Иеромонах Фотий пять лет назад победил в «Голосе». После этого он ушел от Лепса и назвал поп-музыку дрянью

Иеромонах Фотий (Мочалов)

Фотий (Мочалов)
(род. 1985), иеромонах, насельник Боровского Пафнутьева мужского монастыря Калужской области Калужской епархии В миру Мочалов Виталий, родился 11 ноября 1985 года в городе Горьком.

С раннего детства к тянулся пению. Будучи учеником школы, посещал занятия по сольному пению и выступал в составе ансамбля мальчиков. После ломки голоса сольное пение пришлось оставить, выступал в составе церковного хора. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано.

Его семья вместе с ним эмигрировала в Германию и ему пришлось оставить учёбу в музыкальном училище.

Окончил курсы органистов в Германии, предпочёл карьере европейского музыканта возвращение на Родину.

В 2005 году поступил в Пафнутьев-Боровский монастырь Калужской епархии. Из монастыря ездил в Москву обучаться вокалу, где он познакомился с педагогом В. Твардовским, у которого взял несколько уроков, и далее с помощью его специальной методики по кассете продолжает заниматься пением. Иногда Твардовский сам приезжает в монастырь, проводит с ним занятия, добавляя в репертуар всё более серьёзные произведения.

20 августа 2010 года был пострижен в иночество с наречением имени в честь преподобного Савватия Соловецкого в соборе Рождества Богородицы Боровского Пафнутьева монастыря наместником монастыря архиманритом Серафимом (Савостьяновым), восприемником стал духовник монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев) [1].

2 января 2011 года был рукоположен в сан иеродиакона в храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Балабанове Боровского района Калужской области митрополитом Калужским и Боровским Климентом (Капалиным) [2].

24 августа 2012 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого мученика Фотия Никомидийского в соборе Рождества Богородицы Боровского Пафнутьева монастыря наместником монастыря архиманритом Серафимом, восприемником стал духовник монастыря схиархимандрит Власий [3].

28 апреля 2013 года был рукоположен в сан иеромонаха в Троицком кафедральном соборе города Калуги митрополитом Калужским и Боровским Климентом [4].

25 декабря 2015 года победил в финале Российского вокального телевизионного шоу проекта «Голос», который выходил на «Первом канале». Своё появление в проекте отец Фотий связывает с неким миссионерством, призывающим людей совершенствоваться и возрастать духовно с помощью наследия в виде классических романсов и оперной музыки. Получил благословение на участие в шоу, после двух лет уговоров и объяснений, от правящего архиерея Калужской епархии митр. Климента (Капалина) и своего духовника схиархим. Власия (Перегонцева).

Параллельно со служением не оставляет творчества, пишет музыку, играет на фортепиано, поёт в церковном хоре, изучает иностранные языки, увлекается фотографией и занимается компьютерной вёрсткой.

Биография

Иеромонах Фотий – монах, регент монастырского хора, победитель телевизионного шоу «Голос» и единственный священнослужитель России, который получил популярность после участия в музыкальном телешоу. Монах щепетильно относится к подбору материала для исполнения. В репертуаре Фотия любимые слушателями русские романсы, классические эстрадные хиты прошлого века, арии из популярных опер, классика рока и признанные зарубежные хиты.

Проект «Голос-4»

Впервые в истории телевизионного шоу «Голос» священник появился в качестве конкурсанта. Иеромонах Фотий на «слепом прослушивании» исполнил «Арию Ленского». Это довольно сложная в исполнении композиция из оперы «Евгений Онегин».

Как утверждает иеромонах, на участие в конкурсе его благословил духовный отец – схиархимандрит Власий. Он оказывает Фотию молитвенную поддержку. С радостью поддержала участие в шоу и братия монастыря вместе с митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Иеромонах Фотий попал в команду Григория Лепса, который повернулся к нему после «слепого прослушивания». Священник говорит, что рассчитывал попасть в команду Александра Градского, так как ближе всего ему академическое исполнение.

Члены жюри очень тепло встретили необычного конкурсанта. Александр Градский защищал священника, когда Григорий Лепс задавал ему провокационные вопросы. А Василий Вакуленко (Баста) по окончании конкурса взял у отца Фотия благословение.

