Какого числа православная Пасха в 2021 году в России и сколько длится праздник

Воскресение Христово закончилось, но верующие почему-то продолжают приветствовать: «Христос воскресе!» Сколько дней празднуется Пасха?

У больших православных праздников есть дни предпразднства и попразднства — период до и после самого праздника, когда в богослужении звучат его отголоски.

Празднование Пасхи, главного христианского праздника, самое длинное, оно длится 38 дней. Учитывая сам день праздника и день отдания, православные празднуют Пасху 40 дней. Столько Спаситель пребывал на земле до Своего вознесения. Из этого периода особо выделяется первая неделя после Пасхи — Светлая седмица.

Во все дни этого праздника мы приветствуем друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в воскресение Господа, обмениваемся красными яйцами, которые символизируют новую жизнь.

Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «избавление». Христианская новозаветная Пасха — это день, в который совершился наш переход от смерти к нетленной жизни, от земли к Небу. Своим воскресением Господь открыл людям врата рая, подарил великую радость и надежду.

Спаситель воскрес в ночь на третий день после крестной смерти, Сам, силой Своего Божества. Ночью сотряслась земля, с небес сошел ангел и отвалил камень от двери гроба-пещеры.

На рассвете женщины, взяв с собой благовонное миро, отправились ко гробу, чтобы помазать тело умершего Спасителя. Они увидели камень, отваленный от двери гроба, и ангелов, которые возвестили им о воскресении Христа. Мироносицы поспешно рассказали об этом апостолам, но те не поверили.

Однако Иоанн и Петр все же побежали ко гробу и увидели в пустом гробу сложенные погребальные одежды. Когда ко гробу пришла плачущая Мария Магдалина, ей явился воскресший Христос. В тот же день Его увидели другие мироносицы, Петр, евангелист Лука, другие апостолы, кроме Фомы. Но прежде всего, согласно Священному Преданию, воскресший Иисус явился Своей Пречистой Матери.

Итак:

  • празднование продолжается семь дней или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника, по Фомино Воскресенье включительно;
  • по завершение Пасхальной седмицы Церковь продолжает праздновать Пасху, но с уже с меньшей торжественностью, до Вознесения Господня, т.е. еще 32 дня;
  • общее число дней празднования Пасхи равно 40 — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.
    Похожие записи
  • Куглоф рецепт дрожжевого кекса на Пасху
  • Рецепт кулича для хлебопечек Кенвуд
  • Как выдуть яйцо для поделок

« Предыдущая запись

Сколько длится Пасха 2021 – начало и конец праздника

По православным традициям многие праздники имеют специальные дни предпразднества и попразднества, в течение которых богослужения в храмах проходят по особому порядку. Принято считать, что значимые церковные праздники длятся не один, а несколько дней.

Длительность Пасхального периода составляет 40 дней – в 2021 году Пасха начинается 2 мая и заканчивается 9 июня.

Иногда можно услышать версию о том, что количество праздничных дней составляет 38, но это не совсем верно. Такая разница обусловлена путаницей в способах исчисления. Правильно длительность Пасхального периода необходимо считать с учетом дней самой Пасхи и дня Вознесения Господня (первый и последний дни Пасхальных празднеств), о чем забывают некоторые православные.

На протяжении всех 40 дней принято славить Воскрешение Спасителя, христосоваться и посещать богослужения в храме. Цифра 40 глубоко символична для христиан, поскольку именно столько времени прошло с момента Воскресения Христа и до его Вознесения на небо, к Отцу.

Пасхальные празднества условно разделить на несколько основных периодов:

  • Пасха,
  • Светлая седмица,
  • Фомина неделя,
  • период от начала недели жен-мироносиц и до Вознесения Господня.


В 2021 году Светлую Пасху празднуют 2 мая. Пасхальные празднества продолжаются до 9 июня.

Пасха и ее предшественник Великий пост

Рассуждая о таком празднике нельзя не обратить внимание на пост. Люди, которые придерживаются христианских традиций, не разделяют все эти периоды – Великий пост и Пасху. В России пасхальные праздники длятся 40 суток, а Великий пост 56 дней – это 8 недель, каждая из которых имеет определенный смысл и правила соблюдения в питании, покаянии и праздновании.

Важно! Это переходящий праздник, включающий памятные даты. Большинство из них называют неделями, которые в христианстве считают воскресными днями. Пост включает неделю:

  • православного торжества;
  • Григория Паламы (святителя);
  • Животворящего Креста (крестопоклонную);
  • Иоанна Лествичника (святого);
  • Марии Египетской (преподобной);
  • явления Господня в Иерусалиме (воскресение – Вербное);
  • седмицу страстную, с воскресеньяя которой 40 дней празднуется Пасха.

