Онтология. Человек первозданный
1. Человек до грехопадения — человек «в чистом виде», первозданный, соответствующий замыслу Бога.
В рамках данного раздела выясняется онтологический статус человека. Даются ответы на вопросы о происхождении, смысле существования, предназначении, естественном состоянии и совершенстве первозданного человека. Он описывается в природном и личностном аспектах бытия, излагается учение об образе и подобии Божием.
Человек — венец мироздания, конечная цель творения вселенной. Бог создал человека от избытка любви.
Человек создан иначе, чем все пр. твари, после Троического совета, по образу Божию (Быт. 1: 26) и с возможностью (и заданием) достигнуть подобия Божия.
Предназначение человека в том, чтобы жить вечно в блаженном единстве с Богом; обожиться самому и привести к обожению весь тварный мир. В силу своего предназначения человек гораздо выше и ценнее всего мира.
Дух. Душа. Тело.
Человек целостен и вместе с тем троичен: он состоит из духа, души и тела.
Тело человека
– сложный, совершенный и гармоничный аппарат души для общения с внешним миром. Тело — не зло, а храм души и Духа Божия (1 Кор. 6:19). В будущем веке тело наше будет с нами, только преображенное и одухотворенное.
Душа человека
– низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, использует его как орудие. Душевная жизнь состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.
Дух человека
Дух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богообщению, Богопознанию, Богоуподоблению и Богопрославлению. Три проявления духа: совесть, жажда Бога, страх Божий. Как сила от Бога исшедшая, дух ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой.
Образ и подобие Божие в человеке
Образ Божий
– это богодарованное начало, позволяющее человеку жить в единстве с Богом и наделяющее его божественными свойствами. Образ Божий неопределим в тварных категориях, поскольку ниспослан каждому человеку от неописуемого словом или мыслью Бога.
Важнейшие черты образа Божия в человеке
: личность, свобода, бессмертие, творчество, владычество, ум, духовность, совесть, любовь, добродетельность, стремление к совершенству и др.
Образ Божий неуничтожим.
Образ дан, а подобие задано: человек призван к совершенству через Богоуподобление в добродетели.
Каким должен был быть человек по Замыслу Божию
Дух
призван в единстве с Богом править душой и телом.
Душа
, управляясь совестью, творила волю Божию с максимально возможным совершенством, получая высшее наслаждение в Боге.
Тело
— послушное орудие, служило духу и душе, подчинялось им.
Человек подчинен Богу, а весь мир – человеку.
Человек сотворен бессмертным по духу и душе, а тело, всецело подчиненное им, тоже должно было проникаться бессмертием.
Таким бы человек и оставался, если бы не произошла величайшая трагедия — грехопадение человека, которое изменило первозданное («добро зело» — очень хорошее) положение вещей.
Начало пути – встреча с Богом
Существует такая наука – антропология. Она изучает внешние особенности людей, расы, национальные обычаи. Но, оказывается, есть еще и христианская антропология.
– Она принципиально иная, – рассказывает кандидат богословия протоиерей Вадим ЛЕОНОВ
, который эту дисциплину преподает в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и еще нескольких учебных заведениях. – В ней излагается богооткровенное учение Церкви о природе и личности человека, его предназначении и принципах существования, духовные основы нашего бытия.
С точки зрения христианской антропологии, человек – это творение Божие, предназначенное жить в единстве со своим Создателем. От Бога мы получили высочайшие дары и особые предназначения, которые должны осуществить. И если человек этого не понимает и не реализует, то чувствует внутреннюю опустошенность, даже при наличии многих естественных способностей и прекрасных условий жизни.
– Какие это предназначения?
– Прежде всего – встретиться с Богом, приобрести единство с Ним. Во-вторых, правильно выстроить отношения с ближними.
– И в третьих?
– Бог дал человеку владычество над миром. Мы несем ответственность за весь космос, как ни пафосно это звучит. И можем найти смысл жизни, реализовать его, если эту ответственность перед Богом, ближними, окружающим миром, наконец, перед собой – четко и правильно осознаем и осуществим.
– А если нет?
– Тогда будем биться о стену, тратить много сил, но результата не получим – ни в этой жизни, ни в Вечности, к сожалению.
– Как я могу отвечать за весь космос? Это, кстати, сейчас классический вопрос русского человека: а что от меня зависит?
– Бог заповедал людям владычествовать над миром. Это не значит, что мы своим внешним воздействием, сознанием должны охватывать целый мир. Все устроено несколько иначе.
Человек – это микрокосмос, и в нас – в гармоничном единстве – присутствуют все тварные начала бытия. То есть мы сопряжены со вселенной своими внутренними основаниями, природой, телом, душой. Эта связь столь сильная, что любое изменение в человеке отражается на окружающем его мире. И когда мы развиваемся духовно, то весь связанный с нами мир, по крайней мере – в ближайшем окружении, уже возвышается к Богу, как бы тянется за нами. И наоборот, когда человек ниспадает в грех, деградирует, разрушает себя, то окружающий мир тут же начинает гибнуть.
– Да, пожалуй.
– Многие святые уходили в безлюдные, то есть непригодные для жизни места, начинали там молиться, каяться, жить богоугодно, и эти места преображались. Болота становились – благоуханными, в пустынях появлялись оазисы. И это происходило не столько за счет внешнего возделывания, сколько в силу богоугодной жизни. Потом уже другие люди тянулись в эти благодатные места и селились там. Но источником этой благодати была не природа сама по себе и не место, а духовная жизнь подвижников.
Даже животные утрачивали агрессию: лев – у кельи преподобного Герасима Иорданского, медведи – у преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
– А отрицательный пример приведёте?
– Когда Адам впал в грех, Бог сказал ему: «Проклята земля за тебя». И она страдает из-за падения человека, ведь он владыка мира. Когда царя берут в плен, то в порабощении оказывается весь народ, все царство.
Еще Господь произнес: «со скорбию будешь питаться от нее (земли – прим
.) во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе» (Бытие. 3. 17–18).
– И что же?
– «Терния и волчцы» – не просто сорняки, но, по учению святых отцов, это образное указание на противостояние природы – и человека. Адам не послушал своего Господа, поэтому и природа не слушается своего владыку, пока он не примирится с Создателем.
