Алексей Мигальников 20.10.201726851
Мы начинаем цикл статей о болезни. Их цель — помочь болеющему человеку и его близким осмыслить недуг и действовать в нем с пользой для тела и души. Также эти материалы могут помочь священникам в духовном окормлении болеющих людей, их родственников и врачей.
Статьи основаны на трудах отечественных православных богословов второй половины
XX — началаXXI века. Почему? С одной стороны, их работы обобщают святоотеческую мысль и опыт предыдущих веков. С другой — богословы этого периода наиболее близки нам, ныне живущим, им известно современное состояние медицины и условия жизни людей. Это, прежде всего, книги святителей Афанасия (Сахарова) и Луки (Войно-Ясенецкого), митрополита Антония Сурожского, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), игумена Никона (Воробьева), Николая Евграфовича Пестова, иеромонаха Иова (Гумерова), французского богослова Жана-Клода Ларше и других.
Итак, сегодня мы поговорим о причинах существования болезней.
Когда-то грех и болезнь были единым целым
В Античности, когда медицина только вставала на хлипкие ножки, а о психиатрии еще не было и речи, никто не проводил границ между аморальным поведением и душевной болезнью. Любую неадекватность считали следствием влияния сверхъестественных сил на разум и душу.
Такое положение дел раздражало медиков следующих эпох, которые в большинстве своем были материалистами, а не мистиками. Однако терпение лопнуло лишь под конец XIX века. К слову, тогда психиатрия уже закрепилась как отдельное направление в медицине.
В то время стал популярен нозологический подход, внедренный немецким врачом Эмилем Крепелином. Теперь доктор, прежде чем списать неадекватность пациента на его скверный моральный облик и одержимость демонами, должен был серьезно задуматься и ответить на несколько вопросов: что с этим человеком не так? чем именно он отличается от здорового? каковы возможные биологические и физиологические причины недуга? есть ли способ его вылечить?
Этот подход не только закреплял рациональный взгляд на состояние пациентов, но и помогал точнее классифицировать психические заболевания и совершенствовать таким образом диагностику.
Сейчас психиатрический диагноз в большинстве стран мира, в том числе в России, ставят, опираясь на Международный классификатор болезней (МКБ), а в США — на Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). В период их создания и наполнения оба перечня не раз страдали от моралистов, коим были неугодны некоторые явления, обнажившиеся в обществе. Например, в первых двух DSM (с 1952 по 1974 год) гомосексуализм считался психическим отклонением. Впрочем, и сегодня медицинские нормативные документы неидеальны: критерии некоторых недугов кажутся слишком размытыми. Потому часть особенно занудных грешников, сопоставив с этими описаниями свое поведение, может заподозрить у себя болезнь.
Болезни создал Бог?
Сразу скажем, что Бога нельзя считать источником болезней, страданий и смерти. Свидетельства об этом есть в Священном Писании: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно
(Прем. 1:13-14). Все, что сотворил Бог
хорошо весьма
(Быт. 1:31), тогда как болезни воспринимаются людьми как зло и источник страданий.
Откуда же тогда в нашей жизни появились болезни? Может быть, они были изначально заложены в человеческой природе? Нет, это не так. Бог создал первого человека, Адама, по Своему образу, и этот образ Божий включал в себя свойство бессмертия, силы и здоровья. Душа и тело первых людей не были подвержены болезням, страданиям и смерти.
У Адама и Евы была возможность сохранять и совершенствовать свое первоначальное бессмертное и нетленное состояние, но только при условии богоугодной жизни и приобщенности Творцу как ее источнику. Последнее зависело от их собственного выбора, потому что Бог сотворил человека свободным.
Откуда взялись смертные грехи
Семь смертных грехов часто путают с заповедями: не убивай, не кради, не сотвори себе кумира и т. д. Но это немного другая история. Заповеди можно найти в Библии в виде списка. Согласно легенде, он был высечен на скрижалях, которые Бог собственноручно подарил Моисею на горе Синай.
Грехи же рассыпаны по Библии в виде отдельных упоминаний и намеков. Впервые их каталогизировал монах Евагрий Понтийский в своем рассуждении «о восьми помыслах», где описал человеческие страсти и слабости на греческом языке. Его ученики перевели труд на латынь. А позже, где-то между 590 и 604 годами, этот перечень переработал Григорий Великий — последний римский папа античного мира. Так появился актуальный сегодня список семи смертных грехов, куда вошли: гордыня, жадность, похоть, зависть, чревоугодие, гнев и уныние.