Период поста включает еще две субботы – субботу Акафиста и Лазареву субботу. Это две особых даты в периоде поста, посвященных определенным событиям в истории христианства.

Почему дата Пасхи каждый год меняется

Пасха может выпадать на любое воскресенье периода с 4 апреля по 8 мая по новому стилю, поскольку этот праздник не имеет постоянной даты.

День Пасхи напрямую зависит от лунно-солнечного календаря и привязан к весеннему полнолунию, первому после дня весеннего равноденствия. В свою очередь, отсутствие фиксированной даты этого природного явления легко объяснить с научной точки зрения. Лунный месяц намного короче месяца по солнечному календарю. В итоге за календарный год накапливается отставание в полторы недели, поэтому новолуния и полнолуния из года в год не имеют постоянных дат.

При расчете даты Пасхи берутся во внимание:

  • даты весеннего равноденствия,
  • лунный и солнечный календари,
  • привязанность к воскресному дню недели.

Про­об­разы: «Пасха земная»

«Наблю­дай месяц авив (нисан), и совер­шай Пасху Гос­поду, Богу твоему, потому что в месяце авиве вывел тебя Гос­подь, Бог твой, из Египта ночью» (Вто­ро­за­ко­ние 16:1)

Исто­рико-сим­во­ли­че­ская основа еврей­ской Пасхи – эпи­че­ские собы­тия книги Исход. Она рас­ска­зы­вает о четы­рех­ве­ко­вом пери­оде еги­пет­ского раб­ства, в кото­ром пре­бы­вал угне­та­е­мый фара­о­нами еврей­ский народ, и чудес­ной драме его осво­бож­де­ния. Девять нака­за­ний («казней еги­пет­ских») обру­шил на страну пророк Моисей, но лишь деся­тая заста­вила смяг­читься жесто­кое сердце фара­она, не желав­шего лишаться рабов, воз­во­див­ших ему новые города. Ей стало пора­же­ние еги­пет­ских пер­вен­цев, вслед за кото­рым и после­до­вал «исход» из Дома раб­ства. Ночью, в ожи­да­нии начала исхода, изра­иль­тяне совер­шают первую пас­халь­ную тра­пезу. Глава каждой семьи, заклав одно­лет­него агнца (ягненка или коз­ленка) пома­зы­вает его кровью двер­ные косяки (Исх.12:11), а само запе­чён­ное на огне живот­ное съе­да­ется, но так, чтобы не были сло­маны его кости.

«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши пре­по­я­саны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспеш­но­стью: это – Пасха Гос­подня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Еги­пет­ской и поражу вся­кого пер­венца в земле Еги­пет­ской, от чело­века до скота, и над всеми богами еги­пет­скими про­из­веду суд. Я – Гос­подь. И будет у вас кровь зна­ме­нием на домах, где вы нахо­ди­тесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губи­тель­ной, когда буду пора­жать землю Еги­пет­скую» (Исх.12:11–13).

Так в ночь пер­вого весен­него пол­но­лу­ния (с 14⁄15 месяца авива, или нисана) во 2‑й поло­вине XIII века до Рож­де­ства Хри­стова совер­шился исход изра­иль­тян из Египта, став­ший важ­ней­шим собы­тием вет­хо­за­вет­ной исто­рии. А Пасха, сов­пав­шая с избав­ле­нием, стала еже­год­ным празд­ни­ком – вос­по­ми­на­нием об исходе. Само же назва­ние «Пасха» (евр. песах – «про­хож­де­ние», «пощада») ука­зы­вает на тот дра­ма­ти­че­ский момент («деся­тую казнь»), когда пора­жав­ший Египет ангел Гос­по­день, видя кровь пас­халь­ного агнца на двер­ных кося­ках еврей­ских домов, про­хо­дил мимо и щадил пер­вен­цев изра­иль­ских (Исх.12:13).

