Цвет одежды буддийских монахов — что он означает?

Швейное дело – традиционное занятие в монастырях. По Церковному преданию, Сама Богородица была искусной швеей, поэтому неудивительно, что ремесло это так полюбилось монахам. Наша обитель – не исключение. Одной из первых мастерских, которые появились во Введенском монастыре, была пошивочная. Монастырская семья быстро росла, сестры нуждались в монашеской одежде, поэтому швеям нужно было шить не только для церковных, но и для бытовых нужд. Когда в монастыре стало больше священников, сестры начали шить богослужебную одежду. Сейчас, спустя 24 года со дня основания обители, в монастыре устроены три швейные мастерские. Первая мастерская – ризничная занимается пошивом священнических облачений: фелоней, подризников, епитрахилей, поручей, поясов, палиц, набедренников, а также церковных облачений на престол и жертвенник. Изготавливаются закладки для богослужебных книг и мешочки для просфор. Во второй мастерской – пошивочной сестры изготавливают монашескую одежду: шьют мантии, власяницы, рясы, подрясники, пояса, камилавки, апостольники, платки. Также здесь изготавливают священнические рясы и подрясники. В вышивальной мастерской – вышивают параманы, закладки, воздухи. Великий пост, по традиции, время совершения монашеских постригов. Для сестер, которые несут послушание в пошивочной мастерской – это самое «горячее время». Не удивительно, ведь для каждой постригаемой сестры необходимо подготовить полный набор облачений начиная от обуви до креста и четок. Все части монашеского облачения имеют свою символику, по сути, одежда монаха – это одежда воина, воина Христова; подобно воину, идущему на поле битвы, каждый монах получает своего рода доспехи, которые помогут ему защититься от стрел невидимого врага. Часто спрашивают: почему монашеские одежды черного цвета? На это святые отцы отвечают так: «Священнейший образ монашеский… называется также одеждою покаяния, как (образ жизни) скорбной, смиренной и самоуничиженной, не терпящей излишеств и чуждой всякого человеческого пристрастия, не только не увлекающейся никакими мирскими помыслами, и словами, и делами, но и отрешающейся, и бегущей от мирских забот… Потому-то и темны одежды монаха, что помнит он о смерти и о вечном плаче, живет не здешней жизнью, но жаждет иной — нетленной жизни, к которой и стремится усильно» (святитель Симеон Фессалоникийский). Есть еще такое объяснение черного цвета монашеских одежд: черный цвет – отсутствие цвета как такового, цвет вне цветового спектра, вне страсти, к покою в Боге стремятся иноки, «черницы», оставившие в этом мире все, в том числе и цвет. В чине монашеского пострига каждая деталь монашеского облачения описывается как деталь воинского облачения, как одежда вневременной жизни и в тоже время, как одежда подвизающегося на пути духовного подвига. Сначала постригаемого одевают во власяницу – «одежду добровольной нищеты, нестяжательности и терпения всяких скорбей и притеснений» — нижнюю длинную рубашку из грубого полотна или хитон. В древности власяница была цельнотканой из грубого верблюжьего волоса и при одевании причиняла иноку боль, напоминая о необходимости безропотного несения скорбей. На власяницу надевается параман – четырехугольный плат с крестом и изображением орудий страдания Спасителя «в обручение ангельского образа, для непрестанной памяти о взятии на себя благого ига Христова, о ношении Его легкого бремени и для обуздания и связывания всех плотских похотей /…/ для постоянного воспоминания о страдании, уничижении, оплевании, поношении, ранах, заушений, распятии и смерти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел ради нас, чтобы и нам по мере сил стремиться в этом подражать Ему».

