МОНА́ШЕСТВО (от греч. μόνος – один, единый; μοναχός – живущий уединённо), термин, используемый в христианстве и по аналогии с ним употребляемый применительно к ряду др. религий; обозначает особую форму жизни верующих, полностью посвятивших себя следованию по духовному пути ради достижения конечной цели того или иного религ. учения. М. предполагает аскетизм, отречение от мира (отказ от семьи, имущества), послушание духовным наставникам, организацию жизни по особым правилам (см. Монашеские уставы).
Египет – родина монашества
Христианское монашество появилось на границе III и IV веков. Тогда оно стало установленным институтом в Христианской Церкви. Первые христианские монахи появились в Египте и Сирии. Они стали развивать энтузиазм к аскетизму. Самым первым монахом-христианином был Святой Антоний. В мире его считают основателем христианского монашества. Первые монахи были одиночными фигурами. Они стремились к самоизоляции.
Некоторые из них поселялись в гробницах или в заброшенных строениях. Также первые монахи проводили своё время в пещерах и пустынях. Они сражались там против желаний и плоти, а также против хитростей дьявола. Какое-то время спустя в пустынях стало появляться всё больше одиноких монахов-отшельников. Они стали собираться вместе на ежедневные обязательные молитвы. Отшельники вели благочестивый образ жизни, привлекая своей святостью большое количество подражателей и почитателей. Создавались определённые писания об этой жизни. Дух монашества всё больше охватывал христиан. Это было важно для развития Церкви.
Монашество как высшая ступень христианского совершенствования
Цель восхождения христианина одна – таинственная встреча с Богом, вступление в богообщение. Но к этой вершине ведут различные пути: один из них более пологий и длинный – это брак, другой более крутой и короткий – это монашество. Жизнь Предтечи и некоторых апостолов Христовых, а также некоторые эпизоды Евангелий и Павловых посланий говорят о возможности скорейшего достижения этой цели в безбрачии. Да и земное служение Спасителя могло осуществляться только необремененное обыденными семейными заботами. На монашеском постриге читается Евангелие, составленное из двух отрывков, заключающих в себе всю «философию» монашеской жизни: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 10, 37–38; 11, 28–30). Желание «быть совершенным» включает условие – «раздай все имение своё нищим и следуй за Мной» (ср. Мф. 19, 16–22). Каждый христианин призван к добродетельной жизни, но только монаху вменяется в обязанность безраздельное стремление к совершенству. Каждый христианин призван жить по Евангелию, но только монах воплощает евангельский идеал в жизнь наиболее радикальным образом, стремясь во всем подражать Христу. Каждый христианин в крещении дает обет верности Богу, но только монах обещает Богу следовать по пути полного нестяжания, целомудрия и послушания. Каждый христианин призван приносить покаяние, но только для монаха плач должен стать непрекращающимся и ежедневным подвигом. Если семейному человеку Господь заповедует соблюдать целомудрие в браке, не прелюбодействовать и не смотреть на женщин с вожделением, то от монаха Он требует полного одиночества и полного воздержания от супружества. Если мирянину Господь повелевает не накапливать сокровища не земле, но прежде всего заботиться о Царствии Божием, то монах должен вообще отрешиться от всякого земного стяжания, не иметь ничего своего, но все свое и всего себя отдавать Богу. Если мирянину заповедано «не любить мира и того, что в мире», то монах призван полностью отречься от мира и возненавидеть его. Таким образом, монашество предстает как наиболее радикальная форма следования призыву Христа к совершенству, самоотвержению и несению креста. Монашество есть благое иго Христа, добровольно возлагаемое иноком на себя. Оно есть наиболее полное подражание Тому, Кто кроток и смирен сердцем, ради Кого монах отрекается от родителей, сродников, всего мира. Это иго Христово наиболее отчетливо выражено в обетах, которые человек перед лицом Церкви произносит перед принятием «ангельского образа»:
пребывание в монастыре и постничество до последнего издыхания, хранение себя в девстве, целомудрии и благоговении, послушание настоятелю и всей о Христе братии, пребывание до смерти в нестяжании и добровольной нищете Христа ради в общем житии, принятие всех уставов иноческого общежития, правил святых отец и приказов настоятеля, готовность терпеть всякую тесноту и скорбь иноческого жития ради Царствия Небесного[4].
