировано 17 декабря 2014 года.
  11. Праздник преподобных жен Дивеевских (неопр.)
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (26 сентября 2011). Дата обращения: 27 декабря 2014.
  12. Собор прп. жен Дивеевских (неопр.)
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (26 сентября 2010). Дата обращения: 27 декабря 2014.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]