Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме


Во времена, когда общины, относящие себя к христианским, венчают однополые пары, вопрос – как Церковь относится к гомосексуализму, однополой любви, требует уточнений. У Церкви есть ее классический первоисточник: Священное писание и церковное предание. Обратившись к нему, можно исследовать этот вопрос, а также увидеть, что здесь пытается добавить «от себя» лукавый человеческий ум во имя «церковного прогресса»Уничтожение Содома и Гоморры. Джон Мартин (John Martin), 1852

Ветхий Завет:

Прежде чем цитировать тексты из книги Левит, содержащей осуждение однополой любви и карающей за нее смертью, нужно объяснить, что библейские тексты составлялись в разное время и написанное в них отражает нравы, обычаи и представления той эпохи и того народа, которому было дано Откровение. Поэтому формы наказания за грех, использовавшиеся в иудейском обществе до Рождества Христова, не могут быть механически распространены на другое время. В 18 главе книги Левит среди прочих запретов говорится о невозможности спать с мужчиной как с женщиной: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». (Лев.18:22). Чуть ниже этот запрет повторяется с указанием на то, что его нарушители будут преданы смерти: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». (Лев.20:13). Отметим, что в той же главе книги Левит запрещаются близкородственные связи, супружеская измена и другие грехи, относящиеся к сексуальной сфере человека. Все они наказываются либо смертью, либо изгнанием из общины. В древности это был традиционный способ защиты племени, который позволял ему не сойти с исторической сцены. Система табу была распространена во многих культурах, и столь суровые меры к их нарушителям можно найти не только в Ветхом Завете. Самая же известная ветхозаветная история о гомосексуализме, которая ввела в наш язык выражение «содомский грех», описывается в 18 и 19 главе книги Бытия. В городе Содоме был крайне распространен гомосексуализм, и развратные и распущенные жители захотели изнасиловать ангелов, пришедших в дом праведного Лота. Праведник пытался защитить своих гостей, но обезумевшие от похоти жители попытались выломать дверь, чтобы совершить желанный грех. После этого ангелы поразили жителей города слепотой, а наутро уничтожили Содом, забрав с собой семейство Лота: «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города… И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. (Быт.19:15, 24 — 25)». Конечно, христианину не стоит думать, что жители Содома и Гоморры были самыми большими грешниками в человеческой истории. От такой точки зрения предостерегает Христос, но жесткость наказания за гомосексуализм, как и за другие тяжелые нераскаянные грехи, не оставляют сомнений в том, что христианин не может считать гомосексуализм вариантом сексуальной нормы, оправдывать их. Подтверждение этому можно найти и в текстах Нового Завета.

В рядах некоторых служителей церкви и верующих, для которых более важно слово, нежели дух Святого Писания, существует стремление уделять преувеличенное внимание телесному греху и в целом ограничениям в области половой жизни.

Это ограниченное пуританство рискует превратиться в навязчивую идею, обращенную в судорожные проповеди (бессмысленно приводить примеры, поскольку данное явление достаточно распространено) либо в иные вилы проявлений, в которых всяческие подробности, связанные с «грехом разврата», всплывают вновь и вновь с тягостной настойчивостью. И гомосексуализму в этих речах отводится «привилегированное» место.

Я далек от того, чтобы сегодня заниматься толкованием Библии. И считаю, что ни у кого нет права выбирать из христианского учения лишь то, что ему подходит. Я также считаю, что именно гомофобная истерия с религиозным оттенком (гомосексуализм — пропаганда деградации человека) представляет собой случай извращенного толкования и выдергивания из контекста отдельных библейских стихов. Как можно заметить, в Библии редко говорится о гомосексуализме, но даже и в этих случаях речь идет не о врожденной сексуальной ориентации, не отделимой от сущности человека, а скорее о пороке, явившемся следствием отдаления от Бога. Так. Св. Апостол Павел (Послание к римлянам 1. 26-27) говорит о «греховных страстях», на которые были обречены язычники в наказание за отсутствие веры. Выражения «заменили естественное употребление противоестественным» и «оставив естественное употребление» наводят на мысль о намеренном отступлении от общепринятых правил. Можем предположить, что речь идет о ритуальной проституции или о «заблуждении» людей, которые, «исчерпав естественные удовольствия, ступили на неизведанный путь», под ним подразумевается то, что мы именуем сегодня «псевдогомосексуальностью». В любом случае, вопрос необходимо рассматривать в контексте: всего лишь несколькими строками ниже (29-31) дается исчерпывающее описание грешников, а именно: «клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы … нелюбовны, немилостивы».

Кроме того, последние научные исследования обнаруживают ошибки в переводе и толковании тех фрагментов Библии, в которых речь идет о гомосексуализме. Например, особенно любимым аргументом в споре является легенда о «тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома» якобы «за гpex мужеложства».

Но, как таковой, термин «содомия» не использовался библейскими авторами. Он появляется в поздних переводах Библии, что указывает на стремление церкви укоренить данный термин, который носит не описательный, а обвинительный характер. Единственным объектом библейских ссылок является город Содом, чей образ непостоянен, колеблется от божественной кары и правосудия, выражающихся в разрушении данного города, и до отравленной земли. Также не очень ясно, в каком гpexe были повинны жители этого города. Авторы Ветхого Завета наиболее часто говорят о гpexe гордыни и высокомерия в совокупности с негостеприимностью по отношению к Божьим посланникам. В Новом Завете разрушение Содома связано с Божьей карой, апостол Петр добавляет «нечистоту» (2 Петр 2.10); через несколько стихов того же послания апостол Петр добавляет «у них блестят глаза от похоти» (что может ОТНОСИТЬСЯ не только к гомосексуалам, но и к гетеросексуалам).

