Иосиф Муньос-Кортес: загадки жизни и гибели хранителя чудотворной иконы Богородицы


Детство в Сантьяго

Иосиф, или брат Иосиф, как его называют многие верующие, родился в мае 1948 года в столице Чили Сантьяго. О его детстве, как и о личной жизни вообще, мы знаем очень мало: говорят, он не любил рассказывать о себе, предпочитая в общении сосредоточиваться на духовных вопросах. Он также завещал близким друзьям, чтобы те ничего не рассказывали о его родственниках. Но что же нам все-таки известно?

Однажды, когда Иосифу было 14 лет, он «случайно» проходил в родном Сантьяго мимо русского храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Но у Бога, как известно, случайностей не бывает. Сквозь распахнутые двери юноша услышал пение хора, которое поразило его до глубины души. Он зашел внутрь и увидел там архиепископа Чилийского Леонтия (Филипповича).

Обстановка в храме была хотя и торжественная, но скромная, поскольку этот приход, как и большинство приходов Русского Зарубежья, был достаточно бедным. Владыка принял юношу очень ласково. Как говорят, Иосиф подумал тогда: «Если этот архиерей так беден, но в нем так много любви, значит, это и есть истинная Христова Церковь».


Вид церкви в Сантьяго до землетрясения 1960-го года

Напоследок архиепископ Леонтий предложил Иосифу приходить снова. «Мальчик мой, ты зашел сюда неслучайно. Возвращайся опять!» — сказал он.

Юноша внял совету. Через некоторое времяпосле знакомства с владыкой Леонтием юный Иосиф пожелал принять православие. Однако до крещения, в котором он был наречен в честь праведного Иосифа Обручника, хранителя Девы Марии, прошло еще два года.

Иосиф принял православие глубоко и всей душой. Он стал тщательно штудировать труды святых отцов. Позднее его особенно заинтересовала иконопись: еще в Сантьяго он начал изучать традиции и символизм православной иконы, а затем стремление углублять познания привело его в канадский Монреаль. Со временем он стал преподавателем истории искусств в Монреальском университете.

Встреча на Афоне

Новый поворот на пути служения Муньоса-Кортеса случился в 1982 году во время самого обычного, на первый взгляд, путешествия на Афон. Отправился он туда с двумя друзьями, один из которых во время паломничества решил остаться в монастыре — там позднее он принял монашество.

С другим товарищем Иосиф продолжил путь. Они очень хотели найти одну монашескую келью, однако весь день проблуждали по каменистым дорожкам и тропкам, но так и не достигли цели, совершенно выбившись из сил. Неожиданно они увидели внизу бедный скит и решили идти к нему, поскольку где-то нужно было искать ночлег.

Настоятель скита во имя Рождества Христова архимандрит Климент принял путников очень радушно. Впоследствии этот старец сыграет огромную роль в жизни Иосифа и станет его духовным отцом.


Схиигумен Климент († 1997 г.), авва Спасо-Рождественского скита на Афоне (фото 1994 г.)

Монахи скита, как оказалось, занимались иконописью. Иосиф с первого же взгляда обратил особое внимание на образ Иверской Божией Матери. Он попросил братию продать образ, но получил отказ. Как оказалось, эта икона была первой, написанной в скиту, и монахи не собирались с ней расставаться.

Иосиф несколько раз повторял попытки получить дивный образ, но безуспешно. Монахи даже предложили написать точную копию и прислать ее в Монреаль. Но Иосиф хотел именно этот образ, а не список с него.

«Когда мы вошли внутрь дома, я увидел над дверью в иконописной мастерской вот эту икону Пресвятой Девы. Я никогда не смогу объяснить то, что я почувствовал, увидев эту икону. Я думаю, что мое сердце перевернулось в моей груди. Я очень крепко привязался к этому образу», — рассказывал он в одном из редких интервью, которое дал журналу «Православная Русь» в 1983 году.


