Что значит канон и чем он отличается от акафиста. Что такое фанфик

Часто, читая книгу или смотря кинофильм, зрители остаются недовольны финалом. И, чтобы исправить это досадное упущение, они сами берутся за перо. В былые столетия проводить время за сочинительством продолжений могли лишь образованные люди, имеющие достаточно средств и времени, чтобы не только писать, но публиковать свои творения. Однако сегодня это доступно всем, у кого есть интернет.

Подобный вид любительской литературы именуется фанфиком. Давайте узнаем о его особенностях, а также рассмотрим такое связанное с ним понятие, как канон.

Что такое фанфик

Прежде чем найти ответ на вопрос: «Канон в фанфиках – это что такое?», стоит более подробно изучить данный вид литературы.

Термин «фанфик» произошел от английского словосочетания fan fiction (вымысел поклонников).

Несмотря на растущую популярность, он до сих пор официально не признан в серьезных литературных кругах. Его считают уделом неуемных графоманов, хотя это не всегда справедливое мнение.

Кстати, фанфики – это любительские сочинения, посвященные не только книгам, фильмам и телесериалам, но и комиксам, а также видеоиграм.

Хронологически они могут быть не только сиквелами, но и приквелами, спин-оффами, кроссоверами, перезапусками и т. п.

Часто их создатели берут за основу вселенную оригинального произведения и придумывают собственных героев.

Помимо названия фанфик, это понятие также именуют ФФ, фанфикшн, фэнфик или просто фик.

В современном мире для авторов ФФ существуют многочисленные сайты, где они могут абсолютно бесплатно опубликовать свои произведения, обсуждать их, а также прочитать сочинения коллег. Кстати, для авторов такой литературы есть специальное название – фикрайтеры.

Шиппинг

Слово shipping происходит от английского relationship (отношения). Шиппинг (шипперинг) – это то же, что пейринг. Тот, кто занимается шиппингом, называется шиппером (shipper). Производный глагол – шипперить (to ship).

Шипперить – значит, являясь фанатом сериала, фильма или книги, придумывать отношения романтического плана для героев, которые по сюжету не влюблены друг в друга. Часто такие пары придумывают между однополыми персонажами, даже если в оригинале они придерживаются традиционной сексуальной ориентации.

Пример: “Я шиплю Малдера и Скали”.

Особенности и разновидности

Как это ни печально осознавать, но деньги все-таки правят миром, хотя даже за них можно купить далеко не все. Что касается фанфиков, то в отличие от обычной оригинальной литературы этот вид чаще всего не приносит прибыли своим создателям.

Дело в том, что из-за отличительных черт фанфиков фикрайтеры используют в своих произведениях сюжеты и героев, которые уже являются объектом в чьей-то интеллектуальной собственности. Именно поэтому зарабатывать на них — незаконное и подсудное дело.

Хотя находятся везучие фикрайтеры, которым это удается. Так, в 2001 г. был опубликован спин-офф культового американского романа «Унесенные ветром». Он именовался The Wind Done Gone и был посвящен выдуманной чернокожей сестре Скарлетт Синаре.

Наследники Маргарет Митчелл подали в суд на Элис Рэндол, написавшей этот фанфик. Однако у писательницы оказались более ловкие адвокаты, и суд решил дело в ее пользу. Так что книга была опубликована, и принесла своей создательнице неплохую прибыль.

Еще одним везунчиком можно считать Сета Грэм-Смита. Этот автор сделал себе имя, сочиняя фанфики на основе классических произведений мировой литературы, добавляя в них фантастические события.

Больше всего он прошелся по Джейн Остин, написав ФФ «Гордость и предубеждение и зомби» и » Разум и чувства и морские чудовища». Кстати, подобный вид фанфика (мэшап) сегодня становится все более популярным, поскольку в данном случае можно обойти закон об авторском праве (из-за срока давности) и даже публиковать свои сочинения.

Что касается разновидностей фанфиков, то их великое множество, причем многие фикрайтеры придумывают даже собственные. Поэтому перечислять их бессмысленно, проще упомянуть основные категории:

  • По характеру отношений.
  • По способу создания.
  • По сюжету.
  • По размеру.
  • По соответствию оригиналу.
  • По возрастному рейтингу.

Канон – что это значит в фанфиках

Рассмотрев особенности ФФ, можно перейти к главному вопросу. Итак, давайте узнаем, канон в фанфиках – это что такое?

