5 известных русских монахов, подвизавшихся на Афоне

От Валаама до ближайшего берега — больше 20 километров. Климат тут суровый: даже в самые жаркие летние месяцы температура редко поднимается выше 20 градусов, зимой же стоит жуткий холод, с огромного Ладожского озера задувает ветер. Вообще, Валаам — это лишь верхушка, самый большой остров архипелага, который уходит вглубь озера. Вокруг острова, населённого монахами, ещё около 50 островков поменьше.


Современный вид на Валаам. (valaam.spb.ru)

Добраться до Валаама совсем непросто, жить там — ещё тяжелее. Несмотря на это, первые поселения здесь, согласно преданиям, появились ещё в 10-м веке: источников, которые бы подтверждали это наверняка, не сохранилось, но считается, что на острове уже тогда располагался греческий монастырь. Летописец Нестор в «Повести временных лет» даже утверждал, что первый крест на Валааме воздвиг сам святой Андрей Первозванный. Других письменных свидетельств, которые пролили бы свет на древнюю историю острова, попросту не сохранилось.

Сергий и Герман Валаамские

Когда в точности был основан Валаамский монастырь — тоже неизвестно. Иногда, руководствуясь опять же старинными преданиями, его строительство относят то к 10-му, то к 12-му веку. Достоверно же известно, что к началу 15-го века православный монастырь уже существовал. В древности, ещё до прихода христиан, остров облюбовали язычники: есть даже версия, согласно которой финское название «Валамо» расшифровывается как «Земля Велеса».

Основателями монастыря считаются святые Сергий и Герман. Предположительно, они были греками, попавшими на просторы Руси во время правления княгини Ольги. Среди исследователей также бытует мнение, что Сергий мог быть спутником Андрея Первозванного, поскольку Господь, как считается, традиционно посылал апостолов на служение по двое. Как бы то ни было, мощи Сергия и Германа до сих пор хранятся на Валааме «под спудом», то есть в специальном хранилище.


«Вид Валаама», Иван Шишкин. (Wikimedia Commons)

С момента появления на Валааме православного монастыря в эти северные земли, чтобы дать обет послушания, начали съезжаться люди из самых дальних городов. Кто именно в те давние времена жил на острове, доподлинно неизвестно, но историки предполагают, что в монастыре уже тогда был игумен и братия. Пострижеником обители стал, как утверждается, и святой Авраамий Ростовский, основавший впоследствии Богоявленский монастырь. В одной из редакций жития Авраамия Ростовского говорится, что он жил на Валааме ещё в 10-м веке. Именно благодаря этому упоминанию большое распространение получило предположение о том, что православные монахи заселили остров и основали свою обитель во время Крещения Руси.

