Второй Ватиканский Собор: старые догматические определения и реформа литургии

Папа Римский Иоанн XXIII во время своего пребывания на посту апостольского нунция в Турции в 1935 году стал членом Ордена Розы и Креста.

Он получил в этой тайной организации мистическое имя Иоанн. Об этом итальянский писатель Пир Капри написал книгу «Пророчества Папы Иоанна XXIII».

Иоанниты, главой которых стал Иоанн XXIII, добились созыва и проведения Второго Ватиканского собора, изменившего направление развития католицизма и произведший революцию в литургике и богословии Римской церкви Римской католической церкви.

Второй Ватиканский Собор должен был сделать Римско-католическую Церковь открытой миру

Второй Ватиканский собор — это XXI Вселенский Собор Католической церкви, открытый в 1962 году по инициативе папы Иоанна XXIII. Продолжался он 3 года и закрылся уже при папе Павле VI.

3058

столько человек участвовали во Втором Ватиканском Соборе

На нём были принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни — 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации. В Соборе принимали участие 3058 человек — епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций.

Присутствовали также миряне, наблюдатели других конфессий, дипломатический корпус.


Второй Ватиканский собор. 1962 — 1965 год. Второй Ватиканский Собор был созван для обновления Католической Церкви. Фото: upload.wikimedia.org

На открытии Собора 11 октября 1962 года папа Иоанн XXIII заявил, что его целью является обновление Римскокатолической Церкви и её разумная реорганизация. Это необходимо для того, чтобы она могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу.

Кроме того, Папа высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала открытая миру Церковь. Задачей Собора было проведение давно назревших реформ в церковной жизни.


Встреча Патриарха и Папы Римского

Принятые на нем решения о реформах в католичестве, вызвали отторжение наиболее консервативной части католического сообщества, часть которого оказалась в фактическом расколе с Церковью (Священническое братство святого Пия Х), часть поддерживает движение за сохранение дореформенного обряда в рамках Церкви (Una Voce).

Второй Ватиканский Собор должен был продолжить незавершенный Первый Ватиканский Собор

Через 3 месяца после своего избрания на папский престол, 5 января 1959 года, папа Иоанн XXIII, объявил о своем намерении созвать Вселенский Собор. Для этого 17 мая того же года была образована предподготовительная комиссия, председателем которой стал госсекретарь Ватикана кардинал Доменико Тардини.

5 января 1959

в этот день Папа Римский объявил о созыве Вселенского Собора

При этом созыва очередного римо-католического Вселенского Собора выдвигались на высшем уровне с первой четверти XX века. 23 декабря1922 года папа Пий XI обнародовал энциклику «Ubi arcano», где изложил программу своего понтификата.

В ней он впервые публично высказал пожелание о возможном возобновлении работы незавершенного I Ватиканского Собора, прерванного в 1870 году.


Его Святейшество Папа Римский Пий XI. Пий XI первый высказал идею о созыве Второго Ватиканского Собора. Фото: upload.wikimedia.org

Папа поручил систематизировать архивы Первого Ватиканского Собора, а также начать исследования его материалов, при этом в их состав были включены и те документы, которые Первый Ватиканский Собор не стал обсуждать.

Их издали позже папах Пие IX и Льве ХIII в пяти томах в сборнике «Acta Congregationum generalium».

25 июня 1959

в этот день Папа Римский обозначил основные цели грядущего Собора

29 июня 1959 года папа Иоанн XXIII выпустил энциклику «Ad Petri Cathedram», в которой кратко обозначил цели грядущего собора: «развитие католической веры, обновление (aggiornamento) христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени».

Известие о намерениях Иоанн XXIII было полной неожиданностью для многих, даже официальная ватиканская пресса вначале умолчала о них: в официальной газете «L’Osservatore Romano» информация о планируемом Соборе впервые появилась 1 февраля.

Второй Ватиканский Собор продолжил Первый, работа которого не была закрыта.

4 марта 1848 года папа распорядился создать подготовительную комиссию, которая занялась бы подготовкой документов для будущего обсуждения.

К 30 мая 1960 года в комиссию поступило более 3 тысяч ответов и предложений. 5 июня 1960 года в motu proprio «Superno Dei nutu» предподготовительная комиссия была преобразована в Центральную подготовительную комиссию.

Возглавлял её работу сам понтифик или его легат — декан Коллегии кардиналов Эжен Тиссеран. 25 декабря 1961 была издана булла «Humanae Salutis». В ней обосновывалась необходимость созыва Собора и у устанавливалась дата начала его работы.


Его Святейшество папа римский Святой Иоанн XXIII. Папа Святой Иоанн XXIII — это непосредственный инициатор созыва Второго Ватиканского Собора. Фото: upload.wikimedia.org

20 июня 1962 года завершилась работа Центральной комиссии, подготовившей 73 проекта документов.

Однако большинство их ещё не были до конца проработаны и оставлены для доработки самим собором. 6 августа 1962 года в motu proprio «Appropinquante Concilio» был опубликован Устав собора, определяющий правила проведения собраний, порядок голосования, степень участия наблюдателей и т. д.

