Редкие и необычные иконы
«Первые шаги Иисуса.» Икона находится в монастыре св. Герасима Иорданского.
Монастырь св. Герасима Иорданского образован в 5 веке на юге Иорданской долины около места впадения реки Иордан в Мертвое море и там, где останавливалось Святое Семейство по дороге в Египет, Герасимом, пришедшим в Святую Землю для поклонения и поселившемуся здесь отшельником.
К преподобному Герасиму присоединились другие монахи и для их жития была построена лавра. В ней иноки жили в общежитием и достигнув духовного совершенства, поселялись в отдельных кельях.
О Герасиме рассказывают, что он достиг невероятного уровня аскетизма и в Сорокадневный пост вообще обходился без пищи, довольствуясь только по воскресеньям хлебом святого Причастия.
Умер преподобный Герасим в 475 году и в скромности своей не оставил места своей могилы.
В монастыре две церкви — Верхняя и Нижняя. В нижней пещера, в которой ночевали младенец Иисус, Мария и Иосиф по пути в Египет.
В церкви православные паломники служат молебен.
В монастыре культивируется символика, связанная с изображением льва.
Во время своих путешествий по пустыне, Герасим нашел огромного льва, у которого была повреждена лапа. Преподобный излечил зверя и лев привязался к нему, став его верным слугой. Долгие годы они жили втроем вместе с ослом, обитавшем при Герасиме. Животные носили воду из Иордана, помогали в работе и охране жилья отшельника, что служило примером того, как звери подчинялись человеку в раю.
Есть поучительная история, о том, как осел однажды оставшись со львом, когда Герасим надолго отлучился, пристал к проходящему мимо каравану и ушел.
Герасим, вернувшись, застал одного только льва, и был уверен, что тот съел своего друга. Целый год лев один выполнял все работы и нес тяжкий груз недоверия своего господина. Через год, тот караван проходил вновь мимо кельи святого отшельника, и осел, узнав родные места, вернулся к своим друзьям живым и здоровым…
С монастырем Герасима Иорданского связана притча о преподобной Марии Египетской, бывшей блудницей, отправившейся в паломничество в Святую Землю и раскаявшейся перед в входом в Гроб Господень. Повинуясь голосу свыше, она ушла в Иорданскую пустыню для уединения и покаяния, где провела 47 лет. Только три раза она встречалась с человеком за это время, и этим человеком был иеромонах Зосима, обитавший в монастыре св. Герасима. Зосиме досталась участь узнать о жизни святой из ее уст, причастить ее и похоронить ее прах в пустыне.
Жители монастыря крайне радушно принимают паломников. У них на столе приготовлены вкусные сухарики, сладости, соки.»
Советуем ознакомиться картинки молитва и церковь с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Преображение Господне на горе в Евангелии от Матфея и Марка
Рассказ о преображении Господнем на горе показывает нам, что служение Иисуса Христа (благовестие) дополняет служение Моисея (закон) и служение Илии (пророки), являясь высшим по отношению к ним.
Тогда ученики спросили Его: «Почему же законоучители говорят, что первым должен прийти Илия?» Иисус ответил им: «Известно, что Илия должен прийти и навести во всем порядок. Но говорю вам, Илия уже приходил, но люди не узнали его и плохо обошлись с ним. Так же и Сын Человеческий пострадает от их рук». И тогда они поняли, что Он говорит им про Иоанна Крестителя. (Евангелие от Матфея 17:10-13)
Да, это тот самый Илия, о котором говорится в Ветхом Завете и в духе которого Иоанн Креститель приготовил путь Господу.
И сказал Иисус: «Истинно говорю, что некоторые из стоящих здесь ещё до смерти своей увидят Царство Божье во всей силе». Шесть дней спустя Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна и повёл их одних на высокую гору. И преобразился Он перед ними. Его одеяние стало ослепительно белым, как никакая прачка на земле не могла бы выбелить. И явились тогда двое, это были Илия и Моисей и стали беседовать с Иисусом.
