Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербург

Я хочу поделиться с вами рассказом о замечательном месте Санкт-Петербурга — Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Все мы, посещая в своих путешествиях новые города (городки и посёлки), стремимся увидеть их «достопримечательности», места, «достойные для примечания», вызывающие у нас сердечный отклик. При разговоре о храмах и монастырях, хранящих сакральный дух населённого пункта, где они расположены, мне сразу вспоминаются слова Платона: «Красота — это убедительная сила истины».

Когда оказываешься в умиротворяющей церковной тишине, то внезапно начинаешь отчётливо слышать голос собственного сердца. Вот я и приглашаю вас насладиться подобной встречей с духовной красотой жизни, посетив петербургскую Новодевичью обитель.

Как добраться

Доехать сюда достаточно просто. Выходим на станции метро «Московские ворота» (1), переходим Московский проспект и двигаемся в сторону Обводного канала (если встать спиной к метро, то влево). Адрес обители: Московский пр. 100

Вы минуете часовню равноапостольных Нины и Преподобного Сергия Радонежского (2), принадлежащую монастырю, автозаправку и вскоре пойдёте вдоль высокого забора. Входим в ворота со шлагбаумом (3) (вход свободный, только женщинам стоит накинуть косынку) и оказываемся на территории обители. Если вы приехали на автомобиле, то бесплатно припарковаться можно прямо у обочины напротив монастыря.

Монастырская колокольня

В 1895 году рядом с Воскресенским собором была возведена грандиозная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала Колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь. Во втором ярусе находилась надвратная церковь Святого Исидора Пелусиота, небесного покровителя скончавшегося тремя годами ранее митрополита Исидора. В двух верхних ярусах колокольни находились звонницы. Как и на барабанах куполов собора, оба верхних яруса опоясывала аркада, в каждой второй арке которой находился проём. Венчал колокольню объёмный луковичный купол.

Колокольня была взорвана в конце 1920-х годов в связи с расширением Московского проспекта.

История Воскресенского Новодевичьего монастыря

Появление женской обители в Санкт-Петербурге

Поначалу женский монастырь, основанный в Петербурге в 1748 году, находился на месте Смольного дворца и назывался Воскресенским девичьим Смольным монастырём, но в силу различных обстоятельств он был упразднен в 1797 году.

Таким образом, в середине XIX века в столице не было женских обителей. В это время император Николай I поддерживает инициативу обер-прокурора Святейшего Синода графа Н. А. Протасова о возрождении Воскресенского монастыря. Его размещают на Васильевском острове, а в 1848 году переносят в район Московской заставы.

Первой настоятельницей становится монахиня Феофания (Готовцева), вызванная в столицу из Горицкой обители. Ещё в молодости она слышала пророчество своего духовника, архимандрита Феофана, о грядущей славе петербургского монастыря задолго до его появления. Вначале в монастыре строится деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 3 (15) ноября в 1849 году в присутствии императора Николая I происходит торжественная закладка Воскресенского собора.

В 1854 году монахини переселяются в возведённые келейные корпуса, и освещается церковь в честь иконы «Отрада и Утешение».

Сюда был помещен список с чудотворного одноименного Образа с греческого Афона. Этот дар женскому монастырю Санкт-Петербурга прислал старец Серафим Святогорец. В 1855 году совершается освящение храма в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1861 году оканчивается строительство величественного Воскресенского собора с пятью приделами. До революции здесь находились удивительные святыни, среди которых икона Воскресение Христово с частицей Гроба Господня, родовая икона Ушаковых (Казанская Богородица), Образ Нерукотворного Спаса (XVI в), принадлежащий Ивану Грозному.

В 1866 году оканчивается земной путь первой настоятельницы обители — матушки Феофании. Она была погребена за алтарем Воскресенского Собора. Сегодня её честные останки перенесены в Казанский храм.

Большую роль в расцвете монастыря сыграли также все последующие его настоятельницы. В 1895 году воздвигается златоглавая колокольня (проект Л. И. Бенуа и Цейлера). У монастыря появляются скиты и подворья.

К 1901 году появляются здания для трапезной, ризницы, библиотеки и больницы. Хочу отметить, что монастырь, помимо молитвы, усердно занимался и социальным служением. На его территории работали детский приют, богадельня, школа, архив. С 1908 г по 1912 г. строится каменная Казанская церковь в византийском стиле (проект В. А. Косякова). Но она так и не была освящена.