Наконец, термин «содомия» обозначает географическое пространство, осужденное на погибель из-за взрывной смеси неблагодарности перед Богом, негостеприимности и высокомерия его жителей. Такую интерпретацию библейского эпизода «Содом и Гоморра» главным образом разделяли латинские толкователи Библии первых столетий от рождества Христова.

Однако, несмотря на то, что многие теологи ставят знак равенства между грехом Содома и гомосексуализмом, более внимательное рассмотрение библейского слова должно исправить эту безграмотность. В Послании 18 Бог хочет объявить о своем решении через двух ангелов, которых он посылает в Содом; их приглашает переночевать племянник Авраама. В послании 19 говорится о том, что жители со всех кварталов окружают его дом, требуя представить им детей. чтобы с ними познакомиться. Древнееврейское слово «yadha» обычно употребляется в значении «полностью узнать». Также оно может означать намерение удостоверения личности детей. или в редких случаях данное слово может иметь сексуальную подоплеку. Далее, Лот пытается защитить гостей, предлагая возбужденной толпе дочерей.

Сразу напрашивается несколько замечании. Во-первых, намерение разрушить город было высказано до того, как жители Содома возжелали «познать» гостей. Во-вторых, в «штурме» дома Лота принимали участие все жители Содома, в то время как мы не знаем ни одной культуры, в которой большинство людей являлись бы гомосексуалами. В-третьих, предложение Лота заменить детей дочерьми указывает на то, что пред ним все же были люди гетеросексуальной ориентации. В-четвертых, если проблема связана с сексом, то почему Бог не убил также Лота, предложившего толпе своих дочерей? И, что нам кажется наиболее важным, почему другие отрывки из Библии, упоминающие о данном инциденте, не поднимают проблему гомосексуализма?

А потому, на мой взгляд, что вообще ни один из аргументов церкви против гомосексуализма не выдерживает Еретического анализа. Все религиозные мотивы здесь не что иное, как результат слепого убеждения. А цитируемые источники — лишь маска, используемая для того, чтобы скрыть за ней свои предрассудки. Известный теолог Николай Стейнхардт справедливо говорил о «дерзости, с которой любовь к Христу и добродетель связывают с половым воздержанием, как если бы плотский гpex был бы единственным, и несовершение его давало бы полное право и официальное разрешение вершить со спокойной совестью все остальные: высокомерие, злобу, жадность».

И еще, любовь, даже «другая», всегда лучше, чем жестокость и душевная черствость. Тем более что современные гомосексуалы-христнане определяют свою сущность как плод Божьей милости. Они признаются, что с того момента, как они «смирились», почувствовали себя более счастливыми, здоровыми, полезными, дружелюбными, умиротворенными, почувствовали себя ближе к другим и ближе к Богу.

А вера — это глубоко личный вопрос, который каждый решает для себя сам. Так же как и половая ориентация. Каждый верующий волен примирять свои эротические потребности с духовными так. как он считает нужным. В том, что это возможно, нас убеждают жизнеописания мыслителей-христиан гомосексуальной ориентации, таких как Жульен Грин, кардинал Дж. X. Ньюман. Дж. М. Хопкинс, и других.

Новый Завет

Первые свои шаги христианство делало в эпоху расцвета Римской империи. В I веке Рим представлял собой цивилизацию со сложившими этическими установками, среди которых не было осуждения гомосексуализма. О Гае Юлии Цезаре ходили слухи, что он пылал страстью к одному из юношей, в творениях римских историков можно найти осуждение некоторых императоров за безудержную похоть, за связи с мальчиками или кровными родственниками, но осуждению подвергался не сам гомосексуализм, а скорее невоздержанность и неумеренность в пороках. Про гетеросексуальность Октавиана Августа историки говорят скорее как об исключении из правил. В этих условиях молодой Церкви пришлось рассказывать христианам о недопустимости супружеской измены, однополых отношений и других грехов, распространенных в римском обществе. В Послании к Римлянам апостол Павел предупреждает верующих о недопустимости противоестественного поведения в сексуальной сфере: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; « подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:26-28). Апостол Павел напрямую связывает однополые отношения с развращенностью человеческого сознания и советует христианам не осквернять свой разум и тело и не совершать подобных грехов. В другом послании гомосексуализм включен в перечень пороков и проступков, препятствующих человеческому спасению: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. (1Кор.6:9-11) Двери храмов не закрыты для человека, кающегося в любом грехе, но при этом христианин не может считать однополые отношения разновидностью нормы, а тем более требовать церковного благословения на гомосексуальный союз. Это не означает, что верующий должен оскорблять гея, вора или пьяницу. Осуждая грех, христианин всегда должен относиться к грешнику с любовью и состраданием.

Гомосексуализм, Библия и генетика

Гомосексуализм упоминается в Библии уже в Книге Бытие, которая описывает раннюю историю мира. Скорее всего, впервые он был легализован в городах Содом и Гоморра. История знает другие примеры обществ, в которых гомосексуализм принимался как норма. Несмотря на это, мир по большей части признавал его грехом и отклонением.