Принесение этих обетов знаменует собой вступление в новую жизнь, полную различных подвигов и борений. Обет целомудрия не сводится к хранению только плотской чистоты, но включает также и хранение ума от помыслов и сердца от нечистых чувств. «Целомудрие» – греч. σωφροσύνη – означает буквально «здравомыслие», руководство во всех своих поступках и помыслах мудростью, сходящей свыше, которая есть Сам Христос – Логос Божий. Нестяжание означает отказ от искания богатства, от стремления к земным благам. Монах имеет только необходимое для жизни, а остальное раздает нуждающимся и никогда не прилепляется сердцем ни к чему земному, чтобы его ум был всегда свободен от попечения о суетном и мирском, а был занят заботой о своем спасении и спасении ближнего. В «Лествице» и других памятниках аскетической письменности говорится о добродетели странничества, когда человек понимает, что не имеет здесь, на земле, пребывающего града, но грядущего взыскует, потому что его духовная родина – Небесный Иерусалим. И именно к нему устремлен духовный взор монаха. Особое значение имеет послушание. Это тот подвиг, который современному человеку трудно понять и принять, а между тем, именно в нем заключается вся суть монашеского делания. Послушание – основа монашества, – пишет великий подвижник современности архимандрит Софроний Сахаров. – Монашество прежде всего есть чистота ума. Без послушания невозможно достигнуть ее, и потому без послушания нет монашества. Непослушник – не монах в подлинном смысле этого слова. Вне монашества возможны достижения великих дарований Божиих, вплоть до мученического совершенства, но чистота ума есть особый дар монашеству, неведомый на иных путях, и познает монах это состояние не иначе, как чрез подвиг послушания. Послушание духовно опытному наставнику облегчает монаху восприятие монашеской науки. Только прошедший эту школу способен впоследствии сам стать наставником для следующего поколения монахов. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения, – говорит святой Иоанн Лествичник. – Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни в том, что может показаться ему злым; ибо за все несет ответственность тот, кто благочестиво умертвил душу его[5]. Постоянным и главнейшим занятием монаха, поддерживающим его в исполнении данных обетов, является молитва, его духовное оружие. Поэтому в монашеских уставах по суткам распределены различные молитвословия в храме и в келье, общие и индивидуальные. Монах, постоянно пребывая в молитве, должен как можно чаще приступать к Святым Тайнам Христовым, чтобы соединяться с Божеским естеством Христа, чтобы уже здесь на земле вести жизнь будущего века. Внутренний настрой монаха должен быть неразрывно связан с покаянием и плачем. В самом начале пострига в малую схиму игумен, призывая к себе смирившегося до земли постриженика, произносит: Бог мудрый, яко Отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блуднаго сына приемлет тя кающагося и к Нему от сердца припадающаго. Подвиг покаяния монах принимает на себя не потому, что он более грешен, чем другие люди, а потому что он избирает для себя покаяние в качестве образа жизни. О монашестве как пути плача говорит преподобный Исаак Сирин: Тот монах (сир. abila – букв. «плачущий»), кто, по упованию будущих благ, все дни жизни своей проводит в алчбе и жажде. Тот монах, кто пребывает вне мира и всегда молит Бога, чтобы получить ему будущие блага. Богатство монаха — утешение, находимое в плаче…[6] Но в этом постоянном сокрушении монах находит и духовную радость, которая рождается из плача и покаяния. В главе о «радостотворном плаче» Иоанн Лествичник говорит: С усилием держи блаженную радостную печаль святого умиления, и не переставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного и не представит чистым Христу. Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души. Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте… Такое умиление есть поистине дар Господень… потому что Бог утешает сокрушенных сердцем сокровенным образом[7]. Утешение ниспосылается от Самого Бога, которому и служит всей своей жизнью монах. Обращаясь к иноку в конце пострига, игумен говорит: Всещедрый убо Бог… да восприимет, и обымет, и защитит, и да будет ти стена тверда от лица вражия… возлегая и востая с тобою, услаждая и веселя сердце твое утешением Святаго Своего Духа. Монашество, в отличие от брака, является уделом избранных – избранных не в том смысле, что они лучше других, но в том смысле, что они чувствуют призвание и вкус к одиночеству. Если у человека нет потребности в пребывании в одиночестве, если ему скучно наедине с собой и с Богом, если ему постоянно требуется что-то внешнее для заполнения, если он не любит молитву, не способен раствориться в молитвенной стихии, углубиться в нее, приблизиться через молитву к Богу, – в таком случае он не должен