Санкт-Петербург. Петропавловский собор. |
Cанкт-Петербургский собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла
Санкт-Петербургской епархии
- Престол: апп. Петра и Павла
- Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Собор был заложен почти одновременно с Петропавловской крепостью на Заячьем острове в день святых первоверховных апостолов 29 июня 1703 года и стал первой церковью Петербурга. По преданию, Петр I сам определил место для будущего храма, положив в центре крепости крест-накрест сложенные куски дерна.
С 1712 года на месте деревянной церкви по проекту архитектора Доменико Трезини началось строительство нового, каменного, Петропавловского собора. По окончании строительных работ в 1733 году, в праздник Петра и Павла, состоялась торжественная церемония его освящения. До 1859 г. собор являлся кафедральным, а его трехъярусная колокольня (высота 122,5 м), увенчанная золоченым шпилем с фигурой летящего ангела, по праву стала одним из символов города.
Петропавловский собор также является усыпальницей всех русских Царей, начиная с Петра I и заканчивая Александром III.
Штат состоял из настоятеля в сане протоиерея, священнослужителей — священников и диаконов, церковнослужителей (дьячков и пономарей; с 1860-х — псаломщиков), звонарей (они нередко одновременно исполняли функции истопников и сторожей), просвирни [1].
В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 — обращён в музей.
В 1996 году для собора был вновь назначен настоятель. В 1999 году, после долгого перерыва, в соборе восстановилась традиция совершать богослужения в престольный праздник храма. В начале 2008 года возобновились регулярные богослужения по воскресным дням, двунадесятым праздникам, в престольный праздник, а также в особенные поминальные дни: дни памяти Государей и великих князей [2].
Стратегический и духовный форпост Балтики
Чтобы ощутить величие момента, окунёмся в гущу событий, берущих начало с 1703 года. Желая закрепить достигнутый успех шведкой военной компании (война длилась до 1721 года), царь принимает решение о возведении Петропавловской крепости на Заячьем острове, установив здесь надёжную защиту для вражеских поползновений на возврат территорий, над которыми был утерян контроль. В проекте крепости всё было новаторским и «доселе» неведомым миру. В первую очередь с материка к острову подводят уникальный по тем временам мост и строят водоканал для обеспечения военного контингента и строителей питьевой водой.
В это же время, приглашённые на государственном уровне знаменитые зодчие Франции и Италии, трудятся над проектом Петропавловского собора – культового комплекса, который по замыслу императора «прорубит окно в Европу» и послужит доказательством величия его Государства. Поэтому в расчёт принимают лишь передовые позиции, способные удивлять и поражать, демонстрировать мощь, военное и техническое развитие, разум и процветание.
Уже в 1704 году была освещена предварительно построенная деревянная церковь. С высоты её колокольни постоянно вели воинский дозор, а по праздникам на площадке водружали воинские и отечественные знамёна. В мае 1712 года состоялась торжество, где властью царя Доменико Трезини было доверено заложить первый камень в фундамент Петропавловского собора. По задумке, его каменные стены начали воздвигать вокруг действующей деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на новое место.
Петропавловский собор
Петропавловский собор
Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года [2, с. 20]. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.
Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина). Первое описание появилось в 1710 году:
«Посреди крепости, вплотную у этого канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют как прелюдию гармоничный колокольный звон на голландский манер, и на которых человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время» [Цит. по: 2, с. 20, 21].
8 июня 1712 Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент. Там её назвали храмом Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.
В первую очередь несколько сотен человек выкопали глубокие рвы, выложили фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной два метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал «колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь
«.
Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.
Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. 1 мая Доменико Трезини пригласил для работ над этим сложным инженерным сооружением голландца Германа ван Болеса, который создал проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимался его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко. В мае 1719 года Канцелярия городовых дел заключила с рижским мастером Ф. Цимерсом договор, согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года — договор с рижскими мастерами И. П. Штейнбейсом и И. В. Эберхардом на золочение этих листов.
Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году — сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году — царевич Алексей.
