Атеизм в ассортименте


Откуда появились агностики

Впервые научное применение слова «агностик» появилось в 1869 году. В оборот его ввел английский зоолог и сторонник теории Дарвина – Томас Гексли (Хаксли).

Слово «агностицизм» произошло от греческого слова «непознаваемый».


Томас Хаксли ввел слово «агностик» в оборот
Он стал задаваться вопросом о своих взглядах и пришел к выводу, что ему не подходит ни одно из существующих определений, так как он не мог назвать себя в полной мере ни атеистом, ни материалистом, ни идеалистом, ни пантеистом.

Он дал себе определение свободно мыслящего человека. В этом он и видел суть агностицизма.

Агностик не отрицает существование богов, но и не верит в них, пока не получит доказательств.

Верите ли вы в бога?

Примеры агностики

В религии

Агностики не принадлежат к какой-либо религии, поскольку каждая из них дает свое догматичное определение о первоначале вещей и возникновении всего сущего, о сотворении мира. Агностики же говорят о том, что проверить эти утверждения невозможно, поэтому не верят в них.

Они допускают возможность веры в саму идею о существовании бога, но не веру в конкретный объект.

В философии

В философию агностицизм пришел в XIX веке. Приверженцы отдельного течения философии – позитивизма, пытались очистить науку от ложных заблуждений и выстроить прочную структуру, основанную исключительно на знании.

Позитивисты понимали и принимали точку зрения, что существование бога не имеет под собой достаточных доказательств, потому что его нельзя проверить на практике. Но само его существование не отрицали, так что не могли в полной мере назвать себя атеистами. Они выбрали путь поиска фактов в подтверждений религиозных догм.

В науке

Агностицизм в науке утверждает, что любой опыт, полученный в ходе познания, неизбежно будет искажен сознанием субъекта. Агностики убеждены, что субъект не имеет ни единого шанса объективно постичь окружающую реальность и точную картину мира.

Проще говоря, любой опыт, полученный человеком, неизбежно проходит через призму его знаний, суждений и предубеждений. Опыт и мышление каждого человека уникальны и в разной степени далеки от понимания истинной картины мира. Поэтому любое знание не точно. При этом возможность самого процесса познания не отрицается.


А знаете ли вы, кто такие баптисты? Ответ на «КтоТакой.com»

Агностики не верят в бога?

Вера в бога принципиально отличает агностиков от атеистов. Атеисты утверждают, что никаких богов не существует, хотя доказательств их несуществования нет.

Агностики допускают существование бога, но не верят в конкретную религию. Они не отрицают существование чего-либо, что невозможно доказать.

В чем разница между агностиком и игностиком

Агностики смело рассуждают о боге, возникновении мира и невозможности доказательств этих явлений. Игностики же считают, что агностики делают слишком много допущений в религии, не обосновав их.

Проще говоря, игностики не могут рассуждать о доказательстве существования бога, потому что нет единого точного определения, что такое (кто такой) бог.

Агностики говорят, что не знают, существует ли бог. Игностики говорят, что не понимают, о чем идет речь, когда начинаются рассуждения о существовании или не существовании бога.

Атеизм в ассортименте


Антирелигиозный плакат

Почему некоторые люди не верят в Бога? Правда, почему? Каждый православный христианин рано или поздно встречается с неверующими людьми. И если эти люди для него что-то значат, он пытается понять корни их неверия. Корни бывают разные. Давайте попробуем проследить их вместе.

Атеизм остаточный

Довольно распространен у нас атеизм в форме остаточного явления. Так сказать, наследие советских времен. Эта разновидность безбожия характерна для старшего поколения, которому со школьной скамьи внушали: «Наука доказала, что Бога нет». В университетах преподавали «научный атеизм». По атеизму защищались докторские диссертации, присваивались профессорские звания.

На государственный атеизм работала вся огромная образовательная система. И результаты были соответственные. Чтобы вырваться из поля притяжения «научного атеизма» от советского человека требовались не просто ум и эрудиция, а намного большее – несгибаемая самостоятельность мышления. Ведь людям постоянно повторяли: «Религия – удел отсталых людей. Образованному человеку стыдно верить в Бога». Некоторые по инерции так и полагают.

Почтенный ученый о вере в Бога говорил на уровне пионерских речёвок и антирелигиозных плакатов

Мне помнится публичное атеистическое выступление одного академика. Было оно специфическим, почтенный ученый-физик о церковной вере в Бога говорил на уровне примитивных пионерских речёвок и антирелигиозных агитационных плакатов. От слов седовласого ученого веяло детской беспомощностью перед лицом грандиозной машины государственного атеизма. Он так и не смог сдвинуться в понимании религиозных проблем с уровня младших классов средней школы.