Все изменилось в 20 веке. Тогда гей-активисты развернули массированную атаку на общественное мнение в США, а затем и в других странах с целью изменить его в свою пользу. Эта борьба дала плоды. Ряд традиционно христианских государств узаконил однополые браки. Появились даже церкви гомосексуалистов.

Обычные аргументы, которые выдвигают сами гомосексуалисты и те, кто их поддерживает:

  • Действительно ли для Бога важна твоя сексуальная жизнь? Разве у Него нет более важных дел?
  • Гомосексуалистов нельзя винить в их поведении, потому что они родились такими
  • Давление общества заставляет геев демонстрировать маргинальное поведение. Поэтому им нужно дать равные права со всеми

Как верующие должны относиться к геям? Действительно ли Библия называет гомосексуализм грехом? Должно ли общество признать его нормальным явлением? Давайте ответим на эти и другие вопросы с библейской точки зрения.

Гомосексуализм — грех?

Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость (Левит 18:22)

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (Первое послание к Коринфянам 6:9-10)

Эти и другие тексты Священного Писания прямо и недвусмысленно называют гомосексуализм грехом. Почему?

Согласно Библии, семья — это союз мужчины и женщины. Одна из целей этого союза — продолжение рода.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Книга Бытие 1:27,28)

Гомосексуальные пары не удовлетворяют ни одному из этих условий. С точки зрения Библии, такие отношения нездоровы. Они не соответствуют изначальному замыслу Творца.

Можно возразить: “Когда писалась Библия, наука не была так развита, как сейчас. Тогда не знали, что гомосексуализм — врожденная характеристика, а не выбор человека”. Давайте поговорим об этом.

Миф о врожденной гомосексуальности

До 1973 года гомосексуализм в США считался психическим отклонением. Что изменилось? В том году Американская Психиатрическая Ассоциация исключила его из списка психических расстройств.

Это случилось под давлением гей-сообщества. Активисты регулярно устраивали беспорядки, вплоть до того, что в 1971 году ворвались на собрание Ассоциации со своими требованиями. Внутри нее самой также шла подготовка к перевороту. Как оказалось позже, президент Ассоциации сам был гомосексуалистом, и вместе со своими сторонниками разрабатывал план по замене ключевых людей в руководстве организации.

Позже стали появляться научные исследования, которые подтвердили: гомосексуальность является врожденной. Обвинять человека в том, что он гей или лесбиянка, — все равно что дискриминировать его по цвету кожи. Теперь у ЛГБТ-активистов появился нерушимый аргумент. Но так ли это?

Поздние исследования не выявили ”ген гомосексуализма” и не обнаружили различий в строении мозга гомосексуалистов и гетеросексуалов. Так, например, авторы одного из исследований, проведенного в 2012 году, утверждают: “Мы не нашли доказательств связи между сексуальной идентичностью и SNP на Х-хромосоме у мужчин, женщин или в совокупности образцов в геномном значении” (Genome-Wide Association Study of Sexual Orientation in a Large, Web-based Cohort; E.M. Drabant, A. K. Kiefer, N. Eriksson, J. L. Mountain, U. Francke, J. Y. Tung, D. A. Hinds, C. B. Do; 123andMe, Inc.)

Авторы специального доклада, опубликованного в журнале The New Atlantis в 2021 году, резюмируют: понимание сексуальной ориентации как врожденной, биологически определенной и фиксированной черты – идея о том, что люди «такими рождаются» – не находит подтверждения в науке.

Библия и генетика

Интересно, что Библия разделяет врожденные и приобретенные качества человека. Например, в Книге Иеремии написано:

Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? (Иеремия 13:23)

Однако она утверждает, что человек может перестать быть гомосексуалистом. Посмотрите на следующий текст:

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям [мужеложству, скотоложству, помыслам], пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас (Первое послание Петра 4:3,4)

Апостол Петр буквально говорит, что некоторые из верующих раньше занимались мужеложством (гомосексуализмом), а теперь в этом не участвуют. Они изменились, придя к Христу. В этом есть надежда для тех, кто хочет освободиться от гомосексуального образа жизни. Истина освобождает каждого, и ее имя — Иисус Христос.

Опасности для здоровья

Священное Писание предупреждало о пагубных последствиях гомосексуализма задолго до того, как они были научно обоснованы. В Послании к Римлянам апостол Павел говорит о моральном разложении общества:

…женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Послание к Римлянам 1:26,27)

Он называет гомосексуализм заблуждением и говорит о возмездии, которое получают те, кто его практикует. Это возмездие они получают “в самих себе”.

Сегодня известно, что эпидемия СПИДа началась в среде гомосексуалистов. До сих пор мужчины, которые практикуют однополые сексуальные контакты, входят в группу высокого риска по отношению к этой болезни. Так, в 2007 году заражение при гомосексуальных контактах стало основным способом передачи ВИЧ в Европе (по данным Annual epidemiological report on communicable diseases in Europe. ECDC 2009, p. 65). Однако ВИЧ/СПИД — не единственная опасность для ЛГБТ-сообщества.

Гомосексуалисты подвержены риску развития заболеваний, связанных с анальным сексом. Это различные болезни толстого и тонкого кишечника и мочеполовой шигеллез. Кроме того, у них повышен риск развития аутоиммунного бесплодия из-за образования антиспермальных антител.

