Защитник христианской морали: смерть патриарха Алексия II


Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй умер 5 декабря 2008 года от инфаркта. До этого он уже перенес два инфаркта и наблюдался у кардиолога. Попрощаться со старцем пришло почти 100 тысяч человек. Протодиакон Андрей Кураев высказывал мысль, что патриарха можно было спасти, если бы своевременно вызвали врачей, но его слова были отвергнуты.

На исходе 2008 года смерть патриарха Алексия 2 стала тяжёлой утратой для Русской православной церкви. Его Святейшество готовился отпраздновать свой 80-летний юбилей в феврале следующего года и не думал умирать. Священный сан Алексей Михайлович Ридигер (так звали в миру главу РПЦ) принял в середине прошлого века. Всю оставшуюся жизнь патриарх посвятил священнослужению, а в 2000 году взошёл на престол РПЦ.

За несколько дней до кончины Алексий II вернулся из Германии, где проходил курс лечения. Что же стало причиной смерти? Ведь до самой последней минуты жизни патриарх был в удовлетворительном состоянии и даже не отказывал корреспондентам в интервью.

Сообщение о кончине

За час до полудня, 5 декабря 2008 года, глава пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский объявил о скоропостижной кончине патриарха. Местом исхода Владыки стала собственная резиденция, неподалёку от посёлка Переделкино. По заявлению обслуживающего персонала, Алексий II проследовал в ванную комнату для умывания около 7 утра. Ближе к 8:00 патриарх не вышел к заказному завтраку.

Обеспокоенные служащие направились с проверкой в покои Его Святейшества, но застали двери в спальне закрытыми. В ходе осмотра покоев через уличные окна обнаружилось, что старец, вероятнее всего, находится в ванной комнате. На предложения о помощи Алексий не отвечает.

Незамедлительно была вызвана охрана, сотрудникам которой удалось выломать дверь. Владыку обнаружили лежащим на полу ванной комнаты. Тело уже остывало. Прибывшим медикам ничего не оставалось, как констатировать смерть патриарха от инфаркта.

Смерть патриарха Алексия – вереница государственных тайн

Современность удивляет. Даже про смерть Будды мы знаем намного больше, чем про гибель Алексия 2-го, патриарха всея Руси. А ведь до Будды – как до звезд, нас разделяют большие времена и расстояния. А Предстоятель, наш современник, умер в эпицентре цивилизации, перенасыщенной камерами видеонаблюдения и столичным людьми. Но отдал Богу душу таким необычным способом, что и по сей день общественность строит догадки, кто отправил его на тот свет – болезнь иль команда убийц. При этом самой неправдоподобной версией, как и полагается на постсоветской Руси, оказалась версия официальная, самая лживая из всех, заявлявшая, что патриарх почил от сердечной недостаточности. Глава пресс-службы Московской Патриархии нагло врал, как и положено главе того или иного официоза. Но даже до начала скандала интеллигенция была шокирована тремя поразительными фактами: Впервые в истории православия патриарха хоронили с закрытым лицом. Впервые общественность не узрела заключения медэксперта и не услышала высказывания заботившихся об Алексии врачей и близких друзей. Словно смерть постигла не общественного столичного деятеля, а одинокого Робинзона на далеком необитаемом острове. Впервые в истории православия преемник Предстоятеля, митрополит Кирилл, высказывался о смерти главы православной Церкви радостно, с нескрываемым удовлетворением. Новый патриарх не сомневался, что смерть была не невосполнимой потерей, а великой удачей для всего православного христианства.

Великая мудрость Карамзина – «ничто не ново под луной» — дала сбой. Слишком уж много было этих неприятных и таинственных «впервые». Жесткие ортодоксы, вдобавок ко всему, добавили свое собственное: они полагали, что при этом патриархе церковь впервые обратилась лицом к экуменизму, который она долгие века презирала.

Итак, в декабре 2008 года из жизни ушел действительный член Российской академии образования, ничего не сделавший для народного образования, почетный член Российской академии художеств, не нарисовавший ни одной картины, доктор богословия, не умевший красиво изъясняться и не создавший ни одного стоящего философского трактата. Его странная смерть сопровождалась бы гробовым общественным молчанием, как, например, смерть любого генсека советских времен, если бы тишину не нарушил вопль Станислава Садальского: «Патриарха – убили!» Это возмущение известного актера стало тем роковым камушком, брошенным с горы, который породил информационную лавину. И на общественной трибуне вновь появляется знаменитый дьякон, Андрей Кураев, который всю жизнь разъяснял любознательной публике, «что в церкви творится на самом деле». А на самом деле не было никакого сердечного приступа. Дьякон озвучил свою собственную версию, весьма далекую от официальной. Дескать, старый человек утратил координацию движений, упал и ударился затылком об угол стула. А дальше все было как в песне про короля Генриха: «От этого удара кровь брызнула из жил, и Предстоятель старый скончался, как и жил». Кураев полагал, что, упав на стул, можно перерезать себе вены. А эта версия была совсем уж никудышной. Сразу стало ясно, что биологию и сопромат дьякону изучать не приходилось. Даже ребенок знает, что деревянные стулья имеют закругленные углы и порезаться о них невозможно. Вены – прочные ткани. Разрезать жилу можно лишь в том случае, если в резиденции патриарха были железные стулья с острыми как у бритвы углами. Что намного невероятнее всех озвученных версий. Поразила и другая подробность, о которой поведал известнейший богослов: на стенках помещения остались кровавые следы от патриарших рук. По всей видимости, человек боролся за жизнь, агонизировал, умер не сразу. И ложь Вигилянского, руководителя Пресс-службы, стала наконец очевидной. От сердечного приступа не умирают в большой луже крови. Печально было лишь то, что правдолюбивый Кураев тоже был мало осведомлен. Он не предъявлял доказательств – фотографий кровавых следов на стене, например. Излагая свои гипотезы, он руководствовался слухами, но слухами, по всей видимости, более достоверными, чем те, которые множились в прессе. Складывалось впечатление, что умер не патриарх, а резидент иностранной разведки, убитый неизвестно кем и когда. Лгать нехорошо. Это не будут оспаривать даже атеисты. Но желание выглядеть красиво и величественно породило диаметрально противоположный результат. Ложь патриархии породила много слухов и, самое главное, неуважение к высшему церковному руководству. Люди ломали себе голову над простейшими вопросами. Действительно, где именно умер Алексий — в ДТП, в ванной или в сортире? В конце концов выяснили: в сортире. Но разве нельзя об этом сказать сразу? В уборной может даже праведник погибнуть, это – не преступление, на Небе судят за иные поступки. Пресс-служба никак не может понять, что истинное величие порождает не красивая ложь и сусальное золото, а искренность и горькая правда. По всей видимости, церковный официоз уже давным-давно разучился говорить правду, еще при товарище Брежневе. Но были и другие нехитрые вопросы, которые являются тайной за семью печатями и по сей день. Когда Садальский заявил, что в голове несчастного аж целых три дырки (по заверениям доверившихся ему попов и милиционеров), никто не стал это опровергать. Хотя опровергнуть актера не составило бы большого труда: пресс-служба могла обнародовать качественную фотографию покойника, например. Но патриархия этого не сделала. Одна поступила диаметрально противоположным способом: похоронила Алексия с закрытым лицом. Что противоречило традиции и укрепляло страшные слухи. Три пулевых отверстия виртуозным гримерам замаскировать проще простого. Но складывалось впечатление, что завуалировать повреждения черепа невозможно, как будто в голову патриарха не стреляли, а били по ней кувалдой. Некоторые люди, хорошо знавшие патриарха, вообще усомнились в том, что в гробу лежало тело Алексия. Они увидели, что руки покойника – не руки усопшего патриарха. На них не было характерных веснушек, а были грязные нестриженые ногти, чего у истинного Предстоятеля никак быть не могло. Маловероятно, что такие заявления являются истинными, но и опровергнуть их тоже в настоящий момент невозможно. Поразительно, что советский народ был запуган до такой степени, что ни у кого не хватило смелости в Переделкино: ни один человек не смог подойти к покойнику, чтобы поцеловать его в лоб. Именно это – традиция, а не закрытие лика. Церковное руководство, прислуживающее не Христу, а его врагам, добилась-таки своего: тотальный страх превратил людей в марионеток. Целование в лоб не является уголовным преступлением, тем не менее, этот жест побоялись совершить все. Литературные и кинематографические шедевры неустанно воспитывают, показывают героизм и великих героев, и обычных людей, попавших в критическую ситуацию, но вся церковная и школьная педагогика потерпела фиаско: страх оказался победителем на этих похоронах. Церковь перековала людей не в рабов Божьих, а в рабов императора и КГБ. И все ж таки запугать удалось не всех. Станислав Садальский попытался раскрыть тайну плохого здоровья Алексия. Плохим оно было не всегда. Недомогание началось внезапно в Астрахани. Конфиденциальный источник из окружения Алексия сообщили актеру, что во время поездки в астраханскую епархию, произошло то, что превосходит любую фантастику. К вполне здравствующему Предстоятелю пришел сам Феодосий Печерский, тот самый великий монах, который жил в 11 веке и был одним из основателей Киево-Печерской лавры. Его слова поразили как громом главную церковную шишку, прислуживающую КГБ. Феодосий, сурово глядя на Ридигера, заявил, что он и многие его братья давно перестали служить Богу и стали служить дьяволу. Что у Руси уже давно нет правителей, а есть лишь кривители. И расплата – геенна огненная – недалече. Именно с этого момента, если верить Станиславу, и начинаются «дела сердечные» — сердечные приступы и госпитализация патриарха. Каждый волен верить или не верить актеру. Ибо опровергнуть такую информацию невозможно. Все может быть. Но если эти сведения правдивы, тогда поведение патриарха вполне объяснимо. Не исключено, что и сам Алексий начал мало-помалу верить, что перед ним была не галлюцинация, а видение подлинного святого. В таком случае его реакция предсказуема: Алексий попытался что-то сделать благое для церкви и народа, чтобы избежать адских мук. Религия перестала быть для него забавным и доходным игрищем, где нужно быть актером на церковных подмостках: махать кадилом и заигрывать с вурдалаками. Он вдруг почуял у себя под ногами страшное дыхание ада. Несчастный человек неожиданно ощутил приближение неминуемой расплаты за предательство, за то, что был ведущей шестеренкой у политических монстров. Это подорвало его психику и здоровье. И у Алексия созрело решение: совершить хоть раз в жизни что-либо героическое, святое. Возможно, он попытался возвратить православным людям святыни, «приватизированные» митрополитом Кириллом в июле 2008 года, когда журналист Василий Липский в газете «Коммерсант» потребовал дать отчет, почему никто не видел эти бесценные вещи после того, как они были извлечены из царских сокровищниц Кремля. Но не исключена и другая ситуация: мы никогда не узнаем об истинных поступках, приведших к гибели. Невозможно переметнуться на сторону Христа без боли. Демоны не любят перебежчиков. Как и все другие. Тайн в этой истории много. Например, общественность понятия не имеет, куда исчезли два человека: личный шофер и инокиня, прислуживавшая монаху. Может быть, хоронить пришлось целую группу людей. Но все оставшиеся покойники не были столь знаменитыми, поэтому и отпевали в храме одного лишь Алексия.

