Празднование памяти святого обычно связано датой его кончины, когда, перейдя в иной мир, он становится особенно близок Богу, но также людям, за которых молится. Есть лишь несколько угодников Божиих, у которых Церковь особо чтит день рождения, прихода в этот мир. Один из них – «пророков предел и начало Апостолов», Иоанн.
Иконография: Иоанн Предтеча, пророк и креститель Датировки: XVI в. Конец XVI — XVII в.Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 59,5 см, ширина 44 см Оплечное изображение Иоанна Предтечи в милоти. Инв. № 1466. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
История праздника
Захария усомнился в предсказаниях Архангела Гавриила и поэтому был лишён дара речи.
Рождество Иоанна Предтечи описано евангелистом Лукой. Отец и мать Иоанна Предтечи носили имена Захария и Елисавета, жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником. Оба были праведны и достигли преклонного возраста, но не имели детей. «Бездетность у евреев считалась большим несчастьем, даже позором», поэтому, как повествует Лука, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана.
Однажды Захария совершал каждение в храме, увидел ангела и получил от него предсказания:
- о рождении сына;
- о его имени;
- о радости, которую принесёт его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа;
- о том, что сын будет велик пред Господом;
- о предстоящей его сыну миссии — «представить Господу народ приготовленный».
Захария, будучи стар, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи. По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала (читайте о празднике Зачатие Предтечи) и никому не сообщала о беременности 5 месяцев, радуясь чуду Божию, избавившему её от бесплодия.
Когда Елисавете пришло время родить сына, соседи и родственники очень обрадовались и в 8 день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме и требуемый законом Моисея обряд обрезания. При обрезании новорождённому давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчёркивает это обстоятельство потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Святого Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дощечку, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: «Иоанн будет имя ему», — и все удивились необычайности совпадения желания матери и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему.
По преданию, слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода. Поэтому, когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают, жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный отсутствием младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям.
Значение этого события
Многие годы ждал избранный народ Божий наступления времени, когда явится Израилю Мессия. Как могли, люди готовились к этому событию, подвизаясь в добродетелях по Закону Моисея. Ветхозаветный праведник – исполнитель всех (или почти всех) из более чем 600 заповедей – «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (2 Кол.2:20). Обращаясь к этому человеку, ап. Павел, как бы с горькой иронией (и самоиронией – ведь он тоже был таким праведником!) пишет:
«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-19).
Но наступает новое время: от презираемых родителей, чья «неправедность» вроде бы засвидетельствована пред всем людьми их бездетностью, рождается величайший из пророков. А еще спустя шесть месяцев исполнится слово, сказанное в древности : «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23). Ибо без Бога человек, даже самый ревностный, не устроит дело своего спасения, как бы ни старался, сколько бы ни бился. Именно об этом говорит Рождение Предтечи, происшедшее против всех законов естества – говорит тем, кто готов принять эту истину, смирившись, отвергнув свою человеческую праведность, приняв Божию волю.
Протоиерей Артемий Владимиров в проповеди на праздник 7 июля 2016 г. говорит: «…Каждый из нас, учеников Христовых, должен смиряться пред своим Спасителем, как дитя перед отцом, ученик перед учителем, как земля перед небом, как творение перед Творцом. Должен иметь крайнее благоговение пред Спасителем, хождение пред Его лицем, убежденность в том, что Спаситель пронизывает Своим Божественным взором наше сердце и видит душу как на ладони, иметь готовность с детским трепетом припасть к стопам Искупителя с верою, что Он – Агнец Божий и имеет власть на земле прощать грехи человеческие и возрождать наши души»
Значение
Рождение Предтечи Господня было не обыкновенным и сопровождалось чудесами
Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир, а святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших праведников, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами».
И вот сегодня, в день Рождества святого Предтечи Господня акцентируется внимание на житии этого великого Угодника Божия, чтобы понять и увидеть, какая поистине величайшая милость Божия ниспосылается людям в лице праведников.