Кроме физических заболеваний, члены сообщества ЛГБТ демонстрируют высокий риск суицида. Гей-активисты связывают это с негативным отношением общества. Однако статистика говорит обратное. Даже в странах с толерантным климатом в отношении гомосексуальности процент самоубийств остается повышенным.

В целом, средняя продолжительность жизни геев почти вдвое ниже, чем у гетеросексуальных мужчин, состоящих в браке (Fields, Dr. E. «Is Homosexual Activity Normal?» Marietta, GA).

Как реагировать на геев?

С точки зрения Библии, отношение к проявлениям гомосексуальности — это маркер морального состояния общества. В уже упомянутых Содоме и Гоморре моральное разложение достигло пика. Гомосексуализм в них был не просто нормой; он был воинствующим. Писание рассказывает о двух ангелах, которые в обличии странников пришли к Лоту в Содом, чтобы спасти его от грядущей на город кары. Мужское население города собралось у его двери с требованием вывести к ним незнакомцев, чтобы совершить над ними сексуальное насилие.

Конечно, сегодня ЛГБТ-активисты не продвигают свои идеи с помощью насилия. Они используют для этого рекламу и пропаганду в СМИ, политическое и законодательное лобби. Вы не хотите венчать геев? Мы подадим на вас в суд за нарушение прав человека. Не разрешаете устраивать гей-парады? Мы не дадим вашей стране денег.

Их напор вызывает агрессию со стороны противников гомосексуализма. Она выражается в разных формах — от открытых нападений на геев до борьбы с ними их же методами в политической, законодательной и информационной сферах.

Как верующему человеку, которому заповедано любить ближнего, реагировать на гомосексуалистов? Нужно их клеймить? Или смириться и позволить им “быть самими собой”? Ни то, ни другое.

Гомосексуализм — это грех. С ним нельзя мириться. Но гомосексуалист — человек, который совершает грех. По отношению к человеку нужно исполнять заповедь любви к ближнему. Поэтому верующие не должны испытывать ненависть к геям, однако это не означает, что они должны принять гомосексуализм как норму.

Христиане должны быть готовы предложить людям, попавшим в подобную проблему, выход. Современной церкви нужны специалисты по работе с гомосексуалистами, которые могли бы помочь им обрести свободу.

Какое дело Богу до моей сексуальной жизни?

Защитники однополых отношений часто задают этот вопрос. По их мнению, это абсурд — думать, что всемогущему Богу, Творцу Вселенной, есть дело до таких “мелочей”. Но так ли это?

Библия показывает Бога вникающим во все аспекты жизни человека. Можно сказать, что центр Его внимания — мы, люди.

С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их (Псалтирь 32:13-15)

Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Он называет Себя нашим Небесным Отцом. Его интересует все, что мы делаем. Что касается интимной сферы, Библия — для многих будет удивительным узнать — говорит о ней наряду с другими темами.

Сексуальная жизнь человека вовсе не мелочь. Писание призывает к чистоте в этой сфере также, как и в других.

Резюме

Цель гомосексуальной пропаганды — заставить общество усомниться в традиционных ценностях семьи и морали, навязать сексуальные отклонения как норму. Поэтому сегодня как никогда важно отстаивать христианский взгляд на семью и отношения между полами. Верующему человеку нужно сформировать стойкий иммунитет к лжи. Такой иммунитет способна дать только истина Божьего Слова.

Отношение отцов Церкви гомосексуализму

В обширной святоотеческой литературе непросто найти тексты, специально посвященные однополым отношениям, что вызвано удивительной попечительностью и ответственностью Отцов, их общим стремлением не искусить читателей смакованием соблазнительных подробностей или невольно не научить их такому греху, о котором они не имели представления и не оказаться самими в роли соблазнителей. Так прп. Иоанн Лествичник порой, говоря о различных видах блуда, останавливается и ограничивается лишь: читающий да разумеет, а если нет, то и тем лучше. Тем не менее, Отцы, преподавая новоначальным науку из наук, путь борьбы со страстями и похотями, и эту страсть не обходят. В той же «Лествице» описывается тонкий пример, когда один бес изгоняет другого: как ссоры и раздражительность исцелили двух монахов от противоестественного влечения друг ко другу. «Отечник» рассказывает о красивом юноше-пустыннике, нырнувшем в известь, чтобы обезобразить себя и не быть соблазном для своих собратий. Церковные каноны, призванных регулировать, в том числе и дисциплинарно, жизнь Церкви, однозначно свидетельствуют о том, что клирик-содомит должен быть извержен из сана, а мирянин не может быть членом Церкви без длительного покаяния. 7 правило святителя Василия Великого назначает 30-летний срок покаяния для гомосексуалистов и прелюбодеев: «Мужеложники и скотоложники, и убийцы, и отравители, и прелюбодеи, и идолопоклонники — того же осуждения достойны. Поэтому правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих; а о принятии каявшихся тридцать лет в нечистоте, которую соделали в неведении, и сомневаться нам не надлежало». 7 правило Григория Нисского предусматривает за прелюбодеяние и гомосексуализм отлучение от причастия больше чем на 12 лет. Другие древние церковные правила столь же суровы, и требуют многолетнего искреннего раскаяния. Другое дело, что эти сроки не носят обязательного характера, и могут быть сокращены в случае искреннего раскаяния христианина и отказа от тяжелого греха. С течением времени сроки епитимий сокращались, но это не означает, что отношение Церкви к самому греху стало либеральнее. Речь идет лишь о снисхождении к человеческой немощи, о неоставлении человека в беде. Напомним, что земная Церковь состоит не из святых, а из грешных людей и за долгую историю христианства среди мирян, священников и епископов встречались и встречаются недостойные люди, подверженные этому греху. Их запрещали в служении, призывали к покаянию, а в крайних случаях лишали сана и отлучали от Церкви.