Но самой главной загадке никто даже не заикнулся. Кого на самом деле хоронила столица: офицера КГБ, игравшего роль патриарха, или Предстоятеля, который висел на крючке у властительных бесов? Был ли он Патриархом с точки зрения Небесного Православия, с точки зрения святых небожителей? Вот главный вопрос, ответ на который нам не известен. Как бы то ни было, но мученическая смерть позволяет избавиться от значительной доли мучений, предписанных грешнику. Это – своеобразное искупление. Будем надеяться, что райских обителей Алексий однажды достигнет.

Болезнь сердца патриарха Алексия II

Официальная версия смерти Алексия Второго – сердечный приступ. Действительно, Его Святейшество, епископ Русской православной церкви, имел серьёзные осложнения с давлением и сердечной мышцей. Он перенёс два инфаркта и регулярно наблюдался у кардиологов. А буквально за два месяца до смерти Алексей Михайлович перенёс клиническую смерть и остановку сердца. Но немецкие врачи поставили священнослужителя на ноги.

Актёр Станислав Садальский публично высказывал свою версию об убийстве патриарха. Но его заявления сочли крамольными и беспочвенными. Однако разгорелся нешуточный скандал.

Новое в блогах

В начале недели российские средства массовой информации передали сообщение: 28 октября у Патриарха Всея Руси Алексия II случился сердечный приступ, врачи также подозревали микроинсульт. Ему стало плохо во время архипастырской поездки в Астраханскую епархию. Врачи успели оказать ему квалифицированную помощь, и во вторник больного перевезли Москву — в ЦКБ. Представители СМИ моментально связали болезнь патриарха с переживаниями последних трагических событий в Москве. Однако мало кто знает, что в действительности послужило причиной удара.

Информация о том, что на самом деле произошло в Астрахани с патриархом пришла к нам из конфиденциального источника в окружении Алексия. Возможно эти сведения прольют свет на истинные причины внезапного недомогания Алексия. Ну кто в самом деле, из знающих хладнокровность патриарха поверит в официальную версию.

Вспомним, когда расстреливали Белый Дом в 1993 году Ридигер это перенёс вполне спокойно, да и другие не менее драматические события он переживал совершенно безмятежно. В этот же раз, по словам нашего источника, истинной причиной приступа стало некое видение, посетившее и потрясшее патриарха.

В том, что увидел Алексий перед тем, как с ним случился удар,он признался нескольким лицам окружавшим его, вскоре после видения, за несколько часов перед тем, как состояние его здоровья стало резко ухудшаться. При этом более всего патриарха поразил сам сверхъестественный факт, ибо, как утверждает источник, Алексий, несмотря на свой высокий церковный сан, воспринимает религию скорее как традицию и ритуал, нежели на самом деле хоть во что-то верит.

Однако в видении, неожиданно посетившем патриарха, явился некий благообразный старец в монашеском одеянии, назвавший себя игуменом Феодосием Печерским (как известно, этот настоятель Киево-Печерского монастыря, живший в XI веке и стоявший у истоков православия на Руси, еще при жизни почитался верующими как чудотворец, а после смерти был признан святым). Святой Феодосий стоял прямо перед патриархом, в его светлых пронзительных глазах не было гнева, но был заметен жестокий укор. Алексий передал дословно то, что он услышал от старца-игумена. «Отпали от Бога — ты и многие братья твои, и к диаволу припали, — произнес святой. — И правители Руси не правители уж суть, а кривители. И церковь потворствует им. И не стоять вам по правую руку от Христа. И ждет вас мука огненная, скрежет зубовный, страдания бесконечные, аще не опомнитесь, окаянные. Милость Господа нашего безгранична, но слишком долог для вас путь к спасению через искупление бесчисленных грехов ваших, а час ответа близок». После этих слов видение изчезло оставив совершенно оцепеневшим Ридигера, который никогда ничего подобного не испытывал, более того всегда со скептицизмом относился к сообщениям о всякого рода чудесах.

Вскоре после этого патриарху сделалось плохо. Те, кто оказывал ему первую помощь утверждают, что больной едва слышно шептал: «Не может быть, не может быть!»…

Официальный диагноз, который поставили врачи в больнице звучал: «гипертонический криз с элементами динамического нарушения мозгового кровообращения». Перед самым критическим обострением состояния здоровья, Алексий рассказал о своем видении, пребывая в состоянии крайней подавленности. По версии источника, позже, немного придя в себя патриарх заявил, что де у него были галлюцинации. Однако то, что что он перед этим рассказал о явлении Феодосия нескольким людям свидетельствовало, что растерявшийся Алексий пытался найти опору в ком-то в минуту глубокого душевного оцепенения, в которое его ввергли слова Феодосия. По мнению источника «Алексий никогда не расскажет о видении никому более. Тем не менее, слова о том, что это был Феодосий Печёрский, полузабытый святой русской православной церкви и другие детали, а также потрясение, которое испытал патриарх, говорят о том что такой факт был».

Обратим внимание на то, что святой говорил и «потворстве» Церкви грехам «правителей Руси», которых он именует «кривителями».

Иными словами, речь идет о тесной связи государственной и духовной власти в Россиянии.

Отметим также, что и сама судьба Ридигера каким-то мистическим образом связана с нынешней политической системой. Он был возведен в сан патриарха в конце перестройки, когда уже формировались очертания современной абсурдной Россиянии, когда Борис Ельцин уже вовсю заявлял свои претензии на верховную власть. Патриарх жил вместе с режимом, возвышался вместе с его утверждением, а в самые критические для него моменты выступал как опора режима.

Именно так было, например, в начале осени 1993-го, когда и россиянская власть, казалось бы, держалась на волоске. Так не связана ли и нынешняя болезнь патриарха с очередным тяжелым для политической системы периодом? Как представляется, связь церкви и государства действительно носит мистический характер, но от Бога ли она исходит в нынешней России?

