Строители офлайн-государства Даниил Туровский рассказывает о православном движении «Сорок сороков»


Краткая биография

Андрей Кормухин родился 20 февраля 1970 года. Родной брат певицы Ольги Кормухиной[1].

Внешние обстоятельства и внутренняя душевная борьба между «физиком» и «лириком» обусловили неоднократную смену сфер деятельности Кормухина. Поступив в Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского на факультет вычислительной математики и кибернетики, он был затем призван в армию. По окончании воинской службы Кормухин оставил университет и получил музыкальное образование в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных, однако затем окончил МПГУ по специальности «юриспруденция»[1].

Андрей Кормухин — автор музыки ряда песен («Право на любовь», «Странник», «Ты просто нужен мне» — на стихи Константина Арсенева[4], «Мольба» — на стихи Риммы Казаковой и Ольги Кормухиной[5]), записанных Ольгой Кормухиной[4][5].

Андрей Кормухин определённое время занимался бизнесом. Однако, как он сам сообщает, в какой-то момент осознал, «что Православие у нас молодое» и не оправилось от последствий продолжительного идеологического гнёта времен СССР. Это осознание побудило Андрея Кормухина заниматься движением «Сорок сороков»[1].

Впрочем, имя Кормухина в новостях Интерфакса появилось ещё до

создания «Сорока сороков». Тогда он выступал как лидер движения «Многодетная Россия»[6] (Кормухин — отец 9 детей[1] и кавалер медали «Родительской славы»[2]). В последующем его деятельность неоднократно освещалась различными СМИ (см. ниже).

Девятеро по лавкам

— Такой неожиданный вопрос к Вам: что тяжелее — координировать «Сорок сороков» или жизнь девятерых детей? — Я думаю, что Господь больше спросит меня за девятерых детей. «Сорок сороков» — это общая ответственность, это такой собор. А дети — моя личная ответственность перед Богом, поэтому меня больше беспокоит, кем я их выращу. Я считаю, неправильно будет, если я буду перетягивать одеяло на себя в нашем движении: хотелось бы создать такую организацию, которая могла бы существовать без личностных факторов (ловит пробегающего мимо сына. — А. К.). А вот это вот — личностный фактор! Кем я его выращу, за то Господь и спросит. А то можно много красивых слов говорить, а вырастить не пойми кого.

— У Вас целая команда сыновей. Рецепт воспитания мужчины есть? — Мне самому в этом отношении было проще: мы выросли во дворах. Несмотря на эпоху, определенные морально-нравственные устои мы усвоили: у нас были принципы — защищать слабого, не позволять обижать девочку, женщину. Мальчик должен знать, что он защитник — веры, семьи и Отечества, защитник слабых. Я обучаю сыновей именно активной защите: это не когда ты сидишь в крепости и ждешь, что тебя измором возьмут, а когда делаешь все, чтоб тебя не смогли окружить, чтоб создать себе возможность недоброжелателей победить или в худшем случае — без потерь куда-то отступить. И еще — стараюсь прививать им принципы почитания родителей, старших. Старший из детей всегда прав — у нас в семье это закон. А если он не прав, то папа потом с ним отдельно разберется. У нас не принято жаловаться на старших — если такое случается, оба могут быть наказаны. Старшим удалось это передать, а дальше они друг друга пошли по цепочке воспитывать.

— Для чего, на Ваш взгляд, воспитывать мальчика защитником, если потом он будет сидеть в офисе? — Наш старший сын как раз недавно пришел из армии, служил в морском спецназе в Кронштадте. Но, думаю, и он понимает, что роль защитника не сводится к тому, что ты рукопашным боем владеешь и из автомата стреляешь. Есть защита духовная, есть материальная. Например, никто не снимал с мужчины обязанность содержать свою семью — это тоже защита.

— В семье Кормухиных есть семейные традиции? — Да, много! Мы любим собираться по разным праздникам. На Рождество к нам приезжают родные, Ольга с Лешей и Тошей (Сестра Андрея Борисовича, известная певица Ольга Кормухина, ее муж Алексей Белов, гитарист рок-группы «Парк Горького», и их дочь Анатолия. — Ред) , мы к их приезду готовим гуся или индейку — запекаем в русской печке (кстати, некоторые дети отказывались есть своих гусей, которых мы разводим). Чаще всего на Рождество готовим семейный спектакль, семейные концерты. Я же окончил Гнесинку, к нам приезжают мои друзья — музыканты, поэты, мы все садимся на полу, и каждый показывает, что может. Практически все традиции наши связаны с православными праздниками. Так получилось, что мы с моей женой Ольгой венчались на Покров, и для нас это, конечно, особенный праздник. К Пасхе у нас целая «фабрика» открывается. Со среды Страстной дети в школу не ходят, садятся за два стола и украшают куличи, расписывают яйца. В четверг мы заканчиваем все в 3-4 часа утра! На Крещение все ездят окунаться в Саввино-Сторожевский монастырь, мы и малышей берем, и друзья детей к нам стали присоединяться, даже тренер сыновей по биатлону ездил с нами.

