Как трактуется свобода личности в христианском вероучении


Свобода в христианстве

Попробуем разобраться, что даёт человеку свобода, и её значение в христианском воззрении, в котором (впрочем, как и в других религиях) понятие трактуется очень непросто.

Скорее всего, Вам пригодится информация о том, как носить красную нить из Иерусалима.

Определение понятия


Вопрос определения этого понятия — один из самых важных в государственном устройстве и науке. Поднимается он и церковью. В целом, можно выделить три основных направления:

  • простое, обыденное;
  • социальное;
  • духовное.

Первые два вида подразумевают под собой право выбора действий в нашей повседневной жизни. Они относительно несложны. То есть не зависеть ни от кого ни физически, ни морально. Именно это обеспечивается законом. Несмотря на то, что законодательства большинства стран часто построены по-разному, на сегодняшний день не существует ни одного государства, где законодательно не обеспечена физическая и моральная независимость.

Духовная свобода

Государством понятие духовной свободы не рассматривается. Однако для религии духовность превыше всего. По мнению Церкви, человек, разум которого абстрагирован от материального, свободен. При этом физически он может быть закован в кандалы. Апостол Павел писал, что только правильная жизнь, в отказе от земных страстей, приобщает человека к Богу. А тот человек, который зависим от своих желаний и материальных вещей, — раб.

Когда христианство говорит про господство над страстями, подразумевается, в первую очередь, людская гордость. Именно она не позволяет отказаться от земных соблазнов и обрести духовную свободу. Физическая независимость при этом тоже является довольно важным фактором, но не главенствующим. Во многие времена проходили гонения на христиан. Это происходило как в Средневековье, так и в более позднее время. Церковь утверждает, что именно свободный дух помог христианам выдержать гонения и даже распространить религию. То есть при несвободном теле, когда они были закованы цепями, они были духовно выше страданий тела. Это и позволило пережить гонения.

Церковь о современном мире

Сегодня святые отцы говорят, что в современном мире получило распространение понятие «ложной свободы». Что волю для себя могут требовать силы зла, а не только добро. Здесь пример указывает на современное общество. Стремление добиться свободы может привести не только к процветанию, но и к деградации общества. Протест против устоявшихся принципов и традиций — именно это происходит сегодня в мире. С одной стороны, это, несомненно, положительное стремление к независимости. С другой, такое стремление зачастую приводит не к добру, а к злу, ведь избирается путь не созидания, а разрушения.

Демократия сегодня вроде бы обеспечивает человеку физическую независимость. Но, так или иначе, не все люди имеют равные права, и с этим не поспоришь. В любом случае, у главы государства прав много больше нежели у простого гражданина. Но президента ведь тоже выбирают для себя люди. Они сознательно выбирают себе главу, ведь им удобнее, чтобы ими повелевали. В таком случае меньше ответственности, меньше забот. Не нужно ни к чему стремиться.

Однако в этом контексте стоит отметить, что и религиозные образования не являются равными в своих правах. То же христианство, несомненно, в силу своей распространённости, будет иметь больше прав, чем небольшая секта. Поэтому религиозная свобода — это сегодня также довольно спорный вопрос.

Виды ответственности

Она бывает:

  • социальная;
  • нравственная;
  • политическая;
  • историческая;
  • юридическая;
  • коллективная;
  • персональная (индивидуальная);
  • групповая.

Существуют разные примеры ответственности. Сюда можно отнести случай, когда , обнаружив следы цианида в капсулах «Тайленола», отказалась от производства данного продукта. Общий убыток при этом составил 50 млн долларов. Впоследствии руководство компании заявило о том, что они предпринимают всевозможные меры по защите населения. Это пример социальной ответственности. К большому сожалению, подобные случаи на современном потребительском рынке можно встречаются очень редко.

Можно привести бытовые примеры ответственности и свободы: когда у человека есть свобода выбора музыки, которую он хочет послушать, но присутствуют и ограничения по времени ее прослушивания (в случае, если музыка звучит очень громко после одиннадцати вечера, наступает административная ответственность, в результате чего это грозит штрафом).

Свобода и любовь в понятиях Церкви

Христианство любой вопрос рассматривает с одной позиции: Бог есть любовь. Что главное в нашем бытие — чувство любви ко всему сущему. Человек становится свободнее, когда он приближается к всеобъемлющей любви, и наоборот. Что свобода может быть только в Боге. Любви к Богу.

Церковь использует этот критерий для разделения стремлений к воле в контексте современного мира. Если путь, по которому человек желает пойти, ведёт его к любви — он верный. Если направление не ведёт к любви — оно ложное. По понятиям христианства, любовь разрушают страсти:

  • сребролюбие;
  • славолюбие;
  • сластолюбие.

Там, где присутствует тяга к славе, деньгам, наслаждениям — там любви быть не может.

По мнению Церкви, материальное не имеет большого значения. Обращение к христианской жизни (следование заповедям, отказ от материальных соблазнов и т. д. ) может помочь обрести духовную, главную, свободу.