Против иноземцев

Одной из самых ярких страниц военной истории русского монашества стали события 1581 года, описанные в «Повести о Псково-Печёрском монастыре». Инокам пришлось сражаться с воинами польского короля Стефана Батория, который осаждал Псков. Примечательно, что монахи первыми напали на литовский отряд, сопровождавший телеги с награбленным имуществом и пленными. «Когда достигли они Печёрского монастыря, тогда монастырские люди устремились на них и прогнали; имущество же их все отняли и привезли в монастырь», — рассказывал летописец. Аналогичную вылазку насельники монастыря повторили и на другой день, причём среди захваченных трофеев был даже живой верблюд. Узнав, что в Псково-Печёрской обители содержатся в плену больше 30 поляков, венгров и немцев, король 29 октября послал к его стенам войско под командованием воевод Кетлера и Фаренсбаха. С русской стороны обороной руководил ратный командир Юрий Нечаев. Иноземцам удалось пробить крепостную стену и ворваться внутрь обители. Священники, иноки и «простые люди» монастыря (трудники и местные поселяне), сотворив молебен иконе Успения Пречистой Богородицы, «стали, как гора Сион, нерушимо». Бой продолжался целый день, и в итоге польско-венгерскому отряду пришлось отступить. Воеводу Кетлера монахи пленили, а Фаренсбах был ранен. Не удалось взять обитель и присланному королём военачальнику Борнелиссу (Бурнамиссу). За время вражеских приступов монастырь потерял убитыми и ранеными более 40 человек. Для иностранцев участие монахов в войне было чем-то необычным. Великий коронный гетман Ян Замойский, посланный Стефаном Баторием на переговоры, писал псково-печёрскому настоятелю Тихону, что его монахи, «забыв о своём иночестве, храм Господень и место святое кровью залили». Однако сама братия была уверена, что их дело правое. По преданию, враги видели во время сражения Божью помощь над монастырём — «множество воинов в белых ризах». Снова насельникам Псково-Печёрской обители пришлось сменить чётки на мечи через 30 лет, в эпоху Смутного времени. 27 апреля 1611 года интервенты гетмана Ходкевича обстреляли монастырь из пушек. В отместку иноки и миряне, помолившись, предприняли вылазку на вражеские укрепления, убили несколько поляков и захватили пленных. Согласно тексту «Сказания о нашествии иноплеменников на Псково-Печёрский монастырь», во время осады, продолжавшейся до 11 мая, произошло немало чудес. В период Смуты 15-месячную осаду выдержала и Троице-Сергиева лавра. А вот Иосифо-Волоколамский монастырь не сумел тогда выстоять перед напором врага.

Под натиском шведов

Остров Валаам находился достаточно далеко от любой цивилизации, что должно было, как кажется с первого взгляда, обеспечить местным жителям более-менее безопасное существование. На самом же деле православная обитель не давала покоя шведам: они частенько совершали опустошительные набеги, после которых на острове не оставалось буквально ничего — все постройки в то время, в том числе и сам Троицкий Валаамский монастырь, были деревянными, поэтому нападавшие сжигали всё, что попадалось им на пути. Так, например, в новгородских летописях есть упоминание о том, что мощи основателей монастыря — Сергия и Германа — перевезли в Новгород как раз во время очередного нашествия шведов, которые в середине 12-го века решили ограбить мирную обитель.


«На острове Валааме», Архип Куинджи. (Wikimedia Commons)

Свидетельств о том, как жила обитель много веков назад, практически не сохранилось, но при этом в мирное время между нападениями на острове появляются известные монахи: среди них преподобный Арсений Коневский, основатель Троицкой обители на другом острове Валаамского архипелага отшельник Александр Свирский, инок Савва Соловецкий, основавший впоследствии на одноимённом острове монашество.

Жизнь на Валааме шла своим чередом, но ровно до тех пор, пока на горизонте не появлялись воинственные шведы. В очередной раз они разрушили монастырь в 1578 году, во время преследования православных карел. Тогда шведы убили более 30 старцев и послушников, которые рьяно защищали православную веру. Спустя ещё несколько лет на Валааме случилась другая беда — эпидемия чумы, выкосившая и так не слишком большое население острова.

Недолгое благополучие

В самом конце 16-го века шведы наконец подписали с русскими мирный договор, и тогда царь Фёдор Иоаннович выделил из казны немалые деньги на то, чтобы восстановить монастырь на Валааме. Это время — период расцвета монашества на Валааме. Влияние его было так сильно, что иноки стали основывать скиты не только на самом острове, но и за его пределами — больше десятка появилось на побережье Ладожского озера, близ города Кексгольм, который сейчас называется Приозёрском. Перебравшиеся на «большую землю» приложили немало сил для того, чтобы обратить людей, населявших Северное Приладожье, в православную веру.


«Святой остров», Николай Рерих. (sibro.ru)

Недолго длилась на Валааме безмятежная жизнь: в 1611 году шведы вновь нагрянули и разрушили обитель до основания, а также убили настоятеля и братию, не пожелавших покинуть остров. От былой славы монастыря не осталось и следа. Столбовский мир закрепил эти владения за шведами, которые за небольшое время успели даже построить для себя на острове жилье. Больше чем на век Валаам заняли иноверцы, которые, конечно, не собирались чтить православные традиции.