Мироточивая икона Божией Матери «Иверско-Монреальская»

На следующий день на литургии, во время пения «Достойно есть» Иосиф стал на колени и со слезами молился Богородице, чтобы Она с ним пошла, если на то Ее Святая Воля. После богослужения он вместе со своим спутником собрался покинуть скит, чтобы продолжить путь. Среди тех, кто их провожал, не было архимандрита Климента. Он окликнул путников, когда те уже стали спускаться по склону горы. В руках его был какой-то сверток.

«Пресвятая Дева хочет ехать с вами в Америку», — сказал старец и отдал Иосифу икону, о которой тот так мечтал.

Когда Иосиф снова предложил деньги, архимандрит сказал, что за такую святыню деньги брать нельзя.

Примечания

  1. 12
    Инна Симонова. [www.rusk.ru/st.php?idar=112167 Монреальская трагедия] // «Русская линия»
  2. [www.rpac.ru/article/83/ Игумен Феофан. Последний мученик Церкви Христовой, часть 1]
  3. [vos.1september.ru/article.php?ID=200003906 Профессор Владимир Воропаев. Мы не должны бояться смерти за Христа]
  4. 123
    [www.verapravoslavnaya.ru/?Iverskaya_Monrealmzskaya_ikona Вера православная — Иверская Монреальская икона]
  5. 12
    [www.rpac.ru/article/84/ Игумен Феофан. Последний мученик Церкви Христовой, часть 2]
  6. Это был Скит Рождества Христова в Катунаках, относившийся греческому старостильному «Матфеевскому синоду» (см. [www.rpac.ru/article/83/ Игумен Феофан. Последний мученик Церкви Христовой, часть 1])
  7. [mcdiocese.com/eparxiya/ Russian Church » Епархия]
  8. Фонд Памяти Брата Иосифа (Общество Дом Иконы).
    Монреальская Мироточивая икона и брат Иосиф. — Монреаль, Москва: Паломник, 2003. — 477 с. — 10 000 экз. — ISBN 2-9807705-0-7.
  9. [azbyka.ru/tserkov/chudo/5g14_11-all.shtml Величайшее чудо XX века: чудотворная Иверская Монреальская икона Божией Матери]
  10. [eadiocese.org/News/2014/oct/lkwdjose.ru.htm Ховелл, Нью-Джерси: В епархиальном центре почтили память бр. Иосифа]
  11. Инна Симонова. [rusk.ru/st.php?idar=112246 Паломничество в Джорданвилль]
  12. [www.eadiocese.org/News/2012/dec/metphilaret.ru.htm Джорданвилль: Митрополит Иларион возглавил панихиду у гробницы Митрополита Филарета (Вознесенского)]. Проверено 9 марта 2013. [www.webcitation.org/6F39NeM52 Архивировано из первоисточника 12 марта 2013].

Чудо мироточения

Чудо произошло в ночь на 24 ноября 1982 года — в канун Дня Благодарения, пожалуй, одного из самых красивых американских праздников, когда все по традиции собираются вместе, чтобы поблагодарить Бога за все Его благодеяния.

«В три часа ночи я проснулся от сильного аромата роз — вся комната была им заполнена», — рассказывал Иосиф.

Поначалу он подумал, будто это его товарищ, живший в тот момент у него, разлил какие-то благовония, потом решил, что запах исходит от духов.

«Но, подойдя к иконе, я поразился! Вся икона была покрыта благоуханным елеем — благоуханным маслом! Я застыл на месте от такого чуда!» — признавался он.

Иосиф отнес икону в Монреальский собор. Архиепископ Виталий вытер миро с нее и продержал ее несколько дней в закрытом алтаре на престоле, чтобы убедиться в подлинности чуда.