принимать монашество. Во многих отношениях жить в миру гораздо труднее. Монашество – это «узкий путь» в смысле отречения от многих вещей, которые обычным людям принадлежат по праву. И монашествующие отрекаются от многих внешних вещей ради внутренних обретений. Но не думаю, что монашество выше брака или что оно больше способствует достижению святости, чем брак. Любой путь, который избирает человек, если он стремится к Богу, – это путь трудный, это «тесные врата». И если человек стремится жить по-евангельски, он всегда будет встречать препятствия и всегда будет их преодолевать. Монашеская жизнь, как и жизнь в браке, дана человеку для того, чтобы он смог максимальным образом реализовать свой внутренний потенциал. Она дана для обретения Царствия Божия, которое может стать уделом каждого из нас после смерти, но опытно приобщаться к нему мы можем уже здесь, на земле. В древней Церкви монашество складывалось постепенно. Были группы аскетов, подвижников, дававших обет безбрачия; некоторые из них уходили в пустыни, другие оставались жить в городах. Главной своей целью они ставили духовную работу над собой – то, что в Ветхом Завете называлось «хождением перед Богом», когда вся жизнь человека была ориентирована на Бога, когда всякое дело, всякое слово было посвящено Богу. Нет никакого противоречия не только между монашеством и браком, но и между монашеством и жизнью в миру. Святой Исаак Сирин говорит, что «мир» есть совокупность страстей. И монах уходит от такого «мира» – не от мира как творения Божия, но от падшего, греховного мира, погрязшего в пороках. Уходит не из ненависти к миру, не из гнушения миром, но потому, что вне мира он может накопить в себе тот духовный потенциал, который потом реализует в служении людям. Преподобный Силуан Афонский говорил: многие обвиняют монахов, что они даром едят хлеб, но молитва, которую они возносят за людей, ценнее многого из того, что люди совершают в миру для пользы ближних. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Уходя в пустыню на пять, десять, двадцать, тридцать лет, отшельники приобретали «дух мирен», тот внутренний мир, которого так не хватает живущим в миру. Но потом они возвращались к людям, чтобы поделиться этим миром с ними. И, действительно, тысячи людей спасались вокруг таких подвижников. Конечно, было множество подвижников, которые ушли из мира и не вернулись в мир, которые умерли в неизвестности, но это не значит, что их подвиг был тщетным, потому что молитвы, которые они возносили за ближних, многим помогли. Достигнув святости, они стали ходатаями и заступниками за тысячи людей, которые были спасены их молитвами.
Прославление жизни Святого Антония
В Александрии в IV веке жил епископ Афанасий. Он описывал жизнь Святого Антония, отшельника, живущего в пустыне. Он также писал об удивительной борьбе отшельников с демонами, считая это образцом совершенства христианина. Жизнь этого Святого оказала большое влияние на многочисленных читателей этого труда. Святой Антоний был первым великим монахом, и труды Афанасия стали первым свидетельством восхваления возникающей традиции монашества.
Первый кенобитный (коммунальный) монастырь был создан бывшим римским солдатом Пахомием в IV веке. Ему удалось объединить монахов под одной крышей с одним настоятелем (отцом). Он стал основателем первого настоящего мужского монастыря в 323 году.
Этот монастырь появился в Табенниси недалеко от Фив в Египте. В нём стали проживать около 40-ка монахов в каждом доме. В каждой такой монашеской семье был свой настоятель. Пахомий стал создателем и монашеского управления. Оно служило регулированием внешней монашеской жизни, а не духовным руководством. В конце IV века христианское монашество стало развиваться и в других районах за пределами Египта.
Монашество распространяется на Запад
Афанасию удалось перенести монашеское правление Пахомия дальше на Запад. Это он сделал, когда его изгнали в 340 году в Трир, город в Германии. Афанасия изгнали из-за его оппозиции имперским доктринам арианства. Другой монах из Сирии, Мар Авгин, перенёс монашество в Месопотамию. А Иероним стал основателем христианского монастыря в Вифлееме.
Василий Великий стал одним из трёх каппадокийских отцов в IV веке. Он окончательно сформировал монашескую общинную жизнь Византийской церкви. Его аскетические работы стали богословской и учебной основой для «общей жизни» под названием кенобитизм. Василий Великий создал монашеские правила, по которым с некоторыми изменениями и модификациями, ставшие авторитетом для последующего Православного монашества. Правила Василия сохраняют православное сочетание аскетизма и мистики и в нашем веке.
Различия Католического и Православного монашества
Западное монашество формировалось по правилу Бенедикта Нурсии. В нём есть два, отличительных от христианского, события. Первое состоит в клерикализации.