Данным термином именуется совокупность всей информации о выдуманном мире определенного оригинального произведения, которую его автор (или обладатель авторских прав) считает верной.

Фактически канон в фанфиках – это оригинальная книга/фильм/игра, продолжение которой пишет фикрайтер.

На практике следование канону для фикрайтеров означает, что в своих ФФ они используют персонажей или события, которые описаны в оригинальных произведениях. Если к ним добавляются новые герои или канонические персонажи ведут себя не так, как в в оригинале – это уже не канон.

Стоит помнить, что он не всегда неизменен. Особенно, если речь идет о кино. Дело в том, что делая ремейк, сценаристам приходится адаптировать оригинальный сюжет к современным обстоятельствам, и тогда канон меняется.

К примеру, так произошло с киноэпопеей «Люди Икс». Чтобы оправдать перезапуск, сценаристы заставили Росомаху изменить прошлое, и теперь канон изменился.

Крипипаста {RUS}

Возможно многих интересовал вопрос что же такое ФАНОН и КАНОН? Чем они различаются? Да и что это вообще такое!

Чтож сегодня я вам расскажу что это, «с чем едят» и т.д.

Кстати для тех кто не хочет долго читать эту статью в низу есть краткое описание. И ещё тут есть некоторые слова которые многие не знают и поэтому не пишите пожалуйста в комментариях «– А что это за слово?»

Для начала, что такое канон? Это— совокупность всей информации, поданной нам собственно автором оригинала. Авторская вселенная, внешность и характер персонажей, факты их биографии, непосредственно указанные в изначальном произведении, будь то книга, игра, аниме ии фильм— всё это канон. Естественно чтобы писать по фендому, нужно быть знакомым с каноном. Ну да это, думаю, и так понятно. А мы пока подробнее рассмотрим понятие фанона. С одной стороны, фанон— это детали сюжета, истинные с точки зрения фанов. Это можно назвать сложившимся фаноном. Но в более широком смысле, это понятие может означать любые домысливания фанатов касательно фактов, не раскрытых в оригинале, причём это могут быть как сложившиеся стереотипы так и мнение конкретного человека. Но при этом фанон не противоречит канону—в ином случае это будет ООС.

Рассмотрим некоторые виды и примеры фанона

Чаще всего подобное происходит с второстепенными персонажами. Предположим, фанатами полюбился герой, который и в кадр то попал всего несколько раз или участвовал в одном-двух эпизодах. То есть характер, в общем-то, не раскрыт. Тогда и приходит время фанона, начинается домысливание на основе уже существующих сведений, проработка персонажей. Один написал, другой подхватил—глядишь, уже и стереотип сложился. И потом, пересматривая оригинал, люди удивляются: «Как, почему об этом не сказано–это же общеизвестный факт!». Как пример можно взять того же Метта из «Тетради смерти». Этот персонаж по популярности не сильно уступает главным героям, хотя как в манге, так и в аниме в кадр он попал всего пару раз. Зато какой простор для воображения – те же отношения с Мелло взять…Эти самые отношения, так активно расписывающиеся шипперами, являются фаноном – очень многие считают это чуть ли не подтверждённым фактом, а в каноне никаких контраргументов не приводится. Стало быть, такое вполне могло бы быть и в оригинале. Значит фанон.

Другой вариант – когда появляются какие-то дополнительные факты о персонажах, не прописанные в каноне. Это может относиться к прошлому персонажа – пердположим, в оригинале упомянуто только, что персонаж вырос в каком-то городе. А уж что происходило у него в детстве, с кем он дружил, какие впечатления влияли на его характер – такие детали остаются на усмотрение фанатов. Или другой пример — у нас есть персонаж, и мы не знаем, курит он или нет. Но при этом по образу вроде подходит, а никаких утверждений насчёт того, что персонаж категорически НЕ может курить, автор не предлагает. Как следствие, половина фанатов выберит вариант – курит, половина нет. И обе стороны вполне могут оказаться правдой. То есть и в том и в другом случае это будет фаноном. Как раз мы и приметили ещё особенность фанона – он остаётся таким, пока не противоречит канону, но при этом два противоречащих друг другу фанона вполне имеют на существование. Это зачастую встречается в составлении пейрингов. К примеру, одинаково имеет право на существование Лелуш/С.С и Лелуш/Карен. И даже если мне больше по душе первый, возможность существование второго я так же отрицать не могу. А об этом мы подробнее поговорим в следующем пункте.