В последних этапах самого популярного музыкального проекта России иеромонах Фотий оправдал доверие Лепса, принявшего его в свою команду. В четвертьфинале музыкант покорил зрителей и жюри песней «По дороге в Загорск», в финале Фотий исполнил «Спокойной ночи, господа» и спел в дуэте с Григорием Лепсом «Лабиринт».

Впервые за четыре сезона проект «Голос» выиграл священнослужитель. Как песню победителя Фотий выбрал не русские романсы, которые принесли монаху победу, музыкант исполнил иностранную композицию «Per te».

Патриарх Кирилл одобрил победу и поздравил иеромонаха. В поздравительном слове глава Церкви напомнил Фотию о монашеских обязательствах и попросил сохранять настрой и духовное состояние. По мнению патриарха, поклонники Фотия оценили не только голос монаха, телезрители голосовали за сам образ, тянулись к святости. Монах доказал, что эстрадное пение и служении Церкви совместимы и могут принести плоды, но теперь и верующие, и неверующие настороженно ждут, как изменят слава и популярность монаха-музыканта.

Как будет дальше развиваться творческая биография иеромонаха — покажет время.

Детство и юность

Виталий Мочалов родился в Горьком (сейчас Нижний Новгород) 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье. В школьном возрасте посещал местную музыкальную школу, где учился вокалу и игре на фортепиано. Кроме того, мальчик пел в школьном хоре, часто солировал. С детства Мочалов мечтал стать композитором и писать музыку и песни. В подростковом возрасте, когда голос начал ломаться, Виталий посещал церковную школу, где также пел в хоре.

View this post on Instagram

A post shared by Иеромонах Фотий (@photymochalov) on Nov 9, 2015 at 1:01pm PST

Иеромонах Фотий (Виталий Мочалов) в детстве с младшим братом Павлом
После окончания неполной средней школы Мочалов поступил в местное музыкальное училище, где выбрал отделение музыкальной теории. Но проучиться успел только один год. Вместе с семьей юноша эмигрировал в немецкий город Кайзерслаутерн. Там Виталий не забросил музыку и пение: он обучался игре на органе. Молодой музыкант участвовал в органных концертах и зарабатывал игрой на этом инструменте на католических и протестантских службах.

Ссылки

  • Ведущий Дмитрий Нагиев
    Наставники
    Бывшие Пелагея (1—3) • Александр Градский (1—4) • Баста (4)
    «Голос. Дети»
    Сезоны 1-й сезон • 2-й сезон • 3-й сезон • 4-й сезон
    Ведущие Дмитрий Нагиев • Наталья Водянова (1 сезон) • Анастасия Чеважевская (2 сезон) • Валерия Ланская (3 сезон)
    Наставники

Монашество

Через 3 года Виталий возвратился в Россию и поступил на службу в Боровский Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев монастырь в Калужской области. Там мирской молодой человек принял постриг и стал сначала иноком под именем Савватий.

View this post on Instagram

A post shared by Иеромонах Фотий (@photymochalov) on Nov 6, 2015 at 2:34am PST

Иеромонах Фотий
В начале 2011 года был рукоположен в сан иеродиакона, а в 2012-м пострижен в мантию уже под именем Фотий. В середине 2013-го Фотий получил сан иеромонаха.

Впоследствии иеромонах Фотий стал регентом Свято-Пафнутьева монастыря.

Возвращение в Россию

2005 год стал переломным в жизни Виталия. Он возвращается в Россию и селится в Боровском монастыре, где юношу принимают в братство Пафнутьева. Сам архимандрит Власий (Перегонцев) стал его духовным наставником, благословившим открытие в обители обучение профессиональному пению.

Профессиональный педагог-вокалист Виктор Твардовский уделял много времени развитию и укреплению голоса будущего победителя конкурса «Голос» в 2021 году. Пение стало хобби молодого послушника. Тяжелая монашеская жизнь не раз вызывала желание пойти на компромисс, жизнь в маленькой келье и желание петь находились в постоянной борьбе.