Пётр заговорил, обращаясь к Иисусу: «Учитель! Хорошо, что мы здесь, давай поставим три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии». Пётр сказал это, потому что не знал, что делать, так как ученики были в сильном страхе. Тогда явилось облако и накрыло их своей тенью, а из облака раздался голос: «Это Сын Мой Возлюбленный. Слушайте Его!» И тут же, посмотрев вокруг, они больше никого рядом с собой не увидели, кроме Иисуса. Когда они спускались с горы, Он велел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. (От Марка 9:1-9)
Даглас Джакоби
Облик Христа
Раннее христианство
Самые ранние христианские писатели не описывали внешность Иисуса Христа. Ведущий богослов II века Ириней Лионский, цитируя апостола Иоанна, так выразил представление Отцов Церкви о роли воплощении Христа: «Слово Божие стало плотию … чтобы разрушить смерть и оживотворить человека». Однако, стоит заметить, что приведённые выше слова видимо означают Боговоплощение как таковое.
В Новом Завете многие воспринимают Христа как обычного человека, странника, сына простого плотника: «не Иосифов ли это сын?» (Лк. 4:22), «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (Мк. 6:3), Поэтому Его обвиняют в богохульстве за то, что Он назвал Себя Сыном Божьим (Мк. 14:61-62).
Стоит также заметить, что римский философ II века Цельс в своём сочинении «Правдивое слово» (2-я половина II века) среди критических высказываний в адрес христианства бегло упоминал и о внешности Иисуса: «Раз в теле был дух Божий, то оно должно было бы резко отличаться от других ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать или убеждать; ведь невозможно, чтобы нечто, в чём заключено больше божественного, ничем не отличалось от другого; а между тем ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью.» Это свидетельствует, что и ранние христиане считали образ Христа человеческим.
Отец церковной истории Евсевий Памфил, на рубеже III—IV веков, рассказывая о виденной бронзовой статуе Христа, неодобрительно отзывается об изображениях Христа и Апостолов: «Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках. Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю, чтить таким образом своих спасителей.».
Ириней Лионский, критикуя движение карпократиан, упоминает изображения Христа:
«Они… имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники.»
Впрочем, он возможно критиковал то, что изображение Христа ставится вместе с изображениями языческих философов и языческую манеру поклонения.
Предание о создании первого портрета Иисуса Христа передал один из Отцов Церкви Иоанн Дамаскин:
«Царствовавший в осроенском городе Эдесса царь Авгарь послал живописца нарисовать похожее изображение Господа. Когда же живописец не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица Его, то сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему лицу, напечатлел на куске материи Свой образ и при таких обстоятельствах послал это Авгарю по его желанию.»
Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV—IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях. Однако в VIII веке набрало силу религиозно-политическое движение против почитания икон и других изображений Христа и святых (иконоборчество). Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди: «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, мозаик, фресок и статуй святых во многих храмах, также подверглись преследованиям почитатели икон.
Стоит отметить, что в Ветхом Завете изображать запрещалось чужих богов. Допускались к примеру, изображения херувимов в Храме (Исх. 26:1, Иез. 41:17-25). В Ветхом Завете также запрещалось изображать Бога так как люди не видели Его Образа: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь» (Втор. 4:15). То есть запрещалось давать волю своей фантазии и придумывать образ Бога, Которого никто не видел. Также в Новом Завете Иисус Христос говорит: «Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.» (Мф. 13:17).
На VII вселенском соборе в 787 году был установлен догмат вселенской христианской церкви — иконопочитание. Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».
Канонический облик
В христианской литературе встречаются несколько описаний внешнего вида Христа, в целом воспроизводя один и тот же основной тип. В живописи этот тип несколько видоизменялся согласно с развитием иконографии и под влиянием местных условий. Считается, что самое раннее описание принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата. В своём письме римскому сенату Лентул сообщает про Иисуса Христа:
«Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назореев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных.»
Весь стиль письма не соответствует посланию римского наместника и выдаёт его христианское происхождение, хотя определить точную дату его составления не представляется возможным. Сам документ обнаружен в латинском переводе в рукописи между сочинениями Ансельма Кентерберийского, архиепископа и богослова XI века, однако историки не сомневаются в его гораздо более раннем греческом происхождении. Также о прокураторе Иудеи по имени Публий Лентул неизвестно из других источников, а предшественником Пилата был Валерий Гратус.
Похожее описание Христа дал константинопольский монах Епифаний в «Житии Андрея Первозванного» (первая половина IX века)
Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ (Пс. 44, 3): „красе́нъ добро́тою паче сыновъ человѣческихъ“), ростомъ же или тѣлеснымъ возвышеніемъ шести полныхъ футъ; русые имѣя волосы и не особенно густые, скорѣе напоминавшіе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свѣтлыя и блестящія (подобно тому, какъ разсказываетъ исторія о праотцѣ Его Давидѣ (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дѣтище бѣ, и черменъ и лѣпъ очима“ (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокій, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имѣя длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человѣческая, кромѣ Матери Его, въ дѣтскомъ Его возрастѣ; съ легкимъ склоненіемъ выи, настолько, чтобы не вполнѣ прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвѣта тѣла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткій обычай и во всемъ безгнѣвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».
