Великие люди о Христе и о Вере
Книга сия называется Евангелием — и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению».
«Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия — всемирна».
«Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту»
«Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нём находим мы Бога и свою греховность».
«Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди это разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастливы».
«Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее».
«Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, и сам хозяин не знает, где лежит она. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских, в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословье, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, — и эта Церковь наша незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!»
«Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь — Иисус Христос»
«Христианство есть единственное убежище Русской земли от всех ее зол».
«Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя».
«На протяжении тридцати пяти лет моей жизни я был в полном смысле слова нигилистом, не то, чтобы специалистом-революционером, но не верящим ни во что. Но пять лет тому назад ко мне пришла вера. Теперь я верю в доктрину об Иисусе Христе, и вся моя жизнь неожиданно совершенно изменилась… Жизнь и смерть перестали быть для меня злом, вместо безнадёжности и отчаяния, я теперь ощущаю радость и счастье, которых не сможет отнять у меня даже смерть».
«Евангелие я читал много и с любовью, по-славянски и в лютеровском переводе. Я читал без всякого руководства, не все понимал, но чувствовал искреннее и глубокое уважение к читаемому. В первой молодости моей я часто увлекался вольтерианизмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством; во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу».
Поиск Бога не в Церкви
В этой ситуации формировалась русская мысль. Многие мыслители и философы, чьи православные корни неоспоримы, считали, что Церковь «несовершенна» или «несовременна». Позволю себе привести большую цитату про Дмитрия Мережковского и Зинаиду Гиппиус:
«У них была маленькая тайна (почти никто не знает о ней, в литературе она почти не отражена). Это придумала Зинаида Николаевна. Она говорила: раз историческая Церковь несовершенна, будем создавать новую Церковь. Такая мысль могла родиться в голове только у дамы. И они стали создавать — сначала маленький кружок, туда приходили лучшие люди эпохи: Бердяев, Карташев, Рачинский и многие другие. Потом она создала совсем интимный круг: Дмитрий Сергеевич, Дмитрий Философов — их ближайший друг, и она. И они стали совершать дома некое подобие малого богослужения. Ставилось вино, цветы, виноград, читались какие-то импровизированные молитвы — это была как бы евхаристия»[3].
Да, с точки зрения Православия, описанное является кощунством. Но хочется задать очень важный вопрос – а почему такое произошло? Почему такие умные и талантливые люди, как Мережковский и Гиппиус не обратились к Православной Церкви, а были в состоянии какого-то вечного поиска истины? Ведь Церковь не гнали! Библия и священные тексты доступны. Это в советские годы купить полный текст Библии было в высшей степени сложно! А тогда – храмы открыты, священники могут проповедовать. Но при этом интеллигенция уходит куда-то «в сторону». Почему?
Высказывания о Боге, религии и вере
Сменив небесный рай на бытие людское, Я, повстречав в пути единорога, Спросила у него «жизнь — что это такое»? «Обратный путь от зернышка до Бога».
За всё Тебя, мой Бог, благодарю!
Пока живу на этом белом свете, Пока душой безудержно горю, Я каждый день, вставая на рассвете, За всё Тебя, мой Бог, благодарю! За тот огонь, что в сердце моём бьётся, За всех людей на жизненном пути, За всё, что мне порой с трудом даётся, Но помогает нравственно расти; За то, что я душою чист и светел, И, как ни странно, гнева не скопил, За то, что женщину хорошую я встретил И искренне всем сердцем полюбил.
Ведь жизнь – одна. Мы все тут без прописки. Я вскоре тоже с вечностью сольюсь… Ну а пока за всех родных и близких Я просто молча тихо помолюсь.
Создать по образу и подобию? О, я это уже слышал когда-то.
Слышал, видел, знаю. Даже осознаю.
Я помню тех, кто называл себя людьми. Жалкие создания. Но такие разные… У кого-то был разум, кому-то диктовало путь сердце. А кто-то был корыстен, жаден до власти и славы. Но…
О да, есть одно «но». У каждого – душа. Какой бы порок не обуревал человека, он всегда оставался собой, пусть где-то там, на задворках сознания.
Почти каждый из их числа ценил жизнь собственную превыше всего, но из-за разбитого сердца они могли шагнуть в забвение без страха, не колеблясь. Забавно было видеть такое. Знать и помнить.
О да, я помню. Я… Я такой же. Почти. Человек ли?
Я не помню. Душа моя стара и тонка, едва держится в теле физическом, под грузом пережитого. Но память и долголетие – карой мне вечной, за все дела мои. И посему, творю я и сейчас. От скуки и безысходности. Чтобы развлечь себя хоть немного, чтобы на краткий миг обрести смысл. Ведь для того, чтобы наложить руки на себя, я никогда не смогу набраться смелости и дерзости. Смелости, чтобы встретиться с темнотой, обволакивающей и пустой, как небытие, а дерзости… Чтобы посмотреть в глаза всем тем, кого покину.
