Сам процесс принятия ислама русской девушкой не представляет собой особой сложности. Трудности ожидают потом, когда начинается жизнь мусульманки, которую не могут поддержать и защитить родные. Вопрос, почему русские девушки принимают ислам, остается актуальным с учетом особенностей восточной культуры, из-за которых девушка остается по сути беззащитной. Так, статистика разводов между русскими девушками, которые приняли эту религию, и их мусульманами-мужьями доказывает недолговечность подобных союзов.
Как принять
Сама процедура принятия ислама русской девушкой заключается в высказывании вслух особых слов – шахады. Это слова «Ля иляэ иллял-лах, мухаммадун расулюл-лах», которые дословно переводятся как «Нет бога, кроме Единого Господа, Мухаммад – Его посланник».
Во множестве стран принимают ислам русские девушки, проговаривая эти слова перед собранием местного прихода либо общины. Но в России это не практикуется. Как правило, перед тем как принять девушке ислам в домашних условиях, в гостях собирается круг друзей, которые разделяют те же взгляды. Шахады говорят на арабском языке, на языке последнего Писания, и это тоже некий символ.
Важно чтобы это было сказано с полной осознанностью, а также чтобы предписания религии соблюдались в повседневности. Так, нужно прекратить употребление алкоголя, наркотиков, прелюбодеяние, воровство, насилие. Помимо этого, если девушка хочет принять ислам, нужно по мере возможности совершать ритуалы.
Принятие Ислама не означает, что человек предаёт свою веру.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) возродил то вероучение, которое было изложено и в Торе, и в Евангелии, и в других Священных Писаниях. Поэтому принятие Ислама нисколько не означает, что человек меняет или предаёт веру своих предков. Напротив, он очищает свою веру от искажений и возвращается в истинную религию своих предков – пророков Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, ибо все предыдущие Пророки (мир им) говорили своим общинам о приходе последнего Пророка (мир ему и благословение), завещали следовать за ним и помогать ему. К примеру, Пророк ‘Иса (Иисус) (мир ему) говорил: «О, сыны Израилевы! Я – Посланник к вам от Бога, подтверждающий истинность того, что было ниспослано до меня в Торе и благовествующий вам о Посланнике, который придёт после меня, имя которого – Ахмад (одно из имён Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что в переводе на русский язык означает «Восхваляемый»)». Об этом написано и в Коране, и в Торе, и в Евангелии. В Библии Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) назван словом «Периклитос», что в точном переводе с греческого языка означает «Восхваляемый» (т.е. Ахмад). Это буквально совпадает с тем, что говорится в Коране об обращении Пророка Иисуса (мир ему) к сыновьям Израилевым. Помимо того, ближе к Концу света, по воле Аллаха, Иисус (мир ему), который, живым и невредимым был вознесён Всевышним на небеса, где пребывает и по сей день, обудет ниспущен (снизойдёт) на землю. Он придёт к людям для подтверждения посланнической миссии последнего Пророка — Мухаммада (мир ему и благословение), будет призывать людей к соблюдению Шариата, ниспосланного Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), а когда умрёт, похоронят его в городе Медина, рядом с Посланником Аллаха — Мухаммадом (мир ему и благословение).
Если свидетели есть
Кто-то задается вопросом, как принять ислам девушке в мечети. Это можно сделать, чтобы процедура была торжественнее, а также чтобы община знала об этом. В таком случае хватает двух свидетелей мужского или женского пола, которые являются мусульманами.
Благодаря этому человек, принимающий новую веру, сразу обретает братство с теми, кто ранее был незнаком. Помимо этого, это дает понятие о том, как именно хоронить человека в случае его внезапной кончины. Ведь мусульманские традиции отличаются от христианских.
Принявший Ислам ещё сильнее начинает любить Иисуса и других пророков.
Всё, что связано с Пророком Исой (Иисусом) (мир ему) и его матерью Марьям, является священным для мусульман.
Марьям является одной из самых почитаемых женщин. Вследствие этого, имена Иса и Марьям широко распространены среди мусульман. Они носят эти имена с почётом и любовью к Пророку Аллаха.
Иисус Христос, сын Пресвятой Девы Марии, в мусульманской традиции — Пророк Иса (мир ему). Он является одним из пяти великих Пророков, которых называют «Обладатели величества» (улуль азм). Читайте подробнее >>
О канонах
Считается, что до того как принять ислам русской девушке, ей важно заранее ознакомиться с предписаниями ислама. Когда человек проговаривает шахады, он становится официально верующим, наделяется новыми обязательствами по соблюдению религиозных постулатов.