«Соловецкие монахи настолько освоились с военным

Соловецкий монастырь был не только духовным центром, но и неприступной военной крепостью делом, что нашли возможным просить царя Михаила Фёдоровича не назначать — более в Сумский острог для заведывания и командования монастырскими и «прибылыми стрельцами» особых воевод, а предоставить это дело соловецкому настоятелю с братиею, — писал церковный историк протоиерей Иоанн Сырцов. — В 1637 году последний воевода Тимофей Крапивин сдал соловецкому настоятелю Варфоломею все письменные дела, острожные ключи, весь оружейный снаряд и отправился навсегда в Москву. Теперь соловецкий настоятель стал в буквальном смысле «северный воевода». С 1654 года ввиду шведской угрозы и малочисленности стрельцов инокам самим пришлось учиться ратному искусству. На Соловках появилось письменное военное «расписание», где были распределены обязанности на 425 поставленных «под ружьё» монахов. Старцы со своими подручными были «приписаны» к разным башням с пушками. В результате монахи не только научились владеть оружием, но и «до известной степени усвоили дух военной храбрости и отважности». А учитывая религиозный фанатизм, свойственный многим из них, воины-монахи, не боящиеся смерти, представляли из себя грозную силу. Однако вместо того, чтобы сражаться с иностранцами, вскоре монахи повернули оружие против царских стрельцов. Не приняв реформ патриарха Никона, Соловецкий монастырь восстал, и с 1668 по 1676 год успешно оборонялся против московских войск. Лишь с помощью 10-тысячной рати воеводе Ивану Мещеринову удалось в конце концов взять Соловки. При этом погибли почти все иноки-раскольники — из 700 насельников монастыря выжило лишь 14 человек.

Монархи покровительствуют монахам

Пока Пётр I оттеснял шведов во время Северной войны, некоторые потомки тех, кто жил когда-то на Валааме, мечтали вернуться в разрушенную обитель. Это произошло прямо во время войны, за шесть лет до того, как в 1721 году был подписан мирный договор. Строительство нового монастыря на землях, которые буквально только что отвоевали, началось, судя по всему, по личному указу Петра I. Начинания императора продолжила Елизавета Петровна, которая, в свою очередь, выделила для обустройства обители крупную сумму. Деньги пошли не только на ремонт и постройку новых зданий, но и на приобретение нужной церковной утвари. Все начинания в середине 18-го века погубил сильный пожар. После него Елизавете Петровне пришлось дать почти в десять раз больше денег, чем в прошлый раз, чтобы восстановить монастырь.


Древний Валаам. (valaam.spb.ru)

В истории Валаама больше всего, пожалуй, выделяются два игумена — Назарий и Дамаскин. Оба они сделали всё для того, чтобы монастырь превратился в известнейшую обитель, большой монастырь, который мечтал увидеть едва ли не каждый православный человек. Так, при Назарии на Валааме появился каменный пятиглавый собор, при нем же возникли первые скиты — отдалённые места, где монахи живут небольшими группами. Дамаскин, прозванный впоследствии «строителем Валаама», возвёл новые каменные кельи и даже гостиницу для тех, кто приезжал на остров помолиться. Таких, кстати, было немало — число их доходило до семи-восьми тысяч в год. Паломники из отдалённых городов приезжали на Валаам преимущественно летом, а вот сами жители Приладожья, иногда не имея даже нормальной обуви и теплой одежды, отправлялись зимой прямо по озеру в надежде получить подаяние и пожить несколько дней вблизи монастыря.

В разных местах острова возникали новые часовни и поклонные кресты: богатые люди со всей Российской империи охотно жертвовали деньги на развитие обители. Братия росла, сам Валаамский монастырь считался при этом одним из самых благоустроенных в стране. На острове появился кирпичный, смоляной и кожевенный завод, скотный двор и хлебный амбар. Спокойная и умиротворённая жизнь обители продолжалась до тех пор, пока в России не произошёл политический переворот.