К 1917 году в монастыре проживало 400 насельниц: монахини, трудницы, сёстры, готовящиеся к постригу. На территории находилось 8 храмов. Было своё большое, хорошо налаженное хозяйство: фермы, пасека, конюшня, птичник. Здесь действовала масса знаменитых на всю Россию мастерских, содержались богадельня, детский приют и больница.

Новодевичий Некрополь

Мой рассказ об обители не будет полным без повествования о Новодевичьем кладбище, расположенном в её восточной части, где находились две монастырские церкви — Скорбященская (1855 г., по проекту Э. И. Жибера) и Ильинская (1983 г., арх. Л. Н. Бенуа). С 1848 здесь похоронено множество знаменитых людей, чьи имена неразрывно связаны с государственной и военной историей, а также с культурой и просвещением России.

Среди них Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, С. П. Боткин, Д. О. Отт, М. А. Врубель… На Руси кладбища всегда считались «нивой Господней», где посеяны семена для вечной жизни.

Моя мама рассказывала, как один старенький профессор когда-то сказал им на лекции в мединституте: «Когда вам безумно весело или очень горестно — идите на кладбище. Там мир в душе восстановится». И в этом есть глубокий смысл. Кладбища берегут историческую память. Неспроста у всех народов к ним всегда благоговейное отношение. С 1849 по 1934 гг. на Новодевичьем кладбище было похоронено около 26 000 человек. На могильных плитах высечены имена дворян, представителей знатного купечества, деятелей искусства и науки.

Место слева от входа отводилось для погребения насельниц монастыря. Именно сюда сегодня приходит масса людей, чтобы почтить память старицы Дарьюшки-Странницы, о которой я вам непременно расскажу позже.

До революции 1917 года за Новодевичьим кладбищем был организован прекрасный уход. Дорожки регулярно расчищались, газоны и цветники поддерживались в идеальном состоянии. Памятники были исполнены знаменитыми мастерами, в числе которых В. М. Васнецов, П. К. Клодт, Н. А. Рерих. Склепы украшались иконами, серебряными венками, лампадами.

К сожалению, большая часть захоронений не сохранилась, но и сегодня уцелевшие гранитные и мраморные памятники с коваными оградами поражают своим величием.

Если неспешно пройтись по дорожкам кладбища, читая имена и эпитафии, замечаешь, что действительно по словам того самого профессора, твоё душевное равновесие восстанавливается, проблемы кажутся нелепыми и мелкими, а жизнь обретает большую ценность.

Изваяние Христа на могиле Анны Вершининой

Я хочу подробнее рассказать об одном захоронении, возле которого в любое время года есть свежие цветы и горящие свечи. Это надгробный памятник над могилой Вершининой Анны со скульптурным Образом Христа, стоящего около величественного гранитного креста (1915 г., автор П. И. Кюфферле).

Его ещё называют «храмом под открытым небом». Сюда отовсюду приезжают люди. Как-то мне довелось услышать слова одной бабушки: «Вот вы, петербуржцы, всё куда-то по святым местам ездите, а ведь у вас самих здесь, на Новодевичьем, такое место есть».

По приданию, у генеральской четы Вершининых не было детей. Анна Акимовна очень переживала, что после её смерти некому будет ухаживать за могилой. Но супруг так оформил место её погребения, что и сегодня не иссякает поток людей, приходящих сюда. Если вы подойдёте к этому изваянию, то увидите, что у скульптуры Христа нет ступней. Их отрезали мародёры, которые хотели украсть бронзовую статую (за что потом жестоко поплатились, как рассказывали очевидцы, подобным увечьем). Чудо уже в том, что этот памятник уцелел. Здесь всегда оставляются записочки с просьбами в житейских и духовных нуждах. В наши дни надгробье содержат в идеальном порядке.

Архитектура

Создателем проекта всех главных монастырских построек стал известный архитектор Н. Ефимов. В центре архитектурной композиции монастырского ансамбля находится Воскресенский Собор.


Внешний облик собора напоминает Суздальские храмы XV века, при этом высота составляет около 50 метров

Корпуса сестринских келий расположились в виде буквы П и прерываются двумя домовыми церквами с малыми главами и шатровыми колокольнями

Казанская церковь построена в 1910 году по проекту архитектора В. А. Косякова. Сооружение должно было отражать многовековую историю христианства, соединяя в себе русскую и византийскую культуру.


