Какого числа Рождество Пресвятой Богородицы в 2021 году — история и традиции праздника

В православии особо чтимые двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные. Во второй половине сентября верующие празднуют большое торжество, связанное с рождением Матери Божьей. Это Богородичный праздник, пышно отмечаемый в храмах торжественными богослужениями и обязательными песнопениями.

Тем, кто соблюдает традиции и обряды, важно знать, на какой день приходится праздник. Это позволит спланировать дела, не забыть поздравить близких, понаблюдать за погодными явлениями и приметами.

Что такое двунадесятый праздник?

Название это возникло от славянского «двунадесять» – то есть «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В Типиконе (уставном документе Церкви, регламентирующим правила и порядок совершения богослужений) отмечены красным крестом в полном круге, что также подчеркивает их значение.

Существуют такие даты, касающиеся двунадесятых праздников, как предпразднества, попразднества и отдания. В первом случае верующие люди готовятся к великому событию, начинают праздновать заранее. В светской традиции, кстати, сложилась негласная примета о том, что отмечать заранее праздник нельзя, также как и поздравлять с ним. В Православии предпразднество готовит человека к торжеству, напоминает о событиях, помогает настроить себя на духовную волну, с которой он, может быть, слетел в силу занятости повседневными делами.

Попразднество – это продолжение праздника, которое бывает обычно через несколько дней. А отдание, как вы догадались, – это «прощание» с праздником до следующего его наступления. Растянутость торжеств во времени, пусть даже человек и не всегда может попадать на богослужение, помогает благодаря наличию календаря вспоминать и вместе со всей Церковью проживать события праздника, задумываться о своей душе, смысле жизни, сопоставлять мысленно себя с «героями» памятных дат. Это позволяет верующему заниматься духовным саморазвитием, ведь сравнение со святым обязательно покажет собственное несовершенство.

Приметы праздника

Торжество неслучайно по народным поверьям называли Малой Пречистой. К этому дню старались убрать с грядок и полей овощи и зерновые, приготовить (очистить) пашни и огороды к зиме. Завершали уборку лука («луковая» неделя), работали на пасеке, готовя пчелиные ульи к долгой зимовке.

Обязательно примечали погоду:

  • много звезд на небе в канун торжества – ждать скорых холодов;
  • сильный туман с утра в Рождество Матери Божьей – к дождливой осени;
  • утром ясно и прохладно – дождей в ближайшее время не будет;
  • птицы летают низко – к морозной зиме;
  • на праздник идет сильный дождь – ждать дождей еще сорок дней;
  • в дождь на небе появилась радуга – осень будет теплой и ясной.

Молились Богородице, просили о зачатии, о здоровье и благополучии детей и родных людей, о скором исцелении от болезней. Обязательно славили Матерь Христа, возносили молитвы о даровании сил для прохождения трудного пути, о защите, о милости. Благодарили за помощь, за выздоровление, просили не оставлять в трудный час. Принято было молиться не только в храме, но и дома, перед образами, особенно тем, кто в силу различных обстоятельств не может посетить службу в церкви.

Какие православные праздники относятся к двунадесятым?

Вот они, многие из них вам, наверняка, знакомы:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Воздвижение Креста Господня
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  4. Рождество Христово
  5. Крещение Господне
  6. Сретение Господне
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы
  8. Вход Господень в Иерусалим
  9. Вознесение Господне
  10. День Святой Троицы
  11. Преображение Господне
  12. Успение Пресвятой Богородицы.

Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?

Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.


Икона с изображением двунадесятых праздников

Переходящие и непереходящие праздники

В основу богослужения Православной Церкви положен годовой календарь. Именно он определяет даты торжеств и порядок службы. Двунадесятые праздники бывают переходящими (то есть дата их всегда меняется в зависимости от указаний календаря) и непереходящими (то есть они имеют строго фиксированную дату).

К переходящим праздникам относятся:

  1. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение). Празднуется за неделю до Пасхи, и всегда отмечается в разные числа, поскольку Пасха – также подвижная дата календаря.
  2. Вознесение Господне Церковь вспоминает на 40-й день после праздника Светлого Христова Воскресения, и, как мы видим, также полностью зависит от этой даты.
  3. День Святой Троицы выпадает на 50-й же день после Пасхи.