6 августа 1962

в этот день опубликовал Устав Собора с основными правилами

Представители 28 христианских Церквей и деноминаций были приглашены для участия в качестве наблюдателей. Языком Второго Ватиканского Собора была избранна «латынь» — язык, на котором говорит «Церковь Христова».

предыстория собора

Уже в первой пол. XIX века в католицизме возникает сильная модернистская струя с коллективистским, социалистическим оттенком. Одновременно активизируется униатская проповедь в славянском мире, в том числе среди русской интеллигенции. Такими средствами католицизм пытается преодолеть, а скорее переосмыслить, свое политическое, общественное и государственное поражение в Италии, Франции и Германии, где национализм и масонство проводили яростную антикатолическую политику.

Католицизм, в целом, счел невозможным напрямую атаковать современную цивилизацию. Примирение с новым антихристианским порядком в Европе становится основной линией мысли поведения официального католицизма.

Потерпев временную неудачу в 1907 году, когда папа Пий X осудил модернизм как ересь, богословский модернизм, экуменизм и обмирщение уходят временно в подполье.

В кон. 20-х гг. модернизм возрождается, в частности, в таких интеллектуальных центрах как Лувен, Фурвьер и Сольшуар, в движении литургического обновления и в нач. 40-х гг. – в движении «рабочих-священиков». Возникают такие крупные фигуры будущих отцов Второго Ватиканского собора как Ив Конгар, Анри де Любак, Ж-М. Шену, Луи Буйе, Августин Беа и др. Этому сыграли на руку и официальные католические инициативы: в энциклике Пия XI Quas Primas (1925 год) получает свою окончательную форму новое социальное учение Первого Ватиканского собора о Христе-Царе.

В 1943 году появляется энциклика Divino afflante Spiritu, которая открыла путь к проникновению в католицизм разрушительных приемов библейской критики.

Несмотря на преследования при Пие XII в 40-х – 50-х годов, модернистское подполье в своих трех основных направлениях – модернизм, богослужебная реформа, обмирщение (социализация) – благополучно дожило до понтификата Иоанна XXIII, когда оно смогло открыто заявить о себе.

Второй Ватиканский Собор проходил в течение 3-х лет

11 октября 1962 года состоялось торжественное открытие Второго Ватиканского собора. На нем присутствовало 2540 участников.

Кроме того, на церемонию открытия прибыли наблюдатели от других христианских церквей: представители Русской Православной Церкви, старокатолики, англикане и т.д. Работа первой сессии продолжалась до 8 декабря.

Были обсуждены проекты документов о Церкви, об источниках Откровения, о средствах массовой коммуникации и ряд других.

Ни один документ не был принят, но было сформулировано большое количество поправок и предложений, направленных в соборные комиссии, которые должны были продолжить работу в период между сессиями.


Сессия Второго Ватиканского Собора. Всего за время работы Собора состоялось четыре сессии. Фото: upload.wikimedia.org

3 июня 1963 года умер организатор и вдохновитель Собора папа Иоанн XXIII. Вместо его был избран новый папа Павел VI и Вторую сессию Собора, которая проходила с 29 сентября по 4 декабря 1963 года, открывал уже он.

На ней шли горячие споры по проектам документов о Церкви в современном мире, об экуменизме (взаимодействии с нехристианскими религиями и некатолическими церквами) и религиозной свободе.

Документы по этим темам приняты на сессии не были. Первыми документами, одобренными собором стали конституция о литургии Sacrosanctum Concilium и декрет об отношениях со СМИ Inter Mirifica.

4

столько сессий состоялось на Втором Ватиканском Соборе

Третья Сессия Собора длилась с 14 сентября по 21 ноября 1964 года. На ней было принято 19 сентября большое количество документов и, в том числе, важнейший документ — Догматическая конституция о Церкви (Lumen gentium).

Она стала продуктом компромисса между прогрессистским и интегристским течениями в Римскокатолической Церкви. Кроме конституции третья сессия также приняла два декрета — Unitatis redintegratio (о католическом экуменизме) и Orientalium Ecclesiarum (о Восточных церквях).


Фотография Павла VI, фотограф Лотар Воллех. Папа Павел VI продолжил вести Второй Ватиканский Собор и завершил его после смерти Святой Иоанн XXIII. Фото: upload.wikimedia.org

Заключительная сессия Собора началась 14 сентября и длилась по 8 декабря 1965 года. На ней были приняты все прочие документы Собора.

Наибольшие разногласия вызвала декларация Dignitatis humanae о религиозной свободе.

Декларация резко критиковалась интегристами за либеральное понимание свободы совести.

А также за расплывчатость понятия «свобода исповедания религии»; а также конституция о Церкви в современном мире Gaudium et spes.

Из-за разногласий между интегристами и прогрессистами она была оформлена в виде пастырской, а не догматической конституции только после открытого требования папы сделать.

Это означает её декларативный, а не вероучительный характер. Ещё одним важным документом, принятым на заключительной сессии стала конституция о Божественном откровении Dei Verbum.

участники

Во Втором Ватиканском соборе принимали участие более 2 тыс. членов. Помимо прямых сотрудников Иоанна XXIII, очень важную роль в манипуляции собором сыграли periti (эксперты).