После этого ритуала человек совершает омовение. Оно является символом духовного начала на его жизненном пути. До того как принять ислам русской девушке и пройти через эту процедуру, нужно понимать, как именно она проводится. Ведь в этом процессе есть немало тонкостей.
После того как русская девушка приняла ислам, считается, что ее духовная жизнь начинается заново. Все что она совершала до этого момента, если это было ошибочным, аннулируется. Исключение составляют обиды, которые были нанесены кому-либо с ее участием. Также не аннулируется вред, который она может компенсировать, наладив отношения с обиженными ей лицами.
Отвечая на вопрос, как принять ислам русской девушке, многие верующие указывают на то, что это ни в коем случае нельзя делать, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Стоит отметить, что имя менять совсем не обязательно. В то же время взять себе новое имя можно (по желанию), и это встречается на практике. Каждое имя, имеющее положительное значение, считается подходящим.
Как принять Ислам – Свидетельство веры (Шахада)
Стать мусульманином довольно просто и легко. Всё, что нужно сделать для этого, – произнести одно предложение (оно называется Свидетельством веры – Шахада
), а звучит следующим образом:
«Я свидетельствую «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммад расулю-Ллах
«».
Эти арабские слова в переводе означают «Нет истинного бога (божества, достойного поклонения), кроме Бога (Аллаха), а Мухаммад — посланник Бога». Произнеся слова свидетельства веры (Шахада
) с убежденностью и пониманием их смысла, человек становится мусульманином.
Первая часть «Нет божества, кроме Аллаха» означает, что никто не заслуживает поклонения, кроме одного Бога, а сам Господь не имеет ни сотоварищей, ни сына. Вторая часть означает, что Мухаммад действительно был Посланником, направленным Богом к человечеству.
Для того, чтобы быть мусульманином, также нужно:
— Верить в то, что Священный Коран является словом Божьим, ниспосланным Им.
— Верить в то, что Судный День (день воскрешения после смерти) является истиной, он обязательно наступит, как пообещал Господь в Коране.
— Верить в пророков, которых Господь отправлял, в Писания, которые Он ниспосылал, а также в Его ангелов.
— Считать Ислам своей религией.
— Не поклоняться никому и ничему, кроме Бога.
Вот так всё легко! Чтобы прослушать, как произносить слова Свидетельства (Шахаду
), нажмите сюда либо нажмите на кнопку «Помощь онлайн», чтобы получить помощника в чате.
Принять ислам можно и самостоятельно, но намного предпочтительнее воспользоваться помощью одного из наших консультантов через «Помощь онлайн». Он может помочь с правильным произнесением Свидетельства веры, а также предоставит важную информацию, подобранную специально для новообращенных мусульман. Кроме того, он посоветует, с чего лучше начать изучение своей новой религии.
Также мы можем сами позвонить Вам по телефону и оказать помощь с принятием Ислама. В этом случае укажите, пожалуйста, свой номер телефона и удобное время для звонка здесь: Связаться с нами.
С чего начинать изучение постулатов ислама
До того как принять ислам девушке, ей стоит начать читать хадисы Пророка. Они дают основное понятие о том, как мыслил, поступал пророк Мухаммад. Важно осознать и его отношение к тем либо иным событиям.
Считается, что в исламе можно найти ответы на множество вопросов. В нем существует несколько течений. Но нужно помнить о том, что сект существует тоже немало.
Помимо этого, есть несколько вариаций перевода Корана. Он бывает на разных языках, и каждый автор отражает особенности своего менталитета. Перед тем как принять ислам, девушке важно определиться с тем, какому переводу она отдаст предпочтение.
У тех, кто принял Ислам, стираются все прежние грехи.
Тем, кто выбрал путь Ислама, прощаются все совершённые ими ранее грехи. Жизнь начинается с чистого листа.
Многих от праведного пути удерживают совершённые в прошлом грехи и потеря надежды. Но нельзя никогда терять надежду на милость Всевышнего. Он — прощающий и любит прощать искренне кающихся.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Раскаявшийся раб — любимец Аллаха, и тот, кто искренне покаялся, похож на безгрешного». Также и тот, кто принял Ислам, очищается от всего, что было в прошлом. С этого момента он должен начать изучать и соблюдать все требования религии Ислам. Изучая основы Ислама, новообратившийся мусульманин должен усердно стараться и начать, не откладывая, изучать свою религию, научиться правильно совершать пятикратную молитву, соблюдать пост, совершить хадж и т. д. Читайте далее >>
Особенности
Принимая мусульманскую веру, нужно учитывать, что за данным решением последует не один неприятный момент. И далеко не все осознают, что именно ждет девушку, которая собирается выйти замуж за мусульманина, приняв новую веру. Лишь начав жить в соответствии с новыми канонами, девушка удивляется положению дел на практике. Так, представительницы женского пола фактически не обладают правами, они соблюдают очень строгие нормы поведения.
