Большинство жителей Земли являются религиозными, исповедуя ту или иную форму религии.
Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33 %. Второй мировой религией считается ислам (23 % населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11—16 % населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14—15 %), буддисты (7 %) и сторонники традиционных верований.
Содержание
- 1 Последователи религий в 2010 году
- 2 Основные религии 2.1 Христианство
- 2.2 Ислам
- 2.3 Индуизм
- 2.4 Буддизм
- 2.5 Иудаизм
- 2.6 Другие религии
- 2.7 Не религиозные
- 5.1 Соревнование христианства и ислама
Мусульманство в Европе
Как видно, христианская Европа постепенно сдает позиции и переживает период, когда ислам активно проникает в ее повседневную жизнь и влияет на политику. Толерантность и непродуманная миграционная стратегия ведет к ухудшению межконфессиональных отношений в регионе. По мнению специалистов, доля приверженцев ислама в Европе к середине века увеличится вдвое. Причем ряды последователей пророка часто пополняются за счет христиан, которые забыв об Иисусе Христе, принимают ислам и становятся мусульманами.
Последователи религий в 2010 году
В таблице, представленной ниже, указаны данные о численности последователей основных религий. Данные приведены на 2010 год и взяты из трёх источников — Энциклопедии «Религии мира» Дж. Мелтона, Энциклопедии «Британника» и отчёта американского исследовательского центра Pew Research Center (PRC).
2 292 454 000 | 33,2 % | 2 280 616 000 | 33,0 % | 2 173 180 000 | 31,5 % | ||
2 | Мусульмане | 1 549 444 000 | 22,4 % | 1 553 189 000 | 22,5 % | 1 598 510 000 | 23,2 % |
3 | Индуисты | 948 507 000 | 13,7 % | 942 871 000 | 13,6 % | 1 033 080 000 | 15,0 % |
4 | Агностики | 639 852 000 | 9,3 % | 659 781 000 | 9,6 % | 1 126 500 000 | 16,3 % |
5 | Буддисты | 468 736 000 | 6,8 % | 462 625 000 | 6,7 % | 487 540 000 | 7,1 % |
6 | Китайская религия | 458 316 000 | 6,6 % | 454 404 000 | 6,6 % | 405 120 000 | 5,9 % |
7 | Традиционные верования | 261 429 000 | 3,8 % | 269 723 000 | 3,9 % | ||
8 | Атеисты | 138 532 000 | 2,0 % | 137 564 000 | 2,0 % | см. «неверующие» | |
9 | Новые религии | 64 443 000 | 0,9 % | 63 684 000 | 0,9 % | см. «другие» | |
10 | Сикхи | 24 591 000 | 0,4 % | 23 738 000 | 0,3 % | см. «другие» | |
11 | Иудеи | 14 641 000 | 0,2 % | 14 824 000 | 0,2 % | 13 850 000 | 0,2 % |
12 | Спиритисты | 13 978 000 | 0,2 % | 13 732 000 | 0,2 % | см. «другие» | |
13 | Даосы | 9 017 000 | 0,1 % | 8 429 000 | 0,1 % | см. «другие» | |
14 | Бахаи | 7 447 000 | 0,1 % | 7 337 000 | 0,1 % | см. «другие» | |
15 | Конфуцианцы | 6 461 000 | 0,1 % | 6 516 000 | 0,1 % | см. «другие» | |
16 | Джайны | 5 749 000 | 0,1 % | 5 276 000 | 0,1 % | см. «другие» | |
17 | Синтоисты | 2 782 000 | 0,0 % | 2 772 000 | 0,0 % | см. «другие» | |
18 | Зороастрийцы | 181 000 | 0,0 % | 178 580 | 0,0 % | см. «другие» | |
19 | другие | — | — | 1 427 000 | 0,0 % | 58 110 000 | 0,8 % |
— | Мир, всего | 6 906 560 000 | 100 % | 6 908 689 000 | 100 % | 6 895 890 000 | 100 % |
Мусульманское образование
Преемственность всякой исламской общины обеспечивалась системой религиозного образования, обязательным элементом которой было обучение языку Корана, т.е. литературному арабскому; так было и в России. Самые ранние известия об исламизации этого региона упоминают наличие школ (куттаб, мадраса) наряду с мечетями, помещения которых также использовались для преподавания, но нет сведений о какой-либо местной их специфике. Служители исламского культа, как правило, обучали детей и взрослых грамоте. Конкретные сведения о мадраса, в которых готовили духовных наставников, учителей и управленцев (мулл, имамов-хатибов, муэдзинов, мугаллимов, мударрисов, кадиев, мухтасибов, нутаваллиев), имеются для времени Екатерины II: в 1771 году были открыты в Казани мадраса Апанаевская и Ахундовская, в 1780 году — Амирхановская. Расцвет системы мусульманского образования в регионе приходится на конец XIX — начало XX веков, когда соперничали «традиционалисты» и «обновленцы». Кроме большого числа начальных школ (мектеб/мактаб) среди мадраса повышенного типа выделялись крупные — Мухаммадийа, Марджанийа, Касимийа, Амирханийа, Азимовская в Казани, Усманийа, Галийа, Хакимийа, Хасанийа в Уфе, Хусайнийа в Оренбурге, Иж-Буби в Вятской губернии. В Бахчисарае знаменитой была мадраса Зинджирлы, в которой Исмаил-бей Гаспринский впервые ввел новые методы обучения и новые предметы; по его примеру многие мусульманские школы России стали новометодными. Из учебных заведений этого типа вышла почти вся мусульманская интеллигенция, в том числе леворадикальная (она восприняла социалистические и коммунистические идеи, составила опору советской власти и почти целиком была ею истреблена). Российские власти усмотрели в них опасность, и с целью «противодействия татаро-мусульманскому влиянию» в 1910 году было проведено Особое совещание, созванное П.А.Столыпиным, которое приняло решение запретить преподавание в них небогословских дисциплин.