С того момента на земле происходят бедствия и катаклизмы разного масштаба: засухи, наводнения, землетрясения, цунами, молнии… Агрессия окружающего мира направлена на человека. Ему стало неуютно жить, он должен отвоевывать пространство для себя.
Но это еще полбеды. Человек, согрешив в Раю перед Богом, не остановился, а стал все более погружаться в бездну греха. Значит, он продолжает губить окружающий мир. Давайте вспомним библейскую историю Содома и Гоморры.
– Давайте!
– Авраам предложил племяннику Лоту отделиться от него вместе со стадами, чтобы овцы не смешивались, пастухи не ссорились. И велел выбрать новое место для поселения. Лот посмотрел на юг, увидел поля вокруг Содома и Гоморры – и они показались ему похожими на Рай: благодатными, плодородными, желанными. Но люди, жившие в этих прекрасных местах, развратились и предались страшным грехам.
– Которые и сейчас называют содомскими… Впрочем, есть для них и благозвучное название – «однополые браки».
– И Бог поразил эти места так, что они до сих пор остаются самыми безжизненными на планете, и теперь покрыты Мертвым морем. Вот прямой ответ на все наши экологические изыскания.
– И, наверное, политические?
– Да, ведь люди ищут механических, внешних путей решения проблем – и у них ничего не получается. Боятся смотреть на нравственные основания жизни, учитывать духовные причины проблем, потому что в этом случае им придется менять себя, а это самое страшное для человека.
– И самое трудное.
– Можно, конечно, договориться и меньше выбрасывать в атмосферу углекислого газа, экономить электроэнергию за счет каких-то народов (они будут страдать, а «золотой миллиард» – пока благоденствовать). Но проблемы останутся и будут нарастать, потому что не учитываются нравственные основания человеческого бытия.
А в христианской антропологии все это четко проговаривается. И одна из ее задач – донести до людей духовные основы жизни, которые нельзя игнорировать.
К сожалению, человечество играет в прятки – само с собой, делает вид, что этих духовных основ не существует. А они все равно бьют по человечеству – все больнее и больнее. И, дай Бог, чтобы мы начинали об этом задумываться.
– Митрополит Вениамин (Федченков) как-то записал одну историю. Из мира умерших явился сюда мальчик и сказал отцу: «К вам на землю очень трудно приходить, такое от нее идет зловоние!»
Значит, не случайно святые говорили, что надо начинать с себя?
– Конечно! В христианстве собраны знания о Боге, человеке, окружающем мире – в духовном аспекте, необходимом для нашего спасения. И нормы духовной жизни нам нужно соблюдать строже, чем законы государства, правила дорожного движения или еще какие-либо внешние постановления.
Заповеди Божии – это и есть духовные законы, кристаллизованные в словах. На разных этапах жизни человек воспринимает их не одинаково.
– В зависимости от возраста?
– И духовного опыта. Постепенно мы осознаем смысл заповедей, входим в православную традицию, изнутри чувствуем жизненность этих законов: покаяния, воздержания от греха.
Первый этап бывает самым сложным. Человеку нужно поверить, довериться Богу, сделать усилие над собой. Если он привык к греху, перестройка на добродетельный лад бывает болезненной.
– Да, осознание себя как есть и покаяние – всегда болезненны! Хорошо, когда семья христианская: человек в православную традицию входит естественно.
– Да, это идеал. В такой семье создается необходимая среда и ребенок с детства чувствует присутствие Господа. Его не надо убеждать, что Бог и духовные законы реальны. Задача в другом – научить жить в единстве с Богом.
– Но чаще всего в семьях один из супругов – верующий, а второй – нет. Как человеку начать с себя, чтобы вокруг все изменилось?
– Семья – единое целое. Все, что я делаю, отражается на остальных. Сначала внутренне, а потом и внешне.
Нам не следует навязывать свою веру взрослым членам семьи, а детям – можно предлагать ее в той мере, в какой они способны воспринять. Очень опасно, наткнувшись на непонимание неверующих родственников, изолироваться от членов семьи в «порывах благочестия».
Семейные отношения имеют великую ценность – и их надо сохранять, как советовал апостол Павел: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (Первое посланник к Коринфянам. 7. 16). Стремление к благочестию не должно стать причиной внутреннего разрыва в семье. Здесь необходимы мудрость, совет духовника, молитва.
Нам надо содействовать всякому благу в неверующих родственниках, всем их добрым желаниям, даже не имеющим религиозного основания. Не насаждать благо, не навязывать, а именно – содействовать ему.
– Как?
– Допустим, жена – верующая, а муж – нет. И вот он захотел помочь соседу перекопать огород или передвинуть мебель. Это доброе дело. И его надо поддержать, пусть даже в ущерб личным духовным занятиям. От добрых дел душа развивается и может со временем осознать потребность в Боге. Это шанс – и его надо использовать. Так же пусть ведет себя и муж, если он верующий.
В военных учреждениях бывают марш-броски, и там время засчитывается по последнему участнику. Если кто-то из подразделения вырвался вперед и прибежал первым к финишу, то на него смотрят, как на ненормального. Раз ты такой сильный, то возьми вещи у слабого и помоги ему. Так и в семье: если жена или муж «быстренько добегут» до Царства Небесного, у них спросит Господь: «А остальные-то где? Где чада, которых Я тебе дал?» И что мы ответим Богу?
– А в какой мере родители отвечают за путь детей? За ручку их в храм привели. А потом – все: мамина вера входит в противоречие с папиными деньгами.
– Не думаю, что воцерковленность или невоцерковленность родителей является жестким предопределением для детей. Все-таки Бог сохраняет свободу человека. Мы должны содействовать духовному росту наших детей, но не имеем права устанавливать тоталитарный режим в масштабах семьи. У сына и дочери есть свобода – и они сами отвечают за свои поступки.
С семи лет дети самостоятельно исповедуются, учатся жить с Богом без подсказки родителей. Поэтому наша ответственность – не безгранична.
Обычно мы упускаем время в младенчестве и раннем детстве. Но родителям не надо отчаиваться. Семена, брошенные в детстве, юности, как правило, прорастают. Не в молодости (она бывает бурной), а в среднем и даже старшем возрасте. В этот период наше дело уже только молиться за детей.
