«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Казанский храм Санкт-Петербурга является кафедральным православным собором, который располагается в центральной части города с выходом своих фасадов на Грибоедовский канал и пр-т. Невский. В Северной столице представленная молельня считается одной из наиболее больших построек, высота которой подходит к отметке в 71,5 м., а по его имени были даже переименованы улицы, отходящая от святилища, моста расположенного на пересечении канала Грибоедова и Невского пр-та, а также в дельте Невы остров. Узнать же более подробно о том, какую историю скрывает в себе Казанский собор в Санкт-Петербурге, время работы, как к нему добраться и не только — вы сможете из этой статьи.
Казанская икона – символ защиты на войне
Его создание связано с главной святыней Руси – иконой Казанской Божьей матери, явление которой миру иначе как настоящим чудом не назовёшь. Осенённые её святым образом русские воины совершили немало ратных и гражданских подвигов, в числе которых важнейший из них – освобождение страны от поляков в 16 в. Именно перед ликом Казанской Божьей Матери молились ополченцы перед наступлением на осаждённую Москву, с ней прошёл крестный ход в октябре 1612. Велика роль иконы в победе над шведами в Полтавской битве (1609 г) и под Вязьмой (1812 г) в войне с французами.
Архитектура
Собор Казанской иконы Божьей матери представляет собой типичный образец храмового зодчества первой половины XVII века. Это однокупольный храм с двумя приделами. Северный и Южный приделы объединены галереей, которая окружает сооружение с трех сторон.
Экстерьер собора украшен мозаичными иконами в русском стиле. На них изображены Богородица, Иисус Христос, Георгий Победоносец, патриарх Московский и другие святые.
© Официальный сайт Московского патриархата
История строительства
Памятная доска на стене собора извещает о начале строительства храма по велению Павла I в 1801 году вместо разрушающейся церкви Рождества Богородицы. Именитые европейские архитекторы принимали участие в конкурсе проектов будущего храма, но за основу были взяты разработки не участвовавшего в конкурсе талантливого архитектора-самородка Воронихина, рекомендованного графом Строгановым. Закладка первого камня состоялась после трагической кончины Павла 1-го 8 сентября 1801 г в торжественной обстановке.
Собор Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербург
На пр-те Невском в 1710 г. неподалеку от деревянного сооружения с госпиталем была возведена часовня, а немного позднее выстроена деревянная церковь Казанской Богоматери. По указу государыни Анны Иоанновны новая каменная богомольня была заложена только в 1733 г. в сентябре месяце и возводилась по чертежам М. Земцова, носящее впоследствии название Рождественский. Нововозведенная церковь имела довольно грандиозное украшение, а именно многоярусную колокольню в высоту, достигающую 58м.
Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Василия Блаженного в Москве
В этот Божий храм из Троицкого святилища 2 июля была перенесена знаменитый чудотворный образ Богоматери, после чего церковь стала называться по имени божественного лика и получила статус собора, который впоследствии стал главным православным местом в Северной столице.
Здание храма к началу 19-го века значительно обветшало, поэтому было принято решение возвести новое строение. Павел I планировал, построить храм схожий с храмом Св. Петра, находящимся в Риме и уже в 1799 г. был объявлен конкурс на лучший проект для будущего святилища.
Неподалеку находилась резиденция графа Строганова А.С., который впоследствии предложил проект, созданный молодым архитектором Воронихиным А.Н., ранее приходящимся крепостным. Представленный Андреем Никифоровичем чертеж получил одобрение. Новый Божий храм стал закладываться в присутствии Александра I, а граф Строганов при этом был назначен ответственным за проведение строительных работ, которые были завершены к 1811 г. А автор самого архитектурного проекта был представлен к награде ордена Анны II степени, а также пожизненной пенсией.
Также интересным фактов считается, то, что в возведении принимали участие лишь русские мастера. Каменщиками руководил Самсон Суханов, при этом большая часть задействованных строителей были обычными крепостными крестьянами, которые все свои заработки были вынуждены отдавать хозяевам. Обитали они изначально за огородом в землянках, а потом спустя время перебрались на Конюшенную площадь в бараки.