— Ваши дети как-то участвуют в движении «Сорок сороков»? — Да, конечно! Второй наш сын Серафим, который в десятом классе учится, рассказал нам с Ольгой недавно такую историю. Его друзья-ингуши, два брата-близнеца, посмотрели видео­ролики «Сорок сороков» и говорят: «А можно, мы тоже будем участвовать в мероприятиях движения?» Сын удивился: «Вы же мусульмане!» А они: «Мы очень уважаем людей, которые любят свою веру и стоят за нее. Мы бы хотели вам помогать». Они тоже у меня понимают, что вот такой и должна быть борьба! К сожалению, нас превратили в потребителей — у нас в обществе почти нет общих интересов, все поголовно индивидуалисты. Для начала мы действительно должны вернуть себя себе. И для этого совершенно не нужно махать кулаками.

Мировоззрение

По мнению Кормухина, «Россия не может существовать вне Православия», в ином же случае она либо просто погибнет, либо распадётся на части, либо станет «исламским проектом», либо, наконец, «колонией Америки»[7].

Комментируя это утверждение, Кормухин указывает на то, что все нынешние политологические теории говорят о способности народов выжить лишь при условии осуществления цивилизационного проекта, включающего не менее 300 миллионов человек. К таковым можно отнести США и Китай, хотя и «Евросоюз может быть отдельной цивилизацией», Россия же со своими 145 миллионами, даже при учёте Казахстана и Белоруссию, не может на этот статус рассчитывать. По мнению Кормухина, «включить механизмы выживания в глобальном смысле» может только православная вера, способная дать крепкие многодетные семьи и настоящих патриотов[7].

Считает строительство храмов по «Программе 200» делом чрезвычайной важности: «Каждый храм защищает границы наших морально-нравственных ценностей…» Полагает, что противодействие строительству православных храмов — составная часть скоординированной деятельности[8]:

Православие всех раздражает, в войну с Православием вкладываются огромные деньги. Организованные группы ездят по всей Москве и противодействуют строительству храмов.

Отношение к язычеству и другим «религиозным проектам»

Рассматривает неоязычество как деструктивную технологию, запущенную, чтобы подорвать «русский мир» изнутри[7].

Полагает, что в начале 1990-х годов на Россию «спускались многие религиозные проекты», такие как протестантизм, сайентология, «Свидетели Иеговы», которые, хотя и втянули в свою деятельность отдельных лиц, в целом стали отвергаться обществом, поскольку русским свойствен «православный код»[7]:

Их либо запрещало государство, либо они закрывались, либо уходили в подполье.

Напротив, «язычество включило другие коды, чем оно и опасно». Опасность языческого «проекта», по мнению Кормухина, обусловлена тем, что «определенные силы» сумели «найти близкий понятийный аппарат для молодежи»[7].

Патриотизм, семейные ценности

Считает, что термин «патриотизм» может иметь очень разное наполнение: «Все мы сейчас патриоты, но для каждого это понятие наполнено разными смыслами». Полагает невозможным ставить родину выше Бога. Утверждает, что в отсутствие веры в Бога «начинается винегрет» (возникает идейный хаос), при котором «каждый воюет за свою

родину»[7].

Утверждает, что залогом семейного счастья являются дети и называет себя очень счастливым человеком[7].

Андрей Кормухин: «Спасаться нужно “бандой”»

1 июня исполнилось два года общественному движению «Сорок сороков». За это время оно объединило более 10 тысяч человек и стало без преувеличения одним из самых влиятельных в православной среде. Что позволило движению получить такое широкое признание, какие цели оно перед собой ставит – об этом и многом другом рассказал координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин:

Выйти за ограду

Андрей Кормухин

– Мы возникли не благодаря тому, что был спущен сверху какой-то циркуляр или кто-то был инициатором создания движения, – просто люди наконец созрели, для того, чтобы возродить то, что было разрушено за период 70-летнего коммунистического режима и безвременья 1990-х годов. Мы за спиной имеем тысячелетнюю православную историю, и сейчас мы вспомнили об этом. Мы осознали, что больше не можем жить в рамках церковной ограды или какой-то православной резервации, которая была сформирована в советские годы. В 1990-е годы во всех сферах общественной жизни – в культуре, образовании, политике, искусстве – появилась определенного рода элита, которая сформировала в массовом сознании образ эдакого православного маргинала. Основные посылы того времени: библейский проект закончен, Россия стоит перед новыми открытиями и свершениями, у нас светское государство, в своих церковных оградах делайте что хотите, но только за нее не выходите.