Мусульмане регионов, входивших в состав Российской империи, испокон веков были потребителями религиозной литературы, созданной в других регионах на арабском и персидском языках. Местные авторы изредка писали комментарии на отдельные произведения или делали из них извлечения, обычно в учебных целях. Черты оригинальности были присущи лишь поэтическим творениям суфийского содержания на локальном варианте литературного тюркского языка. Опыты использования кавказских языков для изложения исламского учения относятся только к концу XIX — началу XX веков. Библиотеки некоторых мечетей и мадраса, а также отдельных ученых нового времени, судя по их уцелевшим остаткам, содержали и старинные рукописные экземпляры, но происходят они из центров исламской учености на юге; местные же рукописи чаще всего представляют собой ученические копии и разного рода сборники смешанного содержания. Дело тут не только в плохой сохранности и сознательном уничтожении всего, что писано арабским алфавитом, но и в распространении печатной книги, сильно потеснившей рукописную. Первое издание Корана в арабском оригинале было осуществлено в типографии И.К.Шнора в Санкт-Петербурге в 1787 году и повторено там же несколько раз , а затем ее оборудование было перевезено в Казань и передано (из цензурных соображений) сначала Первой гимназии, позднее — Университету. Здесь печатали Коран, экземпляры которого расходились по всей России и за ее пределами. Кроме казенной учреждались позднее и частные типографии с конца XIX века не только в Казани, но еще в Петербурге, в городах Поволжья, Крыма и Дагестана; выпускали они разнообразную мусульманскую религиозную литературу значительными тиражами из года в год вплоть до 1917 года. Татарский календарь, выходивший с 1857 года в Казани, стал первым мусульманским периодическим изданием в России. В 1883 году Исмаил-бей Гаспринский начал издавать в Бахчисарае газету «Тарджуман», с 1905 года число мусульманских газет и журналов увеличилось. С каждым годом они приобретали все более светский характер, в том числе даже официальный орган ОМДС Ма’лумат махкама-йи шар’ийа. В советское время вся мусульманская пресса сошла на нет.
Возрождение ислама в России сейчас сильно сказывается на развитии культуры народов, для которых ислам является традиционной религией. Исламские мотивы широко входят в произведения литературы и искусства. Видное место в населенных пунктах начинают занимать элементы мусульманской архитектуры (в некоторых регионах принято решение построить по мечети в каждом населенном пункте). «Второе дыхание» получили многие национальные традиции и обряды, с которыми раньше велась упорная борьба под видом преодоления религиозных пережитков.
Основные религии
Христианство
Основная статья: Численность христиан
Последователи крупнейшей мировой религии не сохранили единства и распадаются на десятки тысяч деноминаций. Условно, всех христиан можно разделить на 4 основных направления:
- Католики
объединяют более половины христиан мира (1,2 млрд). Подавляющее большинство католиков являются членами Римско-католической церкви.
- Протестанты
являются вторым, по числу верующих, направлением в христианстве и насчитывают 800 млн верующих[4][5]. Крупнейшую конфессию внутри протестантизма представляют пятидесятники (279 млн)[6]. Другими крупными протестантскими группами, насчитывающими десятки миллионов последователей каждая, являются англикане, баптисты, лютеране, методисты, пресвитериане с реформатами и др.
- Православные
и
верующие дохалкидонских церквей
условно объединены в третье направление христианства. Данное направление включает в себя верующих 15 автокефальных православных церквей (180—227 млн), верующих дохалкидонских («древних восточных») церквей (70 млн) и сторонников церквей, не признанных мировым (каноническим) православием (17 млн).
- Маргинальные христиане
насчитывают в своих рядах 33 млн последователей. В этом направлении объединены никак не связанные между собой парахристианские группы (мормоны, свидетели Иеговы и др.).
Христиане составляют большинство населения Европы, Северной и Латинской Америк, Океании. В Африке доля христиан достигла 47,9 %; в Азии последователи Христа составляют лишь 8,5 % населения (278 млн верующих)[7].
Ислам
Не существует общепринятых классификаций течений в исламе. Отчёты, выпускаемые Pew Research Center, делят мусульман на суннитов (87 — 90 % всех мусульман в 2009 году) и шиитов (10 — 13 %)[8]. При этом, авторы исследований признают, что в исламе есть и другие группы, а также обще-исламское течении суфизм. «Всемирная христианская энциклопедия» (World Christian Encyclopedia, WCE) делит ислам на следующие 3 течения[9]:
- сунниты
(84,4 % от всех мусульман). Согласно источнику, свыше половины суннитов (53 %) придерживаются ханафитской правой школы; сторонники шафиитского и маликитского мазхабов составляют соответственно 24 % и 22 %. Самый малочисленный мазхаб — ханбалиты насчитывают 2,3 млн последователей. Среди суннитов источник отдельно выделяет представителей сектантского суннизма — ваххабитов (7 млн).
- шииты
(14,3 % мусульман). Преобладающим направлением в рамках шиитского ислама являются иснаашариты (более 80 %, цифра включает и усулитов и ахбаритов). Низариты и мусталиты в совокупности представляют второе по численности движение в шиитской ветви ислама — исмаилизм (14 % всех шиитов). Зейдиты (вместе с нуктавитами) объединяют почти 5 % всех шиитов. Остальные шиитские движения (алавиты, шейхиты, Ахл-е Хакк, бекташи и др.) крайне малочисленны.
- исламские схизматики
(1,3 % мусульман). В данную группу включены различные, не связанные между собой, исламские секты. Крупнейшей среди представленных в этой группе организаций является ахмадие (8 млн в 2000 году). Чёрные мусульмане (Нация ислама, Мавританский научный храм, Пятипроцентники, Объединённая нация ислама, Американское общество мусульман) в 2000 году насчитывали 1,65 млн сторонников. Энциклопедия включает в группу исламских схизматиков ещё две категории: хариджитов (1,64 млн, все они — ибадиты) и друзов (834 тыс.). Следует отметить, что русскоязычные источники обычно определяют хариджитов как одно из трёх основных течений в исламе (наряду с суннитами и шиитами)[10][11]; а друзы обычно рассматриваются, как шиитская секта[12][13]. Остальные исламские секты объединяют 2,66 млн сторонников.
Ни на одном континенте мусульмане не составляют большинства. Наибольшая доля мусульман — в Африке (40,5 % или 334 млн) и Азии (26 % или 913 млн). Доля мусульман в Европе составляет 5,6 % (39 млн; вместе с азиатской частью России), в Северной Америке и Океании — по 1,6 % (5,7 млн и 422 тыс. соответственно), в Латинской Америке лишь 0,3 % (1,65 млн)[7].
Индуизм
Современный индуизм распадается на 5 основных направлений[14]:
- вайшнавизм
по числу верующих является крупнейшим направлением индуизма. В 2000 году 68 % всех индуистов были вайшнавами[9].