Церемония прощания

6 декабря, ближе к концу дня, гроб с телом покойного патриарха доставили в Храм Христа спасителя. Началась церемония прощания. Богослужение и заупокойные молитвы читались на протяжении 3-х дней. Все эти дни Храм был открыт для православных, желающих проститься с Алексием II. Порядок обеспечивало ГУВД по Москве.

По подсчётам полиции, церемонию посетило свыше 100 тыс. человек. Помимо простых граждан, присутствовали первые лица государства и высокопоставленные чиновники.

Алексий II любили и уважали, он был непреклонным защитником христианской веры и традиционных нравственных норм. Это был образованный человек, говоривший на русском, эстонском и немецком языках. Он происходил из российского дворянского рода фон Ридигеров, имевшего курляндские корни. Его предки приняли православие еще в XVIII веке и не отступали от веры.

Алексей в детстве посещал Валаамский монастырь, был алтарником в храме Таллина, где служил диаконом его отец Михаил. Окончил Ленинградскую духовную семинарию, а затем Духовную академию. Вся его жизнь была связана с церковью.

Религия

Современность удивляет. Даже про смерть Будды мы знаем намного больше, чем про гибель Алексия 2-го, патриарха всея Руси. А ведь до Будды – как до звезд, нас разделяют большие времена и расстояния. А Предстоятель, наш современник, умер в эпицентре цивилизации, перенасыщенной камерами видеонаблюдения и столичным людьми. Но отдал Богу душу таким необычным способом, что и по сей день общественность строит догадки, кто отправил его на тот свет – болезнь или наёмный убийца. Но обо всём по порядку.

Будущий Патриарх Алексий (Алексей Михайлович Ридигер) родился в 1929 в Эстонии. Его отец был священником, потомком принявших православие немецких дворян.

С детства и сам юноша мечтал стать священником. Он пережил войну в Таллине. После войны Алексей поехал учиться в Духовную академию в Ленинград.

В 1950 году он стал диаконом, затем его карьера в церкви развивалась стремительно. Уже в 1968 году он возведен в сан митрополита.

В перестройку митрополит Алексий был избран народным депутатом СССР. Он голосовал за отмену монополии КПСС, за обнародование секретных протоколов Пакта Молотова–Риббентропа, призывал дать независимость странам Прибалтики.

Он не поддержал ГКЧП и призывал убрать мавзолей Ленина с Красной площади. При этом Алексий не был поклонником Запада и его ценностей.

В 1990 году скончался патриарх Пимен. На его место претендовал не только Алексий, но и митрополит Киевский Филарет. Проиграв на голосовании Поместного собора, тот вернулся на Украину и создал там раскольническую церковь, которую в 2021 году признал Константинополь.

Алексий II был главой русской церкви в сложные 1990-е годы. За свою скромность он пользовался уважением и любовью россиян. При нем в Москве восстановили главный храм русской церкви – Храм Христа Спасителя. Именно патриарх одобрил установку на его территории памятника царю-освободителю Александру II.

Незадолго до смерти, в августе 2008 года, патриарх отказался поддерживать войну с Грузией и не стал включать в юрисдикцию РПЦ Абхазию и Южную Осетию. Эти земли остались под церковной властью грузинского патриарха Илии II.

В 2007 году при Алексии произошло объединение РПЦ и РПЦЗ – зарубежной русской церкви, отколовшейся от Москвы после революции 1917 года. Неоднократно выражал своё недоверие к заключению из военного ведомства США, о подлинности «останков» Царской Семьи.

4 декабря он отслужил Литургию в Успенском соборе Кремля и Молебен в Донском монастыре, затем отправился на машине в Переделкино. Со слов окружения, чувствовал себя превосходно. На 5 декабря было запланировано его участие в Русском Народном Соборе.

Но на 80-м году жизни Патриарх Алексий II был убит в своей резиденции в ночь на 5 декабря.

Двери патриарших покоев взломали в 8.30, после чего обнаружили тело Алексия II в ванной комнате. Всё было залито кровью, и даже на стенах отпечатки рук.

Телеведущий и блоггер Стас Садальский в интервью газете «Собеседник» заявил:

«Мне дико: убили Святейшего – и молчат! Я хочу знать правду о том, как на самом деле окончилась земная жизнь Алексия. Знакомые попы, милиция мне рассказали, что патриарха нашли с пробитой в трех местах головой, что взор его был устремлен на дверь».

Это было, воспринято как скандал в применении к патриарху. В связи с этим, распространили версию о гибели Патриарха в результате ДТП. Позже официальной версией стал сердечный приступ.

Кстати сказать, ДТП было. Машина патриарха и его водитель действительно попали в аварию: классически навстречку вылетел КАМАЗ. Погиб шофёр.

Некоторые, напишут в комментариях: «Очередной бред, автора». Но давайте, рассмотрим ситуацию ещё раз и немного с другой стороны. Возникают вопросы.

Почему до сих пор нет медицинского заключения о смерти патрирха Алексия II? Почему она не проводится? Мы даже не знаем точного времени наступления смерти; известно только, что охранники взломали дверь в покои патрирха в 8. 30 утра 5-го декабря. Но простите: когда же наступила смерть: 4-го или 5-го декабря? Ведь это же принципиально важно знать. Почему до сих пор не обнародованы плёнки камер наружного и внутреннего наблюдения покоев патрирха. Где они? Если камеры были отключены, тогда это означает, что преступление тщательно спланировано и подготовлено заранее. Куда исчезла дежурная инокиня, которая неотлучно находилась при нём, днём и ночью? Она бесследно пропала 5-го декабря 2008 г., и никто до сей поры не имеет сведений о её местонахождении. Патриарх Алексий II был отпеваем с закрытым лицом. Очень удобно, чтобы скрыть признаки насильственной смерти. Почему так странно вёл себя и дико высказывался об усопшем Кирилл Гундяев в телеинтервью 6 декабря? В прямом эфире позволил себе открытые ненавистнические высказывания в адрес усопшего. «Бывает так, что иногда Господь некоторое время даёт Церкви некое испытание, когда во главе её стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению. Это очень трудное время для Церкви. Святейший Патриарх ушёл, оградив нашу Церковь от этого трудного времени».

Впервые в истории православия преемник Предстоятеля, митрополит Кирилл, высказывался о смерти главы православной Церкви радостно, с нескрываемым удовлетворением. Новый патриарх не сомневался, что смерть была не невосполнимой потерей, а великой удачей для всего православного христианства.

Это интервью потрясло русский народ неслыханным цинизмом, «рациональным» подходом к кончине человека и по сути явилось самопризнанием и саморазоблачением убийцы.

Знаменитый древний римский юрист Кассиан Лонгин Равилла, расследуя дело рекомендовал искать того, кому может быть выгодно преступление.

Очевидно, что в смерти патриарха был заинтересован тот, кто нахраписто рвался к патриаршему белому куколю, невзирая ни на что.

9 декабря 2008 года проститься с патриархом в Храм Христа Спасителя пришли более 100 тыс. человек. Государственный траур не объявляли.

Отпевание и похороны

В понедельник 8 декабря пришло время заупокойной литургии. В ней приняли участие 200 священников и архиереев. Затем патриарх Константинопольский Варфоломей провёл церемонию отпевания.

9 декабря гроб с Владыкой вынесли на улицу и совершили Крестный ход вокруг собора, как это завещал сам покойный. По окончании шествия, траурная процессия проследовала за катафалком в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Там в Благовещенском приделе состоялось погребение Святейшего патриарха Алексия.

Слово памяти о патриархе Алексие II

Вчера с большим удовольствием посмотрел видео — последнее интервью патриарха Алексия II, за три месяца до его смерти. Дата интервью – 12 сентября 2008 года, смерть наступила в ночь с 4 на 5 декабря 2008 года.

Незадолго до этого интервью были начаты съёмки фильма к 80-летию Его Святейшества (до которого он, как известно, не дожил почти три месяца) и авторы фильма успели записать первое для фильма и самое последнее в жизни Предстоятеля Русской Церкви интервью, в котором был задан и казавшийся в тот момент нелепым вопрос, кому после его кончины перейдет его личный дневник… Итак, первое и последнее интервью Патриарха Алексия II, которое взяли Елена Писарева, Евгений Баранов и Александр Замыслов. Оно есть на YouTube.com, но было выложено только через 11 лет после смерти…

Достаточно много данных, указывающих на то, что смерть Святейшего Патриарха Алексия II была убийством (ему было запрещено оказывать в тот момент медицинскую помощь), но юридически доказать это невозможно.

Да, он ошибался, но и признавал свои ошибки. Святейший Владыка был доступен для многих, несмотря на то, что между ним и народом захватившие власть в 1993-м (находящиеся, между прочим, под анафемой) стали воздвигать стену.