В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:
«7 [августа 1721 года] большое общество их тех, что остались дома, поднялись в полдень на башню крепости, отчасти чтобы посмотреть на куранты, потому что в этот час должны были играть на колоколах, отчасти чтобы увидеть полностью Санкт-Петербург, потому что она является самой высокой башней в городе… Большой часовой механизм самостоятельно играет каждые четверть- и полчаса. Когда мы поднялись на самый верх башни к колоколам, «колокольный игратель» дал нам большую подзорную трубу, в которую мы могли видеть Петергоф, Кроншлот и Ораниенбаум. Сам Санкт-Петербург имеет форму овала и необычайно большую протяжённость, однако во многих местах только редко застроен, но если царь ещё некоторое время поживёт, он будет застроен полностью» [Цит. по: 2, с. 101, 102].
Запись из того же дневника за 1721 год:
«Крепостная церковь, как я уже упомянул, самая красивая и самая большая во всём Санкт-Петербурге и имеет очень высокую и красивую новомодную колокольню, крытую медными, ярко вызолоченными через огонь листами, которые при солнечном освещении производят необыкновенно красивое впечатление; но внутри эта церковь ещё не полностью отстроена. Куранты этой церкви очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того каждые пол часа и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом…»
Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан. Но по неизвестным причинам его либо очень быстро демонтировали, либо вообще никогда не запускали [2, с. 102, 103].
Ещё в мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.
Золочение медных листов было завершено к ноябрю 1723 года. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.
Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.
Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.
Зал Петропавловского собора
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.
Уникален иконостас Петропавловского собора. Он имеет форму триумфальной арки — символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы в 1727 году разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Ещё два года создавались иконы, которые писали Андрей Меркульев «с товарищи». Часть из этих икон сохранилась до настоящего времени, необычны их формы. В центре иконостаса Петропавловского собора — царские врата со скульптурами апостолов.
В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними — четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.
В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю — подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.
В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.
Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора. Он стал самым большим зданием Санкт-Петербурга. Стены храма были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз — в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол — в тёмно-синий.
Иконостас Петропавловского собора
В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.
Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.
При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку.
Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770-х годов.
Захоронения Александра II и Марии Александровны
Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не «летела» держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.
В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на коменданта крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика.
Предложение Телушкина обсуждали полтора года. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу, за которой у стен Петропавловской собора наблюдала толпа любопытствующих. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебряную медаль «За усердие» на Аннинской ленте.
В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес — 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее — выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция рассчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий («Коль славен наш Господь» и «Боже царя храни»).
Место захоронения семьи Николая II
Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.
Когда в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада. В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.
Театральный художник М. А. Григорьев в начале ХХ века вспоминал:
«В соборе стены и пилоны были увешаны серебряными и золотыми венками, которые различные организации и учреждения посылали на царские гробницы. Некоторые из венков были усыпаны драгоценностями. У гробниц находились цветы, лежали венки с памятными лентами, горели бесчисленные лампады, из которых многие представляли собою подлинные произведения искусства. Стояли серебряные подсвечники с зажжёнными свечами. На гробницах лежали шпаги царей, по углам окружавших могилы решёток размещались знамёна. Собор производил мрачное, но очень величественное впечатление. Лучи света, пробиваясь сквозь окна, зажигали тысячи бликов на серебре и золоте и соперничали с огоньками лампад и свечей.» [Цит. по: 4, с. 119]
После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. После закрытия храма в 1919 году ценности из него были вывезены, здание отдано Музею истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи.
Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад.
В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.
В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были перенесены сюда из Дании.
Поделиться
Оцените статью
Рейтинг 77%
Источники
1 Овсянников Ю. М.
: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 — 632 стр.
2 Малиновский К. В.
: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 — 576 стр.
3 Жигало М. В., Тукиянен И. А.
: «Самые известные храмы Санкт-Петербурга». Издательство «Олимп: Астрель: АСТ», 2007 — 285 стр.
4 Григорьев М. А.
: «Петербург начала ХХ века // Невский архив. — 2001. — Вып. V. — С. 101-137». Издательство «», — стр.
«Барокко Петра»
Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра». (Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»). От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт — Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.