Лучшая статья для Вас, переходите: Кафедральный Воскресенский собор в Твери
Для отделки святилища применялись лишь качественные отечественные строительные материалы: рижский известняк, сердобольский и выборгский гранит, оленецкий мрамор, а при наружном покрытии стен – пудожский камень, привезенный из Гатчины.
Архитектура и внутреннее убранство
Непревзойдённый шедевр архитектуры выполнен в стиле ампир и повторил во многих чертах знаменитый римский собор св. Петра, как хотел Павел 1. В облике храма воплотились формы римских базилик и православных купольно-крестовых церквей. Грандиозное здание собора, сложенное из пудожского камня (известкового туфа), в виде вытянутого 4-конечного латинского креста в центре венчает стройная купольная башня. Величественная фасадная колоннада повторяет архитектурную стилистику римского святилища. Снаружи фасад храма украшен бронзовыми изваяниями православных святых и изящными барельефами. Северный вход (врата), оформленный по типу «Райских дверей» флорентийского собора, выполнен из бронзы.
Внутренняя конструкция также соответствует параметрам и формам римской базилики: 4 ряда монолитных коринфских колонн из гранита делят пространство на 3 нефа (коридора). Великолепие внутренних интерьеров, декорированных отечественными природными камнями, поражает воображение. Художники-декораторы и скульпторы (Пименов, Мартос, Демут) по замыслу Воронихина использовали яшму, карельский мрамор, порфир, известковый туф. Именитые художники Брюллов, Бруни, Боровиковский, Кипренский, Шебуев украсили стены восхитительными росписями на религиозные сюжеты, подлинными живописными шедеврами.
Архитектура собора
Храм спроектирован в традиционном торжественном стиле XVII века. Большое количество мелких резных деталей, сложность и наложение архитектурных элементов стали предвестниками возникновения характерного русского стиля – узорочье. Новое здание воздвигнуто на его исконном фундаменте, который был обнаружен во время раскопок. Строение с одним куполом имеет правильную кубическую форму и представляет собой бесстолпное сооружение, когда глава и своды держатся за счет наружных стен, а не дополнительных колонн.
Фасады здания украшает четырехъярусная горка декоративных кокошников, которую венчает белая башня шлемовидного купола. На первом этаже расположена дополнительная галерея для прихожан, которая закрыта тремя ложными арками на закрытых нишах.
Конструкция колокольни отличается простотой. У основания также лежит кубический первый уровень, над которым возвышается восьмиугольная звонница. Высота маковки немного ниже церковного купола, чтобы подчеркнуть второстепенность строения.
Цвета и символы
Фасады здания расписаны тремя основными цветами: золотой, красный и белый. По византийской православной традиции каждый цвет имеет свое значение. Золотой цвет символизирует Бога, красный означает праведный огонь (карающую силу), белый – смирение и возвышенность над мирской суетой. В той же гамме в XVII веке была выполнена военная форма русского войска, и также описывались воины апокалипсиса в святом писании.
Воссоздать внутреннее убранство церкви в первоначальном виде невозможно из-за отсутствия сохранившихся описаний и других документов. Для создания уникального иконостаса были приглашены мастера из Палеха и Брянска. Опираясь на информацию о сюжетах, которые были использованы в росписи собора XIX века, художники создали уникальную композицию.
Колоннада
По религиозным канонам вход в собор должен быть с запада, алтарь – на востоке. Соблюдение этого правила делало храм повёрнутым боком к Невскому проспекту. Чтобы создать парадный вход с севера, Воронихин спроектировал монументальную колоннаду полукруглой формы из 96 колонн 13-метровой высоты. Каждая коринфская колонна из известкового туфа, оканчивающаяся затейливой капителью, в отдельности – также архитектурный шедевр, воплотивший в себе филигранный труд строителей.
Что не удалось воплотить
Идеи Воронихина не осуществились полностью – не установлена южная колоннада, зато северная стала несомненным украшением Невского проспекта. Отсутствуют скульптуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах с обеих сторон колоннады и запланированная ограда у западного входа перед сквером. Несмотря на это, колоннадное сооружение Казанского храма не уступает величием и красотой петровскому собору Рима.