Храм Казанской Божьей Матери в советские годы использовался в качестве механического цеха при ВНИИ электромашиностроения

Внутреннее убранство

Стены, свод и образа Воскресенского Собора были расписаны монастырскими живописцами и монахинями. Интерьер храма, к сожалению, не сохранился даже в эскизах и на фотографиях. Внутреннее убранство собора создавалось заново, за основу росписи были взяты древнерусские образцы.


До наших дней дошли лишь фрагменты декоративной живописи Воскресенского собора, относящиеся к ремонту 1914–1916 годов, в сводах южной и западной галереи собора

Внутри Казанская церковь богато оформлена золотой лепниной и живописью. Росписи выполнены в русском стиле художником Ф. Райляном, и большей частью сохранились до наших дней. Центральный зал выполнен в виде ротонды, окруженной колонами из красного мрамора.

Внешнее убранство

Собор Воскресения Христова – монументальное сооружение в византийско-русском стиле. Пятиглавый собор имеет пять приделов, увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми. В малых куполах располагаются звонницы.


Фасады Воскресенского храма украшены декоративными аркадами. Купола Казанского храма расположены на низких барабанах, также опоясанных аркадой.

Пятиглавая Казанская церковь – образец византийского стиля. Первоначально купола покрывала особая черепица, замененная при реставрации медными листами. Порталы, в которых располагаются входы, образованны сводами, украшенными резьбой. Изящное убранство фасадов и порталов содержит христианскую символику. Храм облицован белым кирпичом и напоминает Софийский Собор в Константинополе.

Обитель в советского время

В годы богоборчества Воскресенский Новодевичий монастырь испил чашу скорби сполна. Закрывались, уничтожались, разбирались по кирпичикам великолепные храмы и часовни.

Следовали аресты и расстрелы. 31 мая в 1932 году Воскресенский собор было решено ликвидировать и передать «здание» для устройства… Универмага. В 1933 г. взрывают великолепную колокольню с расположенной в ней церковью Исидора Пелусиота. Дело в том, что звонница, по мнению властей, мешала «прямопролеганию» Московского шоссе. А вот как на самом деле она бы выглядела сейчас, можно увидеть благодаря фото, изображающему проект её воссоздания.

Подверглось надругательству и Новодевичье кладбище.

Духовная жизнь обители, таким образом, замерла в 1937 году. Уникальный церковно-архитектурный ансамбль был изуродован до неузнаваемости, а его внутренние помещения отданы для нужд НИИ электромашиностроения. Но именно тот трагический период стал, по словам церковного историка А. Э. Краснова-Левитина, «величайшим расцветом питерского монашества», которое в первые годы советской власти отличалось небывалой духовной силой и чистотой.

До полного своего закрытия Новодевичья обитель служила резиденцией для Ленинградских митрополитов: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). Что касается уникального Новодевичьего Некрополя, то в советские годы он напоминал варварскую каменоломню, где разбирались и разворовывались ценнейшие надгробья, разрушались часовни и церкви.

В 1933 году кладбище закрыли. Памятники многих известных людей (например, композитора Н. А. Римского-Корсакова и архитектора Л. Н. Бенуа) были перенесены в другие места. С 1960 года под предлогом ликвидации «бесхоза» было уничтожено 400 надгробий. Мне жутковато читать подобные факты, но они помогают больше ценить то, что удивительным образом всё же было сохранено.

Возрождение

Восстановление монастыря

Возрождение монастыря начинается в 1996 году. И кажется нелепым, что в конце XX века в центре Петербурга сестринской общине поначалу приходилось ютиться в помещении без отопления, водоснабжения и канализации. Но несмотря на все бытовые трудности, монастырь оживал. Ему постепенно возвращали храмы и строения. Правда, все они требовали капитального ремонта.

Труды по возрождению обители не раз сопровождались чудесами. Так, 6 ноября 1996 г. без всяких реставраций обновилась икона Казанской Божьей Матери. Случай, не объяснимый физическими законами. Чудом считается и обретение могилы первой игуменьи Феофании. В советское время она была осквернена и находилась под асфальтом.