В современном мире Римско-католические монастыри и монахи, кроме служащих, рукоположенные священники. Они втянуты прямым образом в церковные задачи католической церкви. Но сначала первые монахи были мирянами. Пахомий запрещал им становиться священниками. Это он аргументировал тем, что монахи не должны жаждать силы и славы.
Но посредством особой клятвы и церемонии монахи переставали быть просто мирянами. Они занимали положение между духовенством и мирянами. Даже в нашем веке православные монахи частью являются мирянами. Только несколько настоятелей в каждой обители являются рукоположенными священниками-иеромонахами. Им разрешается совершать таинства.
Второе отличительное событие католического монашества состоит в многочисленности его Орденов. Они отдают индивидуальные распоряжения и помогают Церкви в различных сферах её деятельности.
Это проявляется в миссиях, образовании, уходе за больными и борьбе с ересью. Их интересы простираются от рыцарских Орденов до Орденов нищих монахов. Структура римско-католического монашества включает в себя и феодальные и аристократические характеристики и чисто буржуазные черты. На Западе монастыри выполняли научно-богословские и церковно-политические задачи.
Характер первых монастырей был сосредоточен в основном на молитве, медитации и созерцании. Это было более важным, чем всё остальное. В западном мире Ордена бенедиктинцев и кармелитов являются исключениями из всех других католических монашеских Орденов. Они и в наше время стараются сохранить древний характер монашества в католицизме.
Христианство
После совершения монашеского пострига (новопостриженный монах с крестоми свечой в левой руке). Свято-Екатерининский кафедральный собор. Краснодар. Фото 2011. Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии
М. понимается как полное посвящение человеком своей жизни Богу, как подвиг добровольного отречения от мира ради Христа. М. является знаком неотмирности Церкви, свидетельством о грядущем Царствии Божием – желанной цели всех христиан (Ин. 15:19; Евр. 13:14). Монахи принимают 3 осн. обета – нестяжания (отказ от личного имущества), целомудрия (безбрачие и воздержание от близкого общения с лицами иного пола), послушания (священноначалию, настоятелю монастыря и братии). В православии монахи разделяются на 3 чина (степени): рясофорные (ещё не принёсшие обеты), действительные, или мантийные (принёсшие обеты и получившие мантию; т. н. малая схима), и схимники, или схимонахи (связанные обетом совершенного отречения от мира и человеческого общества; т. н. великая схима; см. Схима). Принятие М. (его степеней) совершается обычно через постриг монашеский. Принятию М., как правило, предшествует послушничество (см. также Новициат). М. – особое состояние в Церкви, при этом его статус в отношении клира и мирян в разных христианских церквах трактуется по-разному (поскольку одни монахи, имеющие священный сан, принадлежат к чину клириков, а другие, как миряне, не имеют сана).
Прообразами христианского М. являются описанные в Ветхом Завете исход Авраама из земли предков в Землю обетованную, жизнь пророков Илии и Иоанна Крестителя. Отчасти прототипом М. считается образ жизни членов иудейской секты ессеев (терапевтов, 2 в. до н. э. – 1 в. н. э.), для которого были характерны замкнутость, аскетизм, а также совместный труд, изучение Писания (см. также в ст. Кумранистика).
«Антоний Великий». Икона. 16 в. Византийский музей (Афины).
Монашество на христианском Востоке. С первых веков христианства известны примеры верующих, дававших обет девства и проводивших аскетич. жизнь в миру. Однако зарождение собственно М. относится ко 2-й пол. 3 – нач. 4 вв., когда некоторые благочестивые христиане, следуя евангельскому призыву духовного совершенства (Мф. 19:21) и отрекаясь от благ мира (1 Ин. 2:15), стали селиться в пустынных местах («горах», «пустынях»), посвящая себя молитве, аскетич. подвигам, духовным размышлениям. Первым известным подвижником такого рода был егип. отшельник прп. Павел Фивейский (ум. ок. 341). «Отцом» М. считается прп. Антоний Великий, при котором в 1-й пол. 4 в. оно широко распространилось в Египте и Палестине. Первоначально М. включало разные виды аскетич. жизни: анахоретство (отшельничество), келлиотство [жизнь в одиночку, по двое или больше в келлиях (название монашеского поселения в Египте), находившихся на небольшом расстоянии друг от друга] и др. Ок. 323–324 прп. Пахомий Великий ввёл среди егип. иноков форму киновии – общежительного монастыря со строгим уставом, получившего впоследствии наиболее широкое распространение. В Палестине появились лавры – особый тип организации М., средний между киновиями и отшельничеством. К кон. 4 в. крупнейшими центрами М. в Египте стали обители Нитрийская, Скитская и Келлии под Александрией, киновия в Тавенниси, основанная прп. Пахомием Великим. В Палестине знаменитыми основателями монастырей были преподобные Иларион Великий, Харитон Исповедник, Евфимий Великий. Большинство известных подвижников 4 в. (авва Аммон, прп. Макарий Великий и др.) прямо или косвенно являлись учениками, духовными друзьями и наследниками Антония Великого.
