Говорят, что женщина спасается чадородием, значит, бездетные женщины не спасутся


Говорят, что женщина спасается чадородием, значит, бездетные женщины не спасутся

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Говорят, что женщина спасается чадородием, значит, бездетные женщины не спасутся

На самом деле

Фото CIA DE FOTO

С точки зрения Церкви, такое мнение является глубоко ошибочным. Множество православных женщин наследовали не только спасение, но и высочайшую святость, не будучи матерями. Достаточно вспомнить хотя бы историю преподобной Марии Египетской, чтобы убедиться в полной несостоятельности такого взгляда. Известная блудница семнадцать лет предавалась разврату, потом — покаялась и сорок семь лет провела в пустыне, в полном одиночестве. Детей у нее не было, но Мария является одной из самых почитаемых в нашей Церкви святых женщин. Мысль о спасении через чадородие предполагает, что Господь устроил некий специальный путь спасения для женщин, принципиально отличающийся от пути спасения мужчин. Но ничего подобного в Священном Писании не сказано. И женщины, и мужчины спасаются в Церкви силою искупительного подвига Христова. А идея о спасении женщин только через рождение ими детей возникла в результате ограничительного толкования слов апостола Павла: …Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим 2:13–15). Святитель Иоанн Златоуст прямо говорит, что в этом месте Писания речь идет вовсе не о чадородии самих женщин, а о рождении Спасителя: «Адам был сотворен первым, потом — Ева. И Адам не был прельщен, но жена, прельстившись, оказалась в преступлении; спасется же она чрез чадородие. Какое чадородие, если не чрез чадородие Марии? Она родила Спасителя — Христа». Одновременно, эти слова свт. Иоанна говорят о том, что чадородие Марии, являющееся образом всякого материнства, лежит в основании нашего спасения, и это делает материнский подвиг чем-то совершенно исключительным. Открытость Богородицы воле Божией о рождении Сына лежит в основании нашего спасения, по этому образцу и открытость женщины к воле Божией о рождении детей является угодной Богу и спасительной.

Часто спрашивают: куда попадают младенцы, которые умерли некрещеными?

Отвечаем:

Головы ангелов. Джошуа Рейнольдс. 1786

Святитель Феофан Затворник на это отвечает так: «Дети все — ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надобно предоставлять милосердию Божию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна. Такие вопросы следовало бы решить, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это невозможно для нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется обо всех».

Почему в Церкви считают, что православный человек должен презирать деньги и все материальное. Потому, что:

Фото lanier67, www.flickr.com

Преподобный Амвросий Оптинский писал своей духовной дочери по этому поводу: «…Пишешь: «Я так не люблю денег, что у меня они никогда долго не держатся; потому и бываю всегда без денег, а после занимаю». Но ведь это безтолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя, и постараться исправиться. Если бы мог человек питаться и одеваться воздухом, тогда бы он справедливо пренебрегал деньгами, которые ему, как кажется, иногда надоедают. А как во время холода и голода нельзя пренебрегать потребной одеждой и пищей, так нельзя пренебрегать теми средствами, через которые пища и одежда приобретаются. У святых отцов говорится, что «краи бесовския суть», то есть что крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастну к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими; то и другое худо, и ведет не только к смущению, но даже и ко вреду душевному через разные путаницы от неправильного пренебрежения. Деньги сами по себе или, вернее, по цели, назначенной от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры и ссоры и даже драки до убийства; а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности, или скупости, или от злоупотребления, пожалуй, скажем — и от неправильного пренебрежения. Пользуйся употреблением денег правильно — и будешь покойна».

Толкование 1-ое послание к Тимофею ап. Павла 2 глава 15 стих — Экзегет

Итак, что же? Ужели он (женский род) не наследует спасения? Напротив, наследует, говорит. Какое же именно? Спасение чрез детей. Он не об одной Еве говорил: «если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием

«. В какой вере? В какой любви? В какой святыни с целомудрием? Он как бы так говорил: вы, женщины, не сокрушайтесь о том, что пол ваш подпал осуждению; Бог даровал вам другое средство спасения, именно – воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами чрез себя, но и через других. Смотри, сколько возникает вопросов по поводу одного и того же предмета. «
Жена, прельстившись
«, – говорит, – «
впала в преступление
«. Какая жена? Ева. Следовательно, она спа­сется чрез рождение детей? Нет, не это говорит (апостол), а то, что спасется весь женский пол. Разве она не была винов­ною? Конечно, была; но хотя виновной была Ева, однако спасется весь женский пол чрез рождение детей. Отчего не ради соб­ственной добродетели? Разве это (рождение детей) лишает (силы прочие добродетели)? При том, какое отношение имеет это к девам? Какое к неплодным? Какое к вдовам, которые прежде, нежели начали рождать, лишились мужей? Разве они погибли, разве им не остается ни малейшей надежды? Между тем больше всех восхваляются девы. Итак, что же он хочет сказать? Некоторые говорят, что подобно тому, как от создания (мира) весь женский пол находился в состоянии зависимо­сти вследствие того, что случилось с первой женщиною, – Ева была создана второю и находилась в состоянии зависимости, по­тому, говорят, и весь женский пол должен находиться в состоянии зависимости, – так и здесь потому самому, что (Ева) со­вершила преступление, и весь женский пол сделался преступным. Но это не имеет никакого основания. Там все соверша­лось по воле Божией, а здесь было следствием греха жены. По­этому сказанное им имеет такой смысл: подобно тому, как все люди умирают ради одного, потому что один согрешил, так и весь женский пол сделался преступным потому, что женщина совершила преступление. Впрочем, пусть она не скорбит. Бог дал ей немалое утешение, именно – рождение детей. Но это есть (дело) природы, – скажешь ты. И то (произошло от влияния) природы; ей даровано не только то (что зависит от природы), но и то, что относится к воспитанию детей. «
Если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием
«, то есть, если после рождения сохранят себя в любви и чистоте. В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу. Святынею он называет праведную жизнь, а целомудрием пристойность. «
Верно слово
» (1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.1 Тим. 3:1) – относится к тому (о чем говорим), а не к – «
если кто епископства желает
«. Так как по этому поводу возникало сомнение, то он и говорит: «
верно слово
«, что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей, когда хорошо воспитают их. Но что, если она сама будет бесчестна и исполнена бесчисленных пороков? Ужели воспитание детей принесет ей какую-либо пользу? Не будет ли более вероятным, что она воспитает их подобными себе? Он это гово­рит о добродетельной, а не о всякой, что она получит за то великую награду и воздаяние. Слушайте это, отцы и матери: воспитание детей для вас не останется без награды. И далее он говорит то же самое:
«известная по добрым делам, если она воспитала детей
» (10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.1 Тим. 5:10). Между прочим, и это поставляет на вид. Подлинно, немаловажное дело посвятить Богу детей, данных от Бога. Если они положат под здание твердые опоры и основания, то будут иметь великую награду; тогда как, наоборот, за нерадение подвергнутся наказанию. Так и Илий погиб чрез своих детей, потому что ему надлежало вразумлять их; он, правда, и вразумлял, но не так, как следовало бы. Ему не хотелось огорчать их, и он и их, и себя погубил. Слушайте это, отцы. Воспитывайте детей своих в наставлении и поучении Господнем с великим тщанием. Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких (усилиях) возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь не­укротимый, то же самое и юность. Поэтому если в начале и с первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим же им делать того, что приятно и вместе с тем вредно, не бу­дем угождать им, потому что они дети; но преимущественно будем их сохранять в целомудрии, – тут более всего возможен вред юности. Об этом мы особенно должны забо­титься, к этому мы особенно должны быть внимательны. Ско­рее будем брать для них жен, чтобы они, имея чистое и нерастленное тело, соединялись с невестами. Такая любовь особенно бывает пламенна. Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое. «
Блуднику
«, – говорится, – «
сладок всякий хлеб
» (23 Блуднику сладок всякий хлеб: он не перестанет, доколе не умрет.Сир. 23:23). Для того и возлагаются на головы венцы, – в знак победы, что они, не будучи побеждены, вступают в брачный чертог, – что они не были одолены похотью. Если же кто, увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет и венец на главе, когда он побежден? Это будем им внушать, этим будем их вразумлять, устрашать, угрожать, делая то одно, то другое. Нам вверен важный залог – дети. Будем же заботиться об них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас. Между тем теперь у нас все происходит наоборот. Мы употребляем всевозможные усилия для того, чтобы поле было хорошим и чтобы вверить его благонадежному человеку, и погонщика ослов и мулов, и надзирателя, и поверенного мы отыскиваем самого искусного; а на то, что для нас всего до­роже, именно – чтобы поручить сына человеку, который бы мог сохранить его в целомудрии, не обращаем внимания, несмотря на то, что это сокровище ценнее всех прочих и ради него приходят остальные. Об имущества для них мы заботимся, а об них самих – нет. Видишь ли, какое безумие? Прежде образуй душу сына твоего, а имущество он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег; и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредить ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добрым. Таким образом, он может и состояние умножить; если же и не умножить его, то, по крайней мере, он ничем не будет хуже людей зажиточных. Между тем, если он будет злой, то, хотя бы ему были оставлены тобою бесчисленные сокровища, ты не оставил хранителя (этих сокровищ), а сделал его несчастнее тех, которые впали в самую крайнюю бедность. Действительно, для детей, не получивших правильного воспитания, бедность лучше богатства, потому что первая, даже помимо их воли, удерживает их в пределах добродетели, между тем по­следнее, хотя бы даже кто и желал того, не позволяет вести жизни целомудренной, но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений. Вы, матери, больше всего смотрите за дочерьми: попечение это для вас нетрудно. Наблюдайте за тем, чтоб они сидели дома; а, прежде всего, учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах. Так и в замужество от­давайте их. Если так образуем их, то вы спасете не только их, но и мужа, который возьмет ее, и не только мужа, но и детей, и не одних детей, но и внуков. Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше развиваться, – и за все это вы получите награду. Поэтому все будем так делать, как (при­лично) заботящимся о благе не одной души, но многих чрез одну. Дочь, при вступлении в брак, должна так выходить из отеческого дома, как борец из места состязаний, то есть, она должна знать в точности всю науку, помощью которой могла бы, подобно закваске, все смешение возвести к собственной кра­соте. И сыновья опять в такой степени должны быть скромны, чтобы, скорее всего можно было узнавать их по их благонравию и целомудрию, и чтобы они заслужили великую похвалу и от людей, и от Бога. Пусть они научатся обуздывать чрево, воздерживаться от лишних издержек, быть расчетливыми, нежно любящими, пусть они научатся повиноваться власти. Таким образом, они могут доставить родителям великую на­граду. Тогда все будет ко славе Божией и нашему спасению, о Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. *** Spuria: см. 3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.Пс. 92:3

Спасется через чадородие, Кузнецов С.Г.

Читая Библию, мы нередко встречаем фразы или фрагменты книг, которые сложны для понимания. Зачастую верующие просто их пропускают, не пытаясь разгадывать очередной ребус на страницах Писания. Однако, проповедники и комментаторы, встречая такие отрывки, всё же стремятся их исследовать и провозгласить церкви их смысл. К сожалению, они нередко приходят к совершенно разным вариациям значений таких текстов. В 1Тим.2:15 мы встречаем как раз такой случай. Этот текст звучит следующим образом: «…впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». С середины второй главы речь здесь идёт о женщинах в церкви. Что говорят эти слова о спасении? Толкователи предлагают множество различных объяснений. Можно было бы отмахнуться от этой проблемы до лучших времён, как часто делают с подобными текстами, и не ломать голову, но речь тут идет о спасении. Спасение – одна из важнейших тем Писания и вероучения христиан. Любое разномыслие по этому вопросу воспринимается христианами крайне болезненно. Поэтому вокруг слов, записанных апостолом Павлом, возникло немало разногласий. Постараемся разобраться, о чём он пишет.