Интересно! Пройдя через тяжелый труд послушника, Виталий принимает окончательное решение стать монахом, если Богу угодно, то и отказаться от мечты петь. Любящий Господь принял жертву Виталия, благословив его на усовершенствование уникального голоса.

Музыка и телепроекты

Любовь к музыке и пению не оставили его. Насельник Свято-Пафнутьева монастыря Фотий заново открыл для себя пение, когда начал посещать уроки педагога по вокалу Виктора Твардовского, который занимался обучением монастырских певчих. По словам Фотия, он прошел у своего московского преподавателя курс по его авторской методике и смог «настроить» голос.

View this post on Instagram

A post shared by Иеромонах Фотий (@photymochalov) on Sep 26, 2015 at 5:42am PDT

Иеромонах Фотий в шоу «Голос»
Позже священник Фотий несколько лет занимался вокалом, используя упражнения Твардовского, специально разработанные для него и записанные на кассету. Развив вокальное мастерство, исполнитель стал давать камерные концерты, а также выпустил 2 диска, куда вошли кавер-версии ряда популярных песен.

В 2013 году Фотий решил участвовать в проекте «Голос». Заявку на шоу иеромонах подал еще в 2-м сезоне и получил приглашение на кастинг, но не решился попросить благословения у митрополита Калужского и Боровского Климента. В этом году монах не участвовал в телешоу. В 2015-м Фотий снова отправил заявку и снова получил приглашение. На этот раз Первый канал написал официальное письмо на имя митрополита, в котором просил отпустить монаха Фотия участвовать в музыкальном конкурсе. Разрешение было получено, и Фотий появился в «Голосе».

Иеромонах Фотий — «Ария Ленского»

Впервые в истории телевизионного шоу «Голос» священник появился в качестве конкурсанта. Иеромонах Фотий на «Слепых прослушиваниях» исполнил «Арию Ленского». Это сложная в исполнении композиция из оперы «Евгений Онегин».

Как утверждает иеромонах, на участие в конкурсе его благословил духовный отец – схиархимандрит Власий. Он оказывает Фотию молитвенную поддержку. С радостью поддержала участие в шоу и братия монастыря вместе с митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Иеромонах Фотий попал в команду Григория Лепса, который повернулся к нему после «Слепых прослушиваний». Священник говорит, что рассчитывал попасть в команду Александра Градского, так как ближе всего ему академическое исполнение.

View this post on Instagram

A post shared by Иеромонах Фотий (@photymochalov) on Sep 26, 2015 at 5:33am PDT

Иеромонах Фотий и Григорий Лепс
Члены жюри тепло встретили необычного конкурсанта. Александр Градский защищал священника, когда Григорий Лепс задавал ему провокационные вопросы. А Василий Вакуленко (Баста) по окончании конкурса взял у отца Фотия благословение.

В последних этапах самого популярного музыкального проекта России иеромонах Фотий оправдал доверие Лепса, принявшего его в свою команду. С первых выступлений исполнитель уверенно шел к победе. На этапе «Поединки» он выступил в дуэте с Эллой Хрусталевой, спев музыкальный хит «Canto della terra». Во время «Нокаутов» обойти соперников ему удалось благодаря романсу Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье».

Иеромонах Фотий и Элла Хрусталева — «Canto della terra»

В четвертьфинале музыкант покорил зрителей и жюри песней «По дороге в Загорск», в полуфинале он представил на суд зрителям мужскую версию романса на стихи Марины Цветаевой «Реквием» («Монолог»), в финале Фотий исполнил «Спокойной ночи, господа» и спел в дуэте с Григорием Лепсом «Лабиринт».

Впервые за 4 сезона проект «Голос» выиграл священнослужитель. Как песню победителя Фотий выбрал не русские романсы, которые принесли монаху победу, а исполнил иностранную композицию «Per te».

Иеромонах Фотий и Григорий Лепс — «Лабиринт»

Патриарх Кирилл одобрил победу и поздравил иеромонаха. В поздравительном слове глава Церкви напомнил Фотию о монашеских обязательствах и попросил сохранять настрой и духовное состояние. По мнению патриарха, поклонники Фотия оценили не только голос монаха, телезрители голосовали за сам образ, тянулись к святости. Монах доказал, что эстрадное пение и служении Церкви совместимы и могут принести плоды, но теперь и верующие, и неверующие настороженно ждут, как изменят слава и популярность монаха-музыканта.