Движение появилось в 2013 году, а это говорит о том, что оно, видимо, родилось как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви 2012 года?

– Да, именно так. Когда начались информационные атаки на Патриарха, произошел скандал с «Pussy Riot», стало понятно, что пришла пора православным христианам выйти наконец за ограду храма и встать на защиту своей веры.


Андрей Кормухин и движение Сорок сороков

Кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели

Вы помните, какие были скандалы, когда был представлен проект курса православной культуры в образовательных учреждениях? Все средства массовой информации тогда разразились фразочками: «Церковь опять лезет в воспитательную область!». Но ведь на самом деле никто этот курс не навязывал. Просто хотели донести, что наша страна имеет православный фундамент, православную историю всех побед, а теперь мы всё это теряем. Даже в Великой Отечественной войне мы победили, потому что проснулся национальный дух. Когда мы осознали, что мы воюем не с немцами, не с фашистской коалицией, а со злом, тогда эта великая Победа и стала возможна. Сейчас уже раскрываются исторические факты, как во время войны Сталин обращался к людям не «товарищи», а «братья и сестры», как открывались храмы. Просто стало понятно, что химерой нельзя победить. Эта химера в итоге в 1990-м году и рухнула, когда опять, отказавшись от Православия, пыталась загнать людей в коммунистический проект. Времена атеистической власти давно прошли, но кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели. Почему мы должны постоянно оправдываться за свое мировоззрение, за свою активность? «Сорок сороков» – наша попытка преодолеть этот кризис. Мы решили стоять на защите православных ценностей и будем стремиться сохранить Россию такой, какой нам оставили ее наши православные предки, – с ее тысячелетней историей и культурой.

Как складывался пазл

Расскажите, с чего движение начало свою деятельность.

– В 2013 году, на заре нашего развития, мы видели себя, прежде всего, защитниками строительства новых церквей, возводимых по программе «200 храмов». Со многими ребятами, которые стояли у истоков движения, мы познакомились как раз на мероприятиях, связанных с защитой строительных площадок. Была ведь жуткая атака на эту программу, причем она была спланирована и очень хорошо финансировалась. Когда мы увидели единомышленников, поняли, что нужно действовать. Поначалу хотели делать это точечно – выбрать какой-нибудь один храм и защищать его строительство. В итоге на сегодняшний день мы помогли в той или иной степени 15 православным общинам Москвы обрести свои храмы. И эта деятельность продолжается.

Движение «Сорок сороков», можно сказать, ворвалось в информационное пространство и православный мир. Всего за два года в него вступили уже 10 тысяч человек…

– Мы не связываем это с какими-то нашими талантами или организаторскими способностями. В большей степени мы развивались по воле Божией и не благодаря чему-то, а вопреки. Когда у нас всё рушилось, когда казалось, что невозможно что-либо сделать, вдруг пазл, который был, казалось, разобран, в определенный момент складывался, и всё получалось. И, к нашей радости, люди разводили руками и говорили: «Да, молодцы, ребята». Но мы понимали, что это не мы молодцы. И, опять же, я думаю, по воле Божией были правильно сформулировали вызовы, и мы стали понятны.

Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами

Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами, стали вливаться в движение и принимать активное участие в наших мероприятиях и акциях. Скажу откровенно: мы не рассчитывали на такой поток людей и немного растерялись. Почувствовали на себе, что такое «болезнь роста». Но потом поняли, что делать, и стали формировать структуру, систему управления и координации. В итоге этих преобразований мы превратились из братства в движение.

Православный код

Вы защищаете строительство новых храмов, проводите Сорочинские встречи с известными православными людьми, духовенством, оказываете помощь в обеспечении порядка во время патриарших богослужений, собираете гуманитарную помощь жителям Донбасса в рамках программы «От храма к храму! От души к душе!», сопровождаете верующих, прибывающих на поклонение православным святыням, проводите спортивные праздники и многое другое. Но какие результаты работы движения вы считаете наиболее значимыми?

– Если бы мы говорили с вами год назад, то я бы сказал, что это поддержка строительства новых храмов в Москве и формирование в православной среде активного крыла, которое готово постоять за веру и за Отечество. Сейчас же я вижу всё более широко.