Обратите внимание: среди двенадцати сыновей Иакова были разные люди. Но Бог не лишил патриарха блаженства по этой причине, и мы почитаем его как святого. Даже среди избранных апостолов Господа оказался предатель Иуда.
– У праведного Алексия Московского тоже одна дочь была атеисткой.
– Значит, ответственность родителей – не абсолютная, но, тем не менее, значительная. Бог нас спросит в той мере, в какой мы могли духовно помочь нашим детям.
– Исследования обычных антропологов используются на практике. На их основе формируют задания для швейной и обувной промышленности, национальные программы. А как с христианской антропологией?
– Христианское учение о человеке необходимо тем, кто разрабатывает гуманитарные направления в науке и социальной сфере: педагогам, психологам, социологам. В России с середины XIX века создается православная педагогика. Святитель Феофан Затворник и другие авторы разрабатывали православную психологию. Здесь христианское знание о человеке превращается в практические концепции и наставления, имеющие большую перспективу и реальную пользу.
Задача православных антропологов собрать бесценный бисер христианского учения о человеке из Священного Предания Православной Церкви и предоставить его людям. Пока еще мы в начале пути.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Амартология. Человек падший.
Человек после грехопадения (амартология) — раздел, где описывается духовная «механика» деградации человека, разрабатываются амартологические термины: «грех», «страсть», «тление», «смерть» и т. д., выстраивается их взаимосвязь, описывается их влияние на жизнь человека. Если в предшествующем разделе рассуждения по большей части имеют статичный характер, то есть представляют собой утверждения, констатирующие те или иные богооткровенные истины о человеке, то здесь даются описания динамичные, объясняющие, как и почему человек ниспадает с одной ступени на другую.
Происхождение зла и греха в мире
Бог не сотворил зла, Он сотворил все «добро зело».
Зло и грех вошли в мир благодаря злоупотреблению даром свободы. Его ввел в мир возгордившийся и вследствие этого падший ангел – сатана.
Грех в человеческом мире стал проводником зла приводящим человечество к гибели: духовной, нравственной и физической. Гордость и непослушание первых людей помрачили и извратили первозданную человеческую природу, привели тварный мир к его расстройству, болезням, скорбям, страданиям и смерти (о которой предупреждал прародителей Бог: «день, в который вкусите плод от запретного древа, смертью умрете»).
Первородный грех и его следствия
Первородный грех
— грех первых людей, передающийся их потомкам, наследующим от них поврежденную грехом человеческую природу.
Грех прародителей называется первородным, потому что он был первым грехом в первом роде людей – наших прародителей Адама и Евы.
Суть первородного греха
в гордостном противлении воле Божией, выраженном в непослушании.
Последствия
: разрыв связи с Богом, нарушение цельности и иерархии человеческой природы, расстройство мироздания, катастрофы, болезни, страдания, смерть и адские мучения.
Повреждение человеческой природы после грехопадения. Нарушение цельности и иерархии.
Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти.
Способности души извратились. Ум отделился от сердца и стал бессердечным, а сердце неразумным.
Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей и по сей день духовная жизнь подменена душевной.
Греховные страсти
Первородный грех повредил человеческую природу и породил греховные страсти. Греховная страсть – это влечение души в область греха помимо воли человеческой; это болезнь души, через постоянное повторение сделавшаяся как бы ее природным свойством (второй натурой), так что душа произвольно стремится ко греху.
Корень всех страстей, их общее содержание — самолюбие
. Три проявления самолюбия: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.
8 главных страстей
: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
После грехопадения человек попал в бедственное положение: ему предстояло прожить в трудах и скорби всю жизнь, затем умереть и попасть в ад, где вечно пребывать в мучении из-за отделения от Бога. Из этого положения сам человек выйти не мог.
Но Бог — благ, милосерден и человеколюбив. Он совершил наше спасение через искупительную смерть на Кресте («…СВЕРШИЛОСЬ!»), открыл нам путь ко спасению, в надежде, что мы пойдем этим путем за Ним (уподобляясь Ему в добродетели).
Протоиерей Вадим Леонов: «Преподавать христианскую антропологию надо и в светских вузах»
Протоиерей Вадим Леонов |
В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга кандидата богословия, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии». На сегодняшний день это единственное пособие по данному предмету духовных школ. Но труд, рассматривающий базовый спектр антропологических тем и дающий богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия, важен и для светской науки, накопившей немало некорректных, а зачастую и глубоко ложных теорий и гипотез, касающихся феномена человека.
Мы попросили отца Вадима, преподающего в магистратуре Сретенской духовной семинарии курс православной антропологии, рассказать об этом предмете, введенном в учебный план в текущем году.
— Отец Вадим, в чем, на ваш взгляд, актуальность изучения христианской антропологии будущими пастырями?
— Пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему крайне необходимо знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему, но также знать и того, кого он ведет к Богу, — человека. При этом знать человека и таким, каким его Бог создал, то есть чистым, идеальным, и в том реальном состоянии, в котором он находится, — греховным, поврежденным страстями. Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, каким образом человек изменяется к лучшему; пастырь, который не знает духовных механизмов деградации человека, — неспособен реально изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого. Поэтому изучение христианской антропологии крайне необходимо для пастырского служения. В качестве подтверждения этого положения укажу на книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это письма владыки Феофана своему духовному чаду, где святитель последовательно излагает путь духовной жизни. Первые 22 письма — это, по сути, краткий курс христианской антропологии. И только потом святитель объясняет своему чаду, как надо бороться со страстями, что такое молитва, как усваивать добродетели. И это правильно. Я считаю, что и современные пастыри именно таким образом должны подготавливаться к своей будущей деятельности.
— Какую цель ставит перед собой христианская антропология?
— Эта богословская дисциплина сформировалась в середине XX века. Она выделилась, прежде всего, из догматического богословия, отчасти пересекается с аскетикой, патрологией, агиологией, нравственным богословием. И цель у нее простая, но очень важная — системно изложить церковное богооткровенное учение о человеке, его природе, личности и способе существования. Эта цель пока еще не достигнута, потому что сокровенное знание о человеке представлено во множестве сочинений, но — бессистемно. И людям, имеющим богословское образование, с большим трудом при чтении даже святоотеческой литературы удается составить целостное представление о том, кто есть человек, к чему он предназначен, как он может стать лучше.