Атеизм переименованный

Не все готовы исповедовать советский атеизм в чистом виде. Некоторые люди среднего возраста понимают, что такое мировоззрение потеряло актуальность и нуждается в пересмотре. Под пересмотр попадает и название. Вместо старомодного: «Я – атеист» теперь говорят на новый лад: «Я – скептик». Или в другой версии: «Я – агностик». В чем же разница между атеистом, скептиком и агностиком? Атеист убежден, что Бога нет. Скептик, как ему и положено, относится скептически к любой вере в Бога. Агностик считает, что рационально обосновать веру в Бога нельзя. Насколько принципиальна разница, судите сами.

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать, доказывать. Главное, чтобы скептиков не попросили обосновать их скептическое отношение ко всему на свете кроме их любимого всепроникающего скепсиса. Постсоветские скептики уже списали за ненадобностью марксистко-ленинскую философию. У них новые авторитеты (хотя для скептиков авторитетов не должно быть). Они обсуждают идеи Ричарда Докинза, высказываются о генах, мемах, иллюзорности христианских верований.


Антирелигиозный плакат

Атеизм оппозиционный

Стремление «быть не как все» обычно пробуждается в подростковом возрасте. У многих оно сохраняет свою недюжинную силу надолго, постоянно видоизменяется, находит новые точки приложения. Не так уж редко встречается атеизм из желания чувствовать себя в оппозиции, в избранном меньшинстве, сознавать себя элитой.

Эта разновидность атеизма была хорошо заметна в конце 1980-х годов, когда в нашей стране началось религиозное возрождение и многие пришли в Церковь. Тогда оппозиционные атеисты утешались мыслью, что «мода на религию» скоро пройдет. Сейчас по этому поводу можно подвести итог и сказать: «Разумеется, всякая мода быстротечна. Но и ваше желание быть в оппозиции не отличается устойчивостью, обоснованностью и глубиной. Я знаю тех, кто в конце 80-х смеялся над “модой на Православие”, в 90-е стал ходить в храм, а теперь всем знакомым рассказывает о том, как Православие его разочаровало. Знаю также и тех, кто начал с поверхностной моды и постепенно пришел к серьезным религиозным убеждениям, к сознательной глубокой вере».

На протесте против «настроения большинства» никакого основательного понимания нашей жизни не построишь.

Атеизм полурелигиозный

Эта разновидность безбожия признает за религией некоторую положительную роль в общественной и личной жизни. Отдельные атеисты согласны, что церковные молитвы, Таинства исповеди и венчания помогают человеку. Как помогают? Человек с их помощью сохраняет спокойствие в тяжелой жизненной ситуации, налаживает благополучную семейную жизнь, преодолевает психологические проблемы, более ответственно относится к своим обязанностям.

Еще атеисты могут замечать положительный вклад Церкви в культурную жизнь. Такие атеисты посещают церковные службы и потом с удовлетворением делятся: «Иконопись и духовная музыка оказывают на человека умиротворяющее действие. Искусство возвышает нас над всей суетой. Это прекрасно. Я открыто говорю так, хотя я и атеист».

Полурелигиозный атеизм представляет собой любопытный предмет для отдельного исследования. Эта половинчатость, переливчатость полурелигиозного атеизма способна принимать самые причудливые формы. На Западе не первое десятилетие возникают «атеистические церкви», куда можно приходить на воскресные собрания. У них практикуются свои проповеди (о гуманистических идеалах), свое душепопечение (психотерапия), свои квазирелигиозные ритуалы и благотворительность. В общем, идет у них жизнь, в чем-то похожая на будни и праздники христианского прихода. Только без Бога.

Возможно, и у нас распространятся подобные «постхристианские» общины из «выгоревших», утративших веру, разочаровавшихся энтузиастов… Для религиоведа – это интересный предмет: «виртуальные церкви» для «виртуальных людей», которые то ли атеисты, то ли нет.

Атеизм вынужденный

Имеются ввиду те случаи, когда человека жжет изнутри боль: «Я бы рад поверить в Бога, но не могу». Верить-то он хочет, но ему «нечем верить». Эта разновидность атеизма близка к предыдущей разновидности, и все же отличается от нее. Атеизм вынужденный предполагает гораздо большую внутреннюю цельность человека, принципиальность и связанный с ней внутренний конфликт: «Я искренне желаю верить в Бога, но я не вправе». В таком случае могут повлиять беседы с верующим человеком, если у собеседников достаточно взаимоуважения, осведомленности и умения последовательно рассуждать, чтобы вести такой непростой диалог. У Православной Церкви богатый исторический опыт апологетики.