Почему церковь травит геев, но не считает это насилием? Батл верующих против ЛГБТ

Примечание редакции: этот материал создавался как попытка хотя бы смоделировать диалог между героями текста. В реальной жизни традиционный православный о людях ЛГБТ говорит либо с презрением, либо в контексте гомофобного анекдота. В ответ на это геи и лесбиянки часто не могут всерьез относиться к разным религиям – зачем принимать комьюнити, которое хочет исправить твою «ущербность» или избавиться от тебя? Мы собрали компанию из священника-гетеросексуала; верующих гея и лесбиянки и парня, который сознал себя ЛГБТ и отрёкся от церкви. Они ответили на наши вопросы по-отдельности и не видели комментариев друг друга. Оказалось, там, где одни говорят о насилии Церкви над человеком, другие считают, что проблемы нет. Там, где первых убеждают в их греховности, вторые считают однополые отношения содомией наравне с педофилией. Чтобы эксперимент был чистым, дальше мы оставляем ответы людей без комментариев редакции.

Олег Агафонов, гей, атеист:

Олег Агафонов

«Суть церкви, веры и религии в насилии над собой и подавлении «грехов», которые, по сути, являются проявлениями личности. Когда-то я сам был активным членом религиозного сообщества, исповедующего христианство. С детства соблюдал все посты и сухие пятницы (сутки без еды и воды), каждый день начинал и заканчивал молитвой, раз в неделю ходил слушать проповеди в молитвенный дом сообщества. Я искренне верил в свою греховность, необходимость покаяния и исправления.

Тогда я не мог даже подумать, что я не гетеросексуальный человек. Но как-то у меня случился контакт с мужчиной – естественно, я сильно себя осуждал, хотел, «чтобы бог меня избавил от этих желаний». И, конечно, я много плакал от отчаяния или «раскаяния». После первого секса я даже развел костер и сжег в нем презервативы, пообещав, что никогда им больше не займусь. Но со временем понял, что не «исцелюсь». И начал критически смотреть на всё, чему меня учили. Сейчас я не испытываю потребности в вере или религии. Я разочарован в ней и в том, как она направлена на подавление и самообман».

Иоанн, православный священник, гетеросексуал:

Иоанн

«К человеку из ЛГБТ я отношусь как и к любому незнакомцу, который едет со мной рядом в вагоне метро. Если только он не пытается краем глаза прочитать мою переписку с женой: здесь, извините, он уже станет мне неприятен. Я ведь изначально ничего не знаю о его ориентации, если только он сам (или она сама) не захочет мне (или всему вагону) об этом поведать. Православная Церковь совершенно не «так активно против ЛГБТ», как говорят.

Я знаю одного молодого человека, который испытывает влечение к мужчинам. Он является верующим православным христианином, причём образованным и ревностным. Он не вступает в интимную связь с лицами мужского пола, не строит никаких отношений с парнями. У него нет никаких проблем ни с обществом, ни с Церковью, ни с кем. Не нужно считать, что он несчастен от этого. Он счастлив. Он смог быть выше своих страстей».

Игорь Иванов, христианин, гомосексуал:

Игорь Иванов

«Я рос в Советском Союзе – доступной информации о сексуальности просто не существовало. Я знал свои желания и фантазии, но мне долго не приходило в голову связать это с гомосексуальностью. Я считал себя каким-то не таким, поломанным. Конечно, самопатологизация и страх своих собственных желаний ни к чему хорошему не вели: я рос нервозным ребенком.

С перестройкой и Адраджэннем все очень быстро начало меняться. Подростком я попал в греко-католическую общину, и христианская вера стала центральной частью моей идентичности. Но сексуальность там не обсуждалась – еще три или четыре года я прожил без примерки слова «гей» к себе. Конечно, я влюблялся и страдал, абсолютно не осознавая, что и почему делаю. Однажды во время молитвы меня осенило: всё, что я читал о Лиге сексуальных меньшинств (первая ЛГБТ инициатива в Беларуси) и о гомосексуальности в целом относится ко мне. У меня был шок. Я оставил молодежную общину и еще долгое время существовал на автомате и тайком, не понимая, как можно жить нормально с этим открытием.

В 21 год я уехал в Лондон учиться на священника – стандартный выбор для католических парней-геев.

Люди, с которыми я жил там, все хорошо понимали. Это была любящая и заботливая община, поэтому они подыгрывали мне так долго, как я прикидывался.

В начале богословского курса преподавательница, монахиня, стала первым человеком, с кем у меня случился глубокий разговор о том, что я переживаю и думаю о своей сексуальности. Потом мне попались книги английского богослова Джеймса Алисона, которые не оставили камня на камне от моих страхов, желания прятаться и нежелания говорить правду. Важным стало знакомство с британской организацией ЛГБТ-католиков «Quest» – я увидел пример того, как геи могут жить честно и приумножать свою веру. А под конец учебы я оставил планы быть священником, чтобы не мучиться самому и не создавать проблем другим».