«Лествица – образ монашеского жития в видении прп. Иоанна Лествичника». Икона. Кон. 17 – нач. 18 вв. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск).
Обладая значит. авторитетом, М. стало играть активную роль в догматико-канонич. жизни Церкви, в церковном управлении, нередко и в политике. Оно явилось средой для формирования аскетич. и богословских взглядов отцов Церкви: тесные узы связывали с египетским М. (пахомиевой традицией) свт. Афанасия Великого, с малоазийским – свт. Василия Великого (автора монашеских правил), с сирийским – свт. Иоанна Златоуста и Феодорита Кирского. Монашеский подвиг стал образцом как для духовенства, так и для мирян, М. повлияло на развитие покаянной дисциплины. Монахи становились желанными кандидатами на рукоположение в епископы. В 4–5 вв. в Византии широко распространилось городское М., обладавшее значит. влиянием в Константинополе. В 5–6 вв. М. сыграло негативную роль в широком распространении монофизитства. Начиная с 6 в. мощное развитие получило палестинское М., объединённое такими личностями, как преподобные Савва Освященный, Феодосий Великий. Лит. отражением этого развития служат творения преподобных Варсануфия и Иоанна, аввы Дорофея Газского (сер. 6 в.). В 6–7 вв. одним из гл. центров М. стал Синайский монастырь Св. Екатерины, где подвизался прп. Иоанн Лествичник. После принятия Трулльским собором (691–692) (см. Вселенские соборы) решения об обязательном безбрачии епископов епископат стал состоять в значит. мере, а затем и преим. из монашествующих. Потеря Византией в результате араб. завоеваний (7 в.) Египта, Палестины и Сирии привела к оскудению там монашеской жизни, православное М. сосредоточилось преим. в Малой Азии, Греции, а также на юге Италии и в Сицилии. Начавшееся в 8 в. иконоборчество было направлено столько же против почитания икон, сколько и против монахов – гл. защитников иконопочитания, которых власти всячески преследовали, пытали и предавали смерти. Поборником иконопочитания, верности церковным канонам был прп. Феодор Студит. Восстановление иконопочитания на Константинопольском соборе 843 послужило усилению православного монашества.
Среди многочисл. обителей Константинополя, традиц. центра М., выделялись Студийский монастырь, мон. Мч. Маманта, где подвизался прп. Симеон Новый Богослов. Со 2-й пол. 10 в. начался расцвет монашеской жизни на Афоне, что в первую очередь связано с деятельностью прп. Афанасия Афонского (ок. 925/930 – ок. 1000), устроившего общежительный монастырь (Лавра Св. Афанасия) и сочетавшего эту форму монашеской жизни с отшельничеством, господствовавшим до того на Афоне. После отвоевания в сер. 13 в. Константинополя у латинян и воцарения в Византии династии Палеологов Афон стал средоточием поздневизантийского исихазма, выдающимися деятелями которого являлись свт. Феолипт Филадельфийский, прп. Григорий Синаит, свт. Григорий Палама и др. Благодаря, в частности, прп. Григорию Синаиту исихазм распространился на Балканах и на Руси.
Османское завоевание Византии (15 в.) ослабило православное М., лишь в 18 в. началось оживление духовной жизни, в частности на Афоне. Оно было связано с трудами Евгения Вулгариса, прп. Никодима Святогорца и др. подвижников молитвы и духовного просвещения, способствовавших изучению и возрождению наследия святых отцов. В 20 в. молитвенно-аскетич. традиция Афона дала таких старцев-подвижников, как Даниил Катунакийский (ум. 1929), Каллиник Исихаст (ум. 1930), рус. старцы Силуан Афонский и его ученик схиархимандрит Софроний (Сахаров), а также Иосиф Исихаст (Пещерник) (ум. 1959), Паисий (Эзнепидис) (ум. 1994), Ефрем Катунакийский (ум. 1998).