Из Святого Евангелия мы узнаем, что уже самое Рождение Предтечи Господня было не обыкновенным и сопровождалось чудесами. Святой Пророк рождается по предсказанию Архангела Гавриила от престарелых родителей: Захарии и Елисаветы. Рождается Предтеча, и священник Захария освобождается от немоты, которой был наказан за неверие. Рождается Предтеча, и радуется Елисавета, с которой снимается поношение за неплодство.
Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в день Ивана Купалы позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго.
В какой день отмечается это событие по церковному календарю
Время рождения пророка определяется церковным календарем, прежде всего, на основании Евангелия. Так, ап. Лука определенно указывает, что Предтеча родился примерно на полгода раньше Спасителя (Лк.1:26). Так как днем Рождества Господа считается 7 января (н.ст.), то празднование Крестителю установлено 7 июля, то есть за полгода.
Значение в богослужебном круге церковных праздников
Особо значимые празднования церковного календаря включают:
- Пасху;
- так называемые великие «двунадесятые» праздники, числом 12;
- великие праздники, не причисленные к двенадцати главнейшим, каковых насчитывается пять.
Именно к числу последних принадлежит Рождество Крестителя наряду с другим празднованием – Усекновения главы святого. Из семи празднований св. Иоанну, которые приняты Церковью, эти два, таким образом, самые значимые.
Празднование
В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников
В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников (но не двунадесятым) и празднуется за 6 месяцев до Рождества Христова, 7 июля. День этот всегда приходится на Петров пост.
Рождество Иоанна Предтечи — один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях праздников Православной Церкви мы встречаем слово «рождество» (рождение) лишь трижды: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Сам этот факт подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью.
Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви — Рождество честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Накануне праздника вечером служится всенощное бдение. Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Анатолием, Андреем Иерусалимским, Кассией монахиней; в VIII веке Иоанн Дамаскин написал канон этого праздника, второй канон написан Андреем Критским.
Что нельзя делать на Рождество Иоанна Предтечи
На 7 июля существуют церковные и народные запреты.
В этот день Православная Церковь запрещает выполнять тяжелую физическую работу, злиться, ругаться.
Запрещается отдавать, продавать, одалживать что-то из дома, подбирать найденные на дороге монеты или купюры – это может привести к бедности.
Нельзя обливать водой беременных женщин, детей и стариков. Считается, что их организмы чувствительны к нечистой силе, и она может им навредить.
В ночь на Ивана Купалы не рекомендуется спать, чтобы не попасть во власть злых духов.
В этот день нельзя обижать и бить домашних животных. Если ударить скотину, то она может не дать молока и не привести приплод.
Молитвы
На Рождество Иоанна Предтечи читаются особые молитвы
- Тропарь праздника, глас 4
Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва, досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя: непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разре́шися сла́вным и честны́м твои́м рожде́ством, и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.
- Кондак праздника, глас 3
Пре́жде непло́ды днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет, и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества: Его́же бо проро́цы пропове́даша, на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Предте́ча.
- Величание
Велича́ем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́.
Предтеча есть не просто пророк, но голос Господа, использующего тело Крестителя в целях благовещения. Ведь не говорят святые люди от себя самих, но несут слово Вседержителя, безгранично преданные Ему. Когда в каждом из нас возрастает образ Иоанна, мир становится ближе и целостнее, возвеличивая единство как абсолютную истину.
Особенности богослужения
Значение празднования выражается в том, что у него имеется один день «попразднства», то есть Церковь совершает особые службы Предтече не один, а два дня, 7 и 8 июля.
По Иерусалимскому Уставу, принятому ныне Русской Православной Церковью, накануне празднования служится всенощное бдение.
Интересный факт
До XIV в. в России совершалось только вечерняя праздничная служба, так как по преобладавшему в Русской Церкви Уставу, исходящему из обители прп. Феодора Студита такого чина, как бдение, не было. Однако сама традиция особого богослужения накануне праздника – очень древняя. Ведь именно Студийскому монастырю продолжительное время принадлежала глава пророка. Поэтому по монастырскому уставу празднование Крестителю совершалось даже не два, а три дня: особым образом воспоминалось освящение придела Крестителя при соборном храме.