Великокняжеская усыпальница в Петропавловском соборе
Сооружение возводилось на рубеже XIX–XX веков, в нем планировалось погребать некоронованных представителей императорской фамилии. Здание соединяется с собором посредством крытого перехода. Фасады усыпальницы украшают мозаичные иконы. Значительная часть элементов внутреннего убранства не дошла до наших дней. После проведенных реставрационных работ усыпальница открылась для посетителей.
© Константин
Новый подход к технологии возведения собора
Закладка Петропавловского собора началась с нарушения традиционной очерёдности возведения храмов. Первым делом было решено поднимать колокольню важную для города, как стратегический объект. Северная война была в разгаре и наличие высотной смотровой площадки с меткими лучниками для дозора за движением шведских судов по водам имела величайшее значение для безопасности нового Санкт — Петербурга.
Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.
Убранство храма
автор: Ирина Irina
Интерьер собора напоминает парадный зал дворца. Картины на стенах созданы известными художниками А. Матвеевым, Г. Гзелем и другими. Резной иконостас выполнен в виде триумфальной арки (проект И. Зарудного), а иконы — московским мастером А. Поспеловым.
автор: Дмитрий Казаков
автор: Дмитрий Казаков
Напротив алтаря расположена великолепная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Апостолов. Царское место украшено резной золоченой короной и малиновым бархатом.
автор: Дмитрий Казаков
Собор стал памятником русской военной славы. Здесь хранились военные трофеи российской армии.
автор: Дмитрий Казаков
В духе нового времени
Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.
Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.
Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время. Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.
Комендантское кладбище
Возле Великокняжеской усыпальницы и за Петропавловским собором находится комендантское кладбище — одно из старейших кладбищ Санкт-Петербурга.
На кладбище покоится прах комендантов Петропавловской крепости, скончавшихся на своём посту.
Первая траурная церемония на кладбище состоялась в 1720 году в присутствии Петра I — похороны близкого сподвижника царя — генерал-лейтенанта русской армии Р.В. Брюса.
Последнее погребение было произведено в 1914 году – генерала от инфантерии, генерал-адъютанта В.Н. Данилова.
Кладбище пострадало во время Великой Отечественной войны. В 1960-1980-е годы на его территории были проведены археологические раскопки и восстановлены поврежденные надгробия комендантов 18 века.
Вся территория кладбища спланирована в трех уровнях, соответствующих хронологии захоронений: надгробия 18 века расположены в центре на самом нижнем уровне; захоронения 19 века — на среднем уровне в южной части кладбища; могилы 20 века — на современном уровне, в северо-западной части кладбища.
Всего на территории кладбища расположены 19 захоронений.
Величественная торжественность и царственное своеобразие
Высота здания Петропавловского собора – 16 метров. Основание здания устроено в форме прямоугольника, толщина каменных стен намного тоньше, чем в других православных храмах страны. Отдельное внимание уделено высоким, заливающим помещение дневным светом, окнам и уникальным подсвечникам и светильникам, созданным Петром Зыбиным. Свод единого огромного купола поддерживают узкие, но мощные пилоны, выстроенные в ряд.
В антураже собора использовали самые новаторские идеи. В росписи стен применены не только сюжеты из библейской жизни, но и гармонично вплетены картинки героической истории царства.
Золоченый резной иконостас собора подчёркивает победу Петра в войне и выполнен в форме триумфальной арки. Он был преподнесён собору в качестве подарка от царской четы. Выполнять резьбу и устанавливать его доверили искусным резчикам мастерской Ивана Зарудного.
Составляли программу иконостаса – Петр I, совместно с архиепископом Феофаном Прокоповичем. В композиции присутствует 5 крупных киотов, на которых установлено 43 святые иконы, написанные мастерами А. Протопоповым и Ф. Поспеловым. Липовые и дубовые иконы писали в Москве по эскизам Петербургской рисовальной школы. Эскиз запрестольного витража «Воскресенье Христово» подготовил художник Н. Бруни.
Отметим! Убранство храма Петра и Павла в Петербурге – неповторимо. Сегодня каждому его элементу посвящены десятки научных трудов и исследовательских работ.
