Праведная Мари́я Вифанская, сестра Ла́заря Четверодневного.


Св. Лазарь четверодневный и сестры его Марфа и Мария

Отрывок из «Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых»

Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни, нигде не проводил время более спокойно и счастливо, как только в Вифании, в семействе Марфы и Марии и брата их Лазаря, что видно из указания Евангелиста Иоанна Богослова, который говорит: Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря (Ин.11:5). Из сказаний свв. Евангелистов вот что нам известно об этом благочестивом семействе. Так, Евангелист Лука повествует, что однажды Господь был в Вифании и здесь одна женщина именем Марфа пригласила Его в свой дом. Сестра же Марфы – Мария – села у ног Иисусовых и слушала поучения Его. Между тем Марфа хлопотала как бы получше угостить Господа и, подойдя к Нему, сказала: Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить! скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отымется от нее (Лк.10:38–40). Кроме того, три Евангелиста упоминают в своих Евангелиях о сестре Марии, почти совершенно тождественно передавая рассказ о помазании Иисуса Христа драгоценным миром на вечери в доме Симона прокаженного, которое совершила Мария – сестра воскрешенного Лазаря. Рассказ Евангелистов излагается так: За шесть дней до Пасхи, накануне вшествия Христа в Иерусалим на вольную страсть, когда Христос был в Вифании на уготовленной Ему вечери, в доме Симона прокаженного, и воскрешенный Христом Лазарь разделял с Ним трапезу, а Марфа служила Ему, Мария, взяв сосуд с драгоценным миром, помазала им ноги Иисуса, отерла их волосами своими и возлила миро на главу Его. При этом Иуда Искариот выразил свое мнение, что лучше было бы продать это миро, а вырученные деньги отдать нищим; Господь Иисус Христос на это возразил: «Что смущаете эту женщину? Она доброе дело сотворила для Меня, потому что нищих вы всегда имеете у себя и благотворить им можете, когда хотите, но Меня не всегда имеете. Она что могла, то и сделала, излив на Мое тело сие миро, она приготовила Меня к погребению. И вот Я вам истинно говорю, что где бы не проповедалось Евангелие, в целом мире, будет сказано о том, что она сделала» (Мф.26:6–13; Мк.14:3–9; Ин.12:1–8).

Вера этих сестер в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда захворал брат их Лазарь, то они первым делом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение брату их. Когда Иисус пришел в Вифанию, то было уже четыре дня, как Лазарь лежал во гробе. Вифания лежала недалеко от Иерусалима и многие из жителей иерусалимских пришли к Марфе и Марии утешить их в горе. Когда Марфа услыхала, что Господь уже близко от их селения, то пошла Ему навстречу и сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, то не умер бы брат мой!» – «Воскреснет брат твой», – сказал ей Иисус Христос. Марфа отвечала: «Знаю, что воскреснет в Воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я есмь Воскресение и Жизнь, верующий в Меня, если умрет – оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли ты этому?» – «Так, Господи, верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир», – сказала Марфа и, оставив Иисуса, пошла домой, тайно вызвала сестру и сказала: «Учитель здесь и зовет тебя». Мария тотчас пошла навстречу Господу, пала в слезах к ногам Его и вскричала: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Иудеи, которые вместе с Марией вышли из дома, чтобы следовать за ней, как они думали, на могилу брата ее, заплакали, глядя на нее. Тогда и Господь воскорбел и возмутился духом. Он спросил: «Где вы положили его?» Ему отвечают: «Господи! Поди и посмотри». Видя слезы на глазах Иисуса, иудеи говорили: «Вот, смотрите, как Он любил Лазаря! Неужели Он, отверзший очи слепому, не мог сделать, чтобы и этот не умер?» Между тем Иисус, скорбя внутренно, подходит к пещере, в которой лежал умерший. Пещера была завалена камнем; Иисус повелел отнять его. Тогда Марфа сказала: «Господи! Он уже четыре дня во гробе, и слышен дурной запах». Иисус на это сказал ей: «Если будешь веровать, то увидишь славу Божию». Когда отняли камень, то Иисус воззрел на небо, сказав: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня, Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Он громким голосом возгласил: «Лазарь! Иди вон!» Умерший тотчас вышел. Он был обвит погребальными пеленами, а лицо закрыто платком. «Развяжите его, пусть идет», – сказал Господь (Ин.11:1–3, 17–44). Кроме того, Евангелист упоминает, что воскрешенный Лазарь находился вместе с Иисусом Христом на вечери в доме Симона прокаженного (Ин.12:1).