К каждому из этих пороков в пару можно подобрать психическое расстройство, описанное в классификаторах последнего поколения МКБ-10 и DSM-5.
Гордыня (тщеславие)
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: „Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь“… Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: „Боже! будь милостив ко мне грешнику!“ Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет».
(Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 18. Стихи 10–14)
Если бы справочник DSM-5 существовал во времена написания этих библейских строк, в характеристику фарисея можно было бы добавить диагноз «нарциссическое расстройство личности». Ведь у него явно прослеживаются ключевые признаки этого недуга: грандиозное самомнение, уверенность в своей исключительности и высокомерное отношение к окружающим.
Вот как описывает истинного нарцисса известный американский психиатр и психотерапевт Аарон Бек в книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности»:
«Дэвид, 40-летний адвокат, обратился за лечением по причине депрессии. <�…>
Ухудшение самочувствия было связано с усилением дискомфорта от выполнения рутинной работы и с мыслями о том, что такая работа не соответствовала его квалификации. По его мнению, он заслуживал лучшего. <�…> Дэвид полагал, что, поскольку он „особенный“, никто не имеет никакого права критиковать его, хотя он имеет полное право критиковать других. <�…> Он не видел никакой проблемы в том, чтобы использовать окружающих, если они достаточно „глупы“, чтобы позволить ему это делать».
Сходство между Дэвидом и фарисеем очевидно. Правда, мы можем лишь догадываться, страдал ли последний от своей самовлюбленности, но окончание евангельской цитаты: «…всякий, возвышающий сам себя, унижен будет», —
явно намекает на неминуемую Божью кару
.
Есть у этого заболевания и другие черты, которые, однако, проявляются не всегда и не у всех нарциссов: стремление эксплуатировать людей, полное отсутствие эмпатии и способности сопереживать, потребность в восторженном отношении к себе со стороны окружающих, завистливость.
В России нарциссизм не ставят. В МКБ-10 он включен в диагноз под кодом F60.8 «Другие специфические расстройства личности».
Жадность (алчность)
«И увидел я еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. „Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?“ И это — суета и недоброе дело!»
(Ветхий Завет. Екклесиаст. Глава 4. Стихи 7–8)
Одержимость богатством, отнимающая время и способность радоваться жизни, которая выражена в этой цитате, — характерный признак ананкастного расстройства личности. В МКБ-10 оно имеет код F60.5.
Слово «ананкастный» происходит от греческого корня, означающего «принуждение». То есть это расстройство можно описать как «страдание от самопринуждения к чему-либо».
Люди с таким диагнозом мучатся не только от навязчивого желания заработать все деньги мира. Их также тревожат постоянные сомнения в своих действиях и поступках, они утомляют себя (и иногда окружающих) бесконечными перепроверками. Им свойственны страсть к порядку, железобетонная упертость в достижении цели, дотошное внимание к деталям и блокирующий работу перфекционизм.
В DSM-5 все эти признаки будут характерны для диагноза «Обсессивно-компульсивное расстройство личности» (ОКРЛ). Кстати, симптом, относящийся к жадности, там носит политкорректное и изящное название «скупой стиль расходов».
Похоть (блуд)
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог».
(Новый Завет. Послание к Евреям. Глава 13. Стих 4)
«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него».
(Ветхий Завет. Левит. Глава 18. Стихи 22–23)
В Библии грех блуда описывается с качественно разных сторон: как супружеская неверность или частая смена половых партнеров, а также как нетрадиционные сексуальные предпочтения. Ну а с точки зрения современной психиатрии никакое греховное пристрастие не считается патологией, пока человек не страдает от него, как, например, в этом клиническом случае:
«18-летний юноша проходил курс лечения от вторичного сифилиса. Пациент сообщил, что мучится от чрезмерного сексуального желания. <�…> В последние три года он не мог думать ни о чем, кроме секса. Большую часть времени проводил в борделях, иногда — с доступными мужчинами, много мастурбировал. Год назад стал замечать поражения кожи: сначала на пенисе, позже на лице, животе и других частях тела. При этом продолжал заниматься незащищенным сексом».
Такая зависимость в МКБ-10 отмечена под кодом F52.7 «Чрезмерное сексуальное влечение».