Монашество на христианском Западе. Зап. христианство познакомилось с идеями восточнохристианского М. в 4 в. через христианских подвижников, прежде всего через свт. Афанасия Великого. На лат. яз. были переведены монашеские уставы прп. Пахомия Великого и свт. Василия Великого. В 4–5 вв. М. распространилось практически по всей Италии, а также в Галлии, Испании, на Британских о-вах. Укоренению М. на Западе активно содействовали святые Мартин Турский, Амвросий Медиоланский, Иероним Блаженный, Августин (известен устав его имени). Проведший ок. 10 лет среди егип. иноков прп. Иоанн Кассиан Римлянин, вернувшись в Европу, детально изложил правила жизни вост. монахов, адаптировав их к зап. условиям («О правилах общежительных монастырей»).
Сцены из жизни святого Бенедикта Нурсийского. Художник Л. Монако. 1413. Галерея Уффици (Флоренция).
Выдающаяся роль в формировании традиций зап. М. принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому, основавшему ок. 530 мон. Монтекассино и составившему собств. монашеский устав, который, помимо 3 обычных обетов, предусматривал также обет постоянного пребывания в одном монастыре (лат. stabilitas loci). Этим уставом, а также сформулированным Бенедиктом принципом «ora et labora» («молись и работай») стали руководствоваться монастырские общины бенедиктинцев и бенедиктинок. На рубеже 6–7 вв. в Зап. церкви было существенным влияние ирл. монахов (св. Колумбан и др.), которые, отправляясь на материк с миссионерскими целями, основывали монашеские общины, отличавшиеся особым аскетизмом. Характерная черта зап. М. – объединение монастырей, имеющих одинаковые или близкие по своему содержанию уставы, в ордена монашеские, подчинённые не местным епископам, а папе Римскому.
На рубеже 9–10 вв. зап. М. вступило в полосу кризиса, связанного с нарастающим обмирщением и ослаблением монашеской дисциплины. Ответом на этот кризис стали Клюнийская реформа и продолжившая её Григорианская реформа, а также создание ряда новых орденов (камальдулы, картузианцы, цистерцианцы, регулярные каноники-августинцы и др.).
В эпоху крестовых походов в 12 в. для противостояния мусульманам и охраны паломников, направлявшихся в Святую землю, были образованы духовно-рыцарские ордена: иоанниты, тамплиеры, Тевтонский орден и др. В 12–13 вв. духовно-рыцарские ордена создавались также на Пиренейском п-ове (орден Калатрава и др.) и в Прибалтике (меченосцев орден). В нач. 13 в. возникли первые нищенствующие ордена – францисканцы и доминиканцы (позднее к нищенствующим орденам были причислены также кармелиты, августинцы-эремиты и др.), следовавшие идеалам евангельской бедности и стремившиеся к обновлению церковной жизни посредством проповеди и аскезы. Важное место в деятельности этих орденов занимали миссионерство, духовно-просветительская и науч. деятельность.
Процессия при рукоположении монахов-францисканцев в священный сан (г. Тарквиния, Италия). Фото 2009.
Тяжёлым испытанием для М. стала Реформация, когда во многих странах Европы (часть герм. земель, Англия, Скандинавия) монашеские общины были ликвидированы. Для противостояния распространению в Европе протестантизма в 16 в. И. Лойолой был создан орден иезуитов, впоследствии оказавший огромное влияние на все стороны жизни Римско-католич. церкви. Тридентский собор (1545–63) предписал монашествующим строгое соблюдение дисциплины и расширил власть епископов над автономными монастырями. В 16 – нач. 18 вв. были созданы новые монашеские ордена и конгрегации: ораторианцы, пиаристы, лазаристы, мариане, конгрегация Св. Духа и др.
В эпоху Просвещения, а также в ходе Французской революции 18 в. в некоторых странах монастыри подверглись секуляризации, ряд орденов был запрещён. С сер. 19 в. началось возрождение разрушенных монастырей и создание новых, были основаны конгрегации кларетинцев (1849), сакраментинцев (1856), салезианцев (1859), комбонианцев (1867), вербистов (1875), назаретанок (1875), сальваторианцев (1881) и мн. др. В 20 в. возросла роль женского католич. М., деятельность которого сосредоточена, прежде всего, на благотворительности и христианском воспитании; было образовано множество новых конгрегаций, среди которых конгрегация Миссионерок Божественной любви, основанная блж. Терезой Калькуттской. Католич. М. представлено также орденами и конгрегациями разл. вост. обрядов (антониане, василиане и др.). Ватиканский II собор декретом «Perfectae caritatis» (1965) предписал монашеским институтам реформу, направленную на возрождение их изначальной духовности и более активное участие в совр. жизни Церкви. Согласно офиц. данным, в 2008 в мире насчитывалось ок. 190 тыс. католич. монахов (священников и братьев) и ок. 740 тыс. монахинь.