После убиения св. архидиакона Стефана, когда настало гонение на иерусалимских христиан, св. Лазарь был изгнан из Иудеи и пущен в море на лодке без весел. По Божию Произволению лодка приплыла к о. Кипр, где в городе Кидонии св. Лазарь начал проповедывать Христа, как апостол, и был епископом в этом городе, рукоположенный в сей сан апостолом Варнавой. Проживая на Кипре, св. Лазарь пламенно желал видеть Пресвятую Богородицу, которую он не видал уже долгое время, а сам опасался прибыть в Иерусалим для свидания с Ней. Пресвятая Богородица, уразумев об этом желании св. Лазаря, написала к нему послание, в котором, утешая его, повелевала прислать за Ней корабль, на котором Она могла бы прибыть на остров Кипр, а ему воспрещала приходить в Иерусалим ради Нее. Прочитав это послание, св. Лазарь очень обрадовался, а также и удивился такому смирению Пресвятой Богородицы, и нимало немедля, снарядил и послал за Нею корабль. Пресвятая Богородица вместе с апостолом и Евангелистом Иоанном и некоторыми другими спутниками на этом корабле отправилась в плавание к острову Кипр. На пути, вследствие противных ветров, Матери Божией пришлось пристать к Афонской Горе. После недолгого пребывания здесь Пресвятая Богородица прибыла на о. Кипр, где встретилась со св. Лазарем, скорбевшем о Ее долгом путешествии, поведала Ему о Своем пребывании на Афонской Горе и поднесла дары, нарочно для него собственноручно сделанные – омофор и нарукавницы. Недолго пробыв на Кипре, Матерь Божия возвратилась в Иерусалим.

После пребывания Пресвятой Богородицы св. Лазарь четверодневный епископствовал на Кипре около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников, в чем ревностно помогали ему сестры Мария и Марфа. Где, когда и как окончили жизнь свою свв. сестры Лазаря из церковных преданий неизвестно, а сам же св. четверодневный Лазарь почил в мире на о. Кипр.

При императоре Льве Философе (886–911 гг.) мощи св. Лазаря четверодневного были перенесены с Кипра в Царьград. Об этом событии говорят историки Кедрин и Зонара.

Память св. Лазаря четверодневного празднуется Святой Церковью 17 октября, когда воспоминается перенесение его мощей с о. Кипр в Царьград, а памяти сестер его Марфы и Марии празднуется в Неделю жен-мироносиц.

Православная Жизнь

В наши дни часто приходится слышать, что большинство святых, память которых вошла в общецерковный Месяцеслов, являются представителями монашеского чина, в то время как благочестивые миряне, жившие семейной жизнью, в основном остались на полях Святцев.

С этим утверждением, пожалуй, трудно не согласиться. Для современного мирянина актуальным остается все тот же вопрос: «Как спасаться в миру»? Именно поэтому жития святых мирян и сегодня не теряют своей значимости. К их числу относится неизвестное для широкого круга читателей Житие святой Марии Новой († ок. 907 г.), написанное в X–XI вв. Впервые этот ценный памятник византийской житийной литературы был обнаружен на Афоне (в библиотеке Великой Лавры) известным греческим исследователем Мануилом Гедеоном (1851–1943), после чего Житие стало предметом изучения специалистов. Гедеон внес память сына св. Марии, преподобного Ваана-Марина, в составленный им Византийский Месяцеслов, а память самой святой под 16-м числом месяца февраля включил в свой «Новый Синаксарь Православной Церкви» современный агиолог о. Макарий Симонопетрский.

