Повышаем мастерство • Как фотографировать в церкви, храме


Почему нельзя фотографировать в церкви?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Вопрос читателя:

Почему нельзя фотографировать в церкви?

Ответ:

Нередко на дверях храмов можно увидеть таблички с изображением перечеркнутого фотоаппарата. Посетители недоумевают — почему нельзя фотографировать в церкви? Строгий запрет на фотографирование (особенно со вспышкой) действительно существует в некоторых храмах и монастырях, но в большинстве случаев съемка возможна. Правда, необходимо соблюсти ряд условий.

Если вы не уверены в том, что фотосъемка в конкретном храме приветствуется, лучше уточнить этот момент у его сотрудников или священника. Также необходимо помнить, что храм — это дом Божий, и вести себя в нем благоговейно. Не стоит смущать фотографированием молящихся людей, без благословения снимать на богослужении и во время совершения Таинств, а чтобы запечатлеть интересные росписи или интерьеры выбирать внебогослужебное время.

Запрет на съемку в некоторых храмах связан с тем, что вспышка может повредить старинные иконы и фрески. «Фотографирование как таковое не приносит вреда произведениям искусства. Дискуссия ведётся лишь по поводу использования вспышки. Хотя импульс и длится доли секунды, вспышка может повредить красочный слой старинных росписей. Поэтому в храмах, где находятся уязвимые росписи, как в музеях, использование вспышки под запретом. Впрочем, сегодняшняя техника позволяет делать хорошие фото и без вспышки: цифровые фотоаппараты могут давать хорошее изображение при слабом освещении», — поясняет руководитель творческих мастерских «Царьград» Дмитрий Трофимов.

Наиболее строго относятся к фотосъемке в монастырях, особенно удаленных: зачастую снимать там можно только по благословению настоятеля. Такой порядок установлен для того, чтобы не нарушался покой обители и ее насельников.

Резюмируя, можно сказать, что глобальным образом вопрос «почему нельзя фотографировать в церкви?» уже давно не ставится: фотография прочно вошла в церковную жизнь, как когда-то в нее вошло электричество. На особенно торжественных богослужениях, например, патриарших, почти всегда    присутствуют фотографы. Многие приходы также ведут фотохронику и размещают фотоленты с богослужений на приходских сайтах и страницах в соцсетях. Часто люди не имеют возможности регулярно посещать храм, совершать паломничества или присутствовать на торжественных архиерейских службах, и для них «церковные» фотографии — большая радость и утешение. Как правило, прихожанам благословляется фото- (а также видео-) съемка таких событий, как Крещение и Венчание.

Кстати, фотографов-любителей и фотографов-профессионалов немало и среди священнослужителей и монашествующих. Например, можно прочитать интервью священника Андрей Россанова, в котором он рассказывает о своем пути к фотографии.

Редакция журнала «Фома»

Как сфотографировать икону?

Для грамотной атрибуции хорошо запастись качественными фотографиями иконы, особенно, если консультация с экспертом проводится заочно и он может судить о состоянии и особенностях иконы только по изображениям. Кажется, что это довольно простая мысль, очевидная и скучная в своей банальности. Тем не менее, периодически в наш адрес приходят мутные расплывчатые снимки, сделанные без всякого понимания, а что же фотограф снимал и зачем.

Для получения чёткой и понятной фотографии иконы необязательно использовать профессиональную фототехнику. Большинство современных простых фотоаппаратов и мобильных телефонов со встроенными камерами обладает достаточными для съёмки возможностями. Вопрос качества снимка зависит от умения фотографа.

Какие снимки нужны для атрибуции и оценки иконы?

Для того, чтобы эксперт мог составить адекватное заключение, желательно сделать и предоставить для исследования следующие снимки иконы без оклада:

• Икона в полный размер с чётко читаемым рисунком.


Икона «Великий Архиерей — Царь Царем» Дерево, левкас, темпера. Конец XIX века Фото иконы в домашних условиях на любительский цифровой фотоаппарат. Достаточный уровень качества для атрибуции и первичной оценки иконы.

• Фрагменты иконы крупным планом – лики, руки, какие-либо интересные части композиции.

• Если это житийная икона, хорошо отдельно представить клейма, хотя бы несколько.