Впо­след­ствии исто­ри­че­ский харак­тер Пасхи стали выра­жать особые молитвы и рас­сказ о её собы­тиях, а также риту­аль­ная тра­пеза, состо­я­щая из мяса агнца, горь­ких трав и слад­кого салата, что сим­во­ли­зи­рует горечь еги­пет­ского раб­ства и сла­дость обре­тён­ной сво­боды. Прес­ный хлеб напо­ми­нает о спеш­ных сборах. Сопро­вож­дают пас­халь­ную домаш­нюю тра­пезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рож­де­нием изра­иль­ского народа, нача­лом его само­сто­я­тель­ной исто­рии. Окон­ча­тель­ное же спа­се­ние мира и победу над «духов­ным раб­ством еги­пет­ским» совер­шит в буду­щем Божий Пома­зан­ник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гре­че­ски, – Хри­стос. Так сна­чала име­но­ва­лись все биб­лей­ские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет послед­ним, оста­вался откры­тым. Поэтому каждую пас­халь­ную ночь изра­иль­тяне ждали явле­ния Мессии.

Пасхальные православные традиции

Пасха – один из древнейших праздников, имеющий свои многовековые традиции.

Пасхальное богослужение

У православных принято встречать Пасху в храме. Самое торжественное богослужение – Пасхальное. Начинается оно незадолго до полуночи: служится Полунощница, во время которой выносится Плащаница и вокруг нее совершается каждение, а впоследствии святыня обратно относится на алтарь.

Обязательным этапом праздничной службы является Крестный ход вокруг храма, знаменующий собой шествие навстречу воскресшему Спасителю. Процессия проходит свой путь под непрекращающийся звон церковных колоколов, который затихает только после того, как православные во главе со священниками подойдут к закрытым дверям западного входа в храм. После проговаривания определенных слов, двери отворяются и все входят внутрь храма.

Около полуночи начинается Пасхальная заутреня, которая продолжается Божественной литургией. Богослужение обычно длится до 2-3 часов ночи и завершается христосованием священников друг с другом и с прихожанами.

В больших храмах с огромной паствой священник обычно только произносит речь, завершающуюся троекратной фразой: «Христос Воскресе!» Эта фраза заключает в себе всю сущность православной веры.

Христосование

На Пасху принято приветствовать друг друга особым способом. По завершению заутрени, после пения «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», православные говорят и отвечают друг другу: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!», после чего троекратно целуются в щеки.

Именно таким способом следует приветствовать друг друга на протяжении всех последующих 40 дней.

Пасхальная трапеза

Сразу же после праздничного богослужения православные отправляются в трапезную или к себе домой и начинают разговляться, то есть употреблять в пищу блюда, запрещенные во время Великого поста. Центральное место на столе занимает сдобный кулич или паска, как принято его называть в последнее время. Его пекут накануне, а по завершению богослужения освящают в храме. Изначально пасхой называли сырную бабу, для приготовления которой использовали творог и большое количество куриных яиц.

Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, знаменующую собой гору Голгофу, на которой был распят Спаситель. Поедание пасхи в этот день олицетворяет вечную победу жизни над смертью, добра над злом. Обычно православные приносят пасху, куличи и яйца в храм для освящения в плетеных корзинах, украшенных цветными лентами, цветами, пасхальными атрибутами.

Крашеные яйца

Крашеные яйца – символ Гроба Господня, скрывающего в себе вечную жизнь. Скорлупа – это камень, которым закрыли вход в скалу, где был погребен Иисус, а традиционный красный цвет, в который было принято окрашивать яйца испокон веков, – олицетворение страданий и пролитой крови Спасителя.

Истоки традиции дарить друг другу яйца берут свое начало в Новом Завете. Христос после Воскресения явился Марии Магдалине, которая сообщила о радостном известии Апостолам. Она явилась также и в Рим, где рассказала о жизни, чудесах и учении Христа самому Тиберию, римскому императору. Чтобы доказать чудо Воскрешения неверующему правителю, Мария Магдалина взяла в руки белое куриное яйцо и со словами «Христос Воскрес!» передала его, окрасившегося в красный цвет за считанные секунды, изумленному Тиберию.


Крашеные яйца – символ Гроба Господня, скрывающего в себе вечную жизнь

Пасхальные гулянья

На Руси было принято сразу же после посещения церкви начинать народные гулянья. Нарядившись во все лучшее, люди не скрывали своей радости и хорошего настроения. Повсюду слышался смех, музыка, на центральных площадях начинали действовать ярмарки, где велась бойкая торговля, а ремесленники демонстрировали все свои умения.

В этот день принято заниматься благотворительностью: кормить неимущих, отдавать вещи сиротам, оставлять на ночевку бездомных.

Вечером, после заката, было принято жечь на центральных площадях и улицах, около церквей и кладбищ или прямо на дорогах пасхальный костер, символизирующий собою победу света над тьмой, а также Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

Соблюдать Пасхальные традиции для всех православных – дело святое. Но без смирения, доброты и милосердия даже неукоснительное выполнение всех канонов будет пустым делом. Упоминание жизни Христа и следование ему – вот главные показателя истинного верующего.