Центральными фигурами Второго Ватиканского собора стали кардиналы Августин Беа, Йозеф Фрингс и Л.-Й. Сюненс, а также Анри де Любак, Ив Конгар, М.-Д. Шену. В соборе принимали участие: кардинал Франц Кениг, буд. кардинал Жан Даниелу, буд. кардинал Йоханнес Виллебрандс, Кароль Войтыла (буд. папа Иоанн-Павел II), Йозеф Ратцингер (буд. папа Бенедикт XVI), Ганс Кюнг, Э. Шиллебеекс, глава украинских униатов Иосиф Слипый, униатские «архимандриты» Эммануэль Ланн и Элевферио Фортино, еп. Рудольф Грабер и др.

православные наблюдатели

Папа Иоанн XXIII и наблюдатели от Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе: протоиерей Виталий Боровой и архимандрит Владимир (Котляров).
На соборе присутствовала элита православного и протестантского модернизма: еп. Кассиан (Безобразов), митр. Эмилиан (Тимиадис), о. Николай Афанасьев, о. Александр Шмеман, Николай Арсеньев, Павел Евдокимов, Никос Ниссиотис, представители общины Тезе «брат» Роже и Макс Туриан, Лукас Вишер, Эдмунд Шлинк и т. д. О. Александр Шмеман отрицал, что был официальным наблюдателем от Американской Митрополии, а присутствовал на соборе частным образом, как special guest.

Иерусалимский Патриархат и Элладская Церковь отказались направить делегацию на Второй Ватиканский собор.

Возможность присутствия наблюдателей от Русской Православной Церкви обсуждалась в марте 1959 года на встрече митр. Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым. Было решено не исключать возможности посылки представителей. В беседе с тем же Г. Г. Карповым в нач. апреля 1959 года Патриарх Алексий I высказался крайне отрицательно о самой идее делегировать представителей Русской Православной Церкви на католический собор.

Благодаря прямому участию митр. Никодима (Ротова) представители Русской Православной Церкви были отправлены на Второй Ватиканский собор. Во время тайной встречи в августе 1962 года в Париже с Йозефом Виллебрандсом митр. Никодим (Ротов) сообщил, что «Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом». 10 октября 1962 года Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей. В составе делегации: митр. Никодим (Ротов), буд. митр. Владимир (Котляров), буд. митр. Ювеналий (Поярков), о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов.

В течение всего Второго Ватиканского собора раз в неделю проводились собрания наблюдателей, во время которых Августин Беа комментировал текущую работу собора, а наблюдателям предлагалось высказывать критические замечания по обсуждаемым проектам документов. Перед началом Второго Ватиканского собора госсекретарь Ватикана Чиконьяни принял наблюдателей и вручил им от имени Иоанна XXIII памятные медали его понтификата.

О. Всеволод Шпиллер отзывался о Втором Ватиканском соборе:

Какая исчерпывающе ясная картина всего происходящего на Соборе! Дышишь воздухом, которым дышит Собор. Как хорошо показаны дерзания Его и благоразумная осторожность, не только общая направленность, но и внутренний смысл и значение aggiornamento Церкви. Нет, никакие попытки девальвации все углубляющегося и возвышающегося, все расширяющегося и усиливающегося значения и смысла aggiornamento, никакое иронизирование над этим словом теперь уже нисколько и никогда не умалят силы движения, вышедшего из духовной, я хочу сказать, из священной глубины подлинной соборности, подлинной кафоличности Церкви» [1].

Результатом Второго Ватиканского Собора стало принятие большого количества документов

8 декабря на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Собора, на которой присутствовали около 2 тысяч римо-католических епископов, представители почти 100 государств и примерно 200 тысяч человек.


Участники покидают Собор Святого Петра. Поле окончания четвертой сессии Второй Вактиканский Собор прекратил свою работу. Фото: upload.wikimedia.org

На Втором Ватиканском соборе принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации):

Конституции:

  1. «Sacrosanctum Concilium» — конституция о священной литургии.
  2. «Lumen gentium» — догматическая конституция о Церкви.
  3. «Gaudium et Spes» — пастырская конституция о Церкви в современном мире.
  4. «Dei Verbum» — догматическая конституция о божественном откровении.

16

столько документов приняли на Втором Ватиканским Соборе

Декреты:

  1. «Ad gentes» — декрет о миссионерской деятельности Церкви.
  2. «Orientalium Ecclesiarum» — декрет о Восточных католических церквях.
  3. «Christus Dominus» — декрет о пастырском служении епископов в Церкви.
  4. «Presbyterorum ordinis» — декрет о служении и жизни пресвитеров.
  5. «Unitatis redintegratio» — декрет об экуменизме.
  6. «Perfectae caritatis» — декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям.
  7. «Optatam totius» — декрет о подготовке к священству.
  8. «Inter mirifica» — декрет о средствах массовой коммуникации.
  9. «Apostolicam actuositatem» — декрет об апостольстве мирян.


Lumen Gentium (с лат.— «Свет народам») — догматическая конституция Второго Ватиканского собора Католической церкви. Считается одним из главных документов, принятых Вторым Ватиканским Собором
Декларации:

  1. «Dignitatis humanae» — декларация о религиозной свободе.
  2. «Gravissimum educationis» — декларация о христианском воспитании.
  3. «Nostra ætate» — декларация об отношении церкви к нехристианским религиям.