2) Отношения

Те самые отношения между оригинальными персонажами. Не обязательно пейринги – это может быть и дружба, и ненависть, и семпатия. Касательно пейрингов.Думаю, их можно примерно разделить на три категории: канонные, фанонные и подобранные методом тыка или посредством изощрённой авторской логики. С канонными понятно – это те, которые ясно прописаны в оригинале (Соби/ Рицка. Гарри/ Джинни как пример). Фанонные – те, что не описаны, но при этом имеют право на существование. Иногда на них даже можно найти намёки. Но всё же в большинстве своём это домысливания фанатов, попытки с разных сторон рассмотреть их отношения в стиле «Что на самом деле он испытывает к…?». Как вариант – « Что скрывается за их дружбой/враждой/равнодушием и т.д.?». Хотя, на самом деле – пейринг это дело такое…на каждого шиппера найдётся. И обоснуй, соответственно, тоже. Существуют и пейринги из того самого разряда «пальцем в небо». Приведу пример…хм, ну на Хеталии – наглядно получится. Что-то вроде Пруссия/Канада/или Норвегия/Сейшелы. Обоснуй найти крайнее слово, но при этом и вещь можно сделать весьма интересную. Тут уж от креативности и таланта автора. Главное в составлении пейрингов любого вида — не перебарщивать с ООС и убедительно, психологически точно показать их право на существование. В конце концов, что-то должно объединять персонажей, обратить их внимание друг на друга. Или, можно, наоборот – они полные противоположности, которые, как известно, притягиваются? Здесь главное подключить фантазию.

Фанон часто встречается и в канонных пейрингах – к примеру, в оригинале не сказано, где впервые встретились персонажи, как признались друг другу в любви, недосказанными остались какие-то факты о них. И здесь приходит на помощь вездесущий фанон, подогреваемый авторской фантазией, которая, как известно, безгранична. Что-то вроде описания свидания Лилли и Джейсона (ГП)-явный фанон. Ведь и в оригинале такое вполне могло иметь место. В общем, тут вариантов много. Так что пойдём дальше.

3) Пропущенные эпизоды.

Как говорится, то что скрыто. Сюда можно отнести упомянутые уже факты биографии героя. На примере Тетрадки – мы знаем, что Мелло, Метт, Ниа и Эл выросли в приюте Вамми. Но подробностей о том, как они там оказались, как познакомились, как складывались их отношения, в каноне нет. Так что у фанонов есть возможность додумать что-то самим. Но может быть и другой вариант – когда фанаты с помощью фанона пытаются залатать какие то дыры в сюжете, завершить оборванную сюжетную линию или предугадать дальнейшее развитие сюжета – если оригинал не закончен. Сюда же относятся сцены, не показанные в каноне, но вполне вписывающиеся в сюжет. Таких примеров полно. Какой-нибудь эпизод из прошлого Малфоя или Сириуса, романтическая сценка с участием Лилли и Джеймса (ГП) – всё это можно назвать элементами фанона, т.к., опять — таки, канону не противоречит. Такое так же популярно в аниме, забитых филлерами. Почему бы не написать фанфик по Наруто или Ди Грею о какой-нибудь миссии, не сильно влияющие на сюжет? Или описать предыдущие дело Эла? В общем, тут возможностей тоже немало.

На какие ещё виды можно поделить фанон – ну например, на уже сложившийся, общеприятный и индивидуальный — авторский. То есть с одной стороны фанон, взгляд на какие-то эпизоды, пейринги, персонажей и другие элементы оригинального произведения у каждого свой. А с другой – существуют фанонные стереотипы, так долго кочевавшие из фика в фик и настолько прижившийся, что свои уже почти элементом канона. Хотя с точки зрения оригинала они далеко не всегда будут подтверждёнными и верными. Для примера таких стереотипов приведу фрагмент из статьи о фендоме «Гарри Поттере». Мне кажется, этот фендом один из самых общественых, так что примеры стараюсь приводить в том числе и на нём – для наглядности.

