22 марта 2021 года Сороки, Сорок Сороков, Сорок святых: что это за праздник, как его отмечают православные, народные обряды, приметы и поверья этого дня

Русская пословица гласит: «Продли Бог веку на сорок сороков». В обиходе это выражение используется редко и считается устаревшим фразеологизмом. Но благодаря созданию одноименной общественной организации, которая существует уже на протяжении пяти лет, это выражение получило вторую жизнь.

Что значит фразеологизм Сорок сороков

Современные исследователи вкладывают разный смысл в это словосочетание. Одни из них считают, что это число, имеющее неопределенно большое значение, подобно словосочетанию «тьма тьмущая». Другие склонны понимать буквально «40 раз по 40», то есть число 1600. Третьи предполагают, что это нестандартная, неизвестно откуда появившаяся система счета сороками.

Некоторые исследователи склонны считать, что слово «сорок» обозначает церковную административно-территориальную единицу — «старо́ство», «церковное благочиние». Такое деление было учреждено указом Стоглавого собора Русской Православной Церкви в 1551 году.

Согласно ему, было образовано семь московских благочиний, которые образно назывались сорока́ми:

  • Кремлевское;
  • Сретенское;
  • Никитское;
  • Китайгородское;
  • Замоскворецкое;
  • Ивановское;
  • Пречистенское.

Каждый сорок имел главную церковь (приход), руководил которой поповский староста. В одно благочиние входило не менее сорока приходов. Другими словами, это выражение употребляли для обозначения количества храмов в Москве, несмотря на то, что такого количества церквей в Москве не было за всю ее историю, даже если считать не только храмы, но и престолы храмов.

Общественная православная организация не случайно выбрала себе такое название. По словам одного из создателей Движения, «изначальное значение этого словосочетания — множество, множество воинства Христова». Хотя большинство ассоциирует это название с количеством московских храмов.

Примеры употребления

Пример употребления в рассказе Михаила Булгакова (в значении всей совокупности московских храмов) приведён выше.

В значении очень большого количества чего-либо фразеологизм употребляется у Высоцкого:

Когда вода Всемирного потопа Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На берег тихо выбралась Любовь — И растворилась в воздухе до срока, А срока было — сорок сороков…

Владимир Высоцкий.

Баллада о Любви

Движение Сорок сороков

Для увеличения количества церквей в 2010 году был создан Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Программа «200 храмов» была задумана для обеспечения густонаселенных районов столицы храмами в шаговой доступности. Датой начала программы считается 29 апреля 2011 года.

Через два года родилось общественное православное движение «Сорок сороков», как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви (РПЦ) 2012 года, а также на скандал с «Pussy Riot». В этот момент движение видело себя, прежде всего, защитниками нового храмового строительства в рамках программы «200 храмов».

Цели и задачи

Движение «Сорок сороков» (ДСС) объединяет лиц православного вероисповедания с активной гражданской позицией.

Цели, которые определили создатели движения, предельно просты:

  1. Защита Русской Православной Церкви.
  2. Защита прав и свобод православных христиан.
  3. Защита традиционных для большого Русского мира православных ценностей.

Движение также направляет свою деятельность для привлечения пассионарной православной молодежи.

Основные задачи, которые ставит перед собой ДСС:

  1. Помощь Русской Православной Церкви в реализации патриаршей программы «200 храмов» в городе Москве, а также помощь православным общинам, по каким-либо причинам не вошедшим в эту программу, но желающим построить Храм для своего прихода.
  2. Пропаганда здорового образа жизни в рамках направления «Православие и спорт».
  3. Разрушение мифов о православии как «религии слабых», которая, якобы, себя идеологически исчерпала.

На сегодняшний день Движение выросло и реализует большое количество направлений и проектов.

Идеология организации

Лидеры движения убеждены, что на фоне идеологического, экономического и демографического краха происходит распад территории страны и унизительное положение на международной арене. Времена атеизма прошли, но кризис сознания сохраняется: православие до сих пор считается чем-то периферийным для жизни страны.

Православные христиане России — очень большая социальная группа, готовая отстаивать свое видение модели будущего (цивилизацию Бога), которая основана на духовно-нравственных ценностях. Основатели ДСС уверены, что Россия может существовать только как православная страна, ибо только православие должно быть фундаментом, объединяющим многие национальности и конфессии.

Идеологи организации «Сорок сороков» считают, что глубинной причиной национальных бедствий является разрыв союза с Богом, который был заключен нашим народом тысячелетие назад. Восстановление этого союза, возвращение Его заповедей в публичную жизнь позволит не только остановить самоуничтожение внутри страны, но также предложить всему миру проект будущего, в основе которого лежит идеал Богочеловека, который нам явил Христос.