- шиваизм
является вторым направлением индуизма (по числу верующих). В 2000 году 26 % индуистов придерживались традиции почитания Шивы[9].
- шактизм
в 2000 году объединял 3 % индуистов всего мира.
- реформированный индуизм
представлен обществом Рамакришны, движениями Арья-самадж, Брахмо-самадж и др. Общее число сторонников реформированного индуизма в 2000 году составляло 4 млн человек (0, 5 % индуистов)[9].
- Неоиндуизм
представлен различными организациями, такими как Трансцендентальная медитация, Ананда марга, Центр Шри Чинмоя, Общество божественной жизни, Брахма Кумарис, Международное общество сознания Кришны, Миссия божественного света и др. Неоиндуизм является самым быстрорастущим направлением в индуизме. В 2000 году в мире насчитывалось 15,2 млн адептов новых религиозных движений неоиндуистской направленности[9].
Большинство индуистов (814 млн) проживают в Азии, где они составляют 22,6 % населения. В Океании индуисты (439 тыс.) составляют 1,5 % населения. Доля индуистов в населении остальных частей света не превышает 1 %. В Африке проживает 2,5 млн индуистов, в Северной Америке — 1,8 млн, в Европе 871 тыс., в Латинской Америке — 747 тыс.[7]
Буддизм
Буддизм не является единой религией и распадается на сотни школ. Принято выделять 3 основных направления в буддизме[9]:
- Махаяна
является крупнейшим направлением буддизма по числу верующих. В 2000 году 56 % буддистов мира были приверженцами Великой колесницы. - Тхеравада
представляет собой старейшее направление буддизма. В 2000 году 38 % буддистов мира принадлежали одной из школ тхеравады. - Тибетский буддизм
исповедуют 6 % буддистов.
Большинство буддистов (87 % или 408 млн) проживают в Азии. За пределами этой части света значительное число буддистов можно встретить в Северной Америке (3,7 млн) и Европе (1,7 млн). На других частях света численность буддистов невелика: в Латинской Америке их 672 тыс., в Океании — 448 тыс., в Африке — 247 тыс.[7]
Иудаизм
Иудаизм распадается на ортодоксальный
(традиционный),
реформистский
(прогрессивный),
консервативный
,
реконструктивистский
. Иногда отдельно выделяют
хасидизм
, иногда его определяют в ортодоксальный иудаизм. Иногда в иудаизме выделяют
сектантский иудаизм
(самаритяне, караимы) и
маргинальный иудаизм
(чёрный иудаизм и др.)[15]. Место мессианских евреев, занимающих промежуточное положение между христианством и иудаизмом, в конфессиональной классификации спорно.
Во «Всемирной христианской энциклопедии» верующие иудеи разделены на субэтнические группы. Согласно подобной методике, группами внутри иудаизма являются[9]:
- Ашкеназы
— 11 млн - Мизрахим
— 2,4 млн - Сефарды
— 1 млн - Караимы
— 24 тыс. - Самаритяне
— 0,5 тыс.
Большинство верующих иудеев проживают в двух странах мира — Израиле (5,3 млн) и США (5,22 млн). Соответственно, по числу иудеев среди частей света лидируют Азия (5,97 млн) и Северная Америка (5,67 млн). Немало иудеев в Европе — 1,9 млн. В Латинской Америке иудаизм исповедуют 907 тыс. жителей; в Африке — 125 тыс., в Океании — 101 тыс.[7]
Другие религии
На протяжении всего XX века доля последователей традиционных религий и верований
неуклонно падала. Однако в конце XX века традиционные верования обратили на себя внимание возрождением европейского язычества (неоязычество). Очевидно, что данная группа включает в себя тысячи различных религиозных традиций, весьма слабо связанных между собой. Тем не менее, иногда верующих традиционных религий делят на две основные группы: анимисты (95 %) и шаманисты (5 %)[9].
Большинство последователей этнических религий проживают в Азии (133,7 млн) и Африке (92 млн); при этом в Африке они составляют более 10 % населения континента. В Латинской Америке сторонники данных религий насчитывают 3,3 млн последователей, в Северной — 1,6 млн, в Европе — 1,2 млн и в Океании — 293 тыс.[7]
Среди традиционных верований отдельно выделяются сторонники китайской народной религии
. Большинство верующих данной религии проживает в Китае (435 млн)[16]. В других азиатских странах численность верующих китайской религии составляет 32 млн. С распространением китайской диаспоры по всему миру, численность сторонников китайской религии растёт и на других континентах; в Северной Америка их 762 тыс., в Европе — 345 тыс., в Латинской Америке — 167 тыс., в Океании — 85 тыс. и в Африке — 61 тыс.[7]
От традиционных народных верований следует отличать новые религиозные движения
(НРД) и
синкретические секты
, несмотря на то, что большинство из них имеют этническую основу (так, различают американские, европейские, японские, корейские, вьетнамские НРД, синкретические культы индейцев и негров Америки и др.[17]). Классификация новых религий, как и вопрос об их границах, остаются весьма дискуссионными. Азия является континентом, на котором проживают большинство (58 млн) адептов новых религий. Немало их и в обеих Америках; в Северной — 1,69 млн, в Латинской — 1,46 млн. На остальных континентах их численность невелика: 353 тыс. в Европе, 107 тыс. в Африке и 85 тыс. в Океании.[7]
Спиритисты
в данной статье выделены в отдельную группу, хотя некоторые источники относят их к новым религиозным движениям[18]. К данной группе относятся различные афро-американские, афро-карибские и афро-бразильские религии (вуду, палерия, покомания, растафарианство, сантерия, умбанда, шангоизм и др.). Подавляющее большинство спиритистов (87 %) проживают в Латинской Америке. Следует отметить, что границы между спиритизмом и другими религиями (в первую очередь — христианством) весьма неопределённы.