У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети

У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети. Россия должна осознать себя православной державой, в которой Православие должно быть фундаментом, объединяющим многие национальности и многие конфессии. Ведь нет вражды между людьми разной веры, которые испокон веков населяли нашу страну. Именно Православие позволило сохранить это всё. Мы ведь не вырезали ни одного народа, как было в некоторых якобы христианских странах, и не позволили себе никакой культурной экспансии на территории, которые придерживались своей культуры. Мы просто предлагали. Если взять наши северные земли, то туда шли сначала не воины, а священники и миссионеры. Возьмем даже Кавказ. Он всегда был преимущественно исповедующим ислам. Да, мы с ними повоевали, однако мы воевали не за веру. Просто нам в определенный момент надоело то, что людей забирали в рабство, грабили обозы. Нужно было эти территории поставить в культурные рамки. В принципе и сейчас ничего не изменилось. Посмотрите, что сделал Владимир Владимирович в начале 2000-х в Чечне. Спросите их: им лучше было жить «под Басаевым» в то время или «под Кадыровым» сегодня?

Есть такое исследование, которое проводится почти ежегодно, – «Индекс счастья российских городов», – и, как это ни странно, почти всегда первое место в рейтинге занимает Грозный…

– Ничего странного. Они счастливые, потому что у них ориентиры правильно расставлены. Мы же, имея православный культурный код, всё пытаемся от него отречься. Это то же самое, как у человека в вакууме отобрать противогаз и сказать: «Дыши».

Синергии нет

Как вы в целом оцениваете уровень общественной активности православных людей?

– Он разный. Вообще у нас только начинает формироваться православное поле. До сегодняшнего дня было несколько институтов, структур, которые являлись православными, но они работали в разных плоскостях, с разной аудиторией. Причиной такой разобщенности стали события XX века, когда Церковь по объективным причинам несколько атомизировалась. Было очень мало приходов, но каждый из них для его прихожан был отдельным, закрытым миром. В результате сегодня у нас есть понятие прихода, настоятеля, духовника, но нет понятия православного мира, соборности. По крайней мере не было до последнего времени. Для каждого православного христианина интересы своего прихода и духовника выше интересов всего православного мира. Мало того, было даже какое-то соперничество: «каждый кулик свое болото хвалил». Это связано с тем, что просто не было тех вызовов, которые бы касались каждого отдельного прихода. Но сейчас появилась угроза в целом Православию как цивилизационному коду. И вот теперь мы вспомнили, что спасаться нужно «бандой», и наконец стали потихоньку объединяться вне зависимости от того, кто наш духовник и в каком мы приходе.

Что является двигателем процесса объединения православных?

– Основной движущей силой сейчас является патриарх Кирилл. Он хорошо чувствует время. Отсюда его некоторая критика в сторону миссионеров, образовательных институтов, которые должны быть катализаторами этого процесса. Все православные организации должны объединиться. Есть такое модное слово «синергия». Так вот, сейчас православной синергии нет. А ведь только она может нас опять сделать цивилизационным проектом – хотя мы им и являемся, но пока этого не осознаем. Россия не может существовать вне Православия. Она либо просто погибнет, либо это будут какие-то разрозненные государства, республики, или же она станет исламским проектом, а может, и колонией Америки. У нас от 75 до 80% говорят, что они православные, ассоциируют себя с ними. При этом воцерковленными являются только 5%. Когда мы преодолеем порог в 20–30% воцерковленных, тогда начнется этот момент синергии, сейчас же по одиночке нас очень легко «щелкать».

Из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5–10% православных

Еще важно понимать, что по-другому мы просто не выживем как цивилизация. Все политологические теории сегодня говорят о том, что народы могут выжить только при условии, если они осуществляют цивилизационный проект, количество людей в котором не менее 300 млн. Америка может называться отдельной цивилизацией, Китай может называться отдельной цивилизацией, даже Евросоюз может быть отдельной цивилизацией. Мы же со 145 млн. человек, даже если посчитаем Казахстан с их 14 млн. и Белоруссию с 9 млн. человек, не можем на это рассчитывать. Дай Бог, если 200 млн. наберем. Какой цивилизационный код позволил бы нам включить механизмы выживания в глобальном смысле? Только Православие. Только оно может дать нам крепкие многодетные семьи, а не на 100 браков 80 разводов. Только оно может дать нам настоящих патриотов. Был не так давно опрос среди российской молодежи разных конфессий на тему миграции. Результат примерно следующий: из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5–10% православных. Всё объясняется просто: как можно уехать из Богом данной страны?

Спасение в смирении?

Некоторые считают, что активно проявлять себя в общественной жизни не совсем приемлемо для верующего человека, так как зачастую во главе угла у верующих смирение…

– Ну, во-первых, нужно вспомнить историю Православия, во-вторых, историю России и, в-третьих, историю Русской Православной Церкви. Мы все знаем пресловутый спор между сторонниками позиций Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, живших в одно время. Один призывал к спасению через аскезу, а другой утверждал, что православный человек в равной степени должен быть как молитвенником, так и государственником. В этой связи можно вспомнить и извечный спор между православными патриотами и уранополитами, которые говорят, что мы все братья во всем мире. Да, мы все братья, но у нас есть родина – Россия. Дай Бог, чтобы именно такие споры были у нас.


Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Что же касается смирения, то отвечу вопросом на вопрос. Могло ли появиться государство, которое занимает 1/6 часть суши, если бы все жители этого государства просто смиренно молились всё это время? Есть вызовы духовные, когда каждый человек индивидуально спасает свою душу, а есть вызовы общественные, когда нападают на твое государство, на твоих близких, на твою семью.

К обидам государства, семьи, веры, близких, слабых воин Христов должен быть непримиримым

Мне понравилось в этой связи высказывание протоиерея Андрея Ткачева, озвученное им на наших Сорочинских встречах. Смысл его сводится к следующему: ударили тебя по левой щеке – подставь правую и получишь благодать; ударили при тебе слабого – сломай челюсть обидчику, и будет еще большая благодать. Человек относительно своих грехов должен быть смиренным, но относительно обиды государства, семьи, веры, близких, слабых он должен быть непримиримым воином Христовым.

К слову о воинах. Сегодня многие стремятся воспитывать детей патриотами, чтобы они служили и Богу, и Отечеству. Но что такое патриотизм?

– Если для тебя Православие и вера имеют первостепенное значение, если ты христианин, то для тебя патриотизм играет теми красками, которые нам позволили стать 1/6 частью суши. Если же ты либерал и при этом патриот, то ты захочешь, чтобы Россия стала европейской державой с либеральными ценностями, чтобы можно было заключать однополые браки и подобное. Это та ловушка, в которую очень легко попасть. Все мы сейчас патриоты, но для каждого это понятие наполнено разными смыслами. Я же уверен, что нельзя родину ставить выше Бога, потому что нас создал Бог-Отец. Отношение к родине как к созданию Божиему правильное. Только в этом случае ты будешь ее защищать как Богом данную тебе страну. А если у тебя Бога нет, то начинается винегрет: каждый воюет за свою родину, у всех она какая-то своя.

Патриотизм и молодежь

Во многих городах России сегодня создаются клубы, дружины, братства и иные молодежные структуры, которые называются военно-патриотическими и православно-патриотическими. В чем их особенности и отличия друг от друга? Что бы вы, как многодетный отец, посоветовали родителям учитывать и знать при выборе такого клуба?

– Что выбрать, зависит от позиции родителей. Мне, например, военно-патриотическое название ближе, потому что военный компонент для детей имеет значение. Они приходят туда для того, чтобы научиться быть воинами. Однако, учитывая то, что мы страна, где большая часть населения считает себя православными, эти военно-патриотические клубы априори должны быть православными. В клубах обязательно должен быть батюшка, который прочитает молитву, наставит ребят, расскажет о святых воинах: Александре Невском, Дмитрии Донском, Федоре Ушакове, Георгии Победоносце, Дмитрии Солунском, о сорока севастийских мучениках. После этого дети начнут правильно воспринимать воинский подвиг. Нужно им донести, что воин – это не тот, кто идет людей убивать, а тот, кто идет защищать свою родину, свой народ, свою веру и свою семью.

Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми. И в ГУЛАГе, и на войне, и даже в несчастье

В воспитании молодежи очень важны также правильные ценностные ориентиры. Совсем недавно я выступал с лекцией для молодежи на форуме «Духовное единство», который проходил в Туле. Я задал ребятам два банальных вопроса: кто из вас хочет быть счастливым, и что значит «быть счастливым»? Конечно, ответы были ожидаемыми: каждый хочет быть счастливым, и понятие о счастье у всех примерно одинаковое: материальный достаток, счастливая семья, профессиональная самореализация. «А если дом сгорит, жена уйдет и работы нет? – спросил я. – Человек станет несчастным?» Но ведь любой человек стремится к счастью. Как же быть? Нужно ставить перед собой цель, которую нельзя достичь достаточно долго. Если же ставить себе легко выполнимые цели, то после того, как ты ее достигнешь, возникает опустошение, и не каждый психологически может с ним справиться. Счастье не в «мерседесах», дачах, виллах и островах. Ведь как только ты покупаешь себе, например, 50-метровую яхту, ты начинаешь думать о 100-метровой. А мы, православные люди, априори счастливые. Каждый православный человек ставит перед собой цель спасти свою душу. И он всю свою жизнь выстраивает согласно этой цели. Потому мы и в ГУЛАГе счастливые, и на войне счастливые, и даже в несчастье счастливые. Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми.


Страница Патриарха Кирилла в социальной сети Вконтакте

Не так давно патриарх Кирилл призвал духовенство активнее использовать социальные сети в донесении слова Божия. При этом он показал пример, открыв свою официальную страницу в «Елицах», а также в светских социальных сетях. Как вы считаете, что это даст Церкви?