Как повествует Житие, Мария родилась во второй половине IX в. в армянской аристократической семье, происходившей, как полагают, из рода Мамиконянов. Вместе с некоторыми иными представителями армянской знати родители святой переехали в Константинополь, где они с почестями были приняты императором Василием I (876–886). Василевс Ромеев пожаловал гостей подарками и государственными должностями. Так семья будущей святой обосновалась в Царьграде, а Мария была выдана замуж за военнослужащего Никифора из села Месина, что во Фракии (Восточные Балканы). Прошло недолгое время, и край облетел слух о необыкновенно доброй молодой госпоже. Сердобольная и отзывчивая, Мария не отказывала в помощи никому, кто обращался к ней. Изумление людей вызывало деятельное милосердие Марии. Так, однажды, когда в Месину прибыл сборщик податей, он стал арестовывать тех, кто не мог заплатить налоги. Мария, услышав об этом, поспешила взять займы от знакомых и заплатила налоги вместо бедных односельчан. Вызволенные из темницы бедняки, вместо того чтоб идти к себе домой, первым делом поспешили к Марии, благодаря ее за свое спасение. И это было не единичным случаем, когда проявилась любовь Марии к ближним. Каждый день утром и вечером она ходила в сельский храм, который неблизко находился от ее дома, нужно было перейти речку без моста. Марию от посещения храма могла оторвать лишь тяжкая болезнь.

Однако жизнь молодой четы не была безоблачной. Первый удар судьбы постиг Марию и Никифора, когда умер их пятилетний первенец Орест. Через несколько лет скончался и второй малыш по имени Вардан. Безусловно, Марии было крайне тяжело пережить боль потери двух младенцев, но она осилила горе и не потеряла своей веры и любви к Богу.

Тем временем семья из деревни переехала в г. Визию, т. к. Никифор, отличившись в войне против болгар, получил служебное повышение. Перемена обстановки не повлияла на жизнь Марии. Она по-прежнему была опорой для вдов и сирот, питательницей странников, нищих и монахов-пустынников. Мария с особой заботой относилась также к своим слугам, никого из них не наказывала, зная, что их положение и так тяжелое. Единственной переменой было то, что праведница теперь не ходила в храм ежедневно, не желая привлекать на себя любопытные взгляды горожан, а молилась у себя дома. Когда Никифор был дома, Мария постилась лишь Великим постом, а в другое время и вовсе отказывалась от мяса.

Вскоре Мария родила близнецов, старшего из которых назвали Вааном, а младшего – Стефаном. Мать предсказала, что один из новорожденных станет военным, а второй – монахом, но сама она этого не увидит. Жизнь потекла, кажется, своей привычной чередой, однако же Марию поджидало последнее и самое тяжелое испытание, которое могло свести к нулю все ее подвиги. Удар пришел с неожиданной стороны: брат и сестра Никифора – Алексий и Елена – стали наговаривать на праведницу, якобы она расточает имение мужа и изменяет ему с одним из слуг. Никифор поверил клевете. Он не особо внял уверениям Марии о ее верности и с тех пор изменил свое отношение к жене. За ней было установлено наблюдение, ее расходы контролировали. Поверив еще одной клевете, Никифор в первый день Великого поста избил Марию, у которой к тому же, вероятно, по причине душевных переживаний, усилились желудочные боли. Желая спастись от взбешенного Никифора, Мария поспешила укрыться в одной из комнат, но упала и разбила голову. Пролежав десять дней в тяжелом состоянии, она попросила Никифора прийти к ней. В последний раз Мария попросила супруга поверить в ее невинность и сообщила ему, уже рыдающему, о своем скором отшествии. В последние минуты жизни Мария увидела отверстые небеса, неизреченный свет и спускающийся венец.