Важно знать, что большую роль в жизни мусульманки играет ее род. Именно он встает на ее защиту, обеспечивая ее правами в браке. Но если у девушки нет мусульманского рода, фактически заступаться за нее становится некому. Она оказывается в крайне уязвимом и бесправном положении.
Помимо этого, на нее возлагаются обязанности во всем слушаться мужа и свекровь. И последняя редко бывает довольна своей невесткой, особенно если девушка изначально не была мусульманкой и является носительницей совершенно другого менталитета.
Важно знать, что любая мусульманка должна перед тем как увидеться с подругой либо устроиться на работу, получить разрешение на то от своего мужа. Помимо этого, непослушание свекрови считается недопустимым. И даже когда требования ее завышены, несправедливы, обращаться к супругу будет бесполезным, так как он встанет на сторону матери. И опять же в таких случаях защитить девушку может ее род. Мусульманский брак является соглашением между двумя родами, и это является гарантом безопасного положения представительницы женского пола.
Помимо этого, ислам предусматривает возможность многоженства. Коран наделяет мужчину правом обладать четырьмя женами в один момент. Также он может иметь сколько угодно наложниц в случаях, когда у него есть возможность их всех содержать. И ни одна из жен не имеет никакого права высказывать своего неудовольствия по этому поводу. Она должна приветствовать выбор супруга либо свекрови.
Особенности перехода в Ислам из других религий
При переходе из другой веры, возникает множество вопросов. Мы постарались осветить наиболее распространённые и животрепещущие:
1. Смена религии не является грехом. Например, если Вы решили сменить христианство и стать мусульманином, то произойдёт лишь отлучение от православной церкви. Ведь человек добровольно расстаётся и меняет свои духовные ценности. В Коране говорится, что принуждения нет и не может быть в религии. Ислам является третьим ниспосланием Всемогущего, в котором мы можем увидеть некоторые отголоски других двух религий: Иудаизма и Христианства. Поэтому каждый человек – последователь Бога. Однако, многим не предоставляется самостоятельный и осознанный выбор вероисповедания. Зачастую родители со своими семейными или даже национальными традициями не предоставляют каких-либо вариантов, и с самого раннего детства, с неосознанного возраста принимают решение за своего ребёнка. Когда же человек вырастает, может наступить осознание, что путь духовный не верен, и близка совсем другая вера. Поэтому принятие Ислама после другой религии – это не грех.
2. Поскольку теперь у нового верующего начинается следующая ступень, новая страница духовной жизни, любые сделанные ранее плохие поступки или ошибки считаются недействительными в религиозном плане, аннулируются. Особое внимание стоит уделить лишь обидам и нанесению вреда. Эти ошибки можно компенсировать только налаживанием взаимоотношений с теми людьми, которым были причинены обиды и вред.
3. Те, кто задумываются, как принять Ислам, часто сталкиваются с вопросом смены имени. Это поможет кардинально начать жизнь с нового листа. Но это не является обязательным. Человек может выбрать любое имя, которое обозначает что-то хорошее, положительное.
4. Для мужчин рекомендуема циркумзиция, но она также не является обязательным условием. Мусульманин с необрезанной крайней плотью имеет те же права и считается таким же полноправным, как и любой другой верующий. Все обряды, намазы и паломничества совершаются так же, как и у мужчины, у которого обрезана крайняя плоть.
5. Кто-то решает сменить религию и принять Ислам без огласки родственников, поэтому делает это только для себя, не в окружении близких. Однако, произнесение шахады в мечети при свидетелях в дальнейшем поможет зафиксировать Ваше желание. Например, это касается случаев с неожиданной кончиной. Родственники могут не знать о Вашей смене вероисповедания, и появятся разногласия касаемо принадлежности к той или другой религии.
О правилах поведения жены
Нужно помнить о том, что каждая мусульманская жена обязана появляться в публичных местах лишь в хиджабе. Тело ее должно быть максимально скрыто. То есть от модной на сегодняшний день одежды нужно будет отказаться, нельзя оголять запястья и шею.
Как только мусульманская жена встречается взглядом с мужчиной, она должна опускать вниз глаза. Помимо этого, передвижения ее должны быть бесшумными. Ей нельзя входить в чужие дома без разрешения своего супруга.
Также она должна проявлять покорность. И когда супруг захочет интимной близости, она не имеет права отказать ему. Исключением является менструация, послеродовой период, хадж, болезни. Жене запрещено покидать дома без разрешения мужа.