Существует несколько важных вопросов относительно этого текста. Во-первых, какая женщина спасается через чадородие? Речь идет о спасении любой христианки, рождающей ребенка в браке? Или сказано о Еве, которую вспоминает апостол Павел в своём рассуждении? Или это дева Мария, родившая Спасителя? Во-вторых, от чего именно спасается женщина через чадородие? Это спасение от вечной погибели, как следствие гнева Божьего, или от чего-то, менее ужасного? В-третьих, идёт ли здесь речь о рождении детей вообще или только о рождении Иисуса Христа? В-четвертых, к кому относятся слова «если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»? Относится ли это к матери или же к её детям?

Существует понимание этого текста Писания, которое говорит, что через трудный и опасный процесс деторождения женщина получает физическое укрепление. Сторонники такого объяснения утверждают, что верующие женщины, вопреки роли Евы в грехопадении, избавлены от страдания во время рождения детей. Выглядит это понимание достаточно странно. Ни в одном из текстов Писания нет подобных примеров влияния благочестия женщины на процесс её родов. Более того, некоторые женщины не только не укрепляются физически, но и умирают во время родов. Это, например, произошло с Рахилью при рождении Вениамина (Быт. 35:16-19). Должны ли мы всех таких женщин назвать неверующими грешницами? Кроме всего прочего, какое отношение это имеет к запрету женщине учить и властвовать над мужем, которое Павел здесь обсуждает (1Тим. 2:12)?

В наши дни в протестантской среде очень популярным стало аллегорическое толкование. Не обошло оно и этот текст. Некоторые понимают деторождение здесь не буквально, а аллегорически. Что же тогда рождается у женщины-христианки? Вера, любовь и святость с целомудрием. Это её «дети». Если бы Ева сохраняла доверие и любовь к Богу, то она не прельстилась бы ложными обещаниями сатаны. Однако, можно возразить на это. Павел использует здесь излишне сложную грамматическую конструкцию без всякой необходимости. Можно было бы просто сказать о жизни в вере, любви и святости без излишнего упоминания о деторождении. Кроме того, Павел пишет о спасении через чадородие при условии пребывания женщины в вере, а не о рождении веры ею. Да и странно выглядит сама идея родить веру, любовь и святость в жизни женщиной-христианкой. Словно яйцо рождает курицу, а не наоборот. Христианка уже имеет веру, любовь и святость по благодати. В противном случае, она и не была бы христианкой вовсе. Такой призыв к христианам рождать веру и любовь для спасения в своих сердцах выглядит достаточно абсурдным. Да и во всей второй главе данного послания апостол Павел ни разу не использует аллегории. Напротив, он говорит прямо и конкретно. Сторонникам такой точки зрения требуется объяснить, почему апостол вдруг решил использовать такой странный приём в отношении женщин?

Есть точка зрения, что замужняя женщина-христианка может спастись благодаря рождению детей. И речь тут идёт о вечном спасении от гнева Божьего. Такая позиция, например, активно проповедуется в МСЦ ЕХБ («Международный Союз Церквей Евангельских христиан-баптистов») Денисом Самариным. В пользу такой позиции приводится аргумент, что деторождение было изначальной Божьей заповедью для людей (Быт. 1:28). Когда женщина рождает детей, то она проявляет в этом послушание Божьей воле и получает Божье благословение и спасение. Но в этом случае получается, что для мужчин путь спасения один, а для женщин другой. Мужчины спасаются по благодати через веру во Христа, а женщины через веру плюс деторождение. Однако нигде в Писании нет указания, что число рожденных женщиной детей хоть как-то влияет на её вечное спасение. Более того, тот же апостол Павел пишет, что мужчины и женщины спасаются по благодати, через веру, независимо от дел, чтобы никто не мог похвалиться перед Богом (Еф. 2:8-9). «Независимо от дел» включает в себя и чадородие. Вечное спасение по благодати обретается через веру, а не через рождение детей. Тут сторонники вечного спасения через чадородие защищаются, что чадородие и является проявлением спасительной веры в жизни женщины. С этим можно согласиться, только с той оговоркой, что вера тут проявляется не в вопросе вечного спасения, а в вопросе нынешнего освящения верующего. Кроме того, Бог не каждой состоящей в браке женщине даёт детей. Да и не все сёстры вступают в брак. Тот же апостол Павел пишет коринфским верующим о некотором превосходстве безбрачного положения верующих в сравнении даже с христианским браком. В ответ на такие возражения Денис Самарин защищается следующим аргументом:

«В Библии очень много текстов, в которых помимо благодати и веры есть и другие условия. Например: «Пьяницы Царства Божьего не наследуют». Написано? Можем ли мы сказать, что человек, который пьёт и пьяница, несмотря на то, что Христос за него умер, и что он верует, что Христос за него умер, он Царства Божьего не наследует? Можем так сказать или нет? Можем! Никому и в голову не придёт сказать: «Ну, неужели для пьяницы нужно ещё какое-то условие, кроме благодати и веры»? Он должен, оказывается, ещё освободиться от греха своего. Друзья, это отрицательный пример. А положительный? Есть такой текст: «А тем, которые постоянством в добром деле», – заметьте чем – «постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия…» Кто помнит продолжение этого текста? Тем жизнь вечную! Друзья, оказывается жизнь вечная, она в какое-то условие ставится от постоянства в добром деле»[1].