Мировым сообществом Россия воспринимается как последний оплот традиционных консервативных ценностей, в основе которых лежат евангельские заповеди. Поэтому все христиане нашей страны должны стоять на защите православных ценностей и стремиться сохранить Россию такой, какой оставили ее наши предки, с ее тысячелетней историей и культурой.

По мнению лидеров ДСС, в следующем десятилетии наше государство ждет глубокая демографическая яма. В ближайшие годы снизится число женщин репродуктивного возраста, в результате чего упадет и число новорожденных (не менее чем на 40% от нынешнего уровня). При этом экономически активное население уже к 2025 году сократится на 10 миллионов человек. Если за 20 лет в России не увеличится количество многодетных семей с 7 до 50%, то к концу века цивилизация исчезнет вместе с ее носителями. Остановить вымирание народа и сохранить Россию как страну, государство, цивилизацию — вот фундаментальная задача, которую необходимо осознать и решить. Не вернувшись к православию, Россия вымрет. По сути, вопрос уже стоит ребром: православие или смерть.

Примечания

  1. [gramota.ru/slovari/dic/?word=%D1%EE%F0%EE%EA+%F1%EE%F0%EE%EA%EE%E2&all=x сорок сороков] // Грамота.ру.
  2. 1 2 3 4 5Иеромонах Иов (Гумеров).
    [www.pravoslavie.ru/answers/33084.htm Вопрос: Что означает выражение «сорок сороков»?] // Православие.Ru, 8 декабря 2009 г.
  3. 1234Ольга Маевская.
    [www.nkj.ru/archive/articles/23021/ Сорок, девяносто, сто…] // Наука и жизнь, № 8, 2013 г.
  4. Александр Кондратенко.
    [foma.ru/strazhnik-hrama.html Стражник храма] // «Фома», № 5 (145), май 2015 г.
  5. [www.chkg.ru/arhiv/2006/2006_6(34)_17.htm Судьба московских храмов]
  6. М. Аверьянов.
    [testan.narod.ru/article/kitay_sorok.htm Китайский сорок]

История сообщества

«40 сороков» — это общественное движение, состоящее из православных христиан, но открытое для всех, кто стремится защищать Отечество и традиционные духовно-нравственные ценности. Оно объединяет людей разных профессий, социального статуса, которые объединились вокруг Нового Завета и стремятся быть православными не только на словах, но и на деле, беря пример с выдающихся героев нашей истории. Широкую известность движению принесли события в московском парке Торфянка и протесты против фильма «Матильда».

Организация и создание

Инициаторами создания движения выступили композитор Андрей Кормухин и боксер Владимир Носов.

Движение сперва называлось «Молот», но получило новое имя, когда его создатели нащупали свою «нишу» — охрану строительства церквей по программе «200 храмов».

По словам одного из инициаторов создания ДСС, Андрея Кормухина, «пришла пора православным христианам выйти наконец за ограду храма и встать на защиту своей веры. Люди пошли за нами, стали вливаться в движение и принимать активное участие в наших мероприятиях и акциях».

Кормухин утверждает, что деятельность ДСС стала их собственной инициативой. Охранять стройплощадки их просили отдельные настоятели храмов, однако в итоге силовую поддержку одобрили и в РПЦ.

По словам Кормухина, вступить в движение довольно сложно:

«Нужно долго себя показывать».

Принимают новых членов в движение коллегиально. Участники движения обязаны носить футболки определенных цветов и со специальными нашивками.

На сегодняшний день нет точной статистики вступивших в ряды ДСС. Андрей Кормухин утверждает, что в организации насчитывается несколько тысяч сторонников, а подписчиков «ВКонтакте» — более 22 тысяч человек.

Дальнейшая судьба

Уже через год после создания, летом 2014 года, выяснилась «востребованность» молодой организации, которая ощутила на себе массовый приток новых членов, состоящий в основном из верующих спортсменов.

До определенного момента основу движения составляли братья. Но время шло, и задачи, требующие в первую очередь мужского участия, стали чередоваться с задачами, которые больше подходят женщинам. Вскоре было принято решение открыть сестринское крыло организации.

Сестричество занимается следующими направлениями:

  • добровольчество;
  • благотворительность;
  • ярмарки;
  • мастер-классы;
  • работа с детскими домами, сиротами и другими социально незащищенными группами людей.

За пять лет существования ДСС при их непосредственном участии построены или находятся в стадии строительства 15 храмов города Москвы.