Современный Казанский собор
В 1801 году заложен первый камень в основание нового храма. Главным участником данной церемонии стал Александр I, который, вопреки опасениям Строганова и Воронихина, не отказался от идеи строительства собора после смерти своего отца. Для нового императора это стало первым важным делом, которое подняло его авторитет среди народа. Через 10 лет состоялся торжественный ритуал освящения храма. Сразу после начала богослужений, старую церковь убрали. Собор с самого своего основания воспринимался петербуржцами как символ побед русской армии и некий «талисман», помогающий совершать великие подвиги и добиваться героических побед. Не случайно именно сюда после завершения Отечественной войны 1812 года привезли добытые в сражениях трофеи – знамена разбитых французских армий. Немногим позже здесь обрел вечный покой прах фельдмаршала Кутузова. Создание внутреннего оформления продолжалось довольно долго, вплоть до 1829 года. Отделочные работы выполнялись под руководством О. Монферрана.
Жизнь сооружения связана со многими историческими событиями. В конце XIX века в храме проходил обряд отпевания композитора П.И. Чайковского. Чуть позже здесь же отмечали большую дату – 300-летие дома Романовых. Кстати, это событие омрачено досадной трагедией. В момент проведения торжества произошла давка, в результате которой более 30 человек погибли. Годы советской власти были очень непростыми. В 1920-х годах по всей стране начали изымать ценности, так или иначе относящиеся к религии. Внутреннее убранство и фасады собора пострадали, но богослужения в храме продолжались вплоть до 1932 года. Затем здесь открыли Музей истории религии и атеизма, как, впрочем, и во многих храмах страны. В 1950-1960-х годах собор отреставрировали сначала внутри, затем снаружи. Полноценно работать вновь он стал в 1998 году, после торжественного освящения. В 2000 году ему придали статус Кафедрального собора.
Архитектурные особенности Казанского собора
Мало кто знает, что современный Казанский собор задумывался зодчим Воронихиным несколько другим. Полный проект так и не был реализован. Согласно задумке, масштабная колоннада должна была украсить и южный фасад, находящийся с противоположной стороны. Однако, незаконченность строения совсем не испортила его внешний вид.
Само сооружение имеет форму продолговатого креста, продолговатая его часть параллельна проспекту. С северной стороны, фасад которой смотрит на Невский проспект, оно оформлено полукруглой колоннадой. С юга, запада и севера в собор ведут входные ворота, украшенные портиками с колоннами. Перед ними устроены широкие ступени. Купольная часть очень оригинальна. Барабан купола имеет ступенчатую структуру, сужается постепенно, с увеличением высоты. Он поделен на сектора, в каждом из которых имеются прямоугольные окна. В основании самого купола также есть окна, но они круглые, обрамленные выступающими вперед наличниками. Стены собора не совсем типичны: здесь нет больших по ширине простенков, на всех фасадах в два ряда расположены большие окна. Между ними во всю высоту стена украшена пилястрами. Собор оформлен множеством декоративных деталей: рельефными композициями, резными карнизами, высеченными из камня фигурами. Само здание собора совсем не «бросается в глаза», ведь с Невского проспекта открывается потрясающий вид на главную колоннаду, состоящую из 96 колонн. Их высота достигает 13 метров, располагаются они на постаменте, отделанном сердобольским гранитом. Композиционное решение архитектора удивительно гармонично вписалось в окружающее пространство.
Массивные колонны придает зданию неподдельную легкость, в то же время невероятно подчеркивает его грандиозность. Единство с купольной частью создается портиком, расположенным в центре колоннады. Создается иллюзия, что купол находится на пьедестале, сооруженном над портиком. Стоит отметить, что с южного, западного и восточного фасадов само здание и купольная его часть также сочетаются удивительно гармонично. В отличие от традиционных православных храмов, Казанский собор привлекает внимание не купольной частью, а именно не совсем традиционной для русского зодчества колоннадой. Не очень обычным является и цветовая обработка стен и колонн. основной материал, используемый при их обработке — пудостьский светло-желтый камень, подчеркивает нежную, природную цветовую гамму, сочетающуюся с синевой неба и серебристым куполом. Существует и еще одно отличие: в Казанском соборе нет колокольни, однако звонница все равно имеется, расположена она в западной части колоннады.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство православных соборов оформлялось так, чтобы прихожан от молитвы ничего не отвлекало. Архитектор немного отошел от этих принципов, он был воодушевлен созданием неповторимого городского ансамбля. Внутри собор напоминает дворцовый зал, со всех сторон обрамленный колоннами.