Ппа Пий IX (1846 — 1878), во время понтификата которого доктрина о безошибочности Папы Римского была принята на Первом Ватиканском Соборе. Догмат о непогрешимости Папы Римского был подтвержден Вторым Ватиканским Собором. Фото: upload.wikimedia.org
Для реализации соборных постановлений 3 января 1966 года папа motu proprio «Finis Concilio» создал постсоборные комиссии по епископам и управлению диоцезами, по монашеству, по миссиям, по христианскому образованию.

Также по мирянам и центральную постсоборную комиссию по истолкованию соборных декретов, занимающуюся координацией работы всех постсоборных комиссий.

Папа Иоанн XXIII 25 января 1959 года, через 3 месяца после своего избрания на престол, в римской базилике святого Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура) впервые сделал официальное объявление о своем намерении созвать новый Вселенский Собор Католической Церкви. Главными задачами Собора он назвал возвращение к древним формам изложения вероучения, упорядочение церковной дисциплины, оживление религиозной жизни, а также выделил экуменический аспект.

Подготовительный период

В начале февраля 1959 года текст выступления папы от 25 января был передан на рассмотрение членам коллегии кардиналов. После этого в Рим стали поступать отклики и предложения, касающиеся тематики Собора. Для суммирования всех пожеланий и предложений 17 мая 1959 года была создана Предподготовительная Комиссия (ППК). Ее председателем был назначен префект Конгрегации по чрезвычайным церковным делам, госсекретарь Ватикана кардинал Доменико Тардини.

На открывшейся 26 мая 1959 года первой рабочей сессии Предподготовительной Комиссии было заявлено, что созываемый Собор ориентируется на решение текущих проблем Римско-Католической Церкви и не ставит своей целью завершение доктринальных определений I Ватиканского Собора. Официальный язык созываемого Собора – латынь. 18 июня были разосланы почти 2800 писем прелатам и аббатам, резиденциальным и титулярным епископам, нунциям, викариям и апостольским префектам, генеральным настоятелям братств и конгрегаций.

К 30 мая 1960 года в Предподготовительную Комиссию поступило более 2 тысяч ответов (vota) епископов, классифицированных по предметам и темам.

В motu proprio Superno Dei nutu[1] от 5 июня 1960 года папа Иоанн XXIII официально установил наименование Собора как Второго Ватиканского, определил его задачи, учредил Центральную Подготовительную Комиссию, 10 Подготовительных Комиссий по различным вопросам и 3 секретариата. Установил порядок их формирования (все члены Подготовительных Комиссий назначаются папой, председатель каждой комиссии – кардинал).

На подготовку собора ушло около трех лет. В ходе подготовки было опрошено свыше 2 тысяч церковных иерархов с пяти континентов. Их предложения и соображения составили несколько десятков томов. Для обсуждения на соборе были подготовлены 70 документов. В Рим со всего света съезжались туристы, журналисты, радио и телекомментаторы. 19 марта 1961 года святой Иосиф Обручник был провозглашен покровителем (Патроном) Ватиканского Собора.

25 декабря 1961 года Иоанном XXIII была подписана апостольская конституция Humanae salutis, посвященная проблемам современного общества, кризису его духовного состояния на фоне материального прогресса. Ей папа обосновал необходимость созыва «нового Вселенского Собора» и объявил 1962 год годом начала его работы. Одновременно папа объявил Первый Ватиканский Собор закрытым. Решением от 2 февраля 1962 года объявил дату начала работы Собора на 11 октября 1962 года.

20 июня 1962 года провели итоговую сессию Центральной Подготовительной Комиссии. 6 августа 1962 года папа Иоанн XXIII подписал motu proprio Appropinquante Concilio[2]. В 70 статьях Устава Ватиканского Собора (Ordo Concilii) излагались правила проведения собраний, ранги и права участников Собора, степень участия в Соборе консультантов-теологов и наблюдателей не католиков, порядок голосования. Общее руководство по проведению генеральных конгрегаций поручалось Совету президиума, составленному из назначенных папой 10 кардиналов. Учреждались 10 Соборных Комиссий, каждая из которых состояла из 26 членов (16 выбирались соборным голосованием, 10 назначались папой).

На предподготовительной стадии Собора начали появляться разные ожидания от работы Собора и его итогов. Куриальный аппарат, формируя состав Подготовительных Комиссий, стремился свести обновление Римско-Католической Церкви, заявленное папой Иоанном XXIII, к минимуму, а традиционные положения вероучения сохранить в целостности. Отсюда происходит наименование их «интегристами», от латинского integrum – целостный. Консультантов Подготовительных Комиссий, сторонников обновления (Жан Даниелу, Ив Конгар, Анри де Любак, Карл Ранер, Эдвард Шиллебеекс) стали называть «прогрессистами».

Православный Восток и особенно Русская Православная Церковь с самого начала выразили сдержанную позицию по отношению ко Второму Ватиканскому Собору. Это можно понять, если вспомнить взаимное отчуждение Западной и Восточной Церквей, которое продолжалось почти 1000 лет. В течение этого времени накопилось много разногласий, из-за которых православные так же, как и католики, потеряли многое. В связи с этим позиция Русской Православной Церкви была крайне осторожной даже к предложению послать наблюдателя на Собор. Русская Православная Церковь своей сдержанностью давала понять Римскому Престолу, что она не находит для себя возможным присутствовать на «Соборе, который соединял бы в себе антиправославное настроение, с враждебным отношением к странам Востока»[3].