Итак, цитата «Возьмём хотя бы один из самых больших фандомов – по миру Магической Британии, описанному в семикнижии Дж. К. Роулинг. Каждый, кто хоть немного читал фанфики по ГП, в курсе, что Дамблдор пьёт чай с лимонными дольками. Хитрый прищур сквозь очки- половинки, феникс на жердочке «Лимонную дольку, мой мальчик?» – весь Альбус Дамблдор в трёх словосочетаниях. А ведь пресловутые дольки в пттериане появились всего один(!) Раз в первой книге. Примерно из той же области заблуждение, что Снейп – крёстный отец Драко Малфоя. Кто-то придумал, остальные подхватили. Порой фанонные штампы въедаются в подсознание настолько, что при перечитывании/пересматривании канона герои начинают казаться ООС-ными по самое нехочу. Как в том анекдоте про фикраитера:«Надо бы канон перечитать, а то уже и не помню: Снейп переспал с Грейнджер до или после того как узнал, что Гарри – его сын».

В общем то всё. В заключение хочу сказать — да, фанон это подспорье фикрайтера, но всё же он не оправдывает канона. Поэтому, если уж пишите по фендому, потрудитесь освежить память в плане оригинала — а потом уж занимайтесь домысливанием, чтобы не допустить глупых ошибок. На этом всё. Надеюсь, получилось интересно. Ведь фанон – тема для факрайтеров актуальная. Всем большое спасибо за внимание, жду ваших отзывов и замечаний. И до новых встреч.

Краткое описание если вы не захотели читать полностью или просто дошли до этого и вам нечем заняться.

ФАНОН:

Фанон– это в широком смысле совокупность всех неофициальных работ, выполненных фанатами по мотивам сюжетов и с использованием персонажей Тохо. В более узком смысле – некие общие идеи, воспринятые широким числом фанатов, но зародившиеся при этом всём неофициальном творчестве.

КАНОН:

Канон– это материалы и события, признаваемые «официальными» и «верными» в вымышленной вселенной, «исзодная работа, из которой заимствует автор фанфика». Соответственно, «канонический» – это тот, который соответствует «канону», «вреный»

и не подлежащий сомнению.

Другой

Канон и фанон

Узнав ответ на вопрос, канон в фанфиках – это что такое, стоит рассмотреть и такое важное понятие, как фанон. Это так называемый фанатский канон. То есть совокупность информации о выдуманном мире, которую его поклонники считают верной, однако она не всегда является таковой, по мнению автора.

Фаноны часто являют собою попытки объяснить различные сюжетные дыры или недосказанности. Кстати, случается, что фаноны могут стать канонами.

К примеру, когда вышла книга «Гарри Поттер и Принц-Полукровка», в ее финале профессор Снейп убивает Дамблдора и присоединяется к Волан-де-Морту.

Однако фанаты этого персонажа сочли его поступок ловкой интригой, чтобы уничтожить Темного мага. Это стало фаноном для большинства из них. И когда был опубликован следующий роман «Гарри Поттер и Дары Смерти», в нем эта теория и этот фанон стал каноном. Фанфики по «Гарри Поттеру» (посвященные этой теме) после этого тоже стали относится к каноническим.

В последние годы при работе над сиквелами или приквелами сценаристы часто используют фаноны, установленные фикрайтерами.

Один из самых свежих примеров – телесериал HBO «Игра престолов». Как известно, Джордж Мартин (по книгам которого и снимается этот проект) выпустил пока только 5 томов. И, работая над сценарием следующих сезонов (6 и 7), создателям телепроекта пришлось самим придумывать, как будет дальше развиваться сюжет. Чтобы облегчить эту задачу, в сценарии использовались идеи многих фанфиков. Кроме того, некоторые фаноны поклонников были превращены в каноны сериала (оставаясь фанонами для книг Джорджа Мартина).

Так что, несмотря на то что официальное литературоведение и кинематография относится к фанфикам и создаваемым ими фанонам как к второсортному явлению, они не стесняются использовать лучшие их наработки для собственных интересов, причем безвозмездно.

ОТП

OTP – аббревиатура от английского Only True Pairing (“Один единственно возможный пейринг”). Так называют самую популярную пару любовных персонажей художественного произведения.

Различают канонические пары и придуманные. Если отношения между персонажами имеют место в самом произведении, то этот пейринг – канон. Например, в серии книг про Гарри Поттера каноном является связь Рона и Гермионы. А вот отношения Гарри и Гермионы, которых хотелось бы многих фанатам, это просто шиппинг. Но поскольку этого не случилось в оригинале, поклонники выдумали эту связь. Таким образом, ОТП – это выбор каждого фаната, его самая любимая выдуманная пара в произведении.

В некоторых случаях прогнозы шипперов сбываются. И к концу сериала персонажи действительно сходятся.

Фанфики по «Наруто»

Узнав более подробно о фанфиках и их канонах, стоит рассмотреть практические примеры подобных произведений.