Пока тело усопшей готовили к омовению, от него разлилось сладкое благоухание. Когда же стали искать платье, чтоб надеть его поверх нижней рубашки, оказалось, что покойная все свои одеяния и украшения отдала на нужды неимущих. Хитон Никифора пришлось срочно переделывать под женское платье, в которое и облачили тело святой. При стечении почти всего города визийский епископ Евфимий похоронил тело Марии в кафедральном соборе.

Через четыре месяца в Визию приехал неизвестный бесноватый по имени Стратигий, который стал уверять, что он должен получить исцеление от гробницы Марии. Епископ Евфимий крайне отрицательно отнесся к таким словам, заявляя, что благодать чудотворения дана монахам и мученикам, но отнюдь не семейным людям! Возмущенный же Никифор хотел подвергнуть бесноватого тюремному заключению, думая, что он притворяется одержимым по наущению родственников Марии. В одно воскресенье в присутствии епископа, Никифора и народа Стратигий потребовал, чтоб открыли саркофаг святой. К изумлению присутствующих, тело Марии оказалось нетленным. Бесноватый приложился к деснице святой, немедленно его стошнило кровью – и Стратигий получил исцеление. Один из священнослужителей, заметив кровь на лике святой и посчитав, что это кровь Стратигия, попытался очистить его, но оказалось, что живая кровь течет из носа святой!

После этого чуда в Визию стали стекаться многие болящие, особенно слепые, душевнобольные и одержимые, которые получали исцеление от мощей святой. В течение десятилетий ее тело оставалось целым и неповрежденным от тления. Как и предсказывала Мария, младший из ее близнецов, Стефан, стал монахом с именем Симеон, а старший, Ваан, – выдающимся военным, но в конце жизни принял постриг от своего брата с именем Марин.

Из Жития становится понятно, что еще в X в. идея о том, что монашеский подвиг выше подвига христианина в миру, была распространена в церковных кругах, и поэтому прославление Марии нетлением мощей и даром чудотворения вызывало возмущение у некоторых «ревнителей благочестия». Автор Жития особо отмечает, что слух о чудесах св. праведной Марии стали опровергать некие монахи, которые, движимые более завистью, чем ревностью, утверждали, что даже не все монахи, лишенные всяких утех, день и ночь проводящие в молитве и посте, сподобляются дара чудотворения, следовательно, невозможно, чтоб человек, вкусивший мясо, испытавший утехи супружеской жизни, стал чудотворцем. Ответ автора Жития предельно прост: секрет святости Марии Новой заключается в том, что она в чистоте и до конца выполнила обеты святого Крещения, что для мирян само по себе является мерилом совершенства! Уже одним этим, т. е. верным исполнением обетов Крещения, христианин заслуживает у Бога дара чудотворения! Кроме этого, Мария отличилась милосердием, этим плодом любви, которой Бог радуется настолько, что Сам желает именоваться Любовью! Еще одна важная мысль (ее высказывает неизвестный византийский агиолог) заключается в том, что никакие объективные и субъективные обстоятельства, в данном случае немощь женской природы, супружеские обязанности, заботы по воспитанию детей и семейные хлопоты, не только не могут воспрепятствовать человеку в его стремлении к Богу, но наоборот, если у человека есть благое расположение, то все способствует его духовному росту. Ибо, как говорил еще святой апостол Павел, «любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Геворг Казарян Изображение св. Марии Новой – Геворга Казаряна

Тропарь праведным Маpфе и Маpии Вифинским, глас 3

Пpа́веднаго Ла́заpя Боголюби́выя се́стpы,/ Ма́pфо и Маpи́е пpесла́вныя,/ чи́стым се́pдцем Хpиста́ в житии́ ва́шем возлюби́ли есте́,/ миpоно́сиц взе́мше чин,/ и Его́, я́ко Сы́на Бо́жия, безбоя́зненно испове́дали есте́,/ сего́ pа́ди ны́не во оби́телех Отца́ Небе́снаго/ со А́нгелы и все́ми святы́ми сла́вно ца́pствуете./ Умоли́те, Его́же возлюби́ли есте́,/ и нам, гpе́шным, в ве́pе и любви́ Хpисто́вой утвеpди́тися// и Ца́pствия Небе́снаго сподо́битися.