ПАСХА или ХРИ­СТОВО ВОС­КРЕ­СЕ­НИЕ?

  • Про­об­разы: «Пасха земная»
  • Испол­не­ние: «Пасха небес­ная»
  • Пасха – празд­ник соро­ка­днев­ный

Каза­лось бы, смысл Пасхи – как мы обычно назы­ваем наш глав­ный празд­ник – доста­точно про­зра­чен. Увы! Опыт гово­рит о другом. При­веду лишь два наи­бо­лее харак­тер­ных при­мера.

Урок в одной «Пра­во­слав­ной гим­на­зии». Желая выявить уро­вень знаний детей, спра­ши­ваю: «Как празд­но­вали Пасху Хри­стос и апо­столы?» – Сле­дует резон­ный ответ: «Они ели куличи и кра­ше­ные яйца»! Воз­ра­зить на это нечего! А как взрос­лые?

Пас­халь­ное ночное роз­го­ве­нье в одном храме. Дей­стви­тельно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немо­ло­дому пев­чему при­хо­дит в голову важная мысль, и он рас­те­рянно обра­ща­ется к свя­щен­нику (с бого­слов­ским обра­зо­ва­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Хри­стос Вос­кресе!», а празд­ник назы­ваем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празд­нуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»

Это не исклю­че­ние: то, что мы с дет­ства вос­при­ни­маем на быто­вом уровне, как некий кра­си­вый обряд, кажется нам само собой разу­ме­ю­щимся и не тре­бу­ю­щим изу­че­ния.

Давайте же устроим себе «пас­халь­ный урок» и спро­сим: какие ассо­ци­а­ции рож­дает в нашем созна­нии пас­халь­ное при­вет­ствие «Хри­стос вос­кресе!» – «Воис­тину вос­кресе!»

Ночной крест­ный ход со све­чами, – сразу отве­тит каждый, – радост­ное пение и вза­им­ные лобы­за­ния. На домаш­нем столе появ­ля­ются зна­ко­мые с дет­ства куша­нья – крас­ные и рас­пис­ные яйца, румя­ные куличи, пах­ну­щие вани­лью тво­рож­ные пасхи.

Да, но это – лишь внеш­няя атри­бу­тика празд­ника, – воз­ра­зит вдум­чи­вый хри­сти­а­нин. – А мне хочется знать, почему наш празд­ник Хри­стова Вос­кре­се­ния име­ну­ется обычно еврей­ским словом «Пасха»? Какова связь между еврей­ской и хри­сти­ан­ской Пасхой? Почему Спа­си­тель мира, от дня Рож­де­ния Кото­рого чело­ве­че­ство отсчи­ты­вает Новую эру, должен был непре­менно уме­реть и вос­крес­нуть? Разве не мог все­бла­гой Бог уста­но­вить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова сим­во­лика нашего пас­халь­ного бого­слу­же­ния и празд­нич­ных обря­дов?

В какой момент службы в суб­боту закан­чи­ва­ется Страст­ная и начи­на­ется Пасха?

Вече­ром в суб­боту, обычно за час или пол­часа до полу­ночи, как решит насто­я­тель, в храмах совер­ша­ется пред­праздн­ствен­ная полу­нощ­ница. Несмотря на то, что в отдель­ных посо­биях после­до­ва­ние этой службы печа­та­ется вместе с после­до­ва­нием Святой Пасхи, согласно Уставу, она отно­сится ещё к Пост­ной Триоди.

Бдение перед Пасхой Хри­сто­вой под­чер­ки­вает важ­ность и зна­чи­мость ожи­да­ний гря­ду­щего Тор­же­ства. Вместе с тем оно напо­ми­нает о бдении народа Божьего (сынов Изра­иля) в ночь перед выхо­дом их из Египта (под­черк­нём, что именно с этим собы­тием была свя­зана вет­хо­за­вет­ная пас­халь­ная жертва, про­об­ра­зо­вав­шая Крест­ную Жертву Христа).

В про­дол­же­нии полу­нощ­ницы осу­ществ­ля­ется каж­де­ние вокруг пла­ща­ницы, после чего свя­щен­ник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в алтарь (через Цар­ские врата). Пла­ща­ница укла­ды­ва­ется на Пре­столе, после чего вокруг него совер­ша­ется каж­де­ние.