Священная История Нового Завета
Ин. IV:1–42.
После праздника Пасхи Иисус Христос оставался несколько времени в Иудее. Когда же фарисеи, узнав, что Он приобретает более учеников, нежели Иоанн, стали завидовать и следовать Его, то Господь решился возвратиться в Галилею.
Проходя через Самарию, Он остановился в окрестности города Сихарь, близ колодезя, который был вырыт еще по воле патриарха Иакова. Иисус Христос сел возле сего колодезя отдохнуть, а ученики Его отправились в город для закупки съестных припасов. В сие время пришла из города женщина за водой. Когда она почерпнула воды, Господь обратился к ней и сказал:
– Дай Мне пить.
Женщина была чрезвычайно изумлена Его просьбой; ибо иудеи, по своей непримиримой ненависти к самарянам считали за грех всякое сношение с ними.
– Как Ты, будучи иудей, – воскликнула она, – просишь пить у меня, самарянки?
– Если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: «Дай Мне пить», – отвечал Господь, – то сама стала бы просить у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
– Господин! – возразила самарянка, – тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у тебя вода живая (ключевая)? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам сей колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус Христос, поясняя свои прежние слова, продолжал:
– Всякий, пьющий сию воду, возжаждет опять; а кто будет, пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина, не понимая, что этот животворящий источник есть сам Иисус Христос и Его учение, начала просить:
– Господи! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
– Поди, позови мужа своего и приди сюда, – сказал, ей Господь.
– У меня нет мужа, – отвечала самарянка.
Господь, желая показать Свое всеведенье и дать о Себе надлежащее понятие собеседнице, заметил ей:
– Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Ибо ты имела пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
– Господи! я вижу, что Ты пророк, – воскликнула с изумлением самарянка. При этом в ней тотчас же явилось желание узнать от Него решение давнего спора самарян с иудеями касательно места Богослужения. Самаряне построили для себя храм на горе Гаризин, а иудеи разрушили его, утверждая, что нигде нельзя кланяться истинному Богу, как только в Иерусалиме. Развалины разоренного храма лежали теперь прямо перед глазами Иисуса Христа и разговаривавшей с Ним женщины, и потому она обратилась к Господу с такими словами:
– Отцы наши поклонялись на сей горе, а вы говорите, что место, где должно кланяться, находится в Иерусалиме.
– Поверь Мне, что наступает время, – ответствовал ей Господь, – когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время, и наступило уже, что истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине: ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Внимая такому высокому учению, самарянка невольно вспомнила о Мессии, который долженствовал всюду распространить свет истинного Боговедения, и потому сказала:
– Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то изъяснит нам все.
– Это Я, который говорю с тобой, – отвечал ей Иисус Христос.
При таком неожиданном открытии женщина совершенно смешалась, оставила свой водонос и побежала в город. Пришедши в Сихем, она говорила всем встречавшимся:
– Пойдите, посмотрите человека, который сказал мне все, что я сделала; не Он ли Христос?
Многие из самарян поверили словам женщины, разговаривавшей с Иисусом, и, пришедши к Нему, просили Его побыть у них несколько времени. По их желанию Иисус Христос пробыл Сихаре два дня и в это время приобрел Себе значительное количество верующих.
Самария находилась между Иудеей и Галилеей и была самой малой из четырех областей Иудейских. Несмотря на свое гористое положение, она была очень плодоносно, орошалась многими ручьями, изобиловала хорошими пастбищами и была весьма многолюдна. Жители ее при Иисусе Христе были потомками язычников, поселенных в ней Салманасаром по падении царства Израильского. Сии язычники с избегшими ассирийского плена израильтянами в самом начале приняли закон Моисеев, образовали из себя особенный народ – самарян, и составили себе особую религию, известную у иудеев под именем Самаринского раскола.