В феврале 2014-го активисты организовали «патриарший антимайдан» — акцию возле Храма Христа Спасителя в честь пятилетия интронизации Патриарха Кирилла (около четырех тысяч человек, взявшись за руки, ходили вокруг храма).

В ноябре 2014 года Патриарх Кирилл на встрече с православной молодежью назвал добровольцев, которые его окружают, «своей гвардией».

В феврале 2015-го Патриарх Кирилл лично поздравил Андрея Кормухина с днем рождения и попросил «крепить и умножать ряды движения».

В мае 2015 года сторонники движения напали на московский гей-парад.

В июне 2015-го сорвали пикет на Воробьевых горах против установки там памятника князю Владимиру.

В конце июня 2015 года бойцов «40 сороков» пригласили охранять строительные материалы для храма, возводящегося в столичном парке Торфянка. Однако к тому времени в парке уже начались протесты. Против строительства церкви выступили местные жители, которых поддержали оппозиционные партии. Именно во время событий в парке Торфянка стало ясно, что в движении состоит много футбольных фанатов. В руководстве пояснили, что в организации есть разные люди — «и футбольные фанаты, и нацисты, но мы этих проблемных ребят выдергиваем и через православие делаем другими людьми».

21 августа 2015 года депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин обратился в ФСБ с просьбой расследовать деятельность Движения и ликвидировать его.

«Данная организация активно взаимодействует с радикальными экстремистскими группировками, в том числе с радикальными группами футбольных фанатов. По сути, сама эта организация является радикальным формированием, занимающимся боевой подготовкой своих членов, многие из которых придерживаются неонацистской идеологии», — говорилось в заявлении.

Обращение осталось без ответа.

В сентябре 2021 года православное общественное движение организовало всероссийскую акцию «Остановим Матильду!» в форме пикетов, крестных ходов и молебнов царственным страстотерпцам, в которой приняли участие около тысячи человек по всей России. По мнению участников акции, фильм «Матильда» должен быть запрещен, так как он угрожает национальной безопасности, разрушают семью и фальсифицируют историю.

В ноябре 2021 года у входа в Госдуму РФ прошла антиабортная акция «Остановите мясорубку!», которая закончилась задержанием лидера движения Андрея Кормухина.

Современное положение

Деятельность ДСС сопровождается противоречивыми отзывами, включая резко отрицательные. Критики утверждают, что имели место неоднократные случаи насильственных действий со стороны членов движения.

По словам критиков, ДСС — типичная неофашистская организация, прикрывающая свастику иконами и хоругвями. Сюда стекаются бывшие и нынешние футбольные фанаты, ультраправые скинхеды и прочая подобная публика. «Этакая армия опричников господина Гундяева, готовых за „дело Христово“ раскроить кому-нибудь череп». Его члены отнюдь не случайно сокращают пышное наименование организации до СС и носят футболки цветов флага нацистской Германии. Их основное занятие — охрана мероприятий с участием Патриарха, прокладывание ему пути через толпу. По особому распоряжению — «охрана» стройплощадок, запугивание активистов протеста.

На сегодняшний день ДСС открыло отделения в регионах, охватив кроме Москвы и Подмосковья такие крупные города России, как:

  • Санкт-Петербург;
  • Омск;
  • Новороссийск;
  • Екатеринбург;
  • Красноярск;
  • Петропавловск-Камчатский.

Кроме того, имеются отделения движения в Сербии, Черногории, Приднестровье, Австрии.

Деятельность Движения была отмечена грамотами Правительства Москвы, Русской Православной Церкви и личным вниманием Патриарха Кирилла. ДСС внесло большой вклад в молодежное служение Церкви и в создание примера здорового, спортивного образа жизни для молодежи.

Отрывок, характеризующий Сорок сороков

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему. «Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти. Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела. В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой. – Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него: – Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией. Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск. Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся. – Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием. Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону. – Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать. Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов. В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать. Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца. Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена. Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою. Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял. – Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он. Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал: – Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве… – Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему. Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его. – Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ] – Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля. Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал: – Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]

Общественно-политическая деятельность

Культурная и спортивная сферы

Движение регулярно организует и проводит мероприятия для повышения культурно-образовательного уровня, а также для пропаганды здорового образа жизни.

Традиционные мероприятия, проводимые ДСС:

  • Еженедельно проводятся Сороченские встречи в Новоспасском монастыре с участием видных представителей духовенства, общественных деятелей и спортсменов.
  • Ежегодный фестиваль «Православие и спорт» привлекает все большее число участников и гостей, и по праву считается народным. Целью его является духовно-нравственное и физическое развитие молодежи.
  • Ежемесячные спортивные турниры «Православие и спорт», проводимые в городах Подмосковья.
  • Марафон «40×40».
  • Акция «Трезвый Новый год».
  • Проект поддержки здорового образа жизни «Муромская дорожка».