В начале 2021 года поклонники поющего монаха заволновались из-за опасности больше не услышать Фотия. В СМИ поступила информация, что священноначалие запретило ему продолжать участие в концертах и музыкальных фестивалях. В сентябре вопрос об иеромонахе обсуждался на собрании игуменов и игумений в храме Христа Спасителя в Москве.

Иеромонах Фотий — «Спокойной ночи, господа»

Священнослужители были озабочены, что монах набрал популярность, пользуется славой и заработал большой капитал. Возмущение иерархов вызвали даже не песни Фотия, а то, что он дает интервью, став неофициальным голосом церкви. Например, на вопрос журналистов, почему он начал петь, монах сетовал на скуку в монастыре.

Конфликт разрешил патриарх Кирилл. Он разрешил Фотию продолжить выступления, так как популярность монаха, по мнению патриарха, привлекла поклонников к православной вере. Кроме того, собранные на концертах средства, из-за которых иеромонаха обвинили в сборе капитала, пошли на восстановление храмов, нуждающихся в финансовой помощи.

Последние новости из жизни иеромонаха только радуют поклонников. Фотий дает концерты в городах России, а церковное руководство больше не пытается запретить музыкальную деятельность монаха.

«Вечерний Ургант» — Иеромонах Фотий

18 марта 2016-го монах появился на Первом канале в телепередаче «Вечерний Ургант». В разговорном шоу иеромонах не отказался спеть и исполнил композицию «Alejate».

16 апреля 2021 года монах снова появился на телевидении в православной передаче «Душевная вечеря» с игуменом Лукой.

16 мая иеромонах Фотий дал концерт в Кирове на сцене ДК «Родина». Перед выступлением музыкант посетил Александровский костел, где попросил разрешения сыграть на органе. Иеромонах учился игре на этом инструменте, но у него 16 лет не было возможности снова прикоснуться к органу.

View this post on Instagram

A post shared by Иеромонах Фотий (@photymochalov) on Mar 1, 2019 at 11:22am PST

После того как разрешение было получено, Фотий исполнил увертюры Иоганна Себастьяна Баха, а также сыграл вместе с музыкантом Александром Тевелевым. Радостью по этому поводу иеромонах поделился с поклонниками через свой аккаунт в «Инстаграме».

31 мая монах выступил в Пскове. Музыкант исполнил старинные романсы и хиты эстрады. 7 июня 2021 года состоялся сольный концерт певца в Москве, в «Крокус Сити Холле». Гостями Фотия стали коллеги по «Голосу» – Витольд Петровский, Гела Гуралиа, Рената Волкиевич. Позднее в интервью иеромонах упоминал о том, что впервые выступал перед таким количеством публики, что для него оказалось волнительно.

View this post on Instagram

A post shared by Иеромонах Фотий (@photymochalov) on Dec 16, 2018 at 10:22pm PST

Спустя год там же состоялась премьера оратории митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею», где партию тенора исполнил монах Фотий. В концерте участвовали 350 музыкантов, среди которых были артисты 5 хоровых коллективов, инструменталисты и солисты.

С момента окончания проекта «Голос» репертуар певца пополнился произведениями различных жанров и эпох. Среди рок-композиций, которые исполняет монах, числятся хиты «Maybe I, maybe you» группы Scorpions, «Город, которого нет» Игоря Корнелюка, «Love of my life» Фредди Меркьюри. Фотий выучил также грузинскую песню «Тбилисо», норвежскую «Научи меня путям Твоим». Вместе с композитором Александром Морозовым записал песни «Малиновый звон» и «Горница», а Евгений Крылатов подарил музыканту композицию «Будь со мною».

Иеромонах Фотий — «Будь со мною»

С концертами Фотий посетил города Беларуси, Узбекистана, Германии, США. Также певец выпустил пластинку, куда вошли 15 романсов русских композиторов – Александра Даргомыжского, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Михаила Глинки.