Стоит помнить слова Алексия II, сказанные им на Московском годовом епархиальном городском собрании 15 декабря 2004 года: «Война против России». Сейчас этот текст практически невозможно найти. Вот этот текст (с сокращениями), который сохранили благочестивые люди в Нижнем Новгороде:

«Война против России.

Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная без-кровная война, имеющая целью его уничтожить.

В западных странах работает мощная индустрия растления, поставляющая в Россию порнографические издания, пособия по программам так называемого полового воспитания, которые рекламируют разврат во всех видах…

В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране и невиданными темпами приводит к вырождению и вымиранию нашего народа.

Мы не видим, чтобы кто-либо, кроме Церкви, всерьез противостоял этой смертельной угрозе.

Это обязывает нас, духовенство, монашествующих, всех верных чад Русской Православной Церкви бороться за спасение нашего народа, организовать национальное сопротивление».

Недавно беседовал с одним из известных священников Русской Православной Церкви, сохранивших своё лицо и священническое достоинство, несмотря на увольнение из Московской Патриархии и последовавшую клевету в его адрес из уст высоких церковных чинов (во избежание кривотолков я не буду озвучивать его имя), который подтвердил, что на момент смерти Алексий II был фактически изолирован, и юридически доказать факт убийства невозможно.

В начале своего патриаршего служения Алексий II был доступен для народа, вёл личный приём, давал благословения лично (так, он благословил на писательскую деятельность Анну Всеволодовну Ильинскую, с которой я знаком), но после одного из данных им интервью (в котором он подтвердил факт сотрудничества с органами КГБ СССР и объяснил причины), наиболее же после трагических событий сентября-октября 1993 года (когда патриарх Алексий II находился несколько дней с инсультом в больнице), между ним и народом стала воздвигаться стена, которая со временем становилась всё больше и больше. Так появилась ФСО-охрана в Московской Патриархии и её структурных подразделениях, в Храме Христа Спасителя…

И последнее. Малоизвестный факт из нашего времени.

Священнослужитель из города Шахуньи Нижегородской области Сергий Цепов, назвавший патриарха Московского и Всея Руси Кирилла еретиком, стал фигурантом уголовного дела. Батюшку обвиняют в растрате по части 3 статьи 160 Уголовного кодекса. Об этом он сообщил в видеообращении, обнародованном на его странице в социальной сети «В Контакте».

Как рассказал Цепов, в 2021 году он прекратил поминать главу Русской православной церкви Кирилла в своих молитвах и на службах. Он сделал это в знак несогласия со словами патриарха о том, что православные и католики – братья, сказанными после встречи с папой Римским. Цепов занимает противоположную позицию.

По словам священника, католики – еретики. Об этом он множество раз говорил своим прихожанам на проповеди. По его мнению, патриарх Кирилл после своего заявления сам стал еретиком. Цепов посетовал на то, что в отношении тех священников, которые разделяют его позицию, развязаны репрессии.

Между тем, до прошлого года (2018-го) Цепова не трогали. По всей видимости, до церковной власти не доходила информация о том, что батюшка бунтует против патриарха. Однако после того, как об этом стало известно, его вызвали в епархию для дачи объяснений. Священник подробно изложил свою позицию на бумаге, после чего его разжаловали из настоятелей.

Спустя какое-то время на Цепова возбудили уголовное дело, в его квартире прошел обыск. Его обвиняют в том, что он растратил церковное имущество. Священник считает свое дело сфабрикованным, основным на «клеветнических показаниях», однако надеется на то, что «Господь рассудит». Впереди – разбирательство в суде.

Патриарх Алексий II был человеком с открытым сердцем и в большинстве случаев признавал свои ошибки открыто, если они имели место быть. Комментарии излишни.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Об этом заявил известный российский актер, телеведущий и общественный деятель Станислав Садальский, в интервью газете «Собеседник».

«Мне дико: убили Святейшего – и молчат! Я хочу знать правду о том, как на самом деле окончилась земная жизнь Алексия. Знакомые попы, милиция мне рассказали, что патриарха нашли с пробитой в трех местах головой, что взор его был устремлен на дверь. Бью во все колокола – никто меня будто не слышит. Многие попы, люди подневольные, стали бояться публично со мной общаться – служба безопасности нынешнего патриарха отслеживает их контакты», — негодует Садальский.

По его словам, на днях Кураев первым отреагировал – признал в блоге, что патриархия «постеснялась сказать неблаговидную правду об обстоятельствах кончины Алексия II». «Уважаемый дьякон, обращаюсь к вам через газету «Собеседник»: разъясните людям, что это за правда. Каким образом в голове Святейшего образовалось три дырки? Почему во время похорон лицо Алексия было закрыто? Вранье, что по православной традиции. Когда провожали патриарха Тихона, ничего не прятали. Может, потому, что нечего было скрывать?», — спрашивает актер.

Стас Садальский пишет, что не признает Кирилла. «Выборы в церкви должны быть такие, как те, в результате которых пришел к власти мой знакомый, епископ Чешских земель и Словакии – архимандрит Георгий (Странский). Приготовили три записки с именами претендентов и тянули: «На кого Бог пошлет…» А у нас не выборы – инсценировка. Вот Климент мне нравится, он мой сосед, он удивительный. Я хотел бы его… Я наблюдал за ним – он молитвенник, человек без двойной морали. Настоящий священник. А Кирилл мне омерзителен. Он говорит в Севастополе, что мы два братских народа. Это правильно всё, но я не могу ему верить, потому что он врет уже начиная со смерти Святейшего».

Садальский напоминает о том, что разместил у себя в блоге кусочек речи из программы «Слово пастыря», где Кирилл отзывался на уход Алексия. Этот фрагмент вырезали из эфира. В нем Кирилл сообщает о скоропостижной смерти патриарха и говорит, что своим уходом Алексий «оградил нашу церковь от трудного испытания, когда во главе ее стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению».

После выступления Стаса Садальского на своем блоге в ЖЖ, пошли круги по воде. Слух о том, что кончину святейшего патриарха Алексия II «ускорили», несется по Руси со скоростью слуха.

РПЦ, хотя и неохотно, но вынуждена раскрывать тайны смерти Алексия II.

Протодиакон Андрей Кураев рассказал подробности смерти Патриарха, ответив таким образом на слухи о насильственной смерти Святейшего Патриарха.

Объяснения дьякона Андрея Кураева оставляют еще больше вопросов, чем были до чудовищного предположения Садальского. Например, справедливо вопрошают посетители блога Кураева: «зачем Патриарх закрывался и ключей от его внутренних (!) покоев ни у кого не было? Я вижу только один вариант (если я не права, подскажите другой): боялся покушения. А это собственно его и убило (зато, спас кого-то от греха убийства, если такое имело место жить в реалии)».

Другой посетитель блога пишет: » Да, нездоровая атмосфера недоверия там, судя по этим ключам, была. Смысл закрывания себя на единственный ключ может быть только один — Патриарх не доверял самым ближним. Наводит на нехорошие мысли…»

Но еще хуже то, что, прикрываясь вечной «этической проблемой», которая лежит в зоне сортира и человеческих отправлений, Церковь пускается лгать. А это грех. Грех — всюду. И тут грех, и так грех.

Мы уверены, что РПЦ выйдет из сложного положения, сославшись на библейского Хама, которому уподобился Стас Садальский. Надо было поверить, не заметить, не лезть, куда не просят.

А в ответ: надо было думать, надо было придумать более правдивое объяснение обвязанной голове усопшего Святейшего. Или надо было сказать такую печальную и неудобную правду?

Ровно 4 года назад, ранним утром 5 декабря 2008 года Патриарх Алексий II направился туда, куда проснувшись направляются все: и грешники, и праведники — в туалет. Чтобы там преставиться Господу. В такой смерти нет ничего позорного или необычного, и о двух подобных смертях я уже вспоминал: и . А можно еще вспомнить что так же ушли в мир иной короли Георг III и Людовик XIV, миллиардеры Поль Гетте и Джон Рокфеллер, да и много еще кто. Но РПЦ вспомнила лишь как принял смерть один из первых еретиков христианства Арий, и испугалась. .

Джон Рокфеллер. Мечтал заработать $100 тыс., дожить до 100 лет и умереть во сне. Заработал $192 млрд., дожил до 97 лет и умер в сортире. Не все мечты сбываются.