Но с такими утверждениями нельзя согласиться, потому что избавление от греха тоже происходит по благодати Божьей. Или как ещё пьяница может освободиться от греха пьянства или власти любого другого греха? Силой воли? Нет! В Послании Римлянам апостол Павел подробно объясняет, что освящение тоже происходит не через попытки исполнить все предписания закона Божьего, а по благодати через веру (Рим. 6:14-18). И где взять способность совершать добрые дела, то есть служение для Господа, если не в действии Святого Духа по благодати Божьей? Мы совершаем своё спасение, слушаясь Бога. Это верно! Но стоит прочитать весь отрывок: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Кол. 2:12-13). Что же мы здесь видим? Какая есть причина для совершения добрых дел? Сила воли? Чувство долга? Нет! Бог по благодати даёт нам правильные желания и способность их осуществить. Подлинное духовное служение невозможно без ещё одного Божьего проявления благодати – дара Святого Духа. Именно использование этого дара позволяет приносить благо церкви и славить своим служением Бога. Итак, к действию благодати Божьей в вечном спасении нам добавить нечего. Мы можем лишь ею воспользоваться во славу Божью и на благо людей. Это касается и вечного спасения, и освящения, и служения. Так апостол Павел, упоминая свои добрые дела во славу Божью, делает поправку: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор. 15:10). Если мы добавляем свои добрые дела к благодати Божьей, в качестве условия для вечного спасения, то мы не усиливаем этим надежность нашего спасения, а лишь умаляем силу спасительной благодати Божьей. Это можно расценить как свидетельство заблуждения или маловерия. Галатийские верующие некогда решили добавить необходимость исполнения закона Моисеева, записанного в Библии, к вере во Христа для спасения. Что же сказал им на это апостол Павел? Похвалил их? Нет! Он пишет им следующее: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!» (Гал.3:1-4). Дальше он пишет: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал.5:2-5). Что сделали не так галатийские христиане? Они поверили, что для спасения веры и благодати Божьей недостаточно, нужно ещё исполнить Божьи заповеди, дарованные через Моисея народу Израильскому. Плохи ли эти заповеди? Нет! Перестали ли они быть частью Слова Божьего? Нет! В чём же проблема? В том, что верующие стали полагаться не столько на оправдывающее чрез веру действие Божьей благодати, сколько на свою собственную праведность. Павел говорит им, что этим они просто отреклись от спасения во Христе, остались без Христа. Не будем совершать такую ошибку вновь!

Ещё один серьезный аргумент против идеи вечного спасения женщины-христианки через рождение ею детей можно увидеть в словах того же апостола Павла: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:26-28). Павел учит, что в вопросах спасения национальные, половые или социальные признаки значения не имеют. Мужчины и женщины спасаются одинаково через веру во Христа. Если бы это было не так или существовали бы какие-то дополнительные нюансы в вопросе спасения замужних женщин, то уместно было бы ожидать многократных пояснений по этому поводу в Священном Писании. Но таких пояснений мы в Библии не находим.

Существует ещё одна вариация вечного спасения женщины-христианки через собственное деторождение. В этом объяснении условием её вечного спасения становится не само деторождение и пребывание в вере, любви, святости и целомудрии, а пребывание в вере и всём прочем рожденных ею детей. Если женщина-христианка родит детей и сможет воспитать их верующими, то тогда она обретёт вечное спасение. Крайне странное утверждение. Если верующая женщина не имела детей, то была спасена по вере. Но как только она рождает ребенка, её спасение ставится под вопрос до тех пор, пока дети не вырастут и не примут собственное решение относительно отношения к евангелию. Странно! А если одни дети стали верующими, а другие нет, то спасётся ли такая женщина? А если она имеет неверующего мужа, который воспитывает детей не в христианских ценностях и убеждениях? А если дети умерли в раннем возрасте? Вопросов тут можно задать множество, но можно ли дать на них внятные ответы? В Библии мы встречаем несколько случаев, когда у благочестивых людей были негодные дети. Так произошло с детьми Божьего пророка Самуила (1Цар. 8:1-3). Сын царя Давида Амнон изнасиловал собственную сестру (2Цар. 13:11-16). Другой сын Давида, Авессалом, убил своего брата (2Цар. 13:28-29) и восстал против отца (2Цар. 15). Далее, Адония самовольно воцарился при живом отце-царе (3Цар. 1). Можно ли на этом основании назвать пророка Самуила и царя Давида неверующими и погибшими? Нет! Почему же от женщин ожидается то, что не могли исполнить и некоторые великие перед Богом мужчины?

Неплохое объяснение варианта с вечным спасением через чадородие дают Джон Стотт[2] и Алексей Прокопенко[3]. Они верно указывают, что для понимания этого текста нужно посмотреть весь фрагмент послания, посвященный женщинам, то есть 1Тим. 2:8-15. Апостол пишет здесь о благочестивом поведении мужчин и женщин во время собрания. Мужчины должны молиться с верой, поднимать чистые руки, имея чистую совесть перед Богом. Женщины должны быть прилично и целомудренно одеты, украшены благочестивыми делами, учиться в безмолвии со всякой покорностью. После этих предписаний Павел накладывает на христианок во время собрания два запрета: они не должны учить мужчин и не должны властвовать над мужчинами (ст. 12). Вероятно, женщины в Эфесе, где находился в то время Тимофей, под влиянием лжеучителей решили стереть все социальные границы между мужчинами и женщинами. Поскольку на греческом языке здесь слово «чадородие» стоит с определенным артиклем, то речь идет не о деторождении вообще, а о каком-то конкретном деторождении. Тогда апостол Павел говорит здесь о рождении Спасителя Христа в соответствии с обетованием, данным Адаму и Еве в Эдемском саду после грехопадения (Быт. 3:15). Тогда рождение Христа спасает, то есть снимает с Евы и верующих женщин позор обольщения грехом. В этом случае, Павел некоторым образом утешает женщин, отстраняя их от роли учителей и проявления власти в церкви.