Несколько лет назад одним из самых популярных аниме был «Наруто», основанный на одноименной манге. Он рассказывал о приключениях мальчика Наруто (стремящегося стать ниндзя) и его товарищей: Саскэ Утиха и красавицы Сакуры Харуно.

Хотя эта история больше посвящена дружбе и борьбе, многих поклонников истории волновала именно ее любовная часть. Поэтому многие фанаты спорили о сердечных предпочтениях Сакуры. А поскольку ни манга, ни аниме, не давали однозначного ответа на этот вопрос, то и сегодня неизвестно, какая пара канонична: Наруто/Сакура или Саске/Сакура.

В любом случае каждой из пар посвящено немало ФФ. О первой из них повествуют такие произведения, как «Любое место. И баня тоже…», «Парень напрокат», «Я верю в тебя», «Полюби меня сквозь преграды», «Перспективы» и т.п. Стоит отметить, что в подобных сочинениях часто описывает не только дружеские или романтические, но и сексуальные отношения между Сакурой и Наруто.

Немало есть фанфиков по канону о Сакуре и Саске. Самые известные из них это: «Опасная связь», «Странная эта штука – любовь!», «Я тебя научу», «Любовь, боль, надежда», «Цветущая Сакура и Темный Принц» и т. п.

Однако не только любовным отношениям посвящены ФФ по этому аниме. Так, среди наиболее удачных русскоязычных произведений фанфик по «Наруто» «Такой разный канон…». Автором его является некто под псевдонимом Козырь. Его история сконцентрирована не на любовных отношениях, а непосредственно на приключениях.

Публикуется фанфик по «Наруто» «Такой разный канон…» на Фикбуке (популярный русскоязычный сайт, где все различные фикрайтеры могут выложить и обсудить свои творения).

О чем данная история? О попаданце (герой из другой реальности, измерения, времени и т. п.) из человеческого мира во вселенную японского мангаки.

На данный момент фанфик «Такой разный канон…» еще не закончен. На 13 января 2021 г. написано 90 глав из заявленных 91-й.

Кстати, данный ФФ создан на основе канона аниме, а не манги. Эта история не является каноничной из-за наличия в ней нового персонажа, которого нет ни в аниме, ни в манге.

Происхождение

Зачатки явления впервые можно было наблюдать среди фанатов сериала “Стар Трек” в семидесятых годах прошлого века. Первые романтические фанфики были посвящены гомосексуальной паре Кирк/Спок и положили начало целому жанру – “слеш”. В дальнейшем через символ «/» записывались все пары, причём в начале стояло имя персонажа-инициатора отношений.

Принято считать, что термин «шиппер» изобрели в 1996 году поклонники сериала “Секретные материалы” (X-Files). Естественно, ОТП в данном случае была пара Малдер/Скалли.

Стоит также отметить огромный вклад аниме в развитие этого движения. Например, безобидная манга и мультсериал “Покемоны” породили бесчисленное количество шипов как между героями-людьми, так и между самими покемонами, и даже пары Человек/Покемон.

Благодаря фанатам китайских порномультиков в обиход вошел гибридный метод именования пар. В этом случае вместо знака “/” используется комбинация имен. Например, на основе пары Наруто/Хината появляется шип под названием “НаруХина”.

Стоит отметить, что шипперить можно не только выдуманных персонажей, но и обычных людей. Например, знаменитостей. Кстати, термин “Бранжелина” произошёл от культуры шипперов – он основан на слиянии имен Брэда Питта и Анджелины Джоли, величайшей любовной пары в киноиндустрии.

Фанфики по «Сказке о Хвосте Феи»

Узнав немного о фанфике «Такой разный канон…» с Фикбука, стоит рассмотреть еще какое-нибудь любительское произведение на основе популярного аниме.

Например, на основе сериала «Сказка о Хвосте Феи», снятого по мотивам одноименной манги. В отличие от «Наруто» в центре его событий находятся целая группа главных героев – это волшебники из гильдии «Хвост Феи». Как это традиционно для японской мультипликации, между большинством из них нет романтических отношений.

На данный момент на Фикбуке «Сказке о Хвосте Феи» посвящено почти 53 тысячи ФФ («Наруто» 58 тысяч). Как и в случае с последним, большая часть из них о любви.