Архитектурные особенности
Собор не похож на типичные для допетровской России православные храмы. Здание размерами 61 м на 27,5 м вытянуто с запада на восток. Его купол венчает узкий шпиль высотой 122,5 м. На протяжении трехсот лет главный храм крепости был самым высокой постройкой в городе и подчеркивал роль царей в управлении великой страной.
Вид на Петропавловский собор с Соборной площади Петропавловской крепости
Фасад собора оформлен в строгом европейском стиле. На нем нет избытка золота и ярких красок, типичных для старых русских церквей. Декор очень скромен. Храм украшают лишь плоские колонны-пилястры и головы херувимов на окнах. Несмотря на строгость, церковь выглядит легкой и устремленной вверх.
В восточной части здания можно увидеть фреску художника Титова, на которой изображены апостолы Петр и Павел, стоящие перед Иисусом Христом. На западе, со стороны колокольни, фасад в два яруса оформлен пилястрами. Третий ярус завершает выразительная восьмискатная крыша, а над ней стоит восьмигранный барабан.
На самом верху красуется золотая корона, и на высоту 40 м поднимается узкий шпиль. Здание колокольни – заметный ориентир в городе, его видно из разных районов Санкт-Петербурга.
Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести
Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру. Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.
Санкт-Петербургская епархия
С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.
Полезная информация для посетителей
Храм и усыпальница открыты в будние дни с 10:00 до 19:00, в субботу с 10:00 до 17:45, а в воскресенье с 11:00 до 17:45. Билет для взрослых стоит 450 рублей, для учащихся — 250 рублей, а для пенсионеров — 200 рублей.
Интерьер Петропавловского собора
В соборе можно увидеть захоронения царей, красивую лепнину, военные реликвии и росписи. Экскурсоводы интересно рассказывают о роли императорской семьи в истории России.
Усыпальница для императорского рода Романовых
Рядом со зданием храма проект Петропавловского собора предусматривал строительство Великокняжеской усыпальницы – место захоронения особ императорского дома. В настоящее время она насчитывает 54 захоронения. Оба здания между собой объединила галерея, освещённая высокими окнами и множеством светильников.
В последние годы прошлого века здесь были захоронены: правнук царя Александра II – великий князь Владимир Кириллович (1992); перенесён с Кобурского кладбища прах его отца и матери (1995).
Настоятели, ключари
- Иоанн Яковлев
- Георгий
- Анастасий Кондоиди (? — 1721)
- Пётр Григорьев (1721 — 1736)
- Михаил Слонский (1736 — 16 мая 1754)
- Алексей Фролов (1740-е)
- Петр Гребневский (1740-е -1754)
- Пётр Гусь (1757 — 1762)
- Стефан Левицкий (1762 — 27 января 1763)
- Сергий Никитин (1763 — упом. 11 июля 1764 [4])
- Александр Михайлов (1764 — 6 апреля 1769)
- Сергий Коноплёв (1779 — 20 января 1800)
- Пётр Виноградов (1800-е)
- Григорий Добротворский (? — 1855)
- Александр Благовещенский (1855 — 1856)
- Дмитрий Флоринский (упом. 1867 — 1888)
- Иоанн Нечаев (упом. 29 июля 1892)
- Сергий Преображенский (? — 1895)
- Александр Дернов (1897 — 1 июня 1899)
- Константин Велтистов (1901 — 1916)
- 1922 — 1996
Влияние исторических перемен и веяния времён
С течением времени молнии разрушали величественные шпили, грунтовые воды подтачивали основания колон, к Петропавловскому собору пристраивались нужные для хозяйствования помещения. Реставрации оставили свой след на шпиле и на фигуре Ангела. Благодаря сменам политической власти и войнам изменилось само назначение Петропавловской крепости, превратившейся из грозного и воинственного форпоста, заставляющего трепетать государевых недоброжелателей, в культурный центр и духовное сердце города Санкт — Петербурга.
Петропавловская крепость и собор, как и город, пережили разные времена. Какое-то время она была зловещей тюрьмой, позднее – музеем революции, складом.
К счастью, сегодня – это замечательный храмовый комплекс, отлично отреставрирован. Он гостеприимен и прекрасен в своей красе и служит людям во имя первых и верховных апостолов Петра и Павла и великого Государства Российского.