• Если на иконе есть приписные святые, их тоже желательно представить на отдельной фотографии достаточно крупно.

• Если на иконе есть повреждения, потери, какие-либо дефекты – желательно каждое серьёзное или выраженное повреждение сопроводить фотографией и пояснением.


Фрагмент иконы. Видны повреждения, трещина, потери краски и левкаса, загрязнения.

• Снимок оборотной стороны иконы.


Оборотная сторона старинной иконы. Видны повреждения от жуков-точильщиков, следы плохого ремонта, загрязнения и сколы древесины.

• Если на обороте есть надписи, желательно их сфотографировать отдельно, так, чтобы их можно было прочитать. Дарственные надписи часто позволяют проследить историю иконы и даже определить её первых владельцев. Историческая значимость бывших владельцев и наличие истории иконы может существенно повлиять на цену.

• Торцевые стороны иконы. Снимки с такого ракурса позволяют судить о степени выгнутости иконы. В некоторых случаях текстура древесины позволяет определить конкретную породу дерева, использованного для основы.

Следует отдельно сказать несколько слов и об иконах в окладах. Если вы уверены в своей аккуратности и возможности самостоятельного снятия оклада, вы можете попробовать это сделать. Однако неправильное снятие оклада может повредить древесную основу иконы, красочный слой и сам оклад. Для начала попробуйте сделать фотографии иконы в окладе, а уже получив первые экспертные мнения о ценности иконы, принять решение о необходимости снятия оклада. Для продажи снятие оклада может не потребоваться. (

Как снимать храмы и в храмах? Советы путешественникам

16 апреля Православная церковь празднует Пасху. Вне зависимости от вашего вероисповедания, в поисках необычных и интересных историй для своих фотоснимков обязательно посетите храм или церковь во время празднования.


NIKON D7100 / 12.0-28.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/25 с, 18.0 мм экв.

Религия — это огромный пласт культуры человечества. Многие фотографы часто обращаются к религиозным сюжетам — взгляните, например, на работы Сергея Максимишина. Это может быть и фотосъёмка храмовой архитектуры, и репортаж с религиозной службы, и портреты церковных служителей и прихожан.

Для фотопутешественников религиозные объекты и события — необходимая для изучения часть культуры другой страны. Более того, работая в религиозной тематике, фотограф получает великолепную возможность рассказать о традициях народа, найти новые истории и фактурные сюжеты. Давайте посмотрим, какие нюансы характерны для съёмки храмов и религиозных мероприятий.

Как правило, первая встреча с религиозными традициями другой страны — это встреча с храмовой архитектурой. Грандиозные соборы или маленькие церквушки — неважно, вариантов может быть великое множество, ведь даже христианские храмы иногда значительно отличаются друг от друга. При съёмке огромных зданий вблизи вы обязательно столкнётесь с сильными оптическими искажениями: сооружения будут «заваливаться», вертикальные стены словно окажутся наклонены. Это самая распространённая ошибка при съёмке архитектурных ансамблей; чтобы её избежать, необходимо найти точку съёмки на некотором расстоянии от желаемого объекта.

Снимая храмы на центральной площади перуанского Куско, например, я поднялся на обзорную площадку над городом. Так мне удалось запечатлеть панораму города и соборы, возведённые на фундаментах дворцов инкской империи.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/200 с, 123.0 мм экв.

Нидаросский собор в Тронхейме построен на месте захоронения Святого Олафа, первого христианского короля Норвегии. Мне не удалось найти подходящую точку для съёмки потрясающего фасада этого храма, поэтому я сфотографировал собор со стороны церковного кладбища.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/250 с, 33.0 мм экв.

Когда сложно выбрать подходящую точку, не обязательно снимать храм целиком, можно запечатлеть отдельные его элементы. Например, фасад Нидаросского собора украшен сотнями скульптур — на них я и обратил внимание.

NIKON D5200 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/125 с, 170.0 мм экв.

NIKON D5200 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/200 с, 130.0 мм экв.