В беседе с репортерами иеромонах сообщает, что больше не будет участвовать в музыкальных телешоу. «Голос» стал для его творческой биографии тем трамплином, который позволил поднять планку вокального мастерства. Сегодня музыкальная жизнь Фотия насыщена событиями, что отражается на его посещении монастырских служб. Несмотря на то, что музыкант часто отсутствует в обители, начальство на его концертную деятельность смотрит снисходительно.

Искушение в музыке

Отец Фотий также рассказал о том, что в музыке есть большое искушение — «присвоить Божий дар себе».

«Понятно, что он нам дан безвозмездно. Но полностью полагаться в реализации таланта только на себя — это грех. Отсюда возникает звездная болезнь, высокомерие и тщеславие», — уверен он.

Самого иеромонаха после победы в шоу «Голос» обвиняли в том, что он сбился с пути, получив всенародную известность. Про него даже говорят, что он выступает якобы из-за скуки в монастыре.

Патриарх Кирилл же уверен, что деятельность Фотия — своего рода миссионерство и многие молодые люди стали интересоваться православием после его появления в «Голосе». Деньги, которые священник собирает на концертах, идут на помощь храмам и церквям.

Личная жизнь

Личная жизнь иеромонаха Фотия – это служение церкви и жизнь духовная. Соратники священника утверждают, что у него твердый характер, хотя выглядит он довольно мягким и даже стеснительным человеком. В свое время он, будучи в монастыре, вынужден был принять решение о службе в армии. Но из-за проблем со зрением ему отказали.

«Пока все дома» — В гостях у иеромонаха Фотия

Фотий (Виталий Мочалов) отлично знает немецкий и английский языки. А еще он исполняет песни на грузинском, японском, итальянском и сербском. В свободное время работает в монастырском издательстве, занимается версткой и дизайном. Монах также увлекается созданием фото и видеомонтажом.

После победы на телешоу «Голос» Фотий был вынужден наряду с жизнью монаха начать вести светскую жизнь. У иеромонаха зарегистрирована личная страница и официальная группа во «ВКонтакте», аккаунт в «Инстаграме», микроблог в «Твиттере» и официальный канал на «YouTube», где выложены видео с выступлений иеромонаха.

View this post on Instagram

A post shared by Иеромонах Фотий (@photymochalov) on Aug 8, 2015 at 8:38am PDT

Также Фотий регулярно ведет трансляции в «Перископе», где обсуждает с поклонниками повседневные темы, устраивает видеопрогулки, показывает, как готовит ужин или ездит на машине. Такая активность для верующих людей стала аргументом в пользу того, что Церковь может быть современной, близкой и интересной молодежи.

Монах отличается хорошим чувством юмора. Например, Фотий выложил в «Инстаграм» видео, где музыкант исполняет романс в микрофон, а потом невозмутимо съедает девайс – микрофон оказался шоколадным. Его подписчики оценили шутку.

Миссионерская деятельность отца Фотия

Окунувшись в жизнь мира, иеромонах увидел всю глубину человеческих проблем. Мало кто мог предположить, что его внешняя мягкость покрывает сильную личность, которая способна не только подумать о людских проблемах, но и делать все возможное для сеяния христианской веры и чистоты в мир.

Созданные ним ролики и документальные фильмы являются частичкой свежего духовного мира, открывающего миру грех абортов, гражданских браков, аморального образа жизни и красоту пребывания в монастыре. Фильмы богоугодного служителя Божьего принимают участие в конкурсах, их видят миллионы людей.

Слава и известность не изменили скромных привычек иеромонаха, который сумел адаптироваться в современной жизни:

  • освоил компьютерные технологии;
  • изучил несколько языков, английским и немецким владеет в совершенстве;
  • в его исполнении звучат грузинские, итальянские и японские песни.

Программа «Перископ» подняла свой рейтинг благодаря участию в ней отца Фотия, который всегда готов ответить на самые провокационные вопросы, рассказать о приготовлении пищи и вождении автомобиля.