Среди любимых фанатских пар Нацу и Люси («Та, кто видит призраков», «Подарок для Люси», «Веселая школьная жизнь до и после»), Джерар и Эльза («Право на ее улыбку», «А мне тебя мало, правда», «Отпадные каникулы»), Грей и Джувия («Ты – рядом, и все прекрасно!», «Реквием по здравому смыслу», «Время отмороженных приключений»).

Стоит отметить, что попытки более активно развивать романтику среди этих героев соответствуют канону аниме, в котором даны более чем откровенные намеки на особое отношение между вышеупомянутыми парами.

Православная Жизнь

Слово «Канон» за многовековую историю своего существования приобрело огромное число смыслов. В Древней Греции оно обозначало тростниковую палочку, которую строители использовали в качестве примитивной линейки. Затем так стали называть уже саму линейку. Еще спустя некоторое время этот термин превратился в синоним понятий «эталон» и «образец», то есть – быть каноничным означает – быть правильным и соответствовать неким четко установленным нормам. Более того, в христианской традиции правила, регулирующие большинство аспектов церковной жизни, так и называются – канонами.

Но есть еще один смысл, который содержится в этом слове. Термин «канон» обозначает жанр богослужебных текстов, широко распространенный в литургической практике православных и некоторых униатских Церквей. Обычно мы сталкиваемся с канонами либо при подготовке к Причастию, либо на отпевании, либо в храме, когда бываем на вечерних богослужениях. А еще это понятие неразрывно связано с Великим постом, во время которого два раза совершается чтение Большого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского.

Итак, что такое канон вообще? Как он появился? Кто был автором самой идеи его написания? И о чем хотел сказать святой Андрей в своем гениальном творении? Попробуем разобраться.

Если сравнить любой известный нам канон с остальным литургическим наследием Церкви, окажется, что многие богослужебные тексты будут иметь куда более солидный возраст. Например – псалмы. Большинство из них появились во времена царя Давида, а это – X век до Р.Х. Не менее древние – так называемые библейские песни, которые представляют собою гимны, возносимые Богу пророками Ветхого Завета. Самым старым памятникам этой группы – более трех тысяч лет. И даже Евхаристия в своей центральной части восходит к пасхальным иудейским текстам, сложившимся еще до вавилонского плена – то есть за шесть столетий до прихода Христа.

На фоне столь почтенных долгожителей каноны выглядят совсем юными, но в ходе развития церковного богослужения именно им суждено было занять центральное место во многих литургических чинах. К примеру, канон является смысловым ядром современных утрени, повечерия и полуночницы, не говоря уже о молебнах и келейных молитвенных правилах. И все это – благодаря трудам святого Андрея, который в VII столетии смог создать структуру, наиболее полно отвечающую сакральным потребностям верующего.

Дело в том, что христианство имеет, если можно так выразиться, два уровня религиозной жизни – ветхозаветный и новозаветный. Первый включает в себя богатейшие традиции израильского народа, которые были благоговейно приняты первыми христианами и переосмыслены в духе Евангелия. Второй уровень – это тот благодатный опыт, который Церковь стяжала уже после пришествия Христа. Но если Израиль Ветхий имел очень яркую культуру, породившую огромное разнообразие священных текстов, то Израилю Новому нужно было некоторое время искать уникальные формы выражения своего духовно-мистического опыта. И они были найдены.

Одной из них стали тропари. Первые упоминания о них относятся ко II веку. Это небольшие песнопения, которые во время богослужения чередовались с молитвами и текстами из Священного Писания, передавая суть празднуемого в этот день новозаветного события или церковной даты. Самые древние из дошедших до нас тропарей – «Свете Тихий», «Под Твою милость», «Христос воскрес из мертвых». Они благополучно пережили все исторические эпохи и стали одним из основных элементов наших служб. Седален, ипакои, светилен, кондак, стихира, катавасия – все это не что иное, как тропари, приобретшие тот или иной смысловой окрас и функцию.

И вот, имея в своем распоряжении такую форму молитвенного текста, как тропарь, Андрей Критский совершил небольшую литургическую революцию. До него уже предпринимались попытки создать особый жанр духовных поэм, исполняемых в храмах во время молитвословий. Но эта традиция не прижилась, и ветхозаветные тексты (псалмы, гимны) надолго оставили за собой лидирующие позиции. Святитель пошел иным путем: он не стал изобретать нечто необычное, а использовал всем знакомый тропарь, придав ему при этом новое звучание. Этого удалось добиться очень просто – тропари с подачи Андрея Критского постепенно стали автономными элементами, не связанными напрямую с ветхозаветными песнопениями. Вернее, связь осталась, только теперь она была больше смысловой, чем технической.