«В течение веков католики думали, что достаточно ясно представляют свою доктрину. Некатолики делали то же самое. Каждый объяснял свою точку зрения, пользуясь своей собственной терминологией и учитывая только свой взгляд на вещи; но то, что говорилось католиками, было плохо принято некатоликами, и наоборот. Пользуясь такой методикой, не было достигнуто никакого прогресса на пути к единству»[4].

Определенным препятствием были так же отношения между атеистическим государством и Церковью. Русская Православная Церковь без разрешительной санкции государства на международной арене не могла проводить никаких мероприятий. В то время существовали неписаные договорные соглашения между Русской Православной Церковью и Советским Государством. С церковной точки зрения возможность участия русских православных на латинском Соборе исключалась. Об этом и заявил Святейший Патриарх Алексий (Симанский) на встрече с Карповым в начале апреля 1959 года. Он сказал: «По существующим каноническим законам Православная Церковь не имеет права участвовать в этом Соборе, а также направлять своих представителей в качестве гостей или наблюдателей, наоборот, мы приняли меры, заявил Патриарх, которые могли бы приуменьшить значение Собора. Так, Патриархия намерена активизировать свою деятельность по сближению с экуменическим движением путем расширения контактов, участия в конференциях в качестве наблюдателей»[5]. Из этого видно, что у Патриарха, как и у всей Русской Православной Церкви, не было стремления к участию в Соборе, возглавляемом католиками.

Патриарх Алексий (Симанский) передал председателю Совета Карпову, что такие действия предстоятеля продиктованы соображениями сугубо церковного канонического характера, в духе традиционного противостояния русского православия Риму. Карпов Георгий Григорьевич, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, 21 февраля 1960 года был заменен на своем посту Владимиром Алексеевичем Куроедовым, бывшим партийным аппаратчиком из Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС, секретарем свердловского обкома КПСС. Прагматичный человек, соблюдавший неписаные соглашения между Церковью и государством, уступил место функционеру, претворявшему в жизнь утвержденную ЦК КПСС идеологическую линию на развертывание антирелигиозной борьбы.

Куроедов 17 июня 1962 года прямо заявил Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу), председателю Отдела Внешних Церковных Сношений, о неэффективности внешней деятельности Церкви и потребовал его отставки с поста. Митрополит Николай (Ярушевич) 21 июня подал в отставку, 19 сентября 1960 года постановлением Священного Синода он был освобожден от своей церковной должности. Умер 13 декабря 1961 года после произведенного медсестрой укола неизвестным препаратом.

Митрополит Николай (Ярушевич) был заменен архимандритом Никодимом (Ротовым), епископская хиротония которого прошла 10 июля 1960 года во епископа Подольского. С приходом епископа Никодима радикально изменилась концепция и проведение внешней политики Патриархии.

Папа придавал исключительное значение присутствию на Соборе наблюдателей от Русской Православной Церкви. Первый контакт с представителем Русской Православной Церкви в августе 1962 года был установлен в университетском городке Парижа. Там проходили заседания международного Совета Церквей. Ватиканский Секретарь Комиссии по содействию христианскому единству кардинал Виллебрандс заговорил с Владыкой Никодимом о грядущем Соборе. Последний выразил сожаление, что никакого приглашения в Москву прислано не было. Ватикан прислал приглашение для всех Православных Церквей, но оно было прислано на имя Константинопольского Патриарха. Латиняне были уверены, что этого достаточно, исходя из собственного опыта.

Православные чужды жесткой централизации. Русская Православная Церковь имеет автокефалию. Поэтому наша Патриархия желала вести переговоры с Ватиканом напрямую. Выяснилось, что Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском Соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом. Второй контакт с Ватиканом по поводу наблюдателей на Соборе состоялся 18 августа 1962 года во Франции в доме Малых Сестер Бедняков в Метце – это был большой сад, окруженный стенами. На этой встрече архиепископ Никодим и кардинал Вилебрандс согласились, что если Собор не будет осуждать коммунизм, а сосредоточится на вопросах борьбы за всеобщий мир, то это даст возможность присутствовать приглашенным от Московского Патриархата.

В сентябре, за несколько недель до открытия Собора, Римско-Католическая Церковь послала в Москву секретаря «Секретариата для содействия Христианскому единству» монсеньера Виллебрандса. Во время своего пребывания в Москве с 27 августа по 2 октября1962 года Виллебрандс изложил цель поездки: «информировать Московскую Патриархию о ходе подготовки II Ватиканского Собора, стадиях этой подготовки, а также о задачах Собора, вопросах, намеченных к разрешению, и о соборной процедуре»[6].