Затем следует подрясник – длинная одежда с рукавами – одежда не только монаха, инока, послушника, но и любого священника, в том числе и женатого (у последнего подрясник может быть синего, серого, коричневого, белого цвета). Каждый носящий подрясник обязательно подпоясывается. У монаха особый пояс: высокий, несколько раз простроченный, с завязками сбоку. Препоясывание имеет особое значение – обуздание чресел, умерщвление тела, о чем и говорится в чине пострига: «препоясывает свои чресла силою истины для умерщвления тела и обновления духа и в непрестанное наблюдение за собою». По словам преподобного аввы Дорофея пояс – символ готовности к духовному деланию, к духовной борьбе – подобно тому, как прежде было не принято работать «спустя рукава», не засучив их, так и невозможно работать, подвизаться неопоясанным. «Одеждой духовного веселия и радости, чтобы отвергать и побеждать все скорби и искушения, постигающие по действию бесов, плоти и мира, и всегда во Христе радоваться и веселиться» именуется в чине пострига ряса – одеяние с запахом, расширяющееся книзу, с длинными рукавами, закрывающими кончики пальцев рук. Мантия – длинная накидка, «плащ» с 40 складками на спине и застежкой на вороте — называется «одеждой спасения и броней правды, чтобы уклоняться от всякой неправды и всеми силами отказываться от рассуждений собственного разума и от своевольных желаний, чтобы всегда размышлять о смерти, быть распятым для мира, мертвым для всякого злого дела и всегда живым для всякого ревностного служения Христу». Мантия полностью покрывает тело монаха, под мантией оказываются скрытыми и подрясник, и ряса, а сама длина мантии может значительно превышать рост постригаемого до 40 см. Развевающая за идущим монахом мантия напоминает крылья ангела – одна из причин того, что постриг именуется облечением в «ангельский образ». Клобук именуется «шлемом спасения и непостыдной надежды», а апостольник для монахинь — «покрывало смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты». Каждый постригаемый обувается в сандалии, «чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело». Все иноки получают четки, крест и свечу; четки – «меч духовный», «который есть слово Божие», чтобы постоянно «пребывать в Иисусовой молитве, всегда иметь в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного»; «щит веры — крест Христов», которым угашаются «разженные стрелы лукавого» по слову Спасителя: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16; 24); свеча -напоминание о том, что «отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5; 16). Постригаемых в великую схиму облачают в особые схимнические одежды – аналав (крестообразно расположенное на плечах монаха изображение креста, » чтобы следовать за Владыкой Христом, всегда помнить Ею добровольно перенесенные ради нас страдания и смерть и стараться усердно, насколько возможно, подражать Ему») и куколь (остроконечная шапочка, расшитая крестами, похожая на детский капор – символ детского незлобия: «куколь незлобия, шлем спасительной надежды для пребывания в молчании, в духовном размышлении и в тщательном к себе внимании»). видеозарисовка

Диакон

Это самый низший чин священнослужителя. Диаконы не имеют права самостоятельно совершать таинства и богослужения, но они помогают епископам или священникам.

Облачения священнослужителей-диаконов, проводящих богослужение, состоят из стихаря, орари и поручи.

Стихарь представляет собой длинную одежду, не имеющую сзади и спереди разрезов. Для головы проделано специальное отверстие. Стихарь имеет широкие рукава. Эта одежда считается символом чистоты души. Такое облачение присуще не только диаконам. Стихарь могут носить и псаломщики, и те миряне, которые просто регулярно прислуживают в храме.

Орарь представлен в виде широкой ленты, как правило, выполненной из такой же ткани, что и стихарь. Это одеяние является символом Божьей благодати, которую диакон обрел в Священнотаинстве. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря. Его могут надевать также иеродиаконы, архидиаконы и протодиаконы.

В облачение священника входят также поручи, предназначенные для стягивания рукавов стихаря. Выглядят они как зауженные нарукавники. Этот атрибут символизирует веревки, которыми были обвиты руки Иисуса Христа, когда Его распяли на кресте. Как правило, поручи выполнены из той же ткани, что и стихарь. На них также изображаются кресты.

Подрясник (подризник)

Подрясник – это своеобразный стихарь. Считается, что подрясник и рясу носил Иисус Христос. Такие одеяния – символ отрешенности от мира. Монахи в древней церкви носили такую почти нищенскую одежду. Со временем она вошла в обиход и всего духовенства. Подрясник – это длинное, до пят мужское платье с узкими рукавами. Как правило, цвет у него либо белый, либо желтый. Подрясник архиерея имеет специальные ленты (гамматы), которыми стягиваются рукава в районе запястья. Это символизирует ручьи крови, льющиеся из продырявленных рук Спасителя. Считается, что именно в таком хитоне всегда ходил по земле Христос.

Тхеравада

Традиция тхеравады простирается на территории Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки. Расцветки здесь многообразны – от оранжевого, желтого и горчичного до коричневого и бордового.