К 2002 году монастырю были возвращены все здания. Вновь ожил этот «островок вечности» среди суеты Санкт-Петербурга. Сегодня отремонтированы Казанский, Афонский и Введенский храмы. Построена часовня во имя Сергия Радонежского и Св. равноапостольной Нины, мимо которой вы проходили, направляясь в монастырь от метро.

Возрождается Воскресенский собор. В обители располагаются богодельня, детский приют, воскресная школа, швейные мастерские, приют для молодых мам с детьми, попавших в кризисную ситуацию, своё издательство и Паломнический дом.

Хочется также отметить существование благотворительного медицинского , занимающегося вопросами диагностики женской онкологии.

Для гостей монастыря имеется замечательная церковная лавка. По-моему, она — одна из самых лучших в Петербурге. Когда люди впервые попадают сюда, то нередко отмечают, что она уже сама по себе напоминает музей. В наши дни Новодевичий Воскресенский монастырь является местом, куда нередко привозят великие святыни .

И народ стоит долгими часами даже в непогоду, чтобы на мгновение к ним прикоснуться. Всё это свидетельствует о возрождении духовности нашей страны. Я также бываю в обители во время подобных событий и сама вижу, что уже не бабушки в платочках, а люди всех возрастов, от мала до велика, рекой стекаются к монастырю.

Думаю, все помнят время, когда в Россию с Афона привозили Пояс Богородицы или Дары волхвов. В Петербурге они располагались для поклонения как раз в Новодевичьей обители.

О том, когда в монастырь прибудут другие великие святыни, можно прочитать на официальном сайте. При прибытии десницы Свт. Спиридона Тримифунтского, которого на Руси ранее почитали так же, как Николая Чудотворца, у нас произошло удивительное событие. Когда мы приехали в обитель, то очереди не было совсем! А ведь целый день люди стояли перед этим помногу часов! Мы поклонились Святому, и очередь снова стала расти. И вот так радостно стало, словно тебя почему-то незаслуженно приласкал небесный угодник.

Возрождение Некрополя

Оттепель времён коснулась и многострадального Новодевичьего Некрополя. В 1995 году он становится памятником федерального значения.

Здесь также наведён порядок, облагорожены многие могилы, продолжаются захоронения. Сюда хорошо прийти зимой, когда по снегу, словно строгие стражи, разгуливают смоляные вороны, а обнаженные ветви деревьев на фоне петербургского неба кажутся особо трогательными.

Люблю я этот Некрополь и осенью, в удивительно красивую и вместе с тем грустную пору прощания с золотым листопадом и теплом. По словам Святителя Игнатия (Брянчанинова) деревья напоминают нам о вечности, о том, что после зимы жизни непременно наступит весеннее воскресение.

Монастырь сегодня

Архитектурный ансамбль

Об архитектуре ныне действующих и ещё не восстановленных храмов Воскресенского Новодевичьего монастыря, а также историях, связанных с ними, можно подробно узнать здесь.

Отмечу отдельно новую домовую церковь во имя Преподобного Серафима Вырицкого, расположенную в Игуменском корпусе. 26 ноября 1012 г. она была освящена, и здесь совершилась первая литургия. Роспись внутри храма выполнена иконописцами монастырской мастерской — Е. Ивановой и А. Сысловой. Дело в том, что имя знаменитого петербургского святого, можно сказать, нашего современника, тесно связано с Новодевичьей обителью.

Кстати, 10 августа 2021 года церковный ансамбль монастыря вновь пополнился.

В аэропорту Пулково открылась часовня иконы Божией Матери «Благодатное небо», относящаяся к Новодевичьей Воскресенской обители.

Святыни обители

Все посетители монастыря при желании могут приложиться к его удивительным святыням. Подробный рассказ о них и связанных с ними чудесах можно найти здесь.

Но я хочу дополнить этот список ещё одной иконой — «Отрада и утешение». Написана она была на Святой Горе Афон и передана обители в 2003 году. Эта большая икона стоит в правой части Казанской церкви. Как-то около неё нас с подругой остановила пожилая женщина и напомнила, что празднование этого Образа совершается 3 февраля, когда в честь Него в храме даже происходит особое ночное богослужение.

И так она проникновенно про эту икону рассказывала, что уже спустя полгода, именно 3 февраля, моя не очень воцерковленная приятельница позвонила мне и напомнила, что сегодня День Ватопедской иконы Богородицы! Кстати, в этом же Казанском храме находится и Образ Страшного Суда, подаренный монастырю Президентом В. В. Путиным.