Фотий Мочалов ведёт свой видеоблог

Открытость и готовность к общению изменили представление молодежи о церкви, как о чем-то древнем и скучном. Порой популярность и публичность утомляют священника, и он мечтает об уединении и общении с Творцом один на один.

Иеромонах Фотий показал священству и миру, что в любви к Богу можно демонстрировать и поклонение музыке, совместив такие проявления, как красота пения и особое тепло, изливаемое в израненные сердца мятежного мира.

Иеромонах Фотий сейчас

Сейчас победитель проекта «Голос» продолжает совмещать служение Богу и концертную деятельность. В начале 2021 года певец успел побывать в Калининграде, Уфе, на Рождественском концерте в Перми. Фотию выпала честь открывать юбилейный концерт композитора Александра Морозова.

View this post on Instagram

A post shared by Иеромонах Фотий (@photymochalov) on Feb 28, 2019 at 7:29am PST

Иеромонах Фотий в 2021 году
В конце февраля он впервые выступил в театральном зале ММДМ с программой «Вечер романса». На концерте прозвучали произведения «Жаворонок», «Сирень», «Здесь хорошо», «Ночь печальна», «Не ветер, вея с высоты» и другие сочинения русских композиторов.

На апрель назначено очередное исполнение оратории «Страсти по Матфею», в котором вновь принял участие иеромонах Фотий.

Опасения наместника обители

Выступление священника заставило многих пересмотреть свое отношение к религии, люди увидели, что вера в Бога является живой и действенной. Патриарх Кирилл представил выступления и победу священника, как новый вид миссионерства, несущего Евангелие людям.

По словам наместника Пафнутьево-Боровской обители епископа Серафима (Савостьянова) после миссионерского выступления иеромонаха Фотия молодежь чаще стала появляться в храмах, интересоваться воцерковлением, но духовник опасается за духовную жизнь самого Фотия.

Огромная слава, буквально свалившаяся на смиренного и скромного монаха, могла стать орудием в руках дьявола. Трансляция песен в исполнении монаха по всем каналам страны, поклонники могло привести к проявлению тщеславия и гордыни.

Вначале 2021 года священники не дали своего благословения на концертную деятельность батюшки. Этот вопрос был поднят и 22 сентября 2021 года во время игуменского собрания в Москве.


Иеромонах Фотий поёт в церковном хоре

На обращение настоятеля Пафнутия Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл ответил, что эта победа родила в сердцах людей народную любовь к священнику, через его песни открывается для человечества и православная вера.

Сам священник Фотий видит в своей победе руку Божью, он принимает все критические замечания, много молится и благодарен старцам за молитвенную поддержку. Он прекрасно понимает всю ответственность перед Создателем и людьми, чтобы не уронить честь церкви.

Иеромонах Фотий проводит много времени в поездках и концертах, но при этом он не сторонится монастырских послушаний, несет монашеский подвиг со смирением, отдавая на восстановление и содержание храмов львиную долю от концертных доходов.

Отрывок, характеризующий Фотий (Мочалов)

– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова. Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу». На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает. – Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет… Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом. – Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя. – Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья. Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет. – Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту. – Mot d’ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом. – Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он. – Mot d’ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу. – Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d’ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?] И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору. Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу). Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом. – Oh, c’est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра. – Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми. – Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов. Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову. – C’est vous, Clement? – сказал он. – D’ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали. – Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра. Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше. Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их. – Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра. Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил. «Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор. Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал: – La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми. «Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову. Лошадей подали. – Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов. Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы. Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь. – Слышишь? – сказал он. Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
Источник — «»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Священники по алфавиту
  • Родившиеся 11 ноября
  • Родившиеся в 1985 году
  • Родившиеся в Нижнем Новгороде
  • Певцы и певицы по алфавиту
  • Певцы и певицы России
  • Иеромонахи Русской православной церкви
  • Персоналии:Боровск
  • Пафнутьево-Боровский монастырь
  • Победители телешоу «The Voice»

Скрытые категории:

  • Википедия:Статьи с переопределением значения из Викиданных
  • Википедия:Биографии современников
  • Статьи со ссылками на отсутствующие файлы
  • Википедия:Статьи о священниках без портретов
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]