Хватились Патриарха около 8 часов утра — он не вышел в обычное время к заказанному завтраку. Стали стучать в запертые двери, кричать, никто не отзывался. Позвали охрану, которая взломала дверь в покои, и обнаружила уже остывшее тело Патриарха в уборной комнате. Он лежал посреди просторной уборной, отделаной художественной плиткой и мрамором, на которых виднелись кровавые следы от рук Алексия. Скорее всего (то ли от сердечного приступа, то ли от утраты координации движений) Патриарх упал и ударился затылком головы о спинку твердого стула, а потом пытался подняться. Поскольку Алексий имел два сердечных стимулятора, они долго выгоняли из его раны кровь, пока он не умер. Крови в уборной было много, затылок весь в крови, а лицо бледно как полотно. При такой травме, даже сопряженной с сердечным приступом, Патриарха можно было бы спасти. Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но двойные двери во внутренние покои с полной шумоизоляцией, Патриарх всегда запирал на ночь изнутри на ключ. А дубликата этого ключа не было ни у кого, даже у охраны. Я повторяю — в такой смерти нет ничего непотребного, и никто из нас не знает как и где он встретит свой последний час. Непотребство началось потом.

После кончины Святейшего высшие иерархи РПЦ от греха подальше договорились молчать о реальных обстоятельствах и причине смерти патриарха, и около 11 часов 5 декабря 2008 года они устами руководителя пресс-службы Московской Патриархии озвучили обтекаемое официальное вранье про «причину смерти — сердечную недостаточность». Что с обстоятельствами кончины патриарха Алексия что-то нечисто, стало понятно сразу же. Патриарх жил по четкому расписанию — и никто не заметил, что не встает? При нем, как писали в СМИ, постоянно дежурила бригада врачей — и она не имела к нему доступа? В «Российской газете» и в «Новой Газете» тут же появилась версия что Патриарх погиб в ДТП, и Патриархия тут же опровергла эти сообщения: «Появившиеся в ряде СМИ версии о том, что патриарх попал в ДТП, никоим образом не соответствуют действительности».

.

фото Сергей Ильницкий/EPA

Однако почти год слухи вокруг смерти патриарха Алексия продолжали циркулировать и множиться, вплоть до версии что патриарх Алексий был ритуально умерщвлён в канун иудейского праздника Ханука. И их кульминацией стала нашумевшая версия Стаса Садальского, согласно которой Патриарх был убит руками осетинских боевиков за то, что он не поддержал военные действия России против Грузии в августе 2008 года. Стало понятно, что РПЦ оказалась в невыгодном положении, которое в шахматах называется «цугцванг» — какой бы ход шахматист ни сделал, он будет для него невыигрышным. Врать дальше — плохо, раскрыть истинные обстоятельства смерти Патриарха — тоже плохо. И только спустя почти год после похорон Святейшего, бывший его референт и очень близкий к Патриарху Кириллу протодьякон Андрей Кураев получил наконец благословение рассказать правду и о травме головы как причине смерти, и о туалете, и о крови в нем, и о запертых дверях в спальню. Как сказал Кураев, руководство церкви отказалось сразу обнародовать реальную картину кончины Святейшего по морально-этическим соображениям: «Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной. То, что было бы горько-обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху».

Но как скандал в применении к Патриарху было воспринята не правда об обстоятельствах его кончины, а официальная ложь РПЦ.

Кураев тогда сказал ещё: «Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух».

Но он не сказал, что соврав об обстоятельствах смерти Патриархия получила не один мерзкий слух, а много мерзких слухов. Которые тут же прекратились, как только всплыла правда о подробностях последних часов жизни Алексия. Ну умер человек так, а не иначе — ничего позорного в этом нет, никто не волен выбирать место где внезапно умрет. Люди часто лучше и умнее, чем думают о них церковники… .

Внутри церковников, наверное, борются не злой волк с добрым, а Дьявол с Богом

Высшие иерархи Церкви тоже когда-то были детьми, и мамы им тоже наверное говорили: «Сыночек, врать нехорошо. Враньё вскроется, потом стыдно будет». Ну ладно, люди пожилые может и не помнят уже чему их в детстве учили. Но ведь жизнь постоянно их учит тому же самому — всякий раз, когда иерархи Церкви врут, они получают «мерзкие слухи» и скандалы. А маленькая ложь иногда растет как снежный ком, превращаясь в огромное враньё. Ну вот как в истории с «часами Кирилла»: 1. Носишь дорогие часы — ну не ври, что не носишь. 2. Поймали на вранье с помощью фотографий — не пытайся совершить новый обман путем их монтажа. 3. Поймали на неумелом монтаже — не называй это «нелепой ошибкой», и гонениями на Церковь. Ведь не соври тогда Патриарх Кирилл в первый раз, отрицая очевидное, не пришлось бы врать и дальше. И скандала с часами бы не было, и стыдно бы не было перед Богом и людьми, и Церковь не роняла бы свой авторитет. Потому как говорить правду не всегда приятно, но иногда полезно.

5 декабря 2008 года в своей подмосковной резиденции в Переделкино умер Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. По официальной версии, патриарх скончался от сердечной недостаточности. По крайней мере, именно так об этом печальном событии сообщила пресс-служба Патриархии. Однако в тот же день в СМИ появилась и другая версия — якобы патриарх погиб в ДТП. Патриархия тут же опровергла эти сообщения: «Появившиеся в ряде СМИ версии о том, что патриарх попал в ДТП, никоим образом не соответствуют действительности». Однако слухи вокруг смерти патриарха Алексия продолжали множиться.

И вот некоторое время назад в Интернете появилась сенсационная версия, согласно которой патриарх был убит. Авторы «сенсации» утверждали, что Алексия Второго якобы убили за то, что он не поддержал военные действия России против Грузии в августе 2008 года. Правда, источники «убийственной версии» особого доверия не вызывали. В частности, об убийстве патриарха много шумел актер Станислав Садальский, известный своими эпатажными выходками: «Мне дико: убили Святейшего — и молчат!.. Знакомые попы, милиция мне рассказали, что патриарха нашли с пробитой в трех местах головой, что взор его был устремлен на дверь. Каким образом в голове Святейшего образовалось три дырки?» Примечательно, что те, кто подхватил версию об убийстве, не скрывали своего враждебного отношения к нынешнему патриарху, Кириллу, а о сопернике Кирилла — митрополите Клименте, главе Издательского отдела РПЦ, — отзывались лестно, называя его «молитвенником» и «человеком без двойной морали». Но самое интересное было впереди: оказалось, не все в «версии убийства» — неправда. Патриарх действительно был найден в своих покоях с разбитой головой… ВСЯ ПРАВДА?

С развернутым опровержением «версии убийства» выступил бывший референт Святейшего, протодьякон Андрей Кураев. Однако при этом он фактически опроверг и официальную версию кончины патриарха. «Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха, — написал протодьякон. — Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах». Более того, Кураев не исключил, что приступа не было вообще. Что же случилось, по его мнению?

«Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений — и упал. Но, па-дая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену. Патриарх пришел в сознание. Пробовал встать — на стенах кровавые следы от его рук», — пишет далее Кураев в тексте, размещенном на его страничке в «Живом Журнале».

«Даже и при такой травме его можно было бы спасти, — продолжает он, — если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но дело было во внутренних покоях патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от ос-тального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны… Когда и в половине девятого он не вышел (к завтраку. — «Профиль»), начали тревожиться… Через окошко ванной комнаты увидели его лежащим. Дверь взломали. Но тело уже остывало». Как дает понять Кураев, руководство церкви отказалось обнародовать реальную картину кончины Святейшего по морально-этическим соображениям: «Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной. То, что было бы горько-обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху».

Впоследствии «версию Кураева» косвенно признала и пресс-служба Патриархии. «Вне зависимости от конкретных обстоятельств его (Алексия Второго. — «Профиль») смерти это была своего рода «плата» за ту свободу, которую он «выторговал» у окружения, — заявил в начале сентября «Интерфаксу» руководитель пресс-службы Патриархии священник Владимир Вигилянский. — Патриарх был всегда на виду, в окружении людей, и единственное, что он отвоевал у своего окружения, — это ночь. Он не допускал ночью к себе в покои никого, чтобы можно было помолиться и побыть одному… В покоях патриарха не было тревожной кнопки, потому что патриарх, как говорят, был против».

«СМАКОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ»

Итак, картина кончины патриарха прояснилась. Другой вопрос — почему подробности последних часов жизни Алексия Второго вдруг всплыли через несколько месяцев после его кончины, несмотря на изначальную позицию руководства церкви придерживаться «официальной версии» (сердечная недостаточность)? Ведь, по большому счету, как выразился священник Владимир Вигилянский, «все это смакование деталей — от лукавого».