К числу особенностей праздничного богослужения Рождения Крестителя сейчас относят:
- канон святому во время бдения, который не предваряется, как во время других праздничных служб, Богородичным каноном;
- Церковь особо подчеркивает радость праздника: подобно службам Пасхи и последующих дней, на Рождество Крестителя не совершаются молитвы о усопших.
Что касается праздничных облачений служащих, то обычно приняты ризы:
- белого цвета; традиционно считается, что он символизирует переход, рубеж; не случайно белы ризы священника во время таинств Крещения, Венчания, на погребении; в данном же случае речь может идти о том, что Рождество Крестителя стало рубежом, разделившим Ветхий и Новый Заветы;
- золотистые; это цвет Царства Небесного, которое проповедовал святой.
Иконография
Первые иконы, на основе которых стала формироваться традиция, своего рода канон, иконописного представления события, появились примерно с IV в.
Считается, что древнейшая из сохранившихся икон, воспроизводящих сказанное о Рождестве Крестителя Евангелием – скульптурный барельеф, на котором изображен Захария, пишущий на дощечке имя сына, с саркофага на могиле римского чиновника Юния в Латеране (359 г.).
Древнейшей же фреской Рождества св. Иоанна считается находящаяся в храме св. Софии города Охрида (ныне – Македония, во времена Византии – столица Болгарии, здесь была патриархия). Эта икона относится к середине XI в. Она представляет, по-видимому, уже сложившуюся за тысячелетие иконографию события.
Рождество Иоанна Предтечи; Россия. Север; XVIIв.
Центр образа – прав. Елисавета на ложе. Вокруг нее изображены:
- пришедшие ее поздравить родные; они держат дары матери с младенцем; иногда на иконах можно увидеть, что женщины накрывают стол для празднования;
- рядом находится отец пророка, Захария, с дощечкой, на которой пишет имя младенца;
- наконец, обязательный элемент – омовение новорожденного, которое обычно пишется в нижней части.
С XVI в. появляется на иконах Рождества появляется изображение св. Иоанна как Ангела пустыни, обычно в верхней части. Он представляется уже как зрелый муж, облаченный во власяницу, за спиной – крылья. Персты десницы святого сложены ораторским жестом, знаменующем призыв к вниманию. Левой же рукой пророк держит свиток, на котором можно прочесть его слова: «Аз есмь глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень».
С XVI в., когда распространяются «житийные» иконы, образ Рождества иногда изображается по их центру, окруженный клеймами, более подробно показывающими событие, а также вообще житие пророка. Одна из немногих икон такого рода – образ 1 половины XVI в. в Покровском (старообрядческом) соборе, который находится на Рогожском кладбище столицы.
Что важно знать о празднике?
Праздник очень почитается среди православных, поэтому на Рождество Пророка соблюдается строгий пост. Считалось, что соблюдение поста избавит от многих грехов. Также люди верили, что у постящегося в этот день человека будут исполняться любые желания.
Суеверные люди говорят, что в этот день лучше не касаться ножа и не есть продукты круглой формы. По церковному календарь трапез вкушать можно рыбу, горячую пищу с растительным маслом.
Молитвы Иоанну Крестителю, в чем помогает
Молитва об успокоении души
В современном мире довольно много различных стрессовых ситуаций, из-за чего люди часто не могут успокоиться. Для того чтобы обрести мир в своей душе и смириться с потерей, необходимо прочесть специальную молитву об успокоении души Иоанну Предтече.
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем.
Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.
Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!
Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Молитва Иоанну Крестителю об исцелении
Для того чтобы у вас было крепкое здоровье, и вы себя хорошо чувствовали, также существует специальная молитва Иоанну Предтече, в которой просят об исцелении. Данная молитва помогает возродить силы и ресурсы вашего организма, подарить вам веру в возможность выздоровления. Иоан Креститель обязательно поможет тем, кто искренне молится, избавиться от тяжелых заболеваний и восстановить организм человека.
Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов.
Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце, сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых.
Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Молитва Иоанну Предтече о детях
Родители всегда желают своим детям наилучшего. Зачастую распространенными желаниями является долголетие и счастливая жизнь для детей с меньшими преградами на их пути. Помимо этого, довольно часто возникают проблемы между отцами и детьми, а решить сложившуюся ситуацию может помочь Иоан Креститель. Для этого необходимо прочитать святому специальную молитву о детях.
Крестителю Христов честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Третье обретение главы Иоанна Предтечи (7 июня)
Во время религиозных волнений в Константинополе голову Предтечи перенесли обратно в Эмессу, а оттуда, уже в начале IX века, из-за набегов сарацин — в абхазские Команы. Когда начались иконоборческие гонения, ее вновь скрыли в земле. Только после восстановления иконопочитания патриарху Игнатию во время ночной молитвы было открыто местонахождение святыни.
Первосвятитель сообщил об этом императору, и глава была в третий раз обретена в Команах (неподалеку от нынешнего Сухуми), в указанном патриархом месте (около 850 года). Здесь, в маленьком гроте, сохранился почитаемый верующими нерукотворный образ Иоанна Предтечи. А саму голову опять перенесли в Константинополь и 7 июня положили в придворной церкви. Часть реликвии была доставлена на Афон.
В память третьего обретения главы Крестителя Господня Православная церковь установила празднование 25 мая (по старому стилю, 7 июня — по новому).
Тем не менее относительно конечной судьбы святыни сегодня есть разные версии: в качестве местанахождения ее или ее частей фигурируют собор Амьена во Франции, церковь Сан-Сильвестро-ин-Капито в Риме, мечеть Омейядов (древний собор) в Сирии, коптский монастырь Вади Натрун и некоторые другие места. Возможно, святыня была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах.
Иван Купала — гадание
На вопрос, можно ли гадать на Рождество Иоанна Крестителя («на Ивана Купалу», как говорят в народе), отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:
«Если вы хотите свести счеты с жизнью, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти. Церковь запрещает гадать в любое время, будь то праздник, пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина».
Нетленные мощи святого
Креститель был казнён по приказу царя Ирода путём отсечения головы по желанию царицы Иродиады и её дочери Саломеи. В настоящее время, по мнению большинства экспертов, подлинная глава Иоанна Крестителя находится в соборе во Франции в городе Амьен. Множество паломников из разных стран приезжают поклониться святыне. Глава хранится под стеклом на специальном блюде из серебра. Над левой бровью – отверстие, след от кинжала, которым Иродиада в приступе гнева проткнула уже отрубленную голову.
Во Франции хранится лицевая часть головы, другая половина находится в мечети в Дамаске.
Другой важной реликвией христианской культуры является десница Иоанна Предтечи. Правая рука святого пророка нетленна и хранится в монастыре в Черногории. В соответствии с библейской историей, святой Иоанн, проводя обряд крещения, возложил правую руку на голову Иисуса Христа, именно поэтому реликвия особо почитаема христианами всего мира.
Как празднуют рождество Предтечи Иоанна в разных странах
Рождество Иоанна Крестителя — один из самых популярных праздников в католическом христианстве, который отмечается 24 июня и длится весь день, иногда продолжается ночью. Зажигаются факелы, костры, устраиваются фейерверки. Верующие с зажженными свечами или факелами идут в ближайшие часовни на молебны. Во многих регионах Испании принято сжигать старые вещи, разводить костёр и прыгать через него. Такие обычаи объясняются близостью даты праздника ко Дню летнего солнцестояния.
На острове Менорка в честь рождества Иоанна Крестителя устраивается фестиваль, где проходят лошадиные бега, в которых принимают участие представители всех социальных классов и сословий.
Во Франции святой Креститель Иоанн особо почитаем, праздник его рождества длится несколько дней.