Перевод: Любящие Бога сестры Праведного Лазаря, Марфа и Мария преславные, чистым сердцем вы возлюбили Христа в жизни своей, приняв чин мироносиц и Его, как Сына Божия, вы без страха исповедали, поэтому сейчас в обителях Отца Небесного с Ангелами и святыми со славой царствуете. Умолите, Кого вы полюбили, и нам грешным утвердиться в вере и любви ко Христу и удостоиться Небесного Царствия.

Молитва праведным Маpфе и Маpии Вифинским

О, святы́я и всехва́льныя учени́цы Христо́вы, Боголюби́выя Ма́рфо и Мари́е! Умоли́те возлю́бленнаго ва́ми и вас возлюби́вшаго Сладча́йшаго Иису́са, Его́же вы испове́дали есте́, Христа́, Сы́на Бо́жия, да даст и нам, гре́шным, грехо́в оставле́ние, в ве́ре пра́вой нелицеме́рное и тве́рдое стоя́ние. Всели́те в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, смире́ннаго на Бо́га упова́ния, терпе́ния и к бли́жним милосе́рдия. Изба́вите нас моли́твами ва́шими от искуше́ний жите́йских, бед и напа́стей, да, ти́хое и ми́рное житие́ пожи́вше зде, с по́мыслы непоро́чными и се́рдцем чи́стым, с дерзнове́нием ве́ры и упова́ния предста́нем на о́ный Стра́шный Суд и, до́брый отве́т на нем возда́вше, ра́дости ве́чныя в Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся. Ами́нь.

ИОАНН И МАРИЯ

(2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых), Устюжские. Сведения об И. и о М. сохранились в Устюжском летописном своде, cоставленном в нач. XVI в. (ПСРЛ. Т. 37. С. 30, 70). Там приводятся сообщение, восходящее к Лаврентьевской летописи, о восстаниях против монголов в 1262 г. в Ростове, во Владимире, в Суздале, в Переяславле (Переславле-Залесском), в Ярославле и устюжское предание о крещении в Устюге монг. сборщика податей «богатыря» Багуя (Буга) (текст предания практически идентичен в разных редакциях летописного свода). «Ясащик» Багуй был жесток по отношению к жителям Устюга. Так, за неуплату ясака он насильно взял в наложницы некую девицу (имя девицы в раннем варианте предания не названо). Когда в рус. городах вспыхнуло восстание против монг. наместников и устюжане решили убить Багуя (в Устюжском летописном своде это решение объясняется получением в городе грамоты кн. св. Александра Ярославича Невского о том, «что татар побивати»), девица предупредила Багуя. Он же, «пришед на вече, и добил челом устюжаном на их воли креститись, а з девицею венчатись». Багуй получил в крещении имя Иоанн. Однажды на соколиной охоте И., утомившись, заснул под деревом на Сокольей горе. В сонном видении ему явился св. Иоанн Предтеча и повелел заложить на этом месте посвященную ему церковь. И. исполнил повеление, устроив храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В Устюжском летописце (содержит известия по местной истории, создан не ранее кон. XVII в.) сообщается, что впосл. здесь был основан мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи («Место же тои горы увал и доныне тако проименовася Соколья гора от Предотечевского монастыря» (Там же. С. 104-105, 110)). В Устюжском летописце и в «Летописце о великом граде Устюге» свящ. устюжского Успенского собора Льва Вологдина 1765-1767 гг. названо имя девицы, с к-рой сочетался браком Багуй,- Мария. В «Летописце» свящ. Льва Вологдина также указана дата крещения Багуя — 1267 г. (Там же. С. 129-130).