Яна, верующая лесбиянка:

«Я росла в номинально православной семье, где в церковь ходили только на Пасху. После школы общалась с баптистами, начала читать Библию, узнавать про христианство – и поняла, что все это мне близко. Примерно в это же время я поняла, что лесбиянка. Мои чувства к близкой подруге были скорее романтические, чем дружеские. И когда у нас начались отношения, стало понятно, что к парням я никогда такого не чувствовала.

Но я так и не успела «по-настоящему» присоединиться к какой-либо церкви. Ходила на разные чтения Библии, в разные храмы, но на проповедях слышала гомофобные вещи, поэтому понимала, что не могу там остаться. Однажды на приглашение сходить на службу ответила, что не стоит меня звать, ведь я в отношениях с женщиной – и не считаю это грехом. В ответ мне сказали, что будут молиться за то, чтобы я увидела свой грех и узнала истину. С одной стороны, я очень злилась. С другой – было очень легко, ведь я больше ничего не скрывала».

Олег Агафонов, ЛГБТ атеист:

«Когда я сделал каминг-аут перед семьей, мне сказали, что любят меня любым, но считают, что «мужеложство» – грех и отклонение от нормы. До сих пор у меня много непрожитой злости и гнева на родителей. Думаю, с этим связаны мои суицидальные мысли. Иногда я сильно злюсь на себя и на семью за то, что я вообще есть. Но такие чувства тоже нормальны, и они проходят. На их место приходят спокойствие и принятие.

Я понял, что всяческая нормативность очень вредна. А еще, что религия крайне бессильна против природы, раз за 21 год меня не получилось вылечить ни Библией, ни постами, ни молитвами. Я знаю, что есть верующие ЛГБТ. Я понимаю, что не всегда у людей есть ресурс разбираться в сложных вещах и проще жить в том, к чему привык, слегка адаптируя веру под себя. Но при этом в их взглядах вижу лицемерие, потому что позиция христианства и библии очень гомофобна. Хотя, если для кого-то есть большой ресурс в вере и в Библии, и они помогают им жить полную и счастливую жизнь, я не имею право это обесценивать».

Иоанн, православный священник, гетеросексуал:

«Проблема ЛГБТ слишком раздута: их права никто не ущемляет. Всем, в принципе, всё равно, что они делают у себя в спальне. Но когда дело доходит до откровенной пропаганды – не нужно удивляться негативной реакции некоторых людей. О том, чтобы допустить преподавание идей ЛГБТ в детских садах и школах, как это практикуется в ряде стран, – вопрос вообще не стоит. Это недопустимо. И я верю, что мои дети и внуки этого не увидят.

Парады в честь кого устраивают? В честь победителей. У нас нет парадов многодетных семей, верных мужей. Да и не нужно это им: живут люди спокойно, берегут своё семейное счастье. С чего же вдруг кому-то так понадобились гей-парады? Какую победу они праздновать будут? Или им совершенно недостаточно «бережно хранить свои чувства», а нужно выплеснуть что-то искусственное и пошлое напоказ? Простите, нам это не нужно.

Недавний случай в Польше отвечает на многие вопросы: молодой парень с распятием в руках вышел к ЛГБТ параду, участники которого несли изображение Девы Марии в неприличной форме. Он вышел, чтобы они задумались над тем, что делают. Идёте? Ну, идите. Зачем же над Девой Марией глумиться? Полиция схватила этого молодого человека. Не знаю, как обстоят дела сейчас, но тогда он был задержан (полиция, идущая впереди парада отнесла парня на газон – Прим. KYKY). Такая вот свобода выражения своих чувств».

Валентин Тишко, священник греческой автокефальной православной церкви, гей:

Валентин Тишко

«Было тяжело, когда я уехал учиться в семинарию. С одной стороны понимал, что я гей и мне нравятся мальчики. А с другой – церковь говорит, что это неправильно. Мне было страшно. Я понимал, что не хочу сворачивать с дорожки веры, но также есть и со второй дорожки не получится никуда свернуть.

Был момент, когда я снял с себя крестик, потому что мне его было стыдно носить перед богом. Но потом один мой коллега семинарист сказал: «У бога есть куда более важные вопросы, чем то, кто с кем спит». Со временем у меня появились контакты с представителями других церквей – и пришло осознание, что я не один, кто столкнулся с такой дилеммой – нас сотни и тысячи по всему миру. Тогда я принял себя и снова повесил крестик на шею.

На исповедях я всегда открыто говорил, что у меня есть чувства к мужчинам и я не знаю, что с ними делать. Естественно, священники отвечали официальную политику церкви – это грех и с этим нужно бороться. Давали хрестоматийный совет – спать с парнями не надо, нужно искать девушку, а если не получается, брать целибат. И я решил взять целибат на год. Потом поговорил еще с одним священником. Он сказал: «Мир не стоит на месте. Целибат придумали в динозаврьи времена. А физиология человека такова, что если ей не давать выхода, то это может аукнуться здоровью». В результате я пришел к тому, что я все же человек, и что отношения мне тоже нужны».