Самаряне по вере отличались от иудеев тем, что, почитая закон Моисеев, отвергали прочие священные книги и равным образом не признавали фарисейских преданий. Вот почему иудеи по возвращении своем из Вавилонского плена стали оказывать самарянам презрение как полуязычникам и еретикам и не согласились допустить их к участию в построении второго храма. Самаряне, пользуясь обстоятельствами, построили себе особый храм на горе Гаризин и учредили у себя Богослужение, по примеру Иерусалимского; но иудеи при Иоанне Гиркане разрушили его. Это породило непримиримую вражду между обоими народами. Иудеи до такой степени ненавидели самарян, что считали их хуже язычников и никак не хотели признавать их своими одноземцами. Но Иисус Христос неоднократно изливал Свое милосердие на самарян и даже при вознесении Своем завещал Апостолам идти с проповедью в Самарию (Деян. 1:8). Остатки самарян существуют еще и доселе в городе Наблусе (древней Самарии).
Сихем, один из древнейших Палестинских городов, находился в 16 часах на север от Иерусалима и в 18 часах к югу от Назарета. Он лежит в живописной долине, покрытой масличными и смоковничными рощами, и окружен высокими горами, между коими особенно отличаются Гевал на севере и Гаризин на юге.
На юго-востоке от Сихемской долины находится колодец Иакова, при котором Иисус Христос беседовал с женой самарянкой. Над колодезем еще в VII в. существовала церковь, построенная в виде креста: колодезь занимал середину, а со всех четырех сторон были входы. Он имеет неправильное отверстие промеж: больших камней и не иссяк еще доселе. В Евангелии сказано, что сей колодезь находился близ города Сихар. Некоторые думают, что это был совсем особый от Cuxeмa город.
История иконографии
Добрый Пастырь. Римская мраморная скульптура, IV век.
В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягнёнка (агнца) (Ин. 1:29), пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы кровью накормить птенцов), дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем, ягненка под якорем, символизирующим крест, рыбы (ихтис).
Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе, или «Добрый Пастырь» — пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа были запрещены.
Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI века, в то же время предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам.
Обязательные элементы изображения
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в.)
Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария (см. статью арианство). Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему крестчатым нимбом. Первоначально для обозначения единой сущности второй ипостаси Святой Троицы использовались греческие буквы α и ω (Отк. 1:8, 1:10, Отк. 21:6, 22:13).
С XI века «земное» имя подписывается ІС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя — греческими буквами ὁ ὢν (от др.греч. «Су́щий» в тексте Исх. 3:14 — יהוה — произносится «Яхве» или «Иегова») в трёх видимых лучах крестчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: ѾОН с различными вариантами толкования.
После раскола, как ответ старообрядцам на написание имени Ісус с одной «и», в среде «правящей» Русской Православной церкви появились нововведения в подписи ІИС ХС, не получившие широкого распространения.
Традиционные одежды Христа: нижняя — пурпурный хитон с полосой — клавом на плече, верхняя — синий гиматий
Азы православия
Крещение — необходимое условие вхождения в Церковь
О необходимости крещения
Для того чтобы человек мог стать христианином, членом Православной Церкви, над ним должно быть совершено Таинство Крещения. Обязательно ли это и почему именно это Таинство является началом жизни в Церкви?
Таинство Крещения было установлено Самим Господом Иисусом Христом. На это мы имеем несколько свидетельств Священного Писания, главное из которых — это слова Господа Своим ученикам перед тем, как Он вознесся на небеса: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа
(Мф. 28, 19).
Смысл и значение крещения
Смысл Таинства Крещения заключается в духовном рождении человека в жизнь вечную. Как Господь Иисус Христос добровольно распялся за нас на кресте, умер и воскрес, так и человек, принимающий Таинство Крещения, распинается, умирает духовно для грехов и воскресает в новую жизнь. В Таинстве человеку подается особая благодать Божия, прощается первородный грех, а также все совершенные ранее грехи. Церковь призывает новокрещенного отныне жить по заповедям Господа, по Евангелию и не становиться снова рабом греха. Об этом свидетельствует и святой апостол Павел: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни
(Рим. 6, 3–4).
С внешней стороны Таинство Крещения открывает путь человеку к полноценной церковной жизни. Став христианином, он может приступать и к другим Таинства и обрядам Церкви, получая при этом в них благодатные дары Господа. Все это ведет человека к изменению его духовной жизни к лучшему, помогает ему в деле спасения души и тела.
Подготовка ко крещению
Важным и необходимым условием подготовки к принятию Таинства Крещения является посещение специальных катехизаторских (просветительских) бесед, которые в наше время организуются практически при каждом храме. Огласительные беседы (т. е. для оглашения желающих креститься) организуются для того, чтобы входящий в Церковь, хотя бы на первых порах, ознакомился с основами православной веры. Данные беседы, как правило, с желающими креститься проводит либо священнослужитель храма, в котором будет проходить крещение, либо преподаватель местной воскресной школы.