Владыка Виталий хотел, чтобы чудотворный образ пребывал в Монреальском соборе постоянно. Однако Иосиф верил, что икона дана ему для того, чтобы нести ее в мир. В то же время он глубоко сокрушался, что таким образом проявляет непослушание священноначалию. Ведь послушание было для него одной из важнейших составляющих церковной жизни…

Убеждения

Он считал, что у современной молодёжи очень трудная и тяжёлая жизнь, которая заставляет их учиться, чтобы работать, чтобы зарабатывать деньги для приобретения материальных благ, то есть жить в материальном мире, забывая о духовном. Иосиф считал телевидение настоящим бедствием, наркотиком, разрушающим жизнь людей и приводящему к утрате способности различать добро и зло (и не разрешил снять фильм о чудотворной иконе). Иосиф считал, что детей нужно учить собственным примером, так как они слишком часто видят, что родители говорят им одно, а поступают иначе. Он почитал святителя Иоанна Шанхайского, поскольку тот заботился только о духовном в «этом гнилом материальном мире»[10].

Весть о чуде разлетелась в мгновение ока

Почти 40 лет назад еще не было Интернета, никто еще не слышал о социальных сетях, с помощью которых новости расходятся по миру за считанные секунды. Но это не помешало верующим узнать обо всем очень быстро: весть о произошедшем чуде мгновенно распространилась по Русскому Зарубежью.

«Кто-то позвонил нам и сказал: “Вы слышали, что на квартире православного испанца в Монреале замироточила Иверская икона Божией Матери?” Конечно, нам захотелось побольше узнать об этом», — вспоминает настоятель собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов.


Протоиерей Виктор Потапов

Он начал обзванивать знакомых и в конце концов нашел телефон Иосифа и пригласил его приехать в американскую столицу.

Я много лет задумывался, почему именно наш приход стал первым, куда приехала чудотворная икона, — разумеется, не считая собора в Монреале. Все оказалось очень просто: настоятель и его паства очень хотели увидеть удивительный образ.

Встреча эта произошла в апреле 1983 года. Поклониться иконе пришло много сотен человек, что для неправославной Америки и для небольшого по числу православных жителей Вашингтона — очень много.

«Во время первого акафиста я просто не мог оторвать глаз от иконы. Мне нужно было читать текст, но я все время смотрел на икону и поражался, как из нее течет это чудесное миро», — признается отец Виктор.

По его словам, после службы брат Иосиф приоткрыл киот и достал оттуда рулон ваты, пропитанный миром. Им помазывали всех пришедших, давали людям небольшие кусочки ваты.

Икона без оклада

«Во всем храме стоял неземной запах, это было потрясающе. Это надо было видеть, чтобы оценить по достоинству», — говорит священник.

В бытность ведущим религиозной программы «Голоса Америки» отец Виктор Потапов подготовил специальный выпуск передачи, посвященный мироточивой иконе, благодаря чему тысячи верующих в бывшем СССР узнали о чуде. Текст этой передачи был затем опубликован в парижской газете «Русская мысль» и в журнале «Православная Русь».

Память

23-25 ноября 2007 года в Русском Зарубежье было торжественно отмечено памятное духовно-значимое событие: ровно 25 лет назад брат Иосиф был призван Господом на особенное служение. Молитвенно отмеченные в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле даты — 25-летия явления Монреальской Иверской Мироточивой иконы и 10-летней годовщины со дня убиения Её хранителя[11].

14 декабря 2012 года, по благословению Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Илариона, была создана епархиальная комиссия Восточно-Американской епархии по канонизации, в задачу которой входит собирание информации и повышение осведомлённости о праведной жизни митрополита Филарета (Вознесенского), а также брата Иосифа Муньоса-Кортеса[12].

Дело жизни брата Иосифа

С той поездки в Вашингтон и началось особое служение Иосифа Муньоса-Кортеса. Он ездил по разным приходам, бывал не только в Северной и Южной Америках, но и в Европе. В 1995 г. в Болгарии тысячи верующих в молитвенном молчании часами стояли в очереди, чтобы приложиться к святыне, — все пожертвования, по желанию брата Иосифа, тогда пошли на завершение построения величественного собора.

Иосиф сразу дал обет, что икона никогда не станет для него источником обогащения. Обет этот он сдержит сполна. Много раз доводилось слышать, что ему неоднократно предлагали деньги за визиты. Принимать средства на личные нужды он отказывался и пожертвования отдавал скиту на Афоне, приобретал святыни, помогал нуждающимся. Он был бессребреником, жил бедно и свято верил, что икона идет туда, куда хочет, а он — всего лишь слуга Божией Матери, который выполняет Ее волю. Подчас он сдавал уже купленные билеты и ехал куда-то в совсем другое место, а люди обижались на него за то, что он «забыл» про их приход.