– То, что Святейший появился в соцсетях, несомненно, правильный ход. И то, что пошли бот-атаки, которые мы наблюдаем во «ВКонтакте», – тоже неминуемо. Однако закрыть возможность комментирования, как многие предлагают, не совсем правильно. Закрытая для комментариев страница не представляет интереса. И для Святейшего это важно тем, что он должен видеть реальную народную реакцию на публикации, связанные с его деятельностью. Поэтому, конечно, тот факт, что в «Елицах» патриаршая страница не закрыта и при этом там нет всего того негатива, который есть во «ВКонтакте», делает ее более удобной и безопасной для интернет-пользователей. А то, что к ней «прикреплены» и страницы архиереев, позволит людям в регионах быть в курсе дел и на местах, и в целом в стране. Насколько я знаю, такого функционала в других соцсетях нет. Кроме того, я вижу большие перспективы в православной соцсети именно по работе с молодежью, и я думаю, что в скором времени мы на практике оценим все эти возможности.

Андрей, в последнее время появилась еще одна серьезная проблема. Сейчас идет соперничество Православия с язычеством за молодежь. Это уже приобрело характер некоего соревнования за то, «кто круче». Даже всем известный боксер Александр Поветкин, будучи человеком крещёным, стал адептом неоязычества. На ваш взгляд, почему это происходит, каковы угрозы увлечения неоязычеством? Как молодым людям, еще не пришедшим к Богу, вовремя распознать неоязычество и не пойти по неверному пути?

– Неоязычество – это технология. Причем чистой воды деструктивная технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри. Вспомним, что было в начале 1990-х годов. На Россию спускались многие религиозные проекты: протестантизм, сайентология, свидетели Иеговы. Да, кто-то попал в секты, но в целом, учитывая то, что в русских людях всё же православный код, все эти секты начали постепенно отторгаться обществом. Их либо запрещало государство, либо они закрывались, либо уходили в подполье. А вот язычество включило другие коды, чем оно и опасно. Они по сути сделали подмену понятий: евангельское начало заменили национальным, этническим, которое подразумевает, что племенная кровь выше Крови Христовой. При этом они говорят, что Православие – это хорошо, это вера предков. Получается, что человек может декларировать себя христианином, но в практической жизни быть язычником.


Фото: AP/Sergey Ponomarev

Неоязычество – это технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри

Технология эта не новая: когда нельзя разорвать извне, нужно сделать это изнутри. А дальше всё просто: нашли определенные силы, в лице того же Поветкина, и запустили массированную информационную атаку. Им удалось найти близкий понятийный аппарат для молодежи. Причем их целевая аудитория – это футбольные фанаты, молодежь, увлекающаяся спортом, компьютерами, гаджетами и в большинстве своем не читающая книг. Развитие клипового мышления привело к тому, что определенная часть молодежи просто перестала думать. И вот для них вбрасываются понятные и простые посылы плакатного характера, типа «Мой бог меня рабом не называл».

Каждый человек ищет Бога, тем более русский человек, который имеет такой бэкграунд – 1000-летнюю историю Православия. И в то же время каждый хочет остаться самостоятельным в принятии решений. Язычество в этом плане очень удобно. Можно грешить, не стремиться избавиться от своего греха и при этом оставаться верующим человеком. Поэтому, опять же, не сможет вот этот паренек в очках, которому батюшка поручил руководить молодежным отделом, пойти в качалку и сказать: ваши боги – это просто истуканы, вырубленные в лесу плотником дядей Васей, а история христианства на Руси – это цивилизация, равной которой практически нет.


Залогом семейного счастья всегда были и будут дети. Я очень счастливый человек!

Андрей, хотелось бы затронуть и такую важную проблему для молодежи, как создание семьи. Вы уже озвучили эти страшные данные: на 100 браков 80 разводов. Как вы пришли к созданию большой семьи? Что бы вы посоветовали молодежи?

– Еще будучи ребенком, я заявлял родителям, что когда вырасту, то у меня будет трое детей, потому что русских должно быть много. Я не ставил себе цель иметь много детей, просто жить православной жизнью по-другому нельзя. Сколько Бог послал, как говорится. Молодым людям я посоветую быть счастливыми. Есть счастье большое – быть православным человеком, а есть счастье маленькое – семейное. Залогом семейного счастья всегда были и будут дети. При этом один ребенок – это одно счастье, два ребенка – два счастья, а девять детей… Одним словом, я очень счастливый человек!

Движение «Сорок сороков»

Основная статья: Сорок сороков (движение)
Сайт Интерфакса: число найденных документов (по состоянию на 19 августа 2015 г.)