В Мьянме больше всего распространен бордовый цвет, который иногда достигает баклажанного тона. Считается, что это означает смирение и готовность полностью отдаться вере.

Таиланд чаще всего пестрит желтым и оранжевым, которые несут в себе хорошую энергию и символизируют полную покорность Будде.

Наблюдается такая закономерность, что монахи в поселениях – деревнях, селах, городах – чаще всего облачены в кашаи желтого и оранжевого цвета, а послушники лесных монастырей – в цвета темнее.

Епитрахиль

Епитрахилью называют длинную ленту, которую наматывают на шею. Оба ее конца должны спускаться вниз. Это символ двойной благодати, которая предоставляется священнику для проведения богослужений и священных таинств. Епитрахиль надевают поверх подрясника или рясы. Это обязательный атрибут, без которого священники или архиереи не имеют права проводить священные обряды. На каждой епитрахили должно быть нашито семь крестов. В порядке расположения крестов на епитрахили также заложен определенный смысл. На каждой половине, которая спускается вниз, расположено по три креста, которые символизируют количество таинств, совершаемых священником. Один находится посредине, то есть на шее. Это символ того, что епископ передал священнику благословение совершать таинство. Также это указывает на то, что служитель взял на себя бремя служить Христу. Можно заметить, что облачение священника – это не просто одежда, а целая символика. Поверх подрясника и епитрахили надевается пояс, который символизирует полотенце Иисуса Христа. Он носил его на поясе и использовал при омовении ног своих учеников на Тайной Вечере.

Чины монашествующих

Послушник (ца)

– человек, живущий в монастыре, подчинившийся его уставам, принявший решение стать монахом, но еще не прошедший постриг. При посвящении в послушники читается особая молитва. Послушники ходят в подряснике с поясом, послушницы – в подряснике и платке, повязанном на лоб. Иногда послушникам благословляется ношение скуфьи, а послушницам – апостольника
.
Рясофорный послушник

– следующая степень приближения к монашескому постригу. Находящийся на ней носит рясу, женщины – апостольник, мужчины – скуфью. При посвящении в рясофор читается особая молитва.

Инок

– человек, прошедший первый – малый – постриг. К облачению добавляется клобук с наметкой. В знак отречения от мира и оставления прежней жизни при иноческом постриге иногда дают новое имя.

Монах

– полная степень монашеского пострижения. При постриге в монашество (малую схиму, мантию) приносятся обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Как правило, в знак рождения в новую жизнь, при монашеском постриге дается новое имя (или при оставлении прежнего имени дается новый небесным покровитель с тем же именем. То есть, например, в миру женщину звали Марией в честь равноапостольной Марии Магдалины, а в монашестве ее покровительницей стала прп. Мария Египетская). К облачению добавляются
параман
с параманным крестом и
мантия
.

Схимонах

– постриг в великую схиму это максимальная степень отречения от мира. Постригаемому вновь меняют имя. На великосхимника возлагается параман с многокрестием и
аналав
, украшенный изображениями Креста Господня и орудий страданий Спасителя. Клобук заменяется на куколь. Также схимники носят особую
скуфью с
вышитыми на ней
херувимами
.

Ряса

В некоторых источниках ряса называется ризой или фелонью. Это верхняя одежда священника. Ряса выглядит как длинное широкое платье без рукавов. В ней имеется отверстие для головы и большой вырез спереди, который практически достигает пояса. Это позволяет священнику свободно двигать руками во время совершения таинства. Оплечья ряса жесткие и высокие. Верхний край сзади напоминает треугольник или трапецию, которая находится над плечами священника.

Ряса символизирует багряницу. Еще ее называют одеждой истины. Считается, что именно ее носил Христос. Поверх рясы священнослужитель носит наперсный крест.

Набедренник является символом духовного меча. Его выдают священнослужителям за особые усердия и продолжительную службу. Надевается он на правое бедро в виде ленты, переброшенной через плечо и свободно опускающейся вниз.

Поверх рясы священник также надевает наперсный крест.

Виды ряс

В зависимости от покроя различают 4 вида ряс:

  1. русская;
  2. греческая;
  3. полурусская;
  4. полугреческая.

