Воскресение Христово закончилось, но верующие почему-то продолжают приветствовать: «Христос воскресе!» Сколько дней празднуется Пасха?
У больших православных праздников есть дни предпразднства и попразднства — период до и после самого праздника, когда в богослужении звучат его отголоски.
Празднование Пасхи, главного христианского праздника, самое длинное, оно длится 38 дней. Учитывая сам день праздника и день отдания, православные празднуют Пасху 40 дней. Столько Спаситель пребывал на земле до Своего вознесения. Из этого периода особо выделяется первая неделя после Пасхи — Светлая седмица.
Во все дни этого праздника мы приветствуем друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в воскресение Господа, обмениваемся красными яйцами, которые символизируют новую жизнь.
Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «избавление». Христианская новозаветная Пасха — это день, в который совершился наш переход от смерти к нетленной жизни, от земли к Небу. Своим воскресением Господь открыл людям врата рая, подарил великую радость и надежду.
Спаситель воскрес в ночь на третий день после крестной смерти, Сам, силой Своего Божества. Ночью сотряслась земля, с небес сошел ангел и отвалил камень от двери гроба-пещеры.
На рассвете женщины, взяв с собой благовонное миро, отправились ко гробу, чтобы помазать тело умершего Спасителя. Они увидели камень, отваленный от двери гроба, и ангелов, которые возвестили им о воскресении Христа. Мироносицы поспешно рассказали об этом апостолам, но те не поверили.
Однако Иоанн и Петр все же побежали ко гробу и увидели в пустом гробу сложенные погребальные одежды. Когда ко гробу пришла плачущая Мария Магдалина, ей явился воскресший Христос. В тот же день Его увидели другие мироносицы, Петр, евангелист Лука, другие апостолы, кроме Фомы. Но прежде всего, согласно Священному Преданию, воскресший Иисус явился Своей Пречистой Матери.
Итак:
- празднование продолжается семь дней или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника, по Фомино Воскресенье включительно;
- по завершение Пасхальной седмицы Церковь продолжает праздновать Пасху, но с уже с меньшей торжественностью, до Вознесения Господня, т.е. еще 32 дня;
- общее число дней празднования Пасхи равно 40 — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.
- Похожие записи
- Куглоф рецепт дрожжевого кекса на Пасху
- Рецепт кулича для хлебопечек Кенвуд
- Как выдуть яйцо для поделок
« Предыдущая запись
Сколько длится Пасха 2021 – начало и конец праздника
По православным традициям многие праздники имеют специальные дни предпразднества и попразднества, в течение которых богослужения в храмах проходят по особому порядку. Принято считать, что значимые церковные праздники длятся не один, а несколько дней.
Длительность Пасхального периода составляет 40 дней – в 2021 году Пасха начинается 2 мая и заканчивается 9 июня.
Иногда можно услышать версию о том, что количество праздничных дней составляет 38, но это не совсем верно. Такая разница обусловлена путаницей в способах исчисления. Правильно длительность Пасхального периода необходимо считать с учетом дней самой Пасхи и дня Вознесения Господня (первый и последний дни Пасхальных празднеств), о чем забывают некоторые православные.
На протяжении всех 40 дней принято славить Воскрешение Спасителя, христосоваться и посещать богослужения в храме. Цифра 40 глубоко символична для христиан, поскольку именно столько времени прошло с момента Воскресения Христа и до его Вознесения на небо, к Отцу.
Пасхальные празднества условно разделить на несколько основных периодов:
- Пасха,
- Светлая седмица,
- Фомина неделя,
- период от начала недели жен-мироносиц и до Вознесения Господня.
В 2021 году Светлую Пасху празднуют 2 мая. Пасхальные празднества продолжаются до 9 июня.
Пасха и ее предшественник Великий пост
Рассуждая о таком празднике нельзя не обратить внимание на пост. Люди, которые придерживаются христианских традиций, не разделяют все эти периоды – Великий пост и Пасху. В России пасхальные праздники длятся 40 суток, а Великий пост 56 дней – это 8 недель, каждая из которых имеет определенный смысл и правила соблюдения в питании, покаянии и праздновании.
Важно! Это переходящий праздник, включающий памятные даты. Большинство из них называют неделями, которые в христианстве считают воскресными днями. Пост включает неделю:
- православного торжества;
- Григория Паламы (святителя);
- Животворящего Креста (крестопоклонную);
- Иоанна Лествичника (святого);
- Марии Египетской (преподобной);
- явления Господня в Иерусалиме (воскресение – Вербное);
- седмицу страстную, с воскресеньяя которой 40 дней празднуется Пасха.
Период поста включает еще две субботы – субботу Акафиста и Лазареву субботу. Это две особых даты в периоде поста, посвященных определенным событиям в истории христианства.