В итоге родился канон – цикл тропарей, объединенных общей тематикой. Поскольку первое время традиция исполнения ветхозаветных песен оставалась в силе, каноны присоединялись к ним. Песен всего десять. Одна из них – «Величит душа Моя Господа» – имеет самостоятельный припев, поэтому общее число гимнов, к которым присовокуплялись тропари канона, равно девяти. Прошли века, большинство гимнов исполняться перестали, а вот тропари – остались. В качестве отголоска этого переломного момента до нас дошла привычка разбивать каноны на «песни» – в память о тех самых песнях Священного Писания, к которым привязывался канон в древности.

Сейчас тропари могут объединяться и в две, и в три, и в четыре, и в восемь, и в девять песней. Каждая из них начинается ирмосом – небольшим куплетом-запевкой, который повторяет главную мысль всей песни. Обычно в каноне восемь частей – вторая имеет великопостный характер, и вне постового периода ее опускают. Как правило, песни довольно короткие – от двух до четырех тропарей на каждую. Но есть и каноны-гиганты, которые в каждом из своих девяти блоков содержат десять, пятнадцать, а иногда и более двадцати тропарей.

Самый большой – конечно, Канон святого Андрея. Он – полный, в нем присутствуют все девять песней, а в каждой из них – до тридцати тропарей. Это поистине монументальный шедевр, и его разбор займет не одну страницу. Поэтому остановимся лишь на некоторых наиболее важных моментах.

Первое, что бросается в глаза – это обращенность Канона не только к Богу, но и к самому молящемуся. Читая покаянные тропари, человек словно беседует сам с собою, со своей душой и совестью, анализируя прожитую жизнь и сокрушаясь о тех ошибках, которые были им совершены. Критский цикл – не просто вопль. Это еще и попытка отрезвить свой ум и настроить его на покаянный лад.

Для этого святой Андрей использует довольно распространенный прием. Он приводит примеры из Священного Писания – примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Примеры того, до каких глубин человек может пасть, и до каких высот вознестись. Примеры того, как грех может поработить душу, и как душа может одержать победу над грехом.

Особое внимание заслуживает и то, что автор Канона использует большое количество символов, которые, с одной стороны, очень поэтичны, а с другой – весьма точно передают суть поднимаемых проблем. Например, в тексте часто встречается слово «бессловесный». У современного читателя оно больше ассоциируется с неумением или даже невозможностью говорить, однако в древности бессловесным называли того, кто непричастен Христу. Бог Слово, Логос – таково одно из имен Сына Божия. Всякая вещь на земле, освященная Его благодатью, становится «словесной», причастной Слову, исполненной подлинного смысла. Наоборот же, если кто-то или что-то лишается связи с Господом, то превращается в «бессловесную» тварь, которая по мере удаления от своего Создателя теряет первозданную красоту и форму.

Кстати, такие привычные выражения, как «красота», «слава», «украшение», «доброта» – все они тоже наполняются святым Андреем очень глубоким содержанием. Это не просто некие эстетические понятия, а целая нравственная система, которая полностью соответствует богословскому наследию Православия. И человеку, который читает Канон, совсем необязательно иметь за спиной семинарию, чтобы понять те простые вещи, которые хочет донести до сердца критский пастырь…

Преподобный Андрей строит очень простую и ясную схему: Человек изначально создан Богом для радости и соучастия в Своем Божественном бытии. Он облек Адама и Еву в духовные благодатные одежды, одарил их различными талантами, поставил перед ними высокую цель богоподобия. Но человек, обманутый дьяволом, добровольно избирает другой путь – путь ухода от Бога и создания такого мира, в рамках которого Творцу попросту нет места. Потом, по прошествии некоторого времени, люди начинают понимать, к чему привело их своеволие, но что-либо изменить они уже не в силах, поскольку утратили те благодатные способности, которыми были наделены до падения. И теперь, находясь в падшем состоянии, человек взывает к своему Создателю: «Облекся я одеянием стыда, как листьями смоковницы, во обличение самовольных страстей моих».