Но при этом мусульманка может развестись по своему желанию. На защиту ее прав может встать ее род.
Религия стереотипов
Фото из личного архива
Ольга Цыганкова выросла в христианской семье, но из всей семьи одна только бабушка ходила в церковь. После окончания школы в Ставропольском крае Ольга переехала в Москву и поступила в Академию МВД РФ на юриспруденцию. После учебы девять лет работала в органах МВД, потом уволилась: работа тяжелая, платили мало, да и маленькому ребенку надо было уделять время.
После развода Ольга постепенно заинтересовалась религиями. Стала изучать христианство, которое ее запутало. А потом однажды в центре Москвы она увидела гуляющую мусульманскую пару, и ей понравилось отношение мужчины к женщине — ласковое и нежное, а не грубое, какое она порой видела у себя дома. Появился интерес к исламу, который оказался доступным для понимания: там четко объяснено, что халяль, а что — харам.
Принять ислам было для Ольги непростым решением, так как пришлось бы менять всю свою жизнь. Она переживала не за себя, а за близких людей: поймут ли, примут ли? Хиджаб она смогла надеть только спустя два года после принятия ислама, так как работала начальником службы безопасности одного из московских банков.
— Ислам вовсе не тяжелая религия: есть Бог, ты веришь в него, знаешь, что делать, чего не делать, все принципы и мораль — в сердце, никто тебя извне не принуждает их соблюдать, — рассказывает Ольга. — Я хожу, как и все, в театр, могу посмотреть телевизор, сижу в кафе с сестрами и гуляю в парке, принимаю участие в общественных мероприятиях. Никакого негатива от окружающих я не ощущаю, и сама веду себя со всеми по-доброму. Ведь лучший язык религии — ты сама. Правильные примеры разрушают стереотипы.
О юридических тонкостях
Свадебное торжество всегда проходит в соответствии с мусульманскими традициями. И лишь при соблюдении всех правил брачный союз будет действительным. Роспись в загсе не имеет такого большого значения в исламе. Многие живут в браке и без нее. Восточная свадебная одежда достаточно своеобразна, она богата, символична.
Но нужно знать, что выходя замуж за мусульманина, девушка не обязана отказываться от своей веры в пользу веры мужа. Однако в процессе совместной жизни она оказывается в жестких условиях, и обратить «неверную» в другую веру уже помогают все, кто ее окружает. И если супруг попросит либо начнет приказывать обратиться в мусульманство, она едва ли откажет в случае, если живет с его родней. Родня играет большую роль в жизни мусульманина, в особенности это касается его матери. И он часто прислушивается к ней. Если она воспротивится невестке, влияние ее на мужчину будет огромным.
Помимо этого, в случае развода, который муж может учинить мгновенно, трижды произнеся фразу «Ты мне не жена» публично, жена его окажется одной в чужой стране, где у нее нет ни прав, ни денежных средств к существованию. Считается, что дети, рожденные в браке, принадлежат отцу.
Религия исцеления
Фото из личного архива
Андрей Корчагин родился и вырос в Астрахани в нерелигиозной семье, воспитывала его одна мама. С юношества он задумывался о том, зачем он в этом мире, и не был приверженцем дарвинисткой теории эволюции, которая утверждает, что человек произошел от обезьяны. Попытки объяснить себе происхождение человека и мира приводили его к идее существования Творца, а не к ее отрицанию. Вера была уже внутри. В поиске себя Андрей посещал разные монастыри и святые места, общался с представителями разных конфессий, сектантами и гадалками. Но вопросов появлялось больше, чем ответов, и в голову приходили неприятные мысли, что религия — это про политику и деньги, а не про Бога.
После школы Андрей ушел в армию, потом служил по контракту, открыл небольшой бизнес и работал поваром в ресторане. Три года назад, когда Андрею было 26 лет, он сильно заболел, и никто не могу поставить ему диагноз и вылечить. Андрей ходил к врачам, народным целителям, энерговампирам и экстрасенсам. Но никто, как он уверяет, не мог ответить на вопрос, почему он болен. Когда врачи решили положить его в неврологическое отделение, он понял, что выкарабкиваться из этого болезненного состояния надо самому.
В Астрахани много мечетей, исламских центров и захоронений, где лежат мусульманские святые. Андрей посетил одно из таких мест и услышал, как мужчина вслух читал Коран.
— У меня сильно застучало сердце, бросило в пот, я хотел убежать, так как сначала мне было страшно и непонятно, откуда такое волнение. Потом стало легче, я смог дышать, — вспоминает Андрей.