Судя по всему, дело обстояло так. После кончины Святейшего высшие иерархи церкви договорились молчать о реальных причинах смерти патриарха. Однако впоследствии кто-то не выполнил взятые на себя обязательства. Как полагает политолог Алексей Макаркин, появление слухов, и в первую очередь явно антикирилловской «версии убийства» патриарха Алексия, — это отголоски беспрецедентно жесткой внутрицерковной борьбы, развернувшейся в период выборов нового патриарха и, судя по всему, до сих пор не завершившейся. Вполне возможно, кто-то из иерархов, недовольных тем, как идут дела при новом патриархе, Кирилле, «слил» в массы «версию», позже подхваченную в Интернете.

Источником информации могли быть люди, близкие к митрополиту Клименту. Все понимают, что у него есть все основания недолюбливать нового патриарха. Во-первых, Климент сам метил на это место. Во-вторых, усилиями Кирилла уже через полгода после выборов Климент потерял ключевое место управделами Патриархии, став всего лишь главой Издательского отдела РПЦ. Теперь вместо того, чтобы решать кадровые и финансовые вопросы, владыка Климент издает душеспасительную литературу. И поговаривают, что это всего лишь временная позиция: в планах нового патриарха продолжить кадровое понижение бывшего соперника.

Впрочем, не исключено, что утечка произошла по инициативе других иерархов, принадлежащих к оппозиционным силам в РПЦ. Ведь, как утверждает Алексей Макаркин, «оппозиция в церкви — это нечто аморфное, вряд ли есть кто-то, кто ее возглавляет, но от этого число людей, не желающих каких-либо изменений и способных противостоять Кириллу, не становится меньше». Тот факт, что источник «слива» находится внутри церкви, подтверждает и глава близкой к РПЦ общественной организации «Российская христианско-демократическая перспектива», бывший депутат Госдумы Александр Чуев. «Если бы об обстоятельствах кончины Святейшего говорили лишь люди светские, это было бы полбеды, но этим занимаются люди церковные, и именно от этого — страшно и больно».

ЦУГЦВАНГ

Как только «версия убийства» стала кочевать из одного сетевого СМИ в другое, стало ясно, что «кирилловцы» оказались в невыгодном положении. В шахматах такое положение называется цугцванг — какой бы ход вы ни сделали, он будет для вас невыигрышным. Отмолчаться — плохо, раскрыть истинные обстоятельства смерти патриарха — тоже плохо. Вероятно, на это и был расчет тех, кто запускал слухи: ведь не опровергнуть обвинения в убийстве почившего патриарха близкие к нынешнему патриарху люди не могли. При этом, опровергая ее, они неизбежно вынуждены были бы озвучить и реальный ход событий того злополучного утра. Что в церкви, где обсуждение таких деталей не принято, неизбежно будет воспринято крайне болезненно.

Именно это и произошло: версию того, что «было на самом деле», озвучил близкий к нынешнему патриарху протодьякон Андрей Кураев. Прямота, с какой отец Андрей сообщил «городу и миру» об истинном положении вещей, была неоднозначно встречена в лоне самой церкви. По словам Александра Чуева, «глубоко аморально обсуждать кончину Святейшего в таких деталях: мы должны почитать его, молиться за него, поэтому я не разделяю позицию Андрея Кураева, и мне странно, что он включился в эту дискуссию».

Получается, что, как и «версия убийства», ее опровержение — пусть и опосредованно — нанесло удар по позициям Кирилла. «Теперь старушки у церкви будут обсуждать — убили патриарха или он сам умер в ванной: ни то, ни другое авторитета церкви и ее нынешнему предстоятелю не добавит», — уверен Алексей Макаркин. Мирянам же эта история даст повод задуматься о том, что в сообществе, имеющем прямое отношение к совершениям таинств, как оказалось, царят такие же нравы, как и в мире большой политики, где принцип «цель оправдывает средства» исповедуется, пусть и негласно, очень многими. Как это ни печально, но тайну смерти своего недавнего пастыря некоторые церковники пытаются использовать для решения текущих, сиюминутных интересов.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был убит тремя выстрелами в голову (или ему проломили череп ледорубом?).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был убит. Об этом заявлял и заявляет известный российский актер, телеведущий и общественный деятель Станислав Садальский.

«Мне дико: убили Святейшего – и молчат! Я хочу знать правду о том, как на самом деле окончилась земная жизнь Алексия. Знакомые попы, милиция мне рассказали, что патриарха нашли с пробитой в трех местах головой, что взор его был устремлен на дверь. Бью во все колокола – никто меня будто не слышит. Многие попы, люди подневольные, стали бояться публично со мной общаться – служба безопасности (СБ Церкви и ФСБ) нынешнего патриарха отслеживает их контакты», — негодует Садальский.

По его словам, Кураев первым отреагировал – признал в блоге, что патриархия «постеснялась сказать неблаговидную правду об обстоятельствах кончины Алексия II».

«Уважаемый дьякон, обращаюсь к вам через газету «Собеседник»: разъясните людям, что это за правда. Каким образом в голове Святейшего образовалось три дырки? Почему во время похорон лицо Алексия было закрыто? Вранье, что по православной традиции. Когда провожали патриарха Тихона, ничего не прятали. Может, потому, что нечего было скрывать?», — спрашивает актер.

Комментируя ссылку Садальского протодиакон признает «отчасти верной» версию сердечного приступа. «Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха, — пишет о. Андрей. — Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах». Вместе с тем, он допускает: «Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений – и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула

.
И этот угол перебил вену
«.

Протодиакон Андрей Кураев также сообщает, что на стенах помещения, в котором находился Патриарх в момент смерти, остались «кровавые следы от его рук». Профессор свидетельствует, что Алексий II сам создал условия, препятствовавшие помощи ему: «Дело было во внутренних покоях Патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ (а почему он запирался на ключ, ведь его келейницы никогда без его благословения не входили? Видимо, ему было чего опасаться… — Ред. ). Двери двойные, шумоизоляция от остального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны Патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны».

По версии о. Андрея, двери патриарших покоев взломали только в 8.30, после чего обнаружили тело Алексия II в ванной комнате. Объясняя отсутствие внятной официальной версии смерти Патриарха, протодиакон перечисляет возможные недоумения: «Понятно, что у прокураторы возникло множество вопросов. Почему в ванной не было тревожной кнопки? Почему престарелый человек был один? Почему не было ключей у охраны? Как могла рядом с ним быть не мягкая и удароопасная мебель? Почему монахиня-экономка не сразу сообщила охране? Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной. То, что было бы вполне обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху. Да и около- и внутрицерковные раскольники с радостью запричитали бы о «смерти Ария». В связи с этим, версию о гибели Патриарха в результате ДТП, активно распространявшуюся в день его смерти, о. Андрей называет «маскировочной».

От Редакции М3Р.
Во-первых, любому здравомыслящему человеку ясно, что, если даже допустить вариант падения патриарха, при котором он затылком ударился об стул, то, однозначно, невероятно, чтобы при этом он перебил вену и рассек кожу затылка так, что кровь била «фонтаном». Во-вторых, те кто были у патриарха в резиденции прекрасно знают о том, какие шикарные стулья стояли у него в кабинетах. Разрубить голову об них, падая телом — просто нереально.
Но «политический» аргумент Садальского – о том, что Алексия II могли убить за отказ признать независимость Абхазии и Южной Осетии и принять их епархии в состав РПЦ МП — не верен.

Чем далее от этого трагического события, тем более ясными становятся мотивы возможного убийства патриарха Алексия. Дело в том, что он шел на компромиссы с руководством России и участвовал в экуменических встречах и т.д. Но он не был «паровозом» в этих вопросах. Им его всегда приходилось подталкивать. Вполне вероятно, что в определенный момент он, чувствуя приближение смерти, просто отказался от очередного предательства Христа. И это предрешило его судьбу.

Являясь очевидцами набирающей силу апостасии в РПЦ МП, которую активно инициирует нынешний патриарх, можно с большой долей уверенности говорить о том, что смерть патриарха Алексия II выгодна именно экуменистам-апостасийщикам в российском руководстве, находящимся под непосредственным патронатом Мирового Правительства и некоторым из жидовствующего священноначалия РПЦ МП. В этом вопросе, п.Кирилл прав, патриарх Алексий, видимо, был «практически уже неспособный к управлению» (извне

).

Конечно же, если его убили, то совершить это преступление могли только по инициативе и указанию с самого «верха», т.к. люди со стороны попасть на территорию, охраняемую Федеральной Службой Охраны (ФСО, т.е. фактически президентской) — не смогли бы ни при каких условиях.

Когда Кураев начал рассказывать, что у сотрудников ФСО не было ключей от покоев патриарха, якобы, из-за того, что они не хотели перечить ему, то это вызывает улыбку. ФСО — это не та структура, которая обременена какими-то эмоциями. Она всегда четко следует инструкциям.