Есть еще одно убедительное мнение, что женщина спасется от растлевающего воздействия общества и лжеучителей, оставаясь дома, рождая и воспитывая детей. Судя по тому, что Павел предписывает в этом послании относительно женщин в церкви, можно предположить, что существовал целый ряд проблем в их поведении. Женщины в церкви не всегда благочестиво одевались (1Тим. 2:9). Также, они пытались учить церковь и властвовать наравне с мужчинами (1Тим. 2:12). Молодые вдовицы были увлечены роскошью, бездельем, любопытством и сплетнями (1Тим. 5:11-13). Интересно, что молодым вдовицам апостол Павел повелевает для сохранения благочестия вступать в брак, рождать детей, управлять домом. Возможно, эти вдовицы были богаты и не испытывали материальной нужды, поскольку бедному человеку не свойственно впадать в роскошь. Это побуждало их стремиться к влиянию не только в обществе, но и в церкви. В Ефесе также существовала проблема с лжеучителями в церкви, которые запрещали вступать в брак (1Тим. 4:1-3). Молодые вдовицы могли подхватить эти идеи и разносить их по домам верующих. Такое поведение отвращало некоторых из них от веры во Христа вслед сатаны (1Тим. 5:12,15). В связи с этими проблемами Павел и предписывает для верующих женщин путь спасения от подобного развращения. Предписывая молодым вдовицам вступать в брак и рождать детей, Павел говорит, что так они спасутся от искушения занять не своё место в церкви, занять место, предназначенное по изначальному Божьему замыслу для мужчин. По этой причине Павел не просто указывает, что Адам был создан прежде Евы, но и на то, что Ева прельстилась и впала в грех. Первенство Адама в творении указывает на его руководящую роль в семье. А когда Ева попыталась занять место Адама в принятии семейных решений, то это привело лишь к обольщению и греху. То же самое будет происходить и в церкви, если женщины будут вести себя подобно Еве в день грехопадения. Одним из наказаний для Евы стало искушение занять место мужа, которое постоянно сталкивается с неудачей. Ева здесь выступает как представитель всех женщин, а не просто как уникальная историческая личность. Это видно и из того, что во фразе «если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» глагол «пребудет» на языке оригинала стоит во множественном числе. Таким образом, стих 15 лучше перевести так: «впрочем, спасется через чадородие, если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием». Начало стиха продолжает повествование о Еве, а вторая часть говорит о всех женщинах в церкви. Сколько бы женщина не пыталась занять руководящее положение, муж всё равно будет властвовать над ней (Быт. 3:16). Это справедливо и для Евы, и для любой другой женщины. Есть ли утешение для женщины в этой ситуации? Да! Она может реализовать своё желание властвовать и учить в воспитании своих детей. В отношении своих детей женщина имеет такое право. Для разумного воспитания ей самой необходимо постоянно «пребывать в вере и любви и в святости с целомудрием». Воспитывая их благочестивыми людьми, верующая женщина будет иметь утешение и радость в своей женской роли по замыслу Божьему. Речь здесь не идёт о количестве рожденных детей, необходимом для такого спасения. Одним женщинам Бог даёт много детей, другим лишь одного-двух. Важнее, чтобы женщина заняла своё положение в Божьем замысле для неё и этим обезопасила себя от различных искушений.

Итак, мы рассмотрели основные взгляды на значение текста «впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15). Как утверждает Джон Стотт в своём комментарии на это послание Павла, это самый сложный для толкования текст в пасторских посланиях Нового Завета[4]. Однако, трудность понимания не должна стать преградой для стремления к осмыслению и применению истины. Мы увидели, что объяснений предложено немало, но большая часть из них не выдерживает внимательной критики. Наиболее вероятны два варианта понимания слов о спасении через чадородие: спасение всех женщин через рождение Иисуса Христа и спасение от неблагочестивого поведения через рождение и воспитание в истине собственных детей. В каждом из этих толкований есть некое утешение для женщины-христианки, в ответ на ряд наложенных на неё Богом запретов. Христианкам стоит подчиниться этому Божьему установлению, чтобы не повторять ошибки Евы, принёсшие так много горя человечеству.

[1] https://www.youtube.com/watch?v=H6th-rQj4tw (обращение от 18.03.2019)

[2] Д. Стотт, Первое послание к Тимофею / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2002 – с. 98

[3] https://www.youtube.com/watch?v=Av6RgSc1UZw (обращение от 19.03.2019)

[4] Д. Стотт, Первое послание к Тимофею / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2002 – с. 80

«СПАСЕТСЯ ЧРЕЗ ЧАДОРОДИЕ…»

Есть в Священном Писании один текст, который в упор не видят многие верующие. В том тексте речь идет о женщине-матери. В Синодальной Библии он таков: «…Впрочем спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». (1 Тимоф. 2:15).

А так он передан в Современном Русском Переводе: «…Впрочем и она будет спасена, рожая детей, если, конечно, будет жить с верой и любовью, свято и разумно».

Как ни крути, но в указанном тексте речь не идет о духовном рождении духовных детей. Здесь говорится о буквальных детях и о буквальном рождении детей.

Прямо сказано, что рождение детей является для женщины делом, за которое она будет удостоена спасения…

СЛОЖНАЯ, БОЛЕЗНЕННАЯ ТЕМА

Тема рождения детей является очень болезненной для многих супружеских пар. В теме верховодят эмоции. Здравый ум, основанный на законах Бога, в этой теме, как правило, на втором или даже на еще более низком месте. «Как это – спасется чрез чадородие?»,- недоумевают некоторые. А другие вообще эти слова считают «чудачеством» Павла…

Исследование Священного Писания показывает, что в глазах Бога рождение детей является для женщины честью, достоинством и подвигом, за который, как говорилось, Бог особо наградит женщину-мать.