Хосе Кортес у раки Святителя Иоанна в Сан-Франциско. Середина 80-х гг.

Доводилось видеть множество фотографий и видео из разных мест, и зачастую на них Иосифа трудно найти: вот он находится где-то позади всех, далеко от иконы, вот смиренно стоит с чудотворным образом в руках,опустив голову.

Во время одной из поездок на Афон Иосиф был тайно пострижен в монахи схиигуменом Климентом. При постриге он был наречен Амвросием — в честь святого Амвросия Оптинского.

Как отмечает отец Виктор, брат Иосиф не жил в монастыре, где монахи молятся много часов в день, но делал то же самое в миру. Говорят, за девятичасовым молитвенным правилом он ежедневно поминал по несколько тысяч человек, которые просили помощи Божией Матери.

«Он не закрывался от людей и нес икону всюду и всем в ущерб собственному здоровью», — говорит отец Виктор.

У Иосифа действительно были проблемы со здоровьем, он болел диабетом и из-за длительных путешествий ему трудно было долго стоять, но он выстаивал длительные богослужения, редко позволяя себе уходить.

Больно ранило хранителя иконы и подозрительное отношение к ней со стороны некоторых представителей духовенства Русской Зарубежной Церкви. В этом плане характерен пример очень уважаемого архимандрита Киприана (Пыжова), которого называют «иконописцем всея зарубежья». Он не верил в чудо до тех пор, пока не увидел все своими глазами.

Архимандрит Киприан (Пыжов)

Однажды после богослужения в Синодальном соборе в Нью-Йорке отец Киприан помазывал верующих миром от Монреальской иконы. Самой иконы на службе не было. Тем сильнее было удивление архимандрита, когда во время помазания ватка не только не высыхала, но наоборот, будто «сама собой» становилась еще более влажной. По рассказам очевидцев, отец Киприан вошел в алтарь и со слезами на глазах стал просить прощения у Божией Матери за малодушие.

«Конечно, икона приносила исцеление и утешение многим болящим, но брат Иосиф всегда говорил, что самое главное чудо состоит в той силе притяжения, которым она охватывает многих людей и открывает им путь к Богу, — подчеркивает отец Виктор Потапов. — Многие, кто был теплохладен в вере, приходили к Богу после молитвы перед этой иконой и принимали Святое Крещение».

В этой связи священник напомнил слова покойного епископа Василия (Родзянко) о том, что «призывающая благодать иконы вела к освящающей благодати через таинства Церкви».

Как вспоминает отец Виктор, за годы служения Иосиф ничуть не изменился: каким приехал впервые, таким оставался и при последней их встрече — незадолго до гибели. И когда я прошу священника охарактеризовать Муньоса-Кортеса, тот прежде всего говорит о его преданности Божией Матери.

«Он знал свое место в этом мире. И тот факт, что он заслужил мученическую кончину, свидетельствует, что Господь нашел его достойным такого венца».

План Путина: китайский вариант с еврейским акцентом?

Обсуждение: 19 комментариев

  1. michael:
    27.08.2009 в 00:00

    Хочу ответить на этот абзац : «Один из священников Московской патриархии, выступая на мероприятии Международного Славянского фонда, сказал еще в конце 1990-х гг., что ему известно местонахождение иконы и что она вернется. Быть может, икона наконец-то обнаружится как доказательство правильности вхождения Зарубежной Церкви в Московскую Патриархию», автора которого просто жаль, ибо находится в прелести тягчайшей.Что бы такое написать,это означает- быть того же тлетворного духа и апостасийного безрассудства,в коем находится автор этого пасквиля.Некий «свещенник» так сказал,что ,якобы, знает ГДЕ ИКОНА, значит, в этом похищении,а скорее всего и убиении Иосифа,повинны адепты МП. Иначе и понять эту загадочную фразу нельзя.А ИМЕННО ПОСЛЕ ВХОЖДЕНИЯ В Московскую патриархию ВСЁ БЕЗЗАКОНИЕ, КОТОРОЕ СЕЙЧАС ТВОРИТСЯ В ЦЕРКВИ всех стран — И ЕСТЬ СЛЕДСТВИЕ ЭТОЙ КАПИТУЛЯЦИИ СТРАХА РАДИ ИУДЕЙСКА. А иконы вы ,господа Иуды, не увидете! Не дано вам,если только вы Ея не спрятали Вот так.