Подвижники обители

О замечательных людях, чьи судьбы были тесно переплетены с обителью, можно узнать здесь. Кстати, некоторые из них сегодня причислены к лику святых.

А я хочу в дополнение немного рассказать о двух из них.

Странница Дарьюшка

В 2007 году я сама впервые узнала о Дарьюшке, которую называют странницей за то, что она пешком посетила многие храмы России, в том числе Соловки и Киевскую лавру. Сегодня для канонизации этой подвижницы собираются материалы о многочисленных чудесах, происходящих при обращении за её молитвенной помощью. Перед кончиной в возрасте 80 лет Дарьюшка приняла постриг с именем юродивой IV века Исидоры (память 10/23 мая). 14 июля 1854 г. монастырь провожал ее в последний путь с великими почестями. В память о новопреставленной старице Исидоре устроили поминальную трапезу, за которой кормили и одаривали деньгами нищих и убогих, дорогих милостивому сердцу почившей. Могилка ее находится неподалеку от входа на Новодевичье кладбище.

Богомольцы приходят сюда, оставляют записочки с просьбами, трижды читают «Богородице Дево, радуйся!», молитвенно поминают душу усопшей подвижницы. Эта женщина имела обычай за всё всегда благодарить Бога, несмотря на все сложности судьбы. Себя же она называла не иначе как «худой человек», «природье нищее», в чём проглядывает смиренное юродство, глубокая печать русской святости. Всем людям она несла радость и утешение. Я очень советую приобрести в лавке монастыря повествование о её жизни, написанное С. И. Снессоревой. Книга составлена по личным рассказам Дарьюшки и передаёт живую, бесхитростную, наполненную любовью к Богу и ближнему речь самой подвижницы.

Духовная писательница С. И. Снессорева

Хочу рассказать и о самой Софии Ивановне Снессоревой, замечательной писательнице, чьё имя сегодня незаслуженно забыто. Её судьба тесно связана с Воскресенским новодевичьим монастырём. Кстати, именно ей мы должны быть благодарны за переводы «Народных сказок братьев Гримм». София Ивановна была духовной дочерью Святителя Игнатия (Брянчанинова), труды которого (5 томов) она корректировала и редактировала по его просьбе, а также после кончины Святого написала краткий очерк о нём.

После работы над книгой о Дарьюшке-страннице писательница 2 года трудится над биографией первой игуменьи монастыря — Феофании (1868). Далее 5 лет было уделено ею истории самой обители. Книгу С. И. Снессоревой «Санкт-петербургский первоклассный женский монастырь» (1887) и сегодня можно рассматривать в качестве энциклопедии церковного устройства. Далее следует ещё несколько объёмных изданий. Особым, не имеющим аналогов трудом считается сборник «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», который она писала, будучи парализованной и почти ослепшей.

Скончалась София Ивановна в 1904 году в Богородицком Пятагорском монастыре под Гатчиной, который ранее был подворьем Воскресенской Новодевичьей обители (с 2021 года монастырь этот также активно восстанавливается). Сегодня могила С. И. Снессоревой находится под заасфальтированной площадкой. И мне это кощунство как-то напоминает ситуацию с честными останками первой настоятельницы петербургского женского монастыря игуменьи Феофании, жизнеописание которой мы можем прочитать благодаря Софии Ивановне. Сегодня в Интернете, к сожалению, почти нет данных об этой удивительной и скромной женщине, самоотверженной труженнице на духовной ниве добра.

Свято-Владимирская школа монастыря

При монастыре вновь действует Свято-Владимирская школа, история возникновения которой восходит к с 1873 году. Сегодня это учебное заведение имеет официальную лицензию на образовательную деятельность.

У этой школы богатое прошлое и замечательные традиции. Когда-то до революции, согласно отчётам 1892-93 гг., она занимала первое место среди всех петербургских образовательных учреждений того периода. Сегодня обучение здесь строится на тесном союзе семьи, учителей и церкви. Директором является сама настоятельница монастыря, игуменья София. По её словам цель школы — возродить подлинное образование, ставящее на первое место духовное воспитание личности ребёнка.

Помимо общеобразовательных и духовных дисциплин для учеников существует масса кружков: театральный, фольклорный, хоровой, инструментальный и др. Для девочек здесь работает мастерская «Сундучок с приданым». Ребята выступают со своим театром даже на городских площадках, даря радость окружающим. Школьники ездят на экскурсии, ходят в походы, участвуют в конкурсах и фестивалях.