Так что… Глина лепится, пачкая руки. Рыжая, с примесью песка и озерной тины немного. Она мокрая, даже чересчур, мажет руки и выскальзывает из моих по-старчески цепких, узловатых от артрита пальцев.
По образу и подобию своему, говорите?
Нельзя так, ох, нельзя. Пусть будут с изъянами. Пусть будут сирые и убогие, пусть будут себялюбивые уроды, не знающие любви и нежности, умеющие убивать. Кого — не важно. Друг друга, добычу, тех, кто захочет убить их.
А величайшей их добродетелью сделаю жадность. Пусть будут копить, оберегать, холить и лелеять свои драгоценности, которые на деле — ничто. Кучка сверкающих камешков.
Вкладывая в них похоть, заставлю плодиться стократ больше, чем нужно. Чтобы дети являлись разменной монетой, отражением несбыточных мечт их родителей, чтоб дети страдали и становились копиями тех, кто их породил. Пусть они насилуют, унижают, убивают, заставляя друг друга корчится от боли и отвращения.
Гордыни дам им с лихвой, чтобы проходили мимо стариков, нуждающихся в корке хлеба. Чтобы забывали своих же родителей, чтобы ненавидели тех, кто ниже их по статусу, забывали неугодных друзей.
А некоторым, очень-очень немногим, я дам любви и сострадания. Чтобы они мучились больше всех, окруженные подобным.
Создавать по образу и подобию? Зачем, если хочешь усидеть в творцах?
Гораздо проще детей своих создать увечными, чтобы опекать их и забавляться, наблюдая за их копошением. Словно мухи в грязи, ей-богу. А, ну да. Каламбур.
Хотя, нет. Я не Бог. Я… Я человек. Хотя бы, в собственных мыслях, это стоит признать.
А так… Две фигурки готовы – мужская и женская. Грубо слепленные, скорее схематично, чем правильно.
Стоит мне дунуть на них, раздувая щеки и сделав перед этим глубокий вдох, как…
Нет. И все же, не смотря ни на что, я человек.
Человек, сотворивший себе Этих. По образу и подобию. Почти.
Создатель. Криворукий и слепой художник, рисующий картины, слушая музыку, что играет бродячий музыкант под окном. Бездарный.
Начало поисков
Русская философия сложилась в XIX веке. Многие ученые спорят, кто был первым русским философом. В основном, называют Владимира Соловьева, сына известного историка и внука священника. Время становления русской мысли – это совершенно особый период. Век девятнадцатый как бы подготовил собою век двадцатый. Революции, войны, потрясения – корни всего этого уже были заложены ранее. И проблемы в жизни Церкви уже существовали.
И тут мы вторгаемся в весьма деликатную сферу. Дело в том, что существует мнение, что якобы весь имперский период в истории России – это время сугубо православное. «Самодержавие. Православие. Народность.» – многие верят в то, что лозунг графа Уварова был действительно на практике реализован в жизни Российской Империи.
Помогите нашему проекту!
Дорогие друзья, если вам нравится то, что мы делаем, если вы хотите помочь нам или просто сказать «спасибо» за ежедневный профессиональный труд, поддержите нас финансово.
Все полученные средства пойдут на гонорары авторам статей, улучшение работы сайта, а также на реализацию новых идей.
Пожертвование можно отправить по номеру карты: 5536 9138 4633 0682 (Данилов Александр Сергеевич)
Поиск Бога Бердяевым
Еще один пример искания Бога в русской философии – это труды Николая Бердяева. Великий русский философ, широко известный за границей и практически запрещенный в Советском Союзе, находился в постоянном поиске Бога. Одной из главных тем в философии Бердяева была тема свободы. Свобода человека воспринималась Бердяевым как свобода не от Бога, а свобода человека, выбирающего путь истины. Русский дворянин Бердяев считал, что настоящее величие человека состоит в его тварности, в том, что он является творением Божиим. Свобода для Бердяева всегда была важнейшей частью жизни. Но и эту свободу он понимал как свободу в Боге.
Только в Боге, в жизни по заповедям, в Церкви Бердяев видел свободу. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30) – сказано в Писании и к этому призывал Николай Бердяев. Хотя в его философских изысканиях и было место вольному толкованию христианских истин, тем не менее, в главном он не ошибался.
Свобода в Боге и свобода от Бога – это два типа поведения человека, два типа общества. Плоды свободы от Бога слишком ярко видны на примере российской истории, когда во имя «свободы» взрывали храмы и уничтожали миллионы наших сограждан.
Когда Бердяев умер, на его столе обнаружили недокуренную сигарету и открытую Библию. На мой взгляд, прекрасный пример искания русской философии.