Свет, поступающий внутрь из небольших окон в купольном барабане, добавляет эффекта торжественности и умиротворения. Сооружение поражает своими внутренними размерами: ширина – более 70 метров, глубина – более 55. В плане собор представляет собой вытянутый крест, это послужило определяющим условием создания внутреннего оформления. Основным пространством внутри является подкупольная часть. Она очень органично сочетается со сводами, удивительно лаконичная связь достигается с помощью арок. Оформление купольного барабана, арок и сводов выполнено в виде утонченного рисунка из кругов и полукругов. Здесь очень красиво оформлен пол, его очертания повторяют линии сводов. Декор выполнен элементами мозаики в форме уменьшающихся по диаметру кругов. Цвет деталей подобран так, что выделяется эффект рельефности картинки. Внутри храма в общей сложности 56 колонн. Они выполняют две функции: дизайнерскую и конструктивную. Основная их задача – поддерживать своды. В западной части собора велика их роль в зонировании пространства. С помощью рядов из колонн удалось разделить помещение на 3 нефа. В боковых нефах своды значительно ниже, чем в центральном. Это позволило выделить преимущество центральной части. Подобным образом устроена и алтарная часть. Архитектор гениально продумал пропорции элементов внутреннего убранства. Буквально каждая мелочь важна в создании общего впечатления. Размеры колонн, окон, высота сводов, габариты самого помещения идеальны по пропорциям. Пол в храме выполнен методом мозаики. Для изготовления ее использовался камень трех оттенков мрамора и темно-красный кварцит. Рисунок в каждой отдельной части здания создан в соответствии с принципом создания целостности в сочетании с оформлением стен и сводов.
Особенно интересным получилось световое оформление естественным источником света. Благодаря количеству и размерам оконных проемов, внутрь храма поступает свет, который волшебным образом устремляется вверх, в купольную часть. Это создает иллюзию нахождения в красивом дворцовом зале, где неповторимо сочетаются легкость, строгость, пышность и простота. В середине XIX столетия в соборе появились уникальные люстры, выполненные Шопеном. Они имели бронзово-золоченое покрытие и огромное количество свечей. Рассеивающийся свет, исходящий от них, придает общему интерьеру мягкость, торжественность и особую изысканность. Собор не похож на другие православные храмы еще в одном: он не украшен иконами сверху до низу. Здесь существовало три алтаря, которые были отделены друг от друга иконостасами. Главный из них несколько раз видоизменялся. Архитектор Воронихин, в 1811 году соорудив центральный иконостас, увидел некое несоответствие в его размерах и габаритах алтарной части. Еще два иконостаса, Рождество-Богородицский и Антонио-Феодосиевский, были возведены в южной и северной части помещения. Их декор был пышным, рельефным. Он выделялся из общего оформления собора. В 1836 году решено создать новый главный иконостас, более массивный и строгий. Над ним трудился зодчий К.А. Тон, создав действительно потрясающее творение. Выполнив колонны из малахита, выполнив посеребрение основной части, добавив строгих рельефов и орнаментов, архитектор внес изменения и в боковые иконостасы. Оформление Казанского собора сочетает в себе несколько различных видов искусства. Все детали настолько продуманы, что вряд ли кто-то может усомниться в том, что что-то сделано неправильно. Сразу видно, что молодой, но очень талантливый архитектор вложил всю свою душу в главное творение своей жизни
Светлана Воробьева специально для lions-guides.ru
Святыни
Ставший первым в России европейским аналогом религиозных объектов собор Казанской Божьей матери сразу же после Отечественной войны 1812 года превратился в памятное хранилище святынь и реликвий, символизирующих важные исторические события государства, подвиги выдающихся военачальников.
Памятники
Побывав на торжественном молебне в честь открытия храма, сразу отсюда М. В. Кутузов уехал принимать командование действующей армией, навек связав с ним свою судьбу. Именно в Казанском соборе захоронено тело великого фельдмаршала (июнь 1813 года). Спустя 5 лет Александр I издал указ о воздвижении памятников гениальным полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, полностью исполнить который смогли лишь в 1837 г.