Эта история стала первым шагом на пути познания ислама. Андрей стал читать литературу о религии, ездил по святым местам в Астраханской области, Туркменистане, Казахстане, Чечне, Дагестане. Вскоре Андрей выздоровел — он как будто нашел то, что искал, и все в его жизни встало на свои места.
Андрей принял ислам, произнеся шахаду, в святом месте — в подземной мечети, расположенной в местности Огланды в Мангистауской области в Казахстане. Сейчас он живет в Махачкале, уже два года учится в медресе Исламского института — изучает арабский язык и лексическое толкование и перевод Корана. После он хочет вернуться в Астрахань и служить в мечети.
— Ислам часто критикуют, но грамотные люди знают: Мухаммед говорил, что нельзя убивать никого — и себя тоже — это страшный грех. Как же тогда ИГИЛ смеет воевать во имя Аллаха? Несмотря на жесткую критику в адрес религии, все больше людей принимают ислам. И это неудивительно. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха сказал: ислам распространится от востока до запада и не останется места, куда религия Аллаха не придет, — говорит Андрей.
О положительных сторонах
В то же время мусульманский брак обладает и положительными моментами для русской девушки, которая решит принять ислам. Так, супруг-мусульманин никогда не пьет спиртного, поскольку вера запрещает ему это делать. Помимо этого, мужчин, которые живут за счет женщин, в мусульманстве нет.
У супруга в исламе существует также немало обязанностей. Он обязан полностью содержать свою супругу. Это всегда предусматривается, когда супруга демонстрирует свое послушание и покорность.
Следит, чтобы это правило было соблюдено, мусульманская община. Если нарушения наблюдаются со стороны супруга, жена имеет право в любой момент развестись.
Также выходя замуж за представителя мусульманской веры, нужно помнить, что еще до свадебной церемонии супруг объявляет о размере дара для невесты. Выплачивать он будет его на протяжении своей жизни либо при разводе. Таким образом, мусульманская жена наделяется страховкой в случае когда супружеская жизнь будет неудачной. Но развод должен состояться не по ее вине.
Когда дети в браке достигают совершеннолетнего возраста, добропорядочная мусульманка наделяется новым статусом, общественным признанием. Ей оказывают почет и уважение. Также труд матери оценивают по достоинству.
Когда женщина становится женой мусульманина, ее родственниками становится большая семья мужа. Сюда включают троюродных, четвероюродных братьев и сестер. Когда наступают трудные времена, начинаются сложности, они всегда готовы поддержать семью.
Стоит ли игра свеч
Принимая мусульманскую веру, нужно помнить о том, что это важный шаг. Если существует хоть малейшее сомнение, то не имеет смысла слишком торопиться со своим решением. Могут произойти какие-либо перемены в жизни, взгляды порой также меняются.
Это лишь часть всех тонкостей, которые сопряжены с переходом в новую, мусульманскую веру. В действительности нюансов в этой процедуре имеется еще больше. Есть немало примеров ошибочных действий, трагических событий. Нередко встречаются ситуации, когда женщина не оказывается спасенной мусульманскими нормами. Она может подвергаться притеснениям со стороны представителей этой веры, если проживает среди них если связывает с ними свою жизнь. Также на нее может оказывать психологическое давление сам ее избранник, принадлежащий к той же вере.
Самое главное, что следует помнить, переходя к мусульманским традициям, это то, что важнее всего усвоить новый и чужой менталитет. Необходимо заранее позаботиться об изучении своих новых прав, обязанностей, которые предписывают нормы шариата.
Нужно помнить, что как только возникают какие-либо проблемы, включая психологические, стоит без тени всякого стеснения обращаться за помощью. Ислам наделяет представительниц женского пола не только одними обязанностями, но дает ей немало прав, включая уважение и защиту, даже при том, что на практике они очень часто нарушаются.
«Неудобное» интервью диакона Георгия Максимова
Публикуемое ниже интервью диакон Георгий Максимов дал еще зимой журналисту одного либерального издания, которое планировало большую подборку материалов о русских мусульманах, исламе, «разочаровании в Церкви». Номер вышел в свет, но… без беседы с отцом Георгием: оказалось, что его ответы не «подходят» направлению газеты. Вопросы, задаваемые журналистом, не перестают быть «горячими» для СМИ, а сама история с «неудобным» интервью показательна именно как пример диалога с представителем светско-либеральной части нашего общества. Вот почему мы и решили познакомить наших читателей с этой беседой.
***
Диакон Георгий Максимов
– Насколько мне известно, Православная Церковь отрицательно относится к переходу православных в ислам. Что служит основными аргументами этого отрицательного отношения? Заметьте, человек не перестает верить в Бога и соблюдает заповеди, присущие и христианству, и исламу.