По окон­ча­нии этой службы бывает Крест­ный ход (в озна­ме­но­ва­ние того, как жены-миро­но­сицы ходили, с аро­ма­тами, ко Гробу Спа­си­теля), а затем уже совер­ша­ется Пас­халь­ная утреня.

По окон­ча­нии Крест­ного хода веру­ю­щие с бла­го­го­ве­нием оста­нав­ли­ва­ются перед вра­тами храма, как бы пред Гробом Хри­сто­вым.

Здесь насто­я­тель пола­гает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух напол­ня­ется зву­ками празд­нич­ного тро­паря: «Хри­стос вос­кресе из мерт­вых»…

Можно ли поздрав­лять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Хри­стова — самый тор­же­ствен­ный и вели­кий Празд­ник Все­лен­ской Церкви (по мета­фо­ри­че­скому выска­зы­ва­нию святых отцов, он настолько же пре­вос­хо­дит все прочие цер­ков­ные Празд­ники, насколько сияние солнца пре­вос­хо­дит сияние звёзд).

Учи­ты­вая, что Сын Божий пришёл в мир, вопло­тился, учил, стра­дал, принял Крест­ную смерть и вос­крес ради спа­се­ния всех без исклю­че­ния людей, можно с уве­рен­но­стью гово­рить, что Пасха Хри­стова, в той или иной мере, каса­ется каж­дого чело­века (хоть хри­сти­а­нина, хоть ате­и­ста): двери Цар­ства Небес­ного отво­ря­ются, через веру, для всех.

В этой связи при­вет­ство­вать ино­вер­цев и даже без­бож­ни­ков сло­вами Пас­халь­ного про­воз­ве­стия «Хри­стос вос­крес!» можно. В прин­ципе Божьим зако­ном это не воз­бра­ня­ется. Ведь в данном при­вет­ствии содер­жится глав­ная мысль Апо­столь­ской про­по­веди, зву­чав­шей, по слову Христа, по всей ойку­мене, для всех наро­дов земли (Мф.28:19–20).

Так, рав­ноап­о­столь­ная Мария Маг­да­лина, посе­тив Рим, при­вет­ство­вала импе­ра­тора-языч­ника Тиве­рия именно этим про­воз­ве­стием. «Хри­стос вос­крес!», ска­зала она ему, и под­несла в дар крас­ное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый ино­ве­рец (или без­бож­ник) готов отре­а­ги­ро­вать на пас­халь­ное поздрав­ле­ние (если не с радо­стью, то по край­ней мере) спо­койно. В ряде слу­чаев, подоб­ного рода при­вет­ствия могут спро­во­ци­ро­вать раз­дра­же­ние, ярость, буй­ство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пас­халь­ного при­вет­ствия того или иного чело­века уместно бук­вально испол­нить слова Иисуса Христа: «Не давайте свя­тыни псам и не бро­сайте жем­чуга вашего перед сви­ньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обра­тив­шись, не рас­тер­зали вас» (Мф.7:6).

Здесь неплохо учи­ты­вать опыт апо­стола Павла, кото­рый, по его соб­ствен­ному при­зна­нию, про­по­ве­дуя веру хри­стову, ста­рался под­стра­и­ваться под обсто­я­тель­ства и пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние людей, будучи для Иудеев — как Иудей, ради при­об­ре­те­ния Иудеев; для под­за­кон­ных — как под­за­кон­ный, ради при­об­ре­те­ния под­за­кон­ных; для чуждых закона — как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) — чтобы при­об­ре­сти чуждых закона; для немощ­ных — как немощ­ный, ради при­об­ре­те­ния немощ­ных. Для всех он сде­лался всем, чтобы спасти хотя бы неко­то­рых из них (1Кор.9:19–22).

Можно ли рабо­тать и совер­шать уборку в пас­халь­ные дни?

К Празд­нику Пасхи при­нято гото­виться забла­го­вре­менно. Это значит, что ту работу, кото­рую можно выпол­нить зара­нее — лучше сде­лать зара­нее. Работу же, не свя­зан­ную с Празд­ни­ком и не тре­бу­ю­щую немед­лен­ного выпол­не­ния, лучше (на время Празд­ника) отло­жить.

Так, напри­мер, древ­ний хри­сти­ан­ский памят­ник «Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские» даёт твёр­дое ука­за­ние, что ни в Страст­ную сед­мицу, ни в сле­ду­ю­щую за нею Пас­халь­ную (Свет­лую) сед­мицу «да не рабо­тают рабы» (Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, без­услов­ного, без­от­но­си­тель­ного к обсто­я­тель­ствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пас­халь­ный период, не суще­ствует.