Весь Великий Канон пропитан слезами покаяния – подлинного, немаскарадного, живого. Примечательно, что сам процесс духовного преобразования человека Андрей Критский мыслит в категориях, очень далеких от понятий «вины», «воздаяния» или «наказания». Плач души, гениально сформулированный автором Канона, содержит в большей мере не слово «прости», а слова «исцели», «очисти», «исправь», потому что восточная традиция всегда понимала одну страшную истину: Сколько бы ни исходило из уст Божьих формальное прощение, но без ликвидации греховной поврежденности человеческой природы, без устранения той самой «наготы» и «безобразия», о которых и говорит преподобный Андрей, невозможно настоящее спасение человека. Наоборот, спасение достигается не простым исполнением заповедей и механическим творением добрых дел, а возвращением к Богу и облечением в те самые благодатные одежды, которые однажды были утрачены нашими прародителями.

Великий Канон читается два раза в посту – в первую и пятую седмицу. Первый раз он словно напоминает нам о том, чем же на самом деле является покаяние в понимании святых отцов, а во второй раз – ближе к Страстной – верующим дается возможность сравнить: к чему они шли, и к чему смогли прийти за несколько недель молитвенного подвига. Стало ли их покаяние действительно такой переменой жизни, которая влечет за собою изменение и образа мышления, и поведения, и мироощущения. Покаяние, по мысли создателя Канона, не статическое самосозерцание и самобичевание, а активное делание, путешествие, в котором возможно только одно направление – вперед и вверх.

К сожалению, в условиях современного ритма, особенно в крупных городах, работающий человек не всегда имеет возможность посетить удивительные службы с пением Канона Андрея Критского. Но интернет имеется у многих, и найти этот удивительный текст не составляет особой трудности. Причем, не только в богослужебной редакции, но и в переводе на обычные литературные языки. Канон важно хоть раз в жизни вдумчиво прочесть каждому, кто так или иначе связывает себя с христианской традицией в целом и с Православием в частности. Он поистине говорит удивительные вещи.

Самая главная из них – это утверждение, что Бог всегда находится рядом, и что расстояние между Ним и человеком измеряется не земными понятиями «долга», «греховности» или «достоинства», а простой любовью, верой и надеждой на великое милосердие Создателя. На то самое милосердие, которое и падших возводит, и больных исцеляет, и грешников очищает, возвращая им первозданную красоту и величие.

ФОМА

Фанфики по мотивам эпопеи «Гарри Поттер»

Помимо аниме ФФ часто пишут по книгам. Так, вышеупомянутому циклу «Гарри Поттер» на Фикбуке посвящено почти 62 тысячи сочинений, причем события многих из них сконцентрированы на второстепенных героях, благодаря чему остаются каноничными.

Например, о дружбе Сириуса Блэка и Ремуса Люпина (Reciprocity) или об отношениях Лили Поттер и Северуса Снейпа («Дочь обычного зельевара»). Последний, кстати, неканоничный, поскольку в оригинальной книге у профессора нет дочери.

Однако, наверное, самой популярной темой для фанфиков по «Гарри Поттеру» являются отношения между различными каноническими персонажами и попаданцами, в лице которых их авторы в определенной мере видят себя. ФФ такого рода, несмотря на наличие оригинальных персонажей, неканоничны.

Фанфики по «Сверхъестественному»

Популярные телесериалы, идущие годами – это еще одна благодатная тема для сочинения ФФ. К примеру, проекту о братьях-охотниках за нечистью (Дин и Сэм Винчестеры) посвящено 35 тысяч произведений.

Львиная доля их является кроссоверами с другими известными франшизами. Например, с «Гарри Поттером» («Светоносные»), с аниме Hellsing («Вечные»), с «Наруто» («Демонессы»). А также, как это ни парадоксально звучит, с мультсериалом «Моя милая пони» («Изменить историю всех вселенных»).

Стоит ли говорить, что подобные произведения не соответствуют ни канону, ни даже фанону?

Фанфики по «Бедной Насте»

Важно отметить, что плодотворная фантазия российских сочинителей ФФ сосредоточена не только на зарубежных творениях, но и на русской кинопродукции. Так, популярному сериалу «Бедная Настя» посвящено 278 фанфиков.

Большинство из них о приключениях Анны и Владимира. В них речь идет либо об их детстве, либо о будущем после свадьбы («Каменная трилогия», «Люблю…»). Сочинения такого рода, как правило, каноничные и являются источниками для фанона.

Кроме перечисленного, неуемная фантазия поклонников сериала создала и несколько неканоничных фанфиков-кроссоверов с таким проектами, как «Не родись красивой» («Незаменимый») и книгой «Гордость и предубеждение» («Гордость и предубеждение Двугорского уезда»).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]