История храма в XVIII-XX веках
До середины XIX века Петропавловский собор выполнял роль кафедрального храма, а потом его приписали к придворному ведомству. Здесь никогда не совершали таинств венчания и крещения. Под сводами собора проводили отпевание членов российской правящей семьи и представителей княжеских родов, близких к императорскому дому.
Петропавловский собор в ночной иллюминации
Цари и их ближайшие родственники лежат в самом храме и в Великокняжеской усыпальнице в каменных гробах. Когда умирали коменданты крепости, их также отпевали в царском храме и хоронили, как почетных граждан города.
Старый собор много раз реконструировали и ремонтировали. Первый раз это произошло в середине XVIII века после большого пожара. В 1776 году на колокольне появились башенные часы, которые сделал голландский мастер Б. Оорт Крас.
В 1777 году город пострадал от разрушительной бури. Сильные порывы ветра повредили высокий шпиль, и архитектор Петр Патон восстановил его. Другой зодчий Антонио Ринальди украсил верхушку шпиля огромной фигурой ангела с крестом. Флюгер высотой 3,2 м и весом 250 кг послушно вращался и указывал, куда дует ветер.
В 1830 году во время грозы ангел был поврежден. Чтобы выполнить ремонт флюгера, опытный кровельщик Петр Телушкин забрался на шпиль без возведения лесов и устранил неисправность. За отличную работу царь разрешил мастеру бесплатно посещать любые питейные заведения России. Как сложилась дальнейшая судьба кровельщика не известно.
Петропавловский собор ночью
В 1850-е годы обветшавшие деревянные конструкции шпиля заменили на металлические. Технически сложной работой руководили архитектор Константин Тон и инженеры-механики Дмитрий Журавский, Павел Мельников и Александр Рехневский. Интересно, что после реконструкции постройка выросла со 112 м до 122,5 м.
Вскоре после революции, в 1919 году храм закрыли для верующих и через несколько лет превратили в музей. При этом многие старинные иконы, богослужебная утварь и облачения пополнили другие музейные хранилища.
Во время Великой Отечественной войны немецкие войска неоднократно обстреливали и бомбили Ленинград. Старый собор был сильно разрушен от взрывов, и его реставрация заняла несколько лет. В 1954 году полностью восстановленный храм передали в ведение Музея истории города.
Цена билетов, где можно купить
Входные билеты в Петропавловскую крепость нельзя купить на официальном сайте онлайн, только в кассах. Но, если вы хотите посетить и другие достопримечательности Петербурга, присмотритесь к карте гостя города. Купив ее, турист получает бесплатный вход во множество музеев и интересных мест, в том числе в Петропавловскую крепость, Турецкий бастион и Великокняжескую усыпальницу.
Купить билеты в Петропавловскую крепость в любой из многочисленных касс. Обратите внимание, для покупки билета по льготной цене необходимо представить подтверждающий документ.
Объект | Стандартный | Учащиеся | Пенсионеры |
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница | 550 | 300 | 250 |
Тюрьма Трубецкого бастиона | 250 | 150 | 150 |
Музей космонавтики и ракетной техники | 200 | 150 | 150 |
Экспозиции:
(стоимость указана за посещение каждой) | 200 | 120 | 120 |
Экспозиция «История Петропавловской крепости» | 100 | 100 | 100 |
Экспозиция «Предметный мир модерна» | 250 | 150 | 150 |
Фонд керамики и стекла. Коллекция фарфора и стекла ХVIII-XXI вв. | 250 | 150 | 150 |
Стоимость посещения временных выставок уточняйте перед поездкой.
Чтобы посетить максимальное число объектов и сэкономить, можно приобрести комплексный билет. Он действует в течение 2 календарных дней после покупки, а также включает в себя 1,5-часовую экскурсию по крепости.
Что входит в стоимость | Стандартный билет | Учащиеся | Пенсионеры |
| 750 | 400 | 300 |
Все цены указаны в рублях.
Право на бесплатное посещение имеют:
- Герои Советского Союза, России и полные кавалеры ордена Славы;
- члены многодетных семей;
- дошкольники;
- третий четверг каждого месяца – дети до 18 лет и студенты.