Поло­жим, есть много видов про­фес­си­о­наль­ной, слу­жеб­ной и обще­ствен­ной дея­тель­но­сти, тре­бу­ю­щих непре­мен­ного уча­стия того или иного чело­века вне зави­си­мо­сти от его жела­ния и от цер­ков­ного кален­даря.

К такого рода дея­тель­но­сти отно­сятся: пра­во­охра­ни­тель­ная, воен­ная, вра­чеб­ная, транс­порт­ная, про­ти­во­по­жар­ная и пр. Иногда при­ме­ни­тельно к этого рода рабо­там в Празд­нич­ный день не лишне вспо­ми­нать слова Христа: «отда­вайте кеса­рево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21).

С другой сто­роны, исклю­че­ния отно­си­тельно работы могут встре­чаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повсе­днев­ных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Празд­ника Пасхи стол напол­нится гряз­ными тарел­ками, лож­ками, чаш­ками, вил­ками, пище­выми отхо­дами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напит­ком, всё это нужно будет оста­вить как есть вплоть до окон­ча­ния Пас­халь­ных тор­жеств?

Пасха – празд­ник соро­ка­днев­ный

День Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния – как «празд­ни­ков празд­ник и тор­же­ство из тор­жеств» (пас­халь­ное пес­но­пе­ние) – тре­бует от хри­стиан осо­бого при­го­тов­ле­ния и потому пред­ва­ря­ется Вели­ким постом. Совре­мен­ное пра­во­слав­ное пас­халь­ное (ночное) бого­слу­же­ние начи­на­ется вели­ко­пост­ной Полу­нощ­ни­цей в храме, пере­хо­дя­щей затем в тор­же­ствен­ный крест­ный ход, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий жен-миро­но­сиц, шедших ко Гробу Спа­си­теля в предут­рен­ней мгле (Лк.24:1; Ин.20:1) и изве­щён­ных о Его вос­кре­се­нии пред входом в гро­бо­вую пещеру. Поэтому празд­нич­ная Пас­халь­ная Заут­реня начи­на­ется перед закры­тыми дверьми храма, а воз­глав­ля­ю­щий службу архи­ерей или свя­щен­ник сим­во­ли­зи­рует собой ангела, отва­лив­шего камень от дверей Гроба.

Радост­ные пас­халь­ные при­вет­ствия закан­чи­ва­ются для многих уже на третий день или же с окон­ча­нием Пас­халь­ной недели. При этом люди с удив­ле­нием вос­при­ни­мают пас­халь­ное поздрав­ле­ние и сму­щенно уточ­няют: «С про­шед­шей Пасхой?» Это – рас­про­стра­нен­ное в нецер­ков­ной среде заблуж­де­ние.

Сле­дует пом­нить, что Свет­лой сед­ми­цей не закан­чи­ва­ется празд­но­ва­ние Вос­кре­се­ния Хри­стова. Чество­ва­ние этого вели­чай­шего для нас в миро­вой исто­рии собы­тия про­дол­жа­ется в тече­ние сорока дней (в память соро­ка­днев­ного пре­бы­ва­ния на земле Вос­крес­шего Гос­пода) и завер­ша­ется «Отда­нием Пасхи» – тор­же­ствен­ным пас­халь­ным бого­слу­же­нием нака­нуне празд­ника Воз­не­се­ния. Здесь – ещё одно ука­за­ние на пре­вос­ход­ство Пасхи перед дру­гими хри­сти­ан­скими тор­же­ствами, из кото­рых ни один не празд­ну­ется Цер­ко­вью более четыр­на­дцати дней. «Пасха воз­вы­ша­ется над дру­гими празд­ни­ками, как Солнце над звёз­дами», – напо­ми­нает нам святой Гри­го­рий Бого­слов (Беседа 19).

«Хри­стос Вос­кресе!» – «Воис­тину Вос­кресе!» – при­вет­ствуем мы друг друга в тече­ние сорока дней.

Ю. Рубан

* * *

Где нахо­ди­лись святые и пра­вед­ники до Вос­кре­се­ния Хри­стова — в Раю или в аду?

Как известно, пока пер­во­здан­ные люди хра­нили невин­ность и нрав­ствен­ную чистоту, местом их пре­бы­ва­ния был особый бла­го­устро­ен­ный Сад — Рай (Быт.2:8). Однако, зло­упо­тре­бив своими при­род­ными совер­шен­ствами и своей сво­бо­дой, они нару­шили запо­ведь Божью, под­верг­лись тлен­но­сти, сде­ла­лись смерт­ными и были изгнаны из оби­тели прочь (Быт.3:23–24).