Понятие ответственности

Оно является категорией права и этики, которая отражает морально-правовое и социальное отношение личности ко всему человечеству в целом и конкретно к социуму. Выстраивание современного общества, укрепление сознательного начала в рамках его социальной жизни, приобщение народа к самостоятельности в отношении управления социумом, и все это наряду с этической ответственностью каждого индивида.

В правовых рамках действует административная, уголовная и гражданская ответственность, которая, помимо выявления состава преступления, учитывает еще и этические составляющие правонарушителя (условия его воспитания, род занятий, степень осознания своей вины, наличие желания дальнейшего исправления). На этом фоне моральная и правовая ответственности переплетаются (процесс осознания индивидуумом интересов социума впоследствии приводит к пониманию законов поступательного характера развития истории).

Соблюдение всех прав и свобод индивида, а также существование ответственности перед законом за совершаемые преступления – основной признак правового государства.

Эволюция и совершенствование человеческой цивилизации диктуют необходимость цивилизованного развития и правового аспекта, вследствие чего появилась концепция сугубо правового государства, которая выступила эквивалентом любой государственности.

Ушел в бытие правовой беспредел (права и свободы человека ничем не обеспечивались и не защищались). На сегодняшний момент социум имеет в своем арсенале новые методы правового обустройства индивида, обеспечивающие ему уверенность в завтрашнем дне.

Модели отношения человека и социума

Их всего три:

  1. Борьба за свободу (непримиримый и открытый конфликт данных категорий).
  2. Адаптация к окружающему (индивид добровольно следует законам природы, жертвуя при этом своим стремлением и желанием быть свободным).
  3. Бегство от окружающей действительности (человек, осознавая свое бессилие в борьбе за свободу, отправляется в монастырь либо уходит в себя).

Таким образом, в процессе понимания того, как взаимосвязаны свобода и ответственность, следует учитывать поведение человека. Если индивид четко осознает то, для чего он совершает конкретное действие, и не старается идти наперекор устоявшимся общественным нормам и правила, то рассматриваемые категории идеально гармонируют между собой.

Человек как личность может реализоваться исключительно при условии, если он использует свою свободу в качестве права выбора. Можно также отметить, что насколько высока будет эта жизненная позиция, настолько же средства и способы ее достижения будут гармонировать с закономерностями эволюции окружающей действительности. Понятие ответственности, в свою очередь, связано с необходимостью совершения выбора способов и средств, обеспечивающих достижение желаемой цели.

Итак, можно сделать вывод о том, что свобода способствует проявлению ответственности индивида, а ответственность выступает ее направляющим стимулом.

Задания

1. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.

2. Какое из двух приведённых ниже высказываний вам кажется более верным?

«Наша жизнь — это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».

«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».

3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода — это выбор».

4. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?

5. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

      Бога нет, царя не надо. Губернатора убьём, Платить подати не будем, Во солдаты не пойдём.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.

Условия реализации

Чтобы реализовать желания и проявить волю, должны быть определенные условия:

  1. Социальные нормы – действие должно быть законным в соответствии с принятым в конкретный период времени законодательством. Мы анализируем, будет ли действие уместным в соответствии с обычаями и традициями. Несколько столетий назад надеть короткую юбку или короткие шорты было неприемлемо, а сейчас на вас странно посмотрят, если вы выйдете на улицу в платье 15 века.
  2. Место в обществе – этот важный фактор. В средневековье, крепостной крестьянин не мог позволить себе того же, что и барин. Сейчас, кажется этому уже нет места, но это ошибочное мнение. Люди низшего класса с маленькой зарплатой не позволяют себе того, что делают люди высшего класса, даже если хотят.
  3. Формы общественной деятельности – то, как ваше действие воспримут, зависит от того, какая эта форма деятельности. Если вы высаживаете цветы на клумбе в частном доме, а осенью их срезаете и ставите в вазу, то все в порядке. Но если вы срезаете цветы с городских клумб, это грозит штрафом.
  4. Уровень развития общества – у людей средневековья даже не возникало желания надеть что-то такое, что носим мы. Также как у нас не возникает желания ходить по улице в устаревшей одежде.
  5. Освоение индивидом культурных норм и ценностей общества – уровень культуры, который освоил человек, определяет его волю. Дети, выросшие в неблагополучных семьях с родителями алкоголиками и наркоманами, в зрелом возрасте проявляют те же наклонности.

При наличии благоприятных условий человек выразит свою волю и не столкнется с осуждением общественности или наказанием по закону.

Свобода – относительное понятие и ключевая проблема философии на протяжении многих веков. Ее понимание различается не только у каждого человека, но и у всего общества в зависимости от исторической эпохи, в которой оно существует.

Документ

Как мы защищаем своё чувство свободы. Из книги американского социального психолога Э. Аронсона «Общественное животное».

Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин.

Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице, и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют, что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» на меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора, я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию.

Существует ещё один аспект потребности в свободе и автономии. При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии.

Вопросы и задания к документу

1. Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2. Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Если да, приведите примеры, как вы поступали в таких случаях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]