  2. Олег, +stmvl.org+:

    19.10.2009 в 00:00

    Да, честно говоря, странный последний абзац… Кто же автор?

  3. МВН (составитель календаря):

    19.10.2009 в 00:00

    Статья не подписана мною, т.к. в ней приведены общеизвестные данные. В чем странность последнего абзаца и поставленного там вопроса — не понимаю. Не понятны мне и три последних путаных предложения («А ИМЕННО»… и далее) в отклике за подписью michael.

  4. МВН:

    29.10.2009 в 00:00

    И еще одно добавление. Если не ошибаюсь (моя память после инсульта в 2003 г. ухудшилась), тот священник был из Ивановской области и возможно иеромонах или даже игумен? Кажется, этот вечер был как-то связан с РИСО и братьями Веймарнами? Имя сего духовного лица было, возможно, на П. — ? Было бы желательно, если бы откликнулись присутствовавшие на том вечере в Славянском Фонде. Кем-то велась и видеосъемка.

  5. КГО СРН:

    01.11.2009 в 00:00

    Видеозапись есть, это черносотенный батюшка из Иваново. На РГС СРН 18-го октября Киевским отделом были розданы диски, посвященные 80-летию РИС-О, которое как раз было в октябре. А ровно 10 лет назад велась запись 70-летия РИС-О, которую мы и разместили на памятном DVD. Что касается приснопамятного священномученика Иосифа, то он был жертвой непорочной, принесенной во имя Воскресения Руси Царской, новой, по старому образцу. Её воздвигнет Царь-Победитель, который первым делом очистим Церковь Русскую от лже-епископов, оставив верных, коих будут единицы. И, конечно, среди них не будет ни одного адепта лже-слияния, которое осудил даже Рафаил Берестов, а Митрополит Виталий (Устинов) заочно предал анафеме всех проводников такого поглощения.

  6. р.Б. Романъ:

    06.11.2009 в 00:00

    Неужто кто-то ещё, тем более из зарубежников, верит в ЛЕГИТИМНОЕ (подчёркиваю) восстановление Православной Монархии в России? Та книжка «Пророчества русских «святых» о будущем России» — глупая как минимум и целиком еретическая. В самом деле, ну ведь нет легитимных Романовых (кирилловичи, естественно, не в счёт), Годуновы и Рюриковичи после Собора 1613 года право на Русский Престол не имеют. Взрослые же люди, а верите каким-то «монахам» Берестовым и прочим младостарцам……

  7. ЛЛЛ:

    21.10.2010 в 00:00

    Любопытная и, вместе с тем странная история. Воэможно автор, не слишком удачно её изложил. А по поводу пассажа «р.Б. Романа, ну я верю в легитивное возрождение монархии и не только верю. Подумаешь Романовых нет, а Земский собор на что? Воля и Дух выше материи.

  8. Объявление:

    25.10.2010 в 00:00

    25.10.2010 (понедельник) в здании Фонда Славянской письменности и культуры состоится вечер Памяти Иосифа Муньоса Кортеса, хранителя Монреальской мироточивой иконы Иверской Божьей Матери, принявшего мученическую кончину. Ведущий вечера – Михаил НАЗАРОВ. См. подробнее: https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=36&t=2640

  9. Александр:

    31.01.2011 в 00:00

    С Рождеством и Крещением Господа нашего Иисуса Христа! помолитесь и о нас и всех кто рядом с нами. Р.б . Александр и Мариана давно должны дали дать ответ от консула с выдачей визой но задержка помогите молитвой. Акафист Серафиму Роузу и Всем Святым в земли Американской просиявших есть на сайте https://www.rousserafim.narod.ru