Почему дата Пасхи каждый год меняется
Пасха может выпадать на любое воскресенье периода с 4 апреля по 8 мая по новому стилю, поскольку этот праздник не имеет постоянной даты.
День Пасхи напрямую зависит от лунно-солнечного календаря и привязан к весеннему полнолунию, первому после дня весеннего равноденствия. В свою очередь, отсутствие фиксированной даты этого природного явления легко объяснить с научной точки зрения. Лунный месяц намного короче месяца по солнечному календарю. В итоге за календарный год накапливается отставание в полторы недели, поэтому новолуния и полнолуния из года в год не имеют постоянных дат.
При расчете даты Пасхи берутся во внимание:
- даты весеннего равноденствия,
- лунный и солнечный календари,
- привязанность к воскресному дню недели.
Прообразы: «Пасха земная»
«Наблюдай месяц авив (нисан), и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Второзаконие 16:1)
Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпические события книги Исход. Она рассказывает о четырехвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11–13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14⁄15 месяца авива, или нисана) во 2‑й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. песах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обретённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.
Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.
Пасхальные православные традиции
Пасха – один из древнейших праздников, имеющий свои многовековые традиции.
Пасхальное богослужение
У православных принято встречать Пасху в храме. Самое торжественное богослужение – Пасхальное. Начинается оно незадолго до полуночи: служится Полунощница, во время которой выносится Плащаница и вокруг нее совершается каждение, а впоследствии святыня обратно относится на алтарь.
Обязательным этапом праздничной службы является Крестный ход вокруг храма, знаменующий собой шествие навстречу воскресшему Спасителю. Процессия проходит свой путь под непрекращающийся звон церковных колоколов, который затихает только после того, как православные во главе со священниками подойдут к закрытым дверям западного входа в храм. После проговаривания определенных слов, двери отворяются и все входят внутрь храма.
Около полуночи начинается Пасхальная заутреня, которая продолжается Божественной литургией. Богослужение обычно длится до 2-3 часов ночи и завершается христосованием священников друг с другом и с прихожанами.
В больших храмах с огромной паствой священник обычно только произносит речь, завершающуюся троекратной фразой: «Христос Воскресе!» Эта фраза заключает в себе всю сущность православной веры.
Христосование
На Пасху принято приветствовать друг друга особым способом. По завершению заутрени, после пения «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», православные говорят и отвечают друг другу: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!», после чего троекратно целуются в щеки.
Именно таким способом следует приветствовать друг друга на протяжении всех последующих 40 дней.
Пасхальная трапеза
Сразу же после праздничного богослужения православные отправляются в трапезную или к себе домой и начинают разговляться, то есть употреблять в пищу блюда, запрещенные во время Великого поста. Центральное место на столе занимает сдобный кулич или паска, как принято его называть в последнее время. Его пекут накануне, а по завершению богослужения освящают в храме. Изначально пасхой называли сырную бабу, для приготовления которой использовали творог и большое количество куриных яиц.
Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, знаменующую собой гору Голгофу, на которой был распят Спаситель. Поедание пасхи в этот день олицетворяет вечную победу жизни над смертью, добра над злом. Обычно православные приносят пасху, куличи и яйца в храм для освящения в плетеных корзинах, украшенных цветными лентами, цветами, пасхальными атрибутами.
Крашеные яйца
Крашеные яйца – символ Гроба Господня, скрывающего в себе вечную жизнь. Скорлупа – это камень, которым закрыли вход в скалу, где был погребен Иисус, а традиционный красный цвет, в который было принято окрашивать яйца испокон веков, – олицетворение страданий и пролитой крови Спасителя.
Истоки традиции дарить друг другу яйца берут свое начало в Новом Завете. Христос после Воскресения явился Марии Магдалине, которая сообщила о радостном известии Апостолам. Она явилась также и в Рим, где рассказала о жизни, чудесах и учении Христа самому Тиберию, римскому императору. Чтобы доказать чудо Воскрешения неверующему правителю, Мария Магдалина взяла в руки белое куриное яйцо и со словами «Христос Воскрес!» передала его, окрасившегося в красный цвет за считанные секунды, изумленному Тиберию.
Крашеные яйца – символ Гроба Господня, скрывающего в себе вечную жизнь
Пасхальные гулянья
На Руси было принято сразу же после посещения церкви начинать народные гулянья. Нарядившись во все лучшее, люди не скрывали своей радости и хорошего настроения. Повсюду слышался смех, музыка, на центральных площадях начинали действовать ярмарки, где велась бойкая торговля, а ремесленники демонстрировали все свои умения.
В этот день принято заниматься благотворительностью: кормить неимущих, отдавать вещи сиротам, оставлять на ночевку бездомных.
Вечером, после заката, было принято жечь на центральных площадях и улицах, около церквей и кладбищ или прямо на дорогах пасхальный костер, символизирующий собою победу света над тьмой, а также Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.