Поисковый запросв новостях агентствав материалах печатных СМИ
Андрей Кормухин[9]308
Владимир Носов[10]91

Примеры публичных заявлений, комментариев и прочего

  • В декабре 2014 года Андрей Кормухин выступил с жёсткой критикой проекта творческой группы «Свечение», предполагавшей установить на крыше одного из зданий в деловом световой объект «Око Саурона» (Саурон в книгах Джона Толкиена выступает как олицетворение зла)[11].
  • 14 августа 2015 года Андрей Кормухин, наряду с иными представителями православной общественности, выступил в поддержку жёстких мер, направленных против гей-пропаганды во всех её формах и публичного использования символики ЛГБТ. Совместная резолюция также включает призыв поддержать противоабортные инициативы[12].

Андрей Кормухин — один из двух координаторов движения «Сорок сороков» (варианты написания названия — Сорок Сороков

,
Движение Сорок Сороков
, сокр.
ДСС
[2]) . Вторым стал чемпион России по боксу Владимир Носов[13], но именно Кормухин чаще является фигурантом публикаций СМИ (см. таблицу) и выступает от лица движения.

Важнейшая задача, которую движение ставит перед собой, — борьба за строительство православных храмов[1]. Идея создать «Сорок сороков» обусловлена, по словам Андрея Кормухина, желанием преодолеть «кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны». Для этого он считает важным не ограничивать свою деятельность границами своеобразного гетто — церковной ограды[1].

История

Движение «Сорок сороков»[13] — православное движение, созданное 1 июня 2013 года и объединяющее верующих с активной гражданской позицией[13].

Создание движения стало ответной реакцией на информационную кампанию 2012 года, направленную против Русской православной церкви, и на скандал с «Pussy Riot». В тот момент времени движение видело себя, прежде всего, как защитника нового храмового строительства в рамках программы «200 храмов»[7].

В конце июля 2014 года число участников, зарегистрированных на странице движения в социальной сети «ВКонтакте», достигло «символической» величины 4 040 (можно прочитать как сорок сороков

)[14].

В июне 2015 года ряды движения насчитывали 10 000 человек[7]. Деятельность движения многообразна[13].

Представители движения «Сорок сороков» приняли активное участие в противостоянии противников и сторонников строительства храма в парке Торфянка. Конфликт районного масштаба не только вышел в первые ряды новостей, но и привлёк личное внимание Патриарха Кирилла и его обращение к вовлечённым сторонам с призывом «к отказу от конфронтации»[15].

Вера не только для бабушек

— В части общества, увы, бытует представление, что всякая активность православных — это добро с кулаками, «мракобесие», грубость и неуважение к инакомыслящим. Что можно этому противопоставить? — Я уверен, что людям надо показывать красоту Православия именно через созидание, объединять людей в добре. Нет толку, если мы будем бить себя в грудь и говорить, какие мы хорошие. Нужно, чтоб жизнь это показала. Я думаю, необходимо создавать положительную повестку дня, создавать возможность жить вместе с людьми других взглядов, вероисповеданий, но понимать, что страна наша прежде всего православная. Людей вводят в заблуждение, говорят, что «Сорок сороков» — это бритоголовые молодчики. А кто эти «бритоголовые молодчики»? Владимир Носов, мастер спорта международного класса по боксу, Александр Бородин, чемпион России по пауэрлифтингу, Сергей Федоткин, чемпион мира по карате, Сергей Водопьянов, чемпион мира по боксу? А меня, отца девятерых детей, кавалера Ордена родительской славы города Москвы, разве можно назвать хулиганом, бритоголовым молодчиком?

После братского молебна

— Как же вы на практике защищаете строящиеся храмы? — Мы это называем «мягкой силой». Вместе с нами, допустим, на площадку, где должен быть храм и где вокруг его строительства возникают разногласия, выходят ребята-спортсмены, гордость России — чемпионы мира по боксу, чемпионы мира по карате, чемпионы мира по борьбе, по пауэрлифтингу, по армрестлингу. И это сильно. Ребята никого не агитируют, они приезжают не подраться, не вступить в конфликт, а помолиться. Но при этом я бы не назвал их позицию слабой или пассивной. Знаете, нам очень близок и созвучен подвиг сорока Севастийских мучеников. Это были молодые парни, элита лучшей армии мира! За веру во Христа их согнали в ледяное озеро и сказали: «Вот тебе, пожалуйста, горячая баня на берегу стоит. Ты можешь отказаться от Христа, отогреться и стать опять воином». А они отказались, только один пошел в баню и упал замертво. Но на его место встал один из стражников, которые их загоняли в ледяное озеро. Встал со словами: «Теперь я тоже христианин!» Их всех затем умертвили. Разве позиция этих сорока воинов была пассивной?