Русская ряса посажена по плечам, имеет приталенный силуэт. Различают два типа русской рясы: киевская и московская. Киевская ряса приталена лишь по бокам, а московская — с боков и со спины. Рукава русской рясы расширяются книзу, застежка прямая, встык.

Греческая ряса имеет свободный крой, воротник-стойку, и застегивается у ворота и на груди. Рукава в греческой рясе расширены от плеча.

Зимние рясы утеплены, для их пошива используют пальтовые ткани. Они преимущественно русского типа, с шалевым воротником, отороченным мехом или бархатом.

Саккос

Это одеяние носили еще в древнеиудейской среде. В то время саккос производился из самого грубого материала и считался одеждой, которую носили в скорби, покаянии и посте. Саккос выглядел как кусок грубой ткани с вырезом для головы, полностью покрывающий спереди и сзади. По бокам ткань не сшивается, рукава широкие, но короткие. Через саккос проглядывают епитрахиль и подрясник.

В XV веке саккосы носили исключительно митрополиты. С момента утверждения патриаршества в России их начали носить и патриархи. Что же касается духовной символики, то это одеяние, так же, как и ряса, символизирует багряницу Иисуса Христа.

Палица

Облачение священника (архиерея) неполноценно без палицы. Это плат, по форме напоминающий ромб. Его привешивают за один угол на левое бедро поверх саккоса. Так же, как и набедренник, палица считается символом духовного меча. Это Божье слово, которое всегда должно быть на устах у служителя. Это более значимый атрибут, нежели набедренник, так как он символизирует еще и небольшой отрез полотенца, которое использовал Спаситель для омовения ног своим ученикам.

До конца XVI века в Русской православной церкви палица служила атрибутом только епископов. Но с XVIII века ее начали выдавать в качестве награды архимандритам. Богослужебное облачение архиерея символизирует семь выполняемых таинств.

Панагия и омофор

Омофором называют длинную ленту ткани, украшенную крестами.

Его надевают на плечи так, чтобы один конец спускался спереди, а другой — сзади. Архиерей не может совершать службы без омофора. Носится он поверх саккоса. Символично омофор представляет овцу, которая заблудилась. Добрый пастырь принес ее в дом на своих руках. В широком смысле это означает спасение Иисусом Христом всего человеческого рода. Архиерей, облаченный в омофор, олицетворяет Спасителя Пастыря, который спасает заблудших овец и на своих руках приносит их в дом Господа.

Поверх саккоса также надевается панагия.

Это круглый значок, обрамленный цветными камнями, на котором изображен Иисус Христос или Божья Матерь.

К облачению епископа можно также отнести орлец. Коврик, на котором изображается орел, подкладывается под ноги епископу во время службы. Символично орлец говорит о том, что епископ должен отречься от земного и возвысится к небесному. Архиерей должен повсюду становиться на орлец, таким образом всегда находясь на орле. Другими словами, орел постоянно носит на себе архиерея.

Также во время богослужения епископы используют жезл (посох), символизирующий высшую пастырскую власть. Жезлом также пользуются архимандриты. В этом случае посох указывает на то, что они являются настоятелями монастырей.

Глава 3. Материал, цвет и форма

Иероним в своем письме со словами утешения после кончины Павлы наставляет Пахомия345: «то, что ты среди первых, и первый из рода патрициев, принял монашество, должно быть для тебя поводом не для превознесения, но для уничижения. Ты же знаешь, что Сын Божий стал Сыном Человеческим. Сколь бы ты сам ни уничижался, смиреннее Христа ты не станешь. Может быть так, что ты идешь пешком, одетый в темную (fusca) тунику, а тебя считают бедняком… Но твои Евстахий и Павла превосходят тебя».

Аселле Иероним жалуется346: «мы не носим шелковых одеяний, поэтому и называемся монахами; если наша туника не белая, то тут же отовсюду слышится: это обманщик, это грек!» То есть в Риме греческие философы узнавались по их черной накидке. Именно поэтому первые монахи также насмешливо назывались «Graeculi».

Некоторые мнимые аскеты хотели верить, что надев темную накидку, можно сойти за монаха. От таких Иероним предостерегает в послании к Рустику347: «Ты же сам видишь тех, кто, препоясав чресла, носят темную (pulla) тунику и длинную бороду. Они не отказываются от женщин, живут с ними под одной крышей, вместе ходят на трапезу, юные служанки им прислуживают, – и, не называя это браком, все относится именно к нему».