Неперходящие праздники составляют большинство среди двунадесятх (в скобках – даты по новому, современному стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  9. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Когда и какого числа Рождество Пресвятой Богородицы в 2021 году

Большой праздник относится к двунадесятым, входит в число самых почитаемых торжеств в православии. В списке из двенадцати памятных дат присутствуют как непереходящие (с фиксированной датой), так и переходящие праздники. Рождество Матери Божьей – событие с фиксированным числом, приходится по новому стилю на 21 сентября.

По правилам старого летоисчисления Рождение Девы Марии отмечается 8 сентября, но так как у нас в ходу григорианский календарь, то православные отмечают торжество 21 сентября.

Для многих храмов в России Рождество Богородицы – престольный праздник. Это означает, что сооружение освящено в честь этого события, поэтому прихожане традиционно справляют торжество масштабно, с проведением крестного хода, окроплением святой водой домов, хозяйственных построек, полей, лугов. Среди храмов с престольным праздником Рождества Матери Божьей – церкви в Каргополе, Тюмени, Самаре, Керчи, Калининграде. Отмечают торжество монастырские обители: Рождества Богородицы в Боголюбово (Владимирская область), Туле, Ростове (Ярославская область), пустыни в Барятино (Калужская область), Лукьянцево (Владимирская область).

Господские и Богородичные праздники

Еще одна классификация двунадесятых праздников касается их содержания. Выше уже было сказано, что праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Поэтому еще одно их деление получило название Господских и Богородичных.

Господские праздники:

  1. Воздвижение Креста Господня;
  2. Рождество Христово;
  3. Крещение Господне;
  4. Преображение Господне;
  5. Вход Господень в Иерусалим;
  6. Вознесение Господне;
  7. День Святой Троицы.

Богородичные праздники:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы;
  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы;
  4. Успение Пресвятой богородицы;
  5. Сретение Господне.

Чем двунадесятые праздники отличаются, кроме того кому они посвящены? Особенностями богослужения при выпадении на ту или иную дату, день недели или же совпадение по дате друг с другом. Господские праздники, а также воскресный день – малая Пасха – всегда будут пользоваться приоритетом по сравнению с Богородичным праздником в чине богослужения.

Смысл и значение двунадесятых праздников

Говоря о двунадесятых праздниках, их названии, посвященности и классификации, не нужно забывать и о их смысле. Именно так станет понятно, почему именно эти 12 событий имеют особое почитание среди православных христиан.

Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятой Богородицы была отведена важная миссия по спасению от рабства греха падшего человечества. Именно через непорочную Деву, рожденную от праведных родителей, Иоакима и Анны, в мир должен был прийти Иисус Христос. Так и случилось. О рождении Богородицы предупреждали ветхозаветные пророчества и Ее появление было заранее предопределено. Она стала Вратами, через Которые Бог пришел к людям, став внешне подобным им.


Икона Рождества Пресвятой Богородицы

Воздвижение Креста Господня

В 326 году в Палестине во время раскопок константинопольской императрицей Екатериной и иерусалимским епископом Макарием было обнаружено три креста, тех самых, на которых был распят Иисус Христос и двое разбойников. По преданию, когда один из крестов возложили на больную женщину, та получила исцеление. Так была определена значимая христианская святыня. Крест в древнем мире считался орудием позорной казни, а благодаря Господу стал символом спасения души, показывающим, что духовное саморазвитие, стремление к богоподобию не будет простым, но связанным с непрестанным трудом и даже страданиями. Название «Воздвижение» связано с тем, что во время богослужения, посвященного празднику, Крест поднимается для обозрения всем молящимся. Традиция это восходит как раз к временам, когда святыня была найдена.


Икона Воздвижения Креста Господня

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Святой Марии исполнилось 3 года, ее родители исполнили данный при рождении обет: посвятить ребенка Богу. Когда Девочку привели в храм и поставили на первую

ступень, Она внезапно самостоятельно их преодолела, чем вызвала немалое удивление. А первосвященник Захария это удивление усилил: ввел маленькую Богородицу в самое святое место Иерусалимского храма, Святая святых, куда мог заходить только он и всего лишь раз в году. С тех пор Святая Мария до 12 лет, когда ее выдали замуж, жила в сокровенном храмовом помещении. Это событие также показывает роль Матери Христа в судьбе всего человечества.


Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Праздник Рождества знаком многим, и все прекрасно понимают, что 7 января считается датой рождения две тысячи лет назад Иисуса Христа. Именно так, в этот день вспоминается уже приход в человеческую цивилизацию Спасителя, который должен был Своей жизнью показать, как погрязший в грехе человек, зараженный ужасной болезнью смерти, может исцелиться и стать подобным Богу. Праведный Иосиф, муж Богородицы, должен был прийти в город Вифлеем для объявленной римским императором переписи населения. Возможности остановиться в гостинице у семьи не оказалось, поэтому заночевали они в пещере. Там и родился у Марии Младенец Иисус. Поклониться Господу пришли сначала местные пастухи, а затем с подарками волхвы. О рождении Христа узнал иудейский царь Ирод. Боясь, что событие стало самым настоящим посягательством на его власть, он послал воинов перебить всех младенцев в Вифлееме. Чудесным образом праведный Иосиф с Марией и Иисусом были предупреждены и сбежали в Египет.


Икона Рождества Христова

Крещение Господне

Когда в России говорят о празднике Крещения, в Церкви также называемом Богоявлением Господним, неизменно вспоминаются проруби на водоемах, крещенская вода и купания в морозную стужу. На самом деле 19 января вспоминаются события древности, когда в водах реки Иордан Иоанн Предтеча, больше известный как Креститель, совершил обряд крещения над Иисусом Христом. В тот день, кстати, крещение было установлено как таинство и теперь к нему прибегают все православные христиане для того, чтобы стать членами Церкви. По преданию, на Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя, а с неба был слышен голос, провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).


Икона Крещения Господня

Сретение Господне

Неизвестное слово «сретение» со славянского буквально переводится как «встреча». Кто с кем встретился? Как уже говорилось, иудейская традиция предписывала приносить своих детей-первенцев в храм для посвящения последних Богу. Как и в случае с Пресвятой Богородицей, родители Христа поступили также. Встретил правдедного Иосифа и Марию вместе с Младенцем Христом Симеон, уважаемый богослов-переводчик, который жил, согласно преданию, более 300 лет. Симеон взял Иисуса на руки, благословил и произнес слова, которые впоследствии стали известной молитвой «Ныне отпущаеши…». Встреча Богомладенца со старым представителем ветхозаветной Церкви символизирует встречу человечества с Богом.


Икона Сретения Господня

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения сообщает нам о событиях, связанных с «благой вестью». Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и сообщил, что именно Она станет теми Вратами, через Которые в человеческую цивилизацию придет Спаситель. Ангел сказал, что называть Сына нужно будет Иисусом, а Святая Мария выразила согласие с предстоящей Ей высокой миссией.


Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Вход Господень в Иерусалим

Этот день в народе принято называть Вербным Воскресением, а ветви дерева нести в храм, освящать и потом целый день держать где-то в доме… В Израиле вербы не была, зато была пальма, и именно ветви этого дерева изначально были символами праздника. За неделю до Своей крестной смерти Иисус Христос, уже прославившийся Своей проповедью, чудесами и добрыми делами, направлялся в Иерусалим. В город Он въезжал на осленке (хотя мог сделать это верхом на красивом коне и в составе целой колонны), чем подал людям пример скромности. Жители города встречали Иисуса как царя: дорогу на пути его следования усыпали как раз-таки пальмовыми ветвями и прославляли самыми восторженными словами. В Иерусалимском храме Христос разогнал торговцев, которые превратили Дом Бога в настоящий базар, совершил исцеления больных людей и удалился в город Вифанию. Можно сказать, что события Вербного Воскресения стали своего рода предпразднеством Пасхи.


Икона Входа Господня в Иерусалим

Вознесение Господне

Вознесение относится к праздникам, отмечаемым уже после Воскресения Христова. Воскресший Иисус на протяжении 40 дней являлся своим ученикам и рассказывал о Небесном Царстве. В завершении этого периода Господь поднялся к небесам, сказав удивленным апостолам знаменитые жизнеутверждающие слова: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Этот праздник говорит об обожении, показывает, какой участи удостоится человек, живущий по заповедям Божьим.


Икона Вознесения Господня

День Святой Троицы

Днем рождения Православной Церкви можно считать этот праздник. Уже на 50-й день после пасхи на апостолов, учеников Христа, сошел с небес Святой Дух, сверхъестественным образом сделав их способными проповедовать веру, разговаривать на других языках, учить людей.


Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева

Преображение Господне

В России народная традиция окрестила праздник «Яблочным Спасом». Иисус Христос поднялся на гору Фавор, куда позвал с собой на молитву апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во время молитвы лицо Христа внезапно просияло ярким светом, а одежда также стала светлой. Перед апостолами явились пророки Моисей и Илья и начали беседовать с Господом! После этих событий Иисус запретил апостолам говорить об увиденном до Своего воскресения. Но этот случай показал божественность происхождения Христа, хотя до самого конца Его земной жизни близкие люди могли об этом только догадываться.