Гуманитарная помощь

Осуществляется по следующим направлениям:

  1. Помощь бездомным. Проходят ежедневные кормления на Киевском и Ярославском вокзалах.
  2. Проект милосердия «От темницы к свету» осуществляет помощь и посещение находящихся в заключении. Снабжение детей, родившихся в заключении, необходимыми материальным обеспечением. Духовная поддержка оступившихся людей.
  3. В рамках акции «От храма к храму! От души к душе!» организация занимается гуманитарной помощью жителям Донбасса и детям Сирии.

Помощь паломникам

Молодежный отдел Московской городской епархии неоднократно выражал благодарность Движению за сопровождение верующих, прибывающих на поклонение православным святыням.

ДСС оказывала помощь паломникам во время пребывания:

  • в Георгиевском храме-памятнике десницы (кисти правой руки) святого великомученика Георгия Победоносца, доставленной из Афона в Москву к 70-летию Победы над фашизмом;
  • в Москве части мощей святителя Николая.

Участники движения сопровождали Дары волхвов в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и Киеве (поездка в Киев была в разгар Евромайдана).

Организация мероприятий

Каждый понедельник в трапезной Высоко-Петровского монастыря проводятся Сороченские чаепития, где встречаются братья и сестры, участники и сторонники движения. На этих встречах каждый желающий может познакомиться с участниками ДСС. Здесь обсуждаются новые проекты движения, происходит непринужденное общение между братьями и сестрам во Христе, отмечаются дни рождения или поминаются близкие.

Движение регулярно устраивает встречи с протоиереем Дмитрием Смирновым, руководителем комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства при патриархате. Смирнов известен своими радикальными заявлениями: он предлагал атеистам кончать жизнь самоубийством, призывал громить секс-шопы кирпичами и бороться с ювенальной юстицией при помощи огнестрельного оружия.

Другие виды деятельности

Движение проводит и другие акции и флешмобы:

  1. Проекты защиты материнства: «Схватка» и «Остановим мясорубку!».
  2. Проекты поддержки традиционных ценностей: «Россия с Богом», «Многодетная Россия», съезд родителей России.
  3. Проекты милосердия: помощь детским домам, помощь Тарусскому Дому престарелых, помощь нуждающимся семьям и матерям.
  4. Проекты служения: обеспечение порядка на Патриарших Богослужениях, кормление паломников в Троице-Сергиевой Лавре, ежегодное участие в Александро-Невском крестном ходе.
  5. Музыкальные проекты: концерты хора, флешмоб «Споем вместе» на Киевском вокзале в Москве, в Тирасполе и Дамаске.
  6. Просветительские проекты: «Пресс Зона» (открытый лекторий на фестивале «Православие и спорт»), конференции и секции Рождественских чтений, православно-просветительская деятельность в соцсетях.

Лидеры движения

Андрей Кормухин

Андрей Борисович Кормухин родился в 1970 году. Родной брат певицы Ольги Кормухиной. Композитор в молодости занимался водным поло и боксом. Отец девятерых детей, кавалер медали «Родительской славы», бывший лидер движения «Многодетная Россия». Занимается бизнесом. На него зарегистрировано две коммерческие и «Аногри». Первая занимается фактически всем — от продажи мотоциклов и кормов для животных до инженерных работ, а основной род деятельности второй — озеленение и облагораживание территорий.

Является координатором ДСС. По мнению Кормухина, «Россия не может существовать вне Православия, в ином же случае она либо просто погибнет, либо распадется на части». Рассматривает неоязычество как деструктивную технологию, запущенную для подрыва «русского мира» изнутри. Полагает невозможным ставить Родину выше Бога.

Владимир Носов

Владимир Александрович Носов родился в 1981 году. Мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион России по боксу, победитель первенства Европы. С 2004 года активно занялся тренерской работой, с 2011 года работает тренером в клубе «Торпедо».

Является координатором православного ДСС, цель которого — создание примера здорового, спортивного образа жизни для молодежи. Соорганизатор ежегодного фестиваля «Православие и Спорт» и других массово-оздоровительных мероприятий ДСС. Считает, что «православие — очень мужская религия, вера сильных людей. В первую очередь, конечно, духовно сильных. Важно не просто быть сильным, а в правильном направлении эту силу использовать».