Сикхизм
распадается на
ортодоксальный сикхизм
и
сектантский сикхизм
, включающих в себя десяток различных реформаторских групп и сект[14]. Большинство сикхов проживают в Индии (22,9 млн); в остальных азиатских странах насчитывается 400 тыс. сикхов. Благодаря эмиграции заметные общины сикхов появились в Северной Америке (680 тыс.) и Европе (406 тыс.). На остальных континентах численность сикхов невелика: Африка — 58 тыс., Океания — 35 тыс., Латинская Америка — 6 тыс.[7]
Несмотря на свою малочисленность, бахаи
являются одной из наиболее дисперсно представленных религий мира. Азиатская община бахаи насчитывает 3 млн последователей, африканская — 1,7 млн. На остальных континентах численность бахаистов незначительна: Северная Америка — 786 тыс., Латинская Америка — 527 тыс., Европа — 134 тыс., Океания — 87 тыс.[7]
Джайнизм
делится на две основные ветви —
дигимбару
и
шветамбару
[15]. Подавляющее большинство джайнов (5,5 млн) проживают в Индии; в остальных азиатских странах насчитывается лишь 13 тыс. джайнистов. Благодаря эмиграции общины джайнов появились в Северной Америке (99 тыс.), Африке (73 тыс.) и Европе (16 тыс.). В Океании ок. 2 тыс. джайнов, в Латинской Америке — 1 тыс.[7]
Определить численность конфуциан
крайне затруднительно, в первую очередь из-за поликонфессиональности китайцев, являющихся конфуцианами и сторонниками китайской народной религии одновременно. Считается, что всего за пределами Китая (в первую очередь в Корее) проживают 6,5 млн конфуциан. За пределами Азии (6,25 млн) численность конфуциан незначительна. В Северной Америке проживают 142 тыс. сторонников этой религии, в Океании — 40 тыс., в Европе и Африке — по 18 тыс., в Латинской Америке — несколько сот человек.[7]
Синтоизм
делится на два основных течения —
храмовый синтоизм
и
сектантский синтоизм
[19]. Последний объединяет десяток синтоистских сект и общин. Оценить численность синтоистов крайне затруднительно из-за поликонфессиональности японцев. Подавляющее большинство сторонников синто проживают в Азии; за её пределами крупные общины синтоистов существуют лишь в Северной и Латинской Америках (62 тыс. и 7 тыс. соответственно).[7]
Подавляющее большинство даосов
также проживают в Азии, в первую очередь — в Китае и Вьетнаме. За пределами Азии небольшие общины даосов существуют в Северной Америке (12 тыс.) и Океании (4 тыс.)[7]
Сторонники зороастрийства
также сконцентрированы преимущественно в Азии (156 тыс.). За её пределами общины зороастрийцев существуют в Северной Америке (21 тыс.), Европе (5 тыс.), Океании (2 тыс.) и Африке (1 тыс.)[7].
В 2000 году численность езидов
оценивалась в 226 тыс. человек (в 10 странах)[20]. Половина из них проживает в Ираке, остальные — в Иране, Турции, Сирии, Армении, Грузии. Небольшие общины езидов можно встретить в США, Канаде, России и Германии.
Численность мандеев
оценивается в диапазоне от 15 до 20 тыс. человек[21]; до недавнего времени все они проживали лишь в Ираке и Иране. Благодаря эмиграции небольшие общины мандеев появились в Сирии, Иордании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых европейских странах (Великобритании, Швеции и Нидерландах).
Не религиозные
Категория не религиозных людей включает в себя весьма разные группы убеждений. Ряд исследований выделяют в данной категории две группы — собственно не религиозных людей
и
атеистов
. К атеистам причисляют людей, убеждённых в отсутствии какого-либо божества, а также скептиков, сторонников безверия и воинствующих безбожников. К не религиозным людям относят агностиков, сторонников свободомыслия, людей не интересующихся религией или не имеющих религиозных предпочтений.
Свыше половины всех не религиозных людей мира проживают в одной стране — Китае (413 млн агностиков и 98 млн атеистов). Значительно число не религиозных людей сосредоточено и в других азиатских странах (100 млн агностиков и 19 млн атеистов). Т. о. в Азии проживает 80 % всех агностиков и 85 % всех убеждённых атеистов Земли. Значительное число неверующих и атеистов имеется в Европе (98 млн и 18 млн) и Северной Америке (41 млн и 2 млн). Существенную долю не религиозные люди составляют в населении Океании, где проживает 3,8 млн агностиков и 365 тыс. атеистов. В Латинской Америке проживают 15 млн агностиков и 2,5 млн убеждённых атеистов. Численность не религиозных людей в Африке относительно невелика (5,5 млн не верующих и 0,5 млн атеистов)[7].
Экспансия ислама
В конце XX — начале XXI века наблюдается заметный рост числа мусульман в европейских странах, связанный с растущим числом мигрантов и большой рождаемостью в семьях мусульман. Растущая мусульманская часть общества начинает оказывать всё более заметное влияние на его развитие.
Американский доктор теологии Питер Хэммонд считает, что ислам это не религия, и даже не культ. По его мнению, это всеобъемлющая, тотальная, детально разработанная система жизни, включающая в себя религию, право, политическую и социальную системы, военные аспекты. В своей работе «Рабство, терроризм и ислам: исторические корни и современная угроза» [1] исследователь о.
Далее Хэммонд приводит характерные черты поведения исламской части общества в зависимости от численности мусульман:
- Пока популяция мусульман не превышает 2%, независимо от страны, они будут вести себя по большей части как миролюбивое меньшинство и не будут представлять особой угрозы для граждан.
- При достижении уровня 2-5% населения, мусульмане начинают заниматься прозелитизмом среди маргинальных слоёв населения, этнических меньшинств, в тюрьмах.
- При достижении 5% они начинают пытаться оказывать влияние на социально-культурную атмосферу соразмерно со своей процентной долей в обществе. А именно: начинают продвигать понятие «халяль», производить и продавать продукцию для мусульман, тем самым обеспечивая рабочие места для себя, организуют торговые сети, рестораны «для своих», культурные центры. На этом этапе они также пытаются налаживать контакты с государственными структурами, пытаясь выторговать для себя наиболее благоприятные условия для исполнения шариатских норм.
- Когда мусульманское население достигает 10%, они, по мнению Хэммонда, начинают прибегать к незаконным методам достижения своих привилегий. «Например, в Париже, — пишет автор, — мы уже видим поджоги баров. При проявлении какой-либо реакции со стороны местного населения, моментально вспыхивают бунты, и следуют угрозы, — что мы наблюдали в Амстердаме, когда были выступления против карикатур на Мухаммада и фильмов об исламе».
- При достижении 20% местным гражданам следует быть готовым к началу исламских рейдов на улицах, джихадистским патрулям, поджиганию церквей и синагог.
- После отметки в 40% остатки народа, возможно, станут жертвой широкомасштабной резни, периодического террора.