— Какие источники вы используете, преподавая курс?
— Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же — Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, которые Духом Святым изрекали истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum. Обобщая, можно сказать, что мы черпаем антропологические знания из Священного Предания Православной Церкви. А Священное Предание — это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение.
Леонов Вадим, протоиерей. Основы православной антропологии: учебное пособие. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. |
— Не могли бы вы назвать наиболее удачные, на ваш взгляд, труды современных исследователей антропологии.
— К сожалению, с публикацией работ по христианской антропологии пока еще не так хорошо обстоят дела, но, тем не менее, действительно, уже есть ряд весьма примечательных и важных работ. Прежде всего, это работа архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы», изданная в середине XX века и сначала защищенная как магистерская диссертация, а затем распространенная отдельной книгой. Затем я бы выделил некоторые работы современных авторов вне России: преподобного Иустина (Поповича), Жана-Клода Ларше, Панайотиса Мневаса, Георгия Мандзаридиса, архимандрита Иерофея (Влахоса). Мне кажется, они заслуживают внимания, большинство из них переведены на русский язык и доступны современному читателю. Я считаю, что труды этих авторов нужно обязательно изучить тому, кто серьезно интересуется христианской антропологией.
— Какая антропологическая проблема является наиболее актуальной для современного человека?
— Если говорить о современном человечестве, то, мне кажется, первейшая — это так называемая гуманитарная, нравственная проблема. Дело в том, что современное человечество в своем развитии не учитывает нравственное основание своего бытия, нравственные законы существования. Физические, физиологические — да, их активно изучают различные сферы наук. И они учитываются, но результат все равно отрицательный: люди гибнут, болезней становится больше. Экологические, духовно-нравственные проблемы только возрастают. Это говорит о том, что настоящая сфера изучения человека не соответствует его реальному потенциалу и внутренним запросам. Вот здесь-то как раз христианская антропология и могла бы сказать свое веское слово, объяснив, что человек — это существо, достойное высокой почести и уважения только тогда, когда он, человек, имеет единство с Богом. Только тогда он способен реализовать свой внутренний величайший потенциал. Если же этого единства нет, то он обречен на бледное и ущербное существование, которое, по сути, является человекообразным, но не человеческим. Это и есть проблема: человек не понимает сути своего предназначения, смысла своего бытия. Вспомните, как пророк Давид говорит: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Человек, будучи в чести, этого не понимает и уподобляется животным — это и есть антропологическая проблема, которая существовала как во времена пророка Давида, так и в наши дни.
— В чем отличие светской антропологии от христианской?
— Светская антропология возникла в европейской науке в XVIII веке в эпоху философов-энциклопедистов, и она сразу же разделилась на два направления. Одно пытается охватить человека во всех аспектах его бытия, быть некой целостной наукой о человеке, учитывающей и его психологию, и физиологию, и духовные запросы. Эта антропология в некоторой степени развивается на Западе — в Западной Европе, в США — и по сей день. Другое направление светской антропологии сформировалось в начале XX века и активно развивалось на территории СССР и Восточной Европы как этнология, то есть исследование человека только в плане морфологии (структуры его физиологии), сопоставительного анализа различных народов. Это направление, на мой взгляд, уже почти что изжило себя. Здесь человек воспринимается лишь во внешнем аспекте бытия.
Протоиерей Вадим Леонов |
— А как вы относитесь к перспективе преподавания христианской антропологии в светских вузах? Был ли у вас подобный опыт?
— Мне пока не приходилось преподавать христианскую антропологию в светских вузах, но я часто встречаюсь со светскими людьми на богословских курсах, где они изучают в том числе христианскую антропологию — и с огромным интересом. Более того, я преподаю светским слушателям и догматическое богословие, и христианскую антропологию, и вижу, что именно разделы христианской антропологии для них самые интересные. И мне кажется, что как раз это богословское направление наиболее востребовано в светской среде, потому что человек, даже приходя в Церковь, прежде всего пытается понять самого себя, ответить на вопрос: кто я есть? И именно в связи с внутренними проблемами пытается понять, кто есть для него Бог. Да, человек эгоистично рассматривает Бога как некое такое «средство» для познания себя, для решения своих проблем. Христианская антропология как раз может выровнять, исправить это представление и от правильных рассуждений о человеке привести к богопознанию и преображению.
— Каковы перспективы преподавания и развития христианской антропологии?
— Преподавать христианскую антропологию как некую такую, я бы даже сказал, просветительскую дисциплину, на мой взгляд, необходимо и полезно было бы в светских вузах. Другое дело, что при развитии христианской антропологии как богословской дисциплины требуется, конечно, прежде всего богословская школа, потому что для этого необходима и высокая степень воцерковленности, и опыт богословских знаний, которые у людей светских в светских вузах отсутствуют или недостаточны. Поэтому давайте разделим эти два направления — преподавание и развитие христианской антропологии: преподавать можно везде, а развивать нужно именно в богословских школах.
С протоиереем Вадимом Леоновым беседовал Иаков Матросов https://www.pravoslavie.ru/sm/60709.htm
Сотериология. Человек во Христе.
Человек во Христе (сотериология) — раздел, где дается описание процесса возрождения человека через восстановление единства с Богом. Здесь изложение также ведется в динамичных категориях: становление, развитие, преображение (в историческом плане после Воскресения Иисуса Христа второе и третье состояние в жизни человечества представлены одновременно).
Иисус Христос – Новый Адам. Христос-Богочеловек. Христос-Спаситель
Жертва, способная искупить человечество, должна была быть: во–первых, смертью человека, во–вторых, — вышечеловеческой.
Иисус Христос стал совершенным человеком – новым Адамом, во всем подобным людям, кроме греха, в то же время являясь Богом. Добровольная смерть Богочеловека на Кресте искупила и оправдала всякого человека.
Результат Боговоплощения
Спасение не является отменой следствий грехопадения. Мы продолжаем быть подверженными нападкам греха и страстей, болеем и умираем.
Для того, чтобы обрести спасение, человек должен сам потрудиться «в поте лица своего». Здесь проявляется великая «педагогическая» справедливость Божия и уважение к свободе: не хочешь — не спасайся.