Яна, верующая лесбиянка:

В самом начале своего принятия я в молитвах просила бога подать мне знак, если это все же грех. Но тогда я уже знала о квир-богословии – поэтому никогда не пыталась «лечить» свою гомосексуальность и никогда не рассказывала о ней на исповеди. Особой разницы между католической церковью и православной в этом смысле я не вижу. Я иногда размышляла о прогрессивных церквях, но пока в Беларуси их нет. Не думаю, что есть смысл выбирать из двух зол меньшее.

Иоанн, православный священник, гетеросексуал:

«Нам для начала стоит заняться вопросами настоящего насилия в семьях и буллинга. Нужно помогать тем, кто становится жертвой насилия. Нам бы начать активно доносить до людей, что цвет кожи, разрез глаз, вес, образованность или необразованность, уровень материального обеспечения – не повод для насмешек и глупых шуток над людьми. Что все мы – дети Божьи. И все мы должны любить.

Если православная церковь ничего не говорит о ЛГБТ и не защищает представителей этого сообщества, то она причастна к психологическому и физическому насилию по отношению к этим людям? Нет.

Церковь против любого насилия. И если хотите, православный человек будет защищать любого, если он действительно – христианин. Если на улице я увижу, как нападают на странно одетого парня или девушку, то я как христианин должен буду защитить его или её. И ЛГБТ здесь совершенно не причём.

«Быть апостолами Любви!» – вот призвание любого христианина. Мы здесь, чтобы любить, а не клеймить или судить людей. Надеюсь, моя дочь вырастет верующей христианкой, которая будет любить всех людей вне зависимости от их расы, национальности, вероисповедания или других взглядов. И я молюсь о том, чтобы она вышла замуж за достойного парня, которого будет любить всем сердцем, а он – её».

Олег Агафонов, ЛГБТ атеист:

«Жить в ситуации, когда постулаты убеждают тебя, что ты какой-то не такой, трудно. Это жизнь под постоянным прицелом. Я читал, что палестинцы в несколько раз более подвержены психическим заболеваниям, чем их соседи, израильтяне. Единственное, что отличает эти два народа, это оккупация. Это хорошая аналогия ситуации ЛГБТ общины».

Игорь Иванов, христианин, гомосексуал:

«Я постоянно напоминаю себе, что католическая церковь – это огромный организм, в котором есть место и немногословным святым, и кричащим жуликам. Церковная иерархия может ошибаться в конкретных решениях, потом она их меняет. Сейчас я не особенно вовлечен в жизнь церковной общины – существование на окраине религии вполне терпимо для меня. Но из моего опыта, чем жестче отношение к ЛГБТ и чем крепче хватка церкви в обществе, тем вероятнее ЛГБТ отвергают возможность совмещать веру и собственную сексуальность.

Когда ЛГБТ людям не нужно выкручиваться во враждебном обществе, не нужно бояться и стыдиться, они спокойно занимаются своей обыденной жизнью, как и их гетеросексуальные соседи. Безусловно, геи и лесбиянки подвержены таким же испытаниям, как и остальная часть общества. Но эти испытания – психические расстройства, самоненависть, фиксация на самих себе – куда более вероятны, если принудить ЛГБТ жить в страхе за свою безопасность и в стыде. Когда геи и лесбиянки вынуждены заключать брак из принуждения, их невольными жертвами становятся их супруги и дети. Здесь нет вины ЛГБТ – вина лежит на гетеронормативном обществе».

Валентин Тишко, священник греческой автокефальной православной церкви, гей:

«Для меня церковь – это сообщество людей, в ее ветхозаветном смысле слова. Я не могу отделить себя от сообщества, поэтому для меня бог, вера и церковь – это синонимы. Но я, например, не пошел в прогрессивную часть иудаизма, которая принимает геев. Православие все же мне ближе. Поэтому выбрал греческую автокефальную православную церковь, епископа которой встретил на форуме ЛГБТ христиан Восточной Европы и Центральной Азии».

Яна, верующая лесбиянка:

«Постоянно слышать, что ты не такая, тяжело и тревожно. Хотя этого и вне церкви достаточно. Гомофобия есть везде, к сожалению – боишься открыться близким, боишься, что узнают на работе. А еще я поняла, что и Церковь может ошибаться – например, недавно я узнала, что только в начале 20-го века на церковном Соборе православные решили, что у глухих есть душа.

Но даже если сейчас люди в церкви не принимают меня, я все равно верю в бога и считаю, что в христианство приходят не ради людей, а ради того, чтобы спастись. Думаю, бог осуждает меня за многие вещи, но точно не за мою ориентацию».

Игорь Иванов, христианин, гомосексуал:

«Если в Беларуси подпишут закон против пропаганды, последствия предсказать нетрудно. Что-то похожее (Section 28) действовало в Великобритании до 2003 года. Статью отменили – не только из-за несоответствия правам человека, но и потому, что она оказалась не в интересах целого общества.

Беларуские христиане агитируют за закон, списанный с российского. Тому уже шесть лет – и, думаю, мало кто будет утверждать, что Россия стала чище и святее за это время. Зато мы знаем, что российские суды отказываются карать за преступления на почве гомофобной ненависти. Мы знаем, что чеченские ребята уходили в подполье, потому что их друзей кадыровцы бросали в тюрьмы по подозрению в гомосексуальности и выпытывали контакты других геев. Разве такой мы хотим видеть Беларусь?