Результатом этого визита явилось изменение позиций нашей Церкви по отношению к Ватиканскому Собору. По приглашению Председателя Секретариата по содействию христианскому единству Кардинала Беа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Священный Синод 10 октября 1962 года определили направить на II Ватиканский Собор в качестве своих наблюдателей: исполняющего обязанности представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей профессора Ленинградской Духовной Академии протоиерея Виталия Борового и заместителя начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Владимира (Котлярова). Было принято «Положение о наблюдателях Московского Патриархата на Ватиканском Соборе», согласно которому они должны были «регулярно, не реже одного раза в неделю, докладывать о текущей работе Собора председателю ОВЦС», сопровождая свои доклады печатными материалами Ватиканского Собора, текущей периодикой и публикациями. На наблюдателей возлагалась также обязанность «в случае необходимости излагать перед соответствующими инстанциями Римско-католической Церкви определенную позицию Московского Патриархата»[7]. В тот же день постановлением Президиума ЦК КПСС было дано согласие на отправку в качестве наблюдателей представителей Московского Патриархата на Ватиканский Собор[8].

Присутствие Русских наблюдателей на Соборе привлекало всеобщее внимание. Кроме того, на открытии Собора присутствовало 86 официальных делегаций из различных стран и от разных международных организаций.

На первой сессии присутствовали наблюдателями от Русской Православной Церкви протопресвитер Виталий Боровой и архимандрит Владимир Котляров.

На второй сессии Собора присутствовали протопресвитер Виталий Боровой и протопресвитер Иаков Илич.

На третьей, протопресвитер Виталий Боровой и доцент ЛДА протоиерей Ливерий Воронов.

На четвертой, протопресвитер Виталий Боровой и архимандрит Ювеналий (Поярков).

На Ватиканском Соборе присутствовала также делегация наблюдателей от Русской Православной Церкви за границей: епископ Женевский Антоний (Бартошевич), протоиерей И. Троянов и С. Гротов и делегация от Свято-Сергиевского богословского института в Париже – ректор епископ Катанский Кассиан (Безобразов) и протоиерей А. Шмеман.

Первая сессия Собора

11 октября – 7 декабря 1962 года

11 октября в 8 часов утра в торжественной обстановке в сверкающем огнями соборе святого Петра открылась первая сессия XXI Вселенского по католическому исчислению или, как его стали называть, Второго Ватиканского Собора Католической Церкви. Если в первом Ватиканском Соборе участвовало всего 764 епископа, из них две трети европейцы, то теперь на трибунах восседало 3058 епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций в митрах и пышных средневековых одеяниях. На этот раз Европа была представлена 849 соборными отцами, Америка Северная и Южная – 932, Азия – 256, Африка – 250, Океания – 70.

Возле ложи папы находились делегации 17 различных некатолических христианских церквей – «отколовшиеся братья». Среди них были представители Русской Православной Церкви, а также различных протестантских направлений.

В президиум папой были назначены 10 членов, которые председательствовали по очереди. Заседания начинались с молитвы, которая попеременно произносилась на латинском и греческом языках. Повсюду были расставлены микрофоны, на креслах развешаны радионаушники, много было и другой техники, без которой соборным отцам очень трудно было бы осуществить свое важное мероприятие[9]. Собор проходил в базилике св. Петра в Риме; состоялось 4 сессии, 168 генеральных конгрегаций.

Вступительную речь на Соборе произнес папа Иоанн XXIII. Речь длилась 45 минут и получила название Gaudet Mater Ecclesia[10]. Папа заявил, что в задачу Собора входит не столько осуждение заблуждений и провозглашение анафем, сколько то, что Церковь желает проявить милосердие. Это необходимо для наведения мостов человеческого братства над пропастью идеологического и политического противостояния между Востоком и Западом.

Первая сессия собора должна была рассмотреть пять проектов: О литургии, Об источниках откровения Божьего, О средствах информации, О единстве с восточными (Православными) Церквами и, наконец, проект структуры Церкви, который носил название De ecclesia и был одной из главных тем Собора. Много споров вызвало обсуждение схемы О литургии. В ней речь шла о реформе богослужения. Форма католической Литургии была утверждена папой Пием V в 1570 году и с того времени больше не менялась. Чтобы сделать богослужение более доступным и понятным верующим Собору предложили схему с упрощением Литургии. Докладчиком по этому вопросу был кардинал Оттавиани.

В журнале Московской Патриархии была дана такая оценка первой сессии Второго Ватиканского собора: «После первой сессии собора значение Второго Ватиканского собора признается уже всеми, и, главным образом, из-за тех значительных, даже коренных перемен, которые намечаются не только во внутренней жизни Католической Церкви, но и в ее взаимоотношениях с внешним миром»[11].

Папа Иоанн XXIII заболел, поэтому следил за заседаниями Собора по телевидению. 4 декабря он пожелал выступить на Соборе. В своей речи он позитивно оценил работу Собора, поддерживая этим прогрессистов. Папа возвел в сан кардинала архиепископа Милана Джованни Баттиста Монтини – будущего Папу Павла VI. В нем Иоанн XXIII видел своего преемника. Кардинала Монтини папа просил быть выше соборных дискуссий, сохраняя свою беспристрастность в интересах единства Церкви.

8 декабря первая сессия Ватиканского Собора была закрыта. Ни один из обсуждавшихся на ней документов не был принят. 27 ноября папа официально объявил об открытии второй сессии Ватиканского Собора, назначенной на 8 сентября 1963 года.