Похожим образом от этой «черной опасности» он предостерегает Евстохию. «Избегай также и мужчин», пишет он ей, «если видишь, что они скованы одной цепью; против предписания апостола они отращивают волосы как бабы, носят козлиную бородку и черную накидку и даже в холодное время ходят босиком. Все это – лишь средства дьявольского обмана…»348.

Как и мужчины женщины-аскеты из круга знакомых Иеронима также носили вещи темного цвета. Так, Аселла, «не говоря об этом родным, продала нашейное золотое украшение и надела темную (fusciorem) тунику»349. К оплакивающей супруга Сальвине Иероним обращается со словами утешения350: «в могиле твоего мужа ты сопогребла всякое влечение, пурпур и косметика, покрывавшие твое лицо, смыты у его одра. Ты надела темную тунику и черную обувь вместо белого платья и позолоченных сапожек. Тебе не хватает одного – ты должна быть стойкой». О двух галльских монахинях, которые вели себя возмутительно, этот защитник аскетической строгости пишет351: «Даже бедная и темная одежда есть знак безмолвной души».

Об одеждах монахов и монахинь Иероним пишет, что они были темного цвета, темными и черными. При этом он использует выражения «vestis pulla» или «fusca». Окончательному выводу о собственном смысле и значении этих слов еще должно предшествовать отдельное исследование. Судя по всему, здесь имеются в виду скорее коричневый или серовато-черный цвет, а не собственно черный. Для цели нашей работы вполне достаточно пока использовать уже указанное общее значение – «темного цвета». Важно при этом не забывать, что Иероним почти не употребляет выражение «vestis atra» или «nigra». Можно заключить, что известные ему монашеские одежды не были совершенно черного цвета, но лишь темными, возможно несколько коричневатыми.

В других западных источниках, тоже очень редко, встречаются выражения, которые предполагают наличие темной или черной одежды у тех, кто совершает богослужение. Иероним остается свидетелем для Рима и Италии, а также для Галлии. В своей книжке «О рукоделиях монахов» Августин352 выражает желание, «чтобы Африка стала черной как и другие земли», то есть чтобы в ней было как можно больше монахов. В своем письме к Экдиции он упоминает черное платье как монашеское353. В приписанной ему проповеди «Ad Fratres in Eremo»354 известна символика черного монашеского одеяния – память о смерти, и она предполагается как общеизвестная. При этом для обозначения цвета платья Августин использует слова fusca и nigella, не различая их по значению, из чего можно сделать вывод, что оба они подчеркивают скорее темноцветное, а не собственно черное.

В «Благословении одежды» (Benedictio vestis) дев, приписанной Григорию Великому Liber sacramentorum, встречается замечание: «а внешне они должны носить черные платья»355. Это, судя по всему, означает: в глазах других, или всякий раз при контакте с внешним миром они должны одевать черное. Значит ли это, что автор считает, что дома или на клиросе они носили вещи другого цвета?

Согласно Пенитенциалу Феодора (Теодора) Кентерберийского356 женщины (в том числе и монахини), которые носят черный плат, могут «принимать священную Жертву». Это краткое замечание, имеющее значение и для истории литургии, свидетельствует также о том, что в Британии у монахинь эта часть одежды была черного цвета.

Сколь бы широко ношение черного или темного платья ни упоминалось и в других западных источниках, можно с уверенностью заключить, что это не было общим обычаем. Именно поэтому Кесарий Арелатский подчеркнуто запрещает своим монахиням носить «черное или яркое облачение»357. Венедикт Нурсийский, как и другие авторы монашеских правил, просит358 монахинь не заботиться о цвете или о грубости материала, из которого шили одежды, но придерживаться местных обычаев и традиций. Очевидно, что черное облачение предписывается, как минимум, не везде.

Темное или черное платье, судя по всему, получило распространение среди монахов уже очень рано. Многочисленные следы этого можно обнаружить и на Востоке, у авторов и отцов в самых разных землях. Так, в Константинополе монахи после изгнания св. Иоанна Златоуста, их законного епископа, захватили церковь. За этим, как сообщает (историк) Зосим359, на них последовали гонения, в ходе которых погибли все «имевшие черные одежды». Очевидно, что черное было знаком принадлежности к монахам. Черный паллий нередко упоминается как греческими, так и восточными авторами360. Согласно Ливанию (ум. в 393 г. в Константинополе), черная или темная одежда была настолько характерной для монахов, что он и называет их просто µελανε ιµονοῦντες361.