Икона Преображения Господня

Успение Пресвятой Богородицы

Наступил день и Святая Мария умерла. Жила Она у апостола Иоанна, которого усыновила по указанию Христа. Ученики Иисуса собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Матерью Спасителя. Согласно преданию, Тело Пресвятой Богородицы было погребено в одной гробнице с родителями и супругом. А позже – Она воскресла, явилась в тот же день за ужином апостолам и подобно Своему Сыну, вознеслась на небо.


Икона Успения Пресвятой Богородицы

ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Событие праздника, его смысл и значение (8 сентября)

Житийное сказание о Рождестве Пресвятой Богородицы.

Пречистая Богородица Мария родилась в галилейском городе Назарете и по линии отца происходила из царского рода, по матери – из рода архиерейского.

Отец Ее, святой и праведный Иоаким, происходил от Нафана, сына Давидова. Нафан родил Левия, Левий родил Мелхия и Панфира, Панфир родил Варпанфира. Варпанфир родил Иоакима – отца Пресвятой Богородицы. Супруга Иоакима – Анна – происходила из рода Аарона и была младшей дочерью священника Матфана.

Матфан имел трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Мария, выйдя замуж, родила Саломию, мать апостола Иоанна Богослова. Совия в замужестве родила Елисавету – мать Иоанна Предтечи, святая Анна была матерью Пресвятой Богородицы.

Супруги Иоаким и Анна обладали и вещественным богатством, состоявшим преимущественно из крупного и мелкого скота, и богатством добродетелей. Они жили непорочно, во всем следуя заповедям Господним. На каждый праздник святая супружеская чета имела обыкновение выделять часть имения для раздачи бедным и часть жертвовала на храм для церковных нужд.

За исключительное благочестие Господь удостоил Иоакима и Анну быть родителями Божией Матери. Но этого счастья они удостоились лишь в конце своей земной праведной жизни. Проходил уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни, Анна же продолжала оставаться неплодной. Оба супруга в душевной горести не переставали умолять Бога о даровании им чада.

В один великий праздник Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары. И каково было его огорчение, когда первосвященник Иссахар не захотел принять его даров. Укоряя Иоакима за неплодие, он говорил ему: «Твоих даров не следует и принимать, так как ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божьего благословения».

Подобно первосвященнику, на Иоакима тогда же обрушился с укорами некий еврей из колена Рувимова, говоря: «Зачем ты спешишь прежде меня приносить дар Богу? Разве ты не сознаешь того, что недостоин с нами приносить даров, поскольку ты не оставил семени во Израиле?»

Услышанные упреки до глубины души опечалили и уязвили Иоакима. В крайней скорби он вышел из храма, тяжело переживая унижение и оскорбление. Всеобщая радость того праздника превратилась для него в болезненный плач. Полный горечи, он не возвратился в свой дом, но из храма пошел в пустынные места, где паслись его стада. Там пред Господом ему удобнее было изливать в молитвенных слезах накопившуюся горечь. Находясь в уединении, Иоаким невольно вспоминал разрешение Богом Авраамова неплодия в старости и горячо просил себе такого же чуда свыше. «Господи Боже! – молитвенно взывал он. – Удостой меня назваться отцом чаду, как некогда Ты удостоил Авраама, чтобы люди не считали меня отринутым Тобою и не презирали».

К молитве Иоаким присоединил строгий пост и сорок дней не хотел вкушать хлеба. На многократное предложение пастухов подкрепиться хлебом он неизменно отвечал одно и то же: «Не вложу пищи в мои уста и не возвращусь в мой дом. Пусть пищей будут мне слезы мои и домом – эта пустыня до тех пор, пока не услышит меня и не посетит милостию Господь Бог Израилев».

Между тем, слух об иерусалимском оскорблении Иоакима за бесчадие в храме и о безутешном его плаче дошел до праведной Анны. Трудно описать ее волнение и горе при вести о позоре супруга. «Ныне, – воскликнула она, – я окаяннее всех людей: Богом отвержена, людьми поносима, мужем оставлена. О чем прежде восплачу: о моем вдовстве или о бесчадии; о моем ли сиротстве, или о том, что недостойна была назваться матерью?». И горько рыдала Анна все те 40 дней в отсутствие Иоакима. Служанка ее Иудифь пыталась было ее утешить, но не могла. Кто мог утешить ту, печаль которой была глубока, как море?