Почему могли убить, используя такую инсцинировку? Трудно сказать. Возможно дело не терпело отлагательства. Отравить его было бы достаточно сложно, т.к. пищу готовили преданные ему до смерти люди.

Всегда добродетельно о людях думать лучше, чем они даже
есть на самом деле. Возможно, чувствуя приближение смерти, патриарх хотел принести покаяние за свои грехи пред Богом (экуменизм и т.д. и т.п.), что могло стать достоянием гласности. Это и могло послужить сигналом для врагов Православия и Россиик его быстрому устранению.
В любом случае, упокой Господи душу усопшего раба
ТвоегоАлексия и прости ему вся прегрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное!
Садальский разместил у себя в блоге кусочек речи из программы «Слово пастыря», где Кирилл (новый патриарх) отзывался на уход Алексия II.

Этот фрагмент вырезали из эфира. В нем Кирилл сообщает о скоропостижной смерти патриарха и говорит, что своим уходом Алексий «оградил нашу церковь от трудного испытания, когда во главе ее стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению».

Вот этот фрагмент (Ред.М3Р)

От Редакции М3Р


Трудно себе представить, чтобы, когда скончался 95-летний (!) патриарх Сербский Павел, сербы могли бы такое сказать в его адрес. Несмотря на то, что он был весьма преклонных лет и часто болел, а все последние годы вообще «безвыходно находился в военно-медицинской академии в Белграде», все православные сербы переживали о нем, как за родным отцом, считая его «настоящим праведником нашего времени» и «символом духовного единства сербского народа».
Кроме того, патриарх Алексий не был немощным стариком и не страдал старческим слабоумием, чтобы митрополит Кирилл мог его так охарактеризовать. Он болел, как и всякий пожилой человек, но даже накануне своей трагической смерти он служил праздничную литургию Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Тем нагляднее цинизм патриарха Кирилла, который так отозвался о почившем 79-летнем Предстоятеле Церкви, а теперь издает книги в его память и поет ему панегирики.

Почему в Интернете требуют предать анафеме Станислава Садальского и Андрея Кураева

В мировой паутине вторую неделю полыхает скандал. Народный артист России Станислав САДАЛЬСКИЙ на своем сайте заявил, что главу Русской православной церкви Алексия II убили, и напал на ее ярого апологета протодиакона Андрея КУРАЕВА, требуя правды. Миссионер ответил. В итоге Интернет кишит проклятиями в адрес каждого из них.

В ту скорбную пятницу 5 декабря 2008 года с 10 утра, то есть за два часа до официального сообщения о кончине Первоиерарха Алексия II

, сайт патриархии подвергся хакерской атаке. Между тем слухи о гибели патриарха уже поползли по Москве. В 12-часовых новостях все радиостанции и телеканалы сообщили, что Святейший умер в своей резиденции в Переделкино час-полтора назад. Скупое сообщение побудило миллионы людей — верующих и атеистов — ринуться в Интернет, чтобы высказать свои соболезнования или узнать подробности. Уместнее всего это было бы сделать на сайте патриархии. Но сайт не работал! А в Интернете уже гуляла версия, что высокочтимый патриарх погиб в ДТП.

Слово не воробей

Этого не может быть! — уверяли одни. — Патриарх ездит в бронированном «мерседесе», изготовленном по спецзаказу с приподнятой крышей, так как патриарху не положено снимать головной убор. Вспомните, броня такого же «мерседеса» спасла при покушении жизнь Шеварднадзе

. А когда лимузин патриарха мчится по Смоленскому проспекту в сопровождении джипов охраны, сотрудники ГИБДД перекрывают улицы. — Однажды «мерседес» патриарха попал в ДТП, — спорили другие. — Это было обычное столкновение двух машин, но телезрителям показали кадры эвакуации святейшего. Охранники вынесли на руках ничуть не пострадавшего патриарха и посадили его в другую машину, которая тут же умчалась. А сейчас все молчат, видимо, потому, что спасти не удалось? Естественно, журналисты в такой ситуации атаковали Андрея Кураева. И в какой-то момент он написал в своем блоге роковые слова о том, что нелепые слухи множатся, так как патриархия «постеснялась сказать неблаговидную правду об обстоятельствах кончины Алексия Второго». И тут началось… немыслимое домысливание! Прекрасного полемиста
Андрея Кураева
подвело отличное знание русского языка. Слово «неблаговидную» он употребил в первом значении — как неприятную на первый взгляд, а люди восприняли ее в расхожем, втором, значении — как постыдную. Зато патриархия тут же отреагировала. Но в ее версию «сердечный приступ» уже мало верили даже те, кто помнил, что патриарх страдал мерцательной аритмией. И
Стас Садальский
тоже.
Масла в огонь страстной натуры любимого народом артиста подлили и слова нынешнего патриарха Кирилла, якобы сказанные им в программе «Слово пастыря» и вырезанные из эфира. Соль их такова: своим уходом Алексий «оградил нашу церковь от трудного испытания, когда во главе ее стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению». Стас Садальский счел их возмутительными. Но не учел того, что знали многие в церковной среде. Алексий II любил Кирилла за его искреннее слово и ценил разумную прямоту своего будущего преемника. Садальский стал искать правду, где только мог. И в конечном счете выдал в своем блоге немыслимое для православного человека: «Вот Климент мне нравится, он мой сосед, он удивительный. Я хотел бы его… Я наблюдал за ним — он молитвенник, человек без двойной морали. Настоящий священник. А Кирилл мне омерзителен». И сообщил миру результаты своего расследования, основанные на том, что патриарха хоронили с покрывалом на лице: «Знакомые попы, милиция мне рассказали, что патриарха нашли с пробитой в трех местах головой, что взор его был устремлен на дверь. Бью во все колокола — никто меня будто не слышит. Многие попы, люди подневольные, стали бояться публично со мной общаться — служба безопасности нынешнего патриарха отслеживает их контакты».

Осень патриарха

Андрею Кураеву опять выпала честь отвечать. Но вместо фактов он тоже привел предположение: «Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха. Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах. Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений — и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену. Патриарх пришел в сознание. Пробовал встать — на стенах кровавые следы от его рук (это важно с религиозной точки зрения: значит, кончина патриарха не была мгновенной и у него было время не только для последней борьбы за жизнь, но и для осознания неизбежности предстоящего последнего Перехода и подготовки к нему). Даже и при такой травме его можно было бы спасти. Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но дело было во внутренних покоях патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от остального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны. Патриарх накануне вечером заказал завтрак на 8 утра. Когда и в половине девятого он не вышел, начали тревожиться. Стуки, звонки не давали ответа. Стали заглядывать в окна. И через окошко ванной комнаты увидели его лежащим. Дверь взломали. Но тело уже остывало».

Понятно, что у прокураторы возникло множество вопросов.
Почему в ванной не было тревожной кнопки? Почему престарелый человек был один? Почему не было ключей у охраны? Как могла рядом с ним быть немягкая и удароопасная мебель? Почему монахиня-экономка не сразу сообщила охране? Людям православным и без разъяснений понятно, что патриарху, знающему, что без воли Божьей ни один волосок ни с чьей с головы не упадет, все эти кнопки и комфортные навороты просто не нужны. И ключи он никому не давал, чтобы встретить свой смертный час без суеты, один на один с небесными силами. Но, стремясь честно ответить на эти вопросы людям светским, Кураев, наконец, сообщает: «Понятно, что и патриархии было трудно сказать о том, что со смертью предстоятель встретился в уборной. То, что было бы вполне обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к патриарху. Да и около- и внутрицерковные раскольники с радостью запричитали бы о «смерти Ария».
Простым смертным последние слова мало что говорят. Зато у теософски подкованных тут началась истерика. Дело в том, что еретик Арий еще в 318 году был отлучен от церкви за то, что не принимал Святую Троицу и считал Христа человеком. Но, желая вернуться в лоно Церкви, Арий согласился подписать Символ веры, который знает наизусть каждый православный и повторяет утром на каждой литургии. Однако при подписании он схитрил: созвучный своим убеждениям текст Арий держал под мышкой и мысленно произносил его. За что был наказан Богом. За день до вступления в Церковь Арий вышел из царского дворца, и страх совести овладел им так, что через несколько минут он умер от крайнего расслабления желудка, при котором с кровью у него выпали селезенка и печень. Почитатели Алексия II саму мысль Кураева о возможности такого сопоставления с Арием сочли кощунством. Как и крамольное высказывание Садальского об убийстве патриарха и его мнимой причине. И тут уже все кому не лень стали на интернет-форумах требовать предать анафеме кто одного, кто другого достойного человека. Первому важна философская истина, второму — интеллигентская правда, но оба, и «Экспресс газете» это очевидно, преследуют одну цель — сделать все от них зависящее для укрепления православия на Руси. Об этом же радел и любимый народом патриарх, накануне своей кончины утром причастившийся, а вечером отслуживший молебен в Донском монастыре святому патриарху Тихону, который не пошел на сговор с большевиками и в заключении стоически переносил клевету и травлю до самой кончины в 1925 году. И эти два факта — единственное, что имеет значение с точки зрения людей верящих в то, что у Бога все живы. И искренне печалящихся о том, какая неблаговидная осень выдалась усопшему патриарху, которого в дань традиции хоронили с покрытым лицом, как и его предшественников — патриархов Пимена и Алексия I.