Во время путешествия по Австралии мы оказались у собора Святого Патрика в Мельбурне. Как раз в этот момент там проходила свадьба. Невеста была в потрясающем платье, и мне хотелось запечатлеть ее на фоне огромного собора. Поэтому вместо соблюдения правил архитектурной съёмки я, напротив, решил использовать геометрические искажения в качестве изобразительного средства. Благодаря сверхширокоугольному объективу AF-S DX-NIKKOR 10-24 мм f/3.5-4.5G ED стены собора «сложились», но это придало сооружению еще большую масштабность. При этом белое платье невесты отлично контрастирует с грандиозными тёмными стенами.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 500, F4.5, 1/400 с, 15.0 мм экв.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 500, F4.5, 1/500 с, 15.0 мм экв.

Внутри храмов, особенно во время служб, очень важно соблюдать правила посещения. Если фотографировать запрещено — не стоит этого делать. Если же разрешение получено, старайтесь снимать незаметно для окружающих. Я использую два приёма — съёмку на расстоянии с помощью телеобъектива и общие планы со сверхширокоугольной оптикой.

Телеобъектив помогает выхватить из толпы отдельных людей. Например, у Стены Плача в Иерусалиме постоянно находится множество паломников и туристов. Поэтому я занял позицию вдалеке и использовал объектив Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S Nikkor, чтобы запечатлеть удивительные, столь непохожие друг на друга лица.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/250 с, 225.0 мм экв.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/100 с, 300.0 мм экв.

Внутри Храма Гроба Господня в Иерусалиме я использовал сверхширокоугольный объектив AF-S DX-NIKKOR 10-24 мм f/3.5-4.5G ED. Благодаря этому я смог сделать снимок Камня миропомазания, в котором святыня занимает большую часть кадра, а паломники находятся на заднем плане. При использовании объектива с большим фокусным расстоянием подобный кадр бы не получился: огромное количество людей в храме закрывали вид на Камень.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F3.5, 1/30 с, 15.0 мм экв.

Сверхширокоугольный объектив хорош ещё и тем, что с ним можно работать на неудобных позициях, не глядя в видоискатель, при этом охватывая всё помещение. Например, в небольшом католическом храме на острове Такиле в Перу я был свидетелем очень необычной сцены. Во время воскресной службы прихожане пели песню на языке кечуа, используя мотив традиционной мелодии El Condor Pasa (вы ее наверняка слышали в исполнении Simon&Garfunkel). У алтаря сидели пианист и гитарист, в то время как прихожане устроились на лавках. Чтобы не тревожить их съёмкой «в лицо», я осторожно фотографировал, держа фотоаппарат на коленях и включив тихий режим. Из нескольких дублей я смог выбрать удачный кадр, на котором ребёнок в центре снимка смотрит прямо в камеру. Кстати, чтобы использовать тихий режим, выберите Q в меню или на кольце режима съёмки (там же, где включается серийная съёмка). Зеркало останется в закрытом положении, что поможет заглушить шум камеры при фотографировании.

NIKON D7100 / Tokina AT-X 12-28 F4 PRO DX УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/13 с, 21.0 мм экв.

Если вы стесняетесь фотографировать незнакомых людей или в храме никого нет, поэкспериментируйте с напарником. Попробуйте поймать момент, когда через окно храма падает луч света. Попросите вашего напарника расположиться в этом луче — и у вас получится отличный снимок: такие кадры намного интереснее и «живее», чем просто интерьер храма.

NIKON D7100 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/20 с, 123.0 мм экв.

А когда вам запрещено не только фотографировать, но и входить — снимайте у входа, поскольку это тоже является частью местной культуры и вашего путешествия. Например, в Иерусалиме на Храмовую гору вход разрешён только мусульманам. У входа стоят полицейские, которые охраняют порядок и не пропускают представителей других конфессий. Поэтому я фотографировал этих полицейских, уткнувшихся в свои телефоны в минуты отдыха среди древних стен Иерусалима.

NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.5, 1/500 с, 15.0 мм экв.

Как видите, фотографировать религиозные объекты несложно, даже если вы находитесь в совершенно другой культуре. Будьте аккуратны и уважайте окружающих вас людей, их обряды и традиции. При этом помните, что обычно местные жители с любопытством относятся к приезжим, зачастую рады общению и охотно рассказывают про свои национальные обычаи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]