    Международный благотворительный Фонд,Братство,Миссия святого преподобного Серафима Платинского(Роуза)были созданы в 2002 году заступничеством и по молитвам отцов Серафима(Роуза) и Иоанна Шанхайского и Сан-францисского. С благословения и по молитвам собрата о.Серафима игумена Германа(Подмошенского) молитвами Братства Германа Аляскинского и самих страждущих православных заключенных и бездомных России, Украины, Америке, Канады, Австралии и других стран мира. Наши цели: миссионерство среди заключенных , бездомных, больных наркоманией и алкоголизмом падших преступников, оказание им посильной помощи продуктами питания, медикаментами и предметами первой необходимости, распространение по миру учения о Христе, издание православной газеты и журнала, создание документальных фильмов , открытие реабилитационных центров. <<�Уже позже, чем вы думаете, посему спешите творить дело Божие>>. Братство, Фонд, Миссия примет любые пожертвования, в чем бы они не выражались: в молитве или материальной поддержки и соработничестве нам в труде для славы Иисуса Христа. Да не оскудеет рука дающего. Наши адреса: 693000 Россия г.Южно-Сахалинск у.Чехова 3/49 моб.тел.8-924-282-48-39 49068 Украина г.Днепропетровск у.Трудовая29/1 моб.тел.+38-063-562-42-81,+38-097-628-21-37 USA 3102 S. MT Vernon 7 WA99223 тел.8-101-509-534-10-53 брату Александру и сестре Мариане Портненко https://WWW.ROUSSERAFIM.NAROD.RU https://WWW.SERAFIMROUS.NAROD.RU E-Mail [email protected]

  10. Анастасия:

    20.07.2012 в 00:00

    История очень странная… Жаль немного его. Только я так и не поняла,куда икона делась???

  11. Татьяна:

    31.10.2012 в 00:00

    Храни вас Господь,братья и сестры.Мучениче Христов,Иосифе,моли Бога о нас грешных…

  12. Владимiръ:

    31.10.2013 в 00:00

    Роману. Восстановление монархии возможно и будет дано России Богом,если народ в стране будет этого достоин. Пока он достоин той оккупационной власти, которая тянется с 1917 года. Упокой Господи душу убиенного брата Иосифа. И по его молитвам помилуй нас

  13. Александр:

    17.11.2013 в 00:00

    Странные тут какие-то комментарии. Да и сам текст статьи.

    Какие Романовы? Какая монархия? Кто тут противится Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и объединившейся с ней Русской Православной Церковью Заграницей — вы же сами не в Церкви Христовой! Что вас тут слушать? Ужас…

    А по сути: икона, безусловно, почитаемая. Дай Бог вернется к нам. И брат Иосиф — моли Бога о нас…

  14. икона давно найдена, она в РИПЦ:

    29.10.2016 в 00:00

    https://ps.vk.me/c633516/v633516367/47609/EZJqtZLVBhQ.jpg

  15. МВН:

    29.10.2016 в 00:00

    А можно точнее: как, когда и где она оказалась в РИПЦ? И почему она на Вашем фото без прежнего оклада? Та ли это икона или же список с нее?

  16. Алексей:

    30.10.2016 в 00:00

    Михаил, икона та. Чудотворная!

    Я думаю на ваши вопросы более компетентно ответит о. Виктор Бабицын . Вот его сайт https://www.fr-victor.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=46&Itemid=28

    там, в разделе «Вопрос священнику» можно он обязательно ответит. Оклад возможно пропал во время похищения Иконы.

  17. МВН — Алексею:

    31.10.2016 в 00:00

    По Вашему совету я обратился за разъяснением к о. Виктору. Он ответил мне: «Монреальская икона пропала, и после смерти брата Иосифа остался единственный список с этой иконы, написанный самим братом Иосифом, и он передал эту написанную им икону в РИПЦ, икона, в отличие от Монреальской Мироточивой, написана в русской традиции и просто благоухает неземным ароматом, за что и называется Благоухающая». Таким образом, в РИПЦ не Монреальская икона, а ее список.