Григорий Нисский, защищая монахов от клеветников, завистников и мнимых последователей пишет об их одеяния362: «Под поясом спускается туника, красивая черная одежда достигает лодыжек». Свидетельство о черной женской одежде из той же области: тело умершей Макрины, принявшей монашество сестры Григория, вместо светлой одежды облачили в темный паллий ее матери363.

Евнапий Сардский (ок. 400) жалуется на монахов из своего окружения: «в то время каждый, кто носил черное одеяние и не находил ниже своего достоинства показаться публично в грязной одежде, оставлял отталкивающее впечатление». Соблюдение благопристойности, таким образом, считалось высокой добродетелью364. В другом месте365 он уже ясно говорит о том, что монахи носили темные одежды, возможно паллии.

В Палестине, как и в Византии и Малой Азии, черная монашеская одежда вошла в употребление получила распространение. Так, Евфимий Великий, один из основателей монашеского пустынножительства (лавры) в Палестине, выходит помочь молящемуся бесноватому «в ярком свете … строгий внешне … небольшой, с длинной, развивающейся бородой, в черной одежде, с посохом в руке»366. Согласно Илии Критскому, монахи окончательно отличались от языческих философов своим черным паллием367, что для его окружения было особенно важным фактом, так как обычно именно по причине черных одежд монахов принимали за философов. Таким образом, во всем Восточном Средиземноморье, от Константинополя через Сирию, Палестину и вплоть до Египта, имеются свидетельства о черной одежде монахов.

То, что черное одеяние было известно и в восточном сирийском монашестве, показывает Собор константинопольского патриарха Акакия в феврале 486 г. Судя по всему, это первый Собор, на котором упоминаются монахи. Во 2-м каноне говорится о лжецах, одевающихся ради обмана в черное и своим внешним видом соблазняющих простодушных; канон устанавливает368, что монахам отныне нельзя жить в городах и деревнях, где совершается литургия и крещение, они должны жить какое-то время в пустыне под присмотром епископов и пастырей, чтобы простые жители провинций не попадали под влияние тех, кто только внешне и с недостойными целями надевают монашеские одежды.

В персидском монашестве черная одежда также хорошо известна369.

Несколько источников свидетельствуют о черном монашеском одеянии в Египте: в небольших сохранившихся фрагментах папирусов «Александрийской хроники» (ок. 412 г.), согласно А. Бауэру и Й. Стржиговскому370, встречаются «метающие камни монахи», которые разрушили Серапейон. «На иллюстрациях в отличие от остальных, пестро одетых фигур», говорится в книге, «христиане, штурмующие Серапейон (один, подняв правую руку, метает камень), одеты в темное». Это осторожное толкование Бауэра Стржиговский понимает как прямое указание на монахов. Анализ иллюстраций хотя и позволяет допустить осознанный выбор темного облачения, но видно, что есть и другие цвета. Передача цветов в издании, как отмечает сам издатель в предисловии, здесь может быть не совсем достоверной. Оригинал, к сожалению, остался пока недоступным.

До нас дошли, однако, и другие свидетельства, более ясно говорящие о черных одеждах и у египетских монахов. Так, епископ Птолемаиды Синесий пишет монаху Иоанну371: тот «Ган наставил тебя, таким образом, в монашеской жизни… Он также говорит, что ты поверх всего облачен в темный паллий. Он ничем не лучше белого. Ибо он предназначен для совершенно светлой личности… Если ты выбрал черный цвет, потому что следуешь тем, кто уже раньше надел его, то я могу только вознести хвалу всему, что принято по воле Божией». В другом месте Синесий упоминает и темную лацерну372.

В житии мучеников Галактиона и Епистимии говорится373: «Он называет подобными ангелам тех, кто одет в черный паллий, тех, кто отверг мир и все мирское, хранит девство и стремится в жизни уподобиться Христу». В другом месте этого жития Метафраст упоминает монашеский хор, «благочестиво одетый в черное»374.