Нек-рые детали текста предания позволяют видеть в нем местную запись XIII в. По мнению А. Н. Насонова, посылка кн. Александром Невским грамоты в Устюг о сопротивлении монголам является вполне возможной, поскольку в нач. 60-х гг. XIII в. на Русь приезжали сборщики дани не от хана Золотой Орды Берке, но от имп. Монгольской империи Хубилая. Вслед. этого изгнание в 1262 г. монголов из рус. городов не должно было вызвать и не вызвало карательных мер со стороны Золотой Орды, и, т. о., кн. Александр Ярославич мог быть одним из инициаторов восстания (см.: Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва: Ист.-геогр. исслед. Монголы и Русь: История татар. политики на Руси. СПб., 2002. С. 254-258). Другим свидетельством в пользу древности рассказа об И. и о М. в устюжском летописании является упоминание о вече, к которому обратился Багуй, поскольку в XIV в. сообщения о вечевых собраниях в городах Сев.-Вост. Руси перестают встречаться в источниках.

В сказании об И. и о М. заметны мотивы народных преданий о богатырях. Вероятно, рассказ об И. и о М. первоначально бытовал как устное предание и благодаря этому в нем сохранены нек-рые фольклорные черты. Данное сказание вошло в Устюжский летописный свод наряду со сказанием о преподобном Киприане († 1276) — основателе устюжского во имя архангела Михаила монастыря. В поздних версиях церковного Предания современниками и собеседниками И. и М. названы Устюжские святые прп. Киприан и блаженный Прокопий († 1303), но это не подтверждается источниками.

И. и М. почитались в Устюге как праведные супруги. В ряде списков «Описания о российских святых» (сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.) М. названа сестрой И. С XVI в. известна гробница святых близ устюжской Вознесенской ц. на Старом торгу, упоминаемая в Похвале блж. Иоанну Устюжскому: «И древних онех чюдотворцех того града Устюга: о праведницех о Иоанне и Марии, положенных у Вознесения Христова…» (РГБ. Муз. № 1365. Л. 195, XVI в.). При построении в 1648 г. каменной Вознесенской ц. на месте сгоревшего деревянного храма погребение святых оказалось в приделе в честь Воздвижения Креста Господня близ сев. стены, под окном. Согласно писцовой книге 1676-1683 гг., гробница И. и М. в Вознесенской ц. была украшена покровами и образом святых; в храме также хранился «образ святых праведных Иоанна и Марии, писаны на листовом золоте». В результате многократных перестроек храма гробница была утрачена, в память о ней на внешней стороне стены, в нише под окном, находился образ святых. Канонизация И. и М. подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 г.

Ист.: ПСРЛ. Т. 37; Описание о российских святых. С. 148.

Лит.: Попов А. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря // Вологодские ЕВ. 1865. С. 15; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 258; Верюжский. Вологодские святые. С. 47-52; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 561; Голубинский. Канонизация святых. С. 142; Власов А. Н. Устюжская литература XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995. С. 34-38.

А. Н. Власов

Иконография

Подлинники так описывают облик И. и М. под 15 или под 25 мая: «Иоанн сед, брада Богослова, не плешив, ризы прос[ты] Иоакимовы» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 165; см. также: РНБ. СПбДА. А.II.546. Л. 28 об.), к тому же тексту может быть добавлено: «…киноварь, испод голубец. А инде аки Иоаким Богоотец, брадою надсед, в рубашке, а Мария аки Иулита» (БАН. Строг. № 66. Л. 110). О М. говорится: «…риза празелень, испод бакан, в правой руке крест, другая молебна» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 161).

В 1683 г. в ц. Вознесения Господня в Вел. Устюге находилось 2 иконы И. и М.: одна «на гробнице святых, праведных Иоанна и Марии, писаны на краске», другая была выполнена на листовом золоте, «в облаце писан Спасов образ, а на Спасителеве образе и на Иоаннове и Марии венцы серебряные, басмяные золочены» (Верюжский. Вологодские святые. С. 51-52).

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 128.

Э. П. И.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]