- Когда мусульман станет большинство — более 60%, граждане – немусульмане начнут подвергаться преследованиям, гонениям, этническим чисткам, будут урезаны в правах, начнут платить дополнительные налоги, и всё это юридически будет основываться на шариатских положениях.
- При достижении 80% — государство уже полностью во власти мусульман, христианские и иные религиозные меньшинства будут подвергаться регулярным запугиваниям, насилию, будут проводиться санкционированные государством чистки с целью изгнания из страны «неверных» или принуждения их к принятию ислама.
«И когда эти проверенные историей методы дадут свои плоды, государство приблизится к тому, чтобы стать полностью исламским — на 100%, оно станет «Дар-аль-ислам» (дом, земля ислама). Тогда, как верят мусульмане, у них наступит полный мир, поскольку все станут мусульманами, медресе – единственным учебным заведением, а Коран – единственным писанием и руководством к действию одновременно», заключает Хэммонд.
Распространение религий
Современные религии разнятся по степени распространения. Единственной религией, представленной во всех странах мира, является христианство. Считается, что не религиозных людей (агностиков) можно встретить почти во всех странах мира, за исключением теократического государства Ватикан. Более чем в 100 странах мира можно встретить бахаистов, мусульман, буддистов, иудеев, индуистов, сторонников традиционных верований, китайской религии и новых религиозных движений.
В таблице, приведённой ниже, указаны религии по числу стран присутствия. Данные на 2000 год взяты из «Всемирной христианской энциклопедии», данные на 2004 — из «Энциклопедии мировых религий» Роберта Эллвуда, данные на 2010 — из Энциклопедии «Британника».
№ | Религия | 2000[20] | 2004[22] | 2010[2] |
— | Мир, всего стран | 238 | 232 | |
1 | Христиане | 238 | 238 | 232 |
2 | Неверующие | 236 | 237 | 231 |
3 | Бахаи | 218 | 218 | 221 |
4 | Атеисты | 161 | 219 | 220 |
5 | Мусульмане | 204 | 206 | 209 |
6 | Буддисты | 126 | 130 | 150 |
7 | Традиционные верования | 142 | 144 | 145 |
8 | Иудеи | 134 | 134 | 139 |
9 | Индуисты | 114 | 116 | 125 |
10 | Китайская религия | 89 | 94 | 119 |
11 | Новые религии | 60 | 107 | 119 |
12 | Спиритисты | 55 | 56 | 57 |
13 | Сикхи | 34 | 34 | 55 |
14 | Зороастрийцы | 24 | 23 | 27 |
15 | Джайны | 10 | 11 | 19 |
16 | Конфуцианцы | 15 | 16 | 16 |
17 | Синтоисты | 8 | 8 | 8 |
18 | Даосы | 5 | 5 | 6 |
— | другие | 76 | 78 | 79 |
Мусульманская архитектура
Самые ранние культовые сооружения мусульман на территории Восточной Европы находились, естественно, в Дербенте (на границе Азии в Европы) и Южном Дагестане, Итиле, Булгаре, однако не сохранились в первоначальном виде. Соборная мечеть (Джума) в Дербенте построена, согласно поздней надписи, в 115/733-734 годах, затем неоднократно капитально перестраивалась; древнейшей считают только каменную кладку нижних частей стен и внутренних столбов. К 779 году относят постройку мечети в ауле Кумух Лакского района Дагестана. Надгробные и строительные надписи X-XII веков обнаружены в ряде дагестанских аулов. На Северном Кавказе сохранились многие мусульманские культовые постройки более поздних веков, так как они были в основном каменными; наличие природного строительного материала сыграло свою роль. Среди развалин Булгара X-XII веков есть остатки здания мечети, а булгарские надгробные памятники относятся к XIII-XIV векам. В Старом Крыму (бывш. Эски-Крым, Солхат) стоят стены с перекрытиями так называемой мечети Узбека, самого раннего памятника мусульманской культовой архитектуры в Крыму. Множество мечетей, Мадраса, суфийских обителей, мавзолеев, надгробий в крымских городах Феодосии, Бахчисарае, Евпатории, Белогорске (бывш. Карасубазар) и др. погибли или были преднамеренно разрушены. От Ханской мечети (1467 год) в Касимове сохранился лишь минарет. Большинство культовых сооружений Казани и других поволжских городов и аулов представляли собой деревянные постройки и были разрушены при русском завоевании, сгорели в пожарах. По разрешению Екатерины II купцами Юнусовыми в Казани воздвигнута каменная мечеть в 1767-1771 годы (ныне мечеть Марджани). Прочие культовые сооружения мусульман в России построены в XIX-XX веках. Свыше тысячи мечетей сооружены за последние 10 лет и продолжают строиться.
Динамика численности в XX веке
Определённый интерес представляет динамика численности современных религий на протяжении минувшего столетия. Самой быстрорастущей религией в ХХ веке (в абсолютных цифрах) оставалось христианство. Однако прирост численности христиан в XX веке был равен среднемировому приросту населения, поэтому общая доля христиан в населении Земли практически не менялась.
На протяжении XX века прирост мусульман, индуистов и сикхов превышал среднемировой; доля сторонников этих религий в общемировом населении неуклонно увеличивалась. Наоборот, доля буддистов, иудеев, сторонников традиционных верований и китайской религии в ХХ веке уменьшилась.
Динамика численности неверующих и атеистов на протяжении XX века претерпевала значительные изменения. Бо
́льшую часть столетия доля безрелигиозных людей стремительно росла, достигнув пика к 1970 году. Однако, к концу XX века доля безрелигиозных людей на планете заметно уменьшилась.
В таблице, представленной ниже, приведена динамика численности основных религий в ХХ веке. Данные на 1900 год взяты из «Всемирной христианской энциклопедии»; данные на 1970 год и 2000 год взяты из Энциклопедии «Религии мира» Дж. Мелтона (первое и второе издание).
№ | Религия | 1900[9] | 1970[1] | 2000[23] | |||
1 | Христиане | 558 132 000 | 34,5 % | 1 234 969 000 | 33,4 % | 1 999 564 000 | 33,0 % |
2 | Мусульмане | 199 941 000 | 12,3 % | 579 875 000 | 15,7 % | 1 188 243 000 | 19,6 % |
3 | Индуисты | 203 003 000 | 12,5 % | 458 845 000 | 12,4 % | 811 336 000 | 13,4 % |
4 | Неверующие | 3 024 000 | 0,2 % | 542 318 000 | 14,7 % | 768 159 000 | 12,7 % |
5 | Буддисты | 127 077 000 | 7,8 % | 234 028 000 | 6,3 % | 359 982 000 | 5,9 % |
6 | Китайская религия | 380 006 000 | 23,5 % | 231 814 000 | 6,3 % | 384 807 000 | 6,4 % |
7 | Традиционные верования | 117 558 000 | 7,3 % | 165 687 000 | 4,5 % | 228 367 000 | 3,8 % |
8 | Атеисты | 226 000 | 0,0 % | 165 301 000 | 4,5 % | 150 090 000 | 2,5 % |
9 | Новые религии | 5 910 000 | 0,4 % | 39 332 000 | 1,1 % | 102 356 000 | 1,7 % |
10 | Сикхи | 2 962 000 | 0,2 % | 10 677 000 | 0,3 % | 23 258 000 | 0,4 % |
11 | Иудеи | 12 292 000 | 0,8 % | 15 100 000 | 0,4 % | 14 434 000 | 0,2 % |
12 | Спиритисты | 269 000 | 0,0 % | 4 657 000 | 0,1 % | 12 334 000 | 0,2 % |
13 | Даосы | 375 000 | 0,0 % | 1 734 000 | 0,1 % | 2 655 000 | 0,0 % |
14 | Бахаи | 10 000 | 0,0 % | 2 657 000 | 0,1 % | 7 106 000 | 0,1 % |
15 | Конфуцианцы | 640 000 | 0,0 % | 4 759 000 | 0,1 % | 6 299 000 | 0,1 % |
16 | Джайны | 1 323 000 | 0,1 % | 2 629 000 | 0,1 % | 4 218 000 | 0,1 % |
17 | Синтоисты | 6 720 000 | 0,4 % | 4 175 000 | 0,1 % | 2 762 000 | 0,0 % |
18 | Зороастрийцы | 108 000 | 0,0 % | 125 000 | 0,0 % | — | 0,0 % |
19 | другие | 49 000 | 0,0 % | — | 0,0 % | 1 067 000 | 0,0 % |
— | Мир, всего | 1 619 626 000 | 100 % | 3 698 683 000 | 100 % | 6 055 049 000 | 100 % |
Течения в исламе
Ислам на территории бывшего СССР с самого начала был суннитским, господствующий мазхаб — ханафитским, оставаясь таковым по преимуществу на протяжении всего времени. Исключение составляет Дагестан, где первоначальное ханафитство сменилось в XII веке на шафи’итскую школу права и богословия. Шиитская ветвь ислама представлена с XVII века лишь небольшими группами населения в Южном Дагестане, испытавшем влияние Ирана и Азербайджана. Мистико-аскетическое учение (суфизм) в рамках суннитского ислама распространяли в Дербенте еще современники и ученики аль-Газали (1058-1111), чьи произведения охотно читали и переписывали всюду и позднее. Среди тюркского населения Орды популярностью пользовались братства йасавийа и кубравийа, но с XV века наибольший успех выпадает на долю тарика накшбандийа, а в Чечне находит признание тарика кадирийа. На почве двух последних в условиях ожесточенного сопротивления русским завоевателям XIX века в Дагестане и Чечне выросла особая локальная форма суфийского братства — мюридизм (от араб. «мурид» — последователь, ученик).
Прогнозы
Различные исследования пытаются спрогнозировать численность сторонников основных религий на будущее. Подобные прогнозирования учитывают демографические тенденции и миссионерские усилия. В таблице, представленной ниже, даны прогнозы на 2050 год из трёх источников:
№ | Религия в 2050 году | «Религии мира»[1] | WCE[9] | PRC[24] | |||
1 | Христиане | 3 220 348 000 | 35,0 % | 3 051 564 000 | 34,3 % | 2 918 070 000 | 31,4 % |
2 | Мусульмане | 2 494 229 000 | 27,1 % | 2 229 282 000 | 25,0 % | 2 761 480 000 | 29,7 % |
3 | Индуисты | 1 241 133 000 | 13,5 % | 1 175 298 000 | 13,2 % | 1 384 360 000 | 14,9 % |
4 | Неверующие | 556 416 000 | 6,1 % | 887 995 000 | 10,0 % | 1 230 340 000 | 13,2 % |
5 | Буддисты | 570 283 000 | 6,2 % | 424 607 000 | 4,8 % | 486 270 000 | 5,2 % |
6 | Китайская религия | 525 183 000 | 5,7 % | 454 333 000 | 5,1 % | 449 140 000 | 4,8 % |
7 | Традиционные верования | 272 450 000 | 3,0 % | 303 599 000 | 3,4 % | ||
8 | Атеисты | 132 671 000 | 1,4 % | 169 150 000 | 1,9 % | см. «неверующие» | |
9 | Новые религии | 63 657 000 | 0,7 % | 118 845 000 | 1,3 % | см. «другие» | |
10 | Сикхи | 34 258 000 | 0,4 % | 37 059 000 | 0,4 % | см. «другие» | |
11 | Иудеи | 16 973 000 | 0,2 % | 16 695 000 | 0,2 % | 16 090 000 | 0,2 % |
12 | Спиритисты | 17 080 000 | 0,2 % | 20 709 000 | 0,2 % | см. «другие» | |
13 | Даосы | 15 018 000 | 0,2 % | 3 272 000 | 0,0 % | см. «другие» | |
14 | Бахаи | 15 113 000 | 0,2 % | 18 000 000 | 0,2 % | см. «другие» | |
15 | Конфуцианцы | 6 014 000 | 0,1 % | 6 953 000 | 0,1 % | см. «другие» | |
16 | Джайны | 7 943 000 | 0,1 % | 6 733 000 | 0,1 % | см. «другие» | |
17 | Синтоисты | 2 355 000 | 0,0 % | 1 655 000 | 0,0 % | см. «другие» | |
18 | Зороастрийцы | 170 000 | 0,0 % | — | — | см. «другие» | |
19 | другие | — | — | — | — | 61 450 000 | 0,7 % |
— | Мир, всего | 9 191 294 000 | 100 % | 8 909 095 000 | 100 % | 9 307 190 000 | 100 % |
Соревнование христианства и ислама
Повышенный интерес представляет динамика численности христиан и мусульман в будущем. Учитывая, что на стыке XX и XXI века прирост мусульман в процентном соотношении опережал прирост христиан, различные футурологи делали заявления о будущем численном превосходстве мусульман над христианами и превращении ислама в крупнейшую мировую религию.
Так, всемирно известный социолог Самюэл Хантингтон в своём труде Столкновение цивилизаций (1993 г.) прогнозировал, что ислам станет крупнейшей религией мира в первое десятилетие XXI века; согласно указанному источнику к 2025 году доля мусульман в общем населении планеты должна достичь 30 %, а доля христиан упасть до 25 %[25]. Первую часть данного прогноза уже можно считать опровергнутой, прогноз Хантингтона на 2025 год также опровергают большинство известных исследований. Считается, что христианство останется доминирующей религией и в 2050 году.
Относительно более долгосрочных прогнозов мнения расходятся. Согласно отчёту PRC численность мусульман и христиан сравняется к 2070 году, при этом доля каждой из религий составит 32 % населения Земли. Согласно источнику, к 2100 году ислам станет крупнейшей по числу последователей мировой религией (35 % населения), а христианство сместится на второе место (34 %)[24][26]. В своём исследовании аналитики PRC сделали упор на демографические данные.
Однако, существуют и противоположные мнения. Ещё в 1995 году в «Энциклопедии будущего» указывалось, что христианство останется доминирующей религией и в 2200 году. При этом, авторы рассматривали три возможных сценария (общий сценарий, сценарий «исламского возрождения» и сценарий «роста безрелигиозности»), однако во всех случаях к 2200 году христианство опережало ислам более чем на 1,5 млрд верующих[27]. О доминировании христианства вплоть до 2200 года говорится и во «Всемирной христианской энциклопедии»[20]. Дэвид Барретт и Тодд Джонсон, исследуя четыре возможных сценария, также приходят к выводу о доминировании христианства как в 2100, так и в 2200 году в своём труде «World Christian Trends»[28].
Мусульманство в России
В отличие от Западной Европы, Россия практически никогда не была втянута в религиозные конфликты. Но печальные события последних десятилетий требуют учета особенностей жизни представителей разных конфессий.
В России насчитывается 30 млн. мусульман, что составляет около 20% от общего населения. И рост продолжается. Наблюдается увеличение численности мусульман в Осетии, где ведущей религией всегда было христианство. В 2021 году число мусульман превысило 15%. Статистика мусульман в России (по регионам):
Регион | Количество мусульман (млн.) | Процентное отношение к общей численности населения |
Дагестан | 2,43 | 94 |
Башкортостан | 2,23 | 54,5 |
Татарстан | 2,04 | 54 |
Чечня | 1,05 | 96 |
Кабардино-Балкария | 535 | 70 |
Ингушетия | 458 | 98 |
Челябинская обл. | 425 | 12 |
Москва | 410 | 2,5 |
Оренбургская обл. | 365 | 16,7 |
Карачаево-Черкесская Республика | 276 | 63 |
Цифры приведены без учета мусульман, приезжающих на заработки в Россию из ближнего зарубежья.
К счастью разногласий у граждан РФ на религиозной почве практически не бывает. Недоразумения, связанные с исполнением мусульманами ритуала жертвоприношения в праздник Рамазан или споры о ношении девушками хиджаба, разрешаются на бытовом уровне. А присутствие в стране большого количества мусульман из ближнего зарубежья пока поддается контролю со стороны властных структур и национальных диаспор, которые следят за тем, как живут их земляки. Важны два других вопроса:
- Мусульмане в армии уже сегодня составляют почти 1/3 личного состава. Статистика мусульман показывает, что цифра будет увеличиваться. Но если верующий христианин может посетить церковь, часовню, пообщаться со священнослужителем, то военнослужащий мусульманин такой возможности лишен.
- Все чаще СМИ сообщают об активизации деятельности некоторой части мусульманства (печально известные ваххабиты), направленной на привлечение российской молодежи для выполнения известных задач. Отсюда порой и рождается ответ на вопрос, почему у многих людей понятие террорист и мусульманин является звеньями одной цепи.
Методология подсчёта
При определении количества верующих той или иной конфессии комбинировано используются пять основных методов[29]:
- Отчёты религиозных организаций
. При использовании подобных источников учитывается, что ряд организаций умышлено завышают (реже — занижают) число своих сторонников. Также, учитывается, что различные религиозные группы по разному определяют членство в них: для того, чтобы стать членом некоторых конфессий, необходимо пройти длительный процесс инициации (иногда, доступный лишь в сознательном возрасте).
- Переписи населения
. Зачастую вопрос религиозных предпочтений включён в графы переписи населения. Данный источник признан надёжным способом определения религиозной самоидентификации. Однако, значительное число стран не проводят переписей или же не включают в него вопрос о вероисповедании; к тому же переписи проводятся не часто, и их данные могут значительно устаревать. Некоторые правительства обвиняются в фальсификации данных переписей, в том числе данных о религиозной самоидентификации.
- Опросы
. Точность подобного источника получения информации во многом зависит от качества исследования, в первую очередь — от репрезентативности. Данные опросов редко способны выявить точное количество верующих малых религиозных групп. В некоторых странах, представители религиозных меньшинств при опросах могут уклоняться от ответа, либо давать неверный.
- Оценки
основанные на косвенных данных. Приверженцы некоторых племенных религий иногда учитываются путём подсчёта членов племени; при этом подразумевается, что все представители племя придерживаются одной религии. Некоторые православные церкви используют подобный метод. Такие оценки могут быть весьма ненадёжными.
- Полевые исследования
часто используются для определения численность малых религиозных групп. Зачастую это единственный способ определения численности небольших организаций, особенно полузакрытых сект.
Вероучение
Вероучение изложено в Коране, который, согласно преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду по частям через архангела Джебраила (Гавриила). Оно покоится на семи догматах: вере в единого Бога — Аллаха, в ангелов, во все книги Божии (среди которых кроме Корана называются Тора и Евангелия), во всех посланников Аллаха (среди них упоминаются Моисей и Иисус Христос, а последним называется Мухаммад — «печать пророков»), в конец света и Страшный суд, в предопределение Божие, воскресение мертвых. В соответствии с вероучением Аллах ниспослал одну и ту же извечно существующую святую книгу разным своим посланникам. Но поскольку иудеями и христианами эта книга была извращена, то Аллах ниспослал ее в последний раз пророку Мухаммаду, чтобы ею руководствовались все люди Земли до конца света.