Порой человек, вынужденный считать себя неверующим, стоит всего в шаге от живой веры

Напоследок отметим, что человек, вынужденный считать себя неверующим, порой стоит всего в одном шаге от живой веры. Вспомните голос из Евангелия: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9: 24). И ведь помог Господь неверующему.

Известные агностики


Иммануил Кант
— Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Своим трудом «Всеобщая естественная история и теория неба» сделал попытку объяснить исторически происхождение Солнечной системы. Это дало начало научному обоснованию происхождения вселенной.

Дэвид Юм
Шотландский философ, один из самых крупных представителей шотландского Просвещения. Также один из родоначальников теории агностицизма. Последовательно представил его идеи в своих учениях.

Чарлз Дарвин
Английский натуралист и один из первых исследователей происхождения человека. Ввел понятие естественного и полового отбора. Изначально был глубоко верующим христианином, но трагическое событие в жизни заставило усомниться в вере и вступить в ряд агностиков. Многие называли его атеистом, но сам он это категорически отрицал.

Бертран Рассел
Британский философ, математик, логик и общественный деятель. Представитель школы аналитической философии. Его самые значительные идеи – это парадокс Рассела, логический атомизм и теория дескрипций. В 1953 году на телеинтервью исчерпывающе дал ответы на взгляды о том, что такое агностицизм, отличия от атеизма и основные взгляды агностиков на религию.

Альберт Эйнштейн
Немецкий физик-теоретик, один из основателей современной теории физики и гуманист. Сам себя называл агностиком и отрицал утверждения о том, что он атеист. Верил в «пантеистического» бога Бенедикта Спинозы, но отрицал существование бога как конкретного существа, которое можно соотнести с определенной личностью.

Олдос Хаксли
Английский писатель, философ, автор одной из самых известных антиутопий «О дивный новый мир». Внук родоначальника агностицизма Томаса Гексли. В своих научных поисках широко интересовался духовными вопросами, в том числе философским мистицизмом и парапсихологией.

Карл Саган
Американский астрофизик, астроном и крупный популяризатор науки. Одним из первых стал изучать экзобиологию, то есть происхождение эволюции и существование жизни на других планетах. Саган был агностиком и не утверждал, что жизнь на других планетах существует, хоть он и вплотную занимался изучением этого вопроса. Он предлагал не делать выводов, прежде чем для них не будут получены достаточные основания.

Нил Тайсон
Американский доктор философии по физике, астрофизик, популяризатор науки и писатель. С 1996 года занимает должность директора планетария в Американском музее естественной истории. Был сторонником идеи о том, что Плутон это не планета, поскольку его характеристики не подходили к описанию остальных планет. Своими взглядами вызвал много возмущения среди простых граждан, в том числе среди детей.

Стив Джобс
Американский предприниматель и изобретатель, один из основателей и бывший директор Apple и Pixar. С 1973 года стал исповедовать буддизм и критиковал идеи христианства. Буддизм, в отличие от многих других религий, не дает точное определение бога. Он призывал не следовать слепо догмам, которые придумали чужие люди, а жить своей жизнью.

Егор Гайдар Российский государственный деятель, политик, экономист и доктор экономических наук. Был одним и руководителей экономических реформ в начале 1990-х годов. Сам себя называл агностиком. Его утверждение стало широко известно из-за контекста. Он находился на очередном предвыборном собрании в российской глубинке и рассказывал пенсионерам о прелестях рыночной экономики. Местные жители мало что понимали и один из них решил уточнить о его вере в бога. На что Гайдар дал ответ: — «Видите ли, я агностик».

По результатам недавнего исследования, группа людей, не исповедующих никакой веры, занимает по численности третье место в мире, уступая христианам и мусульманам и опережая индуистов.

Исследование, основанное на данных за 2010 год, также показало, что в будущем, по всей вероятности, еще большее распространение получат такие религии, как ислам и индуизм, а что касается иудаизма, то перспективы роста числа его приверженцев самые незначительные. Как показало исследование, христианство распространено в мире наиболее равномерно, его представителей можно встретить во всех точках планеты, а вот индуисты проживают компактнее других, и 94% представителей этой конфессии живут в одной стране – в Индии.