Как мы видим из Библии, Бог весьма благосклонно относится к женщинам, которые рожают детей. Роды Бог причисляет к делам праведности, к подвигу, за который женщина получит особую милость от Бога, если, разумеется, «будет жить с верой и любовью, свято и разумно».

«Чрез чадородие» спасется не каждая рожающая женщина, но только та, которая «пребудет в вере и любви, свято и разумно».

Библия написана для верующих. Законы Бога существуют для верующих. Для неверующих они как бы отсутствуют.

Мы здесь говорим о том, что написано в Библии. Сегодня Библия не популярна. Даже раздаются голоса, чтобы причислить Библию к экстремистской литературе. И причислят! Судя по тому, как стремительно мир погружается в похоть и разврат, это может произойти довольно скоро.

Библейская мысль о детях однозначно такова: Бог любит детей. Богу нужны дети, нужны новые люди. Родить ребенка означает сделать большое доброе дело. Нежелание рожать исходит от дьявола. Для того чтобы оправдать свое нежелание рожать эгоистичные люди придумали массы «оснований», точнее – отговорок. И обманывают себя, и обманывают других.

«ЧТО ЖЕ, ПЛОДИТЬ НИЩЕТУ?..»

Разговоры о детях, о том, сколько их «должно быть», и как с ними потом «управляться», такие, и подобные разговоры можно вести лишь с теми, кто верит Богу. Для неверующих эти разговоры представляются одним сплошным безумием.

Однако, проблема в том, что и для многих-многих верующих, или считающих себя верующими, тема многодетности также является неприятной.

В атеистическом обществе господствует психология, что многодетные, значит – какие-то ущербные. В мозгах людей по отношению к многодетным прочно сидит «сочувствие», граничащее с осмеянием. Также, с лукавой подачи еще Ленинских атеистических идеологов, многие обманутые люди считают: раз эти верующие многодетные, значит – ненасытно-похотливые.

Женщине от Бога даны высшее положение и высшая честь. Заключаются они в рождении детей. Но в сатанинском обществе, в котором осмеивается и оспаривается все исходящее от Бога, в этом злом мире, Божественная привилегия женщины рожать детей передвинута на последнее место.

«РОДИЛИ БЫ, ДА РОЖАТЬ НЕ ОТ КОГО!..»

…Советское время. Мать шестерых детей пришла к председателю райисполкома подписать какое-то заявление. У того проходит совещание. Но многодетная мать «прорвалась» в кабинет со своим заявлением. Сидевшие на совещании районные начальники дружно выразили свое недовольство по поводу того, что какая-то мамаша мешает им решать важные вопросы. А один из них бросил: «Что, наклепали, а прокормить не можете, помощь просите?..».

Женщина подошла к нему ближе, посмотрела ему в глаза, и твердо сказала: «От своего мужа, если бы могла, родила бы еще столько. А от такого как ты, и одного родить было бы преступлением!».

В кабинете грянул хохот. Легкомысленный чиновник залился краской. Предрайисполкома, давясь от смеха, сказал: «Женщина, давайте-давайте ваше заявление…». И подписал его, не читая…

Если посмотреть серьезно, то женщина вскрыла большую проблему современности: Рожать не от кого! Вымирают, заканчиваются настоящие мужики! Атеизм извел мужчин. Остались либо психологические гномики, либо гомики.

Кто из мужчин-атеистов сегодня готов положить на свои плечи ношу многодетного отца? Кто решится нести такой груз? Не только из атеистов, но среди верующих многодетные семейные пары пересчитываются по пальцам. Многодетство это самопожертвование. Кто сегодня решится на него? Много ли таких? Ответ очевиден…

Счастье женщины быть помощницей мужу. «Но, где взять такого мужа, которому хотелось бы стать помощницей?..»,- правомерно спрашивают женщины.

Как атеизм – до первой тряски в самолете, так феминизм, до первого настоящего мужчины… Феминизм, как следствие вымирания мужчин. Мужики ведут себя, как Адам. Первым подкаблучником был Адам. Поведи себя Адам, как подобает мужчине, кто знает, как дальше развивалась бы человеческая история? Возможно и его вздорная жена, глядя на своего рыцаря-мужа, покаялась бы. А так, увидев его трусость и малодушие, и Ева поступила аналогично… Таких мужей как Адам жены не любят…

Исчезновение подлинных мужчин, глав семей – один из признаков конца мира.

В мире все перевернуто с ног на голову. Роль женщины, которая дана ей от Бога — осмеяна, оспорена и опровергнута. Женщина перестала быть женой и матерью. Она теперь «менеджер», ну, или – служащий, даже военнослужащий.

Как и мужчины, вслед за ними вымирают и женщины. Нет матерей. Есть все, что угодно, только не матери. В мире действительно все перевернуто с ног на голову. Мир полностью сошел с ума.

БОГ НЕИЗМЕНЕН

Всем известно, что говорят Ветхозаветные книги Библии относительно рождения детей, о том, сколько детей должно быть у родителей. Чем больше – тем лучше. Наличие детей являлось одним из главнейших признаков Божьего благословения для супругов. Отсутствие детей всегда, во все Ветхозаветные времена рассматривалось как тяжелое горе.

Древний Онан умышленно противился зачатию ребенка. За это он был убит Богом. (Бытие 38 гл). Ныне «учение» Онана широко распространено среди людей.

Какую бы книгу Писания мы не взяли, везде найдем одну мысль: Дети – благо, благословение, Божий дар, вожделенная мечта родителей. Богу приятно желание людей иметь детей. Он помогал супругам, которые не могли родить ребенка, даровал им способность родить.

Так было до прихода на землю Иисуса Христа.

А как эта тема освещена в Новозаветных книгах Библии? По-прежнему ли рождение детей является благословением от Бога? Или у Бога изменилось мнение по этому вопросу?

Что касается детей, нет никаких указаний на то, что в Новозаветное время Бог изменил Свое мнение о них, или что отношение Бога к детям изменилось в худшую сторону. «Пустите детей приходить ко Мне…»,- сказал Господь Иисус, и обнял детей.