Однажды Анна, удрученная скорбью, вышла из дома в свой сад и села под лавровым деревом. Вздохнув из глубины сердца и подняв свои очи, полные слез, на небо, она увидела на вершине дерева птичье гнездо с малыми птенцами. Эта картина еще более растравила ее сердечную рану. «Горе мне бесчадной! -воскликнула она, с трудом сдерживая рыдания. – Я одна грешнейшая всех израильских дочерей и униженная пред всеми женами! Все они на своих руках носят детей, все утешаются своими чадами. Одна я лишена такой утехи. Всех их Церковь Божия принимает с дарами за чадородие. Одна я отринута от Церкви Бога моего. Я не уподобилась ни птицам, ни зверям, имеющим плод, ни земле, приносящей семена. Увы мне, Господи, Господи! Одна я, грешная, обнищала от плодотворения. Адонаи Саваоф! Ты Сарре дал в старости сына Исаака, разверз утробу Анны, матери Самуила пророка. Призри ныне на меня и услышь мои молитвы. Разреши болезнь моего сердца, разверзи мою утробу и покажи плодоносной. Рождаемое я приведу в дар Тебе».

Во время плача Анны вдруг предстал перед ней Архангел Гавриил и сказал: «Анна, Анна! Твоя молитва услышана, Твои воздыхания прошли облака, и слезы твои пали пред Богом. Вот, ты зачнешь и родишь Преблагословенную Дочь. Чрез Нее возблагословятся все земные колена и дастся спасение миру. Ей наречется имя – Мария». Сказав это, Архангел сделался невидим. При слышании небесного благовестия Анна поклонилась Богу и воскликнула: «Жив Господь Бог! Если я рожду дитя, то отдам его на служение Ему. Пусть оно служит Богу и хвалит Его святое имя во все годы своей жизни день и ночь».

Полная несказанной радости, Анна спешно пошла в Иерусалим, чтобы там в храме возблагодарить Бога за милостивое посещение.

Между тем, Архангел Гавриил в тот же час после явления Анне внезапно предстал в пустыне Иоакиму со словами: «Иоаким, Иоаким! Бог услышал твою молитву и изволил дать тебе Свою благодать. Жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь. Ее рождение будет радостью всему миру. И вот тебе знак истины моего благовещения. Иди в Иерусалим к Церкви Божией. Там, у Золотых ворот, встретишь твою супругу Анну. Ей возвещено то же, что и тебе».

Пораженный и обрадованный явлением Архистратига Господня, Иоаким быстро пошел по направлению к Иерусалимскому храму. У Золотых ворот он действительно повстречался с Анной, молившейся здесь. Радостные супруги обменялись рассказами о Божием благовещении им через Небесного Посланника, поблагодарили Бога в храме и возвратились в свой назаретский дом.

По Ангельскому благовестию, святая Анна в девятый день декабря месяца зачала Пречистую Дочь Марию Богородицу и родила Ее 8 сентября следующего года.

Неописанной была радость Иоакима и Анны по случаю рождения Преблагословенной Дочери, нареченной именем Мария. В связи с разрешением неплодия Анны Иоаким принес обильнейшие дары в храм, а также вознес жертвы и всесожжения. Благословляемый первосвященником, он с ликующей душой возвратился в свой дом и здесь устроил семейное торжество, пригласив на него родных и знакомых.

О Богоданном Младенце-Дочери Иоаким и Анна заботились со всей тщательностью, зная по откровению об Её будущем предназначении. В Ней они видели не только свою Дочь, но и Свою Госпожу. Богоотроковица Мария в трехлетнем возрасте была помещена родителями на жительство в Иерусалимский храм.

По введении Ее во храм праведные супруги жили недолго. Иоаким преставился в Назарете 80 лет, Анна же почила в Иерусалиме 79 лет, прожив здесь близ Пресвятой Дочери всего два года.

Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?

Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.

Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.

Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.

От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.

Двунадесятые праздники имеют огромное значение в жизни Православного христианина. В эти дни небеса становятся ближе, а мы получаем еще один шанс для духовного совершенствования и получения просимой у Бога помощи.