– Христианство – это не просто признание некоего абстрактного Бога и набор расхожих моральных предписаний. Христиане верят в Иисуса Христа – Бога, Который стал Человеком, Который не просто спускает «сверху» директивы, как жить правильно, а Который стал как один из нас, жил среди людей и Своей жизнью, смертью на кресте и воскресением из мертвых открыл нам путь спасения. В такого Бога человек, ставший мусульманином, не верит. В Коране прямо порицается учение, что Христос есть Бог и Сын Божий (5.17, 9.30). Если христианин принимает ислам, то это значит, что он отрекается от Христа, сказавшего: «Я Сын Божий» (Ин. 10: 36). И к такому человеку относятся слова Иисуса: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 33). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3: 36). Вот почему это духовная трагедия, о которой скорбит Церковь. Что же касается заповедей, то они в разных религиях различны; пересечения, конечно, есть, но их не так уж много.
– Актуальна ли на сегодняшний день для Русской Православной Церкви проблема принятия христианами ислама? Делаются ли какие-то шаги по предотвращению этого, или вера – личный выбор каждого, в который Церковь не имеет права вмешиваться?
Церковь скорбит о тех, кто от Спасителя ушел в иную религию, потому что рассматривает этот шаг как ошибочный.
– В личный выбор в принципе невозможно вмешаться. В недавнее время это хорошо проиллюстрировал пример новомучеников Российских, которые сохранили веру даже несмотря на то, что атеисты их подвергали издевательствам, пыткам, тюремным заключениям и казням. Конечно, Церковь скорбит о тех, кто от Христа Спасителя ушел в какую-либо иную религию, в том числе в ислам, потому что рассматривает сделанный ими выбор как ошибочный. Но к числу актуальных церковных проблем это не относится, поскольку явление это, в общем, маргинальное. Мне доводилось слышать о том, как иногда священники по просьбе родственников проводили беседы с теми, кто начинал увлекаться исламом. А некоторые авторы создавали апологетические тексты, которые позволяют задуматься такому человеку. Но это всё частные инициативы, а не какая-то систематическая общецерковная работа.
– По сравнению с христианством популяризировать идеи ислама проще? Можно ли утверждать, что для миссионерских целей ислам «удобнее»?
– Отдельные идеи ислама более выгодно смотрятся в глазах современного мира – например, допустимость многоженства, но если брать ислам в целом, то продвигать его не слишком просто, поскольку в обществе сформировался довольно негативный образ ислама, на что часто жалуются сами мусульманские проповедники. Это касается не только темы терроризма, но и, например, положения женщины, а также и того агрессивного имиджа, который создан благодаря поведению некоторых представителей кавказской молодежи. Конечно, мусульманские апологеты стараются разрушить этот негативный образ, но пока что они и сами вряд ли признают, что их труды полностью увенчались успехом.
– Не кажется ли вам, что скандалы вокруг РПЦ – одна из причин утраты доверия христиан к своей Церкви, которая приводит к поиску новой веры?
Не бывает такого примитива, что глубоко верующий христианин прочитал скандальную новость в интернете и сорвал с себя крест
– Мне кажется, что это именно тот результат, которого добиваются люди, раздувающие эти скандалы. Однако в реальности утраты доверия христиан к Церкви не наблюдается. Численность прихожан меньше не стала. Антицерковные настроения выросли в среде тех, кто был лишь номинально христианином, но людей воцерковленных они затронуть не могут. По той простой причине, что основой веры являются живые отношения человека с Богом, которые он обрел в Церкви. Этот личный опыт жизни с Богом никак не может быть опровергнут информацией, что какой-то священник или высокий церковный чин совершил какой-то грех. Поскольку в Православии нет учения о безгрешности священников, и поскольку не вера в священников является основанием духовной жизни человека. Наша вера называется христианство, а не «священнианство». Охлаждения в вере и отпадения, конечно, бывают, но причины этого гораздо более сложные, и сам человек редко говорит о них откровенно. Не бывает такого примитива, что, мол, глубоко верующий христианин прочитал скандальную новость в интернете и сорвал с себя крест со словами: «Ну всё, ухожу теперь в мусульмане!» Кроме того, в СМИ немало скандалов, связанных с исламом и мусульманскими духовными лицами, поэтому для перехода в ислам скандалы явно причиной быть не могут, даже если сам человек ее называет. Подлинная причина лежит глубже.
– Вероятно, вы знакомы с содержанием Корана и другой исламской литературой. Что, на ваш взгляд, главным образом убеждает людей исповедовать эту религию?