  18. МВН:

    03.11.2017 в 13:20

    Епископ Андрей (Ерастов): Кто были убийцы Брата Иосифа? https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=53092#p53092

  19. МВН:

    01.04.2021 в 18:40

    Странно, что Синод РПЦЗ не дал никакой информации о местонахождении иконы, хотя должен был позаботиться о поисках и сохранности такой святыни. И если бы она вернулась в афонский монастырь — об этом бы непременно появились бы свидетельства от паломников. Пока что вся информация о ее «нахождении в хороших руках» — от людей в той или иной степени связанных с МП.

Предсказания венца

Когда брат Иосиф последний раз посетил скит на Афоне в 1996 году, отец Климент ему предсказал, что 1997 год будет судьбоносным в его жизни. Пророчество это сбылось в точности. Кроме того, за год до смерти ему было открыто, что с ним произойдет, но и тогда он не свернул с пути.

Вот что об этом писал в частном письме матушке Марии Потаповой от 25 декабря 1997 г. Дмитрий Михайлович Гортинский, регент Спасо-Вознесенского храма в городе Сакраменто, штат Калифорния:

«…То, что я опишу, было, по словам самого Иосифа, вовсе не сон, а совершенно наяву. Он проснулся ночью и почувствовал, что связан по рукам и ногам. Рот у него был тоже завязан, и он не мог ни говорить, ни кричать. Он пытался освободиться, но не мог, и только молился про себя. Он знал, что эта была нечистая сила и она его продержала так всю ночь. Это Иосиф сам рассказал по-испански моей жене год тому назад, а она тогда же перевела это мне, а теперь снова пересказала для того, чтобы я мог точно записать».

Все описанное произошло 31 октября 1996 года, ровно за год до его мученической кончины.

Гибель в Афинах

Крестный путь Иосифа завершился в Афинах — недалеко от Афона, где он когда-то и начинался. Мне почему-то кажется, что в этом нет случайности: словно бы замкнулся круг, которому было предначертано замкнуться именно так.

В Грецию Иосиф отправился 12 октября 1997 года. Накануне отъезда он беседовал с Еленой Сергеевной Голицыной-Наварр — одной из основательниц общества «Дом Иконы», созданного специально для того, чтобы помогать образу путешествовать по миру. Иосиф сообщил ей, что поедет на Афон вместе с иконой, которую повезет без киота, в специальном чемодане, внутри обложенном ватой. Как правило, во время таких поездок образ мироточил немного, и потому он мог спокойно путешествовать, не привлекая к себе чрезмерного внимания.

Обычно Иосиф не брал чудотворную икону в подобные поездки. Он с большим трепетом и ответственностью оберегал святыню, и в таких случаях оставлял ее у доверенных лиц. Но тот визит имел одну отличительную черту. Изначально Муньос-Кортес собирался посетить афонский Рождественский скит — тот самый, где был написан чудотворный образ. Там он хотел встретиться с отцом Хризостомом, который стал скитоначальником после кончины старца Климента.


Схиигумен Климент с написавшим икону монахом Хризостомом (Цанисом)

Однако Иосиф не учел, что в Салониках, где нужно было получать разрешение на посещение Святой Горы, в то время проходила крупнейшая выставка афонских икон, туда съехалось множество народа, и он попросту не сумел оформить документы.

Иосиф, прилетевший в Грецию 13 октября 1997 года, отправился на остров Эгина, где хранятся мощи св. Нектария Эгинского, и там оставил икону. Оттуда он позвонил Елене Голицыной-Наварр, а 16 октября встретил в афинском аэропорту русского священника Александра Ивашевича из Южной Америки, которому хотел помочь в приобретении церковной утвари.

Отец Александр думал, что икона находится в Канаде. Он знал, что Иосиф собирается поехать на Эгину на пару дней перед возвращением в Канаду, но не мог и предположить, что это должна была быть поездка за иконой — ведь Иосиф ничего об этом не сказал.