Хочу отметить что это учебное заведение при Воскресенском монастыре было открыто в XIX веке стараниями К. П. Победоносцева. По своему завещанию Константин Петрович был похоронен в 1907 году около школьного Введенского храма, также принадлежащего Новодевичьей обители.

При школе существуют дополнительные отделения:

  • Дошкольная ступень, где малыши проходят базовую подготовку к школе, приобщаются к церковной жизни и участвуют в художественных кружках.
  • Воскресная школа для детей от 6 до 12 лет. Её посещают все желающие дети.
  • Воскресная школа имени сщмч. Илариона (Троицкого) для молодёжи и взрослых людей.

Трапезная монастыря

Если вы проголодаетесь при посещении монастыря, то советую подкрепиться в замечательной трапезной, при которой есть своя пекарня (находится слева от монастырской лавки).

В уютном, красиво оформленном зале этого монастырского кафе вас ждут замечательная (всегда свежая) выпечка, вкусный сбитень, монастырский квас и ароматный чай. Мы непременно покупаем здесь прекрасный хлеб на настоящей живой закваске. Открыта с 11:00 до 19:00.

Кладбищенская церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В центре кладбища была расположена церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она была возведена в 1856 году над могилой командира Александрийского гусарского полка А. Н. Карамзина, сына русского историографа и писателя Н. М. Карамзина, отчего получила второе название — «Карамзинская». Позже там была похоронена его жена. В церкви имелась вырезанная из слоновой кости икона Воскресения Христова, считавшаяся одной из самых красивых в Петербурге. Церковь была закрыта в июне 1925 года, в 1930 году — снесена. При разрушении церкви была уничтожена и могила Карамзиных.

Время для посещения обители

Монастырь и храмы вы можете посетить, как принято в православной традиции — бесплатно. Только не забывайте про правила поведения на территории обители и свой внешний вид. Вход открывается с началом богослужений.

Литургии совершаются ежедневно:

  • в будние дни в 7:00,
  • в субботу в 9:00,
  • в воскресенье и Праздники — в 9:40.

Начало вечерних богослужений — ежедневно с 17:00. Но в дни постов и Праздников бывают изменения. Поэтому, если вы желаете попасть и на службу, то непременно ознакомьтесь с расписанием богослужений здесь. Исповедь проводится перед литургией и во время вечерних богослужений.

Также вы можете подать различные требы в свечном ящике монастыря. Ещё я хочу заметить, что в храме всегда находится дежурный священник, которому вы можете задать свои вопросы, побеседовать, что-то обсудить.

Если вы просто хотите осмотреть монастырь, пройти по Новодевичьему Некрополю, посетить могилку странницы Дарьюшки и увидеть скульптурный Образ Христа, то это можно сделать в любой день. Я бы выбрала время с 10:00 до 17:00.

Престольные праздники

Главным праздников Воскресенского собора является Воскресение Христово. В других храмах почитаются следующие даты:

  • 12 февраля — день Вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого;
  • 15 января, 1 августа — дни памяти преподобного Серафима Саровского;
  • 21 июля, 4 ноября — икона Казанской Божией Матери;
  • 15 марта — икона Богородицы «Державная»;
  • 3 февраля — икона Богоматери «Ватопедская».

Церковная лавка

На мой взгляд, это самая замечательная церковная лавка в Санкт-Петербурге! Иногда посетители даже сравнивают её с музеем.

Она открыта:

  • По будням с 10:00 до 19:00,
  • В субботу с 10:00 до 18:00,
  • В воскресенье с 10:00 до 18:00.

Подробную информацию можно найти здесь. Иконы и крестики, которые здесь продаются, обычно уже освящены. Но мы как-то купили образ, который только что привезли в магазин, и он ещё не была освящен. Сразу пошли в Казанский храм к дежурному священнику, и он тут же совершил чин освящения. В этой лавке бываем частенько. Я покупаю себе книжные новинки, подарки знакомым.

Здесь есть замечательный мёд, чаи, бальзамы на травах и пряники. Порадуют вас и удивительные изделия из фарфора Флоринского, золота и серебра. Если вы захотите сделать душеполезный подарок себе, свои друзьям и близким, то в этой лавке непременно найдёте что-то подходящее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]