С тех пор и вплоть до совер­ше­ния Искуп­ле­ния Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, все люди, умирая, схо­дили душами в . Путь в Цар­ство Небес­ное был для чело­века закрыт.

В ад попа­дали как греш­ники, так и пра­вед­ники (Быт.37:35). Другое дело, что сте­пень испы­ты­ва­е­мых мук и местa зато­че­ния душ, в зави­си­мо­сти от сте­пени их гре­хов­но­сти или пра­вед­но­сти, были раз­лич­ными (Иез.32:18–23) (см. подроб­нее: Рай и ад: два места или два состо­я­ния?).

Из притчи о бога­том и Лазаре известно, что в аду суще­ство­вала особая область — лоно Авра­амово (Лк.16:22). В эту область попа­дали души тех вет­хо­за­вет­ных людей, кто осо­бенно уго­дили Гос­поду верой и доб­ро­де­те­лями. Насколько кон­траст­ным было отли­чие их состо­я­ния от состо­я­ния греш­ни­ков, видим из содер­жа­ния той же притчи (Лк.16:23:26).

Иногда поня­тие «лоно Авра­амово» отно­сят и к Цар­ству Небес­ному. А, напри­мер, в ико­но­гра­фии Страш­ного Суда образ «лона…» исполь­зу­ется в каче­стве одного из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных и зна­чи­мых сим­во­лов Рай­ских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокру­ше­ния Спа­си­те­лем адовых врат пра­вед­ники пре­бы­вали в Раю (победа Христа над адом состо­я­лась после Его Крест­ных Стра­да­ний и смерти, когда Он, пре­бы­вая телом во гробе, Душой сошёл в пре­ис­под­ние места земли (Еф.4:9)).

Хотя пра­вед­ники и не испы­ты­вали тех тяг­чай­ших стра­да­ний и мук, что испы­ты­вали лютые злодеи, однако они не были при­частны и тому неопи­су­е­мому бла­жен­ству, какое стали испы­ты­вать по осво­бож­де­нии из ада и воз­ве­де­нии в Слав­ные Небес­ные селе­ния.

Можно ска­зать, что в каком-то смысле лоно Авра­ама слу­жило про­об­ра­зом Рая. Отсюда и тра­ди­ция упо­треб­лять этот образ в отно­ше­нии Небес­ного Рая, отвер­стого Хри­стом. Ныне насле­до­вать Цар­ство Небес­ное может каждый, ищущий спа­се­ния.

Приметы и поверья

Помимо обрядов и традиций, существуют и пасхальные приметы. Верующие стараются соблюдать их, особое внимание уделяя предшествующей Пасхе неделе.

Неделя перед Пасхой:

  1. Понедельник. За неделю до Пасхи хозяйки начинают проводить генеральную уборку в доме, избавляясь от хлама и старья.
  2. Вторник. В этот день принято закупить все продукты, которые понадобятся для празднования Пасхи.
  3. Среда. Середина недели отводится на вымывание всего дома.
  4. Четверг. Чистый четверг – время для очищения собственного тела и души. Также было принято закаливать в этот день соль и запасаться водой, которые на протяжении года помогали избавиться от недугов. В этот же день нужно покрасить яйца, напечь куличей.
  5. Пятница. Все дела, относящиеся к приготовлению пасхальной трапезы, нужно доделать в этот день, ведь, как говорят набожные люди, в пятницу и Ангелы помогают.
  6. Суббота. В этот день уже не пекут куличи, а начинают готовить праздничные блюда. Также принято относить в храм пасхальную трапезу (яйца, куличи, творожную пасху), чтобы осветить и воскресным утром разговеться ими.

Также есть и ряд суеверных примет:

  • с началом воскресного колокольного звона нужно перекреститься и попросить у Иисуса здоровья семье, мира земле, богатства дому;
  • чтобы сдуть с себя грехи, нужно непременно покататься на качелях;
  • особой силой обладает вода, которую набирают в Пасхальную ночь в каком-либо водоеме;
  • увидеть восход солнца на Пасху – быть счастливым весь год;
  • во время церковной службы разрешается проводить особый ритуал – просить женихов;
  • особый знак – смерть в Пасху. Покойный сразу устремляется в рай, поскольку является отмеченным Богом;
  • история праздника Пасхи для детей имеет особый смысл. С библейских времен считается, что рожденный на Пасху малыш, будет крепким, знаменитым и успешным.