Загрузка…

Поделиться с друзьями:

Обряды и традиции на Рождество Богородицы

В двунадесятый праздник тесно переплелись христианские правила и языческие верования. Славяне традиционно в эти дни отмечали Осенины, знаменующие завершение сбора урожая. Славили Землю-Матушку, благодарили за дары, за плодородие, за защиту и покровительство.

Богородица в православии издавна воспринималась как защитница, поэтому славянские воззрения о благодарении Земли-кормилицы воспринимались как само собой разумеющееся. Поэтому в традициях торжества мирно соседствуют языческие обряды и христианские догматы. И хотя официальная церковь не одобряет многие древние ритуалы с оберегами, гаданиями, в народе они живут.

С утра многие женщины спешили к рекам или озерам, чтобы умыться, угостить пришедших с округи молодых и пожилых знакомых караваем или вкусным киселем. Кисель традиционно варили овсяный, потчевали с приговорами и прибаутками. Остатки хлеба не выбрасывали, приносили домой, скармливали скотине. По поверьям, это приносило в дом достаток, хранило домашний скот от болезней и сглаза.

Обязательное правило – посещение храма. Многие отправлялись в церковь накануне, стояли всенощную. В службы праздника входят:

  • стихеры;
  • каноны Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, патриарха Германа;
  • тропарь.

На заметку!
Другие названия праздника – Спожинки, Малая Пречистая, Оспожники.

В церквях усердно молились, славили Матерь Божью, обращались с просьбами о защите, помощи, милосердии. После службы ставили перед иконой Богоматери свечу, благодарили за помощь, молили о здоровье родных, детей.

Сельскохозяйственные работы откладывали на другие дни. Праздник хоть и не отмечали с размахом, но старались заранее приготовить вкусные блюда, угощения для нищих. Не принято было приглашать в гости, так как считалось само собой разумеющимся посещать молодоженов, родственников. Подарков не дарили, обходились угощениями.

Традиционно раздавали милостыню, привечали всех, кто заходил в дом. Грехом считалось не поделиться едой с нищими, нуждающимися. Щедрое угощение привлекало в дом достаток и благополучие, согласие и лад в семейной жизни. Если же хозяева скуповаты, то не стоит ждать потомства, материального благополучия.

Для хозяюшек, приготовивших вкусные и богатые угощения, гости по традиции оставляли платок. Это означало, что застолье понравилось. Если же кушаний на столе было мало, или блюда были невкусные, оставляли кнут. Намёк простой: хозяин должен научить супругу готовить.

Родители посещали семьи замужних и женатых детей, приносили небольшие подарки внукам. По традиции обязательно навещали молодоженов, но и пары, прожившие вместе несколько лет, также не обходили стороной. Вели за столом степенные беседы, расспрашивали об урожае, хозяйстве, домашней скотине. Из поколения в поколение в таких беседах передавали опыт, делились советами, рассказывали, как сделать лучше.

Так как Богородичные торжества – семейные, то с ответными визитами к родителям приходили семейные пары детей. Приносили с собой освященные в церкви хлебцы нового урожая, дарили родне. Хлебцы хранили под образами, давали больным, считая, что сдоба обладает целительной силой. Молодые женщины подвязывались тесьмой или поясом с вышитыми буквами «Б» и «Р» (в честь Рождества Богородицы). Украшения защищали от недоброго взгляда, темных сил. Развязался кушак – рядом завистники и надо быть осторожной. Если же тесьма или пояс держались крепко, значит – рядом только добрые родные люди, не желающие зла.

На Осенины жгли старые одежды, добывали новый огонь в избах. Детей на пороге обливали освященной водицей, оберегая от сглаза и болезней. Во многих регионах было принято накрывать общие столы (устраивать складчину), варить к празднику пиво, готовить студень. Если урожай был богат, застолья собирали до самого Покрова (14 октября). При этом не забывали в будни про работу, хотя основные дела были завершены. В приходах, где праздник считался престольным, к этим дням приурочивали ярмарки и осенние торги.

Молодежь с этого периода постепенно перебиралась с улицы в избы, завершая время хороводов и гуляний возле рек, озер. Наступали холодные и дождливые дни, поэтому посиделки проводили в домах. Дозволяли сидеть с «огнем», зажигая свечи, а чаще всего – простую лучину. День становился все короче, вечера – длиннее и темнее.

Осенины – время, когда земледельческие работы завершены, поэтому многие крестьяне готовились отправиться на заработки. В течение пяти дней празднества взрослые устраивали «засидки» — небольшие посиделки мастеровых, где за столом обсуждались планы, будущая работа зимой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]