— Случается так, что Ваши оппоненты меняют свою точку зрения? У них ведь тоже есть своя правда… — Бывают просто поразительные случаи. Пришли мужчины выступать против строительства храма. Мы их спрашиваем: почему вы протестуете? А они отвечают: «А мы боремся за традиционные ценности». Для нас это был шок! Мужики, подождите, а что вы понимаете под традиционными ценностями, что это такое-то?

«А мы, — отвечают, — всегда вот в этом месте шашлык жарили, отдыхали, выпивали». Мы говорим: «Да здесь огромная территория. Тут храм будет, метров на сто отойдите, жарьте шашлыки там». Они: «Не можем». Почему, спрашиваем. «Да совесть не позволяет… рядом с храмом…»

Вот поэтому мы говорим, что протесты против строительства храмов связаны с какими-то заблуждениями… В обществе сформировано представление о том, что если православные себя как-то проявляют вне церковной ограды, неважно как — проповедями, преподаванием «Основ православной культуры» в школе, строительством храмов, — то это значит, что они ущемляют чьи-то права. Но ведь речь здесь скорее о праве на вседозволенность, к которому многие уже привыкли. И поразительно бывает, когда те же самые люди, которые против строительства храмов выступали, потом становятся прихожанами.

— Вы были свидетелем таких случаев? — Отец Григорий, настоятель церкви Всемилостивого Спаса в Митино, нам о таком рассказывал. До строительства большого каменного храма там стоял небольшой деревянный. Противники строительства выходили на митинги, и среди них была женщина, она тоже выступала. А когда храм построили, она пришла туда — просто посмотреть (как батюшка рассказывал). В следующий раз уже пошла к отцу Григорию на исповедь, постепенно стала прихожанкой. Говорит: «Я и подумать не могла, что здесь такая красота будет, что я сама захочу прийти и помолиться». Есть множество случаев, когда люди выступали против строительства храмов, даже не осознавая этого. На Ходынке, например, многие жители подписались под петицией против любого строительства на Ходынском поле. А их подписи использовали для запроса в префектуру против строительства храма. На адреса этих людей приходили официальные ответы из префектуры, а они удивлялись: «Я же этого не подписывал!» Таких случаев много по Москве.

Участникам движения приходится сталкиваться с разными реакциями людей на строительство храма

Оценки деятельности

Деятельность Андрея Кормухина и возглавляемого им движения оценивается крайне разноречиво.

Свою оценку деятельности Андрея Кормухина выразил, в числе прочих, Патриарх Кирилл, который лично вручил ему на 45-летие подарок — икону Николая Чудотворца, а также поблагодарил участников движения «Сорок сороков» за их деятельность[16].

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Примечания

  1. 1234567Александр Кондратенко.
    Стражник храма // «Фома», № 5 (145), май 2015 г.
  2. 1234
    ДВИЖЕНИЕ СОРОК СОРОКОВ (ДСС) ОТМЕТИЛО 2-Ю ГОДОВЩИНУ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ // Православие.Ru, 8 июня 2015 г.
  3. Кормухин Андрей получает медаль Владимира Крестителя // YouTube, 12 июля 2015 г.
  4. 12
    Музыка // Ольга Кормухина, официальный сайт.
  5. 12
    Музыка // Ольга Кормухина, официальный сайт.
  6. Православные просят Нарышкина открыть храм в Госдуме и поддержать закон об НКО // Интерфакс-религия, 06 июля 2012 г.
  7. 123456789
    Андрей Кормухин: «Спасаться нужно “бандой”» // Православие.Ru, 17 июня 2015 г.
  8. Андрей Кормухин: «Ядерное оружие русского народа — это его духовность» // «Православный Взгляд».
  9. Результаты поиска
  10. Результаты поиска
  11. Православные усмотрели в «Оке Саурона» проект по внедрению в Москве «царства зла» // Интерфакс-религия, 10 декабря 2014 года г.
  12. Православные просят запретить деятельность астрологов, ужесточить ответственность за гей-пропаганду и кощунство // Интерфакс-религия, 14 августа 2015 г.
  13. 1234
    Движению «Сорок сороков» исполнилось два года // «Фома», 9 июня 2015 г.
  14. Есть ли мужской и женский нательный крест? Какие различия? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. В гостях Владимир Александрович Носов, куратор движения «Сорок сороков». // «Радонеж», 30 июля 2014 г.
  15. Владислав Мальцев.
    Храмострой увяз в «Торфянке» // Независимая газета, 01 июля 2015 г.
  16. Патриарх Кирилл подарил координатору движения «Сорок сороков» на 45-летие икону // Интерфакс-религия, 24 февраля 2015 г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]