Встреча с епископом католических монахинь, служащих в епархии Святого Климента. (Саратов, Россия). Фото 2008.
В протестантизме институт М. первоначально практически был полностью упразднён. В сер. 19 в. в Англиканской церкви под влиянием идей католицизма произошло возрождение М., к нач. 20 в. существовало неск. десятков мужских и женских монашеских общин, члены которых занимались, в частности, миссионерством и благотворительностью. В сер. – 2-й пол. 20 в. отд. монашеские общины возникли в лютеранстве и некоторых др. направлениях протестантизма (Евангелич. сестринство Девы Марии в Дармштадте, мужской мон. Эстанбекс-клостер в Швеции и др.).
В целом М. на Западе характеризуется широким многообразием уставов и форм деятельности.
«Преподобный Антоний Печерский». Фрагмент иконы Божией Матери Печерской (Свенской) с предстоящими Феодосием и Антонием. Киев. Ок. 1288. Третьяковская галерея (Москва).
Монашество в России появилось вместе с христианством в кон. 10 в. Согласно уставу кн. св. Владимира Святославича (см. Княжеские уставы 10–12 вв.), монахи относились к категории «церковных людей», подсудных митрополиту. Со времён кн. Ярослава Владимировича Мудрого известны первые рус. монастыри: малые монастыри при княжеских дворах и Киево-Печерский мон. (будущая Киево-Печерская лавра), основанный прп. Антонием Печерским. Рус. М. неразрывно связано с монастырями Афона, Константинополя и Святой земли, а благодаря Патерикам, Житиям, Прологу оно восприняло также традиции егип. иночества. В рус. ср.-век. обществе М. являлось единственным институтом, в котором частично преодолевались сословные границы. Обладавшее высоким авторитетом, М. влияло на внутр. политику князей, смягчало социальные конфликты. Оно служило осн. источником формирования епископата (в домонгольский период в епископы поставляли в осн. иноков Киево-Печерского мон., в 16 в. – Иосифо-Волоцкого монастыря).
«Преподобный Сергий Радонежский». Художник М. В. Нестеров. 1899. Русский музей (С.-Петербург).
Расцвет М. на Руси в кон. 14 – 1-й пол. 15 вв. связан с его подъёмом во всём православном мире (движение паламизма, возрождение практики исихазма). Сочинения знаменитых деятелей этого возрождения – Григория Синаита, патриарха Константинопольского Филофея Коккина – стали достоянием слав. книжности. Трудами свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси, и свт. Дионисия Суздальского в рус. монастырях вводилась общежительная форма М., на утверждение которой особенно повлияло подвижничество прп. Сергия Радонежского. С прп. Сергием и созданным им Троицким мон. (будущая Троице-Сергиева лавра) связаны имена мн. рус. подвижников, основавших в 14 в. около 150 новых монастырей, в 15 в. – ещё 260. 2-я пол. 15–17 вв. явились периодом наиболее широкого участия М. в экономич. и политич. жизни страны. Хотя строгие общежительные уставы прп. Иосифа Волоцкого и др. предписывали полное личное нестяжание иноков, сами монастыри выступали как корпоративные собственники: монастырское хозяйство велось с привлечением людей разных видов зависимости (гл. обр. крестьян, живших на монастырских землях), численность которых значительно превышала число монашествующих. Рост монастырского землевладения, неизбежного для общежительной формы М. на Руси, часто оказывался источником злоупотреблений и приводил к снижению нравственного уровня монашествующих. Протест против обмирщения М., призыв к молитвенной и аскетич. жизни имели место в деятельности и сочинениях прп. Нила Сорского, его ученика Вассиана (Патрикеева), прп. Максима Грека, игумена Артемия. Стоглавый собор (1551) обосновал неприкосновенность церковных владений.