На вопрос корреспондента итальянского радио и телевидения П. Бранзи об отношении Русской Православной Церкви ко Второму Ватиканскому собору председатель Отдела внешних церковных сношений архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим сказал: «Русская Православная Церковь в духе нелицемерного братолюбия (1 Петр. 1,22) откликнулась на приглашение направить своих наблюдателей на первую сессию Второго Ватиканского Собора. Ее наблюдатели деятельно вникали в ход соборных обсуждений и проявляли живой интерес ко всему, что могло бы способствовать в будущем установлении братских христианских отношений с Римско-Католической Церковью на почве взаимопонимания и совместного стремления внести вклад в дело мира и прогресса человечества»[12].

После кончины папы Патриарх Алексий отправил телеграмму соболезнования на имя кардинала Чиконьяни. «Русская Православная Церковь и я глубоко скорбим о кончине Его Святейшества папы Иоанна XXIII. Сердечно разделяем скорбь Церкви, лишившейся в лице почившего папы своего выдающегося Главы и Первосвятителя. Мы верим, что в сердцах всех людей, стремящихся к миру, навсегда останется благодарная память об усердных трудах почившего по сохранению и упрочению мира на Земле. Возносим усердные молитвы об упокоении светлой души почившего Святейшего Отца в последнем пристанище праведных»[13]. 17 июня 1963 года, в день похорон Иоанна XXIII, в Крестовой церкви резиденции Патриарха в Москве была совершена панихида за новопреставленного папу.

Газета «Известия» написала: «Ни один из пап не вызывал стольких симпатий простых людей при жизни и такого неподдельного горя после смерти… Умерший папа поставил задачу построить мир без войн… Он исполнил эту задачу по-новому и с большим мужеством»[14].

3 июня 1963 года последовала кончина папы Иоанна XXIII, она вызвала дискуссии о возможности продолжения Ватиканского Собора. Однако новый Папа Павел VI сразу же после избрания 21 июня в своем обращении urbi et orbi официально объявил о намерении продолжить работу Собора, перенеся открытие второй сессии с 8 на 29 сентября. 14 сентября папа Павел VI подписал воззвание к епископату Eum proximis и письмо Chorum temporum.

Вторая сессия Собора

29 сентября – 4 декабря 1963 года

На церемонии открытия папа Павел VI произнес слово, некоторыми названное устной энцикликой. В этой речи он сформулировал 4 темы, которые подлежали обсуждению на Соборе в целом: догматическое учение о Церкви и доктрина о епископате, обновление Церкви, восстановление единства христиан, диалог католической Церкви с мирскими и церковными организациями. Обращаясь к некатолическим наблюдателям, папа просил прощения за обиды, ранее нанесенные католиками, подтвердил готовность от лица всех католиков простить оскорбления и другим их обиды, нанесенные католикам. По поводу необходимости обновления Католической Церкви папа сказал: «Церковь по существу есть тайна. Эта тайна связана с реальностью скрытого присутствия Бога в мире. Эта реальность представляет самую сущность Церкви, и всегда будет нуждаться в новых исследованиях и раскрытии ее сущности»[15]. Впервые папа заявил о необходимости проведения следующих сессий Собора для окончательного решения всех вопросов.

Папа Павел VI назначил в Совет президиума Собора 3 новых кардиналов (примаса Польши Стефана Вышинского, архиепископ Генуи Дж. Сири и архиепископа Чикагского А. Г. Майера). 8 сентября папа учредил соборный комитет по прессе во главе с архиепископом М. Дж. О’Коннором.

С 30 сентября по 31 октября шло обсуждение проекта О Церкви. Здесь было много дискуссионных моментов, в частности это и вопрос об учреждении женатого диаконата, введение в конституцию учения о Деве Марии и вопрос о роли мирян в жизни Церкви.

Во время публичной сессии 4 декабря 1963 года Павел VI торжественно провозгласил принятые Собором Конституцию Sacrosanctum Concilium (О священной Литургии) и Декрет Inter mirifica[16] (О средствах массовой коммуникации). При этом папа воспользовался формулой approbamus una cum patribus[17], а не правом ex cathedra, и таким образом провозглашенные документы получили дисциплинарно-рекомендательный, но не догматический характер.

Третья сессия Собора

14 сентября – 28 ноября 1964 года

На третьей сессии Собора по предложению кардинала Сюаненса среди наблюдателей-мирян присутствовали 16 женщин-католичек. Произнесенная при открытии заседаний речь папы Павла VI касалась основной задачи сессии: развития учения I Ватиканского Собора о епископате, природы и служения епископов, их взаимоотношений с папой и Римской курией.

Конституция Lumen Gentium[18] (О Церкви) и два декрета Unitatis redintegratio[19] (Об экуменизме) и Orientalium Ecclesiarum[20] (О восточных католических Церквах) были подписаны папой Павлом VI 21 ноября 1964 года на церемонии закрытия Третьей сессии.

4 января 1965 года папа официально назначил открытие четвертой сессии на 14 сентября 1965 года.

27 января 1965 года был опубликован Декрет «О внесении изменений в чин мессы». 7 марта в Римской церкви Всех святых папа Павел VI впервые совершил Мессу по «новому» обряду – лицом к народу, на итальянском языке, за исключением Евхаристического канона.