По согласному мнению Св. Отцов, результат Боговоплощения — несравненно выше просто возвращения в состояние Адама до грехопадения. Человек получает не просто прощение, избавление от смерти, мир с Богом и исцеление, но и гораздо более, — обожение.
Дело спасение – двуединый богочеловеческий процесс и не может быть осуществимо без участия самого человека. Для спасения со стороны человека необходимы две вещи: 1) правая вера 2) благочестивая, богоугодная жизнь.
Хранительницей православной веры является Церковь, которая преемственно передает ее человечеству. Благочестивой жизни мы научаемся через Евангельский образ Христа, Матери Божией и житийные примеры святых.
Спасение невозможно без Церкви
В лице Иисуса Христа спасено всё человечество. Но для того, чтобы спасся каждый конкретный человек, ему необходимо общение Святого Духа.
Церковь есть «вместилище», «жилище» Духа Святого. Дух Святой в Церкви проявляет себя: в Таинствах, в Слове Божием, в догматическом и нравственном учении.
Этапы духовного роста человека
1. Обращение ко Христу: принятие веры, изменение жизни (покаяние), принятие Крещения — просвещение.
2. Следование за Христом: очищение, преображение, обожение.
Страсти и добродетели
Основы православной антропологии: Учебник
Книга представляет собой опыт системного изложения православного учения о человеке на основе Священного Писания и святоотеческого наследия. В ней рассматривается базовый спектр антропологических тем и даётся богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия. Задумав книгу как учебник по православной антропологии, автор в то же время стремился сделать её по возможности понятной и полезной широкому кругу читателей.
Таким образом, данная работа обращена как к богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам богословских учебных заведений, так и ко всем, кто хотел бы приблизиться к тайнам бытия человека и воспользоваться божественным Откровением для преображения своей души.
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.
Содержание:
От издательства Предисловие Введение Антропология как богословская дисциплина Методологические основы христианской антропологии Христианская антропология в ряду иных богословских и науч ных дисциплин Актуальность христианской антропологии Изучение антропологии Структура курса
Часть I. ЧЕЛОВЕК ПЕРВОЗДАННЫЙ. ОНТОЛОГИЯ Глава 1. Происхождение и предназначение человека 1.1. Создание человека Сложность описания первозданного мира Библейское повествование Достоинство человека 1.2. Предназначение человека Предназначение человека в отношении к Богу Предназначение человека в отношении к ближнему Предназначение человека в отношении окружающего мира Преодоление «пяти разделений» 1.3. Первозданное состояние человека Глава 2. Человеческая природа 2.1. Целостность и структурность природы человека Состав человеческой природы Способы рассмотрения человеческой природы 2.2. Тело 2.3. Душа Понятие о душе Природа души Состояния души Взаимосвязь души и тела Силы души Разумная сила Желательная сила Раздражительная сила Взаимодействие сил души Происхождение человеческих душ Отличие души человека от души животного 2.4. Дух Дух — высшая часть души Ум Различение ума, разума и рассудка Духовное или умное чувство Тройственность в человеческом духе 2.5. Сердце Предназначение сердца Сердце — центр человеческого бытия Сердце — центр чувств Сердце — орган преображения Сердце и Бог Сердце и ум Внутренний человек Сердце и грех 2.6. Разделение полов и брак в раю Причина разделения людей на два пола Создание жены Сопоставление мужа и жены Брак в раю Деторождение в раю Глава 3. Образ и подобие Божие 3.1. Образ Божий в человеке Понятие об образе Божием Особенности образа Божия в человеке Нравственные следствия 3.2. Личность Основные характеристики человеческой личности Атрибуты личности Личностная терминология 3.3. Свобода Понятие о свободе человека Свобода и ответственность Свобода и любовь Свобода и выбор Свобода и воля Свобода и благодать Знал ли Адам добро и зло до грехопадения? 3.4. Бессмертие Абсолютное и относительное бессмертие Онтологические основания бессмертия и смерти в человеке Терминология О возможности смерти в раю Единство тварного и нетварного в человеке 3.5. Творчество Понятие о творчестве Бога и человека Подлинное и ложное творчество Искусство и наука как сферы творчества 3.6. Владычество 3.7. Совесть Понятие о совести Типология Диалогичность совести Совесть и стыд 3.8. Подобие Божие Обожение Богосыновство
Часть II. ЧЕЛОВЕК ПАДШИЙ. АМАРТОЛОГИЯ Глава 1. Зло и грех 1.1. Зло и возможность его существования 1.2. Грех и его происхождение Глава 2. Первородный грех 2.1. Прародительский грех 2.2. Следствия грехопадения Духовное основание первородного греха и его проявления 2.3. Смерть и кожаные одежды Понятие о смерти Кожаные одежды 2.4. Распространение первородного греха Глава 3. Греховные страсти 3.1. Греховная страсть в природе человека Термин «страсть» Страсти естественные и противоестественные Естественные основания для появления греховных страстей Причины появления греховных страстей Закон греха и смерти 3.2. Классификация греховных страстей 3.3. Развитие страсти в личном плане Глава 4. Смерть людей до Воскресения Христа 4.1. Смерть и загробное состояние души человека в ветхозаветный период
Часть III. ЧЕЛОВЕК ВО ХРИСТЕ. СОТЕРИОЛОГИЯ Глава 1. Новый Адам — Господь Иисус Христос 1.1. Необходимость Спасителя 1.2. Христос — Богочеловек Христос — истинный Бог и истинный Человек Христос — совершенный Бог и совершенный Человек Смирение Христа Ипостасное единство двух природ во Христе Две воли во Христе Господь Воскресший 1.3. Христос — Спаситель Христос — Агнец Божий Христос — Первосвященник Христос — Новый Адам Божественная Премудрость Христос — Царь Христос — Пророк Глава 2. Спасение человечества во Христе 2.1. Освящение и благодать Усвоение даров Искупления Понятие об освящении Понятие о благодати Действие благодати Благодать и Пресвятая Троица 2.2. Принцип синергии 2.3. Этапы духовной жизни Обращение ко Христу Принятие веры Изменение жизни (покаяние) Принятие Крещения Следование за Христом Очищение Освящение Просвещение 2.4. Борьба с грехом Сила греха Общий подход к аскетике Принципы борьбы Основные духовные средства борьбы с каждой страстью Борьба с греховными помыслами 2.5. Добродетели Естественные и сверхъестественные добродетели Взаимосвязь добродетелей 2.6. Молитва Понятие о молитве Условия молитвы Степени молитвы Типы молитв Структура молитв Молитва и медитация 2.7. За порогом телесной смерти Смерть и бессмертие Телесная смерть Частный суд Воздаяние после частного суда Состояние душ праведников после частного суда Состояние душ грешников