Соблюдать Пасхальные традиции для всех православных – дело святое. Но без смирения, доброты и милосердия даже неукоснительное выполнение всех канонов будет пустым делом. Упоминание жизни Христа и следование ему – вот главные показателя истинного верующего.
ПАСХА или ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ?
- Прообразы: «Пасха земная»
- Исполнение: «Пасха небесная»
- Пасха – праздник сорокадневный
Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?
Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образованием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!», а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?
В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?
Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается предпразднственная полунощница. Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.
Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов Израиля) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва, прообразовавшая Крестную Жертву Христа).
В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы, после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в алтарь (через Царские врата). Плащаница укладывается на Престоле, после чего вокруг него совершается каждение.
По окончании этой службы бывает Крестный ход (в ознаменование того, как жены-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная утреня.
По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.
Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…
Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?
Пасха Христова — самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).
Учитывая, что Сын Божий пришёл в мир, воплотился, учил, страдал, принял Крестную смерть и воскрес ради спасения всех без исключения людей, можно с уверенностью говорить, что Пасха Христова, в той или иной мере, касается каждого человека (хоть христианина, хоть атеиста): двери Царства Небесного отворяются, через веру, для всех.
В этой связи приветствовать иноверцев и даже безбожников словами Пасхального провозвестия «Христос воскрес!» можно. В принципе Божьим законом это не возбраняется. Ведь в данном приветствии содержится главная мысль Апостольской проповеди, звучавшей, по слову Христа, по всей ойкумене, для всех народов земли (Мф.28:19–20).
Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.
Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.
Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).
Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев — как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных — как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных — как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них (1Кор.9:19–22).
Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?
К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее — лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.
Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)
Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.
Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от церковного календаря.
К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21).
С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.
В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?
Пасха – праздник сорокадневный
День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величайшего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торжественным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.
Ю. Рубан
* * *
Где находились святые и праведники до Воскресения Христова — в Раю или в аду?
Как известно, пока первозданные люди хранили невинность и нравственную чистоту, местом их пребывания был особый благоустроенный Сад — Рай (Быт.2:8). Однако, злоупотребив своими природными совершенствами и своей свободой, они нарушили заповедь Божью, подверглись тленности, сделались смертными и были изгнаны из обители прочь (Быт.3:23–24).
С тех пор и вплоть до совершения Искупления Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.
В ад попадали как грешники, так и праведники (Быт.37:35). Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными (Иез.32:18–23) (см. подробнее: Рай и ад: два места или два состояния?).
Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область — лоно Авраамово (Лк.16:22). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями. Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи (Лк.16:23:26).
Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.
Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем адовых врат праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли (Еф.4:9)).
Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.
Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий спасения.
Приметы и поверья
Помимо обрядов и традиций, существуют и пасхальные приметы. Верующие стараются соблюдать их, особое внимание уделяя предшествующей Пасхе неделе.
Неделя перед Пасхой:
- Понедельник. За неделю до Пасхи хозяйки начинают проводить генеральную уборку в доме, избавляясь от хлама и старья.
- Вторник. В этот день принято закупить все продукты, которые понадобятся для празднования Пасхи.
- Среда. Середина недели отводится на вымывание всего дома.
- Четверг. Чистый четверг – время для очищения собственного тела и души. Также было принято закаливать в этот день соль и запасаться водой, которые на протяжении года помогали избавиться от недугов. В этот же день нужно покрасить яйца, напечь куличей.
- Пятница. Все дела, относящиеся к приготовлению пасхальной трапезы, нужно доделать в этот день, ведь, как говорят набожные люди, в пятницу и Ангелы помогают.
- Суббота. В этот день уже не пекут куличи, а начинают готовить праздничные блюда. Также принято относить в храм пасхальную трапезу (яйца, куличи, творожную пасху), чтобы осветить и воскресным утром разговеться ими.
Также есть и ряд суеверных примет:
- с началом воскресного колокольного звона нужно перекреститься и попросить у Иисуса здоровья семье, мира земле, богатства дому;
- чтобы сдуть с себя грехи, нужно непременно покататься на качелях;
- особой силой обладает вода, которую набирают в Пасхальную ночь в каком-либо водоеме;
- увидеть восход солнца на Пасху – быть счастливым весь год;
- во время церковной службы разрешается проводить особый ритуал – просить женихов;
- особый знак – смерть в Пасху. Покойный сразу устремляется в рай, поскольку является отмеченным Богом;
- история праздника Пасхи для детей имеет особый смысл. С библейских времен считается, что рожденный на Пасху малыш, будет крепким, знаменитым и успешным.
Исполнение: «Пасха небесная»
«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её, пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15–16)
Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! – Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.
Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <�…>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: “Кость Его да не сокрушится”» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха. «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст.