Почему Пересвет победил Челубея. Через шестьсот лет после Куликовской битвы открылись ее новые подробности!

Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории.

Поединок Пересвета с Челубеем часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы…

Почему этому поединку придается такая значимость? И кто были на самом деле Пересвет и Челубей?

Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года.

Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.

Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области).

Куликовская битва стала решающим сражением русских войск с войском Золотой Орды, господствующей над русскими землями более сотни лет.

Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.

Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского.

Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.

Биография Пересвета

Дата рождения Александра доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о боярском происхождении. То есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. В 14-ом веке каждый боярин с детства обучался военному ремеслу. Место рождения — Брянск. Предположительно, Александр Пересвет участвовал в походах и войнах. В какой-то момент он постригся в монахи. Обряд был проведён в Ростове. Поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссии относительно биографии Пересвета. Проблема заключается ещё и в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям. То есть знаменитым личностям приписывали подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. И современным учёным довольно трудно отличить выдумку от реальности.

Так или иначе, можно смело утверждать, что к 1380 году Александр Пересвет был монастырским схимонахом. Именно в этом чине он подошёл к Куликовский битве, которая принесла ему вечную славу.

Предпосылки

В 14 веке Русь изнемогала под монголо-татарским гнётом Золотой орды. В это же время усилилось влияние Московского царства. Несколько русских князей смогли одержать несколько побед над татарами, что придало силы сопротивлению оккупации. В 1376 году русские войска стали освобождать свою землю, тесня Орду на юг. В процессе отступления ханы Мамая разорили несколько княжеств, но так и не вступили в открытое сражение. В середине августа в Коломну прибывает русское воинство. Разными путями со всей Руси стягиваются ратники, чтобы дать отпор татарам раз и навсегда. Лидер Орды Мамай считает, что Дмитрий побоится пересечь Оку и надеется на скорую помощь литовцев. Но к началу сентября русские пересекли реку и двинулись через земли рязанские на Мамая. Среди солдат был и Александр Пересвет.


Такой манёвр Дмитрия был расценен как опрометчивый шаг. По всей Руси распространялись панические слухи о скором поражении коалиции князей.

Куликовская битва

8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва и поединок Пересвета с Челубеем. За день до этого русские войска переправились через реку Дон. Великий князь Дмитрий собрал под своими знамёнами от 40 до 60 тысяч человек. Московский полк был ядром. По флангам стояли прибывшие литовцы и рязанцы. Ночью 7 сентября произошёл смотр войск. Дмитрий понимал огромную ответственность, которая была возложена на него. Поскольку в случае поражения перед татарами оказались бы открытыми все земли до Москвы. Поэтому смотр проводился очень тщательно.


Александр Пересвет находился скорее всего в центральном полку с двором московского князя. Глубокой ночью разведчики обоих сторон осматривают позиции противника. Лишь под утро происходят первые стычки. Татары привели около 100 тысяч человек к Куликовому полю. Поскольку средневековым источникам свойственно значительно увеличивать численность войск, определить истинное количество довольно сложно. Некоторые источники указывают до 40 тысяч русских солдат и до 60 тысяч татар. Утром 8 сентября русичи построились в боевые порядки. Легендарные герои последующей битвы произнесли речи. На поле стелился густой туман, и русские несколько часов в оцепенении ожидали начала битвы. Через несколько часов татары плотной стеной вышли из леса.

Пересвет в народных и церковных преданиях

Преподобномученик Александр Пересвет входит в число святых покровителей Брянска, и уже поэтому важно представлять как можно отчётливее историю почитания монаха-воина и брата его, ведь Андрей-Родион Ослябя по праву должен быть отнесён к той же священной брянской дружине. Во всяком случае такой крупный знаток древнерусских архивов, как С. Б. Веселовский, на основе записей о местнических спорах предположил, что «Пересвет и Ослябя были выходцами из Брянска».

Общеизвестно, что никаких письменных упоминаний об Александре Пересвете, помимо летописных и поэтических рассказов о Куликовской битве, современники не оставили. Кроме того, в Брянском крае не сохранилось устных преданий о монахеоине, исторических местных названий, связанных с Пересветом. Ближайшая к нам местность такого рода — упомянутая впервые по 1401—1402 гг. «купля Пересветова» — находилась неподалёку от Козельска. Правда, Козельск в год Куликовской битвы составлял одно княжество с Карачевом, ныне райцентром Брянской области. И потому можно предположить, что Пересвет приобрёл эти свои «купли» в бытность брянским боярином.

Между тем предания о Пересвете существуют на севере и северо-востоке Руси, на Беломорье, а также в Ростовских и Рязанских землях. Существуют там и реликвии, связанные с именем этого брянского боярина.

На так называемом Зимнем берегу Белого моря русский этнограф А. Марков записал в конце XIX века былину-старину с очень редким сюжетом — «Камское побоище». В былине речь шла о последней битве русских богатырей. В перечислении же участников этого сражения встречаем имя, вполне созвучное Пересвету, — богатырь Пересмёта Степанович, или в другом варианте Перемётушка Васильев «да со племянником». Напомним, что в Куликовский битве участвовал и племянник Пересвета, Яков, сын Осляби. Преподобномученик Александр Пересвет и его племянник находились в передовом полку, воины которого выезжали на разведку в дикую степь. В одной из редакций «Сказания о Мамаевом побоище» описано, как племянник Пересвета Яков Ослебятев захватил татарского «языка» накануне Куликовской битвы. Такими же разведчиками предстают в былине и Пересмёта Степанович со племянником. Им отдаёт приказание командир богатырского войска, Илья Муромец:

Уж ты гой еси, Пересмёта сын Стёпанович! Уж ты съезди-ко со своим да со племянником, Уж ты съезди-ко в чисто поле, на шоломя (холм) окатисто, А возьми-тко-се трубочку подзорную, А как пересчитай-пересмечи эту силу великую, Великую силу неверную…

В 1885 г. ростовский краевед А. А. Титов, работавший с вкладными и кормовыми книгами Борисоглебского на Устье монастыря (в 18 верстах к северо-западу от Ростова Великого), опубликовал предание о том, что Александр Пересвет принял монашеский постриг в этом монастыре, основанном в 1363 г. учениками прп. Сергия Радонежского старцами Феодором и Павлом. Если предание верно, то делается понятным, почему Пересвет вышел на поле боя не с брянской дружиной, а в передовом полку. Вероятно, боярин не служил последнему поколению брянских князей и ушёл из родного города не с Дмитрием Ольгердовичем, а гораздо раньше.

В наши дни у стен Борисоглебского монастыря установлен замечательный памятник преподобномученику Александру Пересвету, изваянный скульптором Церетели, изображающий монаха-воина согласно канонам православной иконописи — в схимническом облачении и с копьём, от которого принял смерть герой. Этот памятник выгодно отличается от конной статуи, поставленной в 1980-х в Брянске, которую местные молодожёны по какому-то неведомому обряду теперь усердно украшают цветными лоскутками…

Но вот, к счастью, в декабре 2011 г. вблизи вновь построенного брянского Свято-Троицкого кафедрального собора появилась скульптура работы А. А. Смирнова, также изображающая преподобномученика Александра Пересвета в соответствии с исторической правдой и церковными канонами…

Ещё одно интересное предание опубликовал в 1889 г. в комментариях к «Рязанским достопамятностям» архимандрита Иеронима Алякринского (1738—1828) духовный писатель и археолог Иоанн Васильевич Добролюбов (1838—1905): «Отправляясь к берегам Дона, знаменитые иноки в двух верстах от теперешнего г. Скопина остановились с своими дружинами на роздых; между ими из чего-то произошло несогласие, и они пошли разными дорогами».

На месте их остановки и теперь стоит село Вослебо, получившее своё название от Ослябя. Пересвет направил свой путь к Димитриевской горе, на которой теперь стоит Дмитриев монастырь, где в то время жил отшельник; в келье его Пересвет облёкся в воинские доспехи, а отшельнику на память подарил свой дорожный костыль Отшельник, которого проведал Александр Пересвет, жил при часовне св. Димитрия Солунского. Стояла часовня в землях Рязанского княжества, на левом берегу реки Верды, близ деревни Дмитриевки, на Дмитриевской же горе. От этих мест семь вёрст до города Скопина и сорок пять до Куликова поля. Оставленный Пересветом у отшельника яблоневый посох превратился потом в одну из святынь основанного на месте часовни Дмитрием Донским Димитриевского Ряжского монастыря: «Костыль сделан из довольно толстой яблоновой поросли, вырванной с корнем; верхушка его, в виде буквы Т, образовалась из отраслей корня.

Сперва костыль хранился в алтаре, а теперь стоит у правого клироса в футляре, но так как футляр по ошибке был укорочен, то настоятель распорядился урезать костыль на 6 вершков, так что в нём теперь два аршина; объём вверху 4, а внизу 3 вершка. Футляр запирается на замок; в прежнее время богомольцы отгрызали от него частицы, как предохранительное средство от зубной боли, отчего верхушка костыля сильно попорчена. Весу в костыле 5 фунтов (примерно 2 кг 200 г. — Прим. авт.)».

При Петре I дворяне из окрестностей Дмитриева монастыря, вступая на военное поприще, «испытывали над костылём свою силу». Интересно, что в Забелинском списке «Сказания о Мамаевом побоище» сказано о том, что Пересвет сражался с Челубеем не копьём, а посохом «преподобного старца Сергия…»

Коммунисты-богоборцы определили после 1917 г. Пересветов посох в Рязанский краеведческий музей, позже Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Другая реликвия — энколпион, крест-мощевик, принадлежавший по преданию Пересвету, хранился в семье графов Строгановых, а теперь находится в Строгановском художественном училище.

Поединки

В средневековье генеральным битвам часто предшествовал поединок лучших бойцов от каждого войска. Это неписанное правило соблюдалось неприкосновенно. Поединок продолжался до смерти и никто не имел права вмешиваться. Истоки такого обычая уходят во времена до нашей эры. Древние легенды указывают, что вместо сражения двух войск могло произойти сражение двух людей. Проигравшая сторона отступала. Конечно, в реальности скорее всего битва начиналась независимо от поединка. Но он имел очень важное психологическое значение для бойцов. Для многих он был своеобразным суеверием.

Поединок Пересвета с Челубеем

Со стороны татар вышел знаменитый Челубей. Согласно древним сказаниям, он славился огромной физической силой и военной хитростью. Он был лучшим в поединках. Именно для этих целей его и наняли татары. До Куликовской битвы он не знал поражений. В верховых сражениях он использовал копьё, на метр длиннее обычного, что позволяло ему убивать противника ещё до столкновения. От татарского войска он отошёл на белом коне, облачённый с серые одежды. Александр Пересвет был в багровых одеяниях и стоял под «чёрмным» (красным) русским православным знаменем. Войска застыли в ожидании схватки.


Пересвет и Челубей разогнались и неслись друг к другу с выпрямленными копьями. Столкнулись они на всём скаку. Копья одновременно вонзились в поединщиков. Пересвет и Челубей погибли одновременно. Но Александру удалось удержаться на коне дольше, что означало его победу. Воодушевлённые победой своего бойца русичи взъярились. Туманное утро разразил вой труб, и русское воинство ринулось в атаку.

Покровители русского воинства

В воинской культуре Императорской России сложилась особенная традиция почитания преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби. В героях Куликовской битвы русские люди XIX—XX вв. видели отечественное подобие героям крестовых походов, рыцарей, от которых европейское дворянство брало своё подлинное духовное начало. Когда Император Павел Петрович открыл для русских дворян в 1798 г. возможность вступать в известный со времени крестовых походов духовно-рыцарский Мальтийский орден, великий наш поэт Г. Р. Державин откликнулся на это событие одой, где среди прочего писал, обнаружив русскую метафору для героев-крестоносцев:

Иль Пересвет с Гигантом к бою, Как вихорь, на коне летит, Крест левой жмёт, копьё десною И раздробляет вражий щит. Венцы нетленные плетутся, На челы верных воев вьются, И райска их кропит роса; Отступники, скрыпя зубами, Кровь бледными из ран руками, Отчаясь, мещут в небеса.

Кроме того, традиционно в составе Императорского Русского Флота находились в разное время парные с именами «Пересвет» и «Ослябя». Так, в разгар гражданской войны северян с южанами в СевероАмериканских Соединённых Штатах Нью-Йорк и Сан-Франциско, главные порты северян на соответственно Атлантическом и Тихом океанах, оказались под угрозой удара с моря объединённым флотом южан и англичан. И тогда правительство одного освободителя, президента САСШ Авраама Линкольна, попросило помощи у другого освободителя — Императора Александра Николаевича. Две русские эскадры отправились из Кронштадта и Владивостока к берегам Америки.

24 сентября 1863 г. в нью-йоркской гавани пришвартовался русский паровой 45-пушечный фрегат «Ослябя», а в конце месяца к «Ослябе» присоединился в составе эскадры контр-адмирала С. С. Лесовского (всего с «Ослябей» 6 кораблей) парный ему фрегат «Пересвет». Нью-Йорк был спасён…

В годы Русско-японской войны (1904—1905) эскадренный броненосец «Пересвет» геройски погиб, защищая Порт-Артур, а эскадренный броненосец «Ослябя» дрался до последнего в Цусимском бою.

Как дань этой духовно-воинской традиции, Военно-морское ведомство Императорской России на свои средства изготовило драгоценные лампады, утверждённые в Старо-Симоновском храме, у могил преподобномучеников Пересвета и Осляби.

Пересвет с Челубеем на Куликовом поле: другая версия

По другой версии, Пересвет пошёл на хитрость и самопожертвование намеренно. Богатырь, сразившийся с Челубеем перед Куликовской битвой, знал о длинном копье противника. Поэтому специально снял с себя все доспехи, чтобы копьё татарского фаворита прошло сквозь тело Александра быстро и это позволило бы ему поразить врага. Монах-воин надел церковный наряд с православным крестом. Самоуверенный Челубей проткнул Пересвета, но тот, с копьём в теле дотянулся до врага и сразил его. В предсмертной агонии русский воин сумел доскакать до своих войск и лишь там пал.

Челубей

Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.

Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.

Мало того, Челубей достиг высшего уровня в воинской практике Маг-Цзал — статуса «Бессмертного», а также владел боевой магией — «Бон-По».

Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.

Боевая магия «Бон-По», которой владел Челубей, позволяла многократно увеличить эффективность боевых приемов путем магических заклинаний силы духов потустороннего мира.

В результате такой воин-маг впускал в себя «Звериную силу», превращаясь в единое с духом существо, чем-то среднем между человеком и демоном.

«Звериная сила» давала невероятные для человека возможности, силу и неуязвимость в бою.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.

Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.

Челубей должен был духовно сломить русских еще до поединка. Поэтому именно он был выставлен на бой против русского воина.

Сражение

Воодушевлённые победой и героическим самопожертвованием, русские войска с криком пошли на врага. Стороны столкнулись в ожесточённой схватке. Татары превосходили числом. Но русские оставили в засаде полк воеводы Серпуховского. В решающим момент он нанес удар в тыл татарских войск. Конники рубили сзади, татары дрогнули. Они обратились в паническое бегство и почти все были перебиты. Разгром Орды в битве на Куликовом поле стал отправной точкой освобождения Руси от татаро-монголов. Воодушевлённые победой русские князья решили сплотиться вокруг Москвы.

Евпатий Коловрат

О подвиге этого русского богатыря, рязанского боярина и воеводы нам известно из ряда источников разного датирования («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сведения и заметки» Срезневский, 1867 год, статьи В.Ф.Миллера « Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», СПб., 1890—1907, других исторических трудов). Нагнав со своим отрядом численностью всего 1700 воинов уходящие после разорения Рязани полчища Батыя, он сумел нанести им многотысячные потери. Монголы смогли одолеть русских мстителей лишь с помощью стенобитных машин. Самого погибшего в битве Евпатия Коловрата похоронили в 1238 году, 11 января в Рязанском соборе (Воинские повести Древней Руси. М.—Л., 1949.).

Погребение героя

Тело Александра Пересвета повезли в Москву. Там его похоронили с воинскими почестями подле храма Рождества Богородицы в личном склепе. Легендарные герои битвы, такие как Родион Ослябя, были погребены вместе с ним.


В 18-ом веке строители нашли под колокольней древнюю гробницу, в которой предположительно и был похоронен Александр Пересвет. Некоторые историки считают эту информацию неправдоподобной. После реставрации храм дополнили усыпальницей и поставили надгробие. Оно просуществовало до 20-х годов 20-го века. Сейчас в трапезной храма поставили новое надгробие, которое повторяет чугунный саркофаг Пересвета. Могила открыта для посетителей.

Святые витязи

А. С. Хорошев, долгое время единственный наш специалист по истории канонизации русских православных святых, пишет, что местное церковное почитание преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби было установлено вскоре после преставления монахов-воинов в конце XIV века.

Между тем частенько люди недоумевают, отчего монахи, сражавшиеся в битве как простые воины, что кажется теперь, мягко говоря, непривычным, отмечены святостью. Современный отечественный археолог и богослов А. Е. Мусин специально рассмотрел вопрос об участии древнерусского духовенства в битвах. Оказалось, что духовные лица ходили в военные походы ещё со времён св. князя Бориса (первая четверть XI века), а ко временам Пересвета, к XIV в., это стало делом обычным и повсеместным: «… очевидно, что духовенство в средневековой Руси принимало участие не только в боевых походах в качестве пастырей, но и в боевых действиях в качестве воев».

Показательна в связи с этим редактура, внесённая древнерусскими переписчиками в текст ответов Константинопольского патриаршего собора на вопрос сарайского (т. е. ордынского) православного епископа Феогноста (12 августа 1276 г.): «Аще поп на рати человека убиет, лзе ли ему потом служити?» Однозначный ответ, что священнику-воину запрещено святыми канонами совершать церковную службу, древнерусские книжники исправили на прямо противоположный: «Не удержано есть святыми канонами…»

Однако, и в самой Византии в 1453 г., когда турки штурмовали Константинополь, часть городских стен обороняли православные монахи, которым удалось даже отбить турецкий десант со стороны Мраморного моря. Что касается Руси, то и в последующие века монашествующие принимали непосредственное участие в ратных трудах. Так, среди награждённых царём Борисом Фёдоровичем Годуновым за оборону в 1604—1605 гг. Новгорода-Северского от войск Лжедмитрия I есть «Новагородка Северскаго Спасскаго монастыря» чернец Ферапонт, который «из пушок» стрелял, и старец Васка слепой, «который ходил к литовским людем в полки», т. е. на разведку…

Как бы историки и судьба не разводили жизненные пути духовных витязей Куликова поля, тела Пересвета и Осляби упокоились друг подле друга в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Симонов монастырь был основан в 1370 г. на юговосток от Москвы племянником преподобного Сергия Радонежского св. Феодором, духовником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского, а с 1388 г. Ростовским архиепископом (вспомним ростовское предание о пострижении Пересвета). Около 1379 г. монастырь перенесли на новое место, неподалёку от прежнего. Это последнее стали с тех пор называть Старым Симоновым. Интересно, что первым, известным историкам, имущественным вкладом в Симонов монастырь стало само Куликово поле и стоящее на нём село Рожествено, пожалованные обители Дмитрием Донским на помин душ иноков Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби.

Первый, деревянный, храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы выстроил в Старом Симонове по преданию сам преподобный Сергий Радонежский. На кладбище этого храма и были похоронены монахи-воины. В 1509 г. деревянный храм в Старом Симонове разобрали и выстроили на его месте каменный, дошедший до наших времён. В 1660 г. царь Алексей Михайлович повелел «над благоверными великими отцы над иноком Александром да над иноком Иродионом построить над их гробы палату каменную».

По сообщению любителя древнерусских древностей профессора И. М. Снегирёва (1793—1868), «в царствование Анны Иоанновны, при разобрании старой колокольни (храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове. — Прим. авт.) и при копании рвов для новой каменной трапезы открыт был кирпичный склеп, покрытый надгробными камнями без надписей, длиной 1 ар<�шин> 14 вер<�шков>. Когда сняты были сии камни, тогда увидели через отверстие гробы духовных витязей».

В 1794 году над находившимися теперь внутри храма могилами Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби установили плиту белого камня с надписью. 22 апреля 1900 года храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове посетили Государь Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Феодоровна, великий князь Сергий Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна. Мученики новых времён пришли к преподобномученикам времён прежних…

Память

Герой Куликовской битвы был причислен русской православной церковью к лику святых. Днём памяти Александра Пересвета считается 7 сентября. В Московской государственной академии хранится нательный крест, который предположительно принадлежит Пересвету. Во времена Российской Империи именем Александра были названы несколько боевых кораблей. Сегодня существует несколько улиц, а также город в Московской области, названные в честь Пересвета.


В 2006 году сформировали спецотряд ВВ «Пересвет».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]