В создании проектов памятников принимали участие скульпторы Орловский, Гальберг, архитектор Монферан и президент Академии художеств Оленин. Лучшими были признаны эскизы Орловского, сумевшего воплотить в скульптурах полководцев их весомый вклад в победу над французами, суть характеров каждого из них и портретное сходство. Оба монумента воздвигнуты на гранитные пьедесталы, на которых золотом «написаны» имена военачальников.
Священные реликвии
Главной святыней не только Казанского собора, но и всего русского народа является чудотворная Казанская икона, по преданию найденная 8-летней Матрёной в земле под сгоревшим домом. О месте нахождения иконы, позже увековеченном монастырём, девочке сообщила Божья Матерь, явившаяся к ней во сне. Помимо Казанской иконы, в соборе поклоняются иконам Николая Чудотоворца, Спасителя, Воскресения Христова с частицей Господня Гроба.
За невысокой бронзовой оградой, украшенной золочёными венками, стойками и угловыми столбами в виде стволов пушек находится священная могила Кутузова. Она окружена завоёванными трофеями, символизирующими победу русских над французами и освобождение Европы: маршальский жезл Наполеона, знамёна и штандарты, ключи от европейских городов и крепостей.
Чудотворная икона
Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых во всем мире, была явлена в Казани 8/21 июля 1579 года. Этот праздник ежегодно отмечают верующие по всей России.
Согласно легенде, после страшного пожара в Казани десятилетней Матроне приснилась Богородица, которая указала местонахождение иконы, где ее и нашли, закопанную на глубину около метра.
До переезда в Санкт-Петербург икона находилась в казанском монастыре Пресвятой Богородицы, основанном Иваном Грозным в 1579 году.
Икона относится к типу Одигитрии — Богородица на ней изображена фронтально с младенцем Иисусом Христом на руках. Из-за своей ценности и драгоценного оклада образа икона Божией Матери неоднократно подвергалась кражам и попыткам уничтожения. Чтобы предотвратить утрату было сделано множество копий.
Памятник М. И. Кутузову на Казанской площади, © Татьяна Лискер
Расписание богослужений
Казанский собор – место духовного очищения, место встречи с его святынями – всегда заполнен людьми, приходящими на богослужения, проходящие каждый день. Открывается собор по будням в 7 часов утра, по воскресеньям и праздникам – в 6.30.
Богослужения по будням
- Первая (Божественная) литургия – 07.00. Начало исповеди – 7.30.
- Вторая (Божественная) литургия – 10.00. Исповедь (начало) – 10.30.
- Вечернее богослужение – 18.00.
По воскресеньям и праздникам
- Первая литургия – 7.00. Исповедь (начало) – 7.30.
- Вторая литургия – 10.00. Начло исповеди – 9.30.
- Вечернее богослужение – 18.00.
Ежедневно в соборе между литургиями проходят торжественные обряды крещения, венчания. Совершаются молебны, служатся панихиды по предварительной договорённости.
Как добраться
Казанский собор находится в центре Москвы на Никольской улице. Добраться до него не составит труда — в шаговой доступности от святыни находятся несколько станций метро и остановки общественного транспорта. Кроме того можно воспользоваться услугами такси или доехать на машине.
Метро
Метрополитен является, пожалуй, самым удобным транспортом в столице. От ближайшей к собору станции «Охотный ряд» (красная ветка), идти всего около 100 метров от выхода № 7. Кроме того, недалеко находится станция «Театральная» (зеленая ветка), а чуть дальше «Площадь Революции» (синяя ветка).
Схема метрополитена Москвы — Яндекс. Метро
Вид на собор с Никольской улицы:
Общественный транспорт
В 300 метрах, возле станции метро «Охотный ряд», располагаются остановки: «Метро Охотный ряд» и «Манежная площадь». Здесь ходят автобусы и маршрутки: № М2 (до Рижского вокзала), М3, М10, М27, Н1 (ночной до аэропорта «Шереметьево»), Н2 (ночной), Н11 (ночной до аэропорта «Внуково»), Н12, 101, 144, 904.
Чуть дальше (с противоположной стороны Красной площади, у храма Василия Блаженного) есть еще одна автобусная остановка — «Красная Площадь». От нее ходят автобусы № М5 и 158.