Культ ислама опирается на пять основных обязанностей («столпов веры») мусульман: исповедание веры — произнесение формулы-шахады «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха», ежедневная пятикратная молитва (намаз), пост в месяц рамадан (ураза), обязательное «очистительное» пожертвование (закят), паломничество в Мекку (хадж). Наряду с другими религиозными обрядами и ритуалами, а также исламскими праздниками (Курбан-байрам, Ураза-байрам, мирадж, мавлид и др.) «столпы веры» имеют большое значение для упрочения влияния религии на верующих.
Примечания
- ↑ 1 2 3
Melton, 2010, p. lix. - ↑ 12Darrell J. Turner.
[www.britannica.com/topic/religion-Year-In-Review-2010/Worldwide-Adherents-of-All-Religions Religion: Year In Review 2010] Worldwide Adherents of All Religions (англ.). Encyclopedia Britannica (2011). Проверено 2 июля 2015. - [www.pewforum.org/files/2014/01/global-religion-full.pdf The Global Religious Landscape] A Report on the Size and Distribution of the World’s Major Religious Groups as of 2010 (англ.) (pdf). Pew Research Center (December 2012). Проверено 2 июля 2015.
- [www.pewforum.org/Christian/Global-Christianity-traditions.aspx Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World’s Christian Population] (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Проверено 27 апреля 2013. [www.webcitation.org/6GGCXhQZF Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013].
- Ревуненкова Наталия Владимировна.
Введение // [www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546901656&at=exc&n=0 Протестантизм]. — Спб: Питер-Юг, 2007. — 224 с. — (Религии мира). — ISBN ISBN 978-5-469-01656-4. - [www.pewforum.org/Christian/Global-Christianity-movements-and-denominations.aspx Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World’s Christian Population] (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Проверено 27 апреля 2013. [www.webcitation.org/6GGCZV1Mq Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013].
- ↑ 12345678910111213141516
Melton, 2010, pp. lix — lxxii. - [pewforum.org/newassets/images/reports/Muslimpopulation/Muslimpopulation.pdf Mapping the Global Muslim Population] A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population (англ.) (PDF). Pew Research Center (October 2009). Проверено 2 июля 2015.
- ↑ 12345678910
Barrett, 2001, Global Table 1-1, p. 4. - Зеленков, 2003, с. 166.
- Хариджизм // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А.Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 928. — ISBN 5-85270-155-6.
- Друзы // Ислам. Словарь атеиста / Под общей редакцией Пиотровского М. Б. и Прозорова С. М.. — М.: Издательство политической литературы, 1988. — С. 71. — 254 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-250-00125-4.
- Зеленков, 2003, с. 165.
- ↑ 12
Зеленков, 2003, с. 168-169. - ↑ 12
Зеленков, 2003, с. 168. - Melton, 2010, p. 560.
- Зеленков, 2003, с. 169-171.
- Зеленков, 2003, с. 171.
- Зеленков, 2003, с. 169.
- ↑ 1 2 3
Barrett, 2001, p. 4. - Melton, 2010, p. 1799.
- Robert S. Ellwood, Gregory D. Alles.
Introduction // [books.google.pt/books?id=1pGbdI4L0qsC&pg The Encyclopedia of World Religions]. — второе, исправленное. — Infobase Publishing, 2007. — P. xiii. — 514 p. — (Facts on File library of religion and mythology). — ISBN 978-0-8160-6141-9. - J. Gordon Melton, Martin Baumann.
Religious Adherents of the World and by Continent and Region // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices. — Santa Barbara, California Denver, Colorado, Oxford, England: ABC CLIO, 2002. — P. xxx. — 875 p. — ISBN 1-57607-223-1. - ↑ 12
[www.pewforum.org/files/2015/03/PF_15.04.02_ProjectionsFullReport.pdf The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050] Why Muslims Are Rising Fastest and the Unaffiliated Are Shrinking as a Share of the World’s Population (англ.) (pdf). Pew Research Center (2 April 2015). Проверено 2 июля 2015. - Samuel Huntington.
Chapter 3. A Universal Civilization? // [books.google.md/books?id=LO4xG-bH1CQC&hl The Clash of Civilizations and the remaking of world order]. — illustr.. — Simon and Schuster, 2007. — P. 65-66. — 368 p. — ISBN 9781416561248. - [www.regnum.ru/news/society/1911724.html К 2100 году ислам станет самой массовой религией в мире]. ИА REGNUM (3 апреля 2015). Проверено 2 июля 2015.
- Todd Johnson.
Religious Projections for the Next 200 Years // Encyclopedia of the Future / George Thomas Kurian (Author, Editor). — Publisher: MacMillan Reference Books, 1995. — 1184 p. — ISBN 978-0028972053. - David B. Barrett, Todd M. Johnson.
Table 1–2. Global adherents of the world’s 19 major distinct religions // [books.google.md/books/about/World_Christian_Trends_AD_30_AD_2200.html?id=IMRsJ1gnIYkC&redir_esc=y World Christian Trends, AD 30-AD 2200: Interpreting the Annual Christian Megacensus] / Christopher R. Guidry, Peter F. Crossing (associate editors). — Pasadena, California: William Carey Library, 2001. — 934 с. — ISBN 0878086080. - [www.adherents.com/Religions_By_Adherents.html Major Religions of the World Ranked by Number of Adherents] How is the size of a religion determined for the purposes of this list? (англ.). Adherents.com (2007). Проверено 2 июля 2015.
Литература
- David B. Barrett, George Thomas Kurian, Todd M. Johnson.
[books.google.md/books/about/World_Christian_encyclopedia.html?id=DTEOAQAAMAAJ&redir_esc=y World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World] / David B. Barrett (Editor), George T. Kurian (Editor), Todd M. Johnson (Editor). — New York: Oxford University Press, 2001. — Т. 1. — Vol. 1. — 876 p. — ISBN 0-19-510318-1.
- Melton J. Gordon, Martin Baumann.
Religious Adherents of the World by Continent and Region // [books.google.md/books?id=v2yiyLLOj88C& Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices]. — Second Edition. — Santa Barbara, California; Denver, Colorado; Oxford, England: ABC-CLIO, 2010. — P. lix. — 3200 p. — ISBN 978-1-59884-203-6.
- Зеленков М. Ю.
Приложение № 1. Классификация мировых религий (по П. И. Пучкову) // Мировые религии: история и современность. — М.: Юридический институт МИИТа, 2003. — С. 130-171. — 252 с.