– Большинство исповедует ислам просто по традиции. Для тех, кто хорошо сведущ в своей религии, главным стимулом, по моему мнению, является чувство собственной исключительности, которым наделяет мусульманина его вера.
– Влияет ли на это социально-бытовое устройство мусульман: община (джамаат), где все братья и сестры, что привлекает, например, одиноких людей?
В любом московском храме вам расскажут о мусульманах, которые приходят просить помощи в трудной жизненной ситуации
– В подавляющем большинстве случаев причиной принятия ислама является желание девушки выйти замуж. Хотя бывают и девушки, которые обращают своих женихов-мусульман в Православие. Что касается парней, то в некоторых случаях не община в целом, а конкретная компания сверстников-мусульман может создавать привлекательный образ такой дружной общины. В некоторых случаях это может играть свою роль, особенно в регионах или коллективах, где мусульман большинство, но я бы не стал называть это типичным. Здесь всё не так просто. Я знаю русского парня, который принял ислам, и когда он был успешен, у него было много друзей из мечети. Но когда он лишился работы, машины, семьи, выпал из прежней жизни, все друзья-мусульмане вдруг стали очень заняты, куда-то испарились. В любом московском храме вам расскажут о мусульманах, которые приходят просить помощи в трудной жизненной ситуации. И ссылаются на то, что в мечети им не помогли. Если бы мусульманская община была такой, какой вы ее описали, думаю, таким людям не пришлось бы идти за помощью к христианам. И я знаю не один пример, когда мусульманин принимал крещение, сказав, что нигде не видел такой любви к себе, как в православном храме. Еще больше бывших мусульман вы найдете на некоторых протестантских собраниях в Москве, поскольку протестанты ведут активную миссию среди мигрантов, чего пока нельзя сказать о Православной Церкви.
– Почему существует такое множество трактовок Корана? Зачастую в соседних мечетях прихожане могут изучать два совершенно разных учения. Трудно представить подобное среди католиков, иудеев или православных. Это связано с огромной ролью и авторитетом духовного лидера?
Не существует сейчас в суннитском исламе механизма, который бы заставил признавать, что слушать надо только вот этого муфтия
– В исламе несколько течений, большинство мусульман (около 90%) исповедует суннитское направление. Умма суннитов децентрализована. В ней нет своего папы римского или вселенского собора, который мог бы решить: вот, правильно именно таково понимание Корана, а такое понимание неправильно, – и все сунниты послушаются. В первые века ислама такая фигура была – халифы. Они считались наместниками «пророка», и у них была власть не только светская, но и вероучительная. Они составляли Коран, определяли, что верно, а что неверно, преследовали еретиков. Когда халифат был упразднен, такой фигуры не осталось. И сейчас есть просто много авторитетных знатоков ислама, которые в принципе равны друг другу по статусу. Один, к примеру, может заявить: теракты смертников против мирного населения – это грех, и для мусульманина это неприемлемо. А другой заявит: это восхитительная борьба на пути Аллаха, и каждый мусульманин обязан ей содействовать. И вот простой мусульманин волен сам решать, кого из двух он послушает. Не существует сейчас в суннитском исламе такого механизма, который бы заставил его признать, что слушать надо только этого муфтия, а этого совсем не надо. Как вы понимаете, такое положение вещей весьма способствует тому разнообразию мнений, о котором вы спрашиваете.
– По мнению протоиерея Владимира Вигилянского, доктрина мусульманской веры построена на том, что правоверный муслим априори «избранный и безгрешный», в отличие от грешника-христианина. Именно поэтому, считает отец Владимир, мусульманами проще манипулировать, порой преследуя самые страшные цели. Вы согласны с его позицией?
Воины Аллаха
– Может быть, и это имеет место, но мне кажется, что главная причина в другом. Фигура Мухаммеда считается идеалом, образцом для подражания: то, что он делал, что говорил и особенно к чему призывал, – всё это стало нормативным в исламе. В Коране говорится: «Посланник Аллаха – образцовый пример для вас» (33.21). А что увидит мусульманин, открыв традиционное жизнеописание Мухаммеда? Войны «посланника» с неверными, восхваление джихада как величайшего подвига и призывы к участию в нем. Кто-то, прочитав, может быть, скажет: это не для меня, я хочу просто жить, растить детей, обеспечивать семью. А кто-то захочет подражать, захочет стать шахидом. Такого человека останется только проинструктировать и направить в «нужное» русло.
– В чем корень того, что ислам небезосновательно ассоциируют с терроризмом? Как получилось, что мусульмане во многом «монополизировали» террористическую деятельность, прикрываясь и используя веру?