Православная деятельность организации взбудоражила сравнительно спокойную жизнь россиян. Многие молодые люди усиленно вступают в ряды ДСС, где получают или развивают навыки разных видов борьбы. Деятельность движения, основные проекты, интервью и мнения лидеров ДСС освещаются телеканалами Спас и Царьград, а также радиостанцией Радонеж.

Пять сороков соболя

Опубликовано: 01.05.2010 0:00

Тема числительных в русском языке продолжает интересовать наших читателей. На днях позвонила школьница и задала интересный вопрос: почему мы пишем в слове «стОлетие» «о», а в слове «сорокАлетие» — «а»? А слово «сорокОножка» пишется с буквой «о»?

Числительное «сорок» — это слово «с лицом необщего выражения», стоит как бы в сторонке от своих собратьев. Действительно, давайте приглядимся к нему внимательнее.

Если рассмотреть те русские слова, которые обозначают у нас числа, кратные десяти, от первого десятка до сотни (двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят), то легко можно определить их построение. В первое, второе, четвёртое, пятое, шестое и седьмое входит изменённое слово «десять».

Сорок — это явно четыре десятка, но слов с такими корнями в нём не прослеживается. Образования «четырьдесят» в русском языке не существует (возможно, и было когда-то, но не закрепилось), хотя оно есть в других славянских языках.

Откуда же появилось это таинственное слово, какова история его происхождения?

Судя по древнерусским летописям, где оно часто встречается, слово «сорок» было существительным мужского рода и означало особую меру для счёта дорогих мехов: «Да пять сороков соболя… Да ещё двадцать семь сороков бобра…»

Это существительное применялось только при счёте. Сколько драгоценных шкурок входило в «сорок», точно нельзя сказать, но ровно на один длинный меховой кафтан.

И такой кафтан носил название «сорок» (кстати, «сорочка» — оттуда).

Рядом с сороком существовала и вторая мера, применявшаяся при подсчёте более дешёвых сортов пушнины, — «сорочок».

Возможно, как пишет Лев Успенский, что на пошивку старинного мехового сорока шло примерно 40 собольих или куньих шкурок. И вот постепенно слово оторвалось от первого своего значения и приобрело второе: «сорок» стало значить уже не кафтан из 40 шкур, а просто число — 40 шкурок. А затем — 40 любых предметов вообще. (Любопытно, что старинная мера веса пуд — 16 килограммов — содержала в себе ровно сорок фунтов.)

«Сорок» для наших предков — это было и вполне определённое число, и просто «очень много». И насекомое — сороконожку — так назвали не потому, что у неё сорок ног, а потому, что просто много их. У некоторых народов она называется стоножкой, у других — тысяченожкой — по этому же признаку. Так что «сорок», входящее в состав сложного слова «сороконожка», отмежевалось от своего родителя и живёт своей жизнью. Оно является первой частью сложного слова и присоединяется ко второй части при помощи соединительной гласной «о».

А в слове «сорокалетие» наше особенное числительное «сорок» ставится в родительном падеже, и «а» у него — это окончание в данном падеже.

Кстати, славная птица наших широт сорока никакого родства с числительным «сорок» не имеет, во всяком случае прямого.

До встречи!

[uptolike]

Автор статьи: ЯНКИНА Ольга Выпуск: № 91 (26728)

Добавьте «Республику Татарстан» в избранные источники на Яндекс.Новости Подпишитесь на канал «Республики Татарстан» в Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Нажмите, чтобы отменить ответ.
Также вас может заинтересовать

24.07.2021

Президент оценил проекты Сколтеха

Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) посетил 20 июля Президент Татарстана Рустам Минниханов…. 1270

20.07.2021

От дискуссии – к согласованию интересов

Республиканская конференция «Родители и школа: от дискуссии к согласованию интересов и совместным действиям» собрала представителей Республиканского совета родителей и органов власти…. 8450

15.07.2021

О новшествах приёмной кампании в вузы Казани

Желающих поступить в вузы Казани в 2021 году ждут заметные изменения в приёмной кампании. Процедура станет легче, а возможностей для подачи документов – больше…. 1 4430

15.07.2021

Победители «Большой перемены»

Стали известны имена победителей финального этапа Всероссийского конкурса «Большая перемена» среди 5–7-х классов. Итоги подвели накануне в Международном детском …. 1 2830

14.07.2021

Число стобалльников выросло

В Татарстане, по сравнению с 2021 годом, число стобалльных результатов ЕГЭ увеличилось. Об этом сообщил министр образования и науки республики Ильсур Хадиуллин на традиционном еженедельном брифинге в Кабинете Министров…. 1 2890

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]