Вся история нашего христианства – это поиск толерантного сосуществования различных общин и идей. Теперь мы видим совсем другое его обличие: демонстрирующее мускулы, бросающееся в ноги светским властям. Это странная для Беларуси форма воинствующей религии, некий христианский ваххабизм. А в этом нет ничего родного».

Иоанн, православный священник, гетеросексуал:

«Стоит различать реальные генетические особенности (таких людей очень мало) и извращения, когда люди хотят со всеми, везде и всех. Вопрос парадов и активной пропаганды – это как раз преимущественно о последних. Неужели кто-то не в курсе, что есть ЛГБТ-люди? Все и так в курсе, что они есть. Об этом даже в Библии говорится. Я не вижу повода им кричать о своём существовании. Мне не нужно, чтобы о моей любви с женой знали все. Достаточно нас двоих.

А мнение и информированность общества в данном вопросе нас не интересует.

При этом идея сбора подписей верующими [против пропаганды ЛГБТ] мне кажется странной, ведь есть более актуальные проблемы, которые требуют нашего внимания. Ну и организаторы этой акции дают возможность ЛГБТ сообществу говорить о некой агрессии по отношению к ним. Но будем честными: у тех, кто занимается сбором подписей, есть на то законное право.

Я не могу судить людей. Бог не даёт такого права человеку. Но Суд Божий будет над всеми. И мы желаем всем спасения. И молимся о всех. А идти за Христом, соблюдать Его заповеди или нет – выбирает каждый сам».

Олег Агафонов, ЛГБТ атеист:

«Верующие, которые осуждают меня и собирают подписи против пропаганды ЛГБТ, мне надоели. Я не хочу с ними делить общее пространство и договариваться. Если бы у меня был ресурс, я бы активно отстаивал свои ценности, но его нет. Мне не нравится, что они хотят нарушить мои права. Они совершают насилие, и это их ответственность».

Валентин Тишко, священник греческой автокефальной православной церкви, гей:

«Вообще негативно к ЛГБТ относится только Московский патриархат и несколько таких динозавров, как митрополит Тадеуш Кондрусевич. Остальные просто боятся реакции и предпочитают молчать. Более того, в религиозной среде есть множество представителей ЛГБТ-сообщества. В том числе епископов, митрополитов, патриархов.

Как-то я пообещал Кондрусевичу, что если он не успокоится, я обнародую список, в котором 50 имен ксензов-геев.

Но, видимо, он не сильно испугался – забыл, что в 21 веке информация расходится очень быстро. Кстати, похожим образом уже поступали итальянские ЛГБТ христиане в 70-х. Митрополит католиков говорил, что начнутся расправы над геями. Тогда к нему на прием пришли активисты и принесли список 182 имен ксензов, которые открыто жили с парнями. И сказали: «Вероятно, вы и так об этом знаете. Но если вы не перестанете, то мы список обнародуем со всеми доказательствами». В итоге Италия была вынуждена смягчить свое отношение. А недавно Ватикан обязал всех создать комиссию по воцерковлению ЛГБТ. Но у нас, как обычно, все перевернули – и Кондрусевич предложил создать «клубы» для геев, по примеру клубов анонимных алкоголиков. Но я тут же ему ответил, что при костелах «клуб анонимных геев» существует столько же, сколько существует сам костел в мире. И они периодически встречаются – так скажем, изливают друг другу душу».

Яна, верующая лесбиянка:

«Думать о том, что в Беларуси будет закон против пропаганды, мне все же страшно. Это антиконституционный закон, который можно использовать во вред любым людям. Понятия «пропаганды» такие расплывчатые, что при желании к ним можно притянуть все, что угодно – как мы видим на примере России. Чтобы этого не было, люди должны защищать себя любым способом в рамках правового поля: дебаты, просвещение, акции и судебные иски… Медленно и верно – но я надеюсь, что любовь победит».

Современное отношение Русской Православной Церкви к гомосексуализму

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» проблеме гомосексуализма посвящен 9 раздел 12 главы, где говорится о том, что однополые отношения не могут быть признаны «вариантом нормы»: «Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму», а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях». Однозначно осуждая гомосексуализм как грех, Церковь признает право гомосексуалистов на личное уважение и участие в жизни общества. В документе нет призывов к насильственным действиям к гомосексуалистам или к необходимости восстановления уголовной статьи за однополые отношения среди взрослых людей. Другое дело, что Церковь, защищая человека от пропаганды греха или возможного насилия, просит, чтобы люди, открыто заявляющие о своей гомосексуальной ориентации, не могли работать в школах, ВУЗах, или быть начальниками в армии или исправительных учреждениях. Гомосексуальные связи супруга являются основанием для церковного развода. Гомосексуальные связи после крещения – каноническим препятствием к священству, в Православной Церкви запрещено рукополагать гомосексуалистов, грешащих тайно, не говоря уже об «открытых геях», что в последнее время становится нормой для Англиканской и ряде протестантских цервей в США и Европе. Иными словами, Церковь не оправдывает насилие или унижение в отношении геев, не оскорбляет их человеческое достоинство, но стремиться защитить общество от распространения порока и размывания понятия нормы.
Подготовил Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги:

Духовная жизнь Личность Общество Борьба со страстями Ветхий Завет Священное Писание Психология Болезнь Нравы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]