Есть в международном классификаторе последнего поколения и диагноз, касающийся экстравагантных пристрастий в половой жизни, — «Нарушения сексуального предпочтения» (F65). Туда входят фетишизм, фетишистский трансвестизм, садомазохизм, зоофилия и пр. Однако, если вы практикуете удивительно оригинальный секс и никто от ваших «экспериментов» не страдает, повода для паники нет. Напрячься стоит, если вы никак иначе не можете получить удовольствие и серьезно переживаете по этому поводу.
Зависть
«Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; „ешь и пей“, говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь».
(Ветхий Завет. Книга притчей Соломоновых. Глава 23. Стихи 6–8)
С грехом зависти соотносится уже упоминавшийся нарциссизм.
На первый взгляд кажется парадоксальным, что человек, уверенный в своем превосходстве, склонен кому-то завидовать. Однако в этой дихотомии и кроется суть психического недуга. Мозг пациента ломается и недоумевает: «Как же так? Я превосходный, а лучшие блага получает кто-то другой!»
Зависть к тем, кто объективно успешнее, нарциссы могут скрывать и страдать молча. Но иногда это чувство выливается в насилие — психологическое или физическое. Причем чаще всего от террора завистливых самолюбователей страдают их близкие, потому что они долго не выносят сор из избы, опасаясь запятнать репутацию агрессора. Впервые этот феномен описала и дала ему название «нарциссический абьюз» швейцарский психоаналитик Элис Миллер в книге «Драма одаренного ребенка».
Есть еще один диагноз, для которого характерна патологическая завистливость, — истерическое расстройство личности. Оно описано и в МКБ-10, и в DSM-5. Люди с этим недугом очень похожи на нарциссов — особенно своим стремлением унижать окружающих и командовать ими. Но проявления истерической зависти, как правило, всегда открытые, шумные и назойливые, к изощренным методам они прибегают редко.
Чревоугодие (обжорство)
«И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего».
(Ветхий Завет. Второзаконие. Глава 32. Стих 15)
Всякое чревоугодие грешно по Библии, но заболеванием считается лишь психогенное переедание, то есть связанное с другими психическими нарушениями: депрессией, стрессом после утраты близких или тяжелой операции и т. д.
Характерный случай болезненного обжорства зафиксирован и описан психиатрами Йельского университета:
«Пациентка N отметила, что стала часто переедать после того, как госпитализировали ее тяжелобольную мать. <�…> После смерти матери случаи переедания участились. <�…>
Типичный приступ обжорства N выглядит так: сначала за ужином со своей семьей она съедает нормальную порцию пищи (150–200 г мяса и овощной гарнир с хлебом). Во время уборки со стола доедает остатки, что эквивалентно еще одной полноценной порции. Дальше до самой ночи непрерывно ест разные продукты, хаотично чередуя то соленые, то сладкие закуски».
В МКБ-10 такое обжорство относится к «Расстройствам пищевого поведения» (F50) и стоит в одном ряду с известными всем анорексией и булимией. Они, кстати, встречаются реже, чем психогенное переедание, от которого страдает около 3 % взрослого населения.
Гнев (ненависть)
«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца».
(Новый Завет. Первое послание Иоанна. Глава 3. Стих 15)
В описании этого греха Библия довольно категорична и приравнивает его к способности совершить убийство. Впрочем, и патологией может быть только крайность.
У нездорового гнева три жирных маркера: такой человек приходит в ярость по незначительному поводу, теряет контроль над действиями в момент приступа и не заботится о последствиях. В медицине есть понятие «психотический эпизод», или «психоз», который как раз может проявляться в неконтролируемой ярости и быть спутником разных заболеваний.
Например, при биполярном аффективном расстройстве (состояние, когда человек то испытывает приподнятое настроение и перевозбуждение, то впадает в депрессию) случается так называемая «гневливая мания». Страшные вспышки ярости бывают и при шизофрении.
Но чаще всего необузданный гнев демонстрируют люди, страдающие эмоционально неустойчивым расстройством личности (F60.3 по МКБ-10). Пациентам с таким диагнозом вообще свойственны резкие перепады настроения, импульсивность и проблемы с самоконтролем.
Уныние (лень)
«Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека… удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила».
(Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 30. Стихи 22–25)
Этот грех любой безошибочно сопоставит с самым распространенным психическим недугом современности — депрессией. По свежим данным Всемирной организации здравоохранения, от него страдает больше 300 млн человек.