Испол­не­ние: «Пасха небес­ная»

«Всем серд­цем желал Я вку­шать эту пасху вместе с вами прежде Моих стра­да­ний! Говорю ведь вам, больше не вку­шать Мне её, пока не свер­шится она в Цар­стве Божием» (Лк.22:15–16)

Мессия-Хри­стос, при­шед­ший ради избав­ле­ния всех людей от духов­ного «раб­ства еги­пет­ского», при­ни­мает уча­стие в иудей­ской «Пасхе ожи­да­ния». Он завер­шает её испол­не­нием зало­жен­ного в ней Боже­ствен­ного замысла, – и тем самым её упразд­няет. Одно­вре­менно кар­ди­нально меня­ется харак­тер вза­и­мо­от­но­ше­ний Бога и чело­века: выпол­нив­ший своё пред­на­зна­че­ние вре­мен­ный Союз Бога с одним наро­дом ста­но­вится «ветхим» («уста­рев­шим»), и Хри­стос заме­няет его Новым – и вечным! – Союзом-Заве­том со всем чело­ве­че­ством. Во время Своей послед­ней Пасхи на Тайной вечере Иисус Хри­стос про­из­но­сит слова и совер­шает дей­ствия, меня­ю­щие смысл празд­ника. Он Сам зани­мает место пас­халь­ной жертвы, и ветхая Пасха ста­но­вится Пасхой нового Агнца, заклан­ного ради очи­ще­ния людей еди­но­жды и навсе­гда. Хри­стос учре­ждает новую пас­халь­ную тра­пезу – таин­ство Евха­ри­стии – и гово­рит уче­ни­кам о Своей близ­кой смерти как о пас­халь­ном жерт­во­при­но­ше­нии, в кото­ром Он – Новый Агнец, заклан­ный «от созда­ния мира». Вскоре Он спу­стится в мрач­ный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожи­дав­шими Его там людьми совер­шит вели­кий Исход из цар­ства смерти в сия­ю­щее Цар­ство Своего Отца. Неуди­ви­тельно, что в ритуале вет­хо­за­вет­ной Пасхи обна­ру­жи­ва­ются основ­ные про­об­разы Гол­гоф­ской жертвы.

Пас­халь­ный агнец (ягне­нок) евреев был «муже­ского пола, без порока» и при­но­сился в жертву во второй поло­вине дня 14-го нисана. Именно в это время после­до­вала крест­ная смерть Спа­си­теля. Каз­нён­ных сле­до­вало похо­ро­нить до наступ­ле­ния тем­ноты, поэтому рим­ские воины, чтобы уско­рить их смерть, пере­били ноги двум раз­бой­ни­кам, рас­пя­тым вместе с Гос­по­дом. Но, «подойдя к Иисусу, они уви­дели, что Он уже умер, и не пере­били Ему ног <�…>. Ибо про­изо­шло это во испол­не­ние (слов) Писа­ния: “Кость Его да не сокру­шится”» (Ин.19:33, 36). При этом и само при­го­тов­ле­ние пас­халь­ного агнца было про­об­ра­зом крест­ной смерти Спа­си­теля: живот­ное «рас­пи­нали» на двух кре­сто­об­разно соеди­нен­ных кольях, один из кото­рых про­хо­дил вдоль хребта, а к дру­гому при­вя­зы­ва­лись перед­ние ноги.

Эта глу­бо­чай­шая вза­и­мо­связь ветхой и новой Пасхи, их сосре­до­то­чен­ность (упразд­не­ние одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объ­яс­няют, почему празд­ник Его Вос­кре­се­ния сохра­няет и вет­хо­за­вет­ное назва­ние Пасха. «Пасха наша – при­не­сён­ный в жертву Хри­стос», – гово­рит апо­стол Павел (1Кор.5:7). Так в новой Пасхе про­изо­шло окон­ча­тель­ное завер­ше­ние Боже­ствен­ного замысла о вос­ста­нов­ле­нии пад­шего («вет­хого») чело­века в его пер­во­на­чаль­ном, «рай­ском», досто­ин­стве – его спа­се­ние. «Ветхая Пасха празд­ну­ется из-за спа­се­ния крат­ко­вре­мен­ной жизни иудей­ских пер­вен­цев, а новая Пасха – из-за даро­ва­ния вечной жизни всем людям», – так лако­нично опре­де­ляет соот­но­ше­ние этих двух тор­жеств Вет­хого и Нового Завета святой Иоанн Зла­то­уст.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]