Накануне трагедии они вместе посетили монастырь св. Николая Чудотворца на острове Андрос. Когда монахи открыли двери храма, прямо перед ними в притворе на одной из древних фресок у Богородицы из глаз потекли слезы. Монахи объяснили, что такие знамения происходят непосредственно перед какими-то судьбоносными событиями в Церкви. Иосиф очень спокойно сказал, что чувствует, что с ним очень скоро произойдет что-то страшное, но он не знает, что именно.


Остров Андрос

30 октября Муньос-Кортес проводил отца Александра в аэропорт, и мы можем только догадываться, что произошло после этого.

Известно только, что Иосифа убивали три человека. Как сообщили потом специалисты, проводившие расследование, «работа» была проведена очень профессионально, все было сделано так, чтобы доставить жертве наибольшие мучения. Били по голове, по шее, перебили кадык, веревками разорвали щеки, а потом оставили умирать одного, скрывшись через балкон. Некий музыкант-постоялец в соседнем номере слышал стоны, но не пришел на помощь….

«Нам, — вспоминает отец Виктор, — на суде показали страшные снимки, демонстрирующие ужасающие следы пыток. Это невозможно забыть!»

Весть о гибели стала шоком для тех, кто знал брата Иосифа.

«Я помню, что ночью мне позвонил из Калифорнии священник Павел Ивашевич (брат отца Александра) и сообщил эту страшную новость, — вспоминает протоиерей Виктор Потапов. — Я был до глубины души потрясен. Я достаточно хорошо знал брата Иосифа, знал, насколько он предан Божией Матери и как серьезно относился к своему служению. Он любил мучеников и часто говорил, как было бы хорошо так отдать свою жизнь за Христа. Я думаю, он был подготовлен к этому, и у меня не было вопроса, почему Господь взял его к Себе».

После гибели Иосифа отец Виктор нашел в дневнике страдальца написанную его рукой молитву. По словам священника, эта запись, датированная 1985 годом, ценна тем, что проливает свет на состояние его души и показывает нам, как тяжело ему было нести нелегкое послушание хранителя мироточивой иконы Божией Матери. Молитва эта гласила:

«Господи Иисусе Христе, Который пришел на землю нашего ради спасения и добровольно был пригвождён ко Кресту и претерпел страсти за наши грехи, дай мне тоже перенести свои страдания, которые я принимаю не от врагов своих, а от своего брата. Господи! Не вмени ему это в грех».

Прихожане собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне организовали сборденегна похороны и на памятник на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, штат Нью-Йорк.

Хоронили Иосифа Муньоса-Кортеса в середине ноября, через две недели после гибели…

Ссылки

  • Милославский Ю. Г. Знамение последних времен. О чудотворном образе Божией Матери Иверской-Монреальской. Издательство «Царское Дело», 2000. ISBN 5-7624-0054-9
  • [stjohndc.org/Russian/munoz/MunozR/r_00_MunozTitle.htm Иосиф (Хосе) Муньос-Кортес — Избранник Божией Матери (собрание материалов)]
  • [www.roca.org/OA/149/149c.htm Orthodox America. The Biography of a Martyr] (англ.)
  • [www.yalchicago.org/Portaitissa_Miracle_Icon.html The myrrh-streaming icon of the Iveron Mother of God] (англ.)
  • [www.pravmir.ru/iosif-munos-kortes-ne-boyas-smerti-za-xrista/ Иосиф Муньос-Кортес: не боясь смерти за Христа] // «Православие и мир»
  • [www.fatheralexander.org/booklets/spanish/jose_munoz.htm Hermano José (Muñoz), Guardián del Icono Miróforo de Montreal.]
  • [www.ruspast.com/2014/02/1311/ Последнее интервью брата Иосифа Муньоса] // «Русский пастырь», № 27/1997
  • [www.youtube.com/watch?v=9EuErDcEVd4 Посланник.] Фильм о брате Иосифе Хосе Муньосе. 11 янв. 2015 г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]