В цитате из Библии упомянуты как минимум два признака, по которым заболевание можно отличить от приступа плохого настроения. Во-первых — мнительность. Люди в депрессии залипают на негативных мыслях: обесценивают свои заслуги, убеждают себя в собственной никчемности, в бесперспективности будущего, в негативном отношении к себе со стороны окружающих. Во-вторых — желание умереть, которое порой воплощается в реальность. Яркий пример — клинический случай, описанный Американской психиатрической ассоциацией:
«Триш, женщина, возраст — 51 год. Муж привел ее в отделение неотложной помощи после того, как она на полном серьезе сказала ему: „Мне хочется убить себя“. Триш утратила интерес к жизни и способность радоваться около четырех месяцев назад. Со временем симптомы усиливались. За этот период из-за потери аппетита пациентка похудела на 14 фунтов. Несколько раз в неделю она просыпалась в 3 часа ночи и больше не могла заснуть. Триш чувствовала усталость, подавленность и испытывала проблемы с концентрацией внимания. Она работала в офисе завода по производству собачьего корма. В какой-то момент пациентка стала убеждать себя, что совершила ошибку, которая может привести к гибели тысяч животных. Триш боялась ареста и хотела покончить с собой, чтобы не попасть в тюрьму».
В МКБ-10 подробное описание критериев депрессии разной степени тяжести находится под кодами F32 «Депрессивный эпизод» и F33 «Рекуррентное депрессивное расстройство», а в DSM-5 его можно найти в разделе «Большое депрессивное расстройство». Обычно диагноз ставят, если признаки заболевания не оставляют человека больше двух недель.
Триш продемонстрировала все девять ключевых симптомов, описанных в американском классификаторе: подавленное настроение, потеря веса, отсутствие радости, бессонница, тревога, перманентная усталость, сильное чувство вины, снижение внимания и мысли о самоубийстве, — потому ее случай можно назвать эталонным, но не типичным. Чаще всего люди жалуются на меньшее количество симптомов, однако это не означает, что им не нужна помощь.
Почему не приходит исцеление
На Кресте Христос, испытав — абсолютно по-человечески — апогей физической и душевной боли и отчаяния воскликнул: Боже Мой! Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Хотя Он, Сын Божий, знал, что это не так.
Если страдание и болезнь не угодны Богу, почему тогда Он не избавляет от них, не исцеляет? Не слышит? Вопрос тяжёлый и неразрешимый, особенно, когда речь заходит, например, о болезнях детей. Дать однозначный универсальный ответ на него невозможно, но и согласиться с содержащейся в этом вопросе претензией полностью нельзя – это и так, и совсем не так.
Да, Бог не желает и не посылает нам болезни — но Он и не бездействует. И действие Его всегда – любовь. Просто оно не всегда таково, каким, по нашему мнению, должно быть.
Неверно утверждать, что человек грешит и наказывается болезнью — нет. Болезнь – это не наказание, а одно из следствий зла, действующего в мире. Это выбор, который когда-то сделал человек и продолжает делать до сих пор, пренебрежительно и потребительски относясь к жизни – и своей, и чужой, распространяя последствия этого выбора на весь мир.
Зло нелогично, это хаос, когда-то порождённый уходом от Бога. Оно не создаёт, а лишь разрушает. Это выбор свободной воли, в которую Бог вмешаться не может, как это ни странно звучит. Но Он никогда не оставляет человека, тем более, если человек начинает взаимное движение навстречу и не останавливается в своём горе.
Болезнь не всегда можно исцелить физически, хотя Евангелие неоднократно являет нам примеры чудесных исцелений. И, как правило, это исцеления, которые влекли за собой глубокие духовные перемены в человеке.
Христианство утверждает, что нет воли Божией на смерть, на болезнь и на зло. Но есть – на то, чтобы человек вырос в меру своих духовных сил, и как ни странно это звучит для нас — был счастлив и смог делать счастливыми других.
Личные признания и истории таких людей, как художник Вреж Киракосян, или писатель Ник Вуйчич, наверное, отчасти способны пролить свет на эту непростую проблему, и стать живым свидетельством для отчаявшихся.
Есть вещи, особенно, в вопросах веры, которые трудно перевести в точные формулировки. Но в жизни есть удивительные примеры, после знакомства с которыми какие-либо слова, вероятно, не очень и нужны.