– Причина такого ассоциирования в том, что большинство религиозно мотивированных терактов с человеческими жертвами совершают именно мусульмане. Это факт. Можно посмотреть доклад Национального Контртеррористического центра США, который ведет мониторинг ситуации по всему миру. В отчете за 2011 год указывается, что на «суннитских экстремистов третий год подряд приходится наибольшее число терактов и погибших. Более 5700 инцидентов было связано с суннитскими экстремистами, которые ответственны за почти 56 процентов всех терактов и около 70 процентов всех смертей от терактов». По статистике этого центра, 43% терактов совершено по нерелигиозным мотивам (националистическим, сепаратистским, экологическим и т.п.). А из 57% религиозно мотивированных – 56% совершено мусульманами. Корень – в том, о чем было сказано выше. Среди религиозно мотивированных террористов попадаются и христиане, и буддисты, но число их мизерное, меньше статистической погрешности. Это не удивительно, если мы вспомним, что ни Христос, ни Будда никогда в жизни не брали в руки меч. А у Мухаммеда было девять мечей, и они ему служили не просто для украшения интерьера.
– Есть распространенное мнение о нетерпимости мусульман. Но разве довольно агрессивная реакция православной общественности на выходку панк-группы «Pussy Riot» не обнажила схожую нетерпимость религий?
Верующие – тоже люди, и у них есть право быть защищенными от богохульства
– С одной стороны, кровавые теракты с тысячами жертв, а с другой стороны, много возмущенных слов и одна сорванная майка – по-вашему, здесь уместно говорить о сходстве? Мне кажется, агрессивной скорее следует назвать реакцию сторонников упомянутой панк-группы. Кто писал: «Free Pussy Riot» – кровью убитых людей? Кто спиливал поклонные кресты, осквернял храмы, заливал чернилами иконы? А с православной стороны лишь возмущенные слова и одна сорванная майка. Судила же этих женщин не Церковь, а светский суд. Тем, кто говорит, что Церковь должна была их отпустить и простить, я бы хотел напомнить, что Церковь вообще-то сначала так и поступила. В первый раз свою выходку они пытались провести в Елоховском соборе, работники храма их просто вывели и отпустили с миром. Ни полицию вызывать не стали, ни заявления писать. Чем ответили эти женщины? Еще более вызывающей выходкой в храме Христа Спасителя. Почему-то наши СМИ это обстоятельство «забыли». К слову, когда в Германии сторонник этой панк-группы попробовал провести акцию в их поддержку в Кельнском соборе, представители Католической церкви с первого же раза вызвали полицию и подали на него заявление в суд. И это нормально. Верующие – тоже люди, и у них есть право быть защищенными от такой ситуации, когда они, придя в храм, вынуждены будут выслушивать богохульства и издевательства в адрес своей веры. Собственно, и немецкий суд признал этого человека виновным именно в нарушении прав верующих.
– Вы лично знакомы с православными, принявшими ислам?
– Поскольку я специализировался на христиано-мусульманских отношениях, то в разное время мне на почту писало немало людей, говоривших, что они перешли из христианства в ислам. С некоторыми я встречался лично. Почти все они не знали даже азов христианства, самых элементарных вещей. Исключением здесь являются случаи, когда бывшие священники принимали ислам. Например, мне доводилось общаться с Али Полосиным. Он, конечно, знал христианское учение. У меня сложилось впечатление, что он принял ислам не из-за религиозной мотивации. Это мое личное мнение. Хотя, видимо, не только у меня оно возникло. Помню, как с удивлением увидел на одном из мусульманских форумов несколько лет назад всерьез высказанное обвинение, что Полосина будто бы специально заслала Русская Православная Церковь, чтобы разрушать российский ислам изнутри. Это, конечно, абсурд, но, тем не менее, показывает, что спектр реакций на «конвертов» может быть очень широкий. Известны мне и примеры людей, которые, обратившись в ислам, затем с покаянием вернулись в Церковь.
– Узнав о том, что кто-то из ваших прихожан планирует стать мусульманином, что вы предпримете?
– Побеседую с ним. Дам почитать литературу. Буду молиться за него.
Крещение троих мусульман
– Если бы к вам пришел мусульманин, желающий стать православным, вы бы согласились провести таинство крещения? В вашей практике бывали такие случаи?
На каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина.
– Как диакон, я не могу совершать крещение, это делает священник. Но, к примеру, проводить огласительные беседы (подготовку ко крещению) с бывшими мусульманами, желающими стать православными, мне доводилось. Ничего исключительного здесь нет – на каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина, и каждый священник в более-менее крупном городском приходе имеет опыт крещения мусульман, которые сами пришли ко Христу и попросили принять их в Церковь.