Четвертая сессия собора

14 сентября – 8 декабря 1965 года

28 октября 1965 года, по случаю седьмой годовщины избрания папой Иоанна XXIII, было решено провести торжественную церемонию и публичную сессию, на которой состоялось голосование и торжественное провозглашение 5 соборных документов.

9 ноября 1965 года апостольским письмом Extrema sessio, направленным к первоприсутствующему кардиналу Тиссерану, папа Павел VI сообщил, что закрытие Второго Ватиканского Собора состоится 8 декабря.

Окончание работы Собора

После мессы по случаю окончания Второго Ватиканского Собора папа Павел VI произнес речь о результатах Собора. Затем было оглашено Совместное заявление Римско-Католической и Православной Константинопольской Церквей, в котором провозглашалось, что папа Римский Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор ради развития «братских отношений», завязавшихся между Церквами, пожелали устранить «некоторые препятствия» на пути этих отношений, а именно взаимные анафемы 1054 года, и выразили взаимное сожаление об «оскорбительных словах, необоснованных упреках и достойных осуждения поступках». После этого заявления председатель секретариата по содействию христианскому единству кардинал Беа зачитал апостольское послание папы Павла VI Ambulate in dilectione «О снятии отлучения с Константинопольского Патриарха Михаила I Кирулария». В свою очередь представителем Константинопольского Патриархата митрополитом Илиупольским и Фирским Мелитоном был оглашен томос Патриарха Афинагора о снятии анафемы с кардинала Гумберта и других папских легатов.

8 декабря на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Второго Ватиканского Собора. На ней присутствовало около 2 тысяч католических епископов, представители почти 100 государств и примерно 200 тысяч человек. Папа произнес речь, в которой заявил, что для Католической Церкви никто не чужд, не исключен и не далек. По окончании этой речи была оглашена булла об официальном закрытии Собора и объявлено решение папы об учреждении Архива Второго Ватиканского Собора.

Для реализации соборных постановлений 3 января 1966 года папа Павел VI огласил motu proprio Finis Concilio. Создал постсоборные комиссии по епископам и управлению диоцезами, по монашеству, по миссиям, по христианскому образованию, по мирянам. И центральную постсоборную комиссию по истолкованию и интерпретации соборных декретов, занимающуюся координацией работы всех постсоборных комиссий.

[1] Superno Dei nutu – Высшая воля Божья.

[2] Appropinquante Concilio – Приближающийся Собор.

[3] Ведерников А. Позиция благожелательного внимания (по поводу Второго Ватиканского Собора) // Журнал Московской Патриархии . – 1963. – № 2. – С. 62.

[4] Rynne Xavier. La Revolution de Ean XXIII / Пер. с франц. – S.l., S.a. – P . 149.

[5] Роккуччи А. Русские наблюдатели на Втором Ватиканском Соборе // Второй Ватиканский собор. Взгляд из России: Материалы конференции, М., 30 марта – 2 апреля 1995 г. / Пер. с италь., франц. – В.П. Гайдука и др. – М.: ИВИ РАН, 1997. – С. 93.

[6] К пребыванию в Москве монсеньера И. Виллебрандса // Журнал Московской Патриархии . – 1962. – № 10. – С. 43.

[7] Определения Священного Синода (о подготовке Римско-Католической Церковью Второго Ватиканского Собора) // Журнал Московской Патриархии. – 1962. – № 11. – С. 9-10.

[8] См.: Постановление ЦК КПСС № 58/30 от 10.10.1962 // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Фонд 6991. Оп. 1. Д. 1942. Л. 169.

[9] Удовенко В. Исторический обзор взаимоотношений Русской и Римско-Католической Церквей: курсовое сочинение. – Л., 1969. – С. 286.

[10] Gaudet Mater Ecclesia – Радуется Матерь Церковь.

[11] Никодим (Ротов), митрополит. Иоанн XXIII, папа Римский: магистерская диссертация: В 2-х т. – М., 1969. – Т. II. – С. 507.

[12] Интервью корреспонденту Итальянского радио и телевидения П. Бранзи 29 мая 1963 года / интервью — ответы: Никодим, архиепископ Ярославский и Ростовский, Председатель ОВЦС МП, интервью – вопросы: Бранзи П., корреспондент Итальянского радио и телевидения // Журнал Московской Патриархии. – 1963. – № 7. – С. 11.

[13] Сообщение о кончине Папы Иоанна XXIII. Там же.

[14] Кончина Иоанна XXIII // Известия. – 1963. – 4 июня. – С. 2.

[15] Речи на Втором Ватиканском соборе / Сост. Г. Кюнг и др. – Нью Джерси, Б.г. – С. 15.

[16] Inter mirifica – из числа поразительных.

[17] approbamus una cum patribus – одобряем вместе с отцами.

[18] Lumen Gentium — Свет народам.

[19] Unitatis redintegratio – Восстановление единства. См.: Постановление Ватиканского Собора об экуменизме. Второй Ватиканский Собор: Документы. – Typis Polyglottis Vaticanis, 1965. – 22 с.

[20] Orientalium Ecclesiarum – Восточные Церкви.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]