после частного суда Молитвы Церкви за усопших Загробная участь младенцев Смысл телесной смерти человека после Воскресения Христа Глава 3. Церковь — «корабль спасения» 3.1. Понятие о Церкви и ее предназначении Понятие о Церкви Цель и назначение Церкви Кто принадлежит Церкви? Два аспекта бытия Церкви Основание Церкви Господом Иисусом Христом Существенные свойства Церкви Единство Церкви Святость Церкви Соборность (кафоличность) Церкви Апостольство Церкви Спасение в Церкви Судьбы людей, находящихся вне Церкви 3.2. Церковные таинства и священнодействия как средства духовного возрождения человека Понятие о священнодействии и обряде Понятие о таинствах Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Евхаристии Таинство Покаяния Таинство Священства Таинство Брака Таинство Елеосвящения Глава 4. Воссоздание единства человечества 4.1. Человеческое общение Препятствия в общении 4.2. Семья Семья — прообраз Пресвятой Троицы Семья — малая Церковь Семья и развод 4.3. Монашество Девство Принципы монашества
Часть IV. ЧЕЛОВЕК В ВЕЧНОСТИ. ЭСХАТОЛОГИЯ Взгляд в будущее: пророчества и даты Необходимость повторного пришествия Христа на землю Признаки Второго пришествия Христа Второе пришествие Господа Воскресший Христос — основание всеобщего воскресения и вечной жизни Всеобщее воскресение Изменение природы человека при воскресении мертвых Страшный Суд Христов Состояние осуждения. Степени мучений, их вечность Блаженство праведных. Степени блаженства. Вечность блаженства Кончина мира. Бесконечное Царство Христово Заключение Библиография
Эсхатология. Человек в вечности.
Эсхатология
— раздел, в котором раскрываются конечные цели и смыслы бытия человека как бессмертного существа. Описывается его будущая жизнь в вечности в той мере, в какой это было открыто людям в Божественном Откровении.
Второе пришествие. Страшный суд.
Частный суд
– это суд человека после его телесной смерти. Страдание и блаженство после частного суда, носит предварительный характер.
Второе пришествие
– это возвращение Иисуса Христа на землю, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. По втором пришествии Христовом произойдет всеобщее и одновременное
Воскресение мертвых
.
Результатом Страшного суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. После Страшного суда наступит новая эра тварного мира – бесконечное Царство Христа, или Царство Божие.
В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга кандидата богословия, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии». На сегодняшний день это единственное пособие по данному предмету духовных школ. Но труд, рассматривающий базовый спектр антропологических тем и дающий богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия, важен и для светской науки, накопившей немало некорректных, а зачастую и глубоко ложных теорий и гипотез, касающихся феномена человека.
Мы попросили отца Вадима, преподающего в магистратуре Сретенской духовной семинарии курс православной антропологии, рассказать об этом предмете, введенном в учебный план в текущем году.
– Отец Вадим, в чем, на ваш взгляд, актуальность изучения христианской антропологии будущими пастырями?
– Пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему крайне необходимо знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему, но также знать и того, кого он ведет к Богу, – человека. При этом знать человека и таким, каким его Бог создал, то есть чистым, идеальным, и в том реальном состоянии, в котором он находится, – греховным, поврежденным страстями. Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, каким образом человек изменяется к лучшему; пастырь, который не знает духовных механизмов деградации человека, – неспособен реально изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого. Поэтому изучение христианской антропологии крайне необходимо для пастырского служения. В качестве подтверждения этого положения укажу на книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это письма владыки Феофана своему духовному чаду, где святитель последовательно излагает путь духовной жизни. Первые 22 письма – это, по сути, краткий курс христианской антропологии. И только потом святитель объясняет своему чаду, как надо бороться со страстями, что такое молитва, как усваивать добродетели. И это правильно. Я считаю, что и современные пастыри именно таким образом должны подготавливаться к своей будущей деятельности.
– Какую цель ставит перед собой христианская антропология?
– Эта богословская дисциплина сформировалась в середине XX века. Она выделилась, прежде всего, из догматического богословия, отчасти пересекается с аскетикой, патрологией, агиологией, нравственным богословием. И цель у нее простая, но очень важная – системно изложить церковное богооткровенное учение о человеке, его природе, личности и способе существования. Эта цель пока еще не достигнута, потому что сокровенное знание о человеке представлено во множестве святоотеческих сочинений, но бессистемно. Людям, не имеющим богословское образование, при чтении богословской литературы крайне тяжело составить целостное представление о том, кто есть человек, к чему он предназначен, как он может стать лучше.
– Какие источники вы используете, преподавая курс?
– Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же – Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, где Духом Святым изрекались богооткровенные истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum. Обобщая, можно сказать, что источником антропологического знания является Священное Предание Православной Церкви. А Священное Предание – это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение.
– Не могли бы вы назвать наиболее удачные, на ваш взгляд, труды современных исследователей антропологии.
– К сожалению, с публикацией работ по христианской антропологии пока еще не так хорошо обстоят дела, но, тем не менее, есть ряд весьма примечательных и важных сочинений. Прежде всего, это работа архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы», изданная в середине XX века и сначала защищенная как магистерская диссертация, а затем распространенная отдельной книгой. Затем я бы выделил некоторые работы современных православных иностранных авторов: преподобного Иустина (Поповича), Жана-Клода Ларше, Панайотиса Нелласа, Георгия Мандзаридиса, архимандрита Иерофея (Влахоса). Мне кажется, они заслуживают внимания, большинство из них переведены на русский язык и доступны современному читателю. Я считаю, что труды этих авторов нужно обязательно изучить тому, кто серьезно интересуется христианской антропологией.
– Какая антропологическая проблема является наиболее актуальной для современного человека?