Относительно брака, в сравнении с Ветхозаветным представлением, в Новозаветных книгах появилось некое новшество. Теперь говорится, что – лучше, блаженнее оставаться безбрачным. Но, если вступил в брак, то дети – Божий дар. «…Дети ваши… святы», — сказал Апостол Павел даже тем семьям, в которых верующим является хотя бы один из супругов.

Часто задают вопрос: «Как многодетные родители могут управляться с такой оравой?». Ответ вообще-то прост: Все зависит от того, как родители смотрят на своих детей. Как на бремя, обузу, или как на Божий дар? Если Божий дар, тогда дети, сколько бы их ни было, приносят радость и счастье родителям.

Очевидно, что для такого восприятия детей, прежде всего, сами родители должны смотреть друг на друга как на взаимный дар от Бога. Но это возможно лишь в браке в Господе…

Ребенок тонко чувствует, как относятся к нему родители и остальные члены семьи. Кто есть он в их глазах? Очередной «рот», появившийся в доме, или новый бесценный подарок от Бога. Ребенок это чувствует, и соответственно реагирует, и, соответственно формируется его личность, или склонная к добру, или нет.

Богобоязненные родители не просто сами в себе считают детей Божьим даром, но и детям говорят об этом, убеждают их в этом. Когда, например, малыш спрашивает: «Откуда я взялся?», богобоязненные родители отвечают ему, говоря чистую правду: «Тебя нам подарил Бог. Всех вас Бог дал. Бог такой щедрый и такой добрый, что подарил нам таких замечательных, таких прекрасных детей», — говорит мама, целуя малыша.

Не «в капусте нашли», не откуда-то пришли, а от Бога! И ребенок, дети, слыша, чувствуя такое — расцветают. А родители счастливы. Каждый ощущает себя творением Бога. Вся семья счастлива.

На таком духовном фундаменте христианская семья непременно будет счастливой, при любом раскладе вопросов материального снабжения. «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем раздор»,- говорится в Библии.

В целом, наверное, так было в семьях Апостолов…

Читать на Яндекс Дзен

EX-Фарисей


«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». (1 Послание к Тимофею 2:11-15)

Итак, из этого отрывка Синодального перевода Библии делаются следующие выводы:

1.Жена должна учиться молча и с покорностью. У кого учится? Некоторые мужья считают, что они являются учителями своих жен.

2.Учить жене запрещено, а так же запрещено властвовать над мужем.

3.Все вышесказанное аргументируется тем, что Ева создана после Адама. И Адам, оказывается, не был прельщен, но это все жена виновата (ну, так, впрочем, и сам Адам переводил стрелки на Еву, оправдываясь пред Богом).

4.И спасется жена, оказывается, не через веру во Христа, а через деторождение. Т.е. бесплодные не спасены?

Ну, а теперь, давайте посмотрим в значение греческих слов этого отрывка.

  • «учится молча» – в данном случае, греческое слово, которое переведено, как «молча», это слово ησυχια (спокойствие, покой). Т.е. значение фразы не в том, что женщине нельзя открывать рот, а в том, что женщина должна быть в мире и покое, когда учится. Видимо это связано с эмоциональностью женщин.
  • «с покорностью», здесь стоит слово υποταγη, которое чаще всего переводится как подчинение, но так же имеет значение “укрываться за чьей либо спиной”. Т.е. здесь не идет речь о подчинении нижестоящего вышестоящему, а о том, что женщина должна чувствовать себя защищенной, спокойной за спиной своего мужа, который любит ее, заботиться о ней и защищает ее.
  • «учить жене запрещено». Это любимый стих церковных женоненавистников. Однако, спешу их разочаровать. Из контекста четко видно, что речь идет о том, что женщина не должна поучать своего мужа и пытаться над ним властвовать. Это справедливо. Бывают сильные женщины и слабые мужики. В таком случае, у женщины возникает искушение господствовать. Но сильные мужчины так же не должны господствовать над женами! Сила в любви и служении, а не в порабощении и господстве!
  • «но быть в безмолвии». Здесь стоит то же слово ησυχια (спокойствие, покой). Никакого безмолвия!!!
  • Объяснение Павла относительно Адама и Евы в греческом языке звучат так, что смысл совсем другой. Павел сказал о том, что Ева была более уязвима, чем Адам, и поэтому она была первой обольщена. Адам был более сильным, и имел превосходство, которое дано ему для защиты Евы. Поэтому Еве значительно комфортней и спокойней, когда она находится за спиной сильного, любящего мужа (не путать с деспотом и самодуром).
  • «впрочем спасется через чадородие». Слова «впрочем» в греческом вообще нет, оно добавлено переводчиками (не богодухновенно). Слово «спасется» имеет значение «будет исцелена». Слово «через» имеет такой же смысл, как и «по прошествии».

Таким образом, смысл данной фразы совершенно искажен! Правильно было бы написать: «Будет исцелена после деторождения». Роды доставляют женщине боль и мучение, но по прошествии их, она будет исцелена, и будет радоваться своему ребенку.

Итак, Павел точно бы не одобрил то, как перевели его слова на древнерусский православные церковники, и уж точно не одобрил бы современных женоненавистников, которые искажают слова Павла, чтобы унижать и дискриминировать женщин.

Источник – Блог Константина Ветрова на Фейсбуке

Добавлю только (в рамках послесловия к репосту), что Павел разодрал бы одежды на себе, если бы услышал, что слушать женщину-переводчика за проповедником, или просто женщину-проповедника, – это грех.

Имеющие уши – да услышат.

Читаем Апостол. 25 ноября. Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии

Аудио

Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 1, ст. 18–20; глава 2, ст. 8–15.