Обязательным условием перед крещением является ознакомление человека с основными текстами и молитвами Православной Церкви. Так, крещаемый должен выучить наизусть Символ Веры
— текст, в котором кратко изложено церковное вероучение. Этот Символ был составлен отцами Церкви еще в первых веках христианства и дошел до нас без изменений, вносить которые в него категорически запрещено. Помимо этого, желательно, чтобы человек также выучил наизусть одни из главных христианских молитв: «Отче наш», которая дана нам Самим Господом Иисусом Христом, а также «Богородице Дево, радуйся», в которой прославляется Матерь Божия.
Перед принятием крещения необходимо ознакомиться с основами христианской нравственности, а также такими понятиями как добродетель, зло, грех, страсти.
Как свидетельствует церковный опыт, в дни подготовки к принятию крещения человек должен быть готов к некоторым соблазнам. Так, например, на него могут находить приступы лени, расслабленности, раздражения, печали и прочее. Все это необходимо достойно перенести, так как по учению Церкви в это время на человека под видом всех этих чувств могут воздействовать падшие духи злобы, желающие отвратить его от важнейшего шага в его жизни.
В дни перед принятием Таинства человек должен по возможности максимально отстраниться от соблазнов внешнего мира, и, наоборот, углубиться в свой внутренний, духовный мир. Непосредственно перед крещением желательно соблюдать телесный и духовный пост в течение трех дней, в том числе и для тех, кто живет в браке. В день принятия Таинства Крещения с утра не следует есть, пить (для курящих — курить). В храм необходимо прийти пораньше, не опаздывая, в чистой и приличной для храма одежде. Для мужчин это — рубашка, брюки, пиджак, а для женщин — платье с приличным по длине подолом, кофта с юбкой, обязательно — платок на голову. Желательно также, чтобы в храме женщина была без ярких украшений и косметики. Необходимо отметить, что в те дни, когда женщина проходит естественный физиологический месячный цикл, она не может приступить к Таинству Крещения.
О крещаемых
По сложившейся в Православной Церкви традиции к Таинству Крещения допускаются абсолютно все люди, в том числе и дети, начиная со младенческого возраста. Более того, именно Православная Церковь, в отличие от других христианских конфессий, настаивает на том, чтобы Таинство Крещения совершалось уже над младенцем.
Это вызвано тем, что ребенок — это уже живой человек, творение Божие, который также имеет право быть полноценным членом Церкви Господа Иисуса Христа. Также это делается для того, чтобы избежать той трагической ситуации, когда ребенок может умереть (по различным причинам), так и не получив крещения.
Как в раннехристианский период, так и ныне Православная Церковь не разделяет людей на категории, она допускает к Таинству Крещения всех — и здоровых, и недужных; и женщин и мужчин; молодых и старых.
Главное условие, которое требуется от человека — это осознание своего выбора, свободное желание стать членом Церкви, а также знание основных христианских вероучительных истин.
Крестные родители
По церковной традиции в качестве крестных выбирается верующий человек, православный по вероисповеданию. Крестных родителей может быть два, а может и один. Если крестный один, то, как правило, он того же пола, что и крещаемый. Если крестных двое — это мужчина и женщина.
В самом крайнем случае крестным может стать священник, если других восприемников так и не нашли. Родители ребенка могут присутствовать при совершении Таинства, но над матерью тогда должна быть обязательно прочитана молитва 40-го дня.
Есть категории людей, которые по канонам Церкви не могут быть крестными — это монахи (монахини), родители для собственных детей, лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста), некрещеные, несовершеннолетние, душевнобольные (с психическими заболеваниями), лица в нетрезвом состоянии.
Когда родители выбирают будущих восприемников для своего ребенка, прежде всего они должны обратить внимание не на социальный статус человека, а на его моральные, духовно-нравственные качества. Ведь помимо участия в Таинстве главной задачей крестных является воспитание своего крестника в православной вере. По учению Церкви крестные родители будут отвечать за свои дела по воспитанию крестника перед Самим Господом Богом. Проще говоря, они будут отвечать за то, каким христианином выросло их духовное чадо.
Об истории Таинства Крещения и его основных этапах будет сказано в соответствующей части работы.