Наконец, Regula tertia patrum, приписываемое первым египетским отцам, содержит правило375: «Игумен обязан заботится об обеспечении братьев необходимыми вещами, так чтобы они выглядели как монахи. Они не должны быть одеты в разные цвета. При приобретении кукулей нужно обращать внимание на то, чтобы они все были черными. Так, по нашему мнению, должно быть». Похожие определения могли способствовать тому, что на Востоке черная или темная одежда рассматривалась часто как статусная, указывающая на монашеский чин. В том, что касается цвета иноческих одежд, то Афанасий, например, пишет: «пусть твоя одежда будет черной»376. Однако, как показано выше, не все наставники и основатели монастырей придерживались такого мнения.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Что за «цилиндры» носят на голове православные священники?

Православные священники отличаются от мирян не только образом жизни и мировоззрением, но и особым одеянием. Самый необычный элемент их одежды – головной убор, похожий на «цилиндр». Как называется этот «цилиндр»?
Одеяние священнослужителей разных религий сильно отличается друг от друга. Буддийские монахи носят оранжевую тогу-зэк, мусульманские муллы надевают халаты, раввины не чураются строгих пиджаков. У православных священников свой «дресс-код». Самый странный его элемент – головной убор, напоминающий цилиндр. Давайте выясним, как называется этот необычный головной убор.

Камилавка
– так называется этот необычный головной убор православных священников. Он представляет собой расширяющийся кверху высокий цилиндр без полей.

Носят камилавку представители почти всех православных церквей. Особенно она популярна у греческих священников.

Священнослужители РПЦ покрывают голову камилавками чёрного или фиолетового цветов. Чёрные предназначены для иеродиаконов, а фиолетовые – для представителей белого духовенства: всех не монахов.

Не стоит путать камилавку с клобуком. Клобук – это почти та же камилавка, но с намёткой.

Клобук гораздо более распространён в среде священнослужителей, нежели камилавка. Его носят как обычные монахи, так и архиепископы и епископы.

Каждый элемент одеяния священнослужителей имеет сакральное значение. Камилавка в этом смысле не исключение. Согласно популярной трактовке, она означает терновый венец Иисуса Христа, которым покрыли его голову палачи, когда вели Спасителя на Голгофу.

Камилавка получила распространение в среде русского духовенства в 17-ом веке. Предположительно, она появилась с лёгкой руки патриарха Никона во время его знаменитых реформ. Камилавка отчасти вытеснила скуфью – самый распространённый до той поры головной убор русских священнослужителей.

Источник

Одеяния для повседневного ношения

Повседневные облачения также символичны. Основные – ряса и подрясник. Служители, ведущие монашеский образ жизни, должны носить черный подрясник. Остальные же могут облачаться в подрясник коричневого, темно-синего, серого или белого цветов. Подрясники могут быть изо льна, шерсти, сукна, сатина, чесучи, иногда из шелка.

Чаще всего ряса выполнена в черном цвете. Реже встречаются белые, кремовые, серые, коричневые и темно-синие. Подрясник и ряса могут иметь подкладку. В обиходе бывают рясы, напоминающие пальто. Они дополнены бархатом или мехом на воротнике. Для зимы шьют рясы на теплой подкладке.

В рясе священник должен проводить все богослужения, за исключением литургии. Во время литургии и других особых моментов, когда Устав заставляет священнослужителя облачаться в полное богослужебное одеяние, священник снимает ее. На подрясник в этом случае он надевает ризу. Во время службы на диаконе также надета ряса, поверх которой надевается стихарь. Епископ поверх нее обязан носить различные ризы. В исключительных случаях на некоторых молебнах епископ может проводить службу в рясе с мантией, на которую надевается епитрахиль. Такая одежда священника – обязательная основа богослужебного облачения.

Дзен

Дзен, а точнее Сото-дзен, охватил дальневосточный регион – китайские, корейские, японские земли.

Китайские монахи предпочитают темный: черный, коричневый, серый – что говорит о готовности свято чтить все традиции. Желтый цвет в этих широтах был сразу отвергнут, ведь он ассоциируется с властью императора.

В Японии отдают предпочтение черному, особенно в тандеме с белым. А корейские послушники облачены в серый верх с бордовой накидкой – признак самоотверженного послушания и рьяного служения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]