1:18. Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,

1:19. имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;

1:20. таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

2:8. Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;

2:9. чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,

2:10. но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

2:11. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;

2:12. а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

2:13. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

2:14. и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;

2:15. впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

(1 Тим. 1, 18 – 20; 2, 8 – 15 )

Напомню, что иногда отрывки, которые предлагает нам церковный календарь, читаются с разрывом. Мы видим, что пропущен фрагмент между стихами сегодняшнего отрывка. Первая и вторая части по смыслу никак не связаны, поэтому мы можем говорить о них как о двух разных смысловых отрывках.

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать. Здесь идет речь о некоторых людях, которые потерпели кораблекрушение в вере , отвергнув добрую совесть и веру . Мы не знаем, кто они были, но апостол Павел за их кораблекрушение в вере предал их сатане, чтобы они не богохульствовали . То есть они произносили какую-то хулу на Бога, непочтительно относились к Нему, поэтому апостол Павел предал их сатане , что означает предание анафеме. Несколько бесед назад мы говорили, что анафема – это отлучение, выделение человека из религиозной среды, из Церкви или в Ветхом Завете из синагоги. Предать сатане – синонимичное выражение, которое означает «отделить человека от Церкви», то есть выделить из той области, где действует Дух Святой и потому сатана не может беспрепятственно действовать на человека. Когда человек отлучается от Церкви, предается анафеме, или предается сатане, это означает, что он живет вне Церкви, подвержен искушениям и воздействию сатаны в большей степени, так как не имеет церковной защиты.

В отрывке из второй главы, речь идет о том, как подобает молиться в собрании мужчинам и женщинам, а также вообще об отношениях мужчины и женщины. Этот отрывок, конечно, очень интересен и является дискуссионным, в особенности для современного человека, поскольку много говорится о том, какими все-таки должны быть отношения между мужчиной и женщиной. Должны ли это быть отношения в иерархии или равноправии, а если в иерархии, то «кто в доме главный»? Как бы там ни было, мы должны сказать, что во всех традиционных религиях – иудаизме, христианстве, исламе, индуизме – есть определенная иерархичность. Во главе жизни человека – Бог (называемый по-разному в той или иной религии); далее идет мужчина, который всеми своими силами устремляется к Богу, и для него ничто и никто кроме Бога не может быть главным; затем – женщина, которая все свои чаяния и силы отдает на служение своему мужчине, который служит Богу. Когда все звенья этой иерархии работают, тогда, согласно религиозным представлениям, все получается так, как и должно быть.

Мир идет вперед, появляются гуманистические ценности. Очень много времени и сил человечество потратило на то, чтобы прийти к идее равноправия разных людей, в частности по принципу пола. В некоторых случаях женщина главенствует, и даже говорится о том, что она должна главенствовать. Как к этому относиться – личный выбор каждого человека, но если мы обратимся к Писанию, то увидим вполне конкретные указания на этот счет.

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии . Для современного человека, тем более для современной женщины, это звучит достаточно радикально. Тем не менее в общинах, в том числе в христианской, было не принято, чтобы женщины говорили вслух, то есть в присутствии всей общины они не имели возможности возносить общественную молитву или участвовать в каких-то разговорах, беседах. Об этом говорится и в Послании к Коринфянам.

Когда в общине какой-то человек, наделенный духовными дарами, способностью к проповеди, растолковывал Священное Писание, его слушали мужчины, принадлежащие к этой общине, и каждый из них понимал этот комментарий в меру своих сил, своей осознанности, образованности. Женщины могли все это слушать, но не могли задавать вопросов. Когда муж с женой возвращались домой (об этом и писал апостол Павел в Послании к Коринфянам), женщина могла просить каких-то разъяснений у своего мужа, и он в своей интерпретации рассказывал жене, как понял ту или иную истину. Тем самым, истина приходила женщине непосредственно от ее мужчины, и именно ее мужчина был для нее учителем, проводником к божественным духовным истинам. Прочная связь и иерархичность очень четко работали.

Сейчас говорят о том, что женщины могут быть не менее и даже более образованными, слушать проповедников наравне с мужчинами и даже дать им фору, научить своего мужчину чему-то. Это происходит не только потому, что женщины стали достаточно эмансипированными, но и потому что мужчины подчас вообще не интересуются никакими духовными реалиями, для многих из них это является чем-то ненужным. Посмотрим даже на тех, кто ходит в православные храмы, на какие-то беседы, собрания, учебу, епархиальные курсы – как правило, женщин там больше.

Это, конечно, проблема обоюдоострая. Если женщина учит и властвует над мужем, то вся иерархия рушится, и на глубоком мистическом, духовном уровне рушатся отношения. Получается, что мужчина уже не движется к Богу, а женщина делает это «через голову» мужчины. Их взаимосвязь устанавливается и может какое-то время продержать эти отношения, но все-таки в каком-то глубинном смысле такие отношения будут в некотором роде ущербными.

Другое дело – что греха таить, – современный человек, даже посещающий Церковь, часто вообще не думает о каком-то духовном восхождении, о том, что мужчина должен высшей ценностью полагать Бога, а женщина – слушать такого, движущегося к Богу, мужчину. Все это практически напрочь ушло из жизни людей, поскольку основная масса прихожан и в особенности «захожан» посещает церковь именно для того, чтобы решить какую-то свою проблему, подчас бытовую. Люди молятся Богу, когда в жизни что-то идет не так, но мало кто предполагает какой-то рост, динамику. Движутся к Богу в основном единицы, которые «увлеклись» духовностью, а «православные христиане», которые изредка посещают храм ради какой-то нужды, могут и пальцем у виска покрутить, сказать: «Не слишком ли ты погрузилась в духовность, не пора ли тебе полечиться?». Такое бывает, братья и сестры, но мы с вами призваны глубже, осознаннее, духовно понимать те или иные вещи, не идя на поводу у каких-то социальных принципов, в частности равноправия, которое стало так дорого для многих людей.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]