Алексий II умер как святой — стоя на коленях перед иконами

XV патриарх Русской православной церкви «почил в Бозе» — «уснул в Боге», 5 декабря — в светлый Рождественский пост, на следующий день после одного из главных православных праздников — Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он не дожил до своего 80-летия всего два месяца.

Последние годы святейший сильно болел. Подводило сердце (Патриарх страдал ишемией, перенес несколько инфарктов), одолевали проблемы с давлением. А за два месяца до кончины его состояние было критическим: он пережил клиническую смерть и остановку сердца.

Несмотря на все это, весть о его смерти стала для людей полной неожиданностью. Четверо суток, пока тело патриарха находилось в храме Христа Спасителя, день и ночь выстраивались многокилометровые очереди. Люди, не сдерживая рыданий, шли, чтобы в последний раз поклониться великому пастырю.

Каждый был уверен — землю покинул святой человек. Действительно, переоценить то, что сделал патриарх за годы своего правления, сложно. Тысячи восстановленных монастырей и храмов, десятки подворий возвращены РПЦ.

Последние минуты жизни и смерть патриарха держались в строжайшей тайне. Спустя год после кончины святейшего нам удалось приоткрыть эту завесу.

ВЕРНАЯ ФИЛАРЕТА

Накануне Алексий II отслужил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. После приехал в Переделкино — свою любимую резиденцию, в которой жил последние 13 лет, с 1995 года. Именно ее он считал своим домом.

Два гектара земли под строительство было выделено тремя годами раньше. Со временем территорию удалось увеличить до 30 га. Деньги на строительство и благоустройство по просьбе патриарха выделил «Газпром». Резиденцию назвали «Центр православного наследия».

В день смерти первой неладное почувствовала его преданная экономка игуменья Филарета. Матушка уже более 40 лет управляла домашними делами святейшего, ее прислали вести хозяйство из столь любимого патриархом Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Во времена хрущевского правления его попытались закрыть, и своим спасением он обязан именно заступничеству Алексия II, который тогда был епископом Таллиннским и Эстонским.

В помощницах у нее было еще около 12 монахинь. И они перед ней трепетали — понимали не с полуслова, а с полувзгляда.

Постепенно из простой экономки она стала для святейшего самым преданным другом, советчицей, ангелом хранителем. Ей он доверял безгранично.

Как один из ярких примеров того, насколько Алексий II ценил свою помощницу, говорит вот такой случай.

— Когда я и настоятель патриаршего подворья в Переделкино архимандрит Владимир Зорин принесли святейшему на утверждение генплан резиденции, он сразу позвал матушку Филарету, — рассказывает один из благоустроителей патриаршей вотчины в Переделкино Александр Бугаевский. — Спрашивает у нее: нравится проект? Она внимательно посмотрела и одобрила. Патриарх говорит: «Ну раз, матушка, тебе нравится — значит, и мне тоже». И только после этого благословил на начало стройки.

ТАК УМИРАЛИ СВЯТЫЕ

Вставал Алексий II затемно. Молился, умывался и к 8 часам спускался в зал завтракать. Мать Филарета накрывала практически всегда одинаково: «геркулес», глазунья (когда не было поста), чай. На столе всегда был и кофейник. Святейший очень любил взбодриться чашечкой крепкого кофе, если давление позволяло.

Часы пробили десять, патриарх не спускался. Встревоженная матушка постучалась в спальню. Ответа не последовало. Филарета послала за работником и велела немедленно ломать дверь. Святейший на ночь всегда запирался.

Алексия II нашли в спальне, он стоял на коленях, склонив голову. Его сердце уже не билось около часа.

На стенах его спальни не было ни одного свободного места — один сплошной иконостас. Они и стали немыми свидетелями кончины святейшего.

Как рассказал корреспонденту «КП» источник в прокуратуре, информацию о смерти Алексия II не объявляли несколько часов.

Перепуганная монахиня попыталась оказать первую помощь патриарху.

— Уложила тело на пол, под голову положила подушку, — говорит следователь. — А поскольку тело сдвигали с места и мы устанавливали его исходное положение — это затянуло процесс дознания.

После смерти патриарха мать Филарета была убита горем. Она практически не спала 40 дней. Молилась и беспрестанно плакала.

— Ее попытался утешить руководитель пресс-службы Московского патриархата Владимир Вигилянский, — вспоминает очевидец событий. — Сказал, чтобы она так не убивалась, патриарх — святой и попадет сразу в рай. Она ему ответила: «Он был хорошим человеком!»

То, что патриарх умер стоя на коленях, в его окружении стали считать особым знаком избранности. Многие канонизированные святые, такие как Дмитрий Ростовский и Серафим Саровский, уходили из жизни именно так.

НОВЫЙ ПАТРИАРХ, НОВЫЙ ПОРЯДОК

Как и положено по церковному уставу, после кончины патриарха резиденция переходит к новоизбранному первоиерарху. Именно он решает, что делать с хозяйством своего предшественника.

Как говорят об Алексии II люди, которые его хорошо знали и искренне любили, «святейший имел большое сердце и с любовью относился к бессловесным созданиям Божиим», животные это чувствовали и «отвечали ему взаимной любовью».

Один из рабочих резиденции рассказал мне случай, как патриарх спасал котенка, который забрался на дерево, боялся слезть и жалобно мяукал. Алексий II попросил архимандрита Владимира пойти на дорогу и попытаться найти машину с вышкой, хотя откуда ей там было взяться? Отец Владимир спорить не стал, послушно пошел. Патриарх остался возле дерева подстраховать пушистого бедолагу, если надумает сигануть вниз. Буквально через несколько минут архимандрит вернулся на автовышке.

— Помолился и нашел, — отчитался он.

Котенок стал очередным питомцем патриарха.

После кончины святейшего осиротели десяток любимых коров, телята и лошадки на скотном дворе. Три песика — пекинес Пуша, мопс Кеша и карликовый пудель Туся. К последнему патриарх относился с особенной теплотой. В январе 2005 года его подарили дети из Беслана. Ребята передали Алексию II Туську с рук на руки при личной встрече. Осиротели любимый рыжий кот патриарха и кенар, которого святейшему тоже подарили дети — девочки-сироты из Марфо-Мариинской обители. Кроме того, у Алексия II жили павлины, лебеди и козлик.

— Животные первое время после смерти святейшего страдали, — рассказала одна из монахинь, жившая в то время при резиденции. — По другому и не скажешь. Сейчас там никого из прежних зверушек не осталось.

По словам матушки, всех «копытных» перевезли в Борисоглебский женский монастырь в подмосковном Аносино. Настоятелю расположенного там патриаршего подворья архимандриту Спиридону (Иванову) новый патриарх Кирилл поручил капитально отремонтировать коровник, купить современные доильные аппараты, чтобы буренки чувствовали себя комфортно. Настоятельница обители монахиня Варахиила (Бучельникова) ежедневно их навещает.

Всех домашних питомцев покойного патриарха забрала к себе матушка Филарета. После сороковин она переехала из резиденции Переделкино в Москву в Богородице-Рождественский женский монастырь и живет там по сей день. Хозяйством нынешнего патриарха Кирилла занимается новая экономка матушка Иона.

Единственный, кто остался в резиденции после смерти патриарха, его духовник архимандрит Кирилл (Павлов). В этом году, 8 октября, ему исполнилось 90 лет. Старец очень слаб и редко выходит из своей кельи.

— Резиденция в Переделкино будет расти и развиваться, — говорит Александр Бугаевский. — Она станет одним из крупнейших научно-богословских, музейных и духовных центров в стране. Патриарх Кирилл дал мне письменное благословение, по которому я буду продолжать заниматься ее благоустройством. Сейчас на территории резиденции строится крещальный храм, церковноприходская школа, часовня.

Как рассказали в патриархии, мемуары и переписку, которые поначалу планировали издать к годовщине смерти Алексия II, опечатаны и пылятся на полках архива.

Алексий II: «Учёба в семинарии — самый счастливый период в моей жизни»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]