– Если говорить о современном человечестве, то, мне кажется, первейшая – это нравственная проблема. Дело в том, что современное человечество в своем развитии не учитывает нравственное основание своего бытия, нравственные законы существования мира. Физические, физиологические законы – да, их активно изучают в различных научных сферах. Они учитываются, но результат все равно отрицательный: люди гибнут, болезней становится больше, экологические, духовно-нравственные проблемы только возрастают. Это говорит о том, что настоящая сфера изучения человека не соответствует его реальному потенциалу и внутренним запросам. Вот здесь-то как раз христианская антропология и могла бы сказать свое веское слово, объяснив, что человек – это существо, достойное высокой почести и уважения только тогда, когда он имеет единство с Богом. Только тогда он способен реализовать свой внутренний величайший потенциал. Если же этого единства нет, то он обречен на бледное и ущербное существование, которое, по сути, является человекообразным, но не человеческим. Это и есть проблема: человек не понимает сути своего предназначения, смысла своего бытия. Вспомните, как пророк Давид говорит: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Человек, будучи в чести, этого не понимает и уподобляется животным – это и есть антропологическая проблема, которая существовала как во времена пророка Давида, так и в наши дни.
– В чем отличие светской антропологии от христианской?
– Светская антропология возникла в европейской науке в XVIII веке в эпоху философов-энциклопедистов, и позднее разделилась на два направления. Одно направление пытается охватить человека во всех аспектах его бытия, быть некой целостной наукой о человеке, учитывающей и его психологию, и физиологию, и духовные запросы. Эта антропология в некоторой степени развивается в Западной Европе и США и по сей день, но пока сложно говорить о ее каких-либо крупных достижениях. Другое направление светской антропологии сформировалось в начале XX века и активно развивалось на территории СССР и Восточной Европы. В рамках данного направления научной антропологии занимаются изучением физической организации человека: морфологией человека, антропогенезом и этнической антропологией (расоведение). Здесь человек воспринимается лишь во внешнем аспекте бытия. Это направление, на мой взгляд, сейчас не развивается и не имеет больших перспектив.
– А как вы относитесь к перспективе преподавания христианской антропологии в светских вузах? Был ли у вас подобный опыт?
– Мне пока не приходилось преподавать христианскую антропологию в светских вузах, но я часто встречаюсь со светскими людьми на богословских курсах, где они изучают в том числе и христианскую антропологию с огромным интересом. Более того, я преподаю светским слушателям наряду с антропологией и догматическое богословие, и вижу, что именно разделы христианской антропологии для них самые интересные. Мне кажется, что как раз это богословское направление наиболее востребовано в светской среде, потому что человек, даже приходя в Церковь, прежде всего пытается понять самого себя, ответить на вопрос: кто я есть? И именно в связи с внутренними проблемами пытается понять, кто есть для него Бог. Да, человек эгоистично рассматривает Бога как некое такое «средство» для познания себя, для решения своих проблем. Христианская антропология как раз может выровнять, исправить это представление и от правильных рассуждений о человеке привести к богопознанию и преображению.
– Каковы перспективы преподавания и развития христианской антропологии?
– Преподавать христианскую антропологию как просветительскую дисциплину, на мой взгляд, необходимо и полезно было бы в светских вузах. Другое дело, что для развития христианской антропологии как богословской дисциплины требуется, конечно, богословская среда, высокая степень воцерковленности, духовный опыт и высокий уровень богословских знаний, что в светских вузах отсутствует. Поэтому давайте разделим эти два направления – преподавание и развитие христианской антропологии: преподавать можно везде, а развивать нужно именно в богословских школах.
С протоиереем Вадимом Леоновым беседовал Иаков Матросов
11 апреля 2013 года
Комментарии читателей
2014-06-06
23:41
Виктория КуКл-а:
Не названа и книга священника Андрея Лоргуса, который впервые (!) в истории нашей Церкви начал читать курс православной антропологии в институте святого апостола Иоанна Богослова с середины 90-х годов вплоть до своего ухода оттуда.
«Лоргус Андрей свящ.
ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КУРС ЛЕКЦИЙ»
Отец Вадим может прочитать здесь: https://www.xpa-spb.ru/libr/Lorgus/pravoslavnaya-antropologiya.html
Очевидно автор не очень хорошо изучил своих предшественников.
2013-05-27
15:58
Борис:
Странно, о. Вадим не упоминает «Основы христианской антропологии и психологии» Зенько и др. известные издания, впечатление, что он мало знаком с источниками.
2013-04-14
17:00
р.б.Сергий:
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! «Падение человека так глубоко повредило его, что он, отвергши жизнь плача на земле, избрал на ней жизнь наслаждений и вещественного преуспеяния, как бы торжествуя и празднуя самое падение свое.»(Свт.Игнатий Брянчанинов, «Слово о человеке»)
Низкий поклон отцу Вадиму за труд по обращению нашего внимания к святоотеческому наследию, Святому Преданию и Священному Писанию.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
2013-04-11
16:20
Oxits:
супер! давно пора!
очень рад, что именно отец Вадим написал данный труд и вообще развивает данную тему в Церкви.
2013-04-11
11:40
Сергей Цветковский:
Вопрос протоиерею Вадиму Леонову от светского человека. Христианская антропология и православная антропология — это одно и тоже или это разные учения? Моё мнение,что христианская антропология влючает в себя две части, которые никак не связаны друг с другом. Одна из них западно-европейская христианская антропология,а вторая восточно-европейская христианская антропология.
С уважением, Сергей.
Первоначальный файл с сайта pravoslavie.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.
Русская Православная Церковь
В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга кандидата богословия, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии». На сегодняшний день это единственное пособие по данному предмету. Но труд, рассматривающий базовый спектр антропологических тем и дающий богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия, важен и для светской науки, накопившей немало некорректных, а зачастую и глубоко ложных теорий и гипотез, касающихся феномена человека. В интервью порталу Православие.ru протоиерей Вадим Леонов, преподающий в магистратуре Сретенской духовной семинарии курс православной антропологии, рассказал об этом предмете, введенном в учебный план в текущем году.
― Отец Вадим, в чем, на ваш взгляд, актуальность изучения христианской антропологии будущими пастырями?
― Пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему крайне необходимо знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему, но также знать и того, кого он ведет к Богу, ― человека. При этом знать человека и таким, каким его Бог создал, то есть чистым, идеальным, и в том реальном состоянии, в котором он находится, ― греховным, поврежденным страстями. Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, каким образом человек изменяется к лучшему; пастырь, который не знает духовных механизмов деградации человека, ― неспособен реально изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого. Поэтому изучение христианской антропологии крайне необходимо для пастырского служения. В качестве подтверждения этого положения укажу на книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это письма владыки Феофана своему духовному чаду, где святитель последовательно излагает путь духовной жизни. Первые 22 письма ― это, по сути, краткий курс христианской антропологии. И только потом святитель объясняет своему чаду, как надо бороться со страстями, что такое молитва, как усваивать добродетели. И это правильно. Я считаю, что и современные пастыри именно таким образом должны подготавливаться к своей будущей деятельности.
― Какую цель ставит перед собой христианская антропология?
― Эта богословская дисциплина сформировалась в середине XX века. Она выделилась, прежде всего, из догматического богословия, отчасти пересекается с аскетикой, патрологией, агиологией, нравственным богословием. И цель у нее простая, но очень важная ― системно изложить церковное богооткровенное учение о человеке, его природе, личности и способе существования. Эта цель пока еще не достигнута, потому что сокровенное знание о человеке представлено во множестве сочинений, но ― бессистемно. И людям, имеющим богословское образование, с большим трудом при чтении даже святоотеческой литературы удается составить целостное представление о том, кто есть человек, к чему он предназначен, как он может стать лучше.
― Какие источники вы используете, преподавая курс?
― Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же ― Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, которые Духом Святым изрекали истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum. Обобщая, можно сказать, что мы черпаем антропологические знания из Священного Предания Православной Церкви. А Священное Предание ― это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение.
― Не могли бы вы назвать наиболее удачные, на ваш взгляд, труды современных исследователей антропологии.
― К сожалению, с публикацией работ по христианской антропологии пока еще не так хорошо обстоят дела, но, тем не менее, действительно, уже есть ряд весьма примечательных и важных работ. Прежде всего, это работа архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы», изданная в середине XX века и сначала защищенная как магистерская диссертация, а затем распространенная отдельной книгой. Затем я бы выделил некоторые работы современных авторов вне России: преподобного Иустина (Поповича), Жана-Клода Ларше, Панайотиса Мневаса, Георгия Мандзаридиса, архимандрита Иерофея (Влахоса). Мне кажется, они заслуживают внимания, большинство из них переведены на русский язык и доступны современному читателю. Я считаю, что труды этих авторов нужно обязательно изучить тому, кто серьезно интересуется христианской антропологией.
― Какая антропологическая проблема является наиболее актуальной для современного человека?
― Если говорить о современном человечестве, то, мне кажется, первейшая ― это так называемая гуманитарная, нравственная проблема. Дело в том, что современное человечество в своем развитии не учитывает нравственное основание своего бытия, нравственные законы существования. Физические, физиологические ― да, их активно изучают различные сферы наук. И они учитываются, но результат все равно отрицательный: люди гибнут, болезней становится больше. Экологические, духовно-нравственные проблемы только возрастают. Это говорит о том, что настоящая сфера изучения человека не соответствует его реальному потенциалу и внутренним запросам. Вот здесь-то как раз христианская антропология и могла бы сказать свое веское слово, объяснив, что человек ― это существо, достойное высокой почести и уважения только тогда, когда он, человек, имеет единство с Богом. Только тогда он способен реализовать свой внутренний величайший потенциал. Если же этого единства нет, то он обречен на бледное и ущербное существование, которое, по сути, является человекообразным, но не человеческим. Это и есть проблема: человек не понимает сути своего предназначения, смысла своего бытия. Вспомните, как пророк Давид говорит: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Человек, будучи в чести, этого не понимает и уподобляется животным ― это и есть антропологическая проблема, которая существовала как во времена пророка Давида, так и в наши дни.
― В чем отличие светской антропологии от христианской?
― Светская антропология возникла в европейской науке в XVIII веке в эпоху философов-энциклопедистов, и она сразу же разделилась на два направления. Одно пытается охватить человека во всех аспектах его бытия, быть некой целостной наукой о человеке, учитывающей и его психологию, и физиологию, и духовные запросы. Эта антропология в некоторой степени развивается на Западе ― в Западной Европе, в США ― и по сей день. Другое направление светской антропологии сформировалось в начале XX века и активно развивалось на территории СССР и Восточной Европы как этнология, то есть исследование человека только в плане морфологии (структуры его физиологии), сопоставительного анализа различных народов. Это направление, на мой взгляд, уже почти что изжило себя. Здесь человек воспринимается лишь во внешнем аспекте бытия.
― А как вы относитесь к перспективе преподавания христианской антропологии в светских вузах? Был ли у вас подобный опыт?
― Мне пока не приходилось преподавать христианскую антропологию в светских вузах, но я часто встречаюсь со светскими людьми на богословских курсах, где они изучают, в том числе, христианскую антропологию ― и с огромным интересом. Более того, я преподаю светским слушателям и догматическое богословие, и христианскую антропологию, и вижу, что именно разделы христианской антропологии для них самые интересные. И мне кажется, что как раз это богословское направление наиболее востребовано в светской среде, потому что человек, даже приходя в Церковь, прежде всего, пытается понять самого себя, ответить на вопрос: кто я есть? И именно в связи с внутренними проблемами пытается понять, кто есть для него Бог. Да, человек эгоистично рассматривает Бога как некое такое «средство» для познания себя, для решения своих проблем. Христианская антропология как раз может выровнять, исправить это представление и от правильных рассуждений о человеке привести к богопознанию и преображению.
― Каковы перспективы преподавания и развития христианской антропологии?
― Преподавать христианскую антропологию как некую такую, я бы даже сказал, просветительскую дисциплину, на мой взгляд, необходимо и полезно было бы в светских вузах. Другое дело, что при развитии христианской антропологии как богословской дисциплины требуется, конечно, прежде всего, богословская школа, потому что для этого необходима и высокая степень воцерковленности, и опыт богословских знаний, которые у людей светских в светских вузах отсутствуют или недостаточны. Поэтому давайте разделим эти два направления ― преподавание и развитие христианской антропологии: преподавать можно везде, а развивать нужно именно в богословских школах.
Беседовал Иаков Матросов
Православие.ru/Патриархия.ru