В 18–19 вв. рус. М. значительно ограничивалось законодательно, что было связано с социальными переменами в обществе после реформ Петра I. Сильным ударом по хозяйств. деятельности и материальному положению М. стала секуляризация церковных земель, начатая в правление имп. Петра III и законченная имп. Екатериной II (см. Секуляризация 1764). Число монастырей и монашествующих в России сократилось, монастыри были разделены на классы, для монастырей установлены штаты. Однако упадок хозяйств. деятельности подготовил подъём нравственного и духовного уровня М. В последней трети 18 в. трудами прп. Паисия Величковского в рус. монастырях начала возрождаться практика непрестанной молитвы и аскезы, развитая в визант. исихазме. В 19 – нач. 20 вв. эта практика вызвала к жизни феномен рус. старчества, распространившего своё влияние не только среди духовных лиц и благочестивых мирян, но и на культурную элиту дореволюционной России (см. Оптина пустынь). Со 2-й пол. 19 в. отмечался рост женского М. Условием создания женских монастырей было существование благотворит. заведений.
После Окт. революции 1917 М., как и вся Рус. церковь (наряду с др. религ. объединениями), подверглось репрессиям со стороны сов. власти. Монастыри закрывались, их собственность конфисковывалась, проводились кампании по вскрытию мощей и надругательству над ними, монашествующие приговаривались к разл. мерам наказания. К 1939 в СССР не осталось ни одного официально действующего монастыря, однако существовали тайные (нелегальные) обители. В 1960–70-х гг. М. в осн. сосредотачивалось в немногих открытых к тому времени монастырях (Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский Успенский монастырь, Почаевская лавра, короткое время Глинская пустынь); несмотря на гонения, в них сохранялись традиции духовного руководства и старчества.
С кон. 1980-х гг. в РПЦ началось возрождение М.; на 2011 на территории РФ насчитывалось 3233 монаха и 4491 монахиня.
Настоятельницы женских монастырей Русской православной церкви во время встречи патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители. Фото 2003. Архив «Православной энциклопедии»
Организация монашеской жизни. Общежительная форма М., предполагающая разл. послушания (занятия) иноков, обусловила монашескую организацию. Для совершения богослужений из числа монашествующих рукополагаются диаконы и пресвитеры (священники). Православные монахи, рукоположенные в диаконы, называются иеродиаконами, рукоположенные в священники – иеромонахами. На православном Востоке во главе монастыря стоит настоятель (в ставропигиальном монастыре – наместник), как правило, в сане игумена (игуменьи) или архимандрита; на Западе – приор или аббат (аббатиса). Настоятель в соответствии с уставом организует внутр. жизнь монастыря.
В Римско-католич. церкви новый Кодекс канонического права (1983) ввёл понятие монашеских («религиозных») институтов (вместе с секулярными институтами составляют совокупность «институтов посвящённой Богу жизни»), ликвидировав канонич. различие между монашескими орденами и конгрегациями. Как правило, во главе монашеского института стоит генеральный настоятель, а осн. коллегиальные решения принимаются на капитулах и генеральных капитулах. В строгом смысле понятие «монахи» (лат. monachi) в Римско-католич. церкви относится только к представителям монашеских орденов с древними уставами; др. типы орденов – это нищенствующие ордена, члены которых традиционно именуются братьями (лат. fratres), регулярные каноники и регулярные клирики.
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий с афонскими монахами. Монастырь Ватопед. Афон. Фото 2008. Фото протоиерея И. Пчелинцева/www.nne.ru
Монашество и средневековая культура. В средние века мн. монастыри Востока и Запада являлись центрами культуры и просвещения. В них осуществлялась переписка книг (творений отцов Церкви, а также сочинений античных авторов и трактатов по разным отраслям знания), составлялись гимнографич. и житийные произведения, велось летописание (все наиболее известные рус. летописи были созданы в монастырях). Некоторые монастыри хранили огромные архивы древних рукописей (Синайский мон., Афон). Бенедиктинские аббатства (Сен-Рикьё, Сен-Дени, Фульда, Санкт-Галлен и др.) были центрами христианского просвещения в Зап. Европе, очагами культуры, где создавались библиотеки, скриптории, развивались традиции церковной музыки и книжной миниатюры. В бенедиктинских аббатствах возникли ранние образцы архитектуры романского стиля и готики. Мощный импульс для развития церковной архитектуры и изобразит. искусства дали нищенствующие ордена. Монахами были некоторые прославленные иконописцы и художники (напр., прп. Андрей Рублёв, фра Беато Анджелико). Монахи на Руси являлись первопроходцами в освоении новых земель, вокруг основанных ими монастырей возникали поселения. Городские монастыри Константинополя, Новгорода, Пскова активно участвовали в политич. жизни этих городов, выполняли функции социального призрения. Древние монастыри Востока и Запада доныне являются ценнейшими памятниками архитектуры и искусства.