Портал общественного транспорта Москвы
Воскресная школа для детей и взрослых
Казанский собор – центр религиозного просвещения, где организована деятельность воскресных школ для детей и взрослых. Взрослый просветительский курс составляет 3 года, но стать учеником можно в любое время. Преподавание ведётся высоко эрудированными клириками в форме живых диалогов, научно-познавательных лекций по основным вопросам православия. В программу входит знакомство с основами Закона Божьего, Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, истории РПЦ и др.
Режим занятий: по субботам (сентябрь-май), 16.00-18.00.
Программа воскресной школы для детей
Ученики детской воскресной школы делятся на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-11), старшая (12-17). В программу входит изучение Закона Божьего (основа нравственного воспитания), обучение церковному пению (духовно-эстетическое воспитание). Дети имеют возможность проявить свои таланты в пении, художественном изобразительном искусстве, участвуют в различных концертах, праздничных мероприятиях, совершают паломничества к святым местам. Для учеников ежемесячно организуется воскресная литургия.
Расписание занятий:
- воскресенье – с 12.00 до 15.30
- вторник- 1630 – занятия по вокалу (индивидуально)
- суббота – занятия по Изоискусству – 15.30, алтарное дело (мальчики) – 17.00
Где находится Казанский собор в Санкт-Петербурге и часы работы
Кафедральный Казанский храм считается действенным святилищем Православной Русской Церкви Московского Патриархата. Также стоит заметить, что на территории молельни установлены некоторые правила, а именно:
- мужчины, прежде чем зайти в помещение святилища должны снять головной убор, а женщины наоборот покрыть голову платком или косынкой;
- в православной молельне запрещено сидеть, кроме тех случаев, когда человек болен;
- говорить необходимо тихо, дабы не мешать другим посетителям собора;
- согласно более строгим канонам, вход в богомольню женщинам в юбках короткой длины, брюках и с нанесенной на лицо косметикой воспрещено.
Режим работы Казанского собора в Санкт-Петербурге
Молебен открыта для всех желающих с понедельника по пятницу с 07:00-20:00, а в выходные дни, а также в праздничные с 6:30 утра и до 20:00 вечера. Закрывается же храм сразу после проведения вечернего богослужения. Вход же является бесплатным, однако если туристы желают послушать экскурсию, то за пожертвование работники святилища могут провести ее.
Расписание богослужения выглядит следующим образом. В будние дни:
- 07:00 – песнопение божественное (ранние часы), начинание исповедания также происходит в это же время;
- 10:00 – песнопение божественное (поздние часы), начало исповедания приходится на 09:30;
- 18:00 0 вечерняя служба.
В праздничные и воскресные:
- 07:00 – божественное раннее песнопение, начало исповедания в 07:00;
- 10:00 – божественное позднее песнопение, исповедание проводится в 9:30 утра;
- 18:00 – вечернее служение.
Лучшая статья для Вас, переходите: Англиканский собор Святого Андрея в Москве
В этом храме каждодневно проводятся богослужения, венчания, таинства крещения, а также панихиды. В храме постоянно присутствует дежурный священнослужитель. Есть Церковно-приходская школа для взрослых и воскресная школа для детей, школа художеств и читальня.
Действует программа «Православный путь верования», которая направлена на просвещение православных в церковном плане. Из года в год в сентябре месяце 12-го числа от молебни по Невскому пр-ту вплоть до Александро-Невской Лавры в честь князя Александра Невского совершаются крестные ходы. С покровительством архимандрита храма священнослужителя Павла Красноцветова здесь проходят паломнические служения.
Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора
В наше прагматичное, довольно циничное время молодым людям нелегко определиться с нравственными ориентирами, найти правильный путь в жизни. Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора объединяет ищущую, неравнодушную православную молодёжь, стремящуюся найти ответы на насущные вопросы бытия в процессе общения между собой и представителями церкви.
Организация деятельности клуба
Программа клубных встреч включает следующие виды деятельности:
- дискуссионные обсуждения различных тем, лекций
- встречи с неординарными людьми, интересными современниками
- презентация проблемных фильмов с последующим обсуждением
- волонтёрские рейды, паломнические путешествия
- богословское просвещение
- участие в проведении православных праздников