ТОП-10 Русских святых воинов (Часть первая)

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой.

В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией — самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью.

За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

2. Преподобный Илия Муромец

Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников.

Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.

3. Благоверный великий князь Дмитрий Донской

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны — освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига.

Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря.

В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской».

4. Преподобный Александр Пересвет

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника.

Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

5. Преподобный Андрей Ослябя

Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах.

Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть.

До пострижения в монахи — Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

Вторая часть ТОПа

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)79

Незавидная участь

Валаам, центр православия, совершенно неожиданно стал теперь частью Финляндии, которая в 1917 году провозгласила независимость. Всё дело в том, что при царе остров относился именно к Великому княжеству Финляндскому, поэтому его, как и другие территории, пришлось отдать. В это время монастырь, на который финские власти по большому счету не обращали внимания, стал пристанищем для эмигрантов, мечтавших о возрождении той самой «старой России». На территории острова открыли приют для детей из Карелии, службы стали проводить в том числе и на финском языке. Иногда в монастырь приходили — теперь уже не такие многочисленные, как раньше — группы паломников, но не из Советской России, а из Финляндии и Эстонии.


Паломники на Валааме. (pravoslavie.ru)

В преимущественно лютеранской Финляндии Валаам всё равно нашёл своё место, оставаясь важной точкой для всех, кто придерживался православной веры. Советское руководство, развязавшее Зимнюю войну с Финляндией и присоединившее эти земли к СССР, было настроено совершенно по-другому — старцам не оставили никакого выбора. Во время самой войны остров неоднократно бомбили, игумен монастыря даже отмечал в своих записях, что колокола Валаама давно уже не зовут никого на молитву, их звон предвещает лишь очередной налёт аэропланов. Во время военных действий с острова эвакуировали в Финляндию почти всю братию: Валаам опустел, там осталось всего лишь несколько человек, которые должны были следить за хозяйством.

В 1940 году весь Валаамский архипелаг перешёл к Советскому Союзу. Ничуть не медля, военные заняли намоленное место и создали там школу боцманов. Теперь на остров приезжали не паломники, а молодые курсанты. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, монахи в последний раз смогли побывать в своей родной обители. На острове, прямо в монастырских зданиях, открыли Валаамский дом инвалидов, где вплоть до середины 1980-х принимали солдат, пострадавших во время войны.

В императорской армии

Следует также упомянуть о том, что в XVIII веке в русской императорской армии сложился институт военного духовенства. В его состав входили и иеромонахи — принявшие постриг священники. На флоте они стали даже преобладающей категорией иереев, так как не были связаны семьёй и могли участвовать в длительных морских походах. «Чёрное» воинское духовенство существовало в России вплоть до Первой мировой войны. Одни из примеров воинской доблести армейских иеромонахов можно встретить на страницах журнала «Вестник военного и морского духовенства» от 1 октября 1916 года. На фронте в Виленской губернии полковой священник пехотного 276-го Купянского полка иеромонах Анатолий в ночь на 29 июля добровольно отправился в разведку, чтобы своим присутствием ободрять и успокаивать солдат. Однако вблизи проволочных заграждений противника иеромонах был тяжело ранен разрывной пулей в бедро с повреждением кости. За этот подвиг начальство представило отца Анатолия к ордену Святого Владимира 4-й степени. Подводя итоги, трудно не согласиться со словами афонского монаха, игумена Алексия (Просвирнина), который видит в монахах-воинах соединение «воинства мирского» и «воинства духовного» в своих самых высоких проявлениях.

Журнал: Загадки истории №43, октябрь 2021 года Рубрика: Религии мира Автор: Тимур Сагдиев

Метки: Загадки истории, Русь, Отечественная война, православие, Куликовская битва, крепость, монастырь, Дмитрий Донской, Смутное время, оборона, Соловки

  • Назад
  • Вперед

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]