По данным научной статьи, опубликованное под названием «Общая картина распространения религий» («The Global Religious Landscape») форумом исследовательского центра Pew по вопросам религий и общественной жизни, в целом, 84% населения планеты, которое насчитывает 6,9 миллиардов человек, считаются верующими. К категории «не принадлежащих ни к какому вероисповеданию» относятся те люди, которые не исповедуют никакой религии – начиная с атеистов и агностиков, и заканчивая теми, кто обладает духовными верованиями, но не причисляет себя к какой-либо традиционной конфессии.

Как подчеркивается в статье, «многие из «не определившихся» людей, не относящих себя к определенному вероисповеданию, на самом деле все-таки обладают духовными или религиозными верованиями. Далее авторы статьи пишут: «Некоторые взрослые люди, не относящие себя к определенной конфессии, разделяют веру в Бога или какую-то высшую силу, таких в Китае 7%, во Франции – 30%, а в США – 68%».

Участник форума и специалист по демографическим вопросам Конрад Хэккет (Conrad Hackett) утверждает, что при проведении исследования использовались данные переписи в 2,5 тысячах семей, результаты опросов и сведения из реестров населения. Однако и этих материалов оказалось недостаточно для того, чтобы провести более подробную классификацию религиозных воззрений и точнее определить количество атеистов и агностиков.

«Такие сведения можно получить не по каждой стране, — говорит он, — переписчик обычно спрашивает о том, какую религию человек исповедует, поэтому можно узнать лишь количество людей, принадлежащих к определенному вероисповеданию и количество неверующих.

«Данные с учетом возрастного показателя указывают на то, что среди мусульман минимальный средний возраст составляет 23 года, а у остального населения планеты он достигает 28 лет. Средневозрастной показатель свидетельствует о демографическом приоритете молодежи на тот момент, когда половина населения старше, а другая половина младше этого возраста.

Доля мусульман в численности населения планеты будет расти, и важным фактором этого является именно этот возрастной состав с преобладанием населения молодого возраста», — считает Хэккет. В отличие от этого, в иудаизме, приверженцами которого являются 14 миллионов человек или 0,2% населения планеты, возрастной показатель, а точнее, максимальный средний возраст составляет 36 лет, а это означает, что перспективы роста численности представителей этой конфессии минимальны.

По словам Хэккета, Израиль, в котором сосредоточено 40,5% всего еврейского населения планеты, отличается более молодым возрастным составом, чем США, в которых проживают 41,1% всех евреев планеты.

Как показали исследования, в мировом масштабе средний возраст христиан составляет 30 лет, а индуистов – 26 лет. Средний возраст людей «неопределенных религиозных воззрений» составляет 34 года, что существенно уменьшает перспективы роста их численности на планете.

По данным исследования наибольшее количество верующих на земле исповедуют христианство, их численность составляет 2,2 миллиарда человек или 31,5% населения планеты. 50% из их числа принадлежат к римско-католической вере, 37% — являются протестантами, включая англикан и представителей других мелких христианских течений, и 12% — православные христиане.

Во всем мире проживают 1,6 миллиардов мусульман, что составляет 23% населения планеты. Как говорится в статье, «подавляющее большинство (87-90%) являются суннитами и около 10-13% — шииты». Среди 1,1 миллиарда жителей планеты с «неопределенными религиозными верованиями» только в одном в Китае живут около 62%, что составляет 52,2% населения этой страны.

Второй страной мира, в которой большинство населения составляют люди, не относящие себя к какой-либо традиционной религии, является Япония – здесь живут 72 миллиона «не определившихся» или 57% населения станы. За ними в списке стоят Соединенные Штаты Америки – в этой стране количество людей, не причисляющих себя к определенному вероисповеданию, составляет 16,4%.

Все индуисты мира проживают, главным образом, в Индии, Непале и Бангладеш. Половина всех буддистов планеты сосредоточены в Китае, значительно отстают от него Таиланд и Япония, где из всех живущих на планете приверженцев Будды проживают, соответственно, 13,2% и 9,4%.

По результатам исследования около 405 миллионов человек или около 6% всего населения земли являются приверженцами традиционных народных религий вроде тех, которые исповедуют племена Африки и народности Китая, а также американские индейцы и аборигены Австралии.

Еще 58 миллионов людей, то есть почти 1% всего населения планеты, исповедуют «прочие религии», в числе которых бахаизм, даосизм, джайнизм, сикхизм, тенри-ке